В чем видит автор главную животрепещущую проблему современности объясните почему
ВАРИАНТ 10
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Абсолютная истина относительная истина
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех
Остальных представленных понятий. Запишите это Слово (словосочетание).
Конституционный суд РФ; федеральный суд; районный суд; областной суд; арбитражный суд автономной области.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня
Тию «политический институт».
1) структура (организация); 2) государство; 3) обмен; 4) система санкций; 5) избирательная система; 6 ) религия.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о глобальных проблемах и запишите Цифры, Под которы
1) Глобальные проблемы возникли в результате формирования единого хозяйственного организма человечества и широкомасштабного освоения природных ресурсов.
2) Наиболее оптимальным способом решения глобальных проблем является решение каждой из них в отдельности.
3) Ряд глобальных проблем порождён характером современного исторического развития, стихийными факторами и неравномерностью в развитии стран.
4) Признание отношения к жизни, человеку и миру как к высшим ценностям человечества является одним из вариантов решения глобальных проблем.
5) Появление глобальных проблем говорит об усилении изолированности народов, стран друг от друга.
5 Установите соответствие между основными чертами и типами общества, которые они
Иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) высокая социальная мобильность
Б) деспотическое государство
B) неразделённость административной власти
Г) признание демократических прав и свобод личности
Д) включённость всех в коллектив
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В стране П. успешно развивается система повышения квалификации кадров, создающая условия для быстрого переключения человека на новые или смежные виды работ. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этой стране реализуется непрерывность образования? Запишите Цифры, Под которыми они указаны.
1) приоритетное развитие общекультурного компонента в содержании образования
2) предоставление права учебному заведению самостоятельно определять свою стратегию развития
3) укрепление способности адаптироваться к общественным преобразованиям
4) расширение профессиональных знаний и навыков
5) отказ от использования практических занятий в обучении
6) содействие выполнению социальной роли в процессе жизнедеятельности
Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите Цифры, Под которыми они указаны.
1) Акции являются источником долгового финансирования в виде установленного срока действия с их последующим погашением и выплатой определённых процентов.
2) Выпуск ценных бумаг в обращение называется эмиссией.
3) Владельцы привилегированных акций имеют первоочередное право на получение части имущества фирмы (прежде, чем владельцы облигаций) в случае её банкротства.
4) Выпуск государственных облигаций преследует цель сдерживания инфляции.
5) Выпуск акций может осуществляться любыми видами хозяйственных обществ.
Установите соответствие между методами и видами экономической политики государства, которые к ним относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ
А) увеличение трансфертов
Б) снижение ставки рефинансирования
В) сокращение государственных расходов
Г) продажа облигаций федерального займа
Д) изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Государство Д. для увеличения покупательной способности населения и инвестиций снизило ставку налога. Какие характеристики присущи любому налогу? Запишите Цифры, Под которыми они указаны.
1) обязательность уплаты
3) пропорциональность доходу
4) возвратный характер
5) законодательное установление
6) приблизительность размера для налогоплательщика
На графике отражено изменение спроса на рынке электронных книг: кривая спроса переместилась из положения DВ положение D1. (На графике P — цена товара, Q — количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите Цифры, Под которыми они указаны.
1) резкий рост цен на печатные книги
2) падение доходов населения
3) повышение налогов на производителей электронной техники
4) рост издержек производителей электронных книг
5) увеличение популярности электронных устройств
И Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите Цифры, под которыми они указаны.
1) Одной из черт отклоняющегося поведения является его абсолютный характер.
2) Особенность отклоняющегося поведения заключается в том, что оно может быть только негативным.
3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
4) Под отклоняющимся поведением подразумевается нарушение общепринятых норм.
5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.
В многонациональной стране Ф. в 2006, 2010, 2013 годах среди жителей социологической службой проводились опросы, в ходе которых задавали вопрос: «Как, на Ваш взгляд, за последний год изменились в стране межнациональные отношения?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Стали напряжённее, нетерпимее
Какими были, такими и остались
Стали более терпимыми
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите Цифры, Под которыми они указаны.
1)В 2013 году более половины опрошенных полагали, что межнациональные отношения стали более напряжёнными.
2) На протяжении 7 лет процент опрошенных, считающих, что межнациональные отношения стали более терпимыми, постоянно сокращался.
3)В 2010 году наибольшее количество опрошенных утверждало, что межнациональные отношения не изменились.
4) В 2006 году четверть опрошенных считала, что межнациональные отношения стали терпимее.
5) В 2013 году процент опрошенных, указывающих на то, что межнациональные отношения стали более терпимыми, был выше, нежели в 2006 году.
13 Выберите верные суждения о политической партии и запишите Цифры, Под которы
1) Политическая партия в большей степени приближена к обыденной жизни людей, чем общественно-политическое движение.
2) Политическая партия обладает определённой программой деятельности, отражающей мировоззрение своих членов.
3)В отличие от общественно-политического движения политическая партия является добровольным объединением.
4) По сравнению с общественно-политическим движением политическая партия претендует на выражение общенациональных интересов людей.
5) Политическая партия обеспечивает выражение мнения различных групп граждан и только воздействует на государственную власть.
14 Установите соответствие между перечнем вопросов и органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов, к предмету ведения которых они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
A) осуществление мер по борьбе со стихийными бед — 1) Российской Федерации ствиями 2) Российской Федерации и
Б) федеральные налоги и сборы её субъектов (совместное
B) вопросы войны и мира ведение)
Г) социальная защита Д) охрана памятников истории и культуры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
15 В государстве П. власть является производной от избирателей или представительного органа. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этом государстве существует республиканская форма правления? Запишите Цифры, Под которыми они указаны.
1) Наличие двухпалатного парламента
2) Ограничение конституцией срока полномочий главы государства
3) Существование единой судебной системы
4) Глава государства— обычный государственный служащий, получающий за свою деятельность заработную плату
5) Ответственность правительства перед парламентом
6) Существование уголовной или политической ответственности главы государства за свою деятельность
16 В статье 1 Конституции РФ говорится о том, что Россия есть федеративное государство. Какие признаки раскрывают сущность этого конституционного положения? Запишите Цифры, Под которыми они указаны.
1) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную
2) объединение нескольких территориальных, близких к статусу государства, образований в одно Российское государство
3) верховенство законодательства субъектов РФ над федеральным
4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов
5) наличие большого объёма полномочий у республик в составе РФ по сравнению с другими её субъектами
Установите соответствие между категориями граждан Российской Федерации от 18 до 27 лет и их отношением к призыву на военную службу: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН РФ
А) прошедшие военную службу в другом государстве
Б) имеющие родителей-пенсионеров
В) имеющие ребёнка, воспитываемого без матери
Г) окончившие учреждения высшего профессионального образования с отличием
Д) в отношении которых ведётся дознание
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 2014 г. в Государственную Думу было внесено более полутора тысяч законопроектов. Кто является субъектом права законодательной инициативы в Российской Федерации? Запишите Цифры, Под которыми они указаны.
1) законодательные органы субъектов РФ
2) Правительство РФ
3) Генеральный прокурор РФ
4) исполнительные органы субъектов РФ
5) Уполномоченный по правам человека в РФ
6) члены Совета Федерации
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Знания представляют собой результат особого процесса — процесса познания, или познавательной деятельности человека. (Б) В Новое время чётко сформировались два направления в теории познания: эмпиризм и рационализм. (В) Сторонники первого считали, что источником знаний являются чувственные ощущения и построенный на них опыт, сторонники второго полагали, что знания порождены самим человеческим разумом. (Г) Обе точки зрения обусловлены разрывом и противопоставлением чувственного (эмпирического) и рационального познания. (Д) Можно предположить, что главная ошибка заключается в придании познанию упрощённой двухчленной формы: «человек — противостоящийемумир»,прикоторойотсутствуеткакая-либосвязьмеждуними.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Товарное производство предполагает связь (А) и потребителей через куплю-продажу. Рыночную экономику часто называют системой свободного (Б). Для того чтобы существовала и функционировала рыночная экономика, необходимо наличие прежде всего частной(В). Кроме этого, важным условием является(Г), т. е. соперничество между продавцами и покупателями за право применения имеющихся у них экономических ресурсов. Ещё одно условие функционирования рыночной экономики — свободные(Д), которые складываются в результате свободного взаимодействия сил спроса и (E)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только Один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 В соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Гражданское общество — это совокупность самостоятельных, не зависимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. То есть основу гражданского общества составляет свободный индивид.
Существуют два понимания гражданского общества — в широком и узком смыслах. В широком смысле гражданское общество включает в себя всё, что не входит в сферу государственных отношений, т. е. не регулируется непосредственно государственными структурами. При подобном подходе гражданское общество в широком смысле возможно и в авторитарных государствах, а отчасти и в тоталитарных (например, отношения в крестьянской общине, в семье, между друзьями, религиозные отношения и др.).
Гражданское общество в узком смысле, в собственном его значении, выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга. Полного разделения между гражданским обществом и правовым государством быть не может, и взаимоотношение между ними постоянно меняется.
Это такое общество, которое опирается на множество структур, конкурирующих друг с другом и дополняющих друг друга. То есть гражданское общество — это такой эволюционный путь самореализации индивида и самоорганизации общества, при котором главную роль играют внутренние силы. Они формируют порядок изнутри, т. е. органический порядок, который растёт вместе с обществом» <Лучков Н. А.Политология: учеб, пособие для вузов. M., 2006. С. 67.).
На основании текста определите сущность гражданского общества в широком и узком смыслах.
22 Кто, по мнению автора, составляет основу гражданского общества?
23 В Тексте говорится о том, что гражданское общество «опирается на множество структур, конкурирующих друг с другом и дополняющих друг друга». Используя обществоведческие знания, охарактеризуйте связи и отношения, преобладающие в гражданском обществе в отличие от государственных структур.
24 Автор рассматривает гражданское общество как «совокупность самостоятельных, не зависящих от государства отношений». Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три вида данных отношений.
25 Перечислите три наиболее существенных признака права.
26 Раскройте на трёх примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.
27 Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. C этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1—29.5).
29 Выберите Одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н. Пирогов).
«Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер).
Социология, социальная психология
«Семья — это кристалл общества» (В. Гюго).
«Задача государства состоит только в устранении зла, и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт).
«Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).
Тесты на тему «фы»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: МОРАЛЬ .
Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ВАРИАНТ 27
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. За пишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Производственный кооператив; товарищество на вере; коммерческая организация; акционерное общество; государственное унитарное предприятие.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня тию «производитель».
1) эмиссия; 2) прибыль; 3) издержки; 4) девальвация; 5) конкуренция; 6) инвести% ции.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об институтах общества и запишите цифры, под которы ми они указаны.
1)Институты общества всегда зависят от воли и желаний людей.
2)Институт общества представляет собой совокупность норм и учреждений, регули рующих ту или иную сферу общественных отношений.
3)Институты общества выступают опорными точками социального порядка.
4)Эволюция институтов общества приводит к тому, что современный социум характе ризуется однообразием и упрощением системы институтов.
5)Основополагающей функцией институтов общества является удовлетворение на сущных жизненных потребностей социума.
5 Установите соответствие между формами и уровнями познания, которые к ним отно сятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую пози цию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Среди жителей села П. распространены традиционные представления о мире, опира ющиеся на здравый смысл. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что среди этих селян преобладает обыденное мировоззрение? Запишите цифры, под которыми они ука заны.
передаётся из поколения в поколение
оформляется в абстрактном понятийном аппарате
порождается непосредственными условиями жизни
стремится ко всё более глубокой истине
обосновывает необходимость преобразования существующей реальности
соединяет противоположные взгляды, идеи, установки
Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и за пишите цифры, под которыми они указаны,
1)Факторы производства, которые человек использует для создания различных благ, в каждый момент времени ограничены.
2)Земля и труд как факторы производства препятствуют увеличению объёма эконо мических благ.
3)Каждый фактор производства способен принести его владельцу доход.
4)Отличительной особенностью предпринимательства как фактора производства яв ляется принятие инициативы соединения факторов производства в единый про цесс.
5)Основанием для получения факторного дохода является стремление к максималь ному производственному результату.
Установите соответствие между видами инфляции и основами их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
зависимость от темпа роста цен
степень расхождения роста цен по различным товарным группам
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В государстве К. большое внимание уделяется уборке парков, уличному освещению. По каким признакам можно установить, что речь идёт об общественных благах? Запи шите цифры, под которыми они указаны.
дают положительный внешний эффект
не делятся на порции в процессе потребления
дополнительное потребление увеличивает затраты
потребление одними делает их недоступными для других
создаются на некоммерческой основе и выгодны государству
приносят пользу только конкретному потребителю
На графике отражено изменение предложения на рынке жилья: P кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P — цена товара, Q — количество товара.) Какие из пе речисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
развитие программ кредитования покупки квартир
увеличение прибыли продавцов строящегося жилья
разорение ряда строительных фирм
рост доходов населения
повышение стоимости строительных материалов
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под ко торыми они указаны.
1)Совокупность всех социальных статусов составляет социальную стратификацию.
2)Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои, занимающие разное общественное положение.
3)Социальная стратификация осуществляется в зависимости от личного авторитета индивидов.
4)Представители одной социальной страты обычно имеют схожие социальные воз можности и стиль жизни.
5)Социальная стратификация по сравнению с классовой структурой выделяет мень шее количество социальных слоёв.
12 Социологические службы стран П. и С. провели исследование по проблемам непре рывного образования. Разным категориям населения был задан вопрос: «Желали бы Вы вновь начать учиться?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представле ны в виде диаграммы.
со средним с высшим
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграм мы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В стране С. равные доли специалистов с высшим образованием и домохозяек жела ют вновь начать учиться.
2)В стране П. среди желающих вновь начать учиться преобладают пенсионеры.
3)В стране С. среди тех, кто хочет вновь учиться, доля пенсионеров выше доли домо хозяек.
4)Специалисты со средним образованием обеих стран занимают лидирующее место среди желающих вновь начать учиться.
5)В стране П. среди тех, кто хочет вновь начать учиться, доля специалистов с выс шим образованием выше доли пенсионеров.
Выберите верные суждения о функциях политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Политическая власть сохраняет, передаёт и тиражирует культурные ценности.
2)Для выполнения функций политическая власть оформляется в специальные уч реждения и должности.
3)Политическая власть контролирует обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.
4)Политическая власть объясняет устройство мира и законы его развития.
5)Политическая власть обеспечивает господство определённых социальных групп в обществе.
Установите соответствие между субъектами и ветвями государственной власти в Рос сийской Федерации, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
А) Губернатор Рязанской области 1) законодательная
Б) Брянская областная Дума 2) исполнительная
В) Комитет по культуре Ленинградской области
Г) Совет депутатов города Абакана
Д) Служба по тарифам Иркутской области
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Премьерминистр в государстве Л., являющемся парламентской республикой, стре мится осуществить радикальные преобразования общественного устройства. Для этого он воздействует на людей силой слова, ораторским искусством, что, в свою очередь, фор мирует эмоциональную веру в экстраординарные качества своего руководителя и в его идеи.
Выберите из приведённого списка характеристики этого политического лидерства и запишите цифры, под которыми они указаны.
Что из перечисленного относится к культурным правам граждан Российской Федера ции? Запишите цифры, под которыми указаны культурные права.
на гарантию государственной защиты прав и свобод
на свободное распоряжение своими способностями
на использование национальных обычаев, традиций
на благоприятную окружающую среду 5) на свободу художественного творчества
Выберите верные суждения о видах юридической ответственности и запишите циф ры, под которыми они указаны.
В случае административной ответственности отношения служебной подчинённо сти присутствуют.
Целью гражданскоправовой ответственности является восстановление нарушен ных имущественных прав кредитора.
Уголовная ответственность всегда носит личный характер.
Специфичной для трудового права является гражданскоправовая ответствен ность.
Субъектом привлечения к уголовной и административной ответственности высту пает государство.
18 Установите соответствие между функциями и правоохранительными органами Рос сийской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столб це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
А) укрепление законности и правопорядка
Б) выявление и раскрытие незаконного оборота ору жия
В) выявление угрозы лицам, занимающим государ ственные должности в РФ
Г) охрана государственного и общественного строя
Д) обеспечение высших органов государственной власти информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, эконо мики, международных отношений
органы государственной охраны
и органы безопасности, и органы государственной охраны
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Во время телевизионного токшоу, посвящённого двадцатилетию принятия Консти туции РФ, его участник отнёс к объектам гражданских правоотношений вещь или сово купность вещей, находящихся во владении собственника. Какие существуют иные объ екты гражданских правовых отношений? Запишите цифры, под которыми они указаны.
отношения, построенные на принципе «власть — подчинение»
естественные экологические системы
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Монетарная политика — это проводимые правительством через Центральный банк меры в области денежного обращения и (А), направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной политики — помощь экономике в достижении такого уровня (Б), который обеспечит полную (В) и отсутствие (Г). Операции на открытом рынке проводит Центральный банк, который продаёт государственные ценные бумаги, выплачивая по ним высокий (Д), привлекает средства инвесторов для пок рытия бюджетного (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует ся для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне нию работы.
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Структурная перестройка науки идёт в направлении превращения комплекса обще ственных и гуманитарных наук в системообразующее ядро, в определяющий фактор на учного познания. Именно познание и освоение широкого спектра сил социального взаи модействия составляет главную животрепещущую проблему современности.
Всякие попытки принижения роли социального познания, пренебрежительное отно шение к азбучным истинам исторической науки чреваты громадными потерями социаль нокультурных достижений, интеллектуальным и нравственным вырождением челове чества.
Трагизм истории естественнонаучного познания меркнет перед историей познания социального. И это понятно. Социальные истины затрагивают коренные интересы каж дого. Они заставляют содрогаться одних и воодушевляют на героические действия дру гих. Одним социальным группам они объявляют исторический приговор, другим — предписывают роль спасителей.
Ни один формационный сдвиг, ни одно исторически прогрессивное изменение в жиз ни людей не происходило само по себе, без сознательных усилий исторически определён ных классов и личностей. Упование на самореализацию законов истории есть признание интеллектуальной беспомощности перед напором глобальных проблем современности. Нельзя познать мир пассивно, наблюдая за ним или плетясь в хвосте событий. На блюдение в науке вообще строится на основе целенаправленного, тщательно продуманно го воздействия на объект исследования. Это ещё более важно для социальных объектов, ибо здесь речь идёт о самопознании» (Ширяев Л. А. Кризис социального познания как вы ражение кризиса общественноисторической практики // Социальногуманитарные зна ния. 2002. № 2. С. 268—278.).
Опираясь на текст, представьте классификацию современного научного знания. Ка кой вид знания, по мнению автора, выступал до недавнего времени в качестве лидера?
В чём видит автор главную животрепещущую проблему современности? Как он это обосновывает?
О каких особенностях социального познания говорит автор? Опираясь на знания об ществоведческого курса, дополните перечень этих особенностей ещё тремя.
24 В тексте отмечается, что применительно к исследованию социальных объектов речь идёт о самопознании. Используя обществоведческие знания, определите, как соотносят ся между собой понятия «социальное познание» и «самопознание».
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая элита»? Привле кая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о характерных чертах политической элиты, и одно предложе ние, раскрывающее гарантии против деградации политической элиты.
Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отно шений в экономике и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Познакомьтесь с утверждением русскоамериканского социолога П. Сорокина: «Каж дое последующее поколение становится неизбежным наследником предыдущего. Жизнь, судьба и деятельность каждого поколения предопределены жизнью и деятель ностью предшествующих поколений. Каждое последующее поколение сковано нерас торжимой цепью с предыдущим. Оно может погибнуть, но разбить эту цепь бессильно». Какое значение в жизни современного общества имеет опыт предшествующих поколе ний? В истории были трагические события, прерывающие связь поколений, порождаю щие «иванов, не помнящих родства». Может ли это служить аргументом против вывода П. Сорокина о «нерасторжимой цепи» поколений? Свою позицию обоснуйте.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Принципы конституционного строя Российской Федерации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете осве щать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва ний (29.1—29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«В чувственном познании фиксируются лишь поверхностные связи и зависимости между предметами. Отсюда — необходи мость рационального познания» (С. Хмелевская).
«Повышение технического уровня промышленности повышает её возможности, её конкурентоспособность» (М. Конотопов).
Социология, социальная психология
«Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и на правлена целиком в будущее» (Д. Лихачёв).
«Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каж дому было выгодно быть добродетельным» (К. Гельвеций).