В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник

Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)

Основные темы и мотивы философской лирики Державина

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. lazy placeholder. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-lazy placeholder. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка lazy placeholder.

Философская поэзия Гавриила Державина полностью искренняя и правдивая, что может быть подтверждено отказом писателя от должности «придворного поэта», сочинения по заказу лирических од, написания произведений в строго очерченных рамках. Философская лирика шла из сердца, души поэта. Все воспеваемое переживалось автором, а не диктовалось веянием эпохи, в которой жил и творил Державин. Его лирика характеризуется этой принципиальностью, желанием жить, как велит сердце. Поэзия литератора состоит из разнообразных убеждений, рассуждений.

Божественная тема представляет главную линию во всем творчестве автора. Обращаясь к ней, он выступает не робким просителем, юнцом, а уверенным, мудрым, опытным человеком. Бог у Державина это «начало начал», «первоисточник, первопричина всего существующего», «Наивысший Закон, Высший Судия» над всеми, кто живет. Поэтом утверждается, что Бог присутствует в каждом из людей. И, кроме того, он является источником духовной жизни, а также государственных деяний, так как лишь благодаря Божьей милости, его помощи случается то, что случается. Это относится к жизни людей и государства. Своей философией Державиным подчеркивается, что нет разделения природы и человека, который неотделим от Божественного начала. Все есть единое, поэтому все обладает высшей, божественной природой.

Похожие материалы:

    Основные мотивы философской лирики Тютчева Один из главных мотивов философских лирических произведений Тютчева представлен мотивом иллюзорности, эфемерности, ирреальности существования. … Особенности философской лирики Пастернака Особенность метода выражения философской лирики Пастернака состоит в том, что она нигде открыто не представлена. В общем-то это нетипично для … Основные жанры восточной поэзии Говоря о поэзии Востока, поэтические жанры чаще всего представлены японскими, китайскими стихами, однако произведения восточного стихосложения … Ахматова и Цветаева — каноны женской лирики Женская поэзия отличается тонкостью ощущений, гибкой музыкальностью, раскрытием глубины душевного переживания. По-видимому, эмоциональная суть … Основные инструкции для будущих писателей от Элмора Леонарда Элмор Леонард – это популярный американский писатель и сценарист. Одобренный критиками за неукрашенный реализм, а также за сильные диалоги. Некоторые …
    E-mail: [email protected]

Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук — стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

© Юрий Минералов 2020. Все права защищены. Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением федерального закона об охране авторских и смежных прав.

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державин («Видение мурзы», «Дар», «Памятник», «Признание»).

Дальнейший и более глубокий кризис эстетики клас-зма, знаменовавший переход к предромантической и реалистической поэзии, сказался в творчестве крупнейшего поэта 18 столетия Гаврилы Романовича Державина. Возникшая под влиянием поэзии клас-зма, прежде всего Ломоносова и Сумарокова, поэзия Державина впитала в себя лучшие достижения современных поэтов, в чьем творчестве отразились новые тенденции, шедшие вразрез с условностью и нормативностью поэтики клас-зма.

Поэзия Державина отличалась самобытностью и народностью, новыми поэтическими открытиями, которые сделали его величайшим учителем русских поэтов 19 века и в особенности А.С. Пушкина. В поэзии Державина с необычайной полнотой отразилась его эпоха, как писал Белинский он первым поэтически выразил «русский 18 век».

Новаторство Державина заключалось прежде всего в обращении поэзии к жизни, к ее земным радостям, в умении быт, низкие картины природы сделать достоянием поэзии. В противовес поэтике клас-зма Державин вносит в поэзию автобиографическую тему, авторское индивидуальное «я». Сам поэт, его образ мыслей и чувствований, жизнь его окружающая, стали предметом поэзии. Вместо отвлеченного идеала разумного – реальная человеческая личность, индивидуум, достойный сам по себе внимания и уважения.

Он разрушает жанровую и стилистическую иерархию клас-зма, относя к одам и элегии, и стансы, и песни, и романсы. Державин пишет свои оды «забавным русским слогом», в котором высокие слова соседствуют с низкими, просторечными.

В оде «Видение мурзы», как и в других произведениях Державина этого времени («Ключ», «К первому соседу», «Благодарность Фелице» и т.д.) поражает красочность, живописность, яркая образность в восприятии окружающего мира. Этот прекрасный, действительный мир, наполненный красками и звуками, отразился не только в пейзажных зарисовках поэта, в которых он также выступил новатором, но и в умении живописать и комнатный интерьер, и праздничный обеденный стол. Сам Державин называл поэзию «говорящей живописью» и считал ее «сестрой музыки».

Державин первым открыл красоту русской природы. Он рисует картины «румяной осени», передает шум «красно-желтых» листьев. Недаром творчество Державина Белинский считал «первым действительным проявлением русского духа в сфере поэзии». В поэзии Державина впервые дана реальная обстановка, предметы быта, действуют живые люди, его современники. Это не только императрица, вельможи, полководцы, но и обыкновенные люди – Мещерский, сосед Державина богач Голиков и т.д.

К гражданской лирике Державина примыкает одно из его поздних итоговых произведений – стихотворение «Памятник» — вольное подражание оде Горация «К Мельпомене» (муза трагедии). Кроме Державина к этой оде обращались Ломоносов, Пушкин, Брюсов. Общей для всех «памятников» была мысль о праве авторов на бессмертие, но мотивировка этого права была у каждого своя.

Стихотворение разбито на строфы и состоит из пяти четверостиший, написанных шестистопным ямбом с перекрестной рифмой. Произведение приобрело русскую национальную окраску. Апулия – родина Горация и протекающая по ней река Ауфид заменены названием русских рек и морей (упоминается Волга, Дон, Нева, Белое и Черное море). Державин напоминает, что он первый «дерзнул» отказаться от торжественного, высокопарного стиля похвальных од. Кроме поэтической смелости Державин обладает и гражданским мужеством: поэт не побоялся говорить истину правителям. Пушкинский «Памятник» и по форме, и по содержанию связан не столько с горацианским, сколько с державинским вариантом этого стихотворения.

Стихотворение Державина «Признание”, написанное в 1807 году — своего рода поэтический кодекс.

Лирический герой произведения тождествен автору. Поэт прямо подчёркивает: он такой же человек, как и все, и ему свойственны те же слабости, увлечения, что и остальным смертным: обольщение суетой и блеском света, увлечение женской красотой, популярностью, славой. Потому в конце произведения, перефразируя известное библейское высказывание, автор восклицает своим незримым собеседникам-читателям: бросьте на гроб мой камень, если сами вы не такие! Идейно-смысловой его центр: гуманность, со свойственной ему добротой, искренностью, верой во всё лучшее.

Державин «Признание» строит по принципу противопоставления. Он подчёркивает, что если прославлял царей, то не из-за верноподданнических чувств, а чтобы воспеть добродетели, необходимые в государственных лицах, и указать на них сильным мира сего. Победы ним восхвалялись, дабы потомки знали о важных событиях своей истории, гордились ими, и свою страну, своё время тоже поднимали на пьедестал великих свершений. В глаза лирический герой и истины «брякал» вельможам, критикуя их не из зависти или злобы, а чтобы те становились лучше. Именно искренность, правдивость, открытость миру и людям считает главными достоинствами своей поэзии Державин.

Стихотворение “Дар” – анакреонтический стих.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Жанр, композиция, философия проблематики оды Г.Р. Державина

Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин

Кроме лейтмотивов, поэт прибегает и к анафорам, которые также постоянны в этой оде. Анафора – это повторение начальных слов в двух или нескольких строчках стихотворения. Анафоры способствуют плавности повествования, поскольку начальные созвучия гармонично скрепляют соседние строки. Но и это не все! Анафоры умножают силу воздействия образа. Так, приведенные выше фрагменты с анафорами «глядит на…», «не столько…» показывают, как анафорический повтор создает ощущение неотвратимости беспощадного «взгляда Смерти», неизбежности расставания со счастливой «младостью». И лейтмотивы, и анафоры – это инструмент построения, то есть композиции оды. Такая композиция создает единство лирического настроя, эмоциональную цельность произведения.

Конечно, не в меньшей степени эта цельность бывает обусловлена ярко выраженным присутствием лирического героя. Лирический герой является поэтической проекцией мыслей, переживаний и чувств самого автора стихотворения. В большом лироэпическом произведении, где, по сравнению с лирическим стихотворением, сюжет играет гораздо более важную роль, автор и лирический герой могут далеко отстоять друг от друга. Вспомним пушкинского «Евгения Онегина». Автор произведения и его лирический герой, ведущий повествование о других героях романа и о самом себе, – это вовсе не одно и то же лицо. Пушкин волен наделять лирического героя-повествователя собственными чертами характера, мыслями и чувствами. Но волен и не делать этого! А придумать своему «поэтическому двойнику» несколько иную биографию и судьбу. Но так – в лироэпических произведениях, к которым и относится роман в стихах. В лирике же автор, как правило, полностью выражает себя в своем лирическом герое, как бы перевоплощается в него. Эмоциональный строй в лирике не дифференцирован, то есть он един.

Сегодня льстит надежда лестна, А завтра: где ты, человек?

В заключительных трех строфах – девятой, десятой и одиннадцатой – автор прямо обнаруживает себя. Повествование подходит к финалу, нужно успокоить взволнованные мысли и чувства, на чем-то остановиться. А одновременно завершить поэтическое развитие темы. Державин всегда трезво оценивал положение вещей, и эта трезвость сочеталась с лирическим одушевлением его стихов. Прошла молодость, та замечательная пора жизни, когда человек еще не ищет мучительно ответа на вопрос о конечности бытия. Зато теперь, в зрелые годы, автору и его лирическому герою наконец-то стала понятна тщета честолюбивых желаний, одолевавших в молодости. Теперь он «желанием честей размучен».

Как же прозревшему человеку доживать остаток своей жизни? Поэт мыслит смело и мужественно и к этому же призывает своего друга Перфильева и читателей оды. Жизнь, – заключает он, – «мгновенный дар», а коль так, то тем более ее следует хорошо «устроить». Важнее всего в «дверях вечности» сохранить свою душу чистой:

Можно ли назвать эту оду торжественной, величественной, «парящей»? Едва ли! Конечно, она сохраняет, как было принято в этом жанре, высокий эмоциональный настрой. Но у Державина он обусловлен не задачей прославления некоего важного лица, а значительностью и важностью скорбного события, одинаково касающегося всех людей, и больших и малых. Сохраняются композиционная строгость, однородность лексики, ритмическое единообразие, присущие оде. И тем не менее, жанровая точка отсчета уже иная. Поэт озабочен личностной проблемой и стремится ее разрешить: снять гнетущее напряжение, найти выход с помощью художественного слова и образа. Он создает перспективную разновидность жанровой формы: оду – размышление, оду – медитацию. Конечно, Державин был не единственным русским поэтом, разрабатывающим эту форму. Но именно его опыты оказались особенно яркими и значительными. По его стопам пойдет следующее поколение русских лириков и, среди них, М.Н. Муравьев и В.А. Жуковский.

Источник

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества

Урок 9. Русская литература 9 класс ФГОС

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. 20210413 vu tg sbscrb2. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-20210413 vu tg sbscrb2. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка 20210413 vu tg sbscrb2.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. 9. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-9. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка 9.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. 20210706 unblock slide1. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-20210706 unblock slide1. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка 20210706 unblock slide1.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. 20210706 unblock slide2. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-20210706 unblock slide2. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка 20210706 unblock slide2.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. 20210706 unblock slide3. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-20210706 unblock slide3. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка 20210706 unblock slide3.

Конспект урока «Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества»

Сегодня на уроке мы:

· обсудим традиции и новаторство в творчестве Гавриила Романовича Державина;

· выясним, что думал Державин о роли поэта и поэзии;

· узнаем, как поэт оценивал свой вклад в литературу.

В литературе есть темы, которые называют вечными.

Они веками волнуют человечество, и каждый писатель, поэт или художник пытается отразить в творчестве свой взгляд на вечные темы.

Одной из таких тем стала тема поэта и поэзии. Она возникает, когда поэт стремится подвести итог своему творческому пути, осознать, чего он добился и насколько важно его наследие.

Впервые эта тема появилась ещё во времена Античности. Первым поэтом, который затронул её в своём творчестве, считается Квинт Гораций Флакк.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. image001. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-image001. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка image001.

В первом веке до нашей эры он написал оду «К Мельпомене».

В античной мифологии Мельпомена – богиня-покровительница трагедии, одна из девяти муз, которые сопровождали бога искусств Аполлона.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. image002. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-image002. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка image002.

Стоит отметить тот факт, что эта ода не была отдельным самостоятельным произведением. Она была тридцатой в сборнике од Горация и завершала не только последнюю книгу сборника, но и всё собрание од. Для поэта ода «К Мельпомене» стала итогом его творчества.

Её не раз переводили на разные языки мира.

Переводчиками на русский были Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Васильевич Капнист, Афанасий Афанасьевич Фет и многие другие.

Михаил Васильевич Ломоносов перевёл оду «К Мельпомене» в 1747 году.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. image003. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-image003. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка image003.

Это поэтическое переложение оды в русской литературе стало основой для рассуждения о творческом пути поэта.

К переводу Ломоносова в XVIII веке обращался Гавриил Романович Державин, в XIX – Александр Сергеевич Пушкин, в XX – Валерий Брюсов.

Всего насчитывается около 20 вариантов таких поэтических памятников разных авторов.

Гавриил Романович Державин написал стихотворение «Памятник» в 1795 году.

Конец XVIII – начало XIX века называют зрелым периодом творчества поэта. К стихам этой поры относятся «Лебедь», «Мой истукан», «Признание».

В них он рассуждает о своей жизни, говорит на самые важные для себя темы. Это так называемые стихотворения-манифесты, среди которых «Памятник» занимает центральное место.

Перевод Ломоносова очень близок к оригиналу, но Державин на основе этого перевода создаёт свой собственный «памятник». В стихотворении он рассуждает о том, как нужно оценивать творчество поэта. Державин прославляет поэзию и говорит о высоком назначении поэта.

Вот, как начинается перевод Ломоносова:

«Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность».

Квинт Гораций Флакк говорит о том, что поэзия бессмертна. Стихи крепче, чем медь. Их не уничтожит время и стихии. Кроме того, Гораций утверждает величие поэзии – поэтический памятник «превыше пирамид».

Эти же мысли повторяет Державин:

«Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит».

Тема бессмертия поэзии плавно перетекает в мысль о бессмертии поэта. Пока живы стихи, их создатель продолжает жить. Гораций говорит об этом так:

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Древнеримский поэт заявляет, что о нём будут помнить, «пока великий Рим владеет светом». Свою славу Гораций связывает с господством Римской империи, судьба его бессмертия связана с будущим государства.

Державин с таким равенством не соглашается. Его строки звучат иначе:

«И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить».

Для Державина поэтическое бессмертие связано не с государством, а с родом славян, то есть русским народом.

По его мысли, империя может разрушиться, государственный строй может измениться, но русский народ уничтожить нельзя. Эта мысль была не просто провидческой.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. image004. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-image004. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка image004.

Для придворного поэта эпохи Екатерины Великой требовалась большая смелость, чтобы говорить о таких вещах. В те времена монархия казалась незыблемой.

Дальше Державин по примеру предшественника говорит о своих заслугах. Гораций признавал своим главным достижением то, что он перенёс на италийскую почву греческую лирику – «стихи эольски».

А в чём же заслуга Державина?

Сам поэт видит её в этом:

«…первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить».

В этой строфе речь идёт об оде «Фелица», которую Державин написал в честь Екатерины II.

Императрица была растрогана этой одой до слёз. «Фелица» стала очень необычной одой для эпохи классицизма. В ней Державин проявил себя как смелый новатор. Он отказался от высокого стиля и обилия слов церковнославянского языка, характерных для классической оды. Державин написал «Фелицу» в «забавном русском слоге». Образ императрицы в ней очень человечный и простой:

«Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем

И всем из твоего пера

Блаженство смертным проливаешь;

Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра».

Восхваляя императрицу, Державин высмеивает её окружение.

Он объединяет два абсолютно разных жанра: оду и сатиру.

Сравните строфу, посвящённую императрице:

«Прошу великого пророка,

Да праха ног твоих коснусь,

Да слов твоих сладчайша тока

И лицезренья наслаждусь!

Небесные прошу я силы,

Да, их простря сафирны крылы,

Невидимо тебя хранят

От всех болезней, зол и скуки;

Да дел твоих в потомстве звуки,

Как в небе звЁзды, возблестят».

И строфу, в которой поэт пишет о себе:

«Иль, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой;

То в свайку с нею веселюся,

То ею в голове ищуся;

То в книгах рыться я люблю,

Мой ум и сердце просвещаю,

Полкана и Бову читаю;

За библией, зевая, сплю».

Соседство в оде монарха и поэта для классицизма дело неслыханное. А Державин делает его лёгким и естественным, словно ведёт задушевную беседу со старым другом. И удивительно плавно образ поэта сливается с собирательным образом вельможи.

Поэт щедро рассыпает колкости и намёки. Мало того, что приближённые Екатерины легко узнавали свои главные грехи и слабости, так подобные сцены в те времена считались неприличными. Они не подходили для поэзии, и уж тем более, для торжественной оды.

Высокий cтиль в «Фелице» соседствует с низким, поэт использует слова из низкого стиля:

«Князья наседками не клохчут,

Любимцы въявь им не хохочут

И сажей не марают рож».

Новаторство Державина в том, что он сознательно нарушил каноны классицизма, чтобы сделать поэзию простой и понятной для всех людей. Это нарушение касается не только формы, но и содержания. Главное для Державина – не следовать канонам, а подчинять их себе, чтобы лучше передать идеи. Вдохновение важнее строгих рамок жанра.

Он не только смешивал слова из разных стилей, принципы оды и сатиры. В его стихотворении «Ласточка» рядом появляются стихотворные размеры, которые считались несовместимыми.

Это трёхсложный дактиль и трёхсложный амфибрахий.

Мы помним, что герои классицизма – это не живые люди, а обобщённые образы с одной ярко выраженной чертой.

В лирике Державина впервые появляется реальный человек со своими страстями и слабостями, мыслями и привычками.

Лирику поэта отличает и необычная для классицизма близость к читателю. Поэт открыто выражает собственные эмоции и мысли, говорит о своей жизненной позиции.

Можно сказать, что именно в творчестве Державина проявились предпосылки реализма.

Но вернёмся к стихотворению «Памятник».

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. image005. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-image005. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка image005.

Говоря о своих заслугах, Державин подчеркивает, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Поэтическая смелость и верность гражданской позиции для него имеют равное значение.

Как истинный человек эпохи классицизма, Державин видел главную цель жизни в служении своему Отечеству.

Он был непримиримым борцом с произволом чиновников, коррупцией, воровством и беззаконием. Поэт и гражданин бесстрашно обличал пороки людей с высокими чинами.

Стихотворение «Властителям и судиям» – апофеоз гражданской лирики Державина.

В последней строфе «Памятника» Державин обращается к музе, богине покровительнице поэтов:

«О муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай».

Здесь мы можем видеть, что Державин твёрд в своей оценке творчества. Он не сомневается в собственных достижениях и уверен, что его лирика бессмертна. Вместе с этим, поэт понимает, что у него найдётся много врагов, которые будут презирать его стихи. Но поскольку его заслуги справедливы, поэт оставляет за собой право на ответное презрение.

Александр Александрович Бестужев-Марлинский писал о Державине:

«Лирик-философ, он нашёл искусство с улыбкой говорить царям истину, открыл тайну возвышать души, пленять сердца и увлекать их то порывами чувств, то смелостью выражений, то великолепием описаний».

Источник

Исследовательская работа по литературе «тема памятника в русской литературе». Три стихотворения «Памятника» в русской литературе

Гавриил Романович Державин вошел в историю отечественной литературы как основоположник автобиографической поэзии, в которой красной нитью проходит восхваление собственной уникальности. Подтверждением тому станет анализ стихотворения «Памятник» (9 класс), в котором поэт воспевает свой талант. Благодаря краткому анализу «Памятник» по плану ученики 9 класса смогут пройти полноценную подготовку к уроку по литературе и предстоящим ЕГЭ.

В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. lazy placeholder. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник фото. В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник-lazy placeholder. картинка В чем видит державин назначение поэта и поэзии в стихотворении памятник. картинка lazy placeholder.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Памятник.

История создания – Стих написан в 1795 году.

Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.

Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой – обращается к Музе.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «времени полет», «зарей бессмертия».

Эпитеты – «вечный», «чудесный», «быстротечный».

Гипербола – «металлов тверже он и выше пирамид».

Инверсия – «и презрит кто тебя», «народах неисчетный».

Олицетворения – «ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит».

Анализ по строфам «Памятник»

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить».

Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.

Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.

Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).

С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:

О муза! возгордись заслугой справедливой…

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.

История написания

Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.

Анализ стихотворения «Памятник» Державина

Вариант 1

В нашем представлении Державин часто скрывается за славой своих знаменитых последователей – Пушкина и Лермонтова. Однако его заслуга перед отечественной поэзией очень велика. В XVIII в. еще не существовало современного русского языка. Он был крайне неудобен для понимания, изобиловал древнеславянскими и крайне «тяжеловесными» словами и фразами.

Державин постепенно начал вводить в литературу разговорную речь, упрощая и облегчая его восприятие. Державин считался «придворным» поэтом, он был создателем большого числа торжественных од. Вместе с тем он пользовался своим высоким положением для распространения и популяризации русского языка. Главной заслугой в жизни он считал не свое творчество, а общее вклад в создание отечественной литературы. Этому он и посвятил стихотворение «Памятник» (1795 г.).

Произведение, как впоследствии и «Памятник» Пушкина, сразу же вызвало критические оценки. Державин использует героический слог, ассоциирующийся с классическими древнегреческими образцами. В торжественном стиле он заявляет, что создал нерушимый памятник в свою честь. Он неподвластен никакой силе и даже времени. Более того, поэт уверен, что его душа будет продолжать жить и увеличивать свою славу.

К такому гордому и самоуверенному заявлению делается небольшое, но очень значительное замечание: «доколь славянов род вселенна будет чтить». Оно объясняет пафос Державина. Поэт прославляет свой вклад в русскую литературу. У Державина были основания для такого утверждения. В русской поэзии на рубеже XVIII-XIX вв. он был действительно самым ярким представителем. Благодаря поэту русская литература смогла серьезно заявить о себе. Державин страстно желал, чтобы она заняла достойное место в мировой культуре.

Свой личный вклад поэт видит, прежде всего, в приближении поэзии к большей части населения. Он считает это дерзостью, так как раньше литература считалась уделом только высшего сословия.

В конце стихотворение окончательно теряет личную окраску. Державин обращается непосредственно к музе поэзии, перед которой преклоняется и воздает ей заслуженную честь.

В ответ на упреки в нескромности поэт справедливо отвечал, что за возвышенными словами критики не видят главного смысла стихотворения. Он всегда стремился к развитию национальной литературы. Очень важным он считал ее распространение среди всех слоев населения. Это приведет к появлению новых талантов, которые продолжат его великое дело и станут свидетельством того, что душа поэта продолжает жить. В этом и заключается бессмертие Державина.

Вариант 2

Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи “высоким штилем”, но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.

Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение “Памятник”, которое первоначально назвал “К музе”. Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии, однако его содержание очень многие посчитали вызывающим

и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который “металлов тверже” и “выше пирамиды”. При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства. Державин намекает на то, что ему удалось “очеловечить” поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной.

И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. “Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить”, – отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.

Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить “в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить”.

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано “зарей бессмертия”, Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого “в гроб сходя, благословил”.

Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, которое перекликается с “Памятником” Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.

При анализе стиха «Памятник» Державина следует отметить, что центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений.

В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.

«Деревня» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – смысл, средства выразительности, эпитеты, композиция

Основной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он в очередной раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он делает акцент на том, что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах перед русской литературой.

Композиция

Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезный настрой автора.

В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.

Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвертой строфе.

В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.

Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.

Средства выразительности

В стихотворении Державина «Памятник» анализ кратко выглядит следующим образом. Произведение отличается высокопарной интонацией и лексикой, а также величественным, неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.

Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своем произведении поэт использует высокопарные выражения («чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул») и эпитеты («вечный», «чудесный», «быстротечный»).

Также в стихотворении встречаются метафоры («времени полет», «зарей бессмертия»), гипербола («металлов тверже он и выше пирамид»), инверсии («и презрит кто тебя», «народах неисчетный»), олицетворения («ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит»).

Анализ стихотворений«Первый ландыш» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, история создания, идея, средства выразительности

Анализ стихотворений«Смерть поэта» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, художественные приемы, метафоры

Развитие жанра стихотворения-памятника в русской литературе 18-19 веков

Конспект урока. Тема «Развитие жанра стихотворения-памятника в русской литературе 18-19 веков»
Продолжительность: 1 урок. Класс: 10 класс (гуманитарный) Тип урока: изучение нового учебного материала. Цель урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на изучение поэтических произведений на тему Памятника в античной и русской литературе 18-19 вв.

Задачи урока: — обучающие: 1) сформировать у учащихся представление о причинах появления жанра литературного памятника; 2) раскрыть сущность понятий: Мельпомена, перевод, вольный перевод текста, переложение, подражание, Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба и др.; 3) ознакомить учащихся с развитием жанра литературного памятника в античной литературе; 4) совершенствовать умение сопоставительного анализа поэтических текстов на тему Памятника и определения места поэта и поэзии в античных текстах (Пиндар, Солон, Овидий, Гораций) и в произведениях русских писателей 18-19 веков (В. В. Капнист, А. Х. Востоков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин); 5) развивать интерес к отечественной и мировой литературе; 6) познакомить учащихся с биографией В. В. Капниста и А. Х. Востокова; 7) развивать навыки исследовательской деятельности: анализ литературного текста, структурирование и обобщение информации, выделение главного, формулировка выводов; — воспитательные: 1) активизировать у учащихся понимание того, что любой опыт человечества, закреплённый в языковых единицах, передаёт ценную смысловую и экспрессивную информацию, которая может обогатить собственное представление о мире; 2) формировать потребность в служении Отечеству, понимание своего следа на земле; 3) развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся; 4) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе; — развивающие: 1) развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение; 2) развивать образное мышление, память, речь, внимание.

Методы обучения: проверка домашнего задания, иллюстрация, исследовательский, индуктивный, иллюстрация, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Оборудование урока: тексты стихотворений-памятников Горация, Овидия, В. В. Капниста, А. Х. Востокова, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина; — изображение скульптуры Мельпомены.

Ход урока 1 этап урока: Организационный момент. Учитель сообщает тему урока и основные цели занятия, план работы.

этап урока: Изучение нового учебного материала.

Учитель: проводит беседу-рассуждение о появлении жанра литературного памятника по следующим вопросам:

Учащиеся: высказывают свои точки зрения по тому или иному вопросу. Учитель: обобщает высказывания учащихся и делает промежуточный вывод: Поэтам, да и всем творческим личностям во все времена было небезразлично отношение читателей к его творчеству. И речь идёт не только о современниках, а, что, пожалуй, более важно и тревожно, потомках. Надежда на их понимание, оценку – это надежда на жизнь в веках, на значимость своего дела. «Наш век на земле быстротечен / И тесен назначенный круг. / А он неизменен и вечен — / Поэта неведомый друг», — с надеждой писала А. А. Ахматова. В жизни каждого мастера художественного слова наступает время, когда хочется оглянуться назад, взвесить все ценности, проанализировать содеянное, оценить сделанное в течение жизни. Пожалуй, именно тогда возникает желание создать стихотворение-памятник и тем самым запечатлеть самое дорогое для потомков, высказаться перед ними, подвести итог. Когда и кем были созданы первые литературные памятники? Учащийся: сообщение о литературном памятнике в античности было подготовлено заранее. Были чётко выделены акценты на следующем: — Именно в античности закладываются основы внутри такого жанра, как ода. — Зарождение жанровой формы памятника шло постепенно. Следует на этом пути особенно отметить роль следующих имён: Пиндар – древнегреческий лирический поэт в 5 веке до н.э. В своих творениях он прославлял мир и согласие. Высший апофеоз его лирики – 1-ая Пифийская ода с восхвалением лиры как символа мирового порядка и гармонии. Можно отметить и имя известного древнегреческого политического деятеля Солона. Среди его стихотворений (к поэзии он обратился в конце жизни) есть произведение «Народ созвал я…», где автор перечисляет свои политические заслуги в назидание потомкам: «…Вернул и тех, что в страхе бросились бежать / И уж забыли речи звук аттической / В скитаньях долгих….». Именно идеи Солона о заслугах перед народом заимствовал и творчески развил Гораций. — По большому счёту именно Гораций (1 век до н.э.) является полноправным родоначальником литературного памятника. Основная мысль его оды «К Мельпомене» (о которой более подробно ещё пойдёт речь): если творение духа человека получает бессмертие, то и сам человек бессмертен. Эта идея нашла своих почитателей и получила дальнейшее развитие вплоть до наших дней. — Говоря о формировании жанровой формы литературного памятника, нельзя не назвать имя ещё одного поэта античности – Овидия (1 век до н.э.). В конце своего известного труда «Метаморфозы» он помещает стихотворный фрагмент «Вот завершился мой труд….». Его связь с одой Горация очевидна (работа на сравнение двух од будет дана для самостоятельного анализа в сильных гуманитарных классах). (В других классах можно отметить, что оба автора говорят о нерушимости своих памятников, они уверены, что их слава будет повсеместной, их будут чтить разные народы. Тема творчества у обоих тесно связана с темой долговечности). Учитель: Надо отметить, что Овидий был одним из любимых античных авторов у А. С. Пушкина. После окончания романа «Евгений Онегин» он напишет стихотворение «Труд». Сравните тему и ритм стихотворений Овидия и А. С. Пушкина: Овидий Я вознесусь, и моё нерушимо останется имя. Вот завершился мой труд; его ни Юпитера злоба Не уничтожит, ни меч, ни огнь, ни алчная старость. Пусть же тот день прилетит, что над плотью одной возымеет Власть, для меня завершить неверной течение жизни. Лучшей частью своей, вековечен, к светилам высоким Я вознесусь, и мое нерушимо останется имя.

А. С. Пушкин Друга Авроры златой. Друга пенатов святых? Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня? Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, Плату приявший свою, чуждый работе другой? Учащиеся: Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что для обоих авторов характерно трепетное отношение к своему труду, понимание избранности. Схож размер, высокопарность слога. Учитель: организует работу учащихся по анализу оды Горация «К Мельпомене» по вопросам:

Учитель: организует работу учащихся над тезаурусом. На основе материала домашнего задания делается вывод о различии понятий перевода, вольного перевода текста, переложения, подражания. Насчитывается 9 переводов оды Горация «К Мельпомене». Среди авторов-переводчиков – А. Х. Востоков, Н. Ф. Фоков, Б. В. Никольский, В. Я. Брюсов, А. П. Семёнов–Тян-Шанский, Н. И. Шатерников, Я. Э. Голосковер, С. В. Шервинский. При общем выводе учитель добавляет, что известный русский языковед, поэт, друг Г. Р. Державина В. В. Капнист в предисловии к книге «Опыт перевода и подражания Горациевых од…» (1810-1820–е годы) изложил принципы работы с переводами и обобщил опыт поэзии 18 — нач.19 вв. Именно он дал наиболее чёткое деление жанра на подражание, переложение, вольный перевод и перевод и счёл необходимым указать на разницу между ними. (В сильном классе может прозвучать заранее подготовленная учеником биографическая справка о В. В. Капнисте и А. Х. Востокове.) Учитель: раздаёт тексты переводов оды Горация В. В. Капнистом и А. Х. Востоковым. Цель работы с текстами — доказать их принадлежность к жанру перевода. После анализа текстов был сделан вывод о том, что они принадлежат к жанру перевода. Можно провести более детальную работу с текстами, например, на сходстве в уровне лексики: Гораций «Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид» А. Х. Востоков «Крепче меди создал я памятник; Взял над царскими верх он пирамидами» В. В. Капнист «Я памятник себе воздвигнул долговечной; Превыше пирамид и крепче меди он» Гораций «…Что из ничтожества был славой я избран За то, что первый я на голос эолийский Свёл песнь Италии….» А. Х. Востоков «Будет слышно, что я – рода беззнатного Отрасль – первый дерзнул в римском диалекте Эолийской сложить мерою поэзию» В. В. Капнист «Я первый, вознесясь от низкия породы, В латинские стихи эольску меру ввёл»

Для помощи в анализе текстов можно предложить учащимся следующие вопросы: 1. Что привлекло ваше внимание? Какие слова оказались непонятными? (учитель должен объяснить их: Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба). Результаты этой работы будут необходимы и в дальнейшем при анализе, например, стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул». 2. Перечислите основные образы стихотворений. Какой из этих образов мы видим лучше всего? Почему? 3. Какая лексика преобладает? 4. Почему трудно читать тексты (особенно текст А. Х. Востокова)? 5. Можно ли с лёгкостью определить ритм и вид рифмовки? Почему? Учитель: организует работу по анализу стихотворений. Для этой работы учащимся раздаются стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул», Г. Р. Державина «Памятник» и А. С. Пушкина «Памятник». Даётся время для прочтения текстов. Анализ стихотворений строится по следующим вопросам и заданиям:

Автор

Заслуга лирического герояОбраз памятникаОсобенности стиля
М. В. ЛомоносовВоспитание своеобразного самостоятельного мышлениясм. Горация и предшествующие переводыТоржественность звучания благодаря использованию слов «высокого стиля»
Г. Р. ДержавинВеличие тем и смелость поэтаКрепость памятника – твёрже металла и выше пирамидПатетика шире, чем у Горация. Она распространяется на весь славянский род
А. С. ПушкинЗаслуга – «чувства добрые», авторитет – народ, друзья – пииты, Пушкин мыслит себя поэтом и не разделяет художника и гражданина.Крепость памятника подчёркнута общественным моментом («не зарастёт народная тропа»), нерукотворность памятника подчёркивает божественную основу творчества)Яркие эпитеты и сравнения. Простые слова становятся глубоко многозначными: свобода, чувства добрые, милость к падшим…

3 этап урока: Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы узнали о переводах? Учащиеся:

(Выводы записываются в тетрадь).

4 этап урока: Дифференцированное домашнее задание. Общая часть: Сделайте общий вывод о жизни литературного памятника в творчестве поэтов 18–19 веков. Уровень А-В. Устный ответ для среднеуспевающих учащихся по вопросу: Какие черты биографии поэтов нашли отражение в «Памятниках» М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина и А. С. Пушкина? Для чего эти упоминания поэтам? Уровень С. Устный ответ для хорошо успевающих учащихся по вопросу: Какое развитие получил жанр литературного памятника в стихотворениях поэтов 20-ого века: В. Я. Брюсова, В. Ф. Ходасевича, В. В. Высоцкого? Как прослеживается традиция А. С. Пушкина в этих стихотворениях?

Список использованных источников:

Учитель русского языка и литературы
АНО СОШ Ломоносовская школа-пансион» — Н.С. Сафонова
Вам понравился материал?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *