В чем видели предназначение науки древние греки
Наука Древней Греции
В Древней Греции развивались математика, астрономия, биология, география, медицина и многие другие науки. В древности греки все природные явления объясняли волей богов, но в 6 в. до н.э. они начали изучать природу и происходящие в ней процессы.
Великие ученые Греции
Величайшими математиками Древней Греции были Архимед, Аристарх Самосский, Герон, Евклид, Пифагор; величайшими астрономами – Гиппарх, Демокрит, Клавдий Птолемей, Фалес Милетский и другие; величайшими философами – Аристотель, Сократ, Платон, Гераклид Понтийский, Солон, Селевк. Ученые Древней Греции создали единую математическую науку, объединив все знания об арифметике, геометрии и астрономии. Они воспользовались открытиями, сделанными еще древними цивилизациями Египта, Месопотамии и Индии, и систематизировали эти знания, чего раньше никому не удавалось.
Как учили детей в Древней Греции?
Всех греческих мальчиков в возрасте семи лет отдавали в школу, где они изучали чтение, письмо, арифметику, музыку, поэзию, танцы, атлетику. Такое обучение называлось гармоническим, греки считали, что оно лучше всего подходит для физического и духовного развития. Богатые греки отдавали сыновей обучаться в известные школы, основанные философами, – в Академию и Лицей.
Достижения греков в области науки
Греки изобрели арбалет, катапульту, балисту, построили совершенный тип галеры и даже создали первую модель паровой машины; начертили карту современного им мира. Греческие медики уже в то время делали операции с помощью металлических инструментов и применяли протезы.
Античная Греция и становление науки
Решающим этапом в становлении рационального проекта познания мира явилось культурное развитие Древней Греции. Античная греческая культура в известном смысле оказалась уникальной средой для становления философии и науки.
Вообще, происхождение науки не является самоочевидным результатом развития человеческого общества. Скорее, наоборот, для становления полноценной науки необходимо достаточно сложное и редкое сочетание условий. Поэтому, хотя в традиционалистских обществах Азии, Африки и доколумбовой Америки и накапливались различные, порой весьма серьёзные знания, общий ход цивилизационных процессов не привёл к возникновению в этом обществе науки как автономного предприятия. Только Древняя Греция обладала соответствующим культурным потенциалом, необходимым для появления науки. В древнегреческой культуре возникает научно-философское мировоззрение, ставшее для науки мировоззренческим фундаментом. Древняя Греция создаёт теоретический фон познавательного поиска (§2.1), благодаря которому античная наука стала развиваться не по пути накопления разрозненных наблюдений и знаний прикладного характера, а оформилась как последовательный рациональный проект, нацеленный на постижение устройства мира, его характеристик и закономерностей.
Если мифология задаёт человеку нерасчленённое видение мира как целого, схваченное в нарративных (т.е. рассказанных) сюжетах о происхождении мира, человека, народов, профессий и т.п., то теоретическое сознание пытается различить в мире его элементы, внутренние закономерности, производя знание улучшаемое, уточняемое, подлежащее обоснованию.
К числу условий, способствовавших становлению научно-рационального проекта, относится прежде всего мыслительная свобода древних греков, связанная с тем, что религиозность античной Греции была весьма специфична: в отличие от восточных деспотий, в Древней Греции религиозные верования не были связаны с жёсткой регламентацией индивидуальной и общественной жизни. У греков отсутствовала каста жрецов, столь влиятельная в восточных государствах. Древнегреческие верования не задавали столь же консервативного, как на Востоке, жизненного уклада. Наоборот, они оставляли достаточно пространства для самостоятельного интеллектуального поиска — поиска начал бытия.
Интересно также, что для древних греков с начала архаического периода была характерна повышенная активность, выразившаяся, помимо прочего, в их интенсивном колонизационном расселении (с VII в. до н.э.). По сравнению с окружавшими их оседлыми народами греки ярко выделялись своим деятельным характером, предприимчивостью, миграционной подвижностью. Они привыкли полагаться на себя, на свои способности, проявляя при этом живой интерес к окружающему миру. Важную роль играло демократическое устройство античных городов; политический опыт греков способствовал воспитанию свободного гражданина, оттачиванию рационально-критических коммуникативных навыков. Особый дух состязательности, соревновательности, называемый ныне агонистикой, тоже, играл огромную, роль в становлении античной ментальности. Интерес древних греков к окружающему миру оформился в рационально-философское мировоззрение в целом, которое в свою очередь явилось концептуальным фундаментом собственно научного проекта. Современное понятие научного исследования как свободного состязательного поиска истины сообществом критично мыслящих людей связано прямыми родственными узами именно с античной ментальностью.
К совокупности предпосылок, способствовавших становлению рационального мировоззрения, следует также отнести то, что, как показал М.К. Петров, древнегреческому обществу был присущ особый тип трансляции социального опыта. Там человеческая деятельность понималась универсализированно, в рационально-понятийных категориях, что способствовало становлению универсализированных структур научного знания. В традиционных же культурах, для которых характерен именно профессиональный способ трансляции социального опыта (т.е. жёсткое закрепление професси-
Итак, достижением античной ментальности явилось становление рационального проекта в целом. Освобождаясь от схем мифологического мышления, познающий человек ищет обобщающие категории, фиксирующие и упорядочивающие многообразие чувственного опыта, и теоретические структуры, способные объяснить строение мира, его устойчивые основы, смысл и причины его изменений. Античность вырабатывает такие понятия, как бытие, единое, идеи, сущность и др. Отметим, что важнейшую роль в античном мышлении играл этический интерес. Этические устремления (от гр. ethos — «нрав, характер») в античном понимании означали заботу об устройстве жизни полиса (античного города-государства), разумных законах, регулирующих его жизнедеятельность, и заботу о гражданине полиса, о его добродетельном поведении и следовании общественным идеалам. Социально-политический опыт античных греков отразился и в их натурфилософских представлениях. Так, само понятие разумного устройства природы, т.е. закона природы, пришло из социально-юридической практики полисной демократии. Того же происхождения важнейшее для науки понятие причинности.
Представления о неизменном, объективном и разумном миропорядке (логосе) легли в основу и представлений об идеале познания: таковым является истинное знание (эпистеме), в противоположность субъективному, изменчивому мнению (докса). При этом истинное знание существует не в виде фрагментарных практических советов, а, преследуя абсолютные цели, является чистым, созерцательным, теорийным (от гр. theoreia — «созерцание»). Это, разумеется, не означает, что философско-научные знания не могут быть применены на практике; речь идёт лишь о центральном устремлении античного познавательного проекта. Рационально-созерцательное познание кристаллизуется в космологических, натурфилософских концепциях высочайшего уровня абстракции. На этом уровне разворачивается исследовательский поиск первоосновы мира, структурных элементов материи, основных принципов устройства мира и его общих закономерностей.
1 Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991; Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М, 1992.
Рабочая программа «Основы научных исследований»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный торгово-экономический университет
Одобрено УМС факультета социальных технологий
« Основы научных исследований»
Рекомендуется для направления подготовки
(специальности) 036401 Таможенное дело
Квалификация (степень) выпускника – специалист
1. Цели и задачи дисциплины. 3
2. Место дисциплины в структуре ООП. 3
3. Требования к результатам освоения дисциплины. 4
4. Объем дисциплины и виды учебной работы. 6
5. Содержание дисциплины. 6
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 7
5.3 Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий. 8
6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ. 9
7. Примерная тематика рефератов 10
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 10
а) основная литература 10
б) дополнительная литература 11
в) базы данных, поисково-справочные и информационные
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 12
10. Образовательные технологии. 12
11. Оценочные средства. (ОС). 12
1. Цели и задачи дисциплины
— формирование у студентов системного видения роли и места науки в современном обществе;
— знание основных этапов развития науки;
— освоение учащимся основных положений по методологии, методах и методиках научного исследования;
— привитие навыков у студентов в выполнении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ;
— овладение навыками в работе с научной литературой и информационными ресурсами, необходимыми при проведении научных исследований.
— познакомить студента с основными этапами становления науки;
— дать представление о механизмах развития научного знания;
— научить основам методологии и методики научного исследования;
— овладение методиками направления научно-исследовательской работы, выбора тем научного исследования и их разработки;
— освоение методов работы с научной литературой и научно-информационными ресурсами;
— привитие навыков в выполнении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ;
— овладение навыками в оформлении научных работ с учетом требований к языку и стилю их написания.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Основы научных исследований» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП ВПО.
Требования к входным знаниям студента, необходимым для изучения дисциплины:
— основные понятия языка науки;
— философские направления и учения, в которых ставится проблема познания;
— различие чувственного и рационального уровней познания.
самостоятельно, критически, творчески, научно-обоснованно мыслить; формировать и отстаивать собственную позицию по различным научным проблемам;
— навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
— основными методами научного исследования.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело направлен на формирование следующих компетенций:
— способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности (ОК-5);
— способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1).
В результате изучения дисциплины студент должен:
— основные этапы развития науки;
— главные положения методологии научного исследования;
— общенаучные методы проведения современного научного исследования;
— специальные методы научных исследований;
— общие требования к структуре, содержанию, языку и оформлению студенческих научных работ;
— основные принципы организации научной работы;
— требования к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе;
— принципы организации и планирования научной работы студентов.
— применять необходимые методы научного исследования при разработке научных работ;
— использовать специальные методы при выполнении научных исследований;
— организовать и проводить научные исследования в процессе подготовки курсовых и дипломных работ;
— находить, обрабатывать и хранить информацию, полученную в результате изучения научной литературы;
— осуществлять апробацию и внедрение результатов исследования в практику;
— поиска самостоятельного решения научных задач;
— выбора темы научной работы;
-оформления студенческих научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ;
— подготовки и проведения защиты студенческой научной работы.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
Вид учебной работы
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа (всего) (СР)
Работа с основной и дополнительной литературой
Аннотирование книг, статей
Выполнение заданий поисково-исследовательского и творческого характера
Общая трудоемкость часы
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов тем дисциплины:
Раздел 1. Наука в системе культуры.
Тема 1. Наука в современном обществе.
Наука как результат развития способности человека к познанию окружающего мира. Наука, обыденный опыт и здравый смысл. Основные функции науки. Наука, философия, религия. Наука и искусство. Дисциплинарно организованная наука. Наука как профессиональная деятельность.
Тема 2. История развития науки.
Преднаука. Античная наука. Наука эпохи Средневековья. Наука нового времени. Классическая наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука. Понятие научной революции.
Структура научного знания.
Тема 3. Эмпирический уровень научного исследования.
Средства и методы наблюдения в современной науке. Эксперимент, его историческая эволюция, и условия проведения в различных науках. Проблема объективности, воспроизводимости и точности эмпирического знания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического знания.
Тема 4. Теоретический уровень научного исследования.
Абстрактные идеализированные объекты (конструкты) и их роль в науке. Детерминизм и вероятность в теоретическом знании. Феноменологические и динамические теории. Дедуктивные, математизированные и формализированные теории, специфика деятельности по их построению и развитию. Проблема эквивалентности теоретического описания совокупности эмпирических данных.
Тема 5. Виды и формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов вуза.
Выбор темы научного исследования студентом, определение его цели и задач. Объект и предмет исследования. Факторы, определяющие выбор темы.
Информационное обеспечение научной работы студента.
Интернет как источник научной информации. Библиотечные каталоги, их виды. Электронный каталог и электронная библиотека.
Методы обработки и хранения информации. Традиционные и современные носители информации. Виды научно-исследовательских студенческих работ.
Магистерская диссертация. Основные требования, предъявляемые к магистерской диссертации.
Реферат как научное произведение, его назначение и структура.
Научный доклад, его назначение и структура. Тезисы доклада.
Научная статья, ее структура и содержание. Теоретические и эмпирические статьи.
Методические рекомендации по разработке рефератов, докладов и статей. Этика научно-исследовательской работы студента.
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
Дисциплина «Основы научных исследований» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ( С1Б9) и выполняет в системе высшего профессионального образования важнейшую функцию по овладению всем арсеналом исследовательских процедур в сфере научного познания. Знания, умения и навыки, приобретенные в рамках изучения данной дисциплины, активно используются во всем дальнейшем образовательном процессе, поэтому данная дисциплина имеет общеметодологическое значение для всех остальных учебных дисциплин.
Учебная дисциплина «Основы научных исследований» является предшествующей для дисциплин (модулей) профессионального цикла: модуля «Товароведение, экспертиза в таможенном деле и ТН ВЭД» (базовая часть), модуля «Общий и таможенный менеджмент» (базовая часть), модуля «Таможенные процедуры» (базовая часть), модуля «Таможенный контроль» (базовая часть), модуля «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» (базовая часть), модуля «Управление таможенным делом» (базовая часть).
5.3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий.
Древнегреческая наука: ее особенности
Древние греки очень высоко ценили разум, знание, мудрость и презирали невежество. В греческий период античность породила колоссальное количество ученых, мыслителей, развивавших разнообразные направления в познании и применении знаний (Фалес, Гераклит, Пифагор, Архимед, Эвклид, Сократ, Платон и т. д. и т. п.). В Древней Греции возникло множество философских школ. Свобода размышления была почти ничем не стеснена. Гениальные догадки, правда, соседствовали с нелепыми представлениями. Скажем, разрабатывавший учение об атомах, философ Демокрит, считал, что магнит притягивает потому, что имеет душу.
Именно исходя из так трактуемой разумности древнегреческая философия в качестве одной из высших ценностей выдвигает добродетель, нравственность в отношениях людей друг к другу, в поведении человека разумного.
Во-вторых, постепенно, с усложнением внутриполисных и внешних связей и отношений, усложняются и нравственные проблемы. Это отражено в древнегреческой литературе, в трагедиях Эсхила, Софокла, Эврипида. Так в трагедии «Антигона» Софокла разворачивается проблема противоречия между фанатизмом порядка, традиции и силой любви, милосердия, сострадания. По сути речь шла о борьбе нового духовного богатства со старыми моральными нормами.
Как и везде, нравственная культура проявлялась на низшем уровне в требованиях обыденной морали, довольно утилитарной. Мерилом этой морали являлась польза. Но у древних греков появились и другие нравственные ценности. На первый план выдвинулась не практическая польза, а долг гражданина, долг человека. На этой основе стало происходить утверждение норм человеческих взаимоотношений. Древнегреческая философия и искусство много сделали в этом направлении и помогли людям достаточно определенно в возможностях их развития выходить на специализированный уровень нравственной культуры, на котором именно нравственность, сама по себе, добродетель оказывалась высшей ценностью жизни. Некоторые из философов и художников Древней Греции видели уже необходимость и возможность выхода и с этого уровня на высший уровень нравственной культуры, на котором основой нравственности становится не долг как таковой (тем более не традиция), а доминантная потребность человека в жизни другого человека, практическое признание Другого высшей жизненной ценностью.
Ярче всего это выражено в судьбе и учении легендарного Сократа (469-399 г.г. до н. э), человека, полюбившего истину более всего на свете. Истина, которую полюбил Сократ не была безличной, безразличной к человеку. Речь шла об истине жизненно значимой. Сократ, который ничего не писал (все что мы знаем, известно в передаче его учеников и комментаторов), почти 30 лет вел беседы с учениками на афинском рынке, на улицах Афин. Содержание этих бесед было необычным, занимательным, острым. Сократ сбивал спесь с записных мудрецов, с правителей тогдашних Афин, показывая, что им не дается истина, что они не знают того, что должно знать человеку. А нужно знать прежде всего, что такое добродетель, о которой они якобы так пекутся. Сократ при этом демонстрировал оригинальный путь размышлений над этим и другими вопросами, не давая готовых ответов. Он возмущал народ, заставляя даже афинских зевак смеяться над общепринятыми определениями высшего Блага или гражданского долга, над некоторыми устоявшимися ритуалами и верованиями. Он издевался над афинской демократией, которая привела к власти демагогов. Сам вечно сомневающийся, и, в то же время, уверенный, парадоксальный, он жалил всех и вся, «соблазнял» юношество, уча его сомнению, свободному размышлению и добродетели.
Что представляла собой Древняя Греция
Древняя Греция охватывает период с III тысячелетия до н.э. и до II—I вв. до н. э. Страна звалась Элладой, соответственно жители – эллинами. Греция имела большое влияние на мировое сообщество в то время, но и в нынешние дни сыграла немаловажную роль. Большинство историков полагает, что она является основой различных сфер жизнедеятельности общества: философия, архитектура, поэзия, физико-математические науки, искусство, медицина, литература и так далее. Даже древнегреческую мифологию до сих пор изучают с особым интересом.
Принято считать, что философия зародилась именно в Древней Греции, она также легла в основу современной философии. Благодаря таким факторам, как переход к новому политическому устройству (полис, где основой была демократия), установление международных контактов, умственный труд стал преобладать над рабочим. Всё это выступало, так называемой, мотивацией для людей, чтобы они больше тянулись к знаниям, учились свободно мыслить, анализировать и делать рациональные выводы. Всё больше философов задавались вопросами – что есть истина, откуда появился мир, что первично и так далее.
На сегодняшний день дошло не так много информации о философах того времени, но наиболее известными являются Аристотель, Платон и Сократ.
Платон стал основателем мысли о том, что у каждой материальной вещи есть своя модель, идея. Поскольку у вещей есть свойство разрушения или изменения, но сама идея, она существует вечно.
Аристотель был самым смышлёным и талантливым учеником Платона. Широкий кругозор знаний позволило ему заниматься такими науками как логика, психология, политика. Благодаря высоким познаниям Аристотель смог определить, что представляет собой бытие и материя, именно он сформулировал первые законы логики.
Сократ был одним из первых, кто представил обществу человека, как личность. Основным направлением его деятельности было изучение разума человека, то как человек мыслит в тех или иных ситуациях. Самым важным, по мнению Сократа, было самопознание.
Огромный вклад в развитие математики внёс Пифагор. Именно он ввёл в обиход такие понятия, как аксиомы и теоремы. Конечно, нельзя не упомянуть о таблице Пифагора, которая и на сегодняшний день является одной из основ математики.
Демокрит считал, что весь окружающий мир состоит из мельчайших частиц, так появилось учение об атомах.
Таким образом, получается, что Древняя Греция стала родоначальницей таких великих наук, как математика, астрономия, логика, психология, философия. Благодаря таким великим древнегреческим учёным, как Сократ, Аристотель, Пифагор, Демокрит, Архимед появились знания о личности человека, его сознании, появились математические аксиомы и теоремы, сведения об атомах. Весь базис философских и научных знаний развивался на протяжении 1200 лет. Большое влияние имела древнегреческая мифология, поскольку в ней давалось объяснение тому, как устроена природа и по какому принципу происходят различные природные явления, она способствовала развитию мышления человека и закреплению уже устоявшихся знаний.