В чем видел задачи психологии э титченер
Структурная психология Э. Титченера.
С самого начала существования психологии как самостоятельной науки – различные подходы к пониманию предмета, метода, задач.
Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, да и собственно начало экспериментальной психологии в США.
В основном разделял вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел в доскональном изучении этой структуры и связей, ее образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов.
Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!
Таким образом, цели:
— анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;
— определить принципы и закономерности их соединения;
— связать эти закономерности с физиологической организацией.
Метод: аналитическая интроспекция. (Отправлю-ка к Жениному вопросищу №39).
Оговорившись, дабы подчеркнуть изощренность его метода: Титченер подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). Тренировка испытуемых.
И можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии.
В качестве первичных элементов сознания выделяет:
— ощущения: обладают качеством, интенсивность, отчетливостью и длительностью. Являются элементами восприятия. (Для драйва: «Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600)»).
— образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.
— чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.
Задача психологии: описать эти элементы с использованием эксперимента (который уточняет данные самонаблюдения); объяснить их с физиологической точки зрения; показать как они сгруппированы и распределены, образуя различные сложные процессы. По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса, помимо рассмотренных выше. Поэтому спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли. И если ты этого не ощущаешь, ты недостаточно изощренно владеешь интроспекцией! О как, ловко.
Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучение замкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического.
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Но не влился органически в американскую психологию с ее интересом к индивидуальным различиям. Реакцией на этот подход был функционализм. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.
Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям.
Структурная психология Э. Титченера.
Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, Корнелльский университет, начало экспериментальной психологии в США.
Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучатьструктуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучениесознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!
Цели структурной психологии:
— анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;
— определить принципы и закономерности их соединения;
— связать эти закономерности с физиологической организацией.
Метод: аналитическая интроспекция.
Под сознанием понимает «экзистенциальный термин», т.е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. Термин структурная психология часто заменял на экзистенциальная психология,подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). У него была тренировка испытуемых. Нет индивидуальных различий. Можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии. Аналитическая интроспекциядает материал о собственно психологических фактах; из интроспективного отчета Титченер требовал исключить все, что имеет отношение к физической природе стимула, к значению, поскольку эти моменты не открываются в самонаблюдении. Оставить в самоотчете исключительно «чистое содержание сознания», только оно может быть воспринято интроспективно. В интроспективном отчете испытуемый не должен подменять психические явления тем предметом, который вызывает эти явления, т. е. не совершать «ошибки стимула». Например, вместо того чтобы сказать «дорога неровная», психолог должен говорить «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым», т. е. называть только свои непосредственные ощущения.
Требования к самонаблюдению:
§исключить внешние влияния, создать хорошие условия
§внимательно следить за ходом сознания
§пытаться выразить явления сознания словами
§не отвлекаться и внутренне проникнуться задачей
В качестве первичных элементов сознания выделяет:
— ощущения: обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Являются элементамивосприятия (составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными и слуховыми).
— образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.
— чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.
Задача психологии: описать эти элементы с использованием эксперимента (который уточняет данные самонаблюдения); объяснить их с физиологической точки зрения; показать как они сгруппированы и распределены, образуя различные сложные процессы. По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса. Спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли (правильное суждение о различии или равенстве весов может быть вынесено и при отсутствии в сознании умственных образов, установка), ощущается лишь его интроспекцией.
Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучениезамкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического.
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Реакцией на этот подход был функционализм. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что только изучив структуру сознания можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал еефундаментальной, а не прикладной наукой.
Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям.
Критика:
— критиковали метод интроспекции;
— обвиняли в искусственности и стерильности подхода к разбиению сознательных процессов на отдельные элементы;
— узкая сфера применения психологии.
Психология У. Джемса. Функционализм.
Уильям Джемс (1842-1910). Главный труд – «Основы психологии» (1890). Функционалист. Развивает идеи Брентано.
Психические процессы как полезную, функциональную деятельность живых организмов в их попытках выжить и приспособиться к окружающему миру.
Джемс подчеркивал ценность прагматизма для психологии. Его главный принцип заключается в том, что обоснованность идеи или понятия должна быть рассмотрена в терминах их практических последствий. «истинно то, что дает результат».
Проблема сознания.
Согласно Джемсу, психическая жизнь есть постоянная смена качественностей – потоксознания. В сознании нет связок. Отвергает атомизм. В самонаблюдении открываются цельные конкретные состояния личного сознания, они могут быть изменчивы.
Чистый опыт представляет собой непрерывный поток жизни, который «поставляет материал для нашего последующего отражения». Минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Но тогда и наше отражение, сознание представляет собой не статичный предмет, а непрерывное движение, поток мысли.
При этом истинность или ложность мысли проверяется не сама по себе, а в соотношении с другими частями нашего опыта, с реальной практической пользой этой мысли.
Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании, поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он».
В непрерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Подобно полету птицы он составляется как бы из сменяющихся полетов и присаживаний. Места отдыха обыкновенно заняты какими-либо чувственными образами, места полета заполнены мыслями об отношениях, которые существуют между предметами, наблюдаемыми в периоды относительного отдыха.
Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, неопределенных образов, смутных и неотчетливых явлений сознания.
Сознание отличается селективностью, в нём всегда одно состояние выдвигается вперёд в соответствии с тем, что нужно, важно, интересно индивиду.
В отдельных частях потока сознания быстрота течения разная. Существуют устойчивые (чувственные впечатления) иизменчивые состояния сознания (мысли об отношениях).
Свойства сознания:
1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания
2) состояния изменчивы в границах личного сознания
3) всякое личное сознание – непрерывная последовательность ощущений
4) селективность сознания.
Проблема личности
Большое значение имело и описание Джемсом тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структуры и части личности, – прежде всего описание самооценки (самодовольства и недовольства собой), о роли которой впервые заговорил именно он.
Личность | Материальная | Социальная | Духовная |
Самосохранение | Телесные потребности и инстинкты. Любовь к нарядам, франтовство, умение приобретать средства, создавать себе обстановку | Желание нравиться, быть замеченным и т.д. Общительность, соревнование, зависть, любовь, честолюбие и т.д. | Интеллектуальные, моральные и религиозные стремления, добросовестность |
Самооценка | Личное тщеславие, скромность. Гордое сознание обеспеченности, страх бедности | Социальная и семейная гордость, тщеславие, погоня за модой; приниженность, стыд и т.д. | Чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты и т.д., чувство вин |
Теория эмоций
Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс считал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. По Джеймсу: «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся».
Разнообразие эмоций бесконечно велико. Наиболее грубые
– гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость – тесно
связаны с относительно сильным телесным возбуждением. Телесное возбуждение
следует непосредственно за восприятием вызвавшего его объекта, и сознавание этого возбуждения есть эмоция.
Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась при этом упрощенно,
считалось, что нежелательные эмоции, например, гнев, можно подавить, если
намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.
Структурная психология Э. Титченера.
С самого начала существования психологии как самостоятельной науки – различные подходы к пониманию предмета, метода, задач.
Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, да и собственно начало экспериментальной психологии в США.
В основном разделял вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел в доскональном изучении этой структуры и связей, ее образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов.
Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!
Таким образом, цели:
— анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;
— определить принципы и закономерности их соединения;
— связать эти закономерности с физиологической организацией.
Метод: аналитическая интроспекция. (Отправлю-ка к Жениному вопросищу №39).
Оговорившись, дабы подчеркнуть изощренность его метода: Титченер подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). Тренировка испытуемых.
И можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии.
В качестве первичных элементов сознания выделяет:
— ощущения: обладают качеством, интенсивность, отчетливостью и длительностью. Являются элементами восприятия. (Для драйва: «Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600)»).
— образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.
— чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.
Задача психологии: описать эти элементы с использованием эксперимента (который уточняет данные самонаблюдения); объяснить их с физиологической точки зрения; показать как они сгруппированы и распределены, образуя различные сложные процессы. По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса, помимо рассмотренных выше. Поэтому спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли. И если ты этого не ощущаешь, ты недостаточно изощренно владеешь интроспекцией! О как, ловко.
Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучение замкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического.
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Но не влился органически в американскую психологию с ее интересом к индивидуальным различиям. Реакцией на этот подход был функционализм. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.
Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям.
Психологические взгляды Э. Титченера
Развитие взглядов Вундта. Изучение Титченером элементов психики и их механической связи посредством ассоциации. Систематическая экспериментальная интроспекция. Открытие в психологии элементарных составляющих сознания. Анализ эмоциональных состояний.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
По дисциплине: История и методология психологии
На тему: Психологические взгляды Э. Титченера
Семенова Анастасия Дмитриевна
2. Элементы сознания
Вундт признавал существование элементов сознания, но его главной задачей была их организация или синтез в познавательные процессы более высокого уровня при помощи апперцепции, то есть осознанного восприятия. С точки зрения Вундта разум обладает силой для волевой организации элементов психики. Такой подход заметно отличался от пассивных, механистических представлений об ассоциациях, которые разделяли большинство британских эмпириков и ассоцианистов.
Титченер сосредоточил свои усилия на изучении элементов психики и их механической связи посредством ассоциации. Однако, он отказался от использования вундтовского учения об апперцепции и сконцентрировал свое внимание на самих элементах. С его точки зрения основная задача психологии заключалась в открытии этих элементарных составляющих сознания, то есть в разложении сознания на части и определении его структуры.
Система взглядов: содержание сознательного опыта.
Согласно Титченеру, предмет психологии заключается в изучении сознательного опыта, так как именно такой опыт зависит от испытуемого субъекта. Этот вид знаний отличен от того, который получают ученые, исследующие традиционные проблемы естественных наук. Например, звуки и свет являются предметами изучения и физики, и психологии. Однако физики исследуют явления с точки зрения протекания физических процессов, а психологи изучают, как они наблюдаются и воспринимаются людьми.
Однако, когда в комнате присутствуют наблюдатели и сообщают о том, что они страдают от жары, то такое восприятие зависит от их переживаний. Согласно Титченеру, подобный тип опыта и является единственным настоящим предметом изучения психологии.
Структурная психология представляла собой чистую науку, не имеющую прикладного значения. Титченер заявлял, что в ее задачи не входит лечение «больной психики», изменение человеческого сознания или реформирование общества. Ее единственно правильной целью является открытие сути или структуры психики. Он верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований. По этой причине он возражал против развития детской психологии, зоопсихологии и других направлений, которые не включали в себя самоанализ и не подходили для его поисков сути сознания.
вундт титченер психология сознание
Титченер, как это видно из его отношения к наблюдателям, которые обеспечивали его необходимыми данными, испытывал влияние механистической философии. В своих научных работах он иногда называет субъектов исследований реагентами. Этим термином, используемым преимущественно в химии, обозначают вещества, которые в силу своих способностей к некоторым реакциям применяются для обнаружения других веществ или для их количественного измерения. Реагент является пассивным реактивом, используемым для выявления определенных реакций (Schultz. 1969).
Применяя это понятие к наблюдателям из лаборатории Титченера, мы можем заметить, что он рассматривал этих людей в качестве своего рода механических записывающих устройств, объективно отмечающих характеристики стимулов, которые они наблюдали. Таким образом, эти люди считались просто бесстрастными механизмами. Титченер писал, что отлаженное наблюдение должно стать настолько привычным и машинальным, чтобы превратиться в практически бессознательный процесс.
Титченер был убежден в том, что интроспективное наблюдение в психологии тоже должно быть экспериментальным. Он тщательно следовал правилам научного опыта, отмечая, что:
эксперимент представляет собой наблюдение, которое может быть повторено, изолировано и изменено. Чем чаще вы можете повторить наблюдение, тем вероятнее, что вы ясно увидите исследуемые явления и сможете их подробно описать. Чем строже вы можете изолировать наблюдение от влияния посторонних факторов, тем проще становится ваша задача и тем меньше опасность того, что вы собьетесь с пути под влиянием случайных обстоятельств или встанете на ошибочную точку зрения. Чем шире ваши возможности варьирования наблюдения, тем более ясным будет проступать единообразие опыта и тем больше у вас будет шансов открытия закономерности. Все лабораторное оборудование, все приборы и инструменты изобретаются и создаются, исходя из этой задачи: дать ученому возможность повторить, изолировать и варьировать свои наблюдения. (Titchcner. 1909. P. 20.)
Люди, выступавшие в роли реагентов в лаборатории Титченсра, исследовали влияние различных стимулов и проводили длительное и подробное самонаблюдение своих переживаний. Проведение интроспекции представляло собой серьезную задачу, и аспиранты, занятые этой проблемой, уделяли ей много сил и времени.
Одна из учениц Титченера, Кора Фридлейн, вспоминала о том времени, когда в Корнелльской лаборатории проводились исследования органической чувствительности. Для этих исследований всем наблюдателям с утра вводили через рот желудочные зонды, с которыми они ходили весь день вплоть до самого вечера. Сначала, при введении зонда, многие испытывали приступы рвоты, но постепенно смогли привыкнуть к этой процедуре. В течение дня они несколько раз появлялись в лаборатории. Через трубку зонда им вливали в желудок теплую или холодную воду, и они наблюдали свои ощущения.
Иногда интроспекция затрагивала и некоторые деликатные стороны личной жизни аспирантов. Например, от них требовали подробной записи об ощущениях, испытываемых в процессе мочеиспускания и дефекации.
К сожалению, не сохранились результаты одного интересного интроспективного исследования. Для его проведения женатых аспирантов просили делать записи об их ощущениях во время полового акта и даже прикреплять к своим телам специальные приборы для регистрации физиологических реакций организма.
Впоследствии, в 1960 году, об этих экспериментах рассказала Кора Фридлейн, но в то время о них старались не распространяться. Все же информация о таких исследованиях гуляла по всему университетскому городку, создавая лаборатории психологии репутацию не самого благопристойного места. Поэтому заведующие женскими общежитиями запрещали своим студенткам посещать ее в темное время суток. Когда же прошел слух о том, что к желудочным зондам, которые глотают аспиранты, прикрепляются презервативы, в женских общежитиях пришли к выводу, что это место опасно для любого нормального человека.
Материалы о менее необычных исследованиях, проведенных в лаборатории Титченера, описаны в его учебнике, фрагменты из которого приведены в конце главы.
2. Элементы сознания
Согласно Титченеру, тремя основными задачами психологии являются:
1) разбиение сознательных процессов на простейшие составляющие:
2) определение законов, по которым происходит их объединение;
3) связь элементов сознания с физиологическими состояниями.
Являясь базовыми элементами, не подлежащими дальнейшему делению, они, подобно химическим элементам, могли быть объединены в отдельные группы. Несмотря на свою простоту, психические элементы имеют характеристики, позволяющие нам отличать их друг от друга. К предложенным Вундтом свойствам качества и интенсивности Титченер добавил свойства длительности и отчетливости. Он считал эти четыре признака основными характеристиками всех ощущений и полагал, что они, в определенной степени, присутствуют в каждом из них.
Ощущения и образы обладают всеми четырьмя этими признаками, а эмоциональные состояния имеют только качество, интенсивность и продолжительность. Титченер считал, что отсутствие у них отчетливости объясняется тем, что концентрация внимания непосредственно на эмоциях невозможна. Поэтому при попытке направить наше внимание на такие чувства, как, например, печаль или удовольствие, они пропадают. Некоторые сенсорные процессы, в частности зрение и осязание, обладают свойством экстенсивности, поскольку имеют дело с пространственными параметрами объектов.
Все сознательные процессы могут быть сведены к одному из этих свойств. Открытия, сделанные Кюльпе в его лаборатории в Вюрцбурге, не заставили Титченера пересмотреть свою точку зрения. Он признавал, что некоторые нечетко определенные свойства могут проявляться в процессе мышления, но предполагал, что они все же относятся к ощущениям или образам. Титченер утверждал, что объекты исследований Кюльпе стали жертвой «ошибки стимула», поскольку большее внимание уделяли самому объекту, чем своим сознательным процессам.
Ближе к концу жизни Титченер начал кардинально менять свою систему взглядов. Начиная с 1918 года он исключил из своих лекций тему о психических элементах. Вместо этого он стал высказывать предположения о том, что психология должна изучать не базовые психические элементы, а преимущественно различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность. Семь лет спустя, обращаясь к своим аспирантам, он написал: «Вы должны перестать думать в терминах ощущений или испытываемых эмоций. Этот подход был правильным десять лет тому назад, сегодня же он устарел. Вам следует учиться думать, используя преимущественно понятия размера, чем таких системных составляющих, как, например, ощущения» (Evans, 1972. P. 174).
В начале 20-х годов Титченер начал подвергать сомнению даже сам термин и предпочитал называть свою систему экзистенциальной психологией. Он также стал пересматривать интроспективный метод и отдавать предпочтение феноменологическому подходу, изучая переживания как таковые, не пытаясь разбить их на составляющие.
1. Angell, F. (1928) Titchener at Leipzig. Journal of General Psychology, 1.195-198.
2. Boring, E.G. (1953) A history of introspection. Psychological Bulletin. 50.169-189. обсуждение применения метода интроспекции в титченеровской и более поздних психологических школах.
3. Evans, R.B. (1972) E.B. Titchener and his lost system. Journal of the History of the Behavioral Sciences,8, 168-180. Описание развития структурной психологии Титченера и спекулирования на смене его взглядов в конце жизни.
4. Hindeland, M.J (1971) Edward Bradford Titchener: A pioneer in perception. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 7, 23-28. Описание экспериментального подхода Титченера к ощущениям и восприятию.
Подобные документы
Основные взгляды Э. Титченера. Интроспекция и элементы сознания. Структурализм как система психологии Титченера, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта. Система взглядов: содержание сознательного опыта.
методичка [12,8 K], добавлен 02.05.2009
реферат [24,8 K], добавлен 29.12.2010
Развитие психологических знаний в средние века и эпоху Возрождения. Зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний в исследованиях Ибн-Сины. Психологические идеи эпохи Просвещения. Экспериментальная и дифференциальная психология.
реферат [70,0 K], добавлен 19.09.2009
Научные подходы к определению сознания и его состояний. Сравнительный анализ и применение в психологии картографии внутренних пространств С. Грофа, ценностной шкалы состояний сознания Ч. Тарта, классификации состояний сознания по С. Кардашу и Д. Лилли.
дипломная работа [186,5 K], добавлен 06.07.2011
Определение и основные характеристики эмоциональных состояний, их влияние на качество деятельности человека. Изучение психических состояний в зарубежной психологии, эмоциональный мир человека с точки зрения бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии.
курсовая работа [40,0 K], добавлен 28.12.2011
Характеристика эмоциональных состояний. Психологические исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния личности и проблема их регуляции. Особенности и закономерности изменения эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа.
дипломная работа [354,2 K], добавлен 24.08.2010
Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Анализ аспектов, связанных с учетом юридически значимых эмоциональных состояний в юридической практике. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
курсовая работа [40,8 K], добавлен 15.10.2014
Рассмотрение основных этапов развития психологии как науки. Ознакомление с направлениями развития психологии. Изучение особенностей психики как способности к отражению окружающей действительности. Характеристика сознания и бессознательного человека.
презентация [434,6 K], добавлен 20.09.2015
Формирование психологического знания в рамках других дисциплин. Платон и Аристотель о душе. Теория познания, учение об опыте и сознании. Формирование первых парадигм. Метод аналитической интроспекции Титченера. Кризис и современное состояние психологии.
реферат [26,5 K], добавлен 28.12.2009
Анализ закономерностей развития и функционирования психики как особенной формы жизнедеятельности человека. Изучение психических процессов, состояний и свойств личности. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место психологии в системе наук.
презентация [155,6 K], добавлен 20.09.2015