В чем видит ахматова свою поэтическую и человеческую миссию

Урок литературы на тему: «Тема страдания и скорби в поэме Анны Ахматовой «Реквием»

Разделы: Литература

И возмездие, и справедливость, и новая надежда.
Ю.Карякин.

Ход урока

Слово учителя.

Представьте себе, если бы Жданов, громя Ахматову в 1946 году, знал о её «Реквиеме». Пусть бы вынырнул из 1946 года в 2009 год? Что бы с ним стало? Что он мог увидеть со своей точки зрения застенка, эшафота? Что бы с ним стало!? Стоит об этом задуматься?

— Он увидел бы, что Ахматова не стала «винтиком», послушно исполняющей волю властей.

— Он увидел, что Ахматова высоко ценила право мыслить самостоятельно, видела свой долг в том, чтобы говорить людям правду, искала ответ на вопрос, как живется человеку, пыталась постичь природу отношений между государством и человеком.

— С точки зрения застенка, эшафота, Жданов не смог бы вынести увиденное зрелище, с ним бы случился инфаркт. Есть, есть возмездие!

Учитель:

А как А.Ахматова отнеслась бы к этому?

-Она не была бы потрясена: она обо всем этом знала, она на все это работала.

Учитель:

Чем является эпиграф к произведению?

— Увертюрой ко всему произведению. Он строго, точно, лаконично отразил творческую и гражданскую позицию автора- повторы слов подчеркивают прочность сплочения судеб народа и поэта общим для них несчастьем.

— А.Сурков пытался снять эпиграф, но Ахматова решительно отказывалась от снятия эпиграфа, ибо он является музыкальным и смысловым ключом к поэме, так как он вводит в эпическое повествование народную трагедию.

— Ахматова не столько говорит о своем личном горе, сколько о горе всей России: в каждом городе, поселке «безвинная Русь корчилась под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь».

— Наш город не стал исключением. Были осуждены, сосланы сотни пензенцев. Они были виноваты в том, что имели честь, совесть, были преданы своей стране, своему народу.

Сообщение учащегося об истории создания поэмы.

В 1964-1965 годах готовился к публикации итоговый сборник стихов «Бег времени», куда хотели поместить поэму «Реквием». Это было суровое время. Тогда арестован был роман Гроссмана «Жизнь и судьба». Идеолог М.Суслов сказал, что его роман будет опубликован через 250 лет. Произошла расправа с Б.Пастернаком. «Реквием», побывав в издательстве, внушил автору слабую надежду на встречу с читателем, и только впервые эта поэма нашла своего читателя в 1988 году в 2х изданиях: в журнале «Октябрь» №3 и «Нева»№6.

Учитель:

В чем видит Ахматова поэтическую и человеческую миссию?

— Донести скорбь и страдания стомиллионного народа. Она становится «голосом людей в годы тотального и вынужденного молчания всех».

Учитель:

Как рисует Ахматова картину общенародного горя в «Посвящении»?

— «Посвящение» содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья «осатанелых лет». Но эта конкретность соединена с высоким обобщением. Поэтому закономерно является введение в текст образов, восходящих к отечественным «первенцам свободы» и Пушкину.

— Ахматова отсылает к пушкинским строчкам. Полярность позиций лирических героев на лицо. У Пушкина- уверенность в торжестве справедливости, которая как бы преодолевает расстояние между Пушкиным и декабристами. У Ахматовой лирическая героиня понимает, что её диалог останется без ответа.

Учитель:

Как Ахматова раскрывает историческую правду?

— Во «Вступлении» Ахматова обнажает правду на грани фантастики. И очень естественно здесь возникают гротескные образы («Улыбался только мертвый»).

— Строфа «Уводили тебя на рассвете» строится как народный плач: причитание матери по уводимому в тюрьму сыну сливается неожиданно с крестьянским плачем по покойнику. Услышанные из глубин веков крики и стоны стрелецких жёнок. Все эти голоса сливаются в общий вой, невыносимый в своём трагизме.

— Своё личное горе Ахматова выразила в строчках, корнями, уходящими в фольклор. Лирический гоголевский образ неожиданно сопрягается с трагедийной земной реальностью.

— О себе лирическая героиня пишет в третьем лице. Это не женщина, а тень. Человеку невозможно вынести такое. Масштабы трагедии заданы строками «Посвящения»:

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река.

— Ахматова пробует мотив страдания людей увидеть со стороны, но от этого они не менее трагедийны. Выражением всеобщего горя является страшная ночь. Героиня пробует взглянуть на себя со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под крестами, где столько «неповинных жизней кончается». Стих кончается умолчанием.

Учитель:

Как рисуется отчаянье матери?

— Отчаяние матери достигает апогея. Всё перепуталось в её сознании, ей слышатся «звон кадильной и слёзы куда-то в никуда». Светящаяся звезда становится роковой и «скорой гибелью грозит».

Учитель:

Как решается библейская тема в поэме?

— Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Трагедия вызывает самое страшное из преступлений в истории человечества – распятие Христа. Трагедия подключает сознание читателя к судьбе матери, принёсшего в мир сына – искупителя.

— Библейская тема у Ахматовой нетрадиционная: страдание распятого Христа оказываются бессмысленными. Вместе с тем перевод событий в библейский план подчеркивает святость судьбы невинно страдающих, а образ матери возвышается до образа Богоматери – заступницы людей.

Учитель:

Найдите строки, где звучит мотив заступничества?

— Мотив заступничества звучит в эпилоге (чтение его).

Учитель:

Каким вы представляете себе памятник Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?

— Стихи звучат как удары набатного колокола. Безгранично отчаяние матери.

— Мужские рифмы свидетельствуют о мужестве, стойкости и не преклонности женщины, потому она достойна монумента, воплощение памяти.

— Это памятник всем жертвам произвола, самому Мужеству.

Слово учителя.

Поэма отличается мощным эпическим размахом, раскрытием современности на широком всемирно-историческом фоне. Полифонизм, многоголосие, напевность позволяют воспринимать как траурное музыкальное произведение, основанное на народных плачах, оно несёт и глубокую и лирическую интонацию, что делает поэму воистину уникальным художественным явлением. Только одно это произведение позволило бы войти Ахматовой под сонм классиков отечественной словесности. Функции поэта и поэзии слиты идеей великого заступничества за людей. Это делает Ахматову национальным, народным поэтом.

Источник

В чём видит А. А. Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?

В 18:50 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: В чём видит А. А. Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

В чем видит ахматова свою поэтическую и человеческую миссию. uoTe3J Z0f0. В чем видит ахматова свою поэтическую и человеческую миссию фото. В чем видит ахматова свою поэтическую и человеческую миссию-uoTe3J Z0f0. картинка В чем видит ахматова свою поэтическую и человеческую миссию. картинка uoTe3J Z0f0.

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Источник

Полный анализ поэмы «Реквием» (Ахматова Анна)

В «Посвящении» Анна Ахматова постоянно использует местоимение «мы», подчёркивая общую боль и беду («Мы не знаем, мы повсюду те же, слышим лишь ключей постылый скрежет да шаги тяжелые солдат»). Поэтесса указывает на масштабность репрессий и мук от них, изображает одиночество всех мучеников. Лирическая героиня, она же сама Ахматова ждёт приговора, ей не сдержать слёз. («Приговор… И сразу слезы хлынут, ото всех уже отделена, словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут, но идет… Шатается… Одна…»).

Во «Вступлении» А. А. Ахматова использует гротескный образ «безвинной Руси», которая корчится под «кровавыми сапогами и под шинами черных марусь». Так же в первых строках «Вступления» появляется образ «страшного мира» («Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском качался возле тюрем своих Ленинград»).

В первом стихотворении поэтесса обращается к историческим образам («стрелецкие женки»). Лирическая героиня сравнивает себя с жёнами стрельцов, тем самым увеличивая пространство поэмы. Основная тема данного стихотворения – плач по сыну. Ахматова не только оплакивает сына, но и упоминает о всей драме «безвинной Руси» («Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть»). Роль исторических образов не только в том, чтобы увеличить масштаб трагедии, но и в том, чтоб соединить прошлое с настоящим.

На протяжении нескольких стихотворений (2-6) героиня пытается взглянуть на себя со стороны; она на грани сумасшествия, отчаяния. Во втором стихотворении Ахматова упоминает жёлтый цвет («жёлтый месяц»), который обозначает сумасшествие. Кроме жёлтого месяца поэтесса вносит образ тихого Дона. Спокойствие второго стихотворения соединяется с образом реки и создаётся ещё большее впечатление безумия. Все эти образы («Жёлтый месяц», «тихий Дон») доказывают, что лирическая героиня готова к смерти. В пятом стихотворении А. А. Ахматова не просто мучается и переживает, а кричит от боли, отчаяния («Семнадцать месяцев кричу, зову тебя домой, кидалась в ноги палачу, ты сын и ужас мой»). Крик тоже неким образом изображает готовность к худшему, к смерти. Героине настолько тяжело, что она ничего не разбирает, у него всё перемешалось («Все перепуталось навек, и мне не разобрать»). Женщина не знает сколько ей придётся ждать казни сына («Теперь, кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать»), ожидание тоже усугубляет ситуацию. В шестом стихотворении «летят недели», героиня всё также находится в смятении («Что случилось, не пойму»). Для Ахматовой белые ночи говорят о смерти («Ночи белые глядели, как они опять глядят ястребиным жарким оком, о твоем кресте высоком и о смерти говорят»).

В стихотворении «К смерти» лирическая героиня уже готова умирать, она ждёт свою минуту («Ты все равно придешь — зачем же не теперь? Я жду тебя — мне очень трудно»). А. А. Ахматова использует приметы времени для передачи своего эмоционального состояния («Я потушила свет и отворила дверь», «Чтоб я увидела верх шапки голубой и бледного от страха управдома. Мне все равно теперь. Клубится Енисей, звезда Полярная сияет. И синий блеск возлюбленных очей последний ужас застилает»).

В девятом стихотворении Ахматова готова уступить смерти исходя из своих чувств бессилия («И поняла я, что ему должна я уступить победу, прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду»). Но вместо смерти к героине приходит безумие, душа Ахматовой наполняется сумасшествием («Уже безумие крылом души накрыло половину, и поит огненным вином и манит в черную долину»). Кроем того, приходят и воспоминания, «слова последних утешений».

В «Распятии» Анна Ахматова использует евангельские мотивы. Поэтесса изображает мать и казнённого сына. Большое значение Ахматова уделяет образу матери, горе которой очень огромно («Магдалина билась и рыдала, ученик любимый каменел, а туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел»). Именно эти образы расширяют значение поэмы. Это стихотворение является философским центром поэмы. Все происходящие действия в этом стихотворении приравнены к мучениям, к распятию.

«Эпилог» в данной поэме состоит из двух частей. В первой части Ахматова возвращается к общему смыслу поэмы (к «Предисловию» и «Посвящению»). Поэтесса вновь изображает тюремные очереди («Узнала я, как опадают лица, как из-под век выглядывает страх»). Героиня в данной части поэмы схожа с Богоматерью. Её страдания похожи на состояние Богородицы. В этой же части развивается мотив заступничества, героиня молится и переживает за всех, кто тоже стоял с ней в этих очередях («И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною, и в лютый холод, и в июльский зной под красною ослепшею стеною»). Во второй части «Эпилога» А. А. Ахматова развивает тему памятника. Лирическая героиня желает, чтоб памятник был поставлен «где стояла я триста часов». Именно в том месте, куда героиня приходила каждый день («Сюда прихожу, как домой»). Поэму Ахматова и просит поставить памятник на этом месте, эти стояния в очередях были мучением для Ахматовой, но именно благодаря своей стойкости она могла видеться с сыном, что было для неё огромным счастьем.

Лирическая героиня видит свою поэтическую и человеческую миссию в передачи потомкам скорби о всех страдающих и погибших в такие сложные времена, как сталинские репрессии. Так же поэтесса пишет и о народе и родной земле, с которыми она связана и готова пережить эти трудные времена («Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл,-я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был.»), поднимая проблему исторической памяти народа.

Произведение «Реквием» А. А. Ахматовой затрагивает многие важные темы: проблемы исторической памяти, несправедливости, отношения детей и матерей. Именно поэтому данная поэма многим известна и читаема до сих пор.

Источник

Урок-диалог с элементами комплексного анализа текста по теме «Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»»

Разделы: Литература

Тип урока: урок-диалог.

Оборудование: запись фрагментов поэмы в исполнении А. Ахматовой.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

1. Тест по творчеству А. Ахматовой (см. Приложение 1).

2. Д/З к уроку: Выпишите названия и годы издания тех сборников, которые вышли при жизни А. Ахматовой. Обратите внимание на 19-летнюю паузу между 5 и 6 книгами. Какие события в это время произошли в жизни Ахматовой?

“…Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.

Учитель:

Какой исторический и жизненный контекст положен в основу “Реквиема”?

Вариант ответа учащихся: Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: её сын Лев Гумилёв был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его арестовали в 1935 г., и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 г. и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Гумилева арестовывают в 1949 г., приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова первые два ареста рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 г., по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за неё.

Открывающее основную часть цикла стихотворение “Уводили тебя на рассвете…” непосредственно изображает арест в 1935 г. мужа Ахматовой Н.Н. Пунина, остальные связаны с арестом сына.

Но “Реквием” – это не только личная трагедия, но и трагедия народная. За семнадцать месяцев стояния в тюремных очередях, хождения по разным инстанциям, безрезультатных попыток помочь сыну и доказать его невиновность, она, “трехсотая с передачею”, увидела сотни, тысячи несчастных женщин, которым, как и ей, оставалось лишь одно – отчаяние бессилия перед безжалостной государственной машиной, пожирающей ни в чем не повинных людей. Здесь она встретила прототипы тех, кто станет обобщенным образом страдания, ту, что “мертвых бездыханней”, старуху, которая “выла, как пойманный зверь”, и ту, “что едва до окна довели”. Все они помечены одним несчастьем, на всех обрушилась одна беда. Расстрел Н.С. Гумилева, гибель в лагере Н.Н Пунина, аресты и скитания по тюрьмам и лагерям сына, аресты и исчезновения многих друзей и знакомых – под такими ударами могла сломаться любая жизнь, но Ахматова устояла. Лишь немногие близкие люди знали о существовании этого произведения. Не смея записать текст, они запоминали стихи. Лидия Чуковская вспоминала о том, что “Реквием” знали наизусть 11 человек и ни один не предал Ахматову. При знакомстве с поэмой и ее структурными частями поражает чересполосица дат, которые являются своеобразными знаками того, что к этому творению Ахматова обращалась постоянно на протяжении тридцати последних лет жизни.

Учитель:

Почему, пережив подобное, в 1964 году Ахматова утверждает, что счастлива тем, что жила в эти годы?

Учитель:

“…Да что же ты за монстр такой, если весь этот ужас и кошмар еще и со стороны видишь?”

(И. Бродский). Что имел в виду Бродский? Что давало силы и мужество хрупкой женщине, посетительнице “Башни” Вяч. Иванова, утонченной модели Модельяни, завсегдатаю артистического кабачка “Бродячая собака”?

Вариант ответа учащихся: Что давало ей силы? По-видимому, вера в свое предназначенье – сказать о своем времени то, что не может сказать никто другой, неизбывность надежды и веры в конечное торжество справедливости. Оторванная от всех, обреченная на одиночество, окруженная подозрительностью властей, она сознавала, что страдает не одна, страдают многие, страдает народ, отечество. Эта внутренняя органическая связь с миром, ощущение родства было ей присуще от природы, что подтверждают стихотворения 1917г. “Мне голос был…”, 1922г. “Не с теми я, кто бросил землю”. Из стихотворения Ахматовой “Так не зря мы вместе бедовали…” (1961), впервые опубликованного только в 1987 г., взят эпиграф к “Реквиему” (прочитать).

С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастья как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общественного выделен в афористических строчках эпиграфа – смыслового ключа произведения.

Учитель:

Согласны ли вы с тем, что “Реквием” представляет собой отдельные лирические стихи, фрагменты, написанные в 1935-1940 гг. и связанные с трагическими событиями в жизни автора, к которым он получил возможность вернуться в иное время – в начале 60-х гг., ведь и эпиграф, и “Вместо предисловия” более позднего происхождения?

Вариант ответа учащихся: “Реквием” можно назвать и поэмой, и лирическим циклом. Лирика предельно обобщает и одухотворяет события и человеческие индивидуальности. В “Реквиеме” нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины, в “Распятии”, даже Христос не назван, Мария – “Мать”, Иоанн – “любимый ученик”. О непосредственно общезначимом говорится и соответствующим языком. Но события, происходящие с огромным количеством людей, с народом – предмет эпического рода, даже его первичного жанра – поэмы-эпопеи.

Мы знаем, что “Реквием” состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, а намерение это относится к 1961-1962 гг., Ахматова называет цикл поэмой, потому что все стихи связаны единой темой, единым лирическим переживанием и единой биографией – она мать осужденного сына и жена расстрелянного мужа. Причем это переживание обобщенное и биография обобщенная – все окружение героини поражено той же бедой.

Каждое стихотворение сюжетно связано с конкретным эпизодом жизни лирической героини и ее страданием, но ее дух как бы вбирает в себя горе других, отлетает от своего личного переживания, сливается с мукой обреченных. Это дает ей право говорить от их имени. В поэме дан гиперболический образ народного страдания, перед которым “гнутся горы” и “прекратит течение великая река”. И это вселенское людское горе переживается героиней так болезненно, искренне и сильно потому, что это и ее личное горе.

Учитель:

Обратите внимание на композицию “Реквиема”. Что сближает “Реквием” с традиционной классической поэмой? Что выдает ее принадлежность к ряду поэм 20 века?(смятение поэта и лирической героини, их неразделимость, символика образов, полиметричность).

Вариант ответа учащихся: Лирический сюжет развивается в десяти стихотворениях-главках, обрамленных частями “Вместо предисловия”, “Посвящение”, “Вступление”, двухчастным “Эпилогом”, примерно равными по объему основной части и не менее важными по содержанию: в них сильнее эпический, событийный элемент, больше говорится об общем, чем о личном, словно Ахматова никак не может перейти к собственному горю, но не может им и ограничиться. Лирический сюжет наряду с эпическими элементами позволяет говорить о “Реквиеме” как о поэме. По родовому принципу она, в основном, лирическая, по проблематике и основному тону – эпическая.

Учитель:

Единство цикла определяет также образ времени, воссозданный поэтом. За вступлением следуют главы, повествующие о людском страдании, которое принес “век-волкодав”. Каждая деталь текста наполнена неисчерпаемым смыслом, вызывая у современного читателя ассоциации, подсказанные многочисленными свидетельствами оставшихся в живых мучеников, прошедших через нечеловеческие страдания тюрем, лагерей, ссылок. Самыми емкими образами, характеризующими время, являются великий город Ленинград, ставший тюремной очередью, “ненужным привеском”, и “безвинная Русь”, корчащаяся от боли – образы народной драмы, народной беды.

Поэма полиметрична: изменение интонационной окраски и смысловое развитие влечет за собой перепад ритма. Звук является и самостоятельным средством выразительности – поэма построена как музыкальное произведение, в котором использованы необычные, обусловленные временем инструменты. Звучание “Реквиема” вырастает из тишины (“там все говорили шепотом”). Первыми звуками, слышными “повсюду”, являются “скрежет” ключей, “шаги тяжелые” солдат, “короткая песня разлуки”, “паровозные гудки” и вторящий им плач.

3. Выяснение первых впечатлений от прочитанного.

Учитель:

Как бы вы ответили на вопрос: о чем эта поэма? (выйти на долг поэта и историческую память)

“Вместо предисловия” – прочитать

Учитель:

В чем видит Ахматова свою поэтическую миссию?

Вариант ответа учащихся: В этой части поэмы впервые заявляется позиция поэта. “Описать” – значит не только пережить происходящее, но и суметь абстрагироваться от переживаемого, то есть переместиться из потока времени на некий метауровень, занять вневременную позицию. В этом случае улыбку женщины можно принять не только как сомнение в смелости поэта, но и как неуверенность в способности к выходу за круг ужасов жизни.

Здесь автор продолжает тему “моего народа”, переносит нас в “тогда” – тюремную очередь Ленинграда 1930-х гг. Ахматовский “Реквием”, так же как и моцартовский, написан по “заказу”, но в роли “заказчика” выступает “стомильонный народ”. Ахматова говорит от лица миллионов “безымянных” “мы”.

Учитель:

Поэт получает право на слово как обязанность, и Ахматова начинает свидетельствовать величаво и трагично о том времени.

Запись 1, учащиеся следят по тексту.

Учитель:

На каком фрагменте “Посвящения” ставит логическое ударение автор? Почему, в чем особый смысл фрагмента?

“Приговор…И сразу слезы хлынут,…”

Учитель:

Что такое память? Попытайтесь дать определение этому понятию.

“Память – свойство души помнить…, хранить сознанье о былом” (В. Даль).

Учитель:

Как вы понимаете слова Даля о памяти? Что значит “хранить сознанье о былом”?

Вариант ответа учащихся: Вспоминая Анну Ахматову, Иосиф Бродский как-то заметил: “Для меня самое главное в “Реквиеме” – это тема раздвоенности, неспособности автора к адекватной реакции. Ахматова описывает положение поэта, который смотрит как бы со стороны на то, что с ним происходит. Драматизм “Реквиема” не в том, какие ужасные события он описывает, а в том, во что эти события превращают твое индивидуальное сознание, твое представление о самом себе. Трагедийность “Реквиема” не в гибели людей, а в невозможности выжившего эту гибель осознать”. Бродский переносит акцент на индивидуальную трагедию лирической героини. С его точки зрения, в центре внимания поэта стоит не история “большого террора”, а искалеченное этим террором сознание человека. Эпический план оказывается во многом внешним по отношению к трагедии индивидуального сознания, к конкретизации внутренней истории человека.

Учитель:

Дальнейший анализ ведется с учетом этого деления.

4. Анализ текста в группах.

Выступление представителей 2, 3 группы по главе “Посвящение” (Приложение 2.)

1 группа: Реальный (автобиографический, временной) уровень повествовательной структуры. Его героиней является женщина, переживающая личную трагедию.

Учитель:

2 группа:

Обобщенно-исторический уровень повествовательной структуры, где повествование ведется от лица поэта. (Приложение 2.)

Учитель:

5. Слово учителя. Аналитическая беседа.

Учитель:

Личность Христа по-особому волновала Ахматову и человеческой сутью своей, и судьбой. И вот теперь она соединяет историю Божьего сына с судьбой собственного, и оттого частное и общее, личное и общечеловеческое вновь, в соответствии с темой эпиграфа и “Посвящения” – сливаются воедино в “Эпилоге”.

3 группа:

Евангельский, объективный уровень повествовательной структуры, представляющий картину мира вне зависимости от “я” героев. (Приложение 2.)

Выступление подготовленных учащихся по главам 7, 8, 9

6. Слово учителя.

В 6-9 главах повторяется чередование тишины и взрыва, удара, грома, напоминающих о приближающемся “часе”. Контрастными к этим звукам смерти являются “шелест лета”, “слова последних утешений”, “легкие” звуки жизни и любви. Они слышны на фоне необыкновенной тишины, вселенской пустоты. Удары колокола становятся все сильней, подчеркивая нарастание напряжения в развитии сюжета.

Запись 2, чтение 10 главы.

7. Анализ проблемной ситуации на уроке.

Учитель:

Почему у нас получился диалог между группами, а не отдельные выступления, ведь мы пытались рассматривать отдельные смысловые пласты?

Вариант ответа учащихся: “Реквием” – единое целое, в котором все смысловые пласты связаны общей идеей, поэтому их невозможно рассмотреть отдельно друг от друга.

Учитель:

Как бы вы обозначили идею произведения?

Вариант ответа учащихся: Художественная идея “Реквиема” Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен выразить свое личное горе, иначе – паралич памяти и безумие. Поэт должен выразить народное горе, стать голосом “стомильонного народа”, иначе – разрыв исторической памяти и потеря исторического смысла. Поэт должен призывать “милость к падшим”, стать и подругой, и заступницей многих осиротевших матерей, иначе – крушение традиционной картины мира, потеря общечеловеческих ценностей.

В поэме всего три главы имеют отдельные названия. С чем это связано?

“К смерти” (разностопный ямб) (Приложение 2.)

Как передана тяжесть страданий, причиненных приговором?

Подготовленный анализ главы “Уже безумие крылом…”.

Какое место в идейной структуре поэмы занимает глава Распятие”?

9. Слово учителя. Аналитическая беседа.

Эпиграф задает особый тон, для него взята строчка из церковной службы (9 песнь Ирмоса Канона перед чтением Пасхальной Полуночницы), когда перед Пасхой снова вспоминают о Страстях Господних. Первые строчки главы передают воспроизводимые евангелистом небесные знамения во время распятия: “Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: // И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине” (Лк. :23;44-45). В поэме к зрительному образу (“небеса расплавились в огне”) добавляется звуковой (“Хор ангелов великий час восславил …”), являющийся кульминацией “Реквиема”. В третьей и четвертой строчках первого четверостишия и во втором четверостишии 10 главы содержатся отсылки еще к трем эпизодам священной истории, однако для Ахматовой здесь главным является не интерпретация библейского сюжета,

Вариант ответа учащихся: стремление увидеть вечный смысл в драматической судьбе одного человека. “Великий час” наступает в жизни современников поэта, и собственные страдания помогают глубже проникнуть в трагические коллизии прошлого, увидев их повторение в настоящем.

“Эпилог” – чтение. Запись 3. Выступления учащихся 2 и 3 групп.

10. Этап рефлексии. Закончить предложения: “Реквием” Ахматовой заставил меня задуматься…”, “Сегодня на уроке я подумал(а)…”

Вывод:

Подобно такой полифонической, обобщенной музыкальной форме, как фуга, “Реквием” Ахматовой, вобравший в себя все богатство выразительных средств поэзии, в которых воплотилась главенствующая тема, завершается гармоническим аккордом, раскрывающим идею продолжения “бега времени”(лат. ФУГА в переводе – бег, быстрое течение). Трагическая статуарность образов, изобразительность на основе оглушительных, дисгармоничных звуков сменяются умиротворением. За ним ощущается тревога (снег – как “слезы”, голубь- “тюремный”), но оно напоминает о гармонии, воплощает надежду на обновление, связанную с неизменным движением жизни.

11. Домашнее задание: Раскройте смысл тезиса: “Память – ближайший синоним таких понятий, как мораль, совесть, нравственность” (Д. С. Лихачев).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *