В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. CKREn62aSt4adRNPSx6O4XQAcpWrtcE3Q1C1ZVvN9X AGK8o. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-CKREn62aSt4adRNPSx6O4XQAcpWrtcE3Q1C1ZVvN9X AGK8o. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка CKREn62aSt4adRNPSx6O4XQAcpWrtcE3Q1C1ZVvN9X AGK8o.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. CKREn62aSt4adRNPSx6O4XQAcpWrtcE3Q1C1ZVvN9X AGK8o. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-CKREn62aSt4adRNPSx6O4XQAcpWrtcE3Q1C1ZVvN9X AGK8o. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка CKREn62aSt4adRNPSx6O4XQAcpWrtcE3Q1C1ZVvN9X AGK8o.

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Г.Р.ДЕРЖАВИН «ПАМЯТНИК» (АНАЛИЗ)

Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» — такова сила поэтического искусства. Следует отметить, что эта мысль является продолжением горацианского образа. Сопоставим эти строки (текст Горация дается в переводе С. Шервинского):

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.

(Гораций. «К Мельпомене»)

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Оба автора отмечают, что поэтический памятник необыкновенно прочен («бронзы литой прочней» и «металлов тверже»), а силы поэзии оказываются даже могущественнее законов природы («Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой не разрушат его», Аквилон — у древних римлян так назывался сильный северный или северо-восточный ветер, а также божество, олицетворяющее этот ветер; «Ни вихрь его. ни гром не сломит быстротечный»). Этот «памятник» выше пирамид — традиционного образа могущества созидательной силы. Но что еще важнее — он оказывается неподвластен времени.

Эта тема бессмертия поэта получает свое развитие в следующей строфе, причем опять державинский образ сходен с горацианским: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон» (Гораций); «Так! — весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить. » (Державин).

Но далее возникает существенное отличие. Гораций подчеркивает, что залог его поэтического бессмертия в мощи и неколебимости Рима. Державин прочность своей славы видит в уважении к своему отечеству, мастерски обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне»: «И слава возрастет моя, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить». Интересно в этой связи также отметить, что пишущий о себе самом, поэте и придворном екатерининской России, Державин органично переносит горацианский образ широты распространения поэтической славы («Назван буду везде — там, где неистовый Авфид ропщет», Авфид — река в южной части Италии, где родился Гораций) на российские реалии:

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал.

Гораций ставит себе в заслугу то, что он был реформатором национальной системы стихосложения: впервые начал использовать, в латинской поэзии достижения древнегреческой («Первым я приобщил песню Эолии к италийским стихам», Эолии — Греции). Для Державина оказывается важнее другое: он не только отмечает свое новаторство, особенно в области поэтического языка и жанров, но и ставит проблему взаимоотношений поэта и власти:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Свои заслуги Державин видит в том, что сделал русский слог «забавным», то есть простым, веселым, острым. Поэт «дерзнул. возгласить» не о подвигах, не о величии — о добродетелях императрицы, то есть говорить о ней, как о простом человеке — поэтому и звучит слово «дерзнул».

Последняя строфа стихотворения, как и у Г орация,. — традиционное обращение к Музе:

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

Эти строки свидетельствуют о том, что Державин не надеется на единодушное одобрение современников, но сохраняет черты достоинства и величия на пороге бессмертия,

В целом можно заключить, что перед нами вполне оригинальная трактовка, опирающаяся на возникшую за полвека до нее ломоносовскую оду, но и развивающая в то же время общеевропейскую культурную традицию. Интересно при этом отметить тот факт, что, хотя вариант Державина не претендовал на дословность перевода, а, напротив, выставлял напоказ свою автобиографическую установку, по смысловой направленности он ближе к горацианскому источнику. В сопоставлении с ломоносовским стихотворение Державина поражает оригинальностью поэтических образов, отталкивающихся от первоисточника — оды Горация. Это скорее вольное переложение, в котором наличествуют определенные реминисценции, используются общие поэтические мотивы и образы, но с наполнением их конкретными реалиями собственной жизни.

Источник

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества

Урок 9. Русская литература 9 класс ФГОС

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. 20210413 vu tg sbscrb2. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-20210413 vu tg sbscrb2. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка 20210413 vu tg sbscrb2.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. 9. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-9. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка 9.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. 20210706 unblock slide1. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-20210706 unblock slide1. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка 20210706 unblock slide1.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. 20210706 unblock slide2. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-20210706 unblock slide2. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка 20210706 unblock slide2.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. 20210706 unblock slide3. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-20210706 unblock slide3. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка 20210706 unblock slide3.

Конспект урока «Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества»

Сегодня на уроке мы:

· обсудим традиции и новаторство в творчестве Гавриила Романовича Державина;

· выясним, что думал Державин о роли поэта и поэзии;

· узнаем, как поэт оценивал свой вклад в литературу.

В литературе есть темы, которые называют вечными.

Они веками волнуют человечество, и каждый писатель, поэт или художник пытается отразить в творчестве свой взгляд на вечные темы.

Одной из таких тем стала тема поэта и поэзии. Она возникает, когда поэт стремится подвести итог своему творческому пути, осознать, чего он добился и насколько важно его наследие.

Впервые эта тема появилась ещё во времена Античности. Первым поэтом, который затронул её в своём творчестве, считается Квинт Гораций Флакк.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. image001. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-image001. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка image001.

В первом веке до нашей эры он написал оду «К Мельпомене».

В античной мифологии Мельпомена – богиня-покровительница трагедии, одна из девяти муз, которые сопровождали бога искусств Аполлона.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. image002. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-image002. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка image002.

Стоит отметить тот факт, что эта ода не была отдельным самостоятельным произведением. Она была тридцатой в сборнике од Горация и завершала не только последнюю книгу сборника, но и всё собрание од. Для поэта ода «К Мельпомене» стала итогом его творчества.

Её не раз переводили на разные языки мира.

Переводчиками на русский были Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Васильевич Капнист, Афанасий Афанасьевич Фет и многие другие.

Михаил Васильевич Ломоносов перевёл оду «К Мельпомене» в 1747 году.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. image003. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-image003. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка image003.

Это поэтическое переложение оды в русской литературе стало основой для рассуждения о творческом пути поэта.

К переводу Ломоносова в XVIII веке обращался Гавриил Романович Державин, в XIX – Александр Сергеевич Пушкин, в XX – Валерий Брюсов.

Всего насчитывается около 20 вариантов таких поэтических памятников разных авторов.

Гавриил Романович Державин написал стихотворение «Памятник» в 1795 году.

Конец XVIII – начало XIX века называют зрелым периодом творчества поэта. К стихам этой поры относятся «Лебедь», «Мой истукан», «Признание».

В них он рассуждает о своей жизни, говорит на самые важные для себя темы. Это так называемые стихотворения-манифесты, среди которых «Памятник» занимает центральное место.

Перевод Ломоносова очень близок к оригиналу, но Державин на основе этого перевода создаёт свой собственный «памятник». В стихотворении он рассуждает о том, как нужно оценивать творчество поэта. Державин прославляет поэзию и говорит о высоком назначении поэта.

Вот, как начинается перевод Ломоносова:

«Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность».

Квинт Гораций Флакк говорит о том, что поэзия бессмертна. Стихи крепче, чем медь. Их не уничтожит время и стихии. Кроме того, Гораций утверждает величие поэзии – поэтический памятник «превыше пирамид».

Эти же мысли повторяет Державин:

«Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит».

Тема бессмертия поэзии плавно перетекает в мысль о бессмертии поэта. Пока живы стихи, их создатель продолжает жить. Гораций говорит об этом так:

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Древнеримский поэт заявляет, что о нём будут помнить, «пока великий Рим владеет светом». Свою славу Гораций связывает с господством Римской империи, судьба его бессмертия связана с будущим государства.

Державин с таким равенством не соглашается. Его строки звучат иначе:

«И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить».

Для Державина поэтическое бессмертие связано не с государством, а с родом славян, то есть русским народом.

По его мысли, империя может разрушиться, государственный строй может измениться, но русский народ уничтожить нельзя. Эта мысль была не просто провидческой.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. image004. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-image004. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка image004.

Для придворного поэта эпохи Екатерины Великой требовалась большая смелость, чтобы говорить о таких вещах. В те времена монархия казалась незыблемой.

Дальше Державин по примеру предшественника говорит о своих заслугах. Гораций признавал своим главным достижением то, что он перенёс на италийскую почву греческую лирику – «стихи эольски».

А в чём же заслуга Державина?

Сам поэт видит её в этом:

«…первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить».

В этой строфе речь идёт об оде «Фелица», которую Державин написал в честь Екатерины II.

Императрица была растрогана этой одой до слёз. «Фелица» стала очень необычной одой для эпохи классицизма. В ней Державин проявил себя как смелый новатор. Он отказался от высокого стиля и обилия слов церковнославянского языка, характерных для классической оды. Державин написал «Фелицу» в «забавном русском слоге». Образ императрицы в ней очень человечный и простой:

«Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем

И всем из твоего пера

Блаженство смертным проливаешь;

Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра».

Восхваляя императрицу, Державин высмеивает её окружение.

Он объединяет два абсолютно разных жанра: оду и сатиру.

Сравните строфу, посвящённую императрице:

«Прошу великого пророка,

Да праха ног твоих коснусь,

Да слов твоих сладчайша тока

И лицезренья наслаждусь!

Небесные прошу я силы,

Да, их простря сафирны крылы,

Невидимо тебя хранят

От всех болезней, зол и скуки;

Да дел твоих в потомстве звуки,

Как в небе звЁзды, возблестят».

И строфу, в которой поэт пишет о себе:

«Иль, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой;

То в свайку с нею веселюся,

То ею в голове ищуся;

То в книгах рыться я люблю,

Мой ум и сердце просвещаю,

Полкана и Бову читаю;

За библией, зевая, сплю».

Соседство в оде монарха и поэта для классицизма дело неслыханное. А Державин делает его лёгким и естественным, словно ведёт задушевную беседу со старым другом. И удивительно плавно образ поэта сливается с собирательным образом вельможи.

Поэт щедро рассыпает колкости и намёки. Мало того, что приближённые Екатерины легко узнавали свои главные грехи и слабости, так подобные сцены в те времена считались неприличными. Они не подходили для поэзии, и уж тем более, для торжественной оды.

Высокий cтиль в «Фелице» соседствует с низким, поэт использует слова из низкого стиля:

«Князья наседками не клохчут,

Любимцы въявь им не хохочут

И сажей не марают рож».

Новаторство Державина в том, что он сознательно нарушил каноны классицизма, чтобы сделать поэзию простой и понятной для всех людей. Это нарушение касается не только формы, но и содержания. Главное для Державина – не следовать канонам, а подчинять их себе, чтобы лучше передать идеи. Вдохновение важнее строгих рамок жанра.

Он не только смешивал слова из разных стилей, принципы оды и сатиры. В его стихотворении «Ласточка» рядом появляются стихотворные размеры, которые считались несовместимыми.

Это трёхсложный дактиль и трёхсложный амфибрахий.

Мы помним, что герои классицизма – это не живые люди, а обобщённые образы с одной ярко выраженной чертой.

В лирике Державина впервые появляется реальный человек со своими страстями и слабостями, мыслями и привычками.

Лирику поэта отличает и необычная для классицизма близость к читателю. Поэт открыто выражает собственные эмоции и мысли, говорит о своей жизненной позиции.

Можно сказать, что именно в творчестве Державина проявились предпосылки реализма.

Но вернёмся к стихотворению «Памятник».

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. image005. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-image005. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка image005.

Говоря о своих заслугах, Державин подчеркивает, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Поэтическая смелость и верность гражданской позиции для него имеют равное значение.

Как истинный человек эпохи классицизма, Державин видел главную цель жизни в служении своему Отечеству.

Он был непримиримым борцом с произволом чиновников, коррупцией, воровством и беззаконием. Поэт и гражданин бесстрашно обличал пороки людей с высокими чинами.

Стихотворение «Властителям и судиям» – апофеоз гражданской лирики Державина.

В последней строфе «Памятника» Державин обращается к музе, богине покровительнице поэтов:

«О муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай».

Здесь мы можем видеть, что Державин твёрд в своей оценке творчества. Он не сомневается в собственных достижениях и уверен, что его лирика бессмертна. Вместе с этим, поэт понимает, что у него найдётся много врагов, которые будут презирать его стихи. Но поскольку его заслуги справедливы, поэт оставляет за собой право на ответное презрение.

Александр Александрович Бестужев-Марлинский писал о Державине:

«Лирик-философ, он нашёл искусство с улыбкой говорить царям истину, открыл тайну возвышать души, пленять сердца и увлекать их то порывами чувств, то смелостью выражений, то великолепием описаний».

Источник

Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)

Основные темы и мотивы философской лирики Державина

В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. lazy placeholder. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник-lazy placeholder. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии памятник. картинка lazy placeholder.

Философская поэзия Гавриила Державина полностью искренняя и правдивая, что может быть подтверждено отказом писателя от должности «придворного поэта», сочинения по заказу лирических од, написания произведений в строго очерченных рамках. Философская лирика шла из сердца, души поэта. Все воспеваемое переживалось автором, а не диктовалось веянием эпохи, в которой жил и творил Державин. Его лирика характеризуется этой принципиальностью, желанием жить, как велит сердце. Поэзия литератора состоит из разнообразных убеждений, рассуждений.

Божественная тема представляет главную линию во всем творчестве автора. Обращаясь к ней, он выступает не робким просителем, юнцом, а уверенным, мудрым, опытным человеком. Бог у Державина это «начало начал», «первоисточник, первопричина всего существующего», «Наивысший Закон, Высший Судия» над всеми, кто живет. Поэтом утверждается, что Бог присутствует в каждом из людей. И, кроме того, он является источником духовной жизни, а также государственных деяний, так как лишь благодаря Божьей милости, его помощи случается то, что случается. Это относится к жизни людей и государства. Своей философией Державиным подчеркивается, что нет разделения природы и человека, который неотделим от Божественного начала. Все есть единое, поэтому все обладает высшей, божественной природой.

Похожие материалы:

    Основные мотивы философской лирики Тютчева Один из главных мотивов философских лирических произведений Тютчева представлен мотивом иллюзорности, эфемерности, ирреальности существования. … Особенности философской лирики Пастернака Особенность метода выражения философской лирики Пастернака состоит в том, что она нигде открыто не представлена. В общем-то это нетипично для … Основные жанры восточной поэзии Говоря о поэзии Востока, поэтические жанры чаще всего представлены японскими, китайскими стихами, однако произведения восточного стихосложения … Ахматова и Цветаева — каноны женской лирики Женская поэзия отличается тонкостью ощущений, гибкой музыкальностью, раскрытием глубины душевного переживания. По-видимому, эмоциональная суть … Основные инструкции для будущих писателей от Элмора Леонарда Элмор Леонард – это популярный американский писатель и сценарист. Одобренный критиками за неукрашенный реализм, а также за сильные диалоги. Некоторые …
    E-mail: [email protected]

Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук — стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

© Юрий Минералов 2020. Все права защищены. Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением федерального закона об охране авторских и смежных прав.

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державин («Видение мурзы», «Дар», «Памятник», «Признание»).

Дальнейший и более глубокий кризис эстетики клас-зма, знаменовавший переход к предромантической и реалистической поэзии, сказался в творчестве крупнейшего поэта 18 столетия Гаврилы Романовича Державина. Возникшая под влиянием поэзии клас-зма, прежде всего Ломоносова и Сумарокова, поэзия Державина впитала в себя лучшие достижения современных поэтов, в чьем творчестве отразились новые тенденции, шедшие вразрез с условностью и нормативностью поэтики клас-зма.

Поэзия Державина отличалась самобытностью и народностью, новыми поэтическими открытиями, которые сделали его величайшим учителем русских поэтов 19 века и в особенности А.С. Пушкина. В поэзии Державина с необычайной полнотой отразилась его эпоха, как писал Белинский он первым поэтически выразил «русский 18 век».

Новаторство Державина заключалось прежде всего в обращении поэзии к жизни, к ее земным радостям, в умении быт, низкие картины природы сделать достоянием поэзии. В противовес поэтике клас-зма Державин вносит в поэзию автобиографическую тему, авторское индивидуальное «я». Сам поэт, его образ мыслей и чувствований, жизнь его окружающая, стали предметом поэзии. Вместо отвлеченного идеала разумного – реальная человеческая личность, индивидуум, достойный сам по себе внимания и уважения.

Он разрушает жанровую и стилистическую иерархию клас-зма, относя к одам и элегии, и стансы, и песни, и романсы. Державин пишет свои оды «забавным русским слогом», в котором высокие слова соседствуют с низкими, просторечными.

В оде «Видение мурзы», как и в других произведениях Державина этого времени («Ключ», «К первому соседу», «Благодарность Фелице» и т.д.) поражает красочность, живописность, яркая образность в восприятии окружающего мира. Этот прекрасный, действительный мир, наполненный красками и звуками, отразился не только в пейзажных зарисовках поэта, в которых он также выступил новатором, но и в умении живописать и комнатный интерьер, и праздничный обеденный стол. Сам Державин называл поэзию «говорящей живописью» и считал ее «сестрой музыки».

Державин первым открыл красоту русской природы. Он рисует картины «румяной осени», передает шум «красно-желтых» листьев. Недаром творчество Державина Белинский считал «первым действительным проявлением русского духа в сфере поэзии». В поэзии Державина впервые дана реальная обстановка, предметы быта, действуют живые люди, его современники. Это не только императрица, вельможи, полководцы, но и обыкновенные люди – Мещерский, сосед Державина богач Голиков и т.д.

К гражданской лирике Державина примыкает одно из его поздних итоговых произведений – стихотворение «Памятник» — вольное подражание оде Горация «К Мельпомене» (муза трагедии). Кроме Державина к этой оде обращались Ломоносов, Пушкин, Брюсов. Общей для всех «памятников» была мысль о праве авторов на бессмертие, но мотивировка этого права была у каждого своя.

Стихотворение разбито на строфы и состоит из пяти четверостиший, написанных шестистопным ямбом с перекрестной рифмой. Произведение приобрело русскую национальную окраску. Апулия – родина Горация и протекающая по ней река Ауфид заменены названием русских рек и морей (упоминается Волга, Дон, Нева, Белое и Черное море). Державин напоминает, что он первый «дерзнул» отказаться от торжественного, высокопарного стиля похвальных од. Кроме поэтической смелости Державин обладает и гражданским мужеством: поэт не побоялся говорить истину правителям. Пушкинский «Памятник» и по форме, и по содержанию связан не столько с горацианским, сколько с державинским вариантом этого стихотворения.

Стихотворение Державина «Признание”, написанное в 1807 году — своего рода поэтический кодекс.

Лирический герой произведения тождествен автору. Поэт прямо подчёркивает: он такой же человек, как и все, и ему свойственны те же слабости, увлечения, что и остальным смертным: обольщение суетой и блеском света, увлечение женской красотой, популярностью, славой. Потому в конце произведения, перефразируя известное библейское высказывание, автор восклицает своим незримым собеседникам-читателям: бросьте на гроб мой камень, если сами вы не такие! Идейно-смысловой его центр: гуманность, со свойственной ему добротой, искренностью, верой во всё лучшее.

Державин «Признание» строит по принципу противопоставления. Он подчёркивает, что если прославлял царей, то не из-за верноподданнических чувств, а чтобы воспеть добродетели, необходимые в государственных лицах, и указать на них сильным мира сего. Победы ним восхвалялись, дабы потомки знали о важных событиях своей истории, гордились ими, и свою страну, своё время тоже поднимали на пьедестал великих свершений. В глаза лирический герой и истины «брякал» вельможам, критикуя их не из зависти или злобы, а чтобы те становились лучше. Именно искренность, правдивость, открытость миру и людям считает главными достоинствами своей поэзии Державин.

Стихотворение “Дар” – анакреонтический стих.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Жанр, композиция, философия проблематики оды Г.Р. Державина

Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин

Кроме лейтмотивов, поэт прибегает и к анафорам, которые также постоянны в этой оде. Анафора – это повторение начальных слов в двух или нескольких строчках стихотворения. Анафоры способствуют плавности повествования, поскольку начальные созвучия гармонично скрепляют соседние строки. Но и это не все! Анафоры умножают силу воздействия образа. Так, приведенные выше фрагменты с анафорами «глядит на…», «не столько…» показывают, как анафорический повтор создает ощущение неотвратимости беспощадного «взгляда Смерти», неизбежности расставания со счастливой «младостью». И лейтмотивы, и анафоры – это инструмент построения, то есть композиции оды. Такая композиция создает единство лирического настроя, эмоциональную цельность произведения.

Конечно, не в меньшей степени эта цельность бывает обусловлена ярко выраженным присутствием лирического героя. Лирический герой является поэтической проекцией мыслей, переживаний и чувств самого автора стихотворения. В большом лироэпическом произведении, где, по сравнению с лирическим стихотворением, сюжет играет гораздо более важную роль, автор и лирический герой могут далеко отстоять друг от друга. Вспомним пушкинского «Евгения Онегина». Автор произведения и его лирический герой, ведущий повествование о других героях романа и о самом себе, – это вовсе не одно и то же лицо. Пушкин волен наделять лирического героя-повествователя собственными чертами характера, мыслями и чувствами. Но волен и не делать этого! А придумать своему «поэтическому двойнику» несколько иную биографию и судьбу. Но так – в лироэпических произведениях, к которым и относится роман в стихах. В лирике же автор, как правило, полностью выражает себя в своем лирическом герое, как бы перевоплощается в него. Эмоциональный строй в лирике не дифференцирован, то есть он един.

Сегодня льстит надежда лестна, А завтра: где ты, человек?

В заключительных трех строфах – девятой, десятой и одиннадцатой – автор прямо обнаруживает себя. Повествование подходит к финалу, нужно успокоить взволнованные мысли и чувства, на чем-то остановиться. А одновременно завершить поэтическое развитие темы. Державин всегда трезво оценивал положение вещей, и эта трезвость сочеталась с лирическим одушевлением его стихов. Прошла молодость, та замечательная пора жизни, когда человек еще не ищет мучительно ответа на вопрос о конечности бытия. Зато теперь, в зрелые годы, автору и его лирическому герою наконец-то стала понятна тщета честолюбивых желаний, одолевавших в молодости. Теперь он «желанием честей размучен».

Как же прозревшему человеку доживать остаток своей жизни? Поэт мыслит смело и мужественно и к этому же призывает своего друга Перфильева и читателей оды. Жизнь, – заключает он, – «мгновенный дар», а коль так, то тем более ее следует хорошо «устроить». Важнее всего в «дверях вечности» сохранить свою душу чистой:

Можно ли назвать эту оду торжественной, величественной, «парящей»? Едва ли! Конечно, она сохраняет, как было принято в этом жанре, высокий эмоциональный настрой. Но у Державина он обусловлен не задачей прославления некоего важного лица, а значительностью и важностью скорбного события, одинаково касающегося всех людей, и больших и малых. Сохраняются композиционная строгость, однородность лексики, ритмическое единообразие, присущие оде. И тем не менее, жанровая точка отсчета уже иная. Поэт озабочен личностной проблемой и стремится ее разрешить: снять гнетущее напряжение, найти выход с помощью художественного слова и образа. Он создает перспективную разновидность жанровой формы: оду – размышление, оду – медитацию. Конечно, Державин был не единственным русским поэтом, разрабатывающим эту форму. Но именно его опыты оказались особенно яркими и значительными. По его стопам пойдет следующее поколение русских лириков и, среди них, М.Н. Муравьев и В.А. Жуковский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *