В чем видит державин свои заслуги
в чем заслуга державина перед русской литературой
В чем заслуга Державина перед русской литературой?
Державин был очень честным человеком и много из-за этого терпел увольнений и выговоров. Он любил «истину царям с улыбкой говорить» и говорил ее в своих произведениях самой Екатерине. Мне кажется, что если даже единожды обличить какого-нибудь взяточника или чиновника, недобросовестно исполняющего свои обязанности, то большая часть чиновников, прочитавшая это обличение станет чуть-чуть добросовестнее, справедливее, честнее. Как говорит пословица, вода камень точит. А если высказать критику таким людям сотни и тысячи раз? То на земле, наверное, не останется никаких взяточников и казнокрадов. Я думаю, Державин понимал это и поэтому писал такие произведения. Гаврила Романович настоящий патриот России, так как он пытался избавить страну от недобросовестных правителей и хотя бы чуть-чуть облегчить жизнь крестьян.
Гаврила Державин приподнял «железный занавес» цензуры и открыл новую обличительную эру в истории русского стихосложения.
В чем заслуга Державина перед русской литературой?
Державин был очень честным человеком и много из-за этого терпел увольнений и выговоров. Он любил «истину царям с улыбкой говорить» и говорил ее в своих произведениях самой Екатерине. Мне кажется, что если даже единожды обличить какого-нибудь взяточника или чиновника, недобросовестно исполняющего свои обязанности, то большая часть чиновников, прочитавшая это обличение станет чуть-чуть добросовестнее, справедливее, честнее. Как говорит пословица, вода камень точит. А если высказать критику таким людям сотни и тысячи раз? То на земле, наверное, не останется никаких взяточников и казнокрадов. Я думаю, Державин понимал это и поэтому писал такие произведения. Гаврила Романович настоящий патриот России, так как он пытался избавить страну от недобросовестных правителей и хотя бы чуть-чуть облегчить жизнь крестьян.
Гаврила Державин приподнял «железный занавес» цензуры и открыл новую обличительную эру в истории русского стихосложения
Прочитайте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Как поэт оценивает свое творчество? В чем видит свои заслуги?
Гавриил Державин
Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру; но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Тебе сложно прочесть 5 абзацев? Прочел?
Поэт весьма оптимистично оценивает своё творчество. Я бы даже сказал слишком оптимистично и самоуверенно.
Заслуги свои он видит в том что, как он считает пишет правду. На мой взгляд ничего интересного в произведениях восхваляющих самодержавие или его приспешников нет.
Скажи училке что высосать 150 слов из весьма посредственного (на мой взгляд) стихотворения довольно проблематично. Или нужно всё творчество оценить по одному стиху? Уволь, читать эти славословия цариц и её прихлебателей недосуг.
Творчество Державина. Новаторство в творчестве Державина
в чем заслуга державина перед русской литературой? и получил лучший ответ
Портрет 1811 года В.Л.Боровиковский
Гавриил Романович Державин
родился 14 июля (3 июля по старому стилю) 1743 года в родовом имении в селе Сокуры в Казанской губернии (сейчас село Сокуры, Республика Татарстан, Российская Федерация) в небогатой дворянской семье. Отец – Роман Николаевич, был офицером и часто переезжал семьей из одного места службы в другое. В 1750 году Гавриил Романович начинает учиться в немецком пансионе в Оренбурге. В 1754 году после ухода в отставку умирает отец, и семья оказывается в тяжелом материальном положении. Мать – Фекла Андреевна, принимает решение переехать в Казань. И в 1759 году Державин поступает в Казанскую гимназию, которую благополучно заканчивает в 1762 году. Во время учебы Гавриил Романович был одним из лучших учеников. После учебы начинается военная служба Державина в звании рядового в Преображенском полку. В том же 1762 году принимал участие в дворцовом перевороте и в восхождение на престол Екатерины II. Во время службы участвовал в подавлении восстания Пугачева. Во время службы начинает писать стихи, которые впервые публикуются в 1773 году. В звании офицера уходит в отставку в 1777 году и при помощи князя Вяземского устраивается на службу в Сенат. В 1778 году женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1761-1794). В 1782 году, после публикации оды «Фелиция», восхваляющей Екатерину, Державин становится известен как поэт. В 1783 году становится членом вновь созданной Императорской Российской академии. В 1784 году после конфликта с князем Вяземским уходит в отставку. В том же году Екатерина II назначает Державина правителем в Олонецкое наместничество (с 1801 года Олонецкая губерния). Здесь участвовал в создании административных учреждений. А с 1786 года служит правителем Тамбовского наместничества, где тоже проявляет себя хорошим руководителем, оставив заметный след в истории края. В 1791 году становится статс-секретарем Екатерины II. А через два года в 1793 году назначается сенатором. В 1794 году умирает жена Державина и через полгода он второй раз женится на Дарье Алексеевне Дьяковой. С 1802 по 1803 год был министром юстиции. В 1803 году был отправлен в отставку. За все время военной и государственной службы часто вступал в конфликты из-за любви к правде и своей горячности, за что был не любим. Время государственной службы было рассветом его таланта, растет и его известность. После ухода со службы постоянно живет в своем имении Званка в Новгородской губернии и продолжает заниматься литературой. В 1811 году совместно с Александром Семеновичем Шишковым создает литературное сообщество «Беседа любителей русского слова». Умер Гавриил Романович Державин 20 июля 1816 года в своем имении. Похоронен в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.
Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии.
Юные годы
Военная служба
Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в Преображенский полк, в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.
С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.
Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.
В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом — игрой в карты.
Г.Р. Державин — губернатор Тамбовской губернии
В декабре 1785 г. указом Екатерины II он был назначен на должность правителя Тамбовского наместничества, куда прибыл 4 марта 1786 г.
Прибыв в Тамбов, Державин застал губернию в крайнем расстройстве. За шесть лет существования губернии сменилось четыре губернатора, в делах был беспорядок, границы губернии не определены, недоимки достигли громадных размеров, губернский центр утопал в грязи. Ощущался недостаток образования всего общества, а особенно дворянства, которое, по словам Державина, «…так было грубо и необходительно, что ни одеться, ни войти, ни обращаться, как должно благородному человеку, не умели…»
Для юношества при нем были открыты классы грамматики, арифметики, геометрии, вокальной музыки, танцевальные классы. Гарнизонная школа и духовная семинария давали низкий уровень знаний, поэтому в доме купца Ионы Бородина было открыто народное училище. В доме губернатора давались театрализованные представления, а вскоре было начато и строительство театра. В заслугу Державину можно поставить написание топографии губернии и составление плана Тамбова, наведение порядка в делопроизводстве, открытие типографии, принятие мер к улучшению судоходства по реке Цне, выгодные для казны закупки муки для Петербурга. При новом губернаторе улучшилось соблюдение законов, была приведена в порядок тюрьма. Было положено начало сиротскому дому, богадельне, больнице. При нём открылись народные училища в Козлове, Лебедяни, Моршанске. В первой губернской типографии начала печататься одна из немногих провинциальных газет — «Губернские ведомости». Деятельность Державина заложила крепкий фундамент для дальнейшего развития Тамбовщины.
Для ревизии дел в губернии приезжали сенаторы Воронцов и Нарышкин. Улучшение было столь очевидно, что в сентябре 1787 г. Державин был награждён орденом Владимира 3-ей степени. Не имевший специальной подготовки, Державин проявил административный дар и доказал, что причиной его бездействия на предыдущем посту олонецкого губернатора было чужое противодействие.
Но прогрессивная деятельность Державина на Тамбовщине вошла в противоречие с интересами местных помещиков и дворян. К тому же генерал-губернатор И.В. Гудович во всех конфликтах становился на сторону своих приближенных. Те, в свою очередь, покрывали местных воров и мошенников. Попытка Державина наказать помещика Дулова, приказавшего жестоко избить пастушонка за мелкую провинность, не удалась. Но окрепла неприязнь провинциальных помещиков к губернатору, ограничивающему их произвол. Также тщетными были действия по пресечению воровства купца Матвея Бородина, обманувшего казну при поставке кирпича для строительства, а затем получившего винный откуп на невыгодных для казны условиях. Крайне неудачно для Державина обернулось дело о закупке провианта для армии.
Поток рапортов, жалоб, клеветы на Державина увеличивался, и в январе 1789 г. он был отрешен от должности губернатора. Недолгое губернаторство Державина принесло большую пользу Тамбовщине и оставило заметный след в истории края.
Памятник Г.Р. Державину в Тамбове
В 1789 г. Державин возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время он продолжает заниматься литературным творчеством, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и другие произведения.
При императоре Павле I поэта назначили государственным казначеем, но с Павлом он не поладил, так как по сформировавшейся у него привычке при своих докладах часто грубил и ругался. «Поди назад в Сенат, — однажды накричал на него император, — и сиди у меня там смирно, а не то я тебя проучу!» Пораженный гневом Павла I, Державин лишь вымолвил: «Ждите, будет от этого царя толк». Александр I, сменивший Павла, тоже не оставил Державина без внимания — назначил его министром юстиции. Но через год освободил: «слишком ревностно служит».
В 1809 г. он окончательно отстранен со всех государственных постов («уволен от всех дел»).
Раскрытие таланта
Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.
В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).
Литературное творчество
Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.
Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества. Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.
Главная » Словарный запас » Державин и его вклад в юриспруденцию. Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин?и, что он взял от Пушкина? Метрика и тропы
Собственный путь в литературе
С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.
Гаврила Романович Державин
Державин певец всех веков и всех народов!
Гаврила Романович Державин (1743–1816) – исполинская фигура в истории русской классической литературы. Но, как отмечают биографы, верстовыми столбами в его судьбе были, пожалуй, не книги, не оды, не собрания сочинений. Сам себя он ощущал в первую очередь государственным человеком. В разные годы Державин занимал высшие должности Российской империи: возглавлял Олонецкую и Тамбовскую губернии, был кабинет-секретарем императрицы Екатерины Великой, президентом Коммерц-коллегии, министром юстиции при императоре Александре I. И при этом оставался первым поэтом Империи. «Един есть Бог, един Державин» – так мог написать о себе только поистине гениальный поэт, и совершенно не важно, что это цитата из иронического по сути стихотворения. Гаврила Державин – главный представитель жанра классицизма в русской литературе, благодаря трудам которого в России зарождалась и крепла поэзия. В. Г. Белинский в специальной статье, посвященной историко-литературному значению поэзии Державина, о. Не будь в русской истории Державина, то, скорее всего не было бы Пушкина и других великих русских поэтов. Кто не знает пушкинские строчки, уже покрытые «хрестоматийным глянцем»: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Великий русский поэт XIX века посвятил их великому русскому поэту XVIII века. Произошла своего рода смена поколений…
Лицейский экзамен на картине Репина
Но творчество самого Державина вовсе не устарело. Оно стало неожиданно актуальным в и XXI веке.
Бываю весел и спокоен, Когда я сотворю добро; Бываю скучен и расстроен, Когда соделаю я зло: Отколь же радость чувств такая? Отколь борьба и перевес? Не то ль, что плоть есть персть земная, А дух – влияние небес?
Из биографии
Не только поэзия, но и сама незаурядная личность Державина, сложные и прихотливые перипетии его непростой жизни и судьбы достойны самого пристального внимания.
Родился Гаврила Державин 3 [14] июля 1743 г. в селе Сокуры Казанской губернии. Происходил он из обедневшего дворянского рода. В 1754 г. после смерти отца, военного в небольшом чине, семья оказалась в очень тяжелом материальном положении, однако мать постаралась дать двум сыновьям минимальное образование. Когда в Казани в 1758 г. открылась гимназия, его в тот же год отправили туда учиться. В гимназии проявились его способности к рисованию, пластическим искусствам, оставившим глубокий след в его творчестве. Державин много читал, знал немецкий язык, но в его образовании не было некой системности, и знания, полученные в гимназии, были весьма сумбурными. Будучи учеником гимназии, он пробовал писать стихи. Вряд ли кто-то из людей, знавших его в детские и юношеские годы, мог предположить, что перед ним будущий гений русской словесности, министр юстиций Российской Империи и вообще уважаемый человек. В 1760 г. по ходатайству директора гимназии Державина зачислили в Петербургский Инженерный корпус. Однако судьба его переменилась, и он с 1762 г., не закончив гимназию, вынужден был пойти служить солдатом и был зачислен в Преображенский полк. С этого года начался почти десятилетний период солдатской службы поэта. Вместе с Преображенским полком он участвовал в дворцовом перевороте 28 июля 1762 года. И когда Екатерина II стала русской императрицей, то не забыла никого, кто в тот момент выступил в ее поддержку. Только в 1772 г. Державин получил офицерскую должность. Будучи уже офицером русской армии, он принял самое деятельное участие в подавление восстания Пугачева, но не получил при этом новых чинов и привилегий. Непокорность и неумение угодить начальству сыграли свою роль: вместо наград и новых чинов Державин вопреки его желанию получил отставку и был переведен на гражданскую службу.
К концу 18 столетия его жизнь начала налаживаться. Ода «Фелица», написанная в 1782 г. и воспевавшая Екатерину II, изменила дальнейшую судьбу Державина, принеся ему известность – не только литературную, но и общественную. В 1784 г. Гаврила Романович стал Олонецким губернатором, затем руководил Тамбовской губернией. Державин пережил трех императоров: был кабинет-секретарем Екатерины II, попал в опалу при Павле, стал министром юстиции в царствование Александра I, который отправил его в 1803 г. отставку с формулировкой – «Ты слишком ревностно служишь». После ухода в отставку в 60-летнем возрасте Державин поселяется в Санкт-Петербурге и в своем имении Званка в Новгородской области.
В последние годы своей жизни он сосредотачивается на литературной деятельности. Умер Гаврила Романович 8 (20) июля 1816 г. в любимом имении Званка. Его похоронили недалеко от Великого Новгорода, в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря.
Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, говорили о бренности всего сущего:
Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!
В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории есть фигура Г. Р. Державина
Штрихи к творчеству
Небывалый жизненный путь Гаврилы Романовича Державина от солдата до министра нашел отражение в его творчестве. Он был человеком своей эпохи, и «век свой втащил в стихи весь – с его победами, полководцами, вельможами, крепостными, иллюзиями, дворцовыми празднествами и медлительными усадебными летними днями».
Первые литературные опыты поэта вышли в свет в 1773 г., когда разгорелась крестьянская война. Это были перевод из Овидия и ода на брак великого князя Павла Петровича. Державину уже тридцать три года, но поэзия для него еще увлечение, а не дело всей жизни, и служебные награды он предпочитает лаврам певца. В 1776 г. были изданы отдельной книгой торжественные оды Державина, проникнутые идеей сильной государственности. Они включали также сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти. С 1779 г., по словам Державина, для него начинается новый путь в литературе: к этому времени окончательно складывается его мировоззрение. Провинциальный дворянин, чиновник, государственный деятель, он был выразителем идей просвещенного абсолютизма в России; в его поэтическом творчестве, в его лирическом мире, глубоко индивидуальном, несмотря на рамки классицизма, светлом, солнечном, полном энергии и молодости, среди других тем звучали темы и мысли бурного века Просвещения, звучал его критический дух. Державин не только воспевал екатерининский век, но с огромной поэтической силой критиковал его, и это критическое направление придавало своеобразие и значимость его поэзии. На государственной службе он не раз сталкивался с коррупцией, взяточничеством и казнокрадством. Под впечатлением от увиденного поэт написал оду «Властителям и судиям».
Литературная слава Державина росла с каждым днем. К началу 1790 г. ода перестает быть ведущим жанром его поэзии, классицизм с его четкой структурой и делением на стили сменяется обращением к анакреонтической поэзии, прославляющей земную жизнь и простые человеческие радости. В 1804 г. был издан целый сборник «Анакреонтических песен».
Державин был глубоко религиозным человеком. Его перу принадлежит немало библейских подражаний и переложений, духовных од и стихотворений. Но ни одно из них не приобрело такой славы, как ода «Бог» (1780–1784). Она переведена на почти все европейские языки и даже на японский язык. По глубине мысли, по внутренней цельности и законченности, по стройности композиции это одно из лучших произведений Державина. Ода построена как философское рассуждение о Божественном Промысле и об отношении человека к Богу. Но это рассуждение пронизано лирическим воодушевлением, чувством религиозного умиления и восторга.
Сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Не случайно в своем переложении «Памятника» Горация он предрекал себе бессмертие за за то:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.
Читайте в Публичке!
Державин, Г. Р. Сочинения / Г. Р. Державин ; [редкол. : А. С. Кушнер (гл. ред.) и др. ; вступ. ст. с. 5–46 ; сост., подгот. текста и примеч. Г. Н. Ионина]. – Санкт-Петербург : Акад. проект, 2002. – 711 с., 1 л. портр. : ил. – (Новая библиотека поэта). – Алф. указ. : с. 689–704. Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р1; Авт. знак Д 362; Инв. К-535517 В издании впервые полностью воспроизводится основной корпус лирики Державина в том виде, в каком сам поэт отобрал ее и расположил в первых трех томах прижизненного издания своих «Сочинений» (1808). Сама авторская композиция этих томов, сохраняемая в настоящем издании, заслуживает внимания не только специалистов, но и широкого круга читателей. К каждому стихотворению впервые приводится полный, исправленный по рукописи текст соответствующего раздела «Объяснений» Державина, написанных им на склоне лет в качестве автокомментария. Таким образом «Объяснения» впервые становятся частью единого державинского текста, что соответствует воле автора. |
Державин, Г. Р. Оды / Г. Р. Державин ; сост. С. С. Аверинцев ; худож. С. М. Харламов. – Ленинград : Лениздат, 1985. – 334 с.: ил. : 1 л. портр. Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р1; Авт. знак Д 362; Инв. М-400532 В сборник вошли лучшие оды поэта, а также наиболее значительные образцы творчества в других стихотворных жанрах. |
Западов, А. В. Державин / А. В. Западов. – Москва : Мол. гвардия, 1958. – 236 с., 6 л. ил. – (Жизнь замечательных людей : сер. биогр. ; вып. 5 (253). – Библиогр.: с. 234–235. Место хр. ОЧЗ; Шифр 83.3Р1; Авт. знак Д 362-З; Инв. 791510 Автор книги – российский литературовед, писатель, доктор филологических наук А. В. Западов – один из лучших знатоков литературы и журналистики XVIII в. Заказать в ЧОУНБ Из стихов Г. Р. Державина Отрывок из оды «Бог» О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в трех лицах Божества, Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто все Собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы нарицаем – Бог! Властителям и судиям Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли! Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид: Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел. Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям,- Добродетельми казались Мне они равны богам. Если за победы громки Я венцы сплетал вождям,- Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть вслух,- Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом, жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек. Неизбежным нашим роком Расстаешься ты со мной. Во стенании жестоком Я прощаюся с тобой. Обливаяся слезами, Скорби не могу снести; Не могу сказать словами — Сердцем говорю: прости! Руки, грудь, уста и очи Лобызаю у тебя. Нету силы, нету мочи Отделиться от тебя: Лобызаю, умираю, Тебе душу отдаю, Иль из уст твоих желаю Душу взять с собой твою. Высказывания о Г. Р. Державине Державин все – Державин. Имя его нам уже дорого… И вообще – не должно говорить о Державине таким тоном, каким говорят об N. N., об S. S. Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самими низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина. Кто бы посмел, кроме него, выразиться так, как выразился он. Кто, кроме Державина, осмелился бы соединить такое дело, каково ожидание смерти, с таким ничтожным действием, каково кручение усов? Читать в библиотеке ЛитРес * Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО Торжественные одыТворчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары — разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них («Будь на троне человек») указывает на то, что и царь — человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека. «Фелица»В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как частное лицо, чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы. То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные, человеческие качества. «На взятие Измаила»В этой оде изображен величественный образ русского народа, покоряющего турецкую крепость. Сила его уподобляется силам природы: землетрясению, морской буре, извержению вулкана. Однако она не стихийна, а подчиняется воле русского государя, движима чувством преданности родине. Необыкновенная сила русского воина и в целом русского народа, его мощь и величие были изображены в этом произведении. «Водопад»В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину. Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба. Другие варианты биографииГавриил Романович Державин (1743-1816) — русский литературный и государственный деятель XVIII века. Его имя не один раз встречается в произведениях А. С. Пушкина, и это неслучайно. Наследие Державина, его личность оказали огромное влияние на мировоззрение и творчество Пушкина. Известны слова выдающего русского критика В. Г. Белинского о том, что изучение Пушкина нужно начинать с Державина. Гавриил Романович известен как новатор в стихосложении, выдающийся государственный деятель; человек, искавший не славы, а правды. Державин содействовал распространению идей Просвещения, утверждал высокие гражданские идеалы: честное служение Отчизне и народу, отстаивание истины и справедливости. Гавриил Романович Державин — российский поэт и государственный деятель. Это сообщение посвящено биографии Державина, его наследию. Анакреонтическая лирикаПодражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию. Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина. В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет. Черты реализма в творчестве ДержавинаТворчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления: ✓ постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере; ✓ воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе; ✓ изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта; ✓ открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы; ✓ игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина: • название любого стихотворного произведения Державина одой; • использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру; • сочетание в одном стихотворении разных размеров; • использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда — использование вольного стиха; ✓ новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности: • разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами; • стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни; • использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить: — выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически; — связь речи с фольклором; — отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи; • использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в «высоких» жанрах, например в оде. Поздняя лирикаК особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и являлось полемичным зарождающемуся романтизму. К поздней лирике Державина относят и произведение «Памятник», наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям. Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.
|