В чем видит достоевский назначение слова

20 цитат из книг Федора Достоевского

Человек ищет не столько бога, сколько чудес

Творчество русского писателя Федора Достоевского (1821 — 1881) оказало огромное влияние на развитие мировой литературы и философии XIX, XX и XXI веков. Он был одним из крупнейших религиозных мыслителей, психологов и знатоков человеческой души. Его идеи сыграли ключевую роль в становлении фрейдизма и экзистенциализма.

Мы выбрали 20 цитат из произведений писателя:

Чтоб умно поступать — одного ума мало. «Преступление и наказание»

Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту. «Бесы»

Русский весьма часто смеется там, где надо плакать. «Братья Карамазовы»

Если хочешь победить весь мир, победи себя. «Бесы»

В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток. «Братья Карамазовы»

В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя. «Идиот»

Человек ищет не столько бога, сколько чудес. «Братья Карамазовы»

Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение. «Записки из Мертвого дома»

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества. «Идиот»

Молчать — большой талант. «Бесы»

Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что по смеху можно узнать человека, и если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей, то смело говорите, что это человек хороший. «Записки из Мертвого дома»

Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи и людям и себе самом. «Братья Карамазовы»

В нашей странной России можно делать все что угодно. «Бесы»

Ограниченному «обыкновенному» человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний. «Идиот»

Любовью все покупается, все спасается. Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь. «Братья Карамазовы»

Коли ты хочешь, чтобы тебя уважали, во-первых и главное — уважай сам себя. «Униженные и оскорбленные»

Случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена. Да и что самому прежде невдогад было, так вот здесь, как начнешь читать в такой книжке, так сам все помаленьку и припомнишь, и разыщешь, и разгадаешь. «Бедные люди»

Подлецы любят честных людей. «Идиот»

Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет. «Село Степанчиково и его обитатели»

Сколько зла можно устранить откровенностью! «Униженные и оскорбленные»

Источник

Сайт Михаила Кожаева

Одна жизнь — тысяча возможностей

Игра русских слов: продолжение

В чем видит достоевский назначение слова. %D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80 %D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0. В чем видит достоевский назначение слова фото. В чем видит достоевский назначение слова-%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80 %D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0. картинка В чем видит достоевский назначение слова. картинка %D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80 %D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.Достоевский – мастер слова. Его талант заключается не только в умении поразительно точно облекать мысли и переживания в предложения, но и в самом феномене игры слов. В том аспекте изящной словесности, когда созидается новая форма, наполняемая привычным содержанием, для которого в нашем привычном языке ещё не было такого слова. Да, Достоевский, кроме всего прочего, ещё и мастер неологизмов.

Широко известны его усилия, как бы сейчас сказали, по «раскручиванию» глагола «стушеваться». Фёдор Михайлович был горд своим изобретением, и оно кочевало из одного его произведения в другое. Интересно, как встречали его новое слово современники? Лично я, например, очень горд собственным неологизмом «охозня», но такое ощущение, что, кроме меня, никто так не выражается. Что же касается Достоевского, то «стушеваться» не единственная его филологическая инновация.

«Знаю, что вы, может быть, на меня за это рассердитесь, закричите, ногами затопаете: «Говорите, дескать, про себя одного и про ваши мизеры в подполье, а не смейте говорить: «все мы». Позвольте, господа, ведь не оправдываюсь же я этим всемством» (2, 503 – 504). В словообразовательном плане достоевское «всемство» создано по образцу «земства», но в указанном контексте несёт, на мой взгляд, также и юмористический оттенок. Как бы то ни было, писатель умеет проявлять гибкость в обращении с русским языком, раскрывая все его грани по возможности более полно, так сказать, во всём его ароматном разнообразии.

В то же время Достоевский использует такие обороты, которые сегодня покажутся несколько несуразными. Все мы знаем, что «отлично», если это наречие, выражает превосходную степень, пять баллов. Или сто баллов, в зависимости от стадии образования. Но в любом случае «отлично» сегодня весьма редко используется в изначальном смысле: отличать одного от другого, отличаться. «Новое показание отлично от предыдущего», – в этом ключе невольно приходится осознавать, что «отлично» – часть составного сказуемого. Фёдор Михайлович новых веяний в русском языке, конечно, не застал, поэтому с лёгким сердцем ставит рядом слова «отлично хорошо» (9, 345).

Без запятых. Не «отлично, хорошо», как мы часто выражаем согласие в телефонном разговоре, спустя запятую понижая степень удовлетворённости с пяти до четырёх баллов. Нет, Достоевский имеет в виду, что понимать можно действительно хорошо, в отличие от тех моментов, когда человеку лишь кажется, что он понимает.

В чем видит достоевский назначение слова. %D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C %D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9. В чем видит достоевский назначение слова фото. В чем видит достоевский назначение слова-%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C %D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9. картинка В чем видит достоевский назначение слова. картинка %D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C %D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.Употреблённое в прошедшем времени «сейчас» само приобрело оттенок прошлого, в значении «тотчас», «сразу же», что в английском соответствовало бы past perfect continuous. В «Идиоте» Достоевский и вовсе использовал глагол «позабывал», который в точности соответствует данному варианту прошедшего времени, но в современном русском языке отсутствует: «Так как он часто сбивался с одного на другое и позабывал, о чём начинал говорить, то князь затих, чтобы дать ему высказаться» (7, 221).

Для Фёдора Михайловича вообще близко употребление «сейчас» в значении «сей час», то есть тотчас, именно в тот момент, когда происходило действие. Поэтому у Достоевского можно встретить прилагательное «сейчашний» в значении «тогдашний». Сравните, например, с эпизодом из тех же «Братьев Карамазовых»: «Грушенька подняла с подушки голову и поглядела на Алёшу с умилённою улыбкой, засиявшею на её как-то вдруг распухшем от сейчашних слёз лице» (11, 419). В данном случае наблюдается живая преемственность нашего современного языка с языком Достоевского, а его в свою очередь – с исходным старославянским.

С последним, кстати, классика сближает употребление непривычных «сейчашнему» уху предлогов и падежей в тех случаях, когда мы используем совсем другие. В частности, мы говорим «наблюдать за кем-то», герои Достоевского «над собой наблюдали» (5, 216). Мы говорим, «страдать по кому-то» (по нам), у Фёдора Михайловича мы слышим «страдая по нас» (5, 232). Последняя форма, впрочем, была общепринятой в XIX веке, её часто можно встретить у Толстого. Или связка «трепетать от чего-то», в которой у Достоевского отсутствует предлог: «Всё, чего трепетало семейство, уступая этому графу Аглаю, всё уже осуществилось в полгода» (7, 312). Не «от чего трепетало», а просто: «чего трепетало».

Но встречаются и ошеломляющие обороты, заставляющие осознать, насколько по-другому мыслили на нашем родном языке полтора века назад. Раскольников представляет маме Соню: «Это Софья Семёновна Мармеладова, дочь того самого несчастного господина Мармеладова, которого вчера в моих глазах раздавили лошади» (5, 230). Не на, а в моих глазах – согласитесь, это придаёт ужасающий оттенок высказыванию. Но заодно и подчёркивает тот аспект, что свершившее не было простым наблюдением, но оказалось пережито в сознании свидетеля.

Впрочем, может статься, что это лишь домыслы читателя, склонного к фантазёрству, на самом же деле просто сменилась форма устойчивого выражения. Просто раньше говорили несколько иначе, чем теперь. Как, например, в выражении «отдалить минуту», которое у Достоевского звучит иначе: «Князь точно обрадовался, что пришлось положить назад в карман письма и удалить минуту» (7, 128). Лично мне представляется геометрическая проекция, в которой «отдаляют» рукой на небольшое расстояние, а «удаляют» – силой мысли на тысячи шагов.

Или, на той же странице: «Вера, простодушная и нецеремонная» (7, 128). Мы бы сегодня сказали «бесцеремонная», но в этом случае отчётлива слышна нота пренебрежения, даже наглости, в то время как у Достоевского «нецеремонность» сродни душевной простоте и отсутствию всякого лукавства.

В «Идиоте», как и в «Преступлении и наказании» чрезвычайно много интересных речевых оборотов. Сосредоточивая внимание к словам князя Мышкина, в одном из эпизодов «Лебедев наострил глаза и уши» (7, 139). Сегодня мы употребляем это выражение даже в более просторечной форме – «навострить уши», то есть прислушаться с любопытством. Есть ещё вариант «навострить лыжи» – приготовиться убежать, незаметно скрыться. Но у Достоевского «наострить глаза и уши» как нельзя лучше подчёркивает концентрацию слушателя. Лебедев как бы увеличил зум своего восприятия, чтобы внимательно выслушать князя и уловить все детали. Так заостряет художник карандаш, чтобы запечатлеть все детали.

Далее, у Достоевского можно встретить следующие непривычные выражения:

— меня руководить (7, 118) (а не мною, как бы мы сказали сейчас)

— намекать то же самое (7, 140) (а не на то же самое)

— запрошлую ночь (7, 276) (а не прошлую)

— наклонен был к мысли (8, 17) (а не склонен)

— к завтраму (8, 72) (а не к завтрашнему дню или просто: к завтра)

— напоследях (7, 147) (а не напоследок)

И пускай заключительное слово, «напоследях», вложено в уста Рогожина, а мы знаем, что Фёдор Михайлович знал и любил использовать в своих произведениях просторечные выражения и диалектизмы, – тем не менее иногда заводит в тупик та частота, с какой у классика встречаются непривычные высказывания.

В чем видит достоевский назначение слова. %D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0 %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85 %D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5. В чем видит достоевский назначение слова фото. В чем видит достоевский назначение слова-%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0 %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85 %D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5. картинка В чем видит достоевский назначение слова. картинка %D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0 %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85 %D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.

У Достоевского встречается целая кавалькада написаний, не соответствующих современным нормам языка. Но в том их и прелесть, что, находясь в едином языковом поле, мы можем подсмотреть, как было принято писать в XIX веке. Читая классиков, мы получаем возможность «лишний» раз обозреть живое и беспрерывное развитие языка, изменение его стилистических, орфографических, пунктуационных и даже графических правил. Так, Достоевский пишет «повидимому» (7, 240), «попрежнему» (7, 251), в то время как сегодня принято дефисное написание этих наречий: по-видимому, по-прежнему. Достоевский пишет «однакоже» (7, 261), но сегодня два противительных союза разделяются пробелом: однако же.

У Фёдора Михайловича можно также встретить выражения «об труде» (7, 265), «относились об них» (7, 228), хотя сегодня предлог «об» употребляется в тех случаях, когда после него следует слово, начинающееся с гласной: «об Архангельске», «об этой истории». Причём обратите внимание, что я привёл примеры из одного только «Идиота». А стилистические особенности письменной речи Достоевского менялись в течение десятилетий. Поэтому мы можем говорить о филологических трансформациях не только в сравнении с современными нормами, но и в рамках произведений классика разных периодов его творчества.

Приведённые выше наблюдения, разумеется, не носят никакого «нравоучительного» характера: вот, дескать, раньше классики выражались так, а сейчас следует иначе. Польза от найденных «противоречий» в данном случае видится одна – за буквами и вариантами их сложения увидеть нечто коренное, что характеризует язык как систему вербализации мышления. Так, в упомянутом словосочетании «относились об них» недостаточно просто разглядеть расхождения с современными нормами. Важно вчитаться глубже, «под кожу» слов.

«Епанчиных даже хвалили за это и относились об них, что они понимают своё место и люди с тактом» (7, 228). Опять же: сегодня мы бы сказали, например, «отзывались о них». Но «отзыв» может быть правдивым, а может – искажённым, превратным и т. д. В то время как в глаголе «относились» уже содержится главный смысл – реальное отношение людей к семейству. В этом плане язык Достоевского более правдивый, что ли. В нём максимально точно отображается связка смысла и слова, и это потрясающее преимущество речи полуторавековой давности.

В том же «Идиоте» невероятная отточенность слова проявляется на протяжении всего романа. «Евгений Павлович между тем пристально его наблюдал» (7, 274). В этой фразе обнаруживается скрытый врач или учёный: он не наблюдает за кем-то, за чьим-то поведением – он «пристально его наблюдал», всего целиком. Напрашивается выражение «вёл пациента» или совсем из профессионального врачебного жаргона «пользовал его», в смысле – лечил. У Достоевского глагол «наблюдать» приближается по смысловому наполнению к «созерцать».

«Назавтра явился к князю и Келлер, повещённый о том, что он шафер» (7, 282). Сегодня мы бы сказали «извещённый», «известить кого-то». И в то же время в русском языке прижилась форма «повестка». Представьте, что спустя полтора века, в 2166 году, люди в значении извещения будут говорить «известка». А над нами будут удивляться: надо же, они говорили «повестка в суд» – какая нелепость! Но никаких нелепостей в языке быть не может: он либо весь чудесен, либо полностью нелеп. Хотя Гегель, с его диалектикой, возможно, объявил бы, что это одно и то же.

В качестве концовки главы приведу интересные наблюдения, напрямую не касающиеся языка Достоевского. В данном случае речь идёт об опечатках и ошибках в издании, по которому я читал произведения Фёдора Михайловича. Действие романа «Бесы» происходит в поместье Скворешники, но в одном месте Варвара Петровна решает дать особый праздник «в Сковорешниках» (8, 324). А немногим позже Степан Трофимович обращается к губернатору Лембке: «Я бы очень желал, чобы вы говорили со мной повежливее, ваше превосходительство» (8, 432). Да, вы не овиделись – именно «чобы».

Наконец, уже после прочтения всех крупных произведений Фёдора Михайловича, когда уже моя жена Катя заинтересовалась Достоевским, она как-то спросила: «А разве «состарился» пишется через «е»?». И показала мне страницу из «Вечного мужа», где Вельчанинов «состарелся скорее не количеством, а, так сказать, качеством лет» (12, 316). Понятно, что ошибки совершают все. И в этой связи на корректорах лежит огромная ответственность, ведь по книгам, прошедшим их контроль, изучают классиков целые поколения. Но, конечно, совсем другое дело, что сам Достоевский использовал язык максимально широко для создания наиболее впечатляющего полотна текста. Со своей же стороны могу опытным путём подтвердить то, что нам вбивали в головы со школьной скамьи, но это оказалось правдой: Достоевский – классик и мастер слова, игрок слова. И читать его, действительно, одно удовольствие!

Источник

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме: Комплексная работа с текстом (на материалах «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме:

Комплексная работа с текстом

(на материалах «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского)

статьи «На каком языке говорить отцу Отечества?» и проанали-

— на материалах смыслового анализа, а также частичного анализа

лексики и синтаксиса совершенствовать умение доказывать при-

надлежность текста к публицистическому стилю;

— развивать навык создания текста рассуждения;

— на материалах регионального компонента (статье Ф.М. Досто-

евского) воспитывать личность, бережно относящуюся к оте-

чественной литературе, к родному слову как неотъемлемой

части русской национальной культуры

Оборудование: Фотография музея Ф.М. Достоевского, портрет писателя и

портрет М.Д. Исаевой; газета «В музее Ф.М. Достоевского,

оформленная обучающимися 9 класса; тексты статьи;

Вступительное слово о Ф.М. Достоевском ( о Кузнецком периоде его жизни ) (На экране фотография дома-музея Ф.М. Достоевского)

Здесь, в доме №40, снимала комнату М.Д. Исаева, женщина, ради которой Ф. Достоевский посещал наш городок, (На экране их портреты), а 6 февраля 1857 года ссыльный унтер-офицер Фёдор Достоевский обвенчался с ней в Градо-Кузнецкой Одигитриевской церкви (на экране панорама Кузнецка)

После венчания они прожили в городе несколько счастливых дней и навсегда покинули Кузнецк. Но дом продолжает хранить память об их пребывании и принимает в своих стенах всех желающих соприкоснуться с личностью и творчеством писателя.

Вот и мы с вами сегодня обращаемся к отрывку из публицистической статьи Ф.М. Достоевского «На каком языке говорить отцу Отечества?» (1876г.), которая входит в «Дневник писателя». Этот дневник необычен. В нём содержатся художественные произведения и публицистические статьи.

Чтение текста статьи (читает подготовленный ученик)

… Что такое язык…для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно, что чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усвоиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее ; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом — и, уж конечно, тем буду умнее. Понятно, что чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль…

На великую жизнь, на глубину мысли заимствованного, чужого языка не достанет…для этого нужен язык родной… Но вот тут-то и запятая: русские, по крайней мере высших классов русские…уж не родятся с живым языком… и русский язык узнают почти что в школе, по грамматике… При большом желании и прилежании, можно наконец перевоспитать себя, научиться…живому русскому языку, родившись с мёртвым… Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идет к нам, русским, потому что мы, высший класс, уже достаточно оторваны от народа, то есть от живого языка (язык — народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль!)

Чтоб усвоить русский язык, надо… уже в школе непременно заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен…

В своих публицистических статьях Ф.М Достоевский откликался на волновавшие его события современности.

Основные вопросы, которые рассматривает автор

– Для чего дано слово?

– Что такое язык? ( Форма, тело, оболочка мысли )

– Для чего дано слово? В чём видит Ф.М. Достоевский его назначение?

Вопросы, которые рассматривает автор, действительно важные.

Какие языковые средства, характерные для публицистического

стиля, позволяющие усилить воздействие на читателей, использованы в тексте?

— Рассмотрим синтаксические средства

Обратимся к 3-му предложению

– В чём его особенность? ( Это СПП с несколькими придаточными. Своеобразное значение имеют предложения, содержания которых сопоставляются. Некоторые учёные относят такие предложения к сравнительно-сопоставительным СПП (Н.С. Валгина) Сопоставительные предложения могут осложняться дополнительными оттенками. В предложении данного текста передано значение постепенного возрастания признака. Это происходит благодаря специального сопоставительного союза чем..тем с обязательным употреблением сравнительной степени наречия и прилагательного)

– Сколько раз употребляется первая часть союза ( чем )? А вторая часть ( тем )?

– Почему не один раз?

Язык ( форма, тело, оболочка мысли)

В чем видит достоевский назначение слова. hello html 36bbe025. В чем видит достоевский назначение слова фото. В чем видит достоевский назначение слова-hello html 36bbe025. картинка В чем видит достоевский назначение слова. картинка hello html 36bbe025.чем

В чем видит достоевский назначение слова. hello html 744de5a1. В чем видит достоевский назначение слова фото. В чем видит достоевский назначение слова-hello html 744de5a1. картинка В чем видит достоевский назначение слова. картинка hello html 744de5a1.формы,

буду Я счастливее в жизни,

отчётнее и для себя

В чем видит достоевский назначение слова. hello html 744de5a1. В чем видит достоевский назначение слова фото. В чем видит достоевский назначение слова-hello html 744de5a1. картинка В чем видит достоевский назначение слова. картинка hello html 744de5a1.

В чем видит достоевский назначение слова. hello html m10bbe7b8. В чем видит достоевский назначение слова фото. В чем видит достоевский назначение слова-hello html m10bbe7b8. картинка В чем видит достоевский назначение слова. картинка hello html m10bbe7b8. В чем видит достоевский назначение слова. hello html 744de5a1. В чем видит достоевский назначение слова фото. В чем видит достоевский назначение слова-hello html 744de5a1. картинка В чем видит достоевский назначение слова. картинка hello html 744de5a1.тем тем

скажу глубже и пойму глубже сам,

В чем видит достоевский назначение слова. hello html 744de5a1. В чем видит достоевский назначение слова фото. В чем видит достоевский назначение слова-hello html 744de5a1. картинка В чем видит достоевский назначение слова. картинка hello html 744de5a1.тем

В чем видит достоевский назначение слова. hello html 744de5a1. В чем видит достоевский назначение слова фото. В чем видит достоевский назначение слова-hello html 744de5a1. картинка В чем видит достоевский назначение слова. картинка hello html 744de5a1.

– За счёт чего ещё происходит возрастание признака (градация) во 2-ой части предложения? (За счёт специального построения предложения в виде периода. Период состоит из 2-х частей. Во 2-ой части содержится вывод, и она отделяется длительной паузой. В этой же части есть усилительная частица уж и вводное слово конечно, выражающее степень уверенности, и, наконец, стоит знак тире – знак паузы. Своеобразие этого предложения заключается в том, что по принципу периода построена вторая часть)

– Какова роль периода? (Построение сложного предложения в виде периода – явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое.

Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической и публицистической напряжённостью и поэтому свойствен речи приподнятой)

— Обратимся к лексике. Рассмотрим значения некоторых слов

Многоразличнеемного – в большом количестве, различный – разнообразный; многоразличнее – гораздо разнообразнее. Это слово необычное, авторское. Такие слова встречаются у Достоевского чаще в художественных произведениях. Ф.М. Достоевский признавал право писателя на словотворчество, способное обогатить литературный язык.

IV. Анализ II абзаца

— О чём идёт речь во 2-ом абзаце?

( На высшую жизнь, на глубину мысли нужен родной язык, с которым родятся. Но вот одна запятая.)

— В чём заключается эта «запятая»? (Русские, высших классов русские, давным-давно уже не родятся с живым языком, а узнают его в школе, по грамматике)

— Какой же выход из этого имеется? Как говорит Достоевский по этому поводу? (Можно научиться и «живому» русскому языку, родившись с «мёртвым»)

— Почему Ф.М. Достоевский обращается к А.С. Пушкину? (Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны)

— Почему же выражение «обучаться языку» идёт к нам «русским»? Как об этом говорит Ф.М. Достоевский? (Потому что мы, высший класс, уже достаточно оторваны от народа, то есть от живого языка)

Таким образом, по Ф. Достоевскому, отцы Отечества, Высший класс – слова-синонимы. И слова народ, живой язык тоже синонимы.

— Что за синтаксическая конструкция в скобках? (Это вставная конструкция. Её роль – внести дополнительные сведения)

— Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского, содержащиеся в этой конструкции: « Язык — народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль!»

Прочитать текст-рассуждение ( зачитываются 2 работы обучающихся, подготовленные к уроку:

Синонимы – слова, сходные по значению, но различные по написанию. Слова в синонимическом ряду обозначают одинаковые понятия, но каждое слово имеет определенную окраску, и все они дополняют друг друга. В этом смысле слова « язык» и «народ» являются синонимами, они взаимосвязаны.

Ведь из чего складывается народ? История, культура, памятники, традиции… И всё это мы познаём через язык. Через язык мы узнаём, что раньше происходило с нашим народом, как он жил и как мыслили люди. История складывается из каких-то событий, о которых мы узнаём посредством языка. Благодаря языку мы узнаём и о нравственных ценностях, традициях, мировоззрении русского народа. Язык формируют люди, народ – носитель языка. Язык изменяется и совершенствуется вместе с народом, который на нём говорит.

Таким образом, становится понятно, что народ неразрывно связан с языком. В этом и содержится богатая глубокая мысль. Недаром Ф.М. Достоевский обращает наше внимание на эти слова, которые он особо выделил во вставную конструкцию при помощи скобок.

Лихолобова Ксения, 9А

— Только ли Ф. Достоевский утверждал, что «язык и народ – синонимы?

— О том, что слова язык и народ – синонимы, говорил и А.С. Пушкин.

В стихотворении « Памятник » есть такие строки:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

V. Обратимся к последнему абзацу текста. Что в нём содержится?

— Какие советы даёт писатель тем, кто хочет хорошо усвоить родной язык? (Заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен…)

— В наше время какие ещё советы можно дать тому, кто хочет хорошо усвоить родной язык? (Обращаться к произведениям писателей-классиков)

— Какие лексические средства, характерные для публицистического стиля можно отметить во втором абзаце? (Использование образных средств, средства эмоционального воздействия – уточняющие обороты, приложения: заимствованного, чужого языка не достанет; русские, по крайней мере высших классов русские; идёт к нам, русским; мы, высший класс; от народа, то есть от живого языка. Эмоциональные средства сочетаются в публицистическом стиле со строгой логичностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания)

VI. Обобщение (делает обучающийся)

— Почему данный текст относится к публицистическому стилю?

Текст относится к публицистическому стилю, так как для него характерны логичность, оценочность, призывность. В нём рассматриваются важные вопросы, касающиеся языка: что такое язык, для чего дано слово; даны советы, как научиться «живому» русскому языку и как усвоить русский язык.

С точки зрения синтаксиса текст относится к публицистическому стилю, так как в нём используются сопоставительные предложения, в которых переданы значения постепенного возрастания признака – градация; имеется предложения, построенное в виде периода, которое отличается публицистической напряжённостью и свойственно речи приподнятой, а также в тексте встречается множество вводных слов и вставных конструкций.

Лексика в тексте используется высокого стиля, имеющиеся новообразования, то есть авторские слова, и синонимы тоже высокого стиля. По всем этим критериям с полным основанием можно утверждать, что данный текст публицистического стиля.

VII. Заключение. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с отрывком из публицистической статьи Ф.М. Достоевского «На каком языке говорить отцу Отечества?» Изучение творчества писателя в школьной программе приходится на 10 класс.

Не рано ли мы с вами в 9 классе обратились к Ф. Достоевскому? Нет, вполне своевременно. В своём мнении я особенно утвердилась, прочитав слова из книги критика Игоря Золотусского «Час выбора», где он пишет:

« Сейчас много говорится о тексте…

Я убеждён, что всё, что хотел сказать писатель, заключено в тексте. Ни письма, ни устные высказывания о себе не дадут того представления о его мире, какое даёт художественный текст. Но сколько нужно знать, чтобы прочесть его! Надо знать и письма, и высказывания, и воспоминания современников, и эпоху, и историю, и историю литературы. Сколько надо вобрать в себя, чтоб без страха подойти к малому клочку стихов или прозы!»

И пусть сегодняшняя работа над статьёй послужит началом к изучению творчества великого писателя Ф.М. Достоевского, чьё имя носит одна из улиц нашего города.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *