В чем видел перикл главное преимущество демократического строя
Урок по истории Древнего мира «Афины при Перикле»
1. Мультимедиа-презентация “Афины при Перикле”.
Основные понятия: демократия, демос, выборы, Народное собрание.
Тип урока: семинар-исследование.
1. Организационный момент.
Сообщение темы, целей и исходной проблемы семинара.
— Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. А эпоха Перикла названа историками “Золотым веком” демократии: именно в период его деятельности понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще только формируются.
В Афинах не было царей и вельмож, государством управлял демос. Ни в одном другом древнем государстве в управлении не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.
ПРОБЛЕМА: Можно ли назвать Афинское государство образцовым?
2. Актуализация опорных знаний, необходимых для более полного и осознанного усвоения темы.
— Беседа с классом по следующим вопросам:
— Что означают слова “демократия”, “демос”?
— Какая часть населения входила в демос?
— Кому принадлежала высшая власть в Афинском государстве?
3. Работа учащихся в группах с первоисточниками.
— Анализируя документы, относящиеся к эпохе Перикла, докажите:
Что в V веке в Афинах были созданы перечисленные вами условия, необходимые для осуществления демократии.
4. Афинское народное собрание.
Группа учащихся анализирует отрывок из “Истории” Фукидида.
(В данном отрывке приводится речь Перикла на могиле первых павших афинских воинов в начале Пелопонесской войны в 431 г. до н.э.)
— Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным… Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.
В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.
1. Как сам Перикл определяет демократию?
2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?
3. В какой мере это определение соответствует современным представлениям о демократии?
5. Избрание на государственные должности.
Группа учащихся анализирует отрывок из “Афинской политии” Аристотеля.
6. Перикл во главе Афин.
Группа учащихся анализирует отрывок о Перикле из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха.
— По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.
1. Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что?
2. Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?
Самого Перикла избирали на должность первого стратега 15 лет подряд.
Какими же качествами обладал Перикл, если он пользовался таким доверием граждан Афин?
Группа учащихся анализирует отрывок об остракизме из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха.
— Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали не состоявшимся. Затем все имена раскладывали порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее количество раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущества.
Как автор объясняет причины описываемых событий?
Для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».
… некоторые из воспоминаний Ксенофонта весьма убедительны. Он сообщает (как это делает и Платон), что Сократ был постоянно занят вопросом о том, как добиться того, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям. Он имел обыкновение задавать такие вопросы: “Если бы я хотел починить башмак, к кому бы я должен обратиться?” На этот вопрос некоторые искренние юноши отвечали:”К сапожнику, о Сократ”. Он имел обыкновение отправляться к плотникам, кузнецам и т.п. и задавал некоторым из них такой, например, вопрос: “Кто должен чинить корабль государства?”
… его манера вести диалог. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос, но только на первый взгляд. Собеседник нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал снова и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Понятное дело собеседник очень злился на него. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся.
— Как Перикл укрепил афинскую демократию?
— Что указывает на то, что Афины – рабовладельческая республика?
— Объясните, почему период правления Перикла называют «расцветом афинской демократии».
— Можно ли назвать Афинское государство образцовым?
ГЛАВА 14 Афинская демократия при Перикле
Афинская демократия при Перикле
РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ В V В. ДО Н.Э.
Политическое устройство любого государства в значительной мере зависит от положения и роли в обществе основных социальных групп. Это в полной мере относится и к афинскому полису. Афинская демократия, появившаяся на свет в результате реформ Клисфена на рубеже архаической и классической эпох, на протяжении последующих десятилетий постоянно развивалась и модифицировалась.
Важную роль в укреплении демократии строя сыграла реализованная в 80-х годах V в. до н. э. морская программа Фемистокла, предусматривавшая создание мощного военного флота. В качестве гребцов на афинские триеры были привлечены прежде всего беднейшие граждане, доходы которых не позволяли им приобрести гоплитские доспехи и сражаться в рядах фаланги. В результате военные моряки стали той силой, которая сыграла решающую роль в освобождении всего греческого мира от угрозы порабощения. Соответственно возросла и политическая роль этой части гражданского коллектива. Поскольку отныне флот, а не сухопутная армия стал основой афинских вооруженных сил, то и голос фетов (самых бедных афинян) в общественной жизни стал несравненно более весомым. В итоге демократия оказалась ориентированной скорее не на средние, а на наименее обеспеченные слои населения. В 487 г. до н. э. по инициативе Фемистокла была осуществлена реформа власти (архонтата): если ранее архонтов избирали голосованием в народном собрании, то теперь их стали назначать по жребию. Это привело к тому, что пост, считавшийся высшим в полисе, все чаще стали занимать не умудренные политические лидеры, а совершенно случайные люди, что снижало значение архонтской магистратуры.
Однако после отражения нашествия Ксеркса в 480—479 II. до н. э. радикализация афинской демократии примерно на два десятилетия приостановилась, даже более того, процесс временно приобрел обратное направление. Аристократ Кимон, в 70—60-х годах V в. до н. э. фактически стоявший у руля государства и пользовавшийся огромным влиянием после своих славных побед в греко-персидских войнах, был противником широкого участия демоса в управлении жизнью полиса. Ему больше импонировало жесткое государственное устройство Спарты, основывавшееся на дисциплине и безоговорочном подчинении рядовых граждан властям. При нем демократические реформы в Афинах были приостановлены. Кимона поддерживал Совет ареопага.
Этот древний аристократический орган, чей «золотой век», казалось бы, остался в далеком прошлом, сумел укрепить свое положение, достойно проявив себя в тяжелую годину войны с персами. В частности, именно ареопагиты пресекли панику и организовали эвакуацию жителей, когда войска Ксеркса в 480 г. до н. э. приближались к Афинам. После этого, воспользовавшись своим возросшим авторитетом, ареопаг присвоил себе ряд важных политических функций: стал проводить проверки граждан, избранных на государственные должности, принимать отчеты у магистратов по истечении срока их полномочий, судить тех должностных лиц, отчеты которых признавались неудовлетворительными. Происшедшие в общественной жизни изменения, бесспорно, следует определить как «шаг назад» в эволюции афинской демократии, как расширение участия аристократии в руководстве государством.
Следующий этап демократизации афинского полиса начался в конце 40-х годов V в. до н. э. и продолжался приблизительно десятилетие. Политические противники Кимона, сторонники увеличения роли демоса в управлении государством, сумели одержать верх: в 461 г. до н. э. Кимон был подвергнут остракизму и изгнан из Афин. Пришедшую к власти демократическую группировку возглавили Эфиальт и еще молодой, но уже пользовавшийся известностью благодаря выдающемуся ораторскому таланту Перикл. В 462/461 г. до н. э. по предложению Эфиальта была осуществлена чрезвычайно важная реформа ареопага. Древний совет лишился незаконно присвоенных им полномочий, которые были теперь распределены между демократическими органами управления – народным собранием, гелиэей и Советом пятисот.
Вскоре после этого Эфиальт был убит при загадочных обстоятельствах, но демократические реформы продолжил Перикл. Они совершались на всем протяжении 50-х годов V в. до н. э. Чрезвычайно важное значение имело введение мистофории – оплаты труда должностных лиц. Вначале плату за исполнение своих обязанностей стали получать судьи-присяжные; вскоре мистофория была распространена на членов Совета пятисот, а затем и на многие другие магистратуры, что позволило небогатым гражданам более активно, чем ранее, участвовать в политической жизни. И этой возможностью они сразу воспользовались, понемногу лишая аристократию монополии на большинство государственных постов. Так, в 457 г. до н. э. на должности архонтов, ранее доступные лишь пентакосиомедимнам и всадникам (представители двух первых сословных разрядов), было позволено избирать зевгитов. Феты этого права формально не получили, но фактически и они тоже могли становиться архонтами: выставляя свою кандидатуру на жеребьевку, фет просто умалчивал о своей принадлежности к низшему разряду граждан, и власти делали вид, что не замечают обмана.
Тогда же происходили демократические изменения в системе судопроизводства. Был осуществлен переход от открытого к тайному голосованию в гелиэе, что уменьшило возможности аристократии реально влиять на вынесение приговоров, воздействуя разными способами на рядовых граждан. Члены судебных коллегий стали избираться по жребию, что считалось в те времена сугубо демократическим методом. Вообще применение в политической системе разного рода жеребьевок, особенно при избрании должностных лиц, значительно возросло.
На рубеже 60—50-х годов V в. до н. э. значительно активизируется деятельность народного собрания. Оно стало собираться чаще, чем прежде. На Пниксе, холме в центральной части Афин, было построено специальное сооружение для работы народного собрания, в нем стояли ряды скамей для граждан и трибуна для выступающих. В 453 г. до н. э. были возрождены введенные еще Писистратом, но впоследствии отмененные разъездные судебные коллегии, разбиравшие на местах, в сельских демах, тяжбы между земледельцами. При этом преследовалась цель ограничения власти местной аристократии.
Неоднозначное впечатление производит принятый в 451 г. до н. э. по инициативе Перикла закон о гражданстве. Согласно этому закону, полноправными гражданами Афин стали считаться лишь те лица, которые могли подтвердить свою принадлежность к гражданскому коллективу и по отцовской, и по материнской линии. Это консолидировало граждан полиса. Но этот закон был очень неудобен знати, поскольку многие афинские аристократы издревле заключали браки с женщинами из других государств, в том числе негреческих. Так, женой Мильтиада и матерью Кимона была фракийская царевна. Теперь дети от «смешанных» браков не могли стать афинскими гражданами. В результате принятия этого закона гражданский коллектив Афин как бы превратился в привилегированное сословие «избранных», которым только и дозволялось пользоваться всеми благами демократии.
Реформы Эфиальта и Перикла привели к тому, что к середине V в. до н. э. демократическое устройство афинского полиса приобрело классический облик. Демос реально взял власть в свои руки, постепенно избавляясь от «опеки» аристократов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Афины при Перикле (Д. П. Каллистов)
Афины при Перикле (Д. П. Каллистов) — Напрасно полагаешь, Перикл, что, подлаживаясь к народу, ты можешь подорвать влияние Кимона! Нужно быть последним глупцом, чтобы надеяться на это!Так кричал аристократ Кинофил, неотступно следуя за Периклом, шедшим своей обычной
Период восстановления, демократия и «народная демократия»
Период восстановления, демократия и «народная демократия» Советская Армия, поведение которой на оккупированных территориях подтвердило ожидания пессимистов и быстро лишило иллюзий тех, кто встречал ее как освободительницу, еще не успела организовать блокаду
Афинская демократия как политическая система
Афинская демократия как политическая система 1. Общие особенности. Понятие афинского гражданства По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим
4. Афинская политика в 479–466 гг
4. Афинская политика в 479–466 гг Афиняне закончили Персидскую войну с возросшей уверенностью в свое государство. Равноправие (isonomia), введенное Клисфеном, обеспечило Афинам единство и согласие, закаленные тяжелым испытанием – тотальной эвакуацией – и подкрепленные
Афинская армия
Афинская армия В самом крупном из полисов, Афинах, служить в армии были обязаны все граждане в возрасте от 17 до 59 лет. В V в. Афины могли выставить около 30 тысяч гоплитов, из которых примерно половина была полностью годна к бою. Остальные — те, кому не исполнилось
Афинская армия
Афинская армия В самом крупном из полисов, Афинах, служить в армии были обязаны все граждане в возрасте от 17 до 59 лет. В V в. Афины могли выставить около 30 тысяч гоплитов, из которых примерно половина была полностью годна к бою. Остальные — те, кому не исполнилось
АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В IV В. ДО Н. Э.
АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В IV В. ДО Н. Э. Исследуя процесс кризиса классического полиса, не следует все происходившее в Греции в это время видеть только в мрачном свете. В IV в. до н. э., бесспорно, имели место и позитивные явления, одним из которых было совершенствование системы
1. Конницы: афинская и фессалийская[35]
1. Конницы: афинская и фессалийская[35] Греки стали пользоваться конницей в войнах позднее, нежели многие другие народы, как, например, скифы, персы и ассирийцы. Объясняется это недостатком пастбищ и гористым характером местности. По этой же причине и позже, когда конница
Афинская империя
Глава 2 Афинская чума
Глава 2 Афинская чума Зачем мы здесь? Ты видишь сам: наш город Добычей отдан яростным волнам; С кровавой зыбью силы нет бороться, Нас захлестнула с головой она. Хиреют всходы пажитей роскошных; Подкошенные, валятся стада; Надежда жен в неплодном лоне гибнет; А нас терзает
Афинская школа
Афинская школа В Афинской школе неоплатоников процветал живой интерес не только к трудам Платона, но и к произведениям Аристотеля. Так, Плутарх Афинский, сын Нестора и схоларх Академии (ум. 432 н. э.), составил комментарии к трактату «О душе», а Сириан (ум. ок. 430 н. э.), преемник
АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ Разоренные персами Афины и их окрестности начали после греко-персидских войн довольно быстро восстанавливать и приумножать свое благосостояние. Правда, улицы были узкими и извилистыми, грязными и немощеными, дома почти все маленькие и скромные, зато
Афинская школа
Афинская школа На знаменитой ватиканской фреске «Афинская школа» (1511 г.) Рафаэль Санти изобразил, как его современники представляли себе историю и структуру античной философии. Это произведение считается не только шедевром мирового искусства, но и образцом
Глава четвертая ««РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ» = РЕАКЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ»222
Глава четвертая ««РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ» = РЕАКЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ»222 После свержения самодержавия к политике потянулось громадное количество обывателей, миллионы мелких хозяйчиков, стоявших между буржуазией и пролетариатом. В партию эсеров устремилась
Расцвет Афинской демократии при Перикле
Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина. Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.
Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей.
1. Вождь афинской демократии Перикл. После греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.
Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.
Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.
2. Народное собрание. Главным органом управления было народное собрание(гелея). В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы.
3. Совет 500 и Ареопаг.
Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Совета 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Прежде всего готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений (включая проекты мирных договоров), бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законности избрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново.
Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг — один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к IX—VIII вв. до н. э., к совету родовых владык.Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60—70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось «хорошее воспитание», что подразумевало аристократическое происхождение).
Ареопаг в V—IV вв. до н. э. стал одной из судебных инстанций — разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.
3. Должностные лица. Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.
Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.
Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны.
В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха — командиры конницы, 10 филархов — командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.
Хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц.
В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э, число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15—в Пирее.) Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками.
4. Суд(гелиея). Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа. Избираться в гелиею можно было по нескольку раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел, повышало их профессионализм, компетентность решений. Судебные разбирательства в гелиее проводились совместно с соответствующими магистратами. Архонт, стратег или член какой-либо другой коллегии председательствовал на заседании той или иной палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства, вносило в нее необходимый порядок. В Афинах не существовало государственных обвинителей и специалистов-защитников.
Кроме разнообразных судебных дел на гелиею была возложена ответственная задача по охране всей системы афинской демократии(«жалоба на противозаконие»).
Еще одной охранительной мерой демократического строя была система постоянной и строгой отчетности практически всех афинских должностных лиц. Прежде чем уйти со своего поста после годового исполнения обязанностей, каждый магистрат отчитывался или в Народном собрании, или в Совете 500, или в специальных комиссиях и в случае обнаруженных злоупотреблений привлекался к самой строгой ответственности.
Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.
Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.
Чтобы несколько сгладить имущественные различия среди граждан, в Афинах была выработана система повинностей — литургий. Система литургий была организована таким образом, чтобы масса малоимущего гражданства, слушая хор, наблюдая состязания атлетов или находясь на оснащенном богачами корабле, воочию ощущала известное единство гражданского коллектива, где богатые граждане хотя бы частично делятся своими доходами с малообеспеченной частью гражданства.
6. Строительство в Афинах при Перикле. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.
7. Военная сила Афин. Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги.
Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.
При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея (их называли Длинными стенами). В Пирее было многолюдно и шумно. Здесь заключали торговые сделки, продавали и покупали большие партии товаров.