В чем видел мусоргский задачи искусства
«Никто так, как Мусоргский, не культивировал в музыкальном театре исключительно национальный, русский эпос. В глубинах панславянского языка он сумел найти созвучность страданиям и радостям каждого человека, которые выразил совершенными и всегда современными средствами» — считает итальянский музыковед Густаво Маркези.
Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 г. в селе Карево Псковской губернии, в семье помещика. В 1856 г. будущий композитор окончил курс в бывшей Школе гвардейских прапорщиков, недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, затем в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.
Творчество Мусоргского связано с лучшими классическими традициями, в первую очередь с произведениями Глинки и Даргомыжского. Однако, будучи последователем школы критического реализма, Мусоргский на протяжении своей жизни шел тернистым путем первооткрывателя. Его творческим девизом были слова: «К новым берегам! Бесстрашно, сквозь бурю, мели и подводные камни! » Они служили путеводной звездой композитору, поддерживая его в периоды невзгод и разочарований, воодушевляя в годы напряженных творческих исканий.
Задачи искусства Мусоргский видел в раскрытии жизненной правды, о которой он мечтал поведать людям, понимая искусство не только как средство общения между людьми, но и как средство воспитания людей.
«Художественное изображение одной красоты, в материальном ее значении, — грубое ребячество — детский возраст искусства, — писал Мусоргский В. В. Стасову. — Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ковырянье в этих малоизведанных странах и завоевание их — вот настоящее призвание художника». И в другом письме к нему же: «Трудны достижению, боязно подступиться к ним; но когда подступишь — откуда дерзость берется! и хорошо тогда бывает».
Вершина наследия Мусоргского — его народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина». Эти гениальные сочинения одного из величайших русских композиторов являются подлинным откровением в истории развития мировой оперной драматургии.
Оставаясь верным высоким этическим идеям до конца своих дней, Мусоргский за пять лет до кончины писал: «. и теперь, и вчера, и недели тому назад, и завтра все дума — одна дума выйти победителем и сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства».
Эти страстные слова и в наши дни служат призывом к постоянному стремлению вперед, укрепляя веру в подлинный гуманизм созидательного, прогрессивного творчества.
В чем видел мусоргский задачи искусства
3.5.1. Общая характеристика творчества
Рекомендуемая литература
Модест Петрович Мусоргский – один из самобытных русских художников, чей авторитет в музыкальном мире за истёкшие 100 лет ничуть не уменьшился, а возрос во всех странах мира. Он принадлежит к числу тех великих художников, которые, отразив исключительно ярко жизнь своей эпохи, сумели в то же время заглянуть далеко в будущее. Новаторство Мусоргского было такого типа, когда смелое утверждение нового в искусстве протекало при резком отрицании всего традиционного, рутинного.
Освоение его искусства современниками и новыми поколениями полно драматизма. Большинство крупных писателей и общественных деятелей не «расслышало» Мусоргского. Его искусство обнаружило, как по сравнению с ним были скованы его современники (редакция его опер Римским-Корсаковым). И по сей день его произведения остаются во многом загадкой. Таким образом, с одной стороны – прижизненная непонятость, с другой – колоссальный диапазон посмертных влияний, неисчерпаемость предпосылок к актуализации.
Сущность оперной реформы. Реформаторски работает над следующими проблемами: народности, реализма, историчности искусства.
Стиль, музыкальный язык
Таким образом, то, что сделал Мусоргский было революционно. По своей сути он подчинил музыку задачам реалистической выразительности. Музыка в его творчестве уже не является средством для выражения красоты. Он приблизил музыку к жизни, раздвинул границы музыкального искусства.
Контрольные вопросы:
Вопросы для самостоятельной работы:
Презентация к уроку
Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ковырянье в этих
малоизведанных странах и завоевание их — вот настоящее призвание художника”.
Из письма М.Мусоргского В.Стасову
Его эстетические взгляды сложились под воздействием демократических и народно-освободительных идей 60-х годов – времени высокого духовного подъема и острых социальных конфликтов. Цель своего искусства композитор видел в правдивом отображении жизни народа, в психологической достоверности образов, в любви и сострадании к обездоленным людям, что сближало его музыку со многими произведениями современной литературы и живописи. Свой основной творческий принцип – “жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона” – он воплощал в различных сочинениях.
Главными жанрами для Мусоргского всегда были опера и камерная вокальная музыка. Именно в них композитор постоянно искал новые средства музыкальной выразительности. Смело экспериментируя, он пришел к синтезу русской крестьянской песенности и характерной декламационности, впитавшей в себя живые интонации разговорной речи, а его новаторские гармонии, тембровое богатство, свободная игра тональностей предвосхитили многие открытия русских и европейских композиторов XX века.
Модест Петрович Мусоргский (слайд 2) родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии в имении отца – Петра Алексеевича, небогатого помещика, представителя старинного дворянского рода Рюриковичей. В живописной усадьбе прошли первые десять лет его жизни. Красота и поэтичность природы, простой и неспешный деревенский быт старинной русской семьи, крестьянский труд, народные обычаи и праздники, песни и легенды оставили глубокий след в душе будущего композитора. Впоследствии он вспоминал, что под непосредственным влиянием няни очень рано познакомился с русскими сказками.
Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте, и Модест воспитывался с братом Филаретом. Вся нежность матери, Юлии Ивановны, женщины доброй и мягкой, была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома. Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет (слайд 3) исполнил большой концерт Дж. Фильда. Родители Мусоргского в тот памятный для них вечер услышали от приглашенных множество восторженных комплиментов по поводу безусловного таланта мальчика. Можно сказать, что это детское выступление предрешило дальнейшую биографию Мусоргского. На семейном совете было решено приложить все усилия для развития творческих задатков Модеста. Но никто не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора.
До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем (слайд 4) вместе с братом поступил в Петропавловскую школу в Санкт-Петербурге, которая была известна своей продуманной гуманитарной программой. Здесь, кроме всего прочего, он изучал немецкий язык и латынь, а также серьезно заинтересовался литературой. Его учителем музыки был известный петербургский пианист и педагог, ученик прославленного Джона Фильда Антон Герке (слайд 5). В 1852 году, при содействии учителя, было опубликовано первое фортепианное произведение Мусоргского полька “Подпрапорщик”.
По окончании школы в 1856 году (слайд 7) Мусоргского зачислили офицером в лейб-гвардии Преображенский полк; перед ним открывалась блестящая военная карьера. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом.
Зимой 1857 года в жизни Мусоргского произошло ещё одно важное событие: его пригласили (слайд 8) на вечер в дом А.С. Даргомыжского. Сам хозяин, обстановка музыкального собрания, звучавшие там произведения Глинки и Даргомыжского произвели неизгладимое впечатление на молодого музыканта. Он стал часто бывать у Даргомыжского, который полюбил одаренного юношу. Под влиянием новой для него русской музыки Мусоргский сочиняет свой первый романс “Где ты, звездочка?” (на слова Н. Грекова) в характере русской протяжной песни. В доме Даргомыжского в этом же году он знакомится (слайд 9) со своими будущими музыкальными друзьями и соратниками — Ц. А. Кюи и М.А. Балакиревым, и художественным критиком В.В. Стасовым. Вскоре Мусоргский стал участником “Могучей кучки”.
Хотя Балакиреву было лишь двадцать лет, он был уже признанным музыкантом — композитором, концертирующим пианистом. Балакирев обладал верным вкусом, критическим чутьем и сразу же распознал в Мусоргском незаурядный талант. Он стал заниматься с ним композицией, проигрывать совместно сочинения Бетховена, Шуберта, Шумана, Берлиоза, Листа и на их примере объяснять особенности формы, оркестровки, фактуры. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни. Мусоргский потянулся к Балакиреву с первых встреч. Он стал показывать ему свои первые опыты, несмотря на то, что Балакирев был резок и беспощаден в критике. Он мечтал о том, чтобы Балакирев давал ему уроки композиции, и тот согласился. Юному Мусоргскому, музыкально одаренному, но малообразованному, занятия с Балакиревым, безусловно, принесли большую пользу. Иногда вместе с ним приходил на уроки музыки Цезарь Антонович Кюи, часто бывал там В.В. Стасов.
Юный офицер в обществе Стасова и Балакирева чувствовал себя неучем. Приходя домой, он спешил “догнать” их — ночи напролет просиживал над книгами. А днем — смотры, разводы, бестолковая армейская жизнь. Тянула музыка, книги, хотелось к друзьям, но ни сил, ни времени не хватало. И тогда пришло решение — оставить службу. Друзья были встревожены — стоит ли рисковать, когда карьера музыканта так безрадостна и шатка? Но юноша был тверд в своем решении. Результатом борьбы между страстной тягой к творчеству и невозможностью сочетать свое истинное призвание с военной службой становится прошение об отставке, которая и состоялась летом 1858 года. Его звала музыка.
Он начал с романсов, с небольших оркестровых пьес. Что бы ни писал — виделись ему живые люди, сценки из народной жизни, веселые, грустные, иногда горькие до слез.
Мусоргский начинает работать над музыкой к трагедии античного драматурга Софокла
Выйдя в отставку, Мусоргский серьезно размышляет об устройстве своей судьбы, много занимается самообразованием, изучает русскую и европейскую литературу, а также произведения Глинки, Моцарта, Бетховена и современных ему композиторов. Его интересуют как самые различные проблемы — философские и религиозные, так и вопросы психологии и даже естествознания, геологии.
Отличала Мусоргского и демократичность взглядов, поступков. Особенно ярко это проявилось после крестьянской реформы 1861 года. В течение двух лет после освобождения крестьян он вынужденно участвовал в управлении семейным имением. Чтобы избавить своих крепостных крестьян от выкупных платежей, Модест Петрович отказался от своей доли наследства в пользу брата (слайд 10). Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Главном инженерном управлении, лесном департаменте Министерства государственных имуществ, министерстве внутренних дел, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.
Увлекали его идеи русских народных демократов. Одно время (слайд 11) Мусоргский жил в “коммуне”, каких немало появилось среди передовой интеллигенции шестидесятых годов после выхода в свет в 1863 году романа Чернышевского “Что делать?”. В.В. Стасов в биографическом очерке о Мусоргском той поры рассказывал: “. Осенью 1863 года, воротясь из деревни, он поселился, вместе с несколькими молодыми товарищами, на общей квартире, которую они для шутки называли “коммуной”, быть может, из подражания той теории совместного житья, которую проповедовал знаменитый в то время роман “Что делать?”. У каждого из товарищей было по отдельной своей комнате. и тут же была одна общая большая комната, куда все сходились по вечерам, когда были свободны от своих занятий, читать, слушать чтение, беседовать, спорить, наконец, просто разговаривать или же слушать Мусоргского, играющего на фортепиано или поющего романсы и отрывки из опер. Таких маленьких товарищеских “сожитий” было тогда немало в Петербурге, а может быть, и в остальной России. Всех товарищей в настоящем кружке было шестеро. Все это были люди очень умные и образованные; каждый из них занимался каким-нибудь любимым научным или художественным делом несмотря на то, что многие из них состояли на службе в сенате или министерствах; никто из них не хотел быть празден интеллектуально, и каждый глядел с презрением на ту жизнь сибаритства, пустоты и ничегонеделанья, какую так долго вело до той поры большинство русского юношества”.
Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой деятельности. Композитор задумал написать оперу, в которой нашло бы воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению сильной волевой личности. Творческая деятельность Мусоргского протекала бурно. Работа шла лихорадочно, каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными (слайд 12) оперы “Царь Эдип” (Софокл) и “Саламбо” (Флобер), где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности.
Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла (слайд 14) незаконченная опера “Женитьба” (1 акт 1868 г.). В ней под влиянием оперы Даргомыжского “Каменный гость” он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя. Композитор поставил перед собой задачу музыкального воспроизведения “человеческой речи во всех ее тончайших изгибах”. Оригинальность замысла и смелость эксперимента в создании “музыкальной прозы” сделали “Женитьбу” своеобразной творческой лабораторией, в которой шел поиск “музыкальной правды” и оттачивались выразительные средства для “Бориса Годунова” и “Хованщины”. По выражению автора, начав сочинение “Женитьбы”, он засадил себя в “клетку опыта”. После окончания первого действия опыт закончился, обогатив композитора новыми гранями мастерства.
Все нововведения (слайд 16) Мусоргского встречали горячее одобрение его товарищей – членов “Могучей кучки”. В это время наиболее близкие отношения сложились у композитора (слайд 17) с Римским-Корсаковым — они даже некоторое время жили вместе: “Наше житье с Модестом, — вспоминал Римский-Корсаков, — было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению. В эту осень и зиму мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями”.
Премьера (слайд 19) прошла с большим успехом, по словам В. В. Стасова, “это было великое торжество Мусоргского”. Однако дальнейшая судьба оперы складывалась трудно, ибо это произведение самым решительным образом разрушало привычные представления об оперном спектакле. Здесь все было новым: и остросоциальная идея непримиримости интересов народа и царской власти, и глубина раскрытия страстей и характеров, и психологическая сложность образа царя-детоубийцы. Непривычным оказался музыкальный язык, о котором сам Мусоргский писал: “Работою над говором человеческим я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии”.
С восторгом публики контрастировал враждебность критики: произведение Мусоргского было настолько новаторским, так сильно разрушало привычные представления об опере и выделялось необычным музыкальным языком, что рецензенты упрекали автора в невежестве, стремлении к “оригинальничанью”, недостатке мелодичности, однообразии речитативов, искажении Пушкина и прочих “грехах”.
За годы работы над “Борисом Годуновым” (1868—1872) композитор сблизился и по-настоящему подружился с В. В. Стасовым, часто бывал в его петербургской квартире и летом на даче. Искреннюю любовь он питал (слайд 20) к младшему брату Стасова — Дмитрию Васильевичу и его детям, которые отвечали “Мусорянину” восторгом и обожанием.
Теплое и нежное отношение к ним, к поэтичному миру их чувств, огорчений и радостей Мусоргский выразил в вокальном цикле “Детская”. Дружба с В. В. Стасовым значила для него очень много: композитор остро нуждался в поддержке и сердечном отношении, так как своей семьи у Мусоргского не было, а его товарищи композиторы постепенно отдалялись друг от друга.
Еще в период работы над “Борисом Годуновым” Мусоргский вынашивает замысел “Хованщины” (слайд 21) и вскоре начинает собирать материалы. Все это осуществлялось при активном участии В. Стасова, который в 70-х гг. сблизился с Мусоргским и был одним из немногих, кто по-настоящему понимал серьезность творческих намерений композитора. В. В. Стасов стал вдохновителем и ближайшим помощником Мусоргского в создании этой оперы, над которой он работал с 1872 года почти до конца жизни. “Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться «Хованщина». ей же начало Вами дано” — писал Мусоргский Стасову 15 июля 1872 г.
Композитора вновь привлекли судьбы русского народа в переломный период российской истории. Мятежные события конца XVII века, острая борьба старой боярской Руси и новой молодой России Петра I, бунты стрельцов и движение раскольников дали Мусоргскому возможность создать новую народную музыкальную драму. “Хованщину” автор посвятил В. В. Стасову.
В последние годы жизни продолжалось отдаление Мусоргского от товарищей-кучкистов. Он тяжело переживал охлаждение дружбы с ними, лишь с Бородиным у него сохранялись теплые и сердечные отношения. Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что “будет драться до последней капли крови”.
После смерти (слайд 29) Мусоргского Римский-Корсаков завершил “Хованщину” и, желая вернуть “Бориса Годунова” на сцену, сделал новую редакцию оперы. В 1920-е годы российский музыковед П.А. Ламм проделал огромную работу, восстановив по автографам авторский текст оперы. Последняя редакция “Бориса Годунова”, касающаяся инструментовки, принадлежит Д. Д. Шостаковичу. Шостакович заново отредактировал и “Хованщину”, вернув эпизоды, сокращенные Римским-Корсаковым, и сделал инструментовку оперы. Но именно в редакции Римского-Корсакова “Борис Годунов” получил мировую известность; непревзойденным исполнителем партии Бориса стал великий русский певец Ф.И. Шаляпин. В 1917 году Кюи закончил и оркестровал “Сорочинскую ярмарку”. Позже еще один вариант редакции осуществил композитор В.Я. Шебалин.
1. Гений Мусорского и его значение в мировом музыкальном искусстве 2. Семья 3. Музыкальная одаренность
«Никто так, как Мусоргский, не культивировал в музыкальном театре исключительно национальный, русский эпос. В глубинах панславянского языка он сумел найти созвучность страданиям и радостям каждого человека, которые выразил совершенными и всегда современными средствами» — считает итальянский музыковед Густаво Маркези.
Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 г. в селе Карево Псковской губернии, в семье помещика. В 1856 г. будущий композитор окончил курс в бывшей Школе гвардейских прапорщиков, недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, затем в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.
Творчество Мусоргского связано с лучшими классическими традициями, в первую очередь с произведениями Глинки и Даргомыжского. Однако, будучи последователем школы критического реализма, Мусоргский на протяжении своей жизни шел тернистым путем первооткрывателя. Его творческим девизом были слова: «К новым берегам! Бесстрашно, сквозь бурю, мели и подводные камни! » Они служили путеводной звездой композитору, поддерживая его в периоды невзгод и разочарований, воодушевляя в годы напряженных творческих исканий.
Задачи искусства Мусоргский видел в раскрытии жизненной правды, о которой он мечтал поведать людям, понимая искусство не только как средство общения между людьми, но и как средство воспитания людей.
«Художественное изображение одной красоты, в материальном ее значении, — грубое ребячество — детский возраст искусства, — писал Мусоргский В. В. Стасову. — Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ковырянье в этих малоизведанных странах и завоевание их — вот настоящее призвание художника». И в другом письме к нему же: «Трудны достижению, боязно подступиться к ним; но когда подступишь — откуда дерзость берется! и хорошо тогда бывает».
Вершина наследия Мусоргского — его народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина». Эти гениальные сочинения одного из величайших русских композиторов являются подлинным откровением в истории развития мировой оперной драматургии.
Оставаясь верным высоким этическим идеям до конца своих дней, Мусоргский за пять лет до кончины писал: «. и теперь, и вчера, и недели тому назад, и завтра все дума — одна дума выйти победителем и сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства».
Эти страстные слова и в наши дни служат призывом к постоянному стремлению вперед, укрепляя веру в подлинный гуманизм созидательного, прогрессивного творчества.
«Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора Мусоргского
21 марта (по новому стилю) 1839 года родился Модест Петрович Мусоргский – русский гений, чьё творчество оказало влияние на европейскую музыку ХХ столетия. Однако при жизни ему пришлось столкнуться с непониманием, одиночеством и нуждой
Единственный прижизненный портрет Мусоргского кисти Репина потряс современников. Больной, неряшливый, одинокий человек в больничном халате поверх расшитой рубахи, вглядывается куда-то мимо зрителя. Модесту Петровичу всего 42 года. Репин торопился запечатлеть любимого друга: пусть и жестокая, но – правда.
Как раньше художник ценил общение с этим удивительно тонким, очаровательным, эрудированным собеседником! Сколько было дивных разговоров о судьбах русского искусства, хохота, шуток… Позже доходили слухи, что Мусорянин (так прозвали его друзья) то ли болен нервной болезнью, то ли впал в депрессию, а может, его затянула привычка, которую по традиции у нас именуют пагубной.
Вот и сейчас, после ужасного приступа, друг угасал в военном госпитале. Илья Ефимович работал в больничной палате почти на коленке, без мольберта, и у него было всего четыре сеанса. На пятый художника уже не пустили: Мусорянин умер. Однако в прощальном взгляде композитора на портрете нет отчаяния. Напротив, он полон надежды: все, что успел написать, – талантливо, пусть это и отказывались признавать современники.
Душка-офицер, свежеиспеченный корнет привилегированного лейб-гвардии Преображенского полка, как будто только что «вылупившийся из яйца» – таким впервые увидел 17-летнего Модиньку Мусоргского молодой военный медик, будущий прославленный химик и композитор Александр Бородин. В мундирчике с иголочки, изящный Мусоргский производил впечатление утонченного светского фата. Он и слова выговаривал немного сквозь зубы, как это было принято у гвардейцев. Модничал, как мы сказали бы сейчас.
В своем офицерском кругу Модест уже был знаменитостью: душа компании, он блестяще импровизировал на фортепиано, уморительно разыгрывал сценки из популярных водевилей, изображая своим бархатистым баритоном сразу всех персонажей. «Дамы ухаживали за ним», – замечает Бородин.
М.П. Мусоргский. Преображенский полк. Фото: www.globallookpress.com
Виртуозными импровизациями Мусоргский прославился еще в «Школе гвардейских подпрапорщиков» – престижном учебном заведении Санкт-Петербурга, где дети аристократов получали военное образование. Это была воля родителей, родовитых, но небогатых псковских дворян, пожелавших сыновьям армейскую карьеру в столице империи. Однако папенька и маменька поощряли и занятия музыкой, нанимая Модесту лучших педагогов по фортепиано. Всё-таки, блистая артистическими талантами, провинциальному молодому человеку было легче продвинуться в высокомерных гостиных Санкт-Петербурга. Директор школы заметил даровитого юношу и частенько приглашал к себе в дом помузицировать с генеральской дочкой в четыре руки.
Юность Мусоргского совпала с тем временем, которое историки культуры называют русским Возрождением. После поражения в Крымской войне и унизительного Парижского мирного трактата 1856 года молодые прогрессивные люди Российской империи вдруг осознали себя русскими. Юный Модест писал, что теперь он не «космополит» и все больше любит Россию. Ему было досадно, что с нашей страной поступают так бесцеремонно.
В эти годы молодые дарования со всей империи стекались в столицу. Из Нижегородской губернии прибыл вундеркинд, пианист Милий Балакирев, движимый идеей создать самобытную национальную школу русской музыки. Не меньше! Он стал лидером группировки музыкантов, которая с лёгкой руки их идеолога Владимира Стасова вошла в историю искусства как «Могучая кучка». Помимо Балакирева, Мусоргского, Кюи и Бородина к кучкистам присоединился только что вернувшийся из кругосветки юный гардемарин Римский-Корсаков.
Их кумиром был Глинка – автор первых русских опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя». Начиная с 1857 года вечерами собирались у Балакирева, исполняли всё, что сочиняли за день. Это была творческая мастерская, где на правах наставника 20-летний Балакирев заставлял подмастерьев писать новаторскую музыку в национальном стиле, нещадно редактируя их опусы.
Музыкального образования, кроме домашнего, не было ни у кого. Да они и отвергали академизм, как нечто западное. Первая консерватория в Петербурге будет создана пианистом Антоном Рубинштейном только в 1862 году. Впрочем, члены «Могучей кучки», поначалу со всем юношеским максимализмом, противопоставляли себя этому учебному заведению, организованному на западный манер.
Через год усердных занятий в кружке единомышленников Модест уволился с военной службы навсегда, чтобы целиком посвятить себя музыке. А вместе с гвардейской карьерой уйдёт и житейское благополучие: после отмены крепостного права зарабатывать дворянам было нечем. Позднее, отдав свою часть наследства женившемуся брату, Модест всё же вынужден вернуться на государственную службу чиновником. Эта работа будет сильно изматывать его и мешать творческим поискам. К тому же наш герой поставил перед собой сложную задачу: выразить в «живой музыке живого человека», подразумевая жизнь русскую, разумеется.
…Язвительные критики будут на все лады ругать эти попытки Мусоргского, мол, композитор дошёл до того, что сочиняет «шипение самовара» и «поиск извозчиком кнута в тёмной комнате».
М.П. Мусоргский. Фото: www.globallookpress.com
Впрочем, и собратья-композиторы вели себя по отношению к Мусорянину несправедливо. Считали его необычные творческие находки недостатком образования, досадными промахами, которые надлежит немедленно исправить. Энергичный наставник Милий Балакирев говорил, что у Мусоргского «слабые мозги». Даже Владимир Стасов поначалу полагал, что Модесту следует писать что-нибудь сатирическое, например, водевиль «Бобыль». Будет придираться к каждому такту новаторских опер соратник-кучкист Цезарь Кюи. Все они, конечно, любили своего друга, но не сдерживали раздражения.
Даже близкий друг Римский-Корсаков отзовётся о неоконченной опере «Хованщина»: «какофония, безграмотность и грязь». Это случится позже, когда Модесту уже совсем тяжело будет справляться и со своим характером, и с ударами судьбы. Композитор всё чаще будет находить утешение в сомнительных компаниях.
Вспомним и Петра Ильича Чайковского, который в письмах своему брату называл творчество Модеста Петровича «мусоргской музыкой, которую нужно послать к чёрту». Возможно, коллег задевало то, что «звезда светских гостиных», экс-военный и «недоучка» замахнулся на святое – оперу!
По совету друга-пушкиниста, для первой своей серьёзной оперы Мусоргский выбрал трагедию «Борис Годунов». Ещё никто из «кучкистов» не брался за музыкальное полотно, изображающее не сказочных фольклорных русских, а реалистичных и суровых граждан, которые в скором времени ещё покажут себя во всей «красе». Чего только стоит сцена «Под Кромами», где толпа мужиков терзает ненавистного государева чиновника. Какое тут «бельканто».
В то время Мусоргскому 30 лет, он снимает квартиру на пару с таким же холостяком Римским-Корсаковым. Один пишет своего «Бориса», другой – оперу «Псковитянка». И коренной псковитянин Мусоргский помогает другу советами.
Как вспоминал позже Николай Андреевич, это было невиданное в истории совместное жительство двух композиторов. До обеда роялем пользовался Мусоргский, затем уходил на службу в департамент. После обеда – сочинительствовал Римский-Корсаков.
Опера «Борис Годунов». Большой театр. Фото: www.globallookpress.com
Стасов в своих воспоминаниях о Мусоргском любопытно описал это время: с раннего утра критик приходил будить спящих творцов опер, подавал им халаты, панталоны, умываться. Затем все вместе они пили чай с любимым швейцарским сыром. И начинался праздник творчества: композиторы проигрывали Стасову в лицах сочинённое накануне.
Либретто и клавир «Бориса Годунова» Мусоргский отнёс в оперный комитет Дирекции императорских театров. Несколько месяцев мучительно ждал ответа. И вот – отказ. Официальной причиной было объявлено, что в произведении нет ни одной полноценной женской партии, как нет и привычной зрителю любовной линии.
Театральной музыкой в то время заправляли, в основном, иностранцы: постановщики водевилей, оперетт, балетов. Они категорически не приняли произведение, в котором необычным было всё.
Вспомним одну из самых гениальных сцен: Борис Годунов в Кремле венчается на царство. И всё это звучит так, будто под ним земля ходит ходуном. Величественные и страшные крестообразные удары симфонических колоколов перемежаются настоящими звонами. Кажется, что эта тяжелая мистическая поступь тысячелетней русской истории вот-вот призовёт к ответу. В стремлении услышать живую историческую жизнь своего народа Мусоргский заглянул в бездну будущего. Шостакович, Прокофьев, Стравинский будут считать Мусоргского своим учителем, как и великие французские импрессионисты – Равель и Дебюсси.
В 1872 году появилась вторая редакция оперы «Борис Годунов»: в ней уже был целый польский акт, расчётливая соблазнительница Марина Мнишек, разбитная хозяйка корчмы. Наконец, после давления сторонников композитора и даже ультиматума со стороны примы Мариинки, певицы Юлии Платоновой, столичное оперное начальство сдалось. «Бориса Годунова» поставили на сцене Мариинского театра.
Успех был ошеломляющим, на премьере присутствовал даже брат императора. Продвинутая молодёжная галёрка вызывала автора на бис раз 20. Однако академическая «тусовка» вылила свою желчь на страницы газетной критики. Оперу назвали «какофонией в пяти актах», «настоящей мерзостью», «музыкой бедлама».
Как всё это выносил душевно хрупкий, не от мира сего, Мусоргский – несложно представить. Вдобавок ко всему один за другим начали отпадать друзья: скоропостижно скончался чуткий и преданный товарищ, архитектор Виктор Гартман, которому посвящены «Картинки с выставки». Это он всегда называл Модеста «Божественный Мусорянин». Уехал за границу Стасов. Обзавёлся семьей ближайший товарищ, граф Голенищев-Кутузов, женился и Римский-Корсаков. Мусоргский же тщательно скрывал от всех свою сокровенную личную жизнь, мотался по съёмным квартирам или годами жил у родственников и знакомых. Частенько бедствовал и, по-видимому, заливал горе. В результате так и остались незавершёнными оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Их заканчивали уже коллеги.
Ф. Федоровский. Эскиз декорации к опере «Хованщина». Фото: www.globallookpress.com
Все архивы после смерти Мусоргского попали к Римскому-Корсакову. Николай Андреевич досочинил «Хованщину» и основательно отредактировал «Бориса Годунова», фактически переписав на свой вкус многие сцены. Дошло до того, что долгие годы вплоть до нашего времени публика знала «Бориса Годунова» только в редакции Римского-Корсакова.
К счастью, сегодня подлинный Мусоргский возвращается, хотя услышать его в репертуаре русских оперных театров всё ещё непросто.