В чем видит локк главные задачи государства
Учение Локка о государстве и праве
Джон Локк (1632–1704) – один из классиков раннебуржуазного либерализма. Его политико-правовые взгляды изложены в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).
По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состояний отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т.д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.
Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также, право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.
Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу «и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д.». Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом – собственность.
В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, Дж. Локк усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле – отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.
Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Такая позиция Дж. Локка определенно предвосхищала идею «правового государства», обстоятельно развитую в буржуазной политико-юридической литературе XVIII–XIX вв.
Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Дж. Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц.
Поддержание режима, свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Дж. Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху и кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть).
Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, Дж Локк наметил связи и взаимодействия «отдельных ее частей». Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.
Суверенитет народа, по Дж. Локку, в конечном счете выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.
Учение Дж. Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.
В чем видит локк главные задачи государства
Подробное решение страница Стр. 66–69 по истории тетрадь-тренажер для учащихся 7 класса, авторов Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В. 2016
Прочитайте отрывки из трактата английского философа Томаса Гоббса «Левиафан» (1651).
Согласны ли вы с той характеристикой, которую дает Гоббс жизни людей до создания государства.
Нет, я не согласен с характеристикой жизни людей до создания государства, так как люди не должны жить в страхе от власти, не находились в состоянии войны всех против всех когда не было государства. Для того чтобы выжить, например, в первобытнообщинном строе (до возникновения государства), люди вынуждены были трудиться, чтобы прокормить свою общину и пр.
Каковы, согласно Гоббсу, основные задачи государства?
Главным образом – обеспечение безопасности. О причинах, возникновении и определении государства Гоббс писал: «Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.
Для того, чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключили общественный договор между собой. Согласно этому договору они вручили права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал, и, следовательно, ответственности перед договорившимися индивидами не несёт. В обмен на права граждан государство призвано гарантировать порядок в обществе.
Гоббс в тоже время считал справедливым насильственное изменение общественного строя, оправдывал революции.
Прочитайте отрывки из «Послания о веротерпимости» (1686) английского философа Джона Локка
Какой главный аргумент Локка в защиту веротерпимости?
Основным критерием истинной церкви Локк считал веротерпимость.
В чем видит Локк главные задачи государства?
Он считал, что государство создано для сохранения и приумножения гражданских благ (жизнь, свободу, отсутствие физических страданий, владение землей, деньгами и пр.)
Прочитайте отрывки из мемуаров Вольтера о Фридрихе 2.
В чем вы видите влияние на Фридриха 2 идей Просвещения?
Фридрих строит лучшие в Европе театральные залы, приглашает артистов, превращает прескверные города в хорошие, расчищает пустыри, разрастаются города. Король пишет книги, сочиняет музыку.
Докажите, что Фридрих проводил политику просвещенного абсолютизма.
Фридрих задался целью благоустроить прусское государство и превратить его в процветающую державу. Проведенные Фридрихом реформы были близки к преобразованиям. В их числе — введение нового уголовного законодательства, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расширение системы начального образования, принятие принципа веротерпимости. Проводилась политика поощрения развития торговли и промышленности.
Как, по-вашему, на самом деле Фридрих относился к философам?
Фридрих переустраивал Пруссию на началах Просвещения, пригласив философов: сначала Христиана Вольфа (1740), а затем Вольтера (1750). Впоследствии он так обозначил программу преобразований: «Хорошо работающее правительство должно представлять столь же прочно связанную систему, как и система понятий в философии. Все его решения следует хорошо обосновывать; хозяйственная, внешняя и военная политика должны способствовать единой цели — консолидации власти государства и увеличению его мощи». За такой рациональный подход Фридрих получил прозвище короля-философа.
Что можно сказать на основании этих отрывков об авторе мемуаров – Вольтере?
Вольтер был философом, он поддерживает все начинания Фридриха 2. Философа не поддерживало за его суждения дворянство.
Прочитайте отрывки из Декларации независимости, принятой Конгрессом США 4 июля 1776 г.
Каковы, по мнению автора Декларации независимости, должны быть взаимоотношения власти и народа?
Из данного документа следует, что народ и есть власть, все люди созданы равными и наделены правами. Декларация независимости, гордо провозгласившая права людей на свободу, была весьма прогрессивным документом.
В чем еще вы видите влияние идей Просвещения на составителей документа?
Автором Декларации независимости был самый молодой конгрессмен 33-летний Томас Джефферсон (1743–1826) – выдающийся демократический деятель американской революции, ученик и последователь французских просветителей, чьи передовые демократические идеи и были положены в основу Декларации независимости. В соответствии с этими идеями Джефферсон внес в проект Декларации пункт, предусматривающий уничтожение рабства, но богатые плантаторы и арендаторы, представленные большинством в Конгрессе, добились исключения его из окончательного текста Декларации.
Декларация стала первым документом, в котором обосновывались права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан.
Учение Джона Локка о государстве и его формы
Содержание:
Предмет: | Политология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 08.08.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по политологии:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
В период XIV-XVIII вв. в Западной Европе происходит формирование современных национальных государств. Эти государства, выиграв войну с Церковью, сосредоточили свою власть на своей территории. Предметом исследования становится государство как централизованная структура органов власти. Именно в это время сформировалось понятие государство и были разработаны теории государственного суверенитета. В связи с этим законодательная деятельность государства привлекает все большее внимание мыслителей.
Краткая биография Джона Локка
В возрасте 34 лет он познакомился с человеком, повлиявшим на его дальнейшую жизнь, Лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был сторонником свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, но к 1666 году его позиция изменилась и стала ближе к взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк считали друг друга родственными душами. Год спустя Локк покинул Оксфорд и занял должность домашнего врача, советника и наставника семьи Шефтсбери в Лондоне (среди его учеников был Энтони Шефтсбери).
Под крышей Шафтсберихауса Локк нашел свое истинное призвание-он стал философом. Беседы с Шефтсбери и его друзьями побудили Локка написать на четвертом году пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра-эссе о человеческом понимании. Сиденхэм познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 году Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Сам Шефтсбери познакомил его с областями политики и экономики и дал ему свой первый опыт государственного управления.
После событий 1688 года Локк возвращается домой после долгого пребывания во Франции и Голландии. Вскоре после этого он опубликовал два трактата О правительстве (1689 г., с годом издания 1690 г.), в которых изложил теорию революционного либерализма. Став классическим произведением в истории политической мысли, эта книга также сыграла важную роль, по мнению ее автора, в обосновании права короля Вильгельма быть нашим правителем. В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, согласно которой единственной истинной основой власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Другими словами, люди имеют право на восстание.
Я могу без преувеличения сказать, что Джон Локк был первым современным мыслителем. Его метод рассуждения сильно отличался от метода средневековых философов. Ум Локка был практическим и эмпирическим. Его политическая философия оказала значительное влияние на деятелей французского Просвещения.
Научные труды Локка
Как и его философские труды, эти труды Локка были предметом пристального внимания основоположников марксизма. В “Немецкой идеологии” Карл Маркс и Фридрих Энгельс называют Локка «одним из дойенов (старейшин) современной политической экономии».
Политические взгляды Локка
В 1668 году в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. С этого момента в Англии установилась конституционная монархия. Буржуазия и новое дворянство получили доступ к власти, и они могли руководить деятельностью правительства через парламент. Однако Билль о правах сохранил королевскую власть и участие в законодательстве, а существующая избирательная система с гнилыми местами все еще действовала. Джон Локк приветствовал переворот 1688 года. Для ее обоснования и теоретического обоснования новой общественно-политической системы он опубликовал свой труд два трактата О государственном управлении, в котором изложил свои политические взгляды. Первая из них была целиком посвящена критике учения о всемогуществе короля и божественном происхождении его власти, самым выдающимся выразителем которой в Англии XVII века был Роберт Филмер. Во втором трактате Локк развивает свою политическую теорию.
Доктрина государства
Исходя из идей Локка, я рассматриваю государство как совокупность независимых индивидов, объединенных в одно целое под защитой своего собственного установленного общего права, создающих суд для разрешения конфликтов между ними и политической властью с целью сохранения их собственности. Это определение ясно показывает характерный для либералов индивидуализм, отражавший характер буржуазного государства. Государство отличается от всех других форм коллективизма тем, что оно воплощает в себе политическую власть, то есть право создавать законы для общего блага. При добровольном строительстве государства люди с предельной точностью измеряют объем власти, которую они затем передают государству. О полном отказе индивидов от всех их естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место в учении Т. Гоббса) Джон Локк не говорит. Государство получает лишь столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества. Она заключается в том, что каждый человек может сохранить и обеспечить свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и т. д. Все эти вещи Джон Локк называл собственностью. Особое внимание он уделял частной собственности, считая ее естественным правом. Локк развивал идею права буржуазной частной собственности, чтобы защитить это право как от посягательств государства, так и от посягательств бедных классов.
Согласно точке зрения Локка, государство должно управляться по воле большинства. Из этого следует, что каждый вступивший в государство передает принадлежащую ему власть большинству. Это условие он считает важным элементом общественного соглашения. Только при условии представительства возможно существование правительства. Это большинство может решать и действовать за весь народ.
Очень большие надежды Джон Локк возлагал на законность и закон. В нем он видел главное средство к обеспечению собственности и инструмент сохранения свободы личности. Но закон является не любым предписанием, исходящим от гражданского общества в целом. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Локку, закону обязательного должны быть присущи стабильность и долговременность действия.
По Локку мы различаем три власти в государстве:
Федеративная власть тоже сосредотачивалась в руках короля. Она менее способна руководствоваться постоянными законами, потому что внешние взаимоотношения зависят от действий иностранцев и трудно поддаются регулированию законом. Локк отмечал, что федеративная власть отделяется от законодательной, но вместе с исполнительной властью они почти всегда объединены и их вряд ли следует разделять и передавать одновременно в руки различных лиц.
О судебной власти Джон Локк конкретно ничего не говорит, хотя вопрос об ее организации очень остро стоял в его время. Можно только предположить, что судебная власть поглощается исполнительной властью.
О формах государственного устройства
Вопрос о форме государства также представлял большой интерес для Джона Локка. Но он не отдавал особого предпочтения ни одной из уже известных форм. Его личные симпатии тяготели скорее к монархии (монархии). Это он считал наиболее приемлемой и простой формой правления, и она соответствовала простой жизни народа. У государства были простые функции, народ казался более добродетельным, а монархия не была развращена. Не исключая возможности промежуточных форм, для Локка было важнее всего, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую структуру правлени, защищала естественные права и свободы личности, заботилась об общем благе всех. Абсолютная монархия вообще не признавалась ими как форма гражданского правления. Абсолютный монарх посягает на свободу и собственность, и никто не защищен от нарушения его прав. Для защиты естественных прав, по мнению Локка, наиболее подходит конституционная монархия.
Заключение
Учение Джона Локка о государстве было классическим выражением идеологии ранних буржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Многие из его идей были использованы идеологами американской и Французской революций. Американская Декларация независимости написана Джефферсоном на языке второго трактата Джона Локка. Теория разделения властей, разработанная Монтескье и другими теоретиками после Локка, также оказала большое влияние на развитие буржуазной идеологии и конституций. Многие теоретические формулировки Локка были развиты в общественном договоре Руссо. От него Руссо берет идею общественного договора и идею неотчуждаемых естественных прав. Исходя из них, Руссо пришел к гораздо более демократичным выводам.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Идеи Джона Локка о государстве
Джон Локк (1632-1704)
Труды: «Два трактата о правлении».
В своём самом знаменитом труде «Два трактата о государстве» Джон Локк в первой его части критикует абсолютизм, а во второй приводит собственные идеи о государстве и естественном праве. Считалось, что в этой работе Локк обосновывал преимущества конституционной монархии Вильгельма Оранского, установленной после победы английской революции.
Локк рассматривал государство как результат заключения общественного договора индивидов, прекращающее естественное состояние. В отличие от Гоббса, он не считал, что до возникновения государства существует война всех против всех и действует принцип самосохранения. Локк полагал, что естественное состояние – это жизнь, при которой люди имеют неограниченную свободу и равные права, из которых важнейшее – право собственности. Люди соглашаются отказаться от естественного состояния в пользу жизни в государстве, потому что понимают, что в государстве жизнь безопаснее.
Индивид, по Локку, обладает неотъемлемыми правами, на которые правитель не посягает, но наоборот защищает их. Одна из важнейших целей государства – защищать право собственности (здесь снова отличие от теории Гоббса – последний называл целью государства обеспечение мира). Экономика в государстве должна быть частно-капиталистической. Государство не должно заниматься социальной политикой и поддерживать нуждающиеся слои населения или уравнивать доходы. Задача государства – уравнять людей юридически, но не экономически или социально.
Заключая общественный договор, люди принимают правило, согласно которому они должны подчиняться воле большинства. Потому что это необходимо для нормального функционирования общества.
Локк однозначно выступает против абсолютизма. Он поддерживает идею разделения властей на исполнительную и законодательную.
Литература: Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье «История философии».
Учение Локка о государстве и праве
Джон Локк (1632–1704) выступил идеологом социального компромисса в Англии. Свое политико-юридическое учение он изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).
Дж. Локк занял позицию тех общественных групп, которые добились наконец гарантированного участия в руководстве обществом, что побудило его отмежеваться прежде всего от радикальных воззрений эпохи революции. Дж. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д. Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной власти. Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. По существу, нормальная «структура правления» рисовалась воображению Дж. Локка комплексом официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов. Эти представления о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. доктрины буржуазного конституционализма. Непосредственный социально-классовый смысл представлений Дж. Лок-ка о разделении властей ясен. Они идеологически оправдывали тот компромисс между победившей английской буржуазией и лишившейся монополии власти феодальной аристократией, который сложился в итоге революции 1688 г. Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Правда, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. Для Дж. Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую «структуру правления», охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.
Дж. Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию – политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права». Когда органы власти (законодательной, исполнительной – все равно) начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов на стремление таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Дж. Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.