В чем видит ахматова предназначение поэта
В чем видит ахматова предназначение поэта
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой является символом стойкости, мужества, неповторимого света русской поэзии. Пришедшая в литературу в начале двадцатого века в рядах замечательной плеяды поэтов Серебряного века, она сразу пошла своим неповторимым путём. …
Мое поколение
Мало меду вкусило…
Две войны, мое поколенье,
Освещали твой страшный путь.
Многие читатели отождествляли, да и сейчас отождествляют творчество Ахматовой и её жизненный путь. Как ещё можно прочитать стихи, в которых лирическая героиня так явно, так открыто раскрывает свой внутренний мир:
Написанные в феврале 1957 эти строки разве не являются доказательством того, что поэт и лирическая героиня одно и то же лицо? Развести поэта и её героиню не получится и во многих других стихах. Связь Ахматовой с Музой так крепка и нерасторжима, что она обращается к проблеме назначения поэтического таланта и воплощённого творчества в целом ряде своих стихов и прозаических заметок, объединённых общим названием «Тайны ремесла».
Мир вокруг поэта так враждебен и дисгармоничен, что возможность обрести гармонию даёт лишь творчество. В стихотворении «Уединение» впервые возникает символ трагического разобщения поэта и окружающего мира в виде высокой башни, построенной из камней, брошенных в автора этих строк:
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
…Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Но продолжая следовать живущим в сердце законам акмеизма, она опредмечивает сам процесс создания стихов:
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Сколько создано стихов, в том числе и у Анны Андреевны Ахматовой, о поэтическом творчестве. Её стихи – утверждение вечности звучащего слова, запечатлённого в мрамор поэзии. Каждая строчка просто и в то же время замысловато раскрывает тайны её ремесла… Именно – ремесла. Но оно (это ремесло) такое царственное, величественное, неповторимое: Ахматовское:
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово.
Её словам не истлеть никогда, как предсказала сама поэт.
Царственное слово в поэзии Ахматовой: тема поэта и поэзии
Царственное слово в поэзии Ахматовой: тема поэта и поэзии
Ахматова пришла в поэзию в то время, когда символизм переживал кризис, и, как сказано в автобиографических заметках Ахматовой, она «сделалась акмеисткой». Акмеисты отказались от устремленности в потусторонние миры, в область «непознаваемого», отвергли «зыбкость слова», использование символов и обратились к реальным земным ценностям, красочности, богатству, вещности земного мира. Их поэзия – это реабилитация реальности. Ахматова не случайно оказалась среди акмеистов. В ее стихах перед нами предстает достоверно, в деталях, выписанный мир, предстает лирическая героиня в различных ее эмоциональных и психологических состояниях. Поэзия Ахматовой изысканно проста и сдержанна, конкретна, вещна.
Как поэтический манифест можно расценивать знаменитое стихотворение Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» из цикла «Тайны ремесла»:
Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне. 1940
Но очень скоро рамки акмеистической поэзии оказались для нее тесными. Поэзия Ахматовой развивалась в русле русской классической поэзии и прозы. Идеалом поэта, перед кем она преклонялась, был А.С. Пушкин с его классической ясностью, выразительностью, благородством. Чувство благоговения Ахматовой перед чудом пушкинской поэзии выражено в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911) из цикла «В Царском Селе» (сборник «Вечер»). Причастной к чуду Пушкина ощущает себя Ахматова, детство и юность которой прошли в Царском Селе:
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. 1911 Царское Село
Прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретишь, воздействие Пушкина сказывалось на ином уровне – в философии жизни, в стремлении идти наперекор судьбе, в верности поэта одной лишь поэзии, а не силе власти или толпы. Ахматовой, как и Пушкину, свойственно ощущение драматичности бытия и в то же время стремление укрепить человека и сострадать ему.
Ахматовой, как и Пушкину, свойственно мудрое приятие жизни и смерти. Стихотворение «Приморский сонет» (1958) перекликается с пушкинским стихотворением «Вновь я посетил…» (1835). «Приморский сонет», как и стихотворение Пушкина, также написан незадолго до смерти:
Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет. И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней. И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льет. И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда… Там средь стволов еще светлее, И все похоже на аллею У царскосельского пруда.
«Голос вечности» в стихотворении – отнюдь не аллегория: настает для человека время, когда он слышит его все отчетливее. И окружающий мир, оставаясь реальным, неизбежно становится призрачным, как дорога, что ведет «не скажу куда». Мысль о неизбежности расставания со всем, что так дорого сердцу, вызывает скорбь, но чувство это становится светлым. Осознание того, что «здесь все меня переживет», порождает не озлобление, а напротив – состояние умиротворенности. Это стихотворение о стоящей у порога смерти. Но и о торжестве жизни, о дороге жизни, которая уходит в вечность.
Для Ахматовой характерно религиозное мировосприятие. По-христиански она воспринимает свой поэтический дар – это для нее величайшая Божья милость и величайшее Божье испытание, крестный путь поэта (как и для Б. Пастернака и О. Мандельштама). Через испытания, выпавшие на долю Ахматовой, она прошла мужественно и гордо. Поэт, как и Сын Человеческий, страдает за все человечество; лишь совершив крестный путь, поэт обретает голос и моральное право говорить с современниками и с теми, кто будет жить после него:
Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе, Ты в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше. И тебе, печально-благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. В этой жизни я немного видела, Только пела и ждала. Знаю: брата я не ненавидела И сестры не предала. Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас? 1912
Как Пушкин, Державин, Шекспир, Ахматова не могла не думать о сути поэзии, судьбе поэтического слова. Поэзия Ахматовой никогда не была утилитарной, агитационной. Поэтическое слово – «царственное слово» – обладает, по Ахматовой, большей властью над умами и сердцами людей, чем золото, власть:
Для самой Ахматовой поэзия, сознание причастности к миру вечных ценностей было спасительным в тяжелые годы унижений и гонений. Л. Чуковская писала: «Сознание, что и в нищете, и в бедствиях, и в горе, она – поэзия, она – величие, она, а не власть, унижающая ее, это сознание давало ей силы переносить нищету, унижение, горе».
Тест по литературе для 11 кл. А.А.Ахматова
Тест по литературе для 11 класса. А.А. Ахматова
К какому литературному течению принадлежала А. А. Ахматова:
1)акмеизму; 2)символизму; 3)имажинизму; 4) футуризму.
А.А. Ахматова- это псевдоним. Какова фамилия поэтессы :
Лирическая героиня А Ахматовой совпадает с личностью автора :
В чём А Ахматова видит предназначение поэта :
1)сохранить трагическую национальную память;
4) быть «глашатаем», «главарём» своего времени.
Лирика А. Ахматовой особенно в её первых книгах почти исключительно любовная. Это сборники стихо (найдите лишнее):
1) «Чётки»; 2) «Вечер» ; 3) » Лебединый стан» ; 4) «Белая стая».
Лирическая героиня А. Ахматовой :
2) боец- революционер ;
В стихотворении «Мне голос был» (1917г.) А. Ахматова выступила :
2) как поэт, понявший и принявший революцию.
В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. Ахматова писала :
Помолитесь обо мне…
Какой мотив творчества поэтессы наиболее ярко выразился в поэме :
1) гражданские мотивы; 2) библейские мотивы; 3) мотив Родины.
Поэма А. Ахматовой «Реквием» была впервые опубликована в России :
1) в 1937г.; 2) в 1952г.; 3) в 1988г.
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ : 1)1; 2) 2; 3) 1; 4) 2; 5) 3 ; 6) 3 ; 7) 1; 1; 9) 3
LiveInternetLiveInternet
При встрече со стихами Ахматовой невольно вспоминается имя Пушкина: классическая ясность, интонационная выразительность ахматовского стиха, отчетливо выраженная позиция приятия мира, противостоящего человеку, — все это позволяет говорить о пушкинском начале, явственно обнаруживающем себя в поэзии Ахматовой. Имя Пушкина было для нее самым дорогим — с ним связывалось представление о том, что составляет суть поэзии. Прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретить, воздействие Пушкина сказывается здесь на ином уровне — философии жизни, настойчивом стремлении быть верным лишь одной поэзии, а не силе власти или требованиям толпы. Именно с пушкинской традицией связывается свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли и гармонической точности стиха, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности, наконец, многообразие лирических тем, скрепляемых личностью поэта, который всегда современник читателю. Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и, когда — после революции — пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…». Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она не отказывала революции в величии целей, но утверждению их — была убеждена Ахматова — не могло способ-
ствовать поругание человечности, жестокость, которая в пореволюционную эпоху выдавалась за самое действенное средство утверждения добра и справедливости. Неизбывной горечью наполнены ее стихи, порожденные временем, когда во имя высоких идеалов были бессмысленно порушены многие человеческие судьбы, растоптаны жизни:
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой является символом стойкости, мужества, неповторимого света русской поэзии. Пришедшая в литературу в начале двадцатого века в рядах замечательной плеяды поэтов Серебряного века, она сразу пошла своим неповторимым путём. …
Мое поколение Мало меду вкусило… Две войны, мое поколенье, Освещали твой страшный путь.
Многие читатели отождествляли, да и сейчас отождествляют творчество Ахматовой и её жизненный путь. Как ещё можно прочитать стихи, в которых лирическая героиня так явно, так открыто раскрывает свой внутренний мир:
Забудут? — вот чем удивили! Меня забывали не раз, Сто раз я лежала в могиле, Где, может быть, я и сейчас. А Муза и глохла и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб после, как Феникс из пепла, В эфире восстать голубом.
Написанные в феврале 1957 эти строки разве не являются доказательством того, что поэт и лирическая героиня одно и то же лицо? Развести поэта и её героиню не получится и во многих других стихах. Связь Ахматовой с Музой так крепка и нерасторжима, что она обращается к проблеме назначения поэтического таланта и воплощённого творчества в целом ряде своих стихов и прозаических заметок, объединённых общим названием «Тайны ремесла».
Мир вокруг поэта так враждебен и дисгармоничен, что возможность обрести гармонию даёт лишь творчество. В стихотворении «Уединение» впервые возникает символ трагического разобщения поэта и окружающего мира в виде высокой башни, построенной из камней, брошенных в автора этих строк:
Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою среди высоких башен.
Но Ахматова, и поэт, и женщина, научилась просто, мудро жить, и потому из её уст выходит только благодарность, потому что «Отсюда раньше вижу я зарю, здесь солнца луч последний торжествует», — и она ближе стала к солнцу, к птицам. Как по-лермонтовски звучат эти строки («Мне тварь покорна там земная; и звезды слушают меня…» «Пророк»). Среди, в основной своей массе, мужского поэтического творчества Анна Андреевна умеет сохранить исключительно женское лицо. В споре с Брюсовым в стихотворении с названием «Творчество» она, кажется, продолжает изысканную звуковую и цветовую игру образов:
…Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.
Но продолжая следовать живущим в сердце законам акмеизма, она опредмечивает сам процесс создания стихов:
Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.
Творческая лаборатория талантливого поэта – непостижимая область тьмы, загадка, никем из смертных не разгаданная. Автор словно противоречит сама себе: «Подумаешь, тоже работа, — беспечное это житьё: подслушать у музыки что-то и выдать шутя за своё…» Но в другом стихотворении вдруг раздражается криком: «Жёстче, чем лихорадка, оттреплет, и опять весь год ни гугу»!
Сколько создано стихов, в том числе и у Анны Андреевны Ахматовой, о поэтическом творчестве. Её стихи – утверждение вечности звучащего слова, запечатлённого в мрамор поэзии. Каждая строчка просто и в то же время замысловато раскрывает тайны её ремесла… Именно – ремесла. Но оно (это ремесло) такое царственное, величественное, неповторимое: Ахматовское:
Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор — к смерти всё готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней — царственное слово.
Её словам не истлеть никогда, как предсказала сама поэт.
Читаемое в разделе:
Ранее опубликованные в разделе:
Новые материалы раздела:
Вопросы и ответы к творчеству А. А. Ахматовой (№1)
Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любовной поэзии Ахматовой характерен глубокий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего мира совершенно различных по психологическому складу и социальному положению женщин. Это и юная девушка в ожидании любви («Молюсь оконному лучу», «Два стихотворения»), и уже зрелая женщина, поглощенная любовью-борьбой, и неверная жена, готовая на любые муки за право свободно любить («Сероглазый король», «Муж хлестал меня узорчатым…»), и крестьянка, и бродячая циркачка, и отравительница, «бражница и блудница». Много стихов у Ахматовой о несостоявшейся любви, о прощании с любимым. Трагична участь женщины-поэта. В стихотворении «Муза» она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Отказ от любви в пользу творчества или наоборот невозможен. Вот пример непонимания мужчиной женщины-поэта:
Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость.
Один из приемов — передача глубоких чувств, проникновение во внутренний мир любящей героини, акцент на единичных бытовых деталях. В стихотворении
«Сжала руки под темной вуалью…» передаются судорожные движения лирической героини, пытающейся удержать любовь и любимого («Уйдешь, я умру»). Ее напряженному состоянию противостоит спокойная фраза (обратим внимание, сказанная «спокойно и жутко») «Не стой на ветру», которая сводит на нет восприятие чувств героини ее любимым и тем самым усиливает трагичность любовной ситуации. «Сероглазый король» — одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви, передающих драму чувств, женскую тоску по любимому, печаль от утраты, нежность к «сероглазой» дочери. В этом стихотворении поэтесса обращается к разговорной речи, почти афористичной. Исследователи отмечают, что это язык раздумий. Через события и детали раскрывается лирический сюжет стихотворения, передается нежное чувство, тоска, ревность, любовь, печаль, т. е. раскрывается состояние женского сердца. Есть в нем и лирическая кульминация «Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки ее погляжу». Итог стихотворения: «Нет на земле твоего короля».
Эти стихи, по выражению известного литературоведа В. М. Жирмунского, как бы написаны с установкой на прозаический рассказ, иногда прерываемый отдельными эмоциональными возгласами.И в этом мы видим психологизм поэзии, в частности любовной поэзии Ахматовой.
Искусство представлялось Ахматовой чудодейственным и наделенным ни с чем не сравнимой властью. Конечно, художник должен отражать современную ему историческую эпоху и духовную жизнь народа, на что ориентировалась в своем творчестве поэтесса. И вместе с тем его духовный и психологический склад особый, он видит и слышит и предугадывает значительно больше, чем простой человек, и тем самым становится интересным и нужным читателю, главным образом благодаря способности его духа постигать высшее. Здесь ее понимание роли поэзии близко к пушкинскому, а отчасти к Иннокентию Анненскому и другим поэтам серебряного века.
Муза Ахматовой тесно связана с пушкинской музой: она смуглая и подчас веселая. В стихотворении «Уединение» звучит мотив избранничества поэта. Искусство поднимает его над мирской суетой. Однако Ахматова испытывает и страстную благодарность жизни, вдохновляющей постоянно на творчество. Под башней понимается опыт жизни, горькие и тяжелые уроки судьбы, которые помогают смотреть на мир далеко видящими глазами. Уединение — это не столько уход от жизни вообще, сколько уход от легкого и праздного существования поэта. Обратим внимание на первые строки этого стихотворения: «Так много камней брошено в меня, / Что ни один из них уже не страшен…» К поэту в самом высоком смысле этого слова судьба никогда не может быть милостивой.
И вместе с тем муза Ахматовой — это муза вечная, «милая гостья с дудочкой в руке», приносящая поэту вдохновение, муза, которой служили поэты с мировым именем, например, такие, как Данте. Здесь Анна Ахматова говорит о преемственности своего творчества.
В стихотворении Ахматовой «Родная земля», относящемся к позднему периоду ее творчества (1961), конкретность представления о земле в буквальном смысле этого понятия сочетается с широким философским обобщением. Тональность можно определить как философскую. Автор стремится углубить свое понимание самых, казалось, бытовых и обыденных понятий. Здесь звучат мотивы жизни, трудной, порой трагической, тягостной. «Грязь на калошах», «Хруст на зубах», месиво, крошки — не только отягощающие жизнь атрибуты земли, но и сами проявления обыденности бытия. В последних строках земля приобретает высокий философский смысл, связанный с окончанием земного бытия человека, продолжающегося уже в слиянии его с землей и в физическом и в духовном смысле. Слово «своей» символизирует это единение человека с родиной (земля в заголовке названа родной), с которой он прожил свою жизнь, и землей в буквальном ее смысле.
Лирика Ахматовой зачаровывает своими тайнами, она настраивает читателя на проникновение в недосказанности и умолчания. Мы уже говорили о роли бытовой детали в передаче таинственного любовного чувства женщины. И в этом тоже заключена тайна ахматовской поэзии. Говоря о тайне и ее понимании поэтессой, хотелось бы прочитать одно из моих любимых стихотворений, ею созданных. Материал с сайта //iEssay.ru
Двадцать первое, ночь, понедельник… Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или от скуки Все поверили. Так и живут. Ждут свиданья, боятся разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна. Да почиет на них тишина. Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна.
Здесь не одна тайна. Прежде всего, тайна любви, отличающаяся от обыденного понимания любовных взаимоотношений, тайна, постижение которой делает человека «больным», приобщенным к новому видению. Тайна почему-то открывается лирической героине двадцать первого, в ночь, в понедельник… Вероятно, разгадка доступна только ей. И наконец, игривое, «сочинил же какой-то бездельник».
Острая — значит, откликающаяся на самые сложные проблемы личного мира, отражающая глубинные переживания человека в любви и взаимоотношениях с внешним миром. Острая — значит, мужественная и трагическая, передающая сложнейшие состояния человека трагического века, великим поэтом которого она являлась. Можно назвать многие произведения Ахматовой острыми, например «Мне голос был…», «Не с теми я…», «Реквием», «Поэма без героя». Хрупкой поэзия Ахматовой считается потому, что каждое слово ее стихотворений выбрано удивительно точно, к месту, его нельзя переставить или заменить другим — иначе произведение разрушится. В стихах передаются самые хрупкие, тонкие, нежные чувства автора и ее лирических героинь.
Ахматова. Несколько вопросов
Задание 1
К какому литературному течению принадлежала А. А. Ахматова:
Акмеизму.
Символизму.
Имажинизму.
Футуризму.
Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:
Анна Суворова.
Анна Горенко.
Анна Гумилева.
Другое имя.
Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:
В чем видит А. А. Ахматова предназначение поэта:
Сохранить трагическую национальную память.
Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.
Петь о любви.
Быть “глашатаем”, “главарем” своего времени.
Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее) :
“Четки”.
“Вечер”.
“Лебединый стан”.
“Белая стая”.
Лирическая героиня А. Ахматовой:
Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.
Боец-революционер.
Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.
В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступила:
Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.
Как поэт, понявший и принявший революцию.
В поэме “Реквием”, исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: “Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. ” Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:
Гражданские мотивы.
Библейские мотивы.
Мотив Родины.
Поэма А. А. Ахматовой “Реквием” была впервые опубликована в России:
В 1937 году.
В 1952 году.
В 1988 году.
Творчество А.Ахматовой. Задания для подготовки к ЕГЭ по литературе.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:
Анна Андреевна Ахматова – это псевдоним. Какова фамилия поэта:
Лирическая героиня А.Ахматовой совпадает с личностью автора:
В чем видит А.Ахматова предназначение поэта:
Сохранить трагическую национальную память
Быть «голосом» совести своего народа, его веры, его правды
Быть «глашатаем», «главарем» своего времени
Лирика А.Ахматовой особенно в ее первых книгах почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):
Лирическая героиня А.Ахматовой:
Женщина, окруженная бытом, заботами сердца
Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы
В стихотворении «Мне голос был» (1917) А.Ахматова выступила:
Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной
Как поэт, понявший и принявший революцию
В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. Ахматова писала:
«Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне…»
Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:
Поэма А.Ахматовой «Реквием» была впервые опубликована в России:
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
В8. Какую аксессуарную деталь «вещного мира» А.Ахматова делает психологическим «знаком беды»?
В9. Образы каких замкнутых пространств намеренно выделены автором стихотворения с помощью «световой» детали?
В10. В произведении создана ситуация речевого общения: «Между кленов шепот осенний попросил : «Со мною умри…» – Я ответила : «Милый, милый…». Как называется форма речи, при которой высказывание, адресованное непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и чётко связывается с ситуацией?
В11. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные в художественном отношении свойства, качества, признаки предмета или явления ( «шёпот осенний» )?
С3. На примере данного стихотворения докажите справедливость утверждения К.Чуковского: А.Ахматова «Первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».
С4. Стихотворения А.Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чём его отличие от «женской версии А.Ахматовой?
Ответы и комментарии
В11 – перифраз (перифраза)
С4. Ситуация «последней встречи», прощания с возлюбленной представлена также в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Нищий», где лирический герой уподобляет себя «бедняку иссохшему», который ждёт духовного подаяния – любви и горько сетует:
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
В стихотворении «Слова разлуки повторяя…», адресованном В.А.Лопухиной, поэт, напротив, уверяет:
Я схоронил навек былое,
И нет о будущем забот.
Возлюбленная пытается вернуть память об их чувствах, однако для героя всё кончено.
С.А.Есенин в «Письме к женщине» вспоминает расставание с возлюбленной через призму философских раздумий о своей жизни. События истории и личного бытия оказываются тесно связаны, поэт не обвиняет любимую, а по-пушкински благородно желает ей счастья.
«Последний крик» «обиженных жалоб» звучит из уст героя В.В.Маяковского в стихотворении «Лиличка!». Любовь-громада заполняет собой всё уличное пространство, «коронованной» возлюбленной не спрятаться от неё:
Лирический герой смиряется с неизбежным расставанием и просит «последней нежностью выстелить» «уходящий шаг» любимой.
В отличие от А.А.Ахматовой её предшественники и последователи бросают своим возлюбленным справедливые и несправедливые укоризны, обвиняют, убеждают, молят; они многословны, лаконизм и эмоциональная сдержанность «Песни последней встречи» им чужда.
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4
Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни
На краешке окна и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний,
И в чашке глиняной холодная вода,
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,
Грохочет тишина, моих не слыша слов, —
Тогда из черноты рембрандтовских углов
Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,
Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже…
Здесь одиночество меня поймало в сети.
Хозяйкин чёрный кот глядит, как глаз столетий,
И в зеркале двойник не хочет мне помочь.
Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.
В8. Как называется использованное в стихотворении перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы, явления, состояния (одиночество меня поймало в сети)?
В10. Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале поэтических строк (когда…, когда…; и…, и…).
В11. Как называется использованный в стихотворении художественный приём, основанный на явном, открытом уподоблении предметов и явлений (лежит луна ломтём чарджуйской дыни; чёрный кот глядит, как глаз столетий)?
В12. Как называется образное, эмоциональное определение предмета или явления (воздушная ветка, рембрандтовские углы)?
С3. Как можно определить основное настроение стихотворения Ахматовой?
С4. Какие ещё стихотворения русских поэтов, в которых встречаются мотивы бессонницы, одиночества, вам известны? Как они перекликаются со стихотворением Ахматовой?
B10 анафора; единоначатие
Стихотворение написано в Ташкенте, во время эвакуации. Приметы душной азиатской ночи, бытовые подробности сосредоточены в первом, самом длинном предложении, занимающем 11 строк из 15-ти. Этот быт прост (глиняная чашка, полотенце, свечка), но ночь делает окружающее пространство сказочным, заколдованным (луна превращается в ломоть чарджуйской дыни; кот глядит, как глаз столетий).
Одиночество, которое испытывает героиня, не тягостно, не томительно, не страшно. То и дело возникают в стихотворении мотивы “отрадного”: посреди духоты вода остаётся холодной, не тает снег полотенца, свечка горит и сзывает мотыльков, как в детстве, — и даже чернота углов, склубившись, прячется обратно. “Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже”, “я буду сладко спать” — героиня тоже, как и сам дом, зачарована одиночеством, поймавшим её в сети.
Мотивы бессонницы, одиночества в ночи встречаются во многих произведениях русской поэзии. Можно привлечь для сопоставления «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» А.Пушкина, «Выхожу один я на дорогу. » М.Лермонтова, «На стоге сена ночью южной. » А.Фета, «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.Блока, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» О.Мандельштама.
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану – Христос, помоги! –
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчётливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питьё,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя моё
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво.
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
В8. Выпишите из двух первых строк стихотворения два слова-антонима, позволяющие обозначить контраст между двумя состояниями героини – прошлым и настоящим (слова выписывайте в именительном падеже).
В9. Как называется приём внутреннего образного сопоставления предметов и явлений (мы встречаемся с ним, например, в словосочетании любовные сети )?
В10. Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале поэтических строк ( чтобы… чтоб… слишком… слишком… пусть… пусть… ).
В11. Как называется сходное расположение элементов речи в соседних строках (мы видим его, например, здесь: «Слишком сладко земное питьё, // Слишком плотны любовные сети»)?
B12. Стихотворение написано анапестом. Лишь однажды этот размер нарушается: в одной из стоп пропускается безударный слог, и анапест превращается в хорей. Это характерный ритмический приём Ахматовой, часто использовавшей дольник – размер, который сочетает в себе двух- и трёхсложные стопы. Укажите цифрой номер строфы, в которой встречается хореическая стопа.
C3. В чём особенности постановки традиционной для лирики темы любви в этом стихотворении?
C4. Согласны ли вы со словами Осипа Мандельштама «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века»? Ответ аргументируйте.
Ответы и комментарии
B8 любимая, разлюбленная
B10 анафора; единоначатие
B11 параллелизм; синтаксический параллелизм
Говоря о раннем стихотворении Ахматовой (входит в сборник «Чётки»), ученики могут опереться на высказывание О.Мандельштама: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». Перед нами – развязка драмы между двумя любившими друг друга людьми. Героиня (отметим, что большинство стихотворений на любовную тему написано мужчинами и передаёт их точку зрения) брошена, оставлена (один из частых мотивов ранней Ахматовой).Однако она переживает это состояние мужественно. Сдержанность интонации изредка прерывается то иронией (3-я строфа), то горечью (5-я строфа). Трагизм стихотворения приглушён; короткая молитва-призыв («Христос помоги!») соседствует с радостью («как я рада»), «печальная повесть» с «лукавой улыбкой». Из всех этих переплетений и рождается отмеченная Мандельштамом сложность – и ощущение психологической достоверности.
Что стало причиной разрыва, как переживает её адресат стихотворения, как развивались отношения героя и героини в прошлом – обо всём этом можно только догадываться. Психологическая подоплёка стихотворения так многообразна, что действительно может вместить в себя содержание целого романа. Школьники могут отметить переклички с «Евгением Онегиным», «Героем нашего времени», «Обломовым», романами Тургенева и Толстого, в которых герои объясняются друг с другом, расстаются, испытывают муку неразделённой или утраченной любви.
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4
. Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
В задании есть пример использования этого средства художественной выразительности, это нам очень помогает его определить. «край глухой и грешный», «черный стыд» – фигурируют образные определения – эпитеты. Ответ: эпитет.
Здесь одинаковое начало смежных строк «Оставь». Единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких строк, строф называется анафорой. Ответ: анафора.
В10. Как называется стилистический прием, усиливающий звуковую выразительность стиха (Не осквернился скорбный дух»)?
Внимательно читаем вопрос. «Усиливающий звуковую выразительность». Ставка здесь сделана на звуки, если конкретнее – на согласные звуки «с», «к» и «р» (прочитайте с выражением строку!). Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность. Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Ответ может быть и аллитерация и звукопись, но звукопись – понятие более широкое, оно включает и ассонанс (повторение гласных звуков) и аллитерацию (повторение согласных звуков), поэтому, глядя на наш пример, мы выбираем аллитерацию. Ответ: аллитерация.
B12. Каким размером написано стихотворение Анны Ахматовой «. Мне голос был. Он звал утешно. «?
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4
Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.
Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.
Определите стихотворный размер.
Ответ:
Определите тип рифмовки 1—4 строф.
Ответ:
К какому поэтическому течению начала XX века традиционно относят раннее творчество А. Ахматовой?
Ответ:
Какой художественный прием неоднократно использовала поэтесса (например, во второй строчке второй строфы и в первой сточке последней строфы)?
Ответ:
Как называется изобразительно-выразительное средство языка, позволяющее изменять порядок слов в предложении:
«Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес»?
С3. Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А.А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?
С4. В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминутным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой?
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
ерчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
В8. Какую аксессуарную деталь «вещного мира» А.Ахматова делает психологическим «знаком беды»?
В9. Образы каких замкнутых пространств намеренно выделены автором стихотворения с помощью «световой» детали?
В10. В произведении создана ситуация речевого общения: «Между кленов шепот осенний попросил : «Со мною умри…» – Я ответила : «Милый, милый…». Как называется форма речи, при которой высказывание, адресованное непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и чётко связывается с ситуацией?
В11. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные в художественном отношении свойства, качества, признаки предмета или явления ( «шёпот осенний» )?
С3. На примере данного стихотворения докажите справедливость утверждения К.Чуковского: А.Ахматова «Первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».
С4. Стихотворения А.Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чём его отличие от «женской» версии А.Ахматовой?
А.Пушкин «Я вас любил…», А.Блок «О доблестях, о подвиге, о славе…», И.Бунин «Одиночество».
Ответы и комментарии
В11 – перифраз (перифраза)
С4. Ситуация «последней встречи», прощания с возлюбленной представлена также в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Нищий», где лирический герой уподобляет себя «бедняку иссохшему», который ждёт духовного подаяния – любви и горько сетует:
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
В стихотворении «Слова разлуки повторяя…», адресованном В.А.Лопухиной, поэт, напротив, уверяет:
Я схоронил навек былое,
И нет о будущем забот.
Возлюбленная пытается вернуть память об их чувствах, однако для героя всё кончено.
С.А.Есенин в «Письме к женщине» вспоминает расставание с возлюбленной через призму философских раздумий о своей жизни. События истории и личного бытия оказываются тесно связаны, поэт не обвиняет любимую, а по-пушкински благородно желает ей счастья.
«Последний крик» «обиженных жалоб» звучит из уст героя В.В.Маяковского в стихотворении «Лиличка!». Любовь-громада заполняет собой всё уличное пространство, «коронованной» возлюбленной не спрятаться от неё:
Лирический герой смиряется с неизбежным расставанием и просит «последней нежностью выстелить» «уходящий шаг» любимой.
В отличие от А.А.Ахматовой её предшественники и последователи бросают своим возлюбленным справедливые и несправедливые укоризны, обвиняют, убеждают, молят; они многословны, лаконизм и эмоциональная сдержанность «Песни последней встречи» им чужда.
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С
К какому литературному течению, появившемуся в России начала ХХ века, относится поэтическое творчество А. Ахматовой?
Ответ:
Как называется сочетание стихотворных строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией?
Ответ:
Ответ:
Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков и придающий стиху особую музыкальность?
Ответ:
Определите, каким размером написано стихотворение А. Ахматовой.
С3. Какова, по мнению Ахматовой, истинная природа вдохновения?
Тема поэтического вдохновения – центральная в стихотворении «Творчество». Оно буквально наполнено описанием звуков и движений окружающего мира, которые сменяются “одним, всё победившим звуком”, рождаются аналогии с музыкой, но говорится и о недоступных музыке способах отражения мира: “Так вокруг него непоправимо тихо, // Что слышно, как в лесу растёт трава”. Чем богаче душа поэта, тем разнообразнее его описание бесконечно богатой “жизни человеческого духа”. Но из всего этого поэт извлекает законченную тему — “один, всё победивший звук”.
В стихотворении «Мне ни к чему одические рати…» Ахматова стремится охватить и запечатлеть тот неуловимый миг, когда стих рождается из бесформенного клубка впечатлений и звуков, поэтому в стихотворении господствуют хаотичность, спутанность, многоликое изобилие образов. Поэтесса в своём стихотворении говорит о том, что стихи появляются на свет из того обыденного, что окружает нас ежечасно. Главная “тайна ремесла” — не в сложности и замысловатости воплощения замысла, а в том, чтобы видеть красоту и поэзию в самых простых вещах, а ведь именно этому учил поэта Пушкин.
Но тайна поэзии всё же существует, хотя не каждому под силу её разгадать: в стихах всё “некстати” — нелогично, нет рационального объяснения, вдохновение — чувство иррациональное, своего рода откровение. Красота, таящаяся в повседневности, доступна далеко не всем. (См. ниже).
С4. Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве к теме поэта и поэзии и в чем их стихотворения созвучны «Творчеству» А. А. Ахматовой?
В стихотворении «Пророк» Пушкин поведал нам о том, как «начинают жить стихом», а происходит это с рождения внутреннего зрения, раздвигающего привычные рамки видения мира. Эта пушкинская традиция наследуется А. Ахматовой и обнаруживается в четверостишии:
Поэт не человек, он только дух –
Будь слеп он, как Гомер,
Всё видит, слышит, всем владеет.
Ахматова усиливает пушкинский мотив «внутреннего прозрения» физическим оглушением («как Бетховен, глух») и ослеплением («Будь слеп он, как Гомер»).
Поэт призван своим вещим, пророческим словом будить сердца людей к добру и благородным порывам. Таково высокое гуманистическое призвание поэта и такова главная идея стихотворения Пушкина «Пророк».
В стихотворении «Я так молилась: «Утоли…» лирическая героиня Ахматовой обращается к Богу, ожидая прикосновения небесного огня, который избавит её от «немоты», наполнит способностью творить.
Пушкинская мысль об обострённом восприятии поэтом мира находит отражение в творчестве В. Маяковского: в поэме «Облако в штанах» появляется метафорический образ «сплошного сердца».
Пушкинские традиции наиболее ярко обнаруживаются в стихах Анны Ахматовой, посвящённых рождению творческого вдохновения, прославлению духовной свободы художника слова, в стихах, затрагивающих проблему Поэт и власть, и, безусловно, тему памятника, бессмертия поэта. Процесс творчества предстает героине как некая истома, греза, видение, в котором постепенно проступают слова и рифмы, а затем
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Для Ахматовой характерно религиозное мировосприятие. По-христиански она воспринимает свой поэтический дар – это для нее величайшая Божья милость и величайшее Божье испытание, крестный путь поэта (как и для Б. Пастернака и О. Мандельштама). Через испытания, выпавшие на долю Ахматовой, она прошла мужественно и гордо. Поэт, как и Сын Человеческий, страдает за все человечество; лишь совершив крестный путь, поэт обретает голос и моральное право говорить с современниками и с теми, кто будет жить после него.
Вслед за Блоком мы можем сказать, теперь уже применительно к творчеству Ахматовой, что в её стихах «чудесным образом подают друг другу руки заклятые враги: красота и польза». Вершина человеческого духа, красота души и поэтического слова, «польза» для выбирающего свой путь в жизни – всё это есть в её стихах.
В понимании Цветаевой творческая личность одинока. Это угадывается во многих стихотворениях, а в некоторых — объявляется во всеуслышание (“Поэты”, “Роландов рог”). И все же одиночество поэта не абсолютно: у него всегда есть преданный друг — читатель. Часто стихи Цветаевой строятся на диалоге, на полноценном общении с человеком, взявшим в руки ее книгу. Поэтесса обращается к человеку, которому посвящено стихотворение, к незнакомому читателю или даже к еще не родившемуся (“Тебе — через сто лет”). Если даже в стихотворении нет прямого обращения, то оно все равно рассчитано на реакцию, на сочувствие, на ответ.
Поэтам, размышляющим о своем предназначении, свойственно обращаться к Музе. У Цветаевой Муза упоминается редко, вскользь, как будто она не видит ее особой заслуги в своем творчестве. Интересно, что в стихах, обращенных к Ахматовой, та названа “ Музой плача”. Надо думать, что Цветаева считала Ахматову своей вдохновительницей и имела смелость это признать. Обращений к Музе немного: Цветаева надеется не на нее — на себя. Она стремится к постоянному самосовершенствованию, ибо в этом видит путь развития своего творчества, от которого все равно никуда не скроешься (“Стол”). Поэтесса “пригвождена” к письменному столу на всем протяжении своего творческого пути, а творчество не имеет предела. Но это для Цветаевой не ярмо, а напротив, “убежище от диких орд”. Она всегда может укрыться в творчестве, как в тихой гавани, и в то же время, не скрываясь, говорить то, что хочет сказать.
В 30-е годы Ахматова создаёт цикл «Тайны ремесла. В нём она говорит о своём поэтическом призвании. Характерны сами названия стихов — «Муза» и «Творчество». Стихи о музе поэтесса писала давно, ещё до революции. Однако её образ постепенно изменяется: то она идёт по осенней дороге («Муза ушла по дороге…»), то появляется в дырявом платке, то вступает в разговор с лирической героиней. В рассмотренном стихотворении «Муза» она названа “милой гостьей с дудочкой в руках”.
Но в конце 30-х годов Ахматова начинает описывать и рассматривать сам процесс поэтического творчества. Эту же тему развивает стихотворение «Творчество». Оно буквально наполнено описанием звуков и движений окружающего мира, которые сменяются “одним, всё победившим звуком”, рождаются аналогии с музыкой, но говорится и о недоступных музыке способах отражения мира: “Так вокруг него непоправимо тихо, // Что слышно, как в лесу растёт трава”. Чем богаче душа поэта, тем разнообразнее его описание бесконечно богатой “жизни человеческого духа”. Но из всего этого поэт извлекает законченную тему — “один, всё победивший звук”.
Ахматова стремится охватить и запечатлеть тот неуловимый миг, когда стих рождается из бесформенного клубка впечатлений и звуков, поэтому в стихотворении господствуют хаотичность, спутанность, многоликое изобилие образов.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» входит в цикл «Тайны ремесла». Название это определит тему разговора, так как Ахматова пишет в нём о сущности, природе поэзии, о том, как рождаются поэтические произведения, какова природа вдохновения, о том, кто такой поэт, о музе и читателе. Название «Тайны ремесла» отражает нетрадиционное восприятие поэзии: в значении слова “ремесло” есть что-то предметное, слишком приземлённое. В этих стихах Ахматова верна традициям поэтического направления, к которому она принадлежала, — акмеизма: словесное искусство акмеистами воспринимается как ремесло, в котором можно достичь высочайшего уровня владения поэтическим словом. Само название объединения акмеистов — «Цех поэтов» — рождает ассоциации с ремесленной мастерской.
Так какие же “тайны ремесла” Ахматовой можно открыть, анализируя это стихотворение? Оно написано очень просто, мы встречаем в нём разговорные конструкции: “не так, как у людей”, “мне ни к чему”, “на радость вам и мне”, “по мне”. И строфа в стихотворении построена так, чтобы создавать впечатление разговорной речи. Это ощущение возникает за счёт того, что три первые стиха написаны пятистопным ямбом, а четвёртый стих каждой строфы — трёхстопным. Интонация к концу строфы резко понижается, краткость последних стихов в строфе ритмически выделяет их.
“ Одические рати”, “прелесть элегических затей” — эти словосочетания двух первых стихов первой строфы стилистически контрастируют с нарочито сниженной лексикой всего стихотворения. Если рассмотреть предметный мир, пространство стихотворения, то мы также увидим нетрадиционные для данной темы образы.
Слишком много предметного, материального, низкого и бытового: сор, одуванчик, забор, лопухи и лебеда, сердитый окрик, дёготь, плесень. В этом проявляется как характерная для всех поэтов-акмеистов склонность к изображению простых, порой непоэтичных предметов, к простоте и чистоте языка, ясности смысла, так и любовь Ахматовой к предметным, бытовым деталям.
Поэтесса в своём стихотворении говорит о том, что стихи появляются на свет из того обыденного, что окружает нас ежечасно. Главная “тайна ремесла” — не в сложности и замысловатости воплощения замысла, а в том, чтобы видеть красоту и поэзию в самых простых вещах, а ведь именно этому учил поэта Пушкин.
Но тайна поэзии всё же существует, хотя не каждому под силу её разгадать: в стихах всё “некстати” — нелогично, нет рационального объяснения, вдохновение — чувство иррациональное, своего рода откровение. Красота, таящаяся в повседневности, доступна далеко не всем.
А после того как стихи написаны, они начинают в некотором роде жить самостоятельной жизнью: они живые, у них есть своя воля, это подчёркивается развёрнутым олицетворением — “растут… не ведая стыда”. “Не ведая стыда” готовы говорить обо всём, ничего не скрывая, стихи — то есть поэт. Не ведали стыда созданные Творцом Адам и Ева. Возникновение этой ассоциации (Творец — Поэт — человек, наделённый божественным даром) оправдывается употреблением слова “ведать”.
Написанный поэтом-“ремесленником”, “стих уже звучит задорен, нежен”, он появляется на свет не для того, чтобы решать какие-то практические задачи, а “на радость вам и мне”. Так вслед за Пушкиным Ахматова утверждает самоценность поэзии. В поэзии, считает Пушкин, и не нужно искать практической пользы. Добро заключено в ней самой. И те, кому дано услышать истинную поэзию, услышат её.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
У поэта любой жизненный “сор” должен превращаться в лирическую ситуацию. Стихи растут из прозы жизни, из черной почвы быта, и в этом — подлинная сущность искусства. Поэт отовсюду, “налево и направо”, “без чувства вини”, заимствует темы и образы своей поэзии. Он должен быть ясен и открыт для мира и читателя, “распахнут настежь”. Мир должен полностью войти в стихи, все бессловесное — воплотиться в них:
Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит.
Для того и существует “священное ремесло” поэта: с ним и без света миру светло.
В стихотворении «Пушкин» Ахматова говорит о той цене, которой платит поэт за славу, за свободу творчества. Молитвой («А Смоленская нынче именинница») провожает в последний путь Ахматова другого русского поэта – Александра Блока. Поэта Серебряного века хоронят «во гробе серебряном». Он для России – «наше сердце, в муке погасшее», «лебедь чистый». «Солнцем русской поэзии» мы называем Пушкина. Используя символ Солнца, Ахматова сближает двух великих поэтов, двух Александров, чья жизнь трагически оборвалась. Причитают по умершим, молятся за ушедших. Мотив примирения и прощения и в этом стихотворении выявляет пушкинские, христианские основы творчества Ахматовой.
«А Смоленская нынче именинница. »
А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
И приводят румяные вдовушки
На кладбище мальчиков и девочек
Поглядеть на могилы отцовские,
От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Александра, лебедя чистого.
Пушкинская тема бессмертия поэзии, памятника поэту получает дальнейшее развитие у Ахматовой в поэме « Реквием»:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условием — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.,
Забыть, как постылая хлюпала дверь
И выла старуха, как раненый зверь»
Пушкин противопоставил непокорного поэта державному столпу.
Ахматовский поэт противостоит вседержавной тюрьме. Её литературный памятник не имеет подобия. Реквием – это похоронная месса, католическая служба по усопшему, а в буквальном переводе – просьба о покое.
10 стихотворений, которые воспринимаются как небольшие главки, и их обрамления в виде: «Вместо предисловия», «Посвящения», «Вступления», а также «Эпилога», состоящего из 2 частей. Все они написаны в разное время: 1935 – 1940гг. Эпиграф – 1961г.
Начиная с 1960-х гг. «Реквием» Ахматовой распространялся в самиздате. Отдельные главы были напечатаны во время «оттепели».
Впервые полностью в СССР опубликован в 1987 г.
Тогда же был арестован ее третий муж, профессор-искусствовед Н. Н. Лунин. 17 месяцев провела тогда Ахматова в тюремных очередях, ожидая страшного приговора:
Семнадцать месяцев кричу,
Кидалась в ноги палачу,
Как ни странно, письмо возымело свое действие: Лев Гумилев был на время выпущен (но снова арестован в 1938 г., сослан в Туруханский край, откуда добровольцем ушел на фронт в 1944 г.). Высокое чувство моральной ответственности перед своими современниками как поэта и гражданина помогло ей и дало силы подняться над личным горем и выразить всю трагедийную катастрофичность своей эпохи. И хотя порой она писала, что ей «петь не хочется под звон тюремных ключей», в «этом ужасе» пыток, ссылок и казней, но именно в то время она начала писать свой «Реквием», ставший памятником всем жертвам репрессий и ее гражданским подвигом.
Поэма обладает кольцевой структурой, что позволяет соотнести ее с «Двенадцатью» Блока. Первые две главы образуют пролог, а две последние — эпилог.
После пролога следуют четыре первых главы. Это своеобразные голоса матерей из прошлого — времен стрелецкого бунта, ее собственный голос, глава будто из шекспировской трагедии и, наконец, собственный ахматовский голос из 10-х годов.
V и VI главы — кульминация поэмы, апофеоз страдания героини.
Следующие четыре стиха посвящены теме памяти.
Поэма имеет сложное строение. Ей предшествует эпиграф, который был взят из стихотворения самой Ахматовой 1961 года, когда она готовила текст к печати:
Нет, и не под чуждым небосводом,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
А народ, главным образом женщины, в том числе и сама Ахматова, был тогда, в «страшные годы ежовщины», в тюремных очередях. Однажды, «опознав» в этих очередях, ее спросили, может ли она все описать, и она ответила: «Могу.»
Им, своим «невольным подругам. тех осатанелых лет», и шлет Ахматова «прощальный привет» в «Посвящении» к поэме, создавая которую, она выполняет данное им обещание и свой гражданский, человеческий долг перед памятью погибших и перед судом потомков.
Далее, во «Вступлении», Ахматова дает лаконичную, но удивительно точную картину всеобщей народной беды, обрушившейся на страну по воле державного палача:
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
И на этом катастрофическом фоне времени, «когда погребают эпоху» (по словам самой Ахматовой), на высокой трагедийной ноте звучит голос лирической героини поэмы. Ахматова использует в поэме форму крестьянского погребального плача как выражения:
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
А говоря о собственном горе, Ахматова прибегает к стилю и ритму колыбельной (за которой для нее встают картины недавней мирной семейной жизни), что по контрасту подчеркивает всю боль ее теперешнего одиночества и сиротства:
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
В главе X, названной «Распятие», звучит тема женщины, теряющей единственного сына (что подчеркивает эпиграф: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи. «). Ахматова использует известный библейский эпизод смерти Иисуса Христа на глазах его матери, которая предстает здесь как изваяние скорби, сиротства, гордыни и мужества:
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Образы Богородицы, церковной символики Распятия. Эти образы возникают здесь не случайно: они выступают как знаки высокой трагедии, всеобщего народного ощущения безмерности и безвинности страдания.
«Эпилог». Лирическая героиня Ахматовой чувствует свою с ними кровную связь и как женщина-мать, и как поэт- гражданин: «Я вижу, я слышу, я чувствую вас.» Ее устами в поэме действительно «кричит» от боли вся мать-Россия, ибо Ахматова сумела сквозь собственные страдания осознать и запечатлеть в «Реквиеме» целую трагическую эпоху в жизни страны:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Давая «согласие» на возведение памятника, Ахматова ставит одно существенное условие: памятник ей должен быть воздвигнут только у тюремных стен, где ей, как и всем, «не открыли засов», на берегу родной Невы. В 2006 году напротив знаменитых «крестов» был открыт памятник Анне Ахматовой . Скульптор Галина Додонова.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною.
Послевоенные годы начались для Ахматовой драматично: в По c тановлении ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» её поэзия будет названа «буржуазной и декадентской». Её вновь не печатают. Но она работает над Поэмой, которая состоит из трёх по-разному написанных частей: «Петербургская повесть», «Решка» и «Эпилог». Она сама выбрала свою судьбу, была твёрдо уверена, что нельзя отнять у неё Россию, Пушкина, немногочисленных друзей, что добро делать очень трудно, но делала его. Чтобы заработать на жизнь, занималась переводами, жила у знакомых.
И только на склоне лет Ахматова была окружена вниманием. Оценены её научные труды, посвящённые А.Пушкину, поэтическое творчество. Она получила высокую премию в Италии и степень доктора Оксфордского университета, побывала в Италии, Англии, Франции. Издаются книги, изучается творчество именно потому, что в её стихах достоинство, печаль, красота, высокая свобода человеческого общения.