В чем видел задачу своего творчества достоевский
Так и не прочитали: Уроки Достоевского для людей XXI века
Ровно два столетия назад, осенним днём 1821 года, в Москве родился человек, ставший для всего мира «главным русским писателем» и выразителем «загадочной русской души». Ему посвящены сотни тысяч исследований на разных языках, стоят памятники в десятках городов. Многое из предсказанного Достоевским в книгах сбылось в действительности, а герои его романов продолжают ходить между нами. Открытые им бездны человеческой души до сих пор пугают многих, а философские максимы и нравственные идеалы вызывают не только горячую любовь, но и жгучую ненависть. Но усвоили ли мы уроки Достоевского?
Фёдор Михайлович, несомненно, явил своим творчеством и самой своей жизнью феномен «пророчества» и христианского «апостольства» через художественное слово. И слово это было особым – как бы выходящим за пределы собственно литературы. Недаром его не любили «чистые стилисты» – Бунин и Набоков. Последний сравнивал творчество Достоевского со свечой, зажжённой днём в комнате, наглухо занавешенной от дневного света.
Но внутренний свет автора «Братьев Карамазовых» был в своём роде сильнее солнечного. Ибо Солнцем был для него Христос. «Если бы как-нибудь оказалось. что истина вне Христа, то я предпочел бы остаться с Христом вне истины». Соответственно, и тьма, которую писатель открыл в людях, включая себя самого, была пугающа. Он бестрепетно, с предельной честностью исследовал, как уживаются в душе человека «идеал содомский» с «идеалом Мадонны». И если это в каком-то смысле была исповедь, то вела она в итоге к христианской проповеди. Которая доходила и до неверующих. Достоевский уточнял:
Меня зовут психологом. Неправда. Я лишь реалист в высшем смысле, – то есть изображаю все глубины души человеческой.
Не метафизик зла и не гуманист
Глубиной проникновения в потаённые закоулки души, в метафизику зла он оказался близок «отцу абсурда» Кафке и даже сумасшедшему богоборцу Ницше. Критик-народник Николай Михайловский за это же назвал его «жестоким талантом», а Максим Горький обругал «нашим злым гением». Философ-публицист Василий Розанов (ему Царьград тоже посвятил большую статью) в «Опавших листьях» выдал совсем уж несправедливую характеристику:
Достоевский, как пьяная нервная баба, вцепился в «сволочь» на Руси и стал пророком её.
Нет, не «пророком сволочи» и тем более не апологетом «относительности» добра и зла был писатель, а тем, кто спускался в мрачные подземелья, проходил сквозь густой болотный туман с фонарём духовного света. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», – говорил он устами своего героя во «Сне смешного человека».
А в «Дневнике писателя» сформулировал:
Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни. лишь из одной её вытекают.
Как никто другой Достоевский доказал эту истину «от обратного». Если нет бессмертия души, то получайте раскольниковское предницшеанство: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Или тотальный эгоизм «подпольного человека»: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». А как итог – болезненная интеллектуальная загвоздка Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то всё дозволено».
Фёдор Михайлович Достоевский, несомненно, явил своим творчеством и самой своей жизнью феномен «пророчества» и христианского «апостольства» через художественное слово. Фото: Dmitry Chasovitin/ Globallookpress
Русского гения часто норовят назвать «гуманистом», но он никогда не был таковым, если брать точное значение этого слова: «Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?» Воистину пророчески – и по отношению к страшным урокам ХХ века, и к нынешнему расчеловечению – звучит вывод писателя:
Гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть.
Кого корёжит автор «Бесов»?
С жуткой прозорливостью разгаданные Достоевским бесы в человеческом облике Петеньки Верховенского – это ведь не только про «русскую революцию». Это прямо про сегодняшнюю реальность:
Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, – вот чего надо!
Мышь, которую «жидок Лямшин» (маленький почтамтский чиновник из «Бесов») засунул за киот иконы, – разве это не то же самое, что кощунственная выставка Марата Гельмана «Осторожно, религия!» и многие другие подобные?
Болезненная ненависть к Православию, к русскому народу – явный признак «бесов» во плоти – и во времена писателя, и ныне. Поэтому и корёжит их творчество Фёдора Михайловича во все эпохи. Известны отзывы Ульянова-Ленина о произведениях Достоевского: «морализирующая блевотина», «реакционная гадость», от которой «тошнит». Через десятилетия «революционную перекличку» подхватывает Анатолий Чубайс:
Я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски.
Чубайс и Ленин откровенны. Как и Дмитрий Быков, называющий Достоевского «началом русского фашизма» и «главной бедой человечества в XIX веке». Другие не могут себе этого позволить: как же признанный гений – не комильфо. Но при этом всё равно втайне ненавидят, морщатся, хотя бы за такие его высказывания: «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».
Всечеловек, а не общечеловек
Некоторые до сих пор тщатся подредактировать, отделить художника Достоевского от его «заблуждений». Так, ещё с советских времён либеральные литературоведы пытались противопоставить публицистику и художественные произведения писателя, его ранние и поздние вещи, и всё это вместе – «великодержавному шовинизму», дружбе с «этим ужасным Победоносцевым». На самом деле Достоевский был целен. «Дневник писателя» – это продолжение его романов – и наоборот. А «Бедные люди», восхитившие Некрасова, аукаются с «Преступлением и наказанием» на новой высоте.
Актёр Сергей Рожнов в роли Родиона Раскольникова в сцене из спектакля «Убивец» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» в Московском государственном театре «У Никитских ворот». Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»
Он – стоявший на Семёновском плацу с мешком на голове в ожидании расстрела, а потом четыре года гремевший кандалами на каторге; похоронивший первую жену и двух детей, всю жизнь нуждавшийся – в отличие от большинства писателей-современников мог сказать, что узнал русскую жизнь и русский народ из самых глубин. И имел полное право сказать о нём:
Особенность её (русской народности): бессознательная и чрезвычайная стойкость в своей идее, сильный и чуткий отпор всему, что ей противоречит, и вековечная, благодатная, ничем не смущаемая вера в справедливость и правду.
Тяжёлые жизненные испытания вернули ему православную веру во всей своей глубине – с народным состраданием к людям и любовью ко Христу, с пониманием спасительности для России уваровской формулы «Православие. Самодержавие. Народность», а с другой стороны – смертельной опасности либеральной фронды и революционного нигилизма.
Но Достоевский не стал бы всемирным гением, если бы, будучи глубоко русским человеком, не вывел бы своей главной идеи – всечеловека. Она особенно ярко прозвучала в знаменитой «пушкинской речи» писателя, вызвавшей экстатический восторг слушателей самых разных убеждений:
Стать настоящим русским, стать вполне русским может быть и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком если хотите.
В этом выходе за рамки узкого национализма писатель исповедовал и проповедовал то, что Истина едина, и она объединит Восток и Запад в Любви Христовой. А для служения ей можно и нужно жертвовать национальным эгоизмом, потому что Россия и русские предизбраны Богом для такого подвига – как мессианский народ.
Илья Глазунов. «Ф. М. Достоевский. Белая ночь». Холст, масло, 1983 год. Фото: Russian Look / Globallookpress
«Всечеловека» Достоевского некоторые начали позже лукаво смешивать с космополитом без корней, но сам писатель именовал последних «общечеловеками», противопоставляя эти понятия. В одной из самых глубоких книг о русском гении «Достоевский о России и славянстве» (1940) канонизированный Сербской Православной Церковью Преподобный Иустин (Попович) написал: «Достоевский – пророк, ибо он всечеловек». А также. философ, мученик и наконец – «апостол, ибо всечеловек».
Великий Инквизитор в царстве ковида
Пройдя в юности через искушение социализмом, Фёдор Михайлович навсегда отверг любые прожекты устроения социума «по плану», любые социальные «матрицы». Сначала – братья во Христе, а потом уже «братство», отвечал он на известные лозунги современников. Так, Николай Бердяев определил удивительно точно:
При этом Фёдор Михайлович остро чувствовал, что большая часть человечества скоро отвергнет и уже, начиная с Запада, почти отвергло – как бремя, так и свободу Христа, преклонившись перед материальными благами. «Ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы», – говорит Великий Инквизитор.
Этот гениально выведенный писателем в «Братьях Карамазовых» образ-символ не только и не столько католической подмены христианства, сколько грядущей глобальной и тоталитарной антиутопии, в которую мы сегодня вползаем.
Генетический код русской нации
Сам Достоевский, с тревогой вглядываясь в грядущее, всё же верил в конечную победу Света, Любви и истинной Свободы. И особую роль в этой победе над тьмой отводил православной царской России и русскому народу. Именно в этом смысле нужно понимать его «имперский» лозунг»: «Константинополь рано или поздно будет наш». Или слова о том, как дороги русским «священные камни Европы», святость которых перестали понимать сами европейцы.
Абсолютно трезво, без народнического или толстовского «придыхания» глядя на соотечественников, он говорил:
Нет, судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы.
Именно поэтому наш современник – прекрасный русский поэт Юрий Кублановский назвал творчество Достоевского «генетическим кодом русской нации».
Удивительно, но даже большевики не смогли замолчать нелюбимого ими Фёдора Михайловича, начав его издавать с 1930-го малыми тиражами, а с конца 1950-х – и огромными. Подсчитано, что Достоевский был издан в СССР 428 раз суммарным тиражом 34,5 млн экземпляров!
На Западе были и есть свои ненавистники Достоевского, но он остаётся самым читаемым и издаваемым русским писателем. Курт Воннегут в «Бойне номер пять» признал, что «абсолютно всё, что нужно знать о жизни, есть в книге «Братья Карамазовы». А Альберт Эйнштейн выдал и вовсе удивительное откровение о том, что Достоевский дал ему для создания теории относительности больше, чем математик Гаусс. Многие ли из наших молодых, да и не очень молодых соотечественников могут сказать нечто подобное о своём национальном гении?
«Братья Карамазовы» (1968). Марк Прудкин, Кирилл Лавров. Фото: Vyacheslav Panov / Globallookpress
Что с того?
Великих писателей у нас ныне принято вспоминать перед школьными экзаменами и по большим юбилеям. Да и то – не всех. Между тем Фёдор Михайлович Достоевский – это не из истории литературы. Это наша сегодняшняя жизнь, а также пути в будущее и предостережения от некоторых из них.
Между нами бродят во множестве Петеньки Верховенские, Лебезятниковы, Смердяковы, Федьки-каторжники. Море «двойников». Постаравшись, можно найти и Макаров Девушкиных и Дмитриев Карамазовых. Но с трудом сыщешь уже Версиловых, князей Мышкиных, Алёш Карамазовых. Наверняка они есть – просто навязанный нашему народу «мейнстрим», увы, отторгает идеалы Достоевского. Или, что хуже – профанирует их. А ведь писатель в той же «пушкинской речи» дал нам завет на все времена:
Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве.
Если мы всего этого не хотим слышать, то что же мы тогда жалуемся и вопрошаем друг у друга в соцсетях: кто разрушил нашу жизнь? Из «достоевского далека» нам вежливо отвечает следователь Порфирий Петрович: «Вы и убили-с».
Презентация к уроку
Тип урока – лекция с элементами беседы.
Используемые технологии – технология проблемного обучения.
1. Вступительное слово учителя. Место Достоевского в русской и мировой литературе
2-я половина 19 века – это эпоха, породившая писателей-гигантов: Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Толстого. И среди них Ф.М. Достоевский не потерялся, а занял особое место. С 50-х годов 19 в. и до наших дней интерес к Достоевскому не угасает.
2. Проблемный вопрос, организующий все последующие уроки
— Почему же интерес к творчеству Достоевского не угасает? На этот вопрос вы ответите после изучения творчества Достоевского. (Слайд 3)
3. Создание мотивация изучения личности и биографии писателя. (Слайд 4)
Н. А. Бердяев, религиозный и политический философ 19 в., говорил: “Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть себя в своем творчестве. В творчестве его отразились все противоречия его духа, все бездонные его глубины. ”
— В чем своеобразие творчества Ф. М. Достоевского, по мнению Бердяева?
— Что же необходимо понять, чтобы постичь творчество Достоевского? (Необходимо попытаться понять личность писателя, своеобразие его мировоззрения)
— Выявление своеобразия личности и мировоззрения Достоевского – цель сегодняшних уроков.
— Что влияет на формирование личности человека? (Семья, среда, время).
— Вспомним, в чем своеобразие эпохи, в которую жил Достоевский.
Неудачная Крымская война (1853-1856) обнажила бессилие самодержавно-крепостнического строя, всколыхнула народ и общественность. Усиливалась общественно-политическая борьба. Центральный вопрос крестьянский. Спор шёл о путях и средствах исторического движения России в будущее.
Центральные проблемы времени: “Каков путь гармонизации общества? Какова судьба народа? Кто герой времени?” В борьбу вступают консерваторы, либералы (западники, славянофилы, почвенники) и революционеры-демократы. (Слайд 5)
5. Постановка проблемного вопроса данной темы 2-х уроков
Русская писатели, верящие в преобразующую мир силу художественного слова, активно включились в борьбу. Достоевский был убежден в том, что “в поэзии нужна страсть, нужна ваша идея и, непременно, указующий перст, страстно поднятый”.
На какую идею, ведущую к гармонии, указывает перст Достоевского: на революцию, на Бога, на человека, на государство? (Слайд 6)
6. Работа с портретами писателя
Помогают понять личность писателя его портреты. (Слайды 7-8)
— Каким увидели художники Достоевского? Обратимся к портрету Ф. М. Достоевского, созданному В. Г. Перовым в 1872 г. Портрет рисовался с натуры. Вглядитесь в портрет. Что останавливает взгляд зрителя?
(Руки, сцепленные на коленях, образуют некое подобие круга, которым фигура замкнута. Мышцы лица натянуты, возле рта глубокие складки. Перед нами человек страдающий и страдавший. Взгляд углубленный в себя. Высокий лоб, нахмуренные брови передают духовное напряжение, все выражение лица говорит о непрерывной деятельности мысли и движении чувства. Достоевский на портрете Перова человек огромной внутренней энергии, удивительной воли и мысли)
— Рисунок «Федор Достоевский» написан И. С. Глазуновым в 1961 году. Обратите внимание на фон, композицию и размеры.
(Достоевский изображен на фоне Петербурга. Он вровень со зданиями, упирается в небо. Композиционный центр совпадает с центром картинной плоскости. Он максимально приближен к зрителям, что еще более усиливает мощь мысли, исходящей от образа писателя. Ему тесно на этой петербургской улице и в то же время одиноко. На рисунке Глазунова Достоевский – человек, снедаемой мыслью)
7. Воспоминание современников Достоевского.
Современники Достоевского оставили немало воспоминаний о его характере, привычках, внешнем облике.
— Какие особенности облика писателя отмечают современники?
(Воспоминания поражают противоречием между внешней “обыкновенностью” и глубокой одухотворенностью облика Достоевского)
8. Биография Достоевского.
И жизнь писателя полна противоречий и контрастов. Её можно разделить на 2-а периода: до и после каторги.
— Чем же значителен каждый период?
Задание: составить таблицу “Биография Достоевского”.
1-й этап жизни и творчества. (Слайды 9-10)
Родился 30 октября (11 ноября н. с.) 1821 г. в семье врача Московской Мариинской больницы для бедных. Место рождения странным образом связывается в дальнейшем с творчеством Достоевского. Все его произведения в метафорическом смысле можно считать “больницей для бедных”. Родители дали имя Фёдор, что означает “дар божий”.
Отец будущего писателя, Михаил Андреевич, дворянин, отставной военный лекарь, участник Отечественной войны 1812 года. Мария Фёдоровна, из старомосковского купеческого рода. Всего в семье 7 детей. Но самыми близкими людьми всю жизнь оставались два старших брата, Михаил и Федор.
C 1834 по 1837 г. учеба в пансионе Л. И. Чермака. 1837 г. – трагический для Достоевского: умирает мать и погибает А.С. Пушкин, кумир будущего писателя. Гибель поэта юным Федором Михайловичем была воспринята как личное горе. Он говорил, что ежели бы в семье не было траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину. Сл. 11
Достоевский увлечен литературой, но по воле отца в 1838 г. едет в Санкт-Петербург, поступает в Военно-инженерном училище, которое заканчивает в 1843 г. По окончании
училища служит в чертежной инженерного департамента. В 1844 году выходит в отставку. Не военная служба влечет его, у него иная цель. (Слайд 12)
— По названию определите тему произведения. (Тема “маленького человека”)
— Кто из писателей и в каких произведениях обращался к этой теме? (К этой теме обращались А.С. Пушкин в “Станционном смотрителе”, герой Самсон Вырин, Н.В. Гоголь в “Шинели”, герой Акакий Акакиевич Башмачкин)
— Почему Белинский так высоко оценил первое произведение Достоевского?
А в 1848 г. Белинский пишет П.В. Анненкову: “Надулись же мы, друг мой, с Достоевским – гением”.
— Почему критик изменил мнение? (Слайд 15)
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, во-первых, что общего в изображении “маленького человека” у Гоголя и Достоевского и в чем проявляется новаторство, во-вторых, что не принял в творчестве Достоевского Белинский.
— Сопоставление “маленького человека” Гоголя и Достоевского. Выступление 2-х заранее подготовленных уч-ся. (Деятельность остальных уч-ся: слушают сообщения, делают записи в заранее разложенных на партах таблицах, затем в парах редактируют записи, в конце учитель проводит проверку)
Таблица (Слайды 16-18)
— Итак, в “Бедных людях” уже виден несколько иной взгляд Достоевского на человека. Дело в том, что ко времени написания романа “Бедные люди” Достоевский уже знаком с основами учения социал-утопистов Фурье, Сен-Симона. Его привлекает мысль о решительном переустройстве цивилизации, близка христианская окраска. Но зло мира, по его мнению, не исчерпывается экономическим неравенством. Существует “неравенство состояний”, которое пробуждает эгоистическую борьбу, уязвленная гордость эту борьбу питает. Следовательно, равенство материальное, изменение социальных условий привести к гармонии не сможет.
“Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находится в заведывании врачей, а не поэтов” – так оценил произведение В. Г. Белинский. (Слайд 19)
Вернемся к вопросу, поставленному ранее: “Почему Белинский изменил первоначальное мнение о писателе Достоевском, что не принял в его творчестве?”
(Надежды Белинского на Достоевского как социального писателя, обличителя общественного устройства, не оправдались. Достоевский пошел своим путем.)
— С 1847 г. Достоевский начинает посещать пятницы у Михаила Васильевича Петрашевского, где изучались труды социалистов – утопистов, обсуждались социально-экономические, литературные проблемы. На одной из «пятниц» читали знаменитое письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой «Выбранных мест из переписки с друзьями». Петрашевцы решают напечатать письмо Белинского, завести тайную типографию. Деятельное участие принимает и Федор Михайлович. Однако в 1849 г. вместе с другими петрашевцами арестован и приговорен к смертной казни, расстрелу. (Слайд 20)
— Проверка записей в тетради.
2-й урок
Второй период жизни и творчества
1. Инсценировка казни Достоевского. (Слайд 22)
— 22 декабря 1849 г. состоялась инсценировка казни (лично император Николай I приказал объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни). Достоевский же был уверен в неизбежности смерти. Выводили по трое. Достоевский был во второй тройке. Оставалось жить не более минуты. Но неожиданно для всех расстрел был заменен на 4 года каторги, а затем ссылку. О своих мыслях и чувствах в ту страшную минуту Достоевский рассказал брату в тот же день в письме.
2. Жизнь писателя в Омске, на каторге. Переосмысление взглядов
С этого момента начинается переосмысление взглядов писателя.
Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов, Ж. А. Муравьёва, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина, подарили Достоевскому Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь как святыню. (Слайд 23)
О жизни в Омске, на каторге, Достоевский подробно поведал в книге “Записки из Мертвого дома”. Выдающийся ум вдруг оказался среди уголовников, насильников, грабителей. Тяжелый физический труд, драки среди арестантов, жестокость надсмотрщиков – все это тяжело переносил Федора Михайловича. Но еще тяжелее для него было осознание разрыва духовных основ “интеллигентского” и “народного” миросозерцания. Но вот однажды, когда Достоевский возвращался с работ с конвойным, к нему подошла женщина с девочкой лет десяти. Она шепнула что-то девочке на ухо, а та подошла к Достоевскому и, протягивая ручонку, сказала: “На, несчастный, возьми копеечку, Христа ради!” И вспомнилось детское. Березовый лес в Даровом. Крик: “Волк бежит!” И ласковый голос мужика Марея: “Ишь ведь, испужался. Полно, родный.
Рождается множество замыслов. По выходе из Омской каторги в 1854 году он еще не может приступить к их осуществлению. Его направляют в Семипалатинск. Здесь он
служит рядовым, потом получает офицерский чин и только в 1859 году возвращается в Петербург. (Слайды 24-25)
— Какие же наблюдения вынес Достоевский из сибирской жизни?
Задумываясь о смысле бытия, утверждается в выводе, что причины бед не во внешних обстоятельствах, а в самом человеке.
Своих героев Достоевский проверяет злом.
Б. С каторги Достоевский вынес новый “символ веры”, в основе которого оказалось народное чувство Христа. (Слайд 27-28)
“Этот символ веры очень прост,- говорил он,- верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа. ”. По его мнению, человек идет по пути рассудочного постижения жизни. Но есть второй путь – путь веры, путь приближения к богочеловеческому совершенству. Идеал – Христос. Христос дал человеку свободу выбора, мог возлюбить человека как самого себя. Человеку же мешает эгоизм. Смысл жизни – жертвовать своим “Я”, освобождаться от эгоизма. Освобождение от эгоизма – процесс мучительный. Страдание приведёт к очищению, очищение – к воскрешению и красоте. Красота спасёт мир. Красота лика, духовного начала.
3. “Почвенничество” Достоевского. (Слайд 29)
4. Литературная деятельность Достоевского с 59 по 81 годы. (Слайд 30)
За 22-а года написаны повесть “Записки из подполья”, романы “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Игрок”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”, “Бесы”, фантастический рассказ “Бобок”. Писал быстро, рука не успевала за мыслью, поэтому нужна была стенографистка. И в жизнь Достоевского в1866 г. входит А. Г. Сниткина, которая впоследствии становится второй женой писателя.
5. “Пушкинская речь” Достоевского. (Слайд 32-33)
— Последним крупным событием в жизни и творчестве Достоевского стала его речь, произнесенная 8 июня 1880 года на втором заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника Пушкину в Москве.
Итак, по мнению Достоевского, единение всех людей на основе Христианства приведет к мировой гармонии и укажет этот путь русский народ.
После этого выступления, ночью, Фёдор Михайлович подъехал к только что открытому памятнику, положил венок к ногам своего великого учителя и поклонился ему до земли.
— Но есть ли Бог? (Слайд 34)
Достоевский – человек, который “весь борьба” (Л. Н. Толстой). Писатель не столько верит в Бога, сколько спорит с ним, да и существование его проблематично. Если есть Бог, то почему так неразумна жизнь. Если его нет, то с кем тогда спорить, Антиномичность сознания свойственна самого Достоевского.
— Откуда эта двойственность? Сам писатель ответит на этот вопрос так: “Я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить. ”
— В квартире Достоевского на стене висела копия картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна”, которая приводила его в умиление.
— Как вы думаете, почему Достоевский так любил эту картину?
(Возможно, она укрепляла его веру)
6. Ответ на проблемный вопрос: “На какую идею, ведущую к мировой гармонии, указывает перст Достоевского: на революцию, на Бога, на человека, на государство? (Перст Достоевского указывает на человека. Человек сложен, противоречив, революция не изменит его сущности. Человеку необходимо нравственно совершенствоваться, духовно очищаться.) (Слайд 35)
— Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н. с.) 1881 года в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.
Несмотря на все сомнения, борьбу веры и неверия, Достоевский любил жизнь, и все, что им создано, создано ради жизни и человека.
Незадолго до смерти он писал: “Несмотря на все утраты, я люблю жизнь горячо, люблю жизнь для жизни и, серьёзно, всё ещё собираюсь начать мою жизнь. Вот главная черта моего характера, может быть, и деятельности. ” (1873 г.) (Слайд 37)
8. Написание рефлексия. Ваше первое впечатление о Ф.М. Достоевском.
1. Знать – чем значителен каждый период жизни Достоевского, особенности мировоззрения.
2. Ваши вопросы по роману “Преступление и наказание”.