В чем видит источник зла конфуций
20 лучших афоризмов Конфуция
Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить ошибку
Конфуций — древнекитайский мыслитель, этико-философское учение которого оказало огромное влияние на жизнь и культурное развитие Дальнего Востока. Его философия строится на морали, этике и жизненных принципах взаимоотношений между людьми. На ее основе появилась концепция, господствовавшая в Поднебесной более двух тысяч лет (и продолжающая оказывать свое влияние и в наши дни).
Главной книгой конфуцианства является «Лунь Юй» («Суждения и беседы») — записки и краткие заметки учеников Конфуция, в которых зафиксированы высказывания, поступки и диалоги их учителя.
Мы выбрали из нее 20 афоризмов великого мудреца:
Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
Если тебе плюют в спину — значит ты идешь впереди.
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали.
Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
Порой мы видим многое, но не замечаем главного.
Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый лёгкий и путь опыта — это путь самый горький.
Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить ошибку.
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал.
Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.
Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЦИТАТЫ И ПРАВИЛА ЖИЗНИ КОНФУЦИЯ
Конфуций цитаты, афоризмы, высказывания
Конфуций (по-китайски Кун-цзы) ( 551 — 479 гг. до н.э.) – великий мыслитель и философ Китая. Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.
Автор произведения «Беседы и суждения». Умер в 479 году до н.э. в Цюйфу. Цитаты, афоризмы, высказывания и «Беседы» Конфуция популярны на протяжении столетий, а в нынешнее время — «время информации», его цитаты только набирают популярность среди всего населения Земли.
Афоризмы и цитаты Конфуция о жизни
У Конфуция была бурная, нелегкая жизнь, давшая ему богатый опыт, который отразился в его высказываниях и цитатах о жизни.
«Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?»
«Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.»
«Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь — Снисходительность.»
«Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.»
«Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.»
«Забота, то есть внимание к другим, — это основа хорошей жизни и основа хорошего общества.»
«На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.»
«Только дурак в своей жизни не меняет мнения.»
«Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, а в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь…»
«Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен.»
«Советы мы принимаем каплями, зато даем ведрами.»
«Никогда не рассказывайте о себе ни хорошего, ни плохого. В первом случае вам не поверят, а во втором — приукрасят»
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.»
«Не важно с какой скоростью ты движешься к своей цели, главное не останавливаться.»
«Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.»
Лучшие цитаты Конфуция — величайшие уроки жизни
В сборник лучших цитат Конфуция входит его видение жизни, — как стоит пытаться прожить свою жизнь, к чему надо стремиться.
«Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь». Если вы будете продолжать идти по правильному пути, то в конечном итоге вы достигнете своей цели. Человек, добивающийся успеха — это тот, кто остается преданным идее и, несмотря на обстоятельства, движется к своей цели, пусть медленно, но верно.
«Легко ненавидеть и трудно любить. На этом основаны многие вещи в нашей жизни. Всего хорошего трудно добиться, и намного легче получить что-то плохое».
Это многое объясняет. Легче ненавидеть, легче проявлять негатив, легче оправдываться, чем любить, простить и быть великодушным от всего большого сердца, большого ума и больших усилий.
«Жизненные ожидания зависят от усердия и старательности. Механик, который хочет усовершенствовать свою работу сначала должен подготовить свои инструменты».
Конфуций говорил: «Успех зависит от предварительной подготовки, и без такой подготовки обязательно случится неудача».
Чем бы вы ни занимались в жизни, если вы хотите добиться успеха, то сначала Вы должны подготовиться. Даже самая большая неудача может ускорить путь к успеху.
«Ничего плохого в том, что вы ошиблись»
Нет ничего плохого в том, что вы ошиблись, если вы не будете продолжать помнить об этом. Не переживайте по пустякам. Совершение ошибки это не великое преступление. Не позволяйте ошибкам портить ваш день. Не позволяйте негативу занимать ваши мысли. Нет ничего плохого в совершении ошибки! Празднуйте свои ошибки!
«Когда ты разгневан, думай о последствиях».
Соломон говорил: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города». Всегда помните, что нужно сохранять самообладание, и думайте о последствиях.
«Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия».
Если ваши цели не кажутся выполнимыми в этом году, то сейчас самое хорошее время, чтобы согласовать свой план по их достижению. Не воспринимайте неудачу, как вариант, настройте свои паруса успеха и плавно двигайтесь к своей цели.
«Если я иду с двумя другими людьми, то каждый из них будет выступать в роли моего учителя. Я буду подражать хорошим чертам одного из них, и исправлять в себе минусы другого».
Вы можете и должны извлекать уроки от каждого, будь то жулик или святой. Каждая жизнь — это история, наполненная уроками, созревшими для сбора.
«Чем бы Вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем».
Что бы вы ни делали, делайте это с полной отдачей или не делайте вовсе. Чтобы добиться успеха в жизни от вас потребуется дать все самое лучшее, на что вы только способны, и тогда вы будете жить без сожалений.
«Перед тем как мстить, вырой две могилы.»
«Люди тратят свое здоровье, чтобы заработать деньги, а затем тратят деньги, чтобы восстановить здоровье. Нервно думая о будущем, они забывают о настоящем, так что не живут ни в настоящем, ни ради будущего. Они живут так, как будто никогда не умрут, а когда умирают, понимают, что никогда и не жили.»
«Живи так, как хочешь ты, а не как ожидают от тебя другие. Не важно оправдаешь ты их ожидания или нет, умирать ты будешь без них. И свои победы одержишь сам!»
«Все глобальное начинается с мелочей.»
«Когда на сердце светло, в темном подземелье блещут небеса. Когда в мыслях мрак, при свете солнца плодятся демоны.»
«Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.»
Беседа Конфуция с женщиной
Как-то раз к великому китайскому мыслителю Конфуцию пришла в гости очень образованная по тем временам дама и задала ему вопрос:
— Скажи, Конфуций, почему когда женщина имеет много любовников, то её подвергают общественному порицанию, а когда мужчина имеет много женщин, то это нормально.
Прежде чем ответить Конфуций молча заварил чай и разлил его в шесть чашек.
— Скажи, — спросил он её после этого — когда один чайник льёт заварку в шесть чашек, это нормально?
— Да. — ответила женщина.
— Вот видишь — ответил Конфуций — а когда в одну чашку сливают сразу шесть чайников?…
Конфуций цитаты о любви
Конфуций понимал силу Любви, познал ее, и своими цитатами о Любви показывает что это такое — настоящая Любовь.
«Любовь — начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.»
«Человек, не имеющий любви, не может долго выносить бедность и не может постоянно пребывать в радости.»
«Когда желания чисты и проникнуты любовностью, сердце становится правдиво и прямо. А когда сердце становится правдиво и прямо, человек исправляется и становится лучше. А когда человек исправляется и становится лучше, то и в семье устанавливается порядок. А когда в семье устанавливается порядок, то и в стране устанавливается благоустройство. А когда в стране устанавливается благоустройство, то устанавливается мир и согласие во всей Вселенной.»
«Влечение сердец рождает дружбу, влечение ума — уважение, влечение тел — страсть, и только все три вместе рождают любовь.»
«Любовь это приправа к жизни. Может подсластить, а может и пересолить.»
«Прекрасна та деревня, в которой господствует любовь.»
Конфуций цитаты о счастье
Счастье понятие разнообразное, размытое. Читая цитаты и высказывания Конфуция о счастье, понимаешь, что счастье существует и оно рядом.
«Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.»
«В погоне за счастьем иногда нужно просто остановиться и быть счастливым.»
«Счастливого человека очень просто узнать. Он словно излучает ауру спокойствия и тепла, движется неторопливо, но везде успевает, говорит спокойно, но его все понимают. Секрет счастливых людей прост — это отсутствие напряжения.»
«Никогда не возвращайся в то место, где однажды был счастлив.»
«Пришло несчастье — человек сам его породил, пришло счастье — человек сам его вырастил.»
«У несчастья и счастья одни двери, польза и вред — соседи.»
«Знающему далеко до любящего. Любящему далеко до радостного.»
Цитаты Конфуция о женщинах
Конфуций в своих цитатах о женщинах дает подсказки как с ними жить, любить и понимать. Иногда он категоричен в своих высказываниях о них, наверное, потому что у него была несчастная любовь.
«У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной — сколько у двух.»
«Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе — они станут развязанными, если удалишь от себя — возненавидят.»
Конфуций цитаты о работе
Конфуций понимал, что работа занимает большую часть жизни человека, и является основой любого государства, также как семья. О чем познал Конфуций в его цитатах о работе.
«Найди себе дело по душе и тебе не придётся трудиться ни одного дня в жизни.»
«Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.»
«Открыть магазин легко, а вот не дать ему закрыться — уже искусство.»
Конфуций цитаты о государстве
Конфуций был государственным мужем, занимал пост и понимал всю важность государства в управлении такой большой страной, как Китай. Его мудрость отразилась на цитатах о государстве.
«Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.»
«Когда в стране справедливость, стыдно быть бедным и ничтожным; когда справедливости нет, стыдно быть богатым и знатным.»
«В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.»
«Когда в стране не работает закон, много в ней становится начальников.»
«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатство и почести.»
Однажды мудрец проезжал неподалеку от горы. Какая то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, мудрец слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: — Вы так убиваетесь — похоже, скорбите не впервой? — Так оно и есть, — ответила женщина. — Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После него, от них же погиб мой муж. А теперь вот, от них погиб и мой сын. — Отчего же вы не покинете эти места? — спросил мудрец. — Здесь нет жестоких властей, — ответила женщина. — Запомни это, ученик, — сказал мудрец. — Жестокая власть — свирепее любого тигра. А добродетель никогда не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
«Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.»
Высказывания Конфуция о человеке
«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.»
«За несправедливость платите справедливостью, за добро — добром»
«Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.»
«Владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот правильный путь жизни, истинное поведение.»
«Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить.»
«Путь в тысячу миль начинается с одного шага.»
«Лучший боец тот, кто побеждает не сражаясь.»
«Твой дом там, где спокойны твои мысли.»
«Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.»
«Простота — одно из лучших качеств человека.»
«Человек находящийся на самой вершине горы — не упал туда с неба!»
«Там, где кончается терпение, начинается выносливость!»
Три вещи, которые нельзя достигнуть:
— человеколюбия без скорби;
— знания без заблуждения;
— храбрости без страха.
«Куда бы ты не шёл, иди со всей Душой»
«Тот, у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.»
«Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость»
«Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.»
«Я видел, как погибали от воды и огня, но не видел, чтобы кто-то погиб от человеколюбия.»
«Легко быть богатым и не кичиться этим; трудно быть бедным и не сетовать.»
«Если вы хоть раз на что-либо закроете глаза, то в скором времени вы заметите, что вынуждены закрывать глаза на все.»
«Когда слова теряют свой смысл – люди теряют свою свободу.»
«Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.»
«Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.»
«Если долго сидеть на берегу реки, можно увидеть трупы проплывающих врагов.»
«Птицы перед смертью горестно кричат, люди перед смертью говорят о важном.»
Высказывания Конфуция об образовании
Зная силу образования Конфуций оставил свою мудрость в цитатах.
«Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.»
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.»
«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.»
Афоризмы Конфуция о Боге
«Высшая цель жизни человека заключается в том, чтобы отыскать и осуществить в жизни волю Бога, закон Его, то есть проявлять истинную, нравственную сущность нашего я
Воля Бога — это то, что мы называем законом нашей жизни. Выполнение закона нашей жизни и есть то, что мы называем нравственной, истинной жизнью. Когда законы нашей жизни собраны в порядок, излагаются в последовательности, это и есть то, что мы зовем религией»
«Истинный путь, или закон Бога, по которому должны жить, не находится далеко от людей.»
«Если люди создают себе правила, законы, пути жизни, которые далеки от самых простых рассуждений их разума, то эти пути нельзя считать истинными»
Как удивительно, как чудесно может развернуть и проявить человек заложенный в нем небесный дар! Мы ищем его и не видим, прислушиваемся и не слышим, а между тем эта божеская сущность проникает во все существующее, ничто не может быть без нее.
Смешные цитаты Конфуция
Конфуций был не обделен чувством юмора, и его смешные цитаты тому подтверждение.
«Если тебе плюют в спину, значит ты впереди!»
«Победа — это поражение.»
«Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.»
«Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, — конченый человек.»
«Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.»
«Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?»
«Я еще не встречал человека, который любил бы добродетель так, как любят женскую красу.»
Успех в достижении целей. Правила Конфуция
9 правил от Конфуция, которые принесут успех в достижении поставленных целей.
1. Поддерживайте постоянное движение к своей цели.
2. Оттачивайте свои инструменты.
Жизнь не стоит на месте, постоянно изменяются условия и обстоятельства, и это требует повышения мастерства в любом роде деятельности. Если вы хотите достичь цели, нужно принимать во внимание меняющиеся условия и обстоятельства, постоянно учиться, приобретать новые необходимые навыки и совершенствоваться – и это приведет к успеху. Это важное правило Конфуция люди часто упускают из виду.
3. Корректируйте методы достижения цели, но не саму цель.
Если вы чувствуете, что цель правильная, но становится недостижимой, не нужно изменять цель, нужно корректировать методы ее достижения. Другими словами, нужно найти другие способы достижения цели, которые окажутся эффективными на данном этапе пути. Помните, что жизнь всегда меняется, поэтому, чтобы достичь своих целей, нужно учитывать эти изменения и самому меняться. От этого зависит успех в достижении целей.
4. Делайте лучшее, делайте хорошо.
Что бы вы ни делали, делайте это хорошо, качественно, с любовью – насколько это вообще возможно. Делая лучшее из того, что вы можете, вы не будете потом сожалеть. Конфуций говорит: «Куда бы вы ни шли, следуйте туда всем своим сердцем». Чтобы добиться успеха в жизни, требуется всё от вас зависящее.
5. Ваше окружение определяет ваше будущее.
Человек во многом зависит от своего окружения, которое значительно влияет на систему ценностей и мировоззрение, и, таким образом, на будущее человека. Конфуций рекомендует не иметь дел с людьми, которые не занимаются самосовершенствованием. Такие люди «застыли» в своем развитии, и будут только тормозить вас на пути к успеху и достижению целей. Ведите дела и больше общайтесь с людьми, которые идут в ногу со временем и развиваются. Следуя этому правилу, вы тоже будете постоянно развиваться.
6. Хорошие вещи дорого стоят.
Трудно добиться всего хорошего, так как всё действительно стоящее требует больших усилий. Гораздо легче ненавидеть, чем любить. Легко быть негативным, и трудно излучать позитив. Проще совершать зло, чем делать добро. Всё лучшее, чего можно достичь в этом мире, требует больших усилий, работы над собой. Но оно того стоит. Конфуций говорит, что внешний мир – это отражение нашего внутреннего мира, поэтому, если мы хотим сделать внешний мир лучше, мы должны заниматься собой, развивать свои лучшие качества. Работа над собой – это неотъемлемая часть успеха в достижении любых целей. Возьмите за правило каждый день стараться что-то делать для саморазвития.
7. Обида разрушительна.
Быть обиженным означает жить в негативе, а жизнь в негативе не может привести ни к чему хорошему. Что излучаем, то и притягиваем. Излучая негатив, мы не можем притянуть позитив, так как это противоречит законам жизни. Оставьте обиды в прошлом, отпустите их, и ваше движение к успеху и счастью значительно ускорится. Конфуций советует продолжать движение к своим целям, несмотря на обидные поступки других людей, не позволяя обидам сбить нас с курса. Использование этого правила обязательно для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше.
8. Всегда помните о последствиях.
Каждое слово и действие приводит к тем или иным последствиям, и это правило всегда нужно помнить. Конфуций говорит: «Когда поднимается гнев, подумайте о последствиях». Гнев отключает разумность, здравомыслие. Под влиянием эмоций человек делает глупости, что может замедлить его духовное развитие и отодвинуть цель. Умение контролировать свои эмоции – это залог успеха в достижении поставленных целей.
9. Каждый может вас чему-то научить.
Каждый человек может стать нашим учителем в чем-то. Конфуций говорит, что чему-то хорошему в другом человеке можно подражать (стараться привить себе, развивать), а видя что-то плохое в другом, стараться искоренять это в себе. Таким образом, каждый человек может нас чему-то научить. Старайтесь использовать это правило каждый день, в общении с каждым человеком.
Серия сообщений «Мысли в слух. «:
Философское понимание зла в этическом пространстве конфуцианства
Александров Алексей Иванович |
доктор юридических наук
профессор, кафедра уголовного процесса и криминалистики, Санкт-Петербургский государственный университет
199106, Россия, Санкт-Петербург область, г. Санкт-Петербург, ул. 22-Я линия в.о., 7
Aleksandrov Aleksei Ivanovich
Professor, the department of Criminal Procedure and Criminalistics, Saint Petersburg State University
199106, Russia, Saint Petersburg oblast’, g. Saint Petersburg, ul. 22-Ya liniya v.o., 7
кандидат политических наук
199178, Россия, Санкт-Петербург область, г. Санкт-Петербург, ул. Средний Проспект, В.о., 57/43
Kovalev Andrei Andreevich
Associate Professor at the North-West Institute of Management, branch of RANEPA
199178, Russia, Sankt-Peterburg oblast’, g. Saint Petersburg, ul. Srednii Prospekt, V.o., 57/43
Просмотров статьи: 2236 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: Предметом настоящего исследования является философское понимание зла в конфицианстве. Данная цель достигается решением следующих задач: 1) оценить конфуцианство как синтез философских воззрений Конфуция и Мэн-цзы; 2) выявить понятия добра и зла как противоположности в этическом пространстве, основанном на идеале «благородного мужа» Цзюнь-цзы (должное) и реальном мире «маленького человека» (сущее); 3) оценить зло как антипод добра, которое базируется на чувстве долга и уважении к моральному закону. В работе используются методы историко-философского анализа, применяется компаративистский подход. Новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной историко-философской литературе сравнительно оценены воззрения Конфуция и Мэн-цзы на природу зла. Исследован генезис этих представлений и их актуальность для современной эпохи. Представления о природе добра и зла у Конфуция и Мэн-цзы базируются на противопоставлении в этическом пространстве идеала «благородного мужа» (должное) и реальности «маленького человека» (сущее). Добродетель «благородного мужа» – средство к достижению добра, и добродетельная жизнь приводит к процветанию государства. Зло «маленького человека», обуреваемого эгоистическими страстями, ведет к социальной смерти и политическому распаду. Мэн-цзы применяет те же самые принципы морали, которые управляют повседневной практикой индивида, к политической сфере социального бытия. Мыслитель указывал на ограниченность монархов, напоминая о том, что и монарх – если он не является «благородным мужем», а лишь «маленьким человеком», – может быть испорчен злом, и тогда государству грозит гибель
Ключевые слова: конфуцианство, этическое пространство, добро, зло, Конфуций, Мэн-цы, сущее, должное, благородный муж, маленький человек
Abstract: The subject of this research is the philosophical conceptualization of evil in the Confucianism. This goal is achieved by solving the following tasks: 1) assessment of Confucianism as a synthesis of the philosophical views of Confucius and Mencius; 2) determination of good and evil as the contrasting concepts in the ethical space, which is based on the ideal of a “person of high nature” Junzi and the real world of a “petty person»; 3) evaluation of evil as the antipode of good, which is based on the sense of duty and regard of moral rules. The novelty of this research consists in the first within the Russian historical-philosophical literature comparative analysis of the views of Confucius and Mencius upon the nature of evil, examination of the genesis of such representations, and their relevance for modern philosophy. Representations on the nature of good and evil of Confucius and Mencius are based on the contrast within the ethical space of the ideal of a “gentleman” (due) and the reality of a “petty person”. The virtue of a “gentleman” is a means of achieving good; and the virtuous life leads to prosperity of the country. Evil of a “petty person” captured by selfish motives, leads to social demise and political disintegration. Mecius applies same moral principles, which govern the individual’s everyday life, to the political sphere of social existence. The thinker underlines circumscription of the monarchs, indicating that even the monarch – if not a “gentleman”, but merely a “petty person” – can be corrupted by evil, in which case the country faced demise.
being, Mencius, Confucius, evil, good, ethical space, confucianism, due, noble man, little man
Современный мир обуреваем сложнейшими, разноплановыми и зачастую непреодолимыми противоречиями. Если в конце XIX столетия люди с радостным нетерпением ожидали прихода нового века, надеясь, что он станет эпохой торжества науки, справедливости, гуманизма и добра, то в начале XXI столетия поводов для оптимистичных прогнозов относительно будущего человеческой цивилизации уже нет. И главная причина для такого фатального исторического пессимизма состоит в том, что современный мир до предела наполнен злом. Это зло многолико, часто маскируется под добро и таит в себе самые разнообразные опасности для грядущих судеб человечества.
Осмыслить зло целостно – трудно. Это – задача для целого сообщества гуманитариев: философов, историков, юристов, культурологов, историков. Но именно философии принадлежит ведущая роль в процессе осмысления разновидностей того поистине глобального зла, с которым ныне столкнулось человечество. И каждая такая попытка будет востребованной и актуальной, ибо жизнь богаче наших представлений о ней, и за стремительной рекой времени, за происходящими лавинообразными изменениями социкультурного и политического бытия философам порой трудно успеть и вовремя осмыслить эти разнообразные метаморфозы. Так и различные модификации зла в наше время возникают ранее, чем философии удается создать методологический инструментарий для их осмысления.
Современному исследователю проблемы зла не обойтись без истории философии, которая является, по сути, формой существования самого любомудрия. Многие идеи мыслителей прошлого актуализируются на новом витке исторической спирали и дают не только глоток живительной мудрости страждущим людям, но и предоставляют пути решения многих жгучих проблем современности. В этом плане не является исключением и конфуцианская философия, в наследии которой пытливый ум исследователя может найти размышления о добре и зле, актуальные для современной реальности. В современной КНР конфуцианство в модифицированной форме довольно успешно синтезировано с коммунистической идеологией.
Названные работы лишь частично затрагивают проблему, интересующую нас в этом исследовании, цель которого – осветить философское понимание зла в конфицианстве. Данная цель может быть достигнута решением следующих задач: 1) оценить конфуцианство как синтез философских воззрений Конфуция и Мэн-цзы; 2) выявить понятия добра и зла как противоположности в этическом пространстве, базирующемся на идеале «благородного мужа» Цзюнь-цзы (должное) и реальном мире маленького человека (сущее); 3) оценить зло как антипод добра, базирующегося на чувстве долга и уважении к моральному закону. В данной работе используются методы историко-философского анализа, применяется компаративистский подход.
Идеал «благородного мужа» – Цзюнь-цзы является нормой жизни для конфуцианской личности. Этот идеал представляет жизнь, прожитую в пределах некой «золотой середины», не отличающуюся ни особым избытком, ни крайней нуждой. В противоположность этому, «маленький», то есть не отличающйся никакими достоинствами, человек рассматривается как индивидуум, ведомый исключительно своими желаниями. Его стремление к богатству, социальному статусу и общественному признанию развратило его чувства, сделав добродетельную жизнь невозможной для такого «маленького человека».
В конфуцианской традиции «маленький человек» является олицетворением зла из-за своего невежества и ограниченности ума и, в конечном счете, из-за своего отказа жить добродетельно. «Благородный муж», однако, человек дружелюбный. Он отождествляет себя со всем лучшим, что есть в человечестве, и понимает свою роль в обществе. Его скромность позволяет ему жить добродетельно, и поэтому его действия благостны и хороши.
Действия «маленького человека» противоположны добру. Его ведет желание, а не разум. Он – гордый, а не скромный. Однако самая разрушительная из его черт – это неспособность распознать достоинства и человечность другого человека. Его ограниченность и эгоцентризм делают его неспособным сопереживать бедственному положению другого. Там, где другие люди голодают, он сыт. Там, где чего-то не хватает, у него наблюдается избыток. Мораль конфуцианства состоит в том, чтобы жить добродетелью, не потворствуя страстям и порокам, потому что даже царь, если он не руководствуется добродетелью, может действовать как «маленький человек». Но когда он поступает таким образом, его царство терпит крах. Если же действия монарха соотносятся с добродетелью, то его царство процветает.
В основе конфуцианства лежат так называемые четыре книги: «Аналекты» («Вычитанное» – этим греческим словом традиционно называют собрание высказываний и цитат), «Великое учение», «Учение о среднем» и «труды Мэн-цзы». Собственно конфуцианство рождается из синтеза философских воззрений Конфуция и Мэн-цзы, хотя Конфуций (551-479 гг. до н.э.) творил ранее Мэн-цзы (372-289 до н.э) – потомка аристократического рода Мэнсунь. Синологи относят воззрения Конфуция и Мэн-цзы к первому этапу конфуцианства (VI-III вв. до н.э.) – времени становления этического пространства этой философии, когда адепты нового учения противостояли воззрениям приверженцев «ста школ».
Мировоззренческие идеи Конфуция и философские максимы Мэн-цзы, представленные в четырех базисных текстах, являются основой для конфуцианства, которое обретает в них черты законченной моральной философии. Именно из этих четырех текстов можно выделить целостную концепцию зла, поскольку конфуцианство – это социально-этическая концепция и прикладная моральная философия, изучая которую адепт конфуцианской морали учится тому, как обстоят дела в реальности и какими они должны быть в идеале, то есть постигает должное и сущее.
Если человек просто следует закону, чтобы избежать наказания, как отмечает Конфуций, тогда, хотя его действия могут быть законными, они не будут моральными, то есть носитель морали не будет иметь чувства стыда, согласно этой конфуцианской этике. Если же носитель морали действует в соответствии с законом и с глубоким чувством своего долга перед добродетелью, то его жизненный путь будет дорогой добра, и он поймет природу нравственности. Таким образом, мораль возникает из обязательства человека вести добродетельную жизнь, а не пытаться избежать наказания. Именно уважение адепта морали к моральному закону, повиновение добродетели, а не страх перед юридическими нормами определяют мораль. Лишь уважающий моральный закон человек может стать «благородным мужем».
Таким образом, в «Аналектах» Конфуций предупреждает о тех искушениях, которыми испытывает человека зло, в частности – о сетях мздоимстсва и коррупции. Напротив, «благородный муж» Конфуция имеет ясные представления о добродетельной жизни, а душа маленького человека повреждена самим образом его жизни. Из различий людских представлений о том, как следует прожить свою жизнь, возникает более широкое понятие морали.
«Благородный муж» всегда заботится о человечестве. Он согласует свои действия в соответствии с представлениями социальной элиты. Он знает о бедственном положении других людей. Его жизнь – это жизнь, наполненная размышлениями и созерцаниями, тогда как «маленький человек» озабочен лишь собой. «Благородный муж» озабочен судьбами человечества, а «маленький человек» мотивирован исключительно эгоизмом. Эти простые различия неизменно развращают «маленького человека» и ведут его к злу, тогда как «благородный муж» всегда будет на стороне добра.
Согласно Конфуцию, фундаментальное различие между «благородным мужем» и «маленьким человеком» возникает из различия в мышлении и действиях. Учитель говорит: «ум «благородного мужа» знаком с праведностью; ум среднего человека знаком с выгодой». Это различие можно понять в терминах альтруизма и жадности, дарения и присвоения. Существует равновесие, которое должно поддерживаться между этими двумя силами, и понимание собственного отношения к этим силам позволяет носителю морали сопереживать отсутствию или потере другого человека.
Страх – это одна из причин проявления зла в мире. Именно из-за этой причины, то есть из-за одержимости страхом, «маленький человек» остается прикованным к житейским мелочам и материальным благам. Как причина проявления зла в мире, тревога служит для того, чтобы отличить трусливую суетливость «маленького человека» от спокойного поведения «благородного мужа». Таким образом, «Аналекты» – это урок терпения, образец добродетельного поведения «благородного мужа», противоположного поведению «маленького человека». Его пути управляются эгоизмом и жадностью. Его мотивы основаны на страхе и тревоге перед надвигающейся неизвестностью. Значит, надо жить как «благородный муж», а не как «маленький человек».
Контраст «маленького человека» и «благородного мужа» выявляется в этическом пространстве конфуцианства, причем маленький человек и «благородный муж» являются его противоположными крайностями. Этический и аксиологический континуум между этими людьми включает необходимое обучение, образование и личностный рост, необходимый для перехода от маленького человека к «благородному мужу». Маленький человек – «злой человек» – нуждается в воспитании, чтобы перейти и развиться в «благородного мужа» – «доброго человека». Конфуций считал, что тот, кто ленится учиться, никогда не станет «добрым человеком». Таким образом, по мере того, как маленький человек переходит в «благородного мужа» в пространстве этого континуума, то, что является хорошим, указывает на эволюционное продвижение к обучению, образованию и росту, а то, что является плохим, указывает на невежество, мизологию и страсть к разрушению.
На ум приходят размышления Сократа в платоновском диалоге «Федон» о пагубности ненависти к наукам и вершинам человеческого разума – то есть мизологии, которую осуждает и Конфуций. Ведь знание – благо и добро, а люди совершают зло исключительно по незнанию, как учили Сократ и Платон. Разумеется, века человеческой истории опровергли эти воззрения великих греков: можно знать, что есть добро, и все же осознанно выбрать путь зла.
От самопознания носитель морали способен прогрессировать к спокойствию и счастью. Культивирование этого знания позволяет индивидууму развиваться вне зависимости от тех сил, которые стремятся очернить благородные цели и затруднить их достижение.
Сама основа этого эволюционного продвижения к добру зависит от развития индивидуального «я» и социальных и общественных связей, способствующих этому продвижению. Там, где действия человека управляются и связаны с отношениями индивида с окружающим миром, знание индивида будет корениться в опыте его родственников, его соотечественников и всего окружающего мира, что является величайшей реализацией личностных потенций и стремлений.
В «Учении о среднем» Конфуций объясняет надлежащий способ существования в мире, описывая путь, по которому нужно идти, чтобы жить добродетельно. Он отмечает: «благородный муж» культивирует дружескую гармонию – не будучи слабым». Заблуждение, даже в современном контексте, состоит в том, что доброта и дружелюбие являются признаками слабости, в то время как агрессия и высокомерие являются признаками силы. «Благородный муж», однако, понимает ложность этого утверждения. В доброте и дружелюбии есть сила, которая усиливает мировоззрение человека и сама опирается на концепции разнообразия и инклюзивности. Инклюзивность и разнообразие противоположны концепции зла, которое бытийствует в мире как исключающая все другие воззрения и монолитная идеология ненависти.
Концепция дружественной гармонии является предметом обсуждения в «Учении о среднем». Быть хорошим, то есть эволюционировать, означает достижение дружественной гармонии со своим окружением. Окружение относится как к культуре, так и к природе; оно относится как к социальной общности, так и к космической среде. Это осознание того, что мы тесно связаны с окружающим миром и, поскольку мы существуем в этом мире, мы все разделяем общую зависимость от него. Таким образом, чтобы настроиться на бедственное положение других людей и понять общую природу наших переживаний, необходимо осознать дружественную гармонию одного со всеми. Без этого осознания благо недостижимо.
Понятие дружественной гармонии придает особую позитивную значимость человеческому взаимодействию, и неизбежно должно быть постигнуто всем человечеством. Люди являются социальными существами, и следование концепции дружественной гармонии поддерживает и способствует благостному существованию всех людей. Эта идея особо подчеркивает необходимость заботы о своем окружении и своих соотечественниках как непосредственно влияющую на продвижение человека к добру.
Будучи включенным в конфуцианскую этику, Мэн-цы стремится применить принципы добродетельной жизни к политической сфере. Его вклад в конфуцианство связан с его стремлением продемонстрировать применение конфуцианской мысли как к политическому, так и к социальному; как к монарху, так и к его подданным. Мэн-цы понимает, что конфуцианство – это прикладная моральная философия, которая реализуется в повседневной практике его народа, и долг жить добродетельно – это обязанность, которой не может избежать даже царь. Таким образом, пытаясь понять влияние конфуцианской мысли на общество и политику, нужно отметить, что Мэн-цы применяет те же самые принципы морали, которые управляют повседневной практикой индивида, к политической сфере социального бытия.
Мэн-цы часто размышляет об ограниченности монархов, напоминая о том, что и монарх может быть испорчен злом. Действия как монарха, так и его подданных должны быть добродетельными. И он, и его подданные должны принять на себя ответственность за свои действия и осознать необходимость добродетельной жизни. Лишь в этом случае, утверждает Мэн-цы, царство будет процветать. Таким образом, поскольку добродетель есть средство к достижению добра, а добродетельная жизнь приводит к процветанию, то и добро приводит к процветанию.
Страдания и нищета людей – прямой результат ошибочных и преступных действий монарха, который так и остался «маленьким человеком» и не стал «благородным мужем». Таким образом, добро приводит к процветанию царства, а зло ведет к социальной смерти и политическому распаду.
В трудах Мэн-цы изложение более политизировано, хотя политическая природа дискурса находится под сильным влиянием конфуцианского способа интерпретации добра и зла. То, что было верно для «благородного мужа», верно и для приверженцев конфуцианской морали, но, что более важно, в работах Мэн-цы это также верно и для государственной власти. Мэн-цы с большой осторожностью проливает свет на связь между коррупцией во власти и обнищанием подданных государства. Жажда власти у монарха, в чем-то схожа с алчностью и нескромностью «маленького человека», которые приводят к коррупции.
Мэн-цзы пишет: «Однажды некий монарх спросил: «Я хочу получить от вас ясные ответы на следующие вопросы». – Есть ли разница между убийством человека палкой и мечом?». Ему ответили: «нет никакой разницы». «Есть ли какая-то разница в том, чтобы убивать мечом или самим стилем правления?». – Нет никакой разницы, – последовал ответ. Тогда Мэн-цы сказал монарху: «в твоей кухне есть жирное мясо; в твоих конюшнях есть жирные лошади. Но твой народ выглядит голодным, а в пустынях живут те, кто даже умер от голода. Это напоминает поведение зверей, которые пожирают людей».
Противопоставление «голодных людей» и «жирных лошадей», «умерших от голода» и «жирного мяса» – это бросающееся в глаза различие, которое нельзя упускать из виду. Зло здесь имеет лицо нищеты или лишения; добро имеет лицо процветания или развития. Как следствие, добро – это любое действие, способствующее общему процветанию; зло – любое действие, способствующее нищете. Монарх, о котором говорит Мэн-цзы, – зло, потому что им руководят его эгоистические желания, а не его обязательства перед народом, и, поступая так, он не может жить в соответствии с дружественной гармонией и, таким образом, не может внести свой вклад в разумную, без социальных потрясений, эволюцию общества.
Итак, понятия зла и добра в конфуцианстве тесно связаны с реальностью «маленького человека» и идеалом «благородного мужа». Понять, как люди действуют в мире, как их умы мыслят в соответствии с его законами, значит понять, как человек сможет начать добродетельную жизнь. Предписания в «Аналектах» предназначены прежде всего для простого человека как приверженца морали, тогда как предписания в трудах Мэн-цы носят преимущественно политический характер и адресованы государственному мужу. Что важно для нашего анализа понятия зла, так это выявленное движение философской мысли от осознания индивидуальной обязанности поддерживать моральный закон, подразумевающий понимание стыда и добродетели, к политической обязанности. Хотя «маленький человек» развращает лишь себя, а монарх, как было отмечено, разрушает свое царство.
Противоположность между добром и злом явственно проявляется в различии между расцветом и упадком в государстве и социуме. Монарх, который своей мыслью обнимает все нужды и страдания своего народа и стремится улучшить его жизнь, создает условия для социального и политического процветания, что неизбежно ведет к счастью и добру. Монарх, который стремится к реализации лишь своих собственных целей, как «маленький человек», в конце концов, разрушит свое царство. Таким образом, существует необходимая связь между понятием добра, которое дает процветание, и злом, которое ведет к упадку.
Понимание добра облегчает понимание того, что есть зло. В работах Мэн-цы это отношение между добром и злом определяется в контексте отношения человека к государству. Мэн-цы пишет: «Никогда тот, кто хотел бы своим превосходством покорить людей, не мог покорить их. Пусть князь стремится своим превосходством накормить людей, и он сможет подчинить себе всю империю. Невозможно, чтобы правителем империи стал тот, кому она не покорила сердца».
В трудах Мэн-цы наблюдается резкий контраст между монархом и его подданными. Для Мэн-цы народ подчинен монарху лишь постольку, поскольку он завоевал сердца людей, то есть завоевал любовь народа. Мэн-цы описывает хорошего государственного деятеля как монарха, заботящегося о благополучии своих подданных.
Мировоззренческие идеи Конфуция и философские максимы Мэн-цзы являются основой для конфуцианства как для целостной моральной философии. Адепт конфуцианской морали изучает, как обстоят дела в реальности и какими они должны быть в идеале, то есть постигает сущее и должное.
«Благородный муж» озабочен судьбами человечества, а «маленький человек» мотивирован исключительно эгоизмом. Собственно, такой «маленький человек» – это «винтик» общества потребления современной эпохи глобализации, приверженец агрессивной толерантности и доходящей до безумия политикорректности. Примитивные стремления к материальному благополуичю неизменно развращают «маленького человека» и ведут его к злу, тогда как «благородный муж» всегда будет на стороне добра.
Страх – это одна из причин проявления зла в мире. Именно из-за одержимости страхом утратить материальные блага маленький человек остается прикованным к житейским мелочам и материальным благам. Как причина проявления зла в мире, тревога служит для того, чтобы отличить трусливую суетливость маленького человека от спокойного поведения «благородного мужа».
Мэн-цы, как последователь Конфуция, применяет те же самые принципы морали, которые управляют повседневной практикой индивида, к политической сфере социального бытия. Мыслитель часто размышляет об ограниченности монархов, напоминая о том, что и монарх может быть испорчен злом. Действия как монарха, так и его подданных должны быть добродетельными. И он, и его подданные должны принять на себя ответственность за свои действия и осознать необходимость добродетельной жизни. Лишь в этом случае государство будет процветать. Таким образом, поскольку добродетель есть средство к достижению добра, а добродетельная жизнь приводит к процветанию, то и добро приводит к процветанию государства, а зло ведет к социальной смерти и политическому распаду.