В чем видит автор страшные последствия игорева похода для русской земли цитата
Анализ «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным.
Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано известным поэтом того времени М.М.Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н.М.Карамзин.
С рукописи «Слова» были сняты копии: одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме переписанного текста «Слова», екатерининский текст заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие переводы, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за явного непонимания древнерусского языка.
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю.
Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.
Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоистических целях. Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, судебных установлений, денежной системы — единых повсюду. Идея единства Руси продолжала существовать в народе.
Вот как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский очертя голову, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани.
Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа (разведчики) донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали возвратиться. Но вернугься домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти.
Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных.
На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу («аки борова»), стали наступать на русских! Небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе — и конной княжеской дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен. Отрезанные от воды, воины были истомлены жаждой.
На рассвете вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников — так называемые ковуи — дрогнули. Игорь снял шлем, чтобы быть узнанным, поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества. «Отворились ворота на Русскую землю», — по выражению летописца.
В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился хан Кончак.
Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти «неславным путем», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать.
Время для бегства было выбрано вечернее, при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с поводным конем. Половцы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и веселились, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан.
Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, он вскоре пустился в объезд — в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.
Так рассказывают о походе Игоря Святославича летописи. В «Слове» же нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска — это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль — единение русских против общих врагов — и является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.
Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как тревожно было начало похода Игоря, какими зловещими знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц — он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше.
Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех.
Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, которому снится зловещий и непонятный сон. Бояре объясняют Святославу, что сон этот «в руку»: Игорь Новгород-Северский потерпел страшное поражение.
И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата, буй тура Всеволода, за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни, без сговора с ним, самонадеянно пошли на половцев.
Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор видит их могущественными и славными.
Но вот он вспоминает юную жену Игоря — Ярославну. Он приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, тоскует и умоляет их о возвращении мужа.
Как бы в ответ на мольбу Ярославны прыснуло море в полночь, закружились смерчи на море: Игорь бежит из плена. Описание бегства Игоря — одно из самых поэтичных мест в «Слове».
Заканчивается «Слово» радостно — возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Несмотря на то, что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли. Призыв к единению проникнут в «Слове» самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине.
«Слово о полку Игореве» — произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение. «Слово» не запись устно произнесенной речи или спетой исторической песни. «Слово» было с самого начала написано его автором, хотя он и «слышал» все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.
«Слово о полку Игореве» стало главным явлением не только литературы древней, но и новой — XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях.
Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи. «Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переводу оставил Пушкин. Работы о «Слове» выходят в разных странах мира. Его поэтические достоинства приобрели ценителей во всех странах мира. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.numi.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ «Слово…» вместило в себя не только весь двенадцатый век, но и всю домонгольскую Русь… Е.Осетров Дуброва Анна Михайловна Учитель русского.» — Транскрипт:
1 СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ «Слово…» вместило в себя не только весь двенадцатый век, но и всю домонгольскую Русь… Е.Осетров Дуброва Анна Михайловна Учитель русского языка и литературы МОУ «Изварская СОШ» Волосовский район Ленинградская область
2 Боян – как можно заключить из текста «Слова…» придворный княжеский поэт, певец, живший в середине XI века. Для его творческой манеры, видимо, было характерно соединение темы повествования с историческими и мифологическими аналогиями. Недаром «растекаться мыслию по древу» значит «беспорядочно переходить от одного к другому в мыслях, словах». Какой принцип повествования избирает автор «Слова…»? Какой временной диапазон автор предполагает охватить в своем произведении?
3 Раскройте смысл развернутой метафоры, в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов: Родились под трубами, Росли под шеломами, Выросли как воины, С конца копья вскормлены…
4 Н. К. Рерих «Поход Игоря»Н. К. Рерих
5 Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением? Докажите, что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение, и восхищение?
6 Докажите, что природные и мифические силы отзываются на происходящие события. Кто из них сочувствует Игорю, а кто – накликает беду?
7 Дать краткую характеристику высказыванию автора, где он дает своеобразную периодизацию истории Руси: времена Трояна – язычество, годы Ярослава – период расцвета русского государства, Олеговы походы – начало разделения и смут.
8 Расскажите о первой битве дружины князя Игоря с половецкими воинами.
9 Роковая битва. Расскажите, как описывает сражение автор «Слова…»? Как вы понимаете традиционное для русского фольклора сравнение «бой – пир»?
10 В чем видит автор страшные последствия Игорева похода для русской земли?
11 Игорь Святославович – сын своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины». Д.С.Лихачев Докажите или опровергните это утверждение, опираясь на текст «Слова…».
12 «Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо все вместе живыми останемся» Ипатьевская летопись
13 1. Цель похода Игоря Святославовича. 2. Поведение князя при солнечном затмении. 3. Поведение перед лицом опасности. Заполнить самостоятельно правый столбик данной таблицы.
14 1. Цель похода Игоря Святославовича. 1. Во-первых, личная слава. Во- вторых, отвоевать исконные черниговские земли – Тмуторокань – выход к морю. 2. Поведение князя при солнечном затмении. 2. Личное мужество. 3. Поведение перед лицом опасности. 3. На равных делит судьбу со своими воинами.
15 Определите главную мысль «Золотого слова» Святослава. Как определяет киевский князь цель грядущего похода русских княжеств против половцев? Сравните с целью похода Игоря. Какие выводы можно сделать?
16 E_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D 1%80% E_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D 1%80% 0%BE%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83%20%D0% 98%D0%B3%D0%BE%D1%80% 0%BE%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83%20%D0% 98%D0%B3%D0%BE%D1%80% И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. К учебникам –хрестоматиям В.Я.Коровиной. Москва «ВАКО» 2005 год. Используемые материалы
Какие последсвтия похода Князя Игоря? «Слово о полку Игореве» Последствия похода, скажите пожалуйста!
В походе 1185 года у Игоря было немного союзников. Дружественные войска собрались у реки Оскол и ночью двинулись в глубь степей. Наутро, встретив половецкие полки, русские дружины помчались на врага, заставив его отступить. За ночь половцы собрали немало силы, и на следующее утро перед русскими князьями предстало огромное половецкое войско. Русские воины решили, что лучше уж умереть, чем отступать. Началась битва, которая длилась весь день.
К вечеру в рядах русских было много убитых и раненых. Сам Игорь тоже был ранен в руку. На рассвете дрогнули войска. На глазах Игоря погиб его брат Всеволод. Битва закончилась победой половцев и пленением уцелевших русских воинов. Игорь попал в плен к хану Кончаку, но через некоторое время ему удалось сбежать.
Находясь в плену, Игорь вспоминал, как сам вел междоусобные войны. Отсутствие согласия между русскими князьями, раздробленность сил безусловно были главными причинами поражения русских в сражении 1185 года. Кроме того, Игорь недооценил врага и решился выступить в поход против огромного войска половцев, имея лишь небольшие силы. Плохую роль сыграло и чрезмерное честолюбие князя. Желая славы, он выступил в поход тайно от своего отца Святослава, также готовившего поход.
Недооценка врага и чрезмерное честолюбие также не позволии Игорю перед вторым сражением признать очевидное превосходство половцев и усталость русских войск, что привело к сокрушительному разгрому.
Содержание
Название | Содержание |
страница | 2/33 |
Дата публикации | 11.03.2014 |
Размер | 4.74 Mb. |
Тип | Литература |
shkolnie.ru > Литература > Литература
1. Как характеризует князя Всеволода его ответ на предложение Игоря о походе? (Мы видим князя-воина, для которого главные ценности — семья и дружина.)
2. Раскройте смысл развернутой метафоры, в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
С конца копья вскормлены.
3. Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением? (Не забывайте, что перед нами человек еще фактически языческой эпохи!)
4. Докажите, что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение, и восхищение. Почему эта оценка столь двойственна? (Автор верит в небесные знамения, знает, к каким страшным последствиям привело решение князя («Слово. » создавалось уже после похода), но, с другой стороны, не может не восхищаться убежденностью истинного полководца, готового разделить со своими воинами и радость победы, и горечь поражения.)
5. Докажите, что природные и мифические силы отзываются на происходящие события. Кто из них сочувствует Игорю, а кто — накликает беду?
Здесь автор дает своеобразную периодизацию истории Руси: времена Траяна — язычество, годы Ярослава — период расцвета русского государства, Олеговы походы — начало разделения и смут.
Кульминация I части — роковая битва. Обратить внимание на традиционное для русского фольклора сравнение «бой—пир».
7. В чем видит автор страшные последствия Игорева похода для русской земли?
(И нависли половцы над нами,
Дань берут по белке со двора,
И растет крамола меж князьями,
И не видно от князей добра.)
^ IV. Характеристика образа князя Игоря. Беседа по вопросам:
2. О князе Игоре и его эпохе мы знаем не только из текса « Слова. », но и из летописей. В частности, Ипатьевская летопись содержит такой эпизод: «Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрём, либо все вместе живы останемся». Решено было слезть с коней и с боем пробиваться к Донцу.
Почему автор «Слова…» не упоминает об этом событии в своем произведении? (Видимо, потому, что не видит в нем ничего необычного. Князья поступили так, как должны были поступить.)
3. Святослав, князь Киевский, укоряет Игоря в том, что поход его принес лишь беды на русскую землю. Мы это понимаем, но, вслед за неизвестным автором, испытываем симпатию к князю. Почему? (Для ответа на этот вопрос учащиеся самостоятельно заполняют правый столбик данной таблицы.)
1. Цель похода. | 1. Во-первых, личная слава. Во-вторых, отвоевать исконные черниговские земли — Тмуторокань — выход к морю. |
2. Поведение при солнечном затмении. | 2. Личное мужество. |
3. Поведение перед лицом опасности, | 3. На равных делит судьбу со своими воинами. |
V. Домашнее задание.
1. Прочитать II, III части Слова. ».
2. Задание по группам:
1-я группа — определить главную мысль «Золотого слова» Святослава. Как определяет киевский князь цель грядущего похода русских княжеств против половцев? Сравните с целью похода Игоря. Какие выводы можно сделать на основании этого сравнения?
^ 2-я группа — каким настроением проникнут плач Ярославны? Проанализировать его композицию, раскрытие лирических тем.
3. Индивидуальные задания — подготовить сообщения на темы «К каким князьям обращается за помощью киевский князь?» и «Исторические предпосылки «Золотого слова» Святослава» (по карточкам 1, 2).
Карточка 1
К каким князьям обращается за помощью киевский князь? 1
Устами автора «Слова. » говорила дружинная Русь, сознававшая силу и негодовавшая по поводу родственных кровопролитий, мечтавшая о сильной державной руке, вспоминавшая Ярослава Мудрого и героические предания былых лет. Не случайно автор «Слова» первым обращается к Всеволоду Юрьевичу Владимирскому — прославленному Всеволоду Большое Гнездо, сидевшему во Владимиро-Суздальской земле. Полки князя были так велики, что в походе против волжских булгар могли всю Волгу — необъятную, глубокую, неодолимую — веслами расплескать.
Другой колоритнейший княжеский образ произведения — Галицкий Осмомысл Ярослав, отец жены князя Игоря — Ярославны.
Современники преклонялись перед могуществом князя, сидевшего в древнем Галиче на Дунае, на престоле, который — не метафорически, а буквально — был выкован из золота. Осмомысл состоял в тесных самостоятельных отношениях и с королевскими дворами Западной Европы, и с византийскими императорами. Есть несколько истолкований необычного прозвища князя — Осмомысл: думающий за восьмерых, знающий восемь языков, тревожащийся восемью заботами, действующий в восьми политических планах. Для читателей Осмомысл на веки вечные — воплощение силы и могущества.
Третий известнейший герой произведения — Всеслав Полоцкий. Этот давно живший князь среди современников и потомков слыл чародеем. Всеслав Полоцкий нападал на Псков, грабил и жег Новгород и Смоленск, был провозглашен горожанами великим князем киевским, тайно бежал в Полоцк. Словом, он брал и разорял чужие города, а в отместку другие князья громили его города и веси. Всеслав был незаурядной личностью, и, видимо, он предпринимал титанические усилия, чтобы занимать главенствующее положение между князьями. Его «скоростные» поездки не могли не казаться сказочными, отсюда всего один шаг до молвы о мифических превращениях. Автор «Слова» как бы говорил князьям — потомкам Всеслава: если дед, который был волшебником — не вам чета! — ничего не мог добиться, ибо все силы тратил на междоусобицы, то к чему раздоры приведут вас?!
Карточка 2
Исторические предпосылки «Золотого слова» Святослава 2
В момент похода Игоря киевский князь Святослав мирно объезжал свой старый черниговский удел, и только когда великий князь доплыл в ладьях до Чернигова, сюда добрался участник несчастливого похода Игорева, ускользнувший из окружения, — Белеволод Просович. Он и рассказал о трагедии на берегах Каялы и о том, что поражение Игоря «отвориша ворота на Русьскую землю».
После такого известия князь Святослав «посла по сыны свое и по все князи, и собрашася к нему к Кыеву, и выступиша к Каневу».
Стратегия обороны была такова: сын Святослава Олег был должен отражать удары половцев от берегов Сейма (в княжестве плененного Игоря), в Переславле уже бился с ними внук Долгорукого Владимир Глебович, а главные силы стали «постеречь земле Руское» на Днепре у Канева, охраняя Рось и стратегически важный Зарубинский брод.
Все лето 1185 г. ушло на такое противостояние половцам. Князья неохотно выступали против них. Ярослав Черниговский собрал войска, но не двигался на соединение со Святославом, за что и заслужил осуждение в «Золотом слове». Давыд Ростиславич Смоленский привел свои полки на Киевщину, но стал в тылу киевских полков, у Треполя, в устье Стугны, и отказывался выступать далее.
А в это время Кончак осадил Переславль; князь Владимир едва вырвался из боя, раненный тремя копьями.
Святослав же и его соправитель Рюрик Ростиславич не могли немедленно двинуть свои силы, так как Давид Смоленский готовился к возвращению домой. Смоленские полки устроили вече и заявили, что они-де условились идти только до Киева, что сейчас боя нет, а участвовать в дальнейшем походе они не могут.
Пока шел этот недостойный торг с Давидом, Кончак напал на Римов на Суде, и половцы изрубили или полонили всех его жителей.
Святослав и Рюрик, шедшие на помощь Переяславлю и Римову, задержались из-за «коромолы» Давида. Гибель Римова летопись прямо связывает с тем, что русские силы «опоздишася, сжидающе Давида смолняны».
Когда же соединенные полки Святослава и Рюрика форсировали Днепр, чтобы отогнать Кончака, Давид ушел от Треполя и повернул вспять свои смоленские войска.
Скорее всего, автор «Слова», находясь при своем князе Святославе, провел это грозное лето 1185 г. в стане русских войск между Каневом и Треполем, между Росью и Стугной, и был свидетелем и приезда гонцов из осажденных и сожженных городов, и рассылки гонцов за новыми «помочами», и трусливого вероломства Давыда под Треполем на Стугне.
Очевидно, в эти месяцы «противостояния», когда нужно было найти особые вдохновенные слова для объединения русских сил, для привлечения к обороне князей отдаленных земель, и сложилось замечательное «Золотое слово».
^ ГЕРОИ И СОБЫТИЯ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».
ИДЕЙНЫЙ ЦЕНТР ПОЭМЫ —
«ЗОЛОТОЕ СЛОВО» СВЯТОСЛАВА.
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЯРОСЛАВНЫ.
^ РАЗДУМЬЯ О СУДЬБЕ РОДИНЫ
Святослав – общая мысль произведения.
Ярославна — лирическая песня.
Е. Осетров
ХОД УРОКА
I. Анализ II и III частей « Слова о полку Игореве». Беседа по вопросам:
1. Объясните, почему автор предваряет «Золотое слово» Святослава рассказом о его сне и веселии готтских дев? (Здесь используется прием замедления действия перед решающей минутой повествования – идет психологическая подготовка к суровой, полной страдания и боли речи Святослава.)
2. В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? («На врага не вовремя напали», «ваше сердце. закалилось в буйстве самочинном».)
3. С какой целью призывает Святослав русских князей к объединению? (Постоять «за Русскую землю, за Игоревы раны». Себя же киевский князь сравнивает со старым соколом, который «никому не даст гнезда в обиду».)
4. Почему автор идеализирует киевского князя, исторический облик которого отнюдь не был так велик? (Автор прекрасно видит необходимость объединения перед лицом военной опасности именно под началом Киева — исторической прародины всех русских княжеств.)
^ 5. Проверка индивидуального задания — сообщение на тему «К каким князьям обращается за помощью киевский князь?» (по карточке 1).
6. Обратимся к началу 17-й строфы:
О, стонать тебе, земля родная,
Прежние годины вспоминая
И князей давно минувших лет!
Почему? В чем видит автор трагедию современной ему Руси?
7. Проверка индивидуального задания — сообщение на тему «Исторические предпосылки «Золотого слова» Святослава» (по карточке 2).
8. Слово учителя.
Если монолог Святослава — политическая идея «Слова. », то плач Ярославны – его лирическая тема.
Святослав — государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.
Ярославна — женщина, жена воина ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи. Достаточно представить одинокую женскую фигурку на крепостной стене, всматривающуюся в даль, и сердце сожмется от жалости.
Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И Ярославна в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов.
Выразительно прочитайте монолог Ярославны (часть III, строфа 1) и ответьте на вопросы:
а) К каким силам природы обращается Ярославна? (К Ветру, к Солнцу, к Днепру.)
б) В чем и почему упрекает она Ветер? (В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, то есть с половецкой стороны.)
в) Почему Ярославна обращается к Днепру? (Он силен и могуч — «каменные горы в землях половецких ты пробил», был верным союзником Святослава в его походе против половцев. Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем.)
г) Почему к великому и грозному Солнцу Ярославна обращается со словами упрека? (Солнце всем дарит свет и тепло, но его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.)
9. Расскажите о побеге князя. Кто выступает его союзником? Кто и почему преследует князя?
II. Домашнее задание.
1. Патриот земли русской.
2. Человек, обладающий широкими историческими познаниями и политическим мышлением.
3. Поэт, вложивший в свое творение глубоко личное чувство, умеющий ярко, образно, динамично рассказать о событиях, свидетелем и участником которых был.
4. Тонкий психолог, умеющий не только рассказать о героях и событиях, но и объяснить их внутренние мотивы.
5. Писатель-новатор, опередивший свое время.
^ ОБРАЗ АВТОРА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС, ЭПИЧНОСТЬ И
ЛИРИЗМ ПОЭМЫ. КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ.
СВЯЗЬ С НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ,
^ МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Бессмертие поэмы обеспечил высокий уро-
вень поэтического мастерства.
Б.А. Рыбаков
ХОД УРОКА
I. Определите главную идею «Слова о полку Игореве». Обоснуйте свой ответ. (Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава — идеологический центр поэмы, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины—одерживали славные победы; вступили в распри — принесли лишь горе и страдание Русской земле. Даже тема дружбы братьев — Игоря и Всеволода — подчинена этой идее. Именно братской дружбы не хватало тогдашней Руси, страдавшей от распрей, когда отец шёл на сына и брат на брата. Если бы все князья любили друг друга, как Игорь и Всеволод, не пришлось бы бояться набегов кочевников, не стонал бы «Киев от горя, а Чернигов от напастей».)
^ II. Слово учителя.
Нам неизвестно имя автора. Анонимность вообще входила в этикет средневекового искусства. Мы лишь можем предположить, что он был участником описанных событий. Глубокое знание русской истории, а также любимой забавы князей — соколиной охоты – говорит в пользу того, что он был не простым воином, а приближенным к князю знатным человеком.
Давайте подумаем, что само творение смогло поведать о своем творце? (Проверка домашнего задания.)
^ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ УЧЕНИКА
1. Патриотический пафос «Слова. » прежде всего в том, что главный герой его — Русская земля. Храбрые дружины для автора – русские полки, русичи, которых ждут «жены русские».
Тень тревоги впервые зарождается в поэме, когда рефреном звучат строчки: «О Русская земля! Ты уже за холмом». Святослав в своем «Золотом слове» упрекает Игоря прежде всего в том, что принес беды на «землю Русскую». И, наконец, побег Игоря из плена это радость прежде всего для «земли Русской».
2. Автор «Слова. » — историк. События Игорева похода даны в исторической ретроспективе. Автор преподносит историю смут на Руси как наглядный урок, мы понимаем историческую предопределенность поражения как следствия княжеских раздоров. И Игоря мы уже воспринимаем как типичного представителя его эпохи.
Да и обращение к князьям во II части поэмы свидетельствует о прекрасном знании автором политической карты.
3. Анализ наиболее поэтичных, с точки зрения учащихся, фрагментов «Слова. » по плану:
— каково содержание данного отрывка?
— как выражаются в нем чувства автора?
— какую роль в развитии лирической темы играют средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, риторические фигуры)?
4. Анализ психологических мотивов поведения Игоря.
Почему Игорь допускает непростительное пренебрежение явными знаками неба? (Автор понимает, что Игорь не в силах бороться со страстным желанием, которое заслоняет от него все. Он твердо решил либо голову сложить, либо «испить шеломом синего Дону» наперекор всем предначертаниям судьбы.)
5. Новаторство «Слова» проявляется в сравнении с известными памятниками древнерусского искусства. Вспомним литературные произведения Древней Руси, покажем учащимся репродукции фресок Андрея Рублева, фотографии древних киевских соборов.
Новаторство проявляется в том, что:
а) Герои показаны не только в действии и в разгар внутренней борьбы. Образы Игоря и Ярославны по-человечески притягательны.
б) Сон Святослава как развернутая метафора происходящих событий не просто явился авторской находкой, но и предвосхитил все грядущие «сны» Лермонтова, Достоевского, Лескова.
в) Впервые в русской литературе были прорисованы образы героев враждебного лагеря: половецких ханов Гзака и Кончака и бежавшего с Игорем Овлура.