В чем видел пушкин причины пугачевского бунта

Русский бунт в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. vasily perov court pugacheva 5. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта фото. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта-vasily perov court pugacheva 5. картинка В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. картинка vasily perov court pugacheva 5.

Русский бунт в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина исторически точно и ярко показан глазами его очевидца Петра Андреевича Гринева. Нужно отметить, что, начиная с двадцатых годов девятнадцатого столетия, А.С. Пушкин живо интересуется историческим прошлым своей страны, что вдохновило писателя на написание таких произведений, как «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава». К тридцатым годам этот интерес обострился, так как именно в это время крестьянские волнения были отнюдь не редкостью. Все чаще писатель обращается к теме русского бунта, крестьянской революции. В романе «Капитанская дочка» он глубоко и исторически верно раскрывает причины, ход и характер Пугачевского бунта.

Автор справедливо считает, что причины русского бунта – в крепостном гнете, безграничной жестокости и самовластии правителей той местности, где эти бунты возникали, в несправедливой политике царя и его правительства, касающейся нерусских народностей на юге Урала. В главе «Пугачевщина» А.С. Пушкин устами Петра Гринева, главного героя романа, рассказывает о положении в Оренбургской губернии. Она была обширна, населяли ее «полудикие народы», которые совсем недавно признали владычество российских государей. От правительства требовался постоянный надзор, чтобы держать в повиновении эти народы. Часто среди них возникали возмущения, разного рода недовольства, они были глухи к законам и гражданской жизни. На Оренбургской земле строились крепости, заселенные казаками. Однако яицкие казаки, которые должны были охранять спокойствие и безопасность края, сами представляли для правительства неспокойных и опасных подданных.

Петр Гринев, рассказчик и участник Пугачевского бунта, по долгу службы оказался в одной из отдаленных крепостей Оренбургской губернии. Однажды комендант Белогорской крепости получил письмо от генерала, в котором он сообщал о сбежавшем донском казаке Емельяне Пугачеве, который назвал себя императором Петром III и, собрав шайку, производил грабежи и убийства. Генерал приказывал коменданту принять меры к отражению или уничтожению самозванца. Но капитан Миронов догадывался, что мятежник силен и сдержать его будет непросто. Когда же Пугачев со своим отрядом подошел к воротам крепости, то легко смог взять их штурмом, и, хотя Иван Кузьмич звал своих солдат в бой, «обробелый гарнизон не тронулся», поэтому мятежники оказались в крепости. Простой народ везде радостно встречал бунтаря, как своего победителя. Не стала исключением встреча и в Белогорской крепости. В течение трех часов жители и бывшие защитники крепости присягали Емельяну Пугачеву, который объявлял каждому присягнувшему прощение и принимал в свою шайку. Тех, кто отказался перейти на сторону мятежника, повесили. Остался верен своей клятве, данной императрице, Иван Кузьмич, повесили рядом с комендантом Ивана Игнатьича, зарубили саблей Василису Егоровну, чуть не казнили Петра Гринева, который тоже отказался служить лжеимператору, и, если бы не Савельич, который бросился на спасение барского сына, висеть бы герою на плахе рядом с капитаном Мироновым. Бунт оставил сиротой Машу Миронову. Много несчастья принесла она в крепость.

По дороге в Оренбург Емельян Пугачев пополнял свое войско новыми людьми, которые присоединялись к нему, а сейчас стекались все к городу, как к злодейскому гнезду. Однако бунтующие деревни приходили в повиновение при виде войска, шайки мятежников бежали, иногда даже раньше, чем до них доходили войска. Освободили и Оренбург, разбив отряды Пугачева, но самозванец, сбежав, заручился поддержкой рабочих сибирских заводов и вновь начал разбойничать. Он разорил многие сибирские крепости, взял Казань и направлялся в Москву. Армия шла по следам Пугачева. Гринев с горечью говорит, что по дороге они видели разоренные селенья. Нигде не было правления, помещики скрывались от мятежников в лесах, шайки зверствовали повсюду, начальники некоторых отрядов казнили и миловали по своему усмотрению. Состояние всего края было ужасно. Глядя на эту картину Гринев восклицает: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Этим автор хочет подчеркнуть, что стихийные восстания с не совсем ясными целями и без определенного плана ни к чему хорошему не приводят.

По моему мнению, А.С. Пушкин показал русский бунт объективно и правдиво. Он не старался идеализировать ту или иную сторону конфликта, а также не пытался принизить значение этого события в истории нашей страны.

Источник

Презентация к уроку «Русская история в произведениях Пушкина. «История Пугачёвского бунта» 8 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. presentation bg. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта фото. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта-presentation bg. картинка В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Русская
история
в произведениях
А.С. Пушкина.
«История пугачёвского бунта»

Описание слайда:

Памятник Н.М. Карамзину в Ульяновске

Описание слайда:

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»
А.С. Пушкин

Описание слайда:

АБРАМ ПЕТРОВИЧ ГАНИБАЛ,
ПРАДЕД ПОЭТА
«Арап Петра великого»

Описание слайда:
Описание слайда:

Песнь о вещем Олеге

Описание слайда:
Описание слайда:

Трагедия «Борис Годунов»
Сцена в Чудовом монастыре

Описание слайда:
Описание слайда:

Поэма «Медный всадник»

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Роман «Капитанская дочка»

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

В августе 1833 года во время поездки за материалами для «Истории Пугачёва» Пушкин прибыл в Нижний Новгород, где был принят губернатором Бутурлиным за ревизора, прибывшего в город инкогнито.

В сентябре 1833 года через Мелекесс проезжал русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, следовавший из Москвы в Оренбург для сбора материала о крестьянском восстании под предводительством Пугачёва.

Описание слайда:

Пушкин первым пробил брешь в указе о предании вечному забвению самого имени Емельяна Пугачёва, рассказал историю бунта «со всею верностию историка»

Описание слайда:

История создания романа
«Капитанская дочка»
У Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году
По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти»)

Описание слайда:

История создания романа
«Капитанская дочка
. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста.

Описание слайда:

История создания романа
«Капитанская дочка
Пушкин считал свое произведение историческим романом. В литературоведении чаще именуют повестью.
Роман был закончен роман 19 октября 1936 года

Чем роман отличается от «Истории пугачёвского бунта»?

Описание слайда:

В “Истории Пугачевского бунта” много точных дат, названий географических мест. Детали, которые приводятся в тексте, имеют поясняющий характер, цель их использования – дать наиболее точную и четкую – объективную картину происходящего.

“Капитанской дочке” очень сильно отражена авторская позиция – субъективное отношение автора к событиям

“Капитанской дочке” очень сильно отражена позиция

Описание слайда:

Домашнее задание
Перечитайте 1-2 главы романа «Капитанская дочка»
Подумайте над вопросами
Чем похожи судьбы Митрофана Простакова и Петра Гринёва и что принципиально разного в них?
Какие семейные принципы прочно вошли в характер Петра?
Можно ли назвать Петрушу продолжателем семейных традиций?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Рабочая программа по предмету «Литература (5-9 класс)»

Урок литературы в рамках ФГОС

Тест на знание и понимание содержания глав 9-14 романа «Капитанская дочка»

Тест на знание и понимание содержания 6,7,8 глав романа «Капитанская дочка» ( в двух вариантах)

Тест на знание и понимание содержания 3,4,5 глав романа «Капитанская дочка» (в двух вариантах)

Тест на знание и понимание содержания второй главы романа «Капитанская дочка» (в двух вариантах)

Тест на знание и понимание первой главы романа «Капитанская дочка» в двух вариантах 8 класс

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе «Тайна страны Литературии» (7 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5433898 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. placeholder. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта фото. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта-placeholder. картинка В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. картинка placeholder.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. placeholder. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта фото. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта-placeholder. картинка В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. картинка placeholder.

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. placeholder. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта фото. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта-placeholder. картинка В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. картинка placeholder.

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. placeholder. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта фото. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта-placeholder. картинка В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. картинка placeholder.

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. placeholder. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта фото. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта-placeholder. картинка В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. картинка placeholder.

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. placeholder. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта фото. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта-placeholder. картинка В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. картинка placeholder.

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. placeholder. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта фото. В чем видел пушкин причины пугачевского бунта-placeholder. картинка В чем видел пушкин причины пугачевского бунта. картинка placeholder.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Отношение Пушкина к ПугачевуКакое отношение Пушкина к Пугачеву в романе Капитанская дочка?

Отношение Пушкина к ПугачевуКакое отношение Пушкина к Пугачеву в романе Капитанская дочка?

§ 19. Восстание Е.И. Пугачева (1773 — 1775)

Стр. 116, Ключевые вопросы перед параграфом

Каким было одно из самых масштабных социальных выступлений в российской истории? Почему некоторые историки называли его крестьянской войной?

Одно из самых масштабных социальных выступлений в российской истории было жестоким, показавшим правящей верхушке необходимость перемен, но со стороны власти ответом было ужесточение крепостничества. Некоторые историки называли его крестьянской войной потому, что восстание занимало обширные территории, вовлечены были широкие массы людей, продолжалось достаточно долго.

Стр. 120, вопросы к документу

1. Определите на основании текста, кто являлся главным адресатом манифеста. Из каких положений, слов это следует?

Главным адресатом манифеста были крепостные крестьяне. Это следует из следующих положений и слов: …всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, … освобождаем всех от злодеев – дворян и мздоимцев-судей., … мы претерпели от злодеев-дворян немалые бедствия.

2. Кого «Петр Федорович» называет главными своими противниками, «злодеями»?

Главными своими противниками, «злодеями» «Петр Федорович» называет дворян.

3. Что дает содержание манифеста для понимания причин широкой поддержки Пугачевского восстания?

Для понимания причин широкой поддержки Пугачевского восстания содержание манифеста дает все основания. Причины поддержки – о в крепостничестве. Крестьяне мечтали о «вольной», о наделе земли в собственность и потому поддержали Е. Пугачева?

Стр. 120 Вопросы после параграфа

1. Что способствовало началу и быстрому распространению восстания под руководством Е. Пугачева?

Началу и быстрому распространению восстания под руководством Е. Пугачева способствовали: усиление крепостнического гнета, власти вели наступление на окраины, где издавна укрывались беглые со всей России, тот факто, что Пугачев объявил себя императором Петром III, якобы спасшимся и его обещания дать всем вольную.

2. Покажите маршрут движения отрядов Пугачева в 1773-1774 гг., назовите важнейшие сражения.

1773 – Яицкий городок не решились брать, но захватывали небольшие крепости на степных рубежах страны

1773, октябрь – 1774, весна– осада Оренбурга, присоединение новых отрядов, разгром повстанцами генерал-майора В.А. Кара, переход на сторону восставших отрядов С. Юлаева. Направление новой правительственной армии с генералом А.И. Бибиковым. Отступление Пугачева к уральским заводам.

1774, июль – взятие Казани, в войске Пугачева – 20 тыс. человек, решение брать Москву, но разгромлен отрядом полковника И. И. Михельсона. Переправился на правый берег Волги и поспешил на Дон пополнять свои ряды. Это удалось. Новые силы Пугачева захватили Алатырь, Саранск, Пензу, Саратов. Опять разгромлен.

1774, осень – решение яицких казаков выдать Пугачева властям чтобы избежать наказания.

1775, январь – казнь Е. Пугачева. Конец восстания.

3. Охарактеризуйте состав участников Пугачевского восстания. Что его отличало?

Состав участников Пугачевского восстания: казаки, крестьяне крепостные, приписные, работные люди, нерусские народы, старообрядцы. Отличало его то, что к восстанию присоединились широкие массы народа из различных социальных слоев.

4. Чем можно объяснить то, что, несмотря на неоднократные поражения, Пугачеву удавалось восстановить силы и продолжать борьбу? Покажите на примерах конкретных ситуаций.

Несмотря на неоднократные поражения, Пугачеву удавалось восстановить силы и продолжать борьбу потому, что его лозунги и призывы отвечали чаяниям всех несвободных людей, особенно крепостных крестьян.

Ситуации, в которых были силы восстановлены

— после снятия осады Оренбурга и его разгрома Бибиковым

— после взятия Казани и его разгрома Михельсоном

5. Каковы были причины поражения восстания под руководством Е.И. Пугачева?

— стихийность, неорганизованность выступления (отсутствие план действий)

— неготовность широких народных масс добиваться своих прав

— восставшие сами мало верили в свою победу (отсутствие плана преобразований в случае победы)

— предательство ближних казаков

6*. Рассмотрите проблему. «Личность в истории и литературе». Какой образ Е.И. Пугачева остался в народной памяти? Каким его представил А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?

В народной памяти Е. Пугачев остался справедливым защитником народа, погибшим за его свободу, памяти Пугачева посвящались песни. А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» представил Е. И. Пугачева не законченным злодеем, борцом, справедливым, защитником несправедливо обиженных.

Историческая тема в творчестве Пушкина

Именно в атмосфере особого понимания истории с самого начала развивается творчество Пушкина, еще с лицейских годов. Достаточно напомнить эпизод со стихотворением «Воспоминания в Царском Селе», которое Пушкин торжественно прочитает на экзамене в присутствии Гавриила Романовича Державина (рис. 1).

Рис. 1. Гавриил Романович Державин (Источник)

В этом стихотворении Пушкин подражает своему любимому поэту Константину Николаевичу Батюшкову и его исторической элегии «На развалинах замка в Швеции», которую тот написал незадолго до Пушкина. Оба стихотворения выстраиваются в виде воспоминаний, связанных с наблюдением за окружающей обстановкой. Например, в стихотворении герой, гуляя по Екатерининскому парку, видит памятники, воздвигнутые в честь воинских побед второй половины XVIII века, в частности Чесменскую колонну, возведенную в память о победе русских войск над турками. Одним из участников этих событий был дед Пушкина – Иван Абрамович Ганнибал.

Вероятно, самым важным событием в жизни Пушкина-лицеиста было то, когда 24 мая 1816 года в Царском Селе поселился Николай Михайлович Карамзин (рис. 2). Он приехал из Москвы в Петербург издавать первые восемь томов «Истории государства Российского». Это издание охватывает колоссальный объем, начиная с истории древних славян и заканчивая эпохой правления Ивана Грозного.

Рис. 2. Н.М. Карамзин (Источник)

Для истории России именно «История государства Российского» Карамзина явилась тем источником, из которого все писатели золотого века русской литературы черпали свои исторические сюжеты. И тогда между семнадцатилетним Пушкиным и Карамзиным завязались дружеские отношения.

Намного позже Пушкин вспоминал это событие.

«Это было в феврале 1818 года. Первые восемь томов «Русской истории» Карамзина вышли в свет. Я прочел их в моей постеле с жадностию и со вниманием. Появление сей книги (так и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление, 3000 экземпляров разошлись в один месяц (чего никак не ожидал и сам Карамзин) – пример единственный в нашей земле. Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом.

Он рассказывал со всею верностию историка, он везде ссылался на источники – чего же более требовать было от него? Повторяю, что «История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека».

Английский писатель В. Скотт издаст шесть своих исторических романов, посвященных истории Шотландии. При этом важно, что именно в творчестве Скотта будет формироваться не просто жанр исторического романа, а его особый вариант, когда исторические события изображались «домашним образом».

В свете выхода «Истории государства Российского», которая в первую очередь открыла историю древней Руси, выдающиеся учителя Пушкина задумывают создание поэмы, связанной с временами князя Владимира. Такие идеи возникают у Константина Николаевича Батюшкова (рис. 3), у В.А. Жуковского.

Рис. 3. К.Н. Батюшков (Источник)

Но ни тот, ни другой такой поэмы не создадут, а Пушкин это сделает. В 1820-е годы он издаст поэму «Руслан и Людмила», действия которой разворачиваются в эпоху Владимира.

В 1824 году Н.М. Карамзин издает еще два тома истории, и нам будет интересен 11-й, посвященный Борису Годунову. На это издание откликнется Пушкин, находящийся в ссылке: он начнет работу над первой в русской литературе исторической драмой. Не случайно после смерти Карамзина 1826 году Пушкин посвятит эту трагедию его светлой памяти.

Карамзин не просто излагает исторические факты, а повествует о них как писатель и художник. Воссоздавая образ Годунова, он использует не только летописи, но и обращается к творчеству английского драматурга Уильяма Шекспира, создавая противоречивый характер своего персонажа. Пушкин при создании своей драмы обращается к тем же источникам. Но если для Карамзина история народа принадлежит государю, то для Пушкина она принадлежит народу.

При создании драмы «Борис Годунов» Пушкин впервые сталкивается с такой специфической национальной формой протеста, которая вылилась в идею самозванства. С формальной точки зрения самозванец выдает себя за оставшегося в живых последнего потомка династии Рюриковичей, в то время как на троне оказывается лжецарь Борис Годунов. В рамках этого обстоятельства и разворачивается конфликт, который в дальнейшем перерастет в первую Отечественную войну. Эта война завершится избранием на трон династии Романовых.

Выбирая этот кровавый драматический сюжет, связанный с престолонаследием, Пушкин пытается ответить Александру I, отправившему его в ссылку (рис. 5).

Рис. 4. Александр I (Источник)

Пушкин намекает на драматические обстоятельства, при которых Александр взошел на трон. Всем было известно, что Александр знал о заговоре против своего отца и не помешал ему осуществиться, оказавшись отцеубийцей.

Пушкин завершит свою работу над «Борисом Годуновым» 7 ноября 1825 года. 19 ноября 1825 года умирает Александр, уже 14 декабря того же года произойдет восстание декабристов. Становится понятно, что выбор Пушкиным такого кровавого сюжета, связанного с престолонаследием, с последующими бунтами, оказался пророческим. Однако в восстании будет участвовать не простой народ, а знать, в том числе два лицейских приятеля Пушкина – Пущин и Кюхельбекер.

Если начало царствования Александра было омрачено смертью отца, то начало царствования его брата Николая оказалось омрачено другими обстоятельствами: восстанием, следственным делом, ссылками, казнью. Единственным преступником, который был помилован на фоне всех этих печальных обстоятельств, оказался ссыльный Пушкин, которого император вызвал в Москву для личной беседы. 8 сентября 1826 года эта встреча состоялась. Пушкин привез царю самые важные произведения, написанные в ссылке, «Пророка» и «Бориса Годунова». Именно после этой встречи между Пушкиным и Николаем началась история их взаимоотношений. В связи с этими обстоятельствами в творчестве Пушкина возникнет важная историческая тема – тема Петра. Сначала она возникает в стихотворении «Стансы», обращенном к Николаю, затем – в произведениях «Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник» и незавершенной «Истории Петра».

В 1831 году в Царском Селе Пушкин вновь встречается с Николаем, царь возвращает писателя на службу в Министерство иностранных дел. Он поручает Пушкину закончить дело Карамзина и продолжить написание истории. Пушкин с восторгом откликается на это поручение. Правда, «История Петра» так и не будет завершена, а «История Пугачева» останется единственным историческим произведением автора (рис. 5).

Рис. 5. Емельян Пугачев (Источник)

7 февраля 1833 года Пушкин обращается с письмом к военному министру Чернышову и просит разрешить ему работу в архивах Генерального штаба, связанную с биографией генералиссимуса Суворова. Разрешение было получено, но вместо работы над биографией Суворова Пушкин начнет собирать материалы, связанные с пугачевским восстанием. Летом Пушкин совершит поездку по местам бунта, во время поездки писатель встретится с людьми, сохранившими память о Пугачеве. Тем самым автор пытается сверить собранные в архивах данные с рассказами очевидцев. В результате он создаст первую документальную историю крестьянского восстания и историю вождя этого восстания. «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, – писал впоследствии Пушкин об источниках своей «Истории», отвечая ее критикам, – и, сверх того, восемнадцать толстых томов in folio разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память исторической критикою».

Он намеренно отрекается от субъективного суждения о лицах и событиях, он хочет говорить языком самой истории, приводит факты и свидетельств, освещающие события с разных сторон. Пушкин отказывается идеализировать историческое лицо, он объективно рассказывает об ужасающей жестокости Пугачева и его сподвижников, при этом никак её не комментируя. Важно было определить причину этих восстаний. Пушкин, описывая историю казачества, начинает ее, вспоминая, что казаки селились в пространстве между Волгой и Яиком, убегая из центральной России именно потому, что желали оставаться свободными. Именно в этот период вольница прекращала свое существование, правительство оказывало давление на казаков. Казаки неоднократно жаловались императрице на ущемление их прав, но она бездействовала, в конце концов, это привело к первому восстанию в 1771 году, которое с жестокостью было подавлено.

«Тайные совещания,– заключает первую главу Пушкин, – происходили по степным уметам [Умет – постоялый двор (прим. А.С. Пушкина)] и отдаленным хуторам. Все предвещало новый мятеж. Недоставало предводителя. Предводитель сыскался».

Пушкин-историк, по существу, опроверг официальную версию, что мятеж был вызван происками «Емельки», «злодейством» возмутившего народ. Напротив, Пугачев «сыскался» для дела, которое уже объективно созрело в силу ряда социальных и политических причин. Не будь Пугачева, «сыскался» бы другой предводитель восстания. И тут вывод Пушкина расходится с официальной версией. «Никогда успехи его не были ужаснее, никогда мятеж не свирепствовал с такою силою. Возмущение переходило от одной деревни к другой, от провинции к провинции. Довольно было появления двух или трех злодеев, чтоб взбунтовать целые области». Плохо вооруженные, разрозненные повстанцы, руководимые неграмотными казаками, которые не умели вести крупных военных операций, не могли, конечно, долго противостоять регулярным правительственным войскам. В 1774 году восстание было подавлено, а Пугачев четвертован.

Восстание Пугачева развернулось под маской самозванца: он выдавал себя за Петра III, супруга Екатерины II.

Уже в XVIII веке история повторяла события конца XVI–XVII вв., описанные Карамзиным. Пушкин излагает историю совершенно другим способом, лишенным красочности, он говорит объективным языком документа. Его манера повествования была противопоставлена красочной манере Карамзина. Пушкин вынашивает идею создания на этом историческом материале повести в духе романов Вальтера Скотта.

Сравнение Пугачева у Пушкина и Есенина

Образы исторических личностей часто используются в произведениях. Одна из таких личностей Емельян Пугачёв. Пушкин и Есенин описывают его характер, эмоции так, как представляют сами.

Образ Емельяна Пугачёва у Пушкина

Всё, что связано с Пугачёвым, Пушкин описал в мельчайших деталях. Мнение читателя о действиях, поступках и намерениях Раскольникова формируется из характеристики Петра Андреевича Гринёва. Пугачёв Пушкина настоящий злодей и разбойник, который прикрывался чужим именем, играл роль другой личности, чтобы завоевать славы и денег. Пугачёв осознавал, что его восстание будет подавлено, а сам он обречён на погибель, но пошёл навстречу смерти. Всё же Раскольников описан как человечный и благодарный человек. Он понимал полную власть над судьбой Гринева и не стал убивать его. В «Капитанской дочке» Пугачёв представлен как целеустремлённый лидер, который способен управлять толпой, имеет смелость противостоять огромному войску.

Образ Емельяна Пугачёва у Есенина

Есенин представлял Пугачёва не только беспощадным бандитом, но и романтической натурой, который имеет чёткую цель и делает всё, чтобы добиться её. Пугачёв считает, что лишает людей жизни не просто так, а из благих намерений. Он думает, что добивается справедливости и улучшает мир. Пугачёв Есенина способен к прощению, ведь он простил даже предателей. У этого Раскольникова есть и негативные стороны, например это высокомерие, потому что он думает, что за ним хотят пойти все.

Сравнение двух образов

Даже учитывая тот факт, что подобное видение личности было получено после долгой работы, которая была проделана за изучением исторических материалов, реальных событий, один образ два автора описали по-разному. Почему же так? Во-первых, на видение автором могла повлиять эпоха, в которой они жили. Пушкин получил более свежую информацию, а Есенину она уже могла дойти в искажённом виде. Во-вторых, социальное положение заставляло смотреть на одни и те же вещи по-разному. Есенин был близок к крестьянам, то есть его идеи и действия были для автора более понятны, для Пушкина же Пугачёв выступал как опасность существующему строю, а не тем, кому стоит подражать.

Таким образом, каждый читатель должен понимать, что видение писателей не может быть абсолютной истиной. Ни Есенин, ни Пушкин лично не встречались с Пугачёвым и не были участниками данных событий. Творчество как раз и подразумевает размышления, домысливания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *