В чем видит державин истинную награду поэтического таланта по стихотворению памятник
В чем видит державин истинную награду поэтического таланта по стихотворению памятник
Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
Г.Р.ДЕРЖАВИН «ПАМЯТНИК» (АНАЛИЗ)
Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» — такова сила поэтического искусства. Следует отметить, что эта мысль является продолжением горацианского образа. Сопоставим эти строки (текст Горация дается в переводе С. Шервинского):
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.
(Гораций. «К Мельпомене»)
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Оба автора отмечают, что поэтический памятник необыкновенно прочен («бронзы литой прочней» и «металлов тверже»), а силы поэзии оказываются даже могущественнее законов природы («Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой не разрушат его», Аквилон — у древних римлян так назывался сильный северный или северо-восточный ветер, а также божество, олицетворяющее этот ветер; «Ни вихрь его. ни гром не сломит быстротечный»). Этот «памятник» выше пирамид — традиционного образа могущества созидательной силы. Но что еще важнее — он оказывается неподвластен времени.
Эта тема бессмертия поэта получает свое развитие в следующей строфе, причем опять державинский образ сходен с горацианским: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон» (Гораций); «Так! — весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить. » (Державин).
Но далее возникает существенное отличие. Гораций подчеркивает, что залог его поэтического бессмертия в мощи и неколебимости Рима. Державин прочность своей славы видит в уважении к своему отечеству, мастерски обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне»: «И слава возрастет моя, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить». Интересно в этой связи также отметить, что пишущий о себе самом, поэте и придворном екатерининской России, Державин органично переносит горацианский образ широты распространения поэтической славы («Назван буду везде — там, где неистовый Авфид ропщет», Авфид — река в южной части Италии, где родился Гораций) на российские реалии:
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал.
Гораций ставит себе в заслугу то, что он был реформатором национальной системы стихосложения: впервые начал использовать, в латинской поэзии достижения древнегреческой («Первым я приобщил песню Эолии к италийским стихам», Эолии — Греции). Для Державина оказывается важнее другое: он не только отмечает свое новаторство, особенно в области поэтического языка и жанров, но и ставит проблему взаимоотношений поэта и власти:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Свои заслуги Державин видит в том, что сделал русский слог «забавным», то есть простым, веселым, острым. Поэт «дерзнул. возгласить» не о подвигах, не о величии — о добродетелях императрицы, то есть говорить о ней, как о простом человеке — поэтому и звучит слово «дерзнул».
Последняя строфа стихотворения, как и у Г орация,. — традиционное обращение к Музе:
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.
Эти строки свидетельствуют о том, что Державин не надеется на единодушное одобрение современников, но сохраняет черты достоинства и величия на пороге бессмертия,
В целом можно заключить, что перед нами вполне оригинальная трактовка, опирающаяся на возникшую за полвека до нее ломоносовскую оду, но и развивающая в то же время общеевропейскую культурную традицию. Интересно при этом отметить тот факт, что, хотя вариант Державина не претендовал на дословность перевода, а, напротив, выставлял напоказ свою автобиографическую установку, по смысловой направленности он ближе к горацианскому источнику. В сопоставлении с ломоносовским стихотворение Державина поражает оригинальностью поэтических образов, отталкивающихся от первоисточника — оды Горация. Это скорее вольное переложение, в котором наличествуют определенные реминисценции, используются общие поэтические мотивы и образы, но с наполнением их конкретными реалиями собственной жизни.
15. Что, по представлению Г. Р. Державина, является основой искусства, его содержанием? 16. В чём, по мысли Г. Р. Державина, заключается истинная награда поэтического таланта и какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своём творчестве? (ЕГЭ по литературе)
По представлению Г. Р. Державина, основа искусства заключается в провозглашении правды и благотворном воздействии на общество.
Поэт-классицист, говоря о своих заслугах, утверждает, что он «первый… дерзнул… / О добродетелях Фелицы возгласить». По мнению Г. Р. Державина, повествуя о заслугах императрицы Екатерины, он позволяет другим людям брать с неё пример и становиться добродетельнее.
Также поэт заявляет, что в своих произведениях он «истину царям с улыбкой говорил», то есть не льстил, а прямо сообщал об их неправильных поступках и несправедливости, происходящей в стране. Следовательно, стихотворения
Г. Р. Державина оказывают положительное влияние на людей и служат идеалам правды и справедливости, поэтому, по мнению поэта, их «слава возрастёт…, не увядая».
Таким образом, по мнению Г. Р. Державина, основа, содержание искусства — приношение пользы людям, и поскольку произведения поэта соответствуют этому идеалу, о них будут помнить вечно.
По мысли Г. Р. Державина, истинная награда поэтического таланта заключается в бессмертии его творчества. Эту же тему в своём творчестве разрабатывали многие другие поэты.
«Памятники» Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова имеют много общих черт, поскольку имеют в основе оду Горация «К Мельпомене». Так, в обоих произведениях упоминается муза как символ творчества. «О муза! Возгордись заслугой справедливой», «Взгордися праведной заслугой, муза» — такие строчки звучат в «Памятниках». Однако если стихотворение М. В. Ломоносова является переводом, то «Памятник»
Г. Р. Державина – переложением древнеримской оды. Поэт конца 18 века проявил новаторство, введя в произведение автобиографические черты. Так, говоря о необъятности России, он упоминает «Волгу, Дон, Неву». В то же время его предшественник, как и Гораций, писал об «Авфиде» — реке в Италии.
Стихотворения Г. Р. Державина и А. С. Пушкина схожи тем, что в них говорится об императорах, правивших во времена жизни творцов. Так, в «Памятнике» 18 века называется «Фелица» — Екатерина 2, а в произведении, созданном в 19 веке, упоминается «александрийский столп», что намекает на Александра 1. Также лирический герой А. С. Пушкина отмечает, что он «милость к падшим призывал», что отсылает к случаю, когда поэт просил Николая 1 простить декабристов. Однако между произведениями есть различие. Если в стихотворении Г. Р. Державина поэтический cубъект считает, что его творения не забудут, «доколь славянов род вселенна будет чтить», то в «Памятнике» А. С. Пушкина лирический герой полагает, что не будет предан забвению, пока «жив будет хоть один пиит», то есть поэт, который может быть гражданином любой страны.
Таким образом, тему памятника разрабатывали в своём творчестве многие поэты. В стихотворениях
Г. Р. Державина, М. В. Ломоносова и А. С. Пушкина он олицетворяет бессмертие творчества, которое является истинной наградой таланта.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Прочитайте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Как поэт оценивает свое творчество? В чем видит свои заслуги?
Гавриил Державин
Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру; но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Тебе сложно прочесть 5 абзацев? Прочел?
Поэт весьма оптимистично оценивает своё творчество. Я бы даже сказал слишком оптимистично и самоуверенно.
Заслуги свои он видит в том что, как он считает пишет правду. На мой взгляд ничего интересного в произведениях восхваляющих самодержавие или его приспешников нет.
Скажи училке что высосать 150 слов из весьма посредственного (на мой взгляд) стихотворения довольно проблематично. Или нужно всё творчество оценить по одному стиху? Уволь, читать эти славословия цариц и её прихлебателей недосуг.
Сочинение на тему: в чем видит Державин истинную награду поэтического таланта по.
Ваш комментарий к вопросу:
Ваш ответ
1 Ответ
ладно сейчас найду
Свои заслуги Державин видит в том, что сделал «забавным» русский слог, то есть веселым, простым, острым, что он «дерзнул»…возгласить…» о добродетелях императрицы, а не о подвигах и величии, что он отнесся к ней как к простому человеку, поэтому и говорит о ее человеческих достоинствах. Свою заслугу как поэта Державин видит в том, что мог:
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить
В «Памятнике» поэт размышляет о воздействии поэзии на современников и потомк
это состояние души человека, который просто лежит на кровати и ничего не делает, делать не хочет и даже не осознает то, что нужно что-то делать. Человек бездельничает не оттого, что он болен или устал, а потому, что это его обычное состояние души. И он считает свое поведение нормальным.
Комментарий: Суть вопроса и специфика задания поняты учащимся. Но текст ответа свидетельствует о поверхностном понимании авторской идеи. Ответ можно оценить 1 баллом.
Вопрос С2. Кого из героев русской литератур
о том, что поэт имеет право на уважение и любовь сограждан. Он уверен, что имя его будет жить в памяти «народов неисчетных», живущих от «Белых вод до Черных». Здесь мы понимает, как пушкинский «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» перекликается с «Памятником» Державина.
Сила поэзии у Державина могущественней законов природы, его памятник замечателен этим превосходством, он «металлов тверже».
Последняя строфа стихотворения говорит о том, что поэт не надеется на всеобщее одобрение современн
вы мне хотите сказать это по данной теме? и именно по стихотворению «памятник»?
Анализ стихотворения «Памятник» Державина
Всего получено оценок: 322.
Всего получено оценок: 322.
Гавриил Романович Державин вошёл в историю отечественной литературы как выдающийся поэт позднего классицизма. И излюбленным жанром его поэзии была ода. В жанре оды написано и стихотворение «Памятник», в котором поэт воспевает достоинство человека, размышляет о высоком предназначении поэта и поэзии. Благодаря краткому анализу «Памятник» по плану ученики 9 класса смогут пройти полноценную подготовку к уроку литературы и предстоящим ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Памятник.
История создания – Стихотворение написано в 1795 году.
Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высокого предназначения поэта.
Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырёх автор описывает высокое назначение поэзии и на примере собственной жизни показывает, в чём состоит бессмертие поэта, в пятой – обращается к Музе.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмой.
Метафоры – «времени полет», «зарей бессмертия».
Эпитеты – «вечный», «чудесный», «быстротечный».
Гипербола – «металлов твёрже он и выше пирамид».
Инверсия – «и презрит кто тебя», «в народах неисчетных».
Олицетворения – «ни гром не сломит», «слух пройдет», «ни времени полёт не сокрушит».
История написания
Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.
Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить своё место в жизни, в обществе, в литературе.
Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стихотворения «Памятник», ставшим, по сути, вольным переводом одноименного произведения древнеримского поэта. В своём «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который задумался о собственном предназначении и начал воспевать талант и поэтическую славу.
При анализе стиха «Памятник» Державина следует отметить, что центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений.
В своём произведении Гавриил Романович размышляет о влиянии поэзии на общество, о праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.
Основной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он в очередной раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он делает акцент на том, что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах перед русской литературой.
Композиция
Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьёзный настрой автора.
В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.
Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвёртой строфе.
В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.
Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведётся от первого лица с частым использованием личных местоимений.
Стихотворение «Памятник» написано в жанре оды. Неторопливый ритм, некий уход от суетности достигается благодаря шестистопному ямбу с перекрестной рифмой.
Средства выразительности
Краткий анализ стихотворения Державина «Памятник» выглядит следующим образом. Произведение отличается торжественной интонацией и высокой лексикой, а также величественным, неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.
Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своём произведении поэт использует слова высокого стиля ( «чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул» ) и эпитеты (« вечный», «чудесный», «быстротечный »).
Также в стихотворении встречаются метафоры (« времени полёт», «зарей бессмертия »), гипербола (« металлов твёрже он и выше пирамид »), инверсии (« и презрит кто тебя», «в народах неисчетных »), олицетворения (« ни гром не сломит», «слух пройдёт », «ни времени полёт не сокрушит »).