В чем видит пушкин предназначение истинного поэта
В чем видит пушкин предназначение истинного поэта
Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается «судьбой витийства грозный дар».
Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении «Пророк». Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который «духовной жаждою томим», является посланник Бога «шестикрылый серафим». Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его «шестикрылый серафим», прикасаясь к нему «перстами легкими, как сон». Но такие осторожные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоединяются и физические мучения.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Значит, новое приобретенное поэтом качество мудрость дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.
Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта «угль, пылающий огнем». Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.
Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении «Арион», воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.
. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я беспечной веры полн
Пловцам я пел.
Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. «Я гимны прежние пою», заявляет он в стихотворении.
В поздних произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении «Памятник», написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим «памятник нерукотворный», потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.
Предназначение поэта в поэзии, анализ стихотворения «Поэт» (Пушкин А. С.)
А.С.Пушкин гениальный русский писатель. Вся русская поэзия основана на творчестве Пушкина, именно от того времени начал формироваться литературный стиль. Поэт послужил примером многим русским писателям, его идеалы, воспеваемые в стихах стали источником для всей последующей русской литературы.
Пушкин много писал о поэте, о его предназначении, читая такие стихи, как «Поэт», «Пророк», сразу чувствуешь, что эта тема волнует писателя, автор размышляет над вопросами о том, кто же поэт, и откуда такой дар дан ему? Поэт конечно человек, но человек не простой, человек способный видеть не глазами, а душой.
Поэт как музыкант, у которого обнажена кожа на пальцах, каждое касание струн или клавиш приносит боль, но рождается музыка. Когда Пушкин пишет о поэте, он говорит, что несправедливость в мире для поэта приносит страдание, выступая категорически против ограничений свободы слова для писателей, А.С. Пушкин при этом нравственное лицо общества, нельзя воспевать порок. В своих стихах о поэтах писатель гордится тем, что никогда не был неискренен, никогда не льстил сильным мира «кадилом лести не кадил», «неподкупный голос». Свобода для Пушкина, это возможность говорить правду, возможность следовать своему чувству.
В 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Поэт». Небольшое, но исполненное глубоким смыслом, размышлениями стихотворение показывает отношение автора к собратьям по перу.
В стихотворении «Поэт» Пушкин проводит параллель между состоянием поэта до того, как его посетило вдохновение и после. Поэт вначале серый и неинтересный, он словно спит, но после того как его лира запела, поэт ожил, зазвучали слова, он проснулся, ему уже не по нраву забавы мира.
Поэт рождается заново вместе со своей поэзией, он по-другому видит мир, он по-другому чувствует, он пересматривает все приоритеты.
«К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы»
В стихотворении Пушкин использует сравнения, метафоры. Этим усиливается смысл, сказанного. Стихотворение мелодично. Если в первой строфе звучит грусть, слышится скука, то в последней, поэт передает волнение героя, его желание убежать от суеты, позволить петь его сердцу.
К сожалению, такая поэзия в настоящее время не пользуется успехом у населения, те стихи, что окружают нас скорее рифмованные (а чаще даже не рифмованные) стишки ни о чем. Это и современные песни, и рэп, и слоганы. Красота слова, фразы не интересна большинству молодых людей. Так называемые современные поэты не мучаются над одной строчкой, не стремятся ее превратить в алмаз. Поэтому так важно, чтобы мы знали настоящую поэзию, чтобы мы ее понимали.
Именно тогда мы будем понимать, почему наш великий А.С.Пушкин считал, что поэт не может быть равнодушным, замкнутым, он любит жизнь, любит людей, красоту. Поэт должен служить людям, жить для людей, творить для людей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем видит пушкин предназначение истинного поэта
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1−5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
5.1. Почему рассказ А. П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
5.2. В чём видит А. С. Пушкин предназначение истинного поэта?
5.3. Кого и за что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
5.4. Какой предстаёт Родина в лирике С. А. Есенина?
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
1.1.1. Почему Червяков так настойчиво извиняется перед генералом Бризжаловым?
1.2.1. Что означает фраза «Глаголом жги сердца людей»?
1.1.1. Чехов по-новому решает излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы: если генерал ведет себя в высшей степени «нормально», то поведение «жертвы» неправдоподобно, Червяков преувеличенно глуп, труслив и назойлив — так в жизни не бывает. Главным объектом осмеяния в рассказе Чехова стал маленький чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его к этому никто не вынуждает. Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты и самонедостаточности, его «малости» и никчемности. В рассказе сочетается смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.
1.2.1. В стихотворении «Пророк» Пушкин раскрывает тему «поэта и поэзии». Поэт для Пушкина — обыкновенный смертный человек, но отличается от всех тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, что неподвластно любому человеку. Именно поэтому поэт должен словом — «глаголом», достучаться до каждого сердца, неся людям правду, свет, добро. В этом и заключается смысл фразы «Глаголом жги сердца людей».
Комментарий к сочинениям
5.1. Почему рассказ А. П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
Некто Червяков, мелкий чиновник, будучи в театре, нечаянно чихнул на лысину сидящего впереди генерала Бризжалова, тем самым «посягнув» на «святыню» чиновничьей иерархии… Бедолага страшно перепугался, попробовал оправдаться, не поверил тому, что генерал не придал этому событию никакого значения, стал надоедать, ввел генерала в гнев — и сразу же по приезде домой умер от ужаса…
Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты, его «малости» и никчемности.
В рассказе присутствует смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.
5.2. В чём видит А. С. Пушкин предназначение истинного поэта?
В стихотворении «Пророк» Пушкин раскрывает тему «поэта и поэзии». Поэт для Пушкина — обыкновенный смертный человек, но отличается от всех тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, что неподвластно любому человеку. Именно поэтому поэт должен словом — «глаголом», достучаться до каждого сердца, неся людям правду, свет, добро.
5.3. Кого и за что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Большая группа сказок Салтыкова-Щедрина посвящена теме взаимоотношений народа и господ. Эта тема звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспощадно высмеивает писатель ничтожество, глупость, лень и трусость генералов, проживших, однако, всю жизнь в сытости и невежестве. С горькой иронией рассказывает сатирик Салтыков-Щедрин о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудится на этих никчемных генералов. Автор осуждает народную пассивность и покорность, протестует против чиновничьего паразитизма и тупости.
5.4. Какой предстаёт Родина в лирике С. А. Есенина?
Тема Родины, родной природы — одна из ведущих тем творчества С. Есенина. Особенностями изображения Родины в стихотворениях поэта являются необыкновенная поэтизация родной природы, идеализация крестьянской Руси. Даже революцию Есенин принимал, по его словам, с особым «крестьянским уклоном». При написании сочинения можно остановиться на двух — трех стихотворениях поэта, посвященных теме Родины: «Нивы сжаты, рощи голы…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь», «Каждый труд благослови, удача. »
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
5. Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 |
Допущены три-четыре речевые ошибки | 1 |
Допущены пять или более речевых ошибок | 0 |
Максимальный балл | 13 |
Критерии оценивания грамотности
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).
В чём видит А. С. Пушкин предназначение истинного поэта? (ЕГЭ по литературе)
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский писатель, драматург и прозаик. Он написал множество интересных произведений, которые отражают совершенно разные тематики. Одной из такой является тема предназначение и роль истинного поэта, отражающаяся в таких стихотворениях, как: «Пророк», «Поэт» и «Памятник». Сразу понятно, что данная тема волнуется Александра Сергеевича, потому что он размышляет над такими вопросами, как: кто же такой поэт? откуда у него такой талант?
Автор говорил, что поэзия существует не для избранных, а для всех.
Творец первым делом обязан служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении «Порок», которое вышло в 1828 году. В нём повествуется о перерождении поэта, который превращается в пророка. После перевоплощения герой находился в изнеможении «…как труп…», но его возродил голос Бога:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Он сказал идти к народу для того, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится ясно из-за последней строчки.
В 1827 году выходит стихотворение «Поэт», где автор пишет, что творческая личность обладает особенным даром, с помощью которого выделяется среди обывателей. Когда писатель творит, ему чужды человеческие забавы, он не приемлет кумиров:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы…
Александр Сергеевич считает, что поэтическим даром является душа креативной личности.
В стихотворении «Памятник» автор рассказывает о своём праве на бессмертие, подтверждая его тем, что многое сделал для общества. Все его деяния собраны в нерукотворном памятнике, который символизирует народную любовь и память. Он объяснял это тем, что писатель восславлял свободу, говорил только правду, даже несмотря на опасность.
А. С. Пушкин внёс новое понимание воплощение темы истинного поэта. Он считает, что труд должен быть бескорыстным, что нужно бороться с ложью и несправедливостью.
Пушкин о природе и назначении поэзии
Лучшие свои стихи о назначении поэта и сущности и природе поэзии Пушкин написал уже в лицейские годы. С этой темы, собственно, и начинается Пушкин как поэт. От первого, опубликованного в 1814 году, стихотворения «К другу стихотворцу» пролегает трудная, полная невосполнимых утрат и счастливых приобретений, дорога к знаменитому «Памятнику» 1836 года.
За это время поэт создает такие великолепные программные стихотворения, как «К Овидию» (1821 г.), «Чиновник и поэт» (1821 г.), «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.), «Пророк» (1826 г.), «Поэт» (1827 г.), «Поэт и толпа» (1828 г.), «Поэту» (1830 г.) и некоторые другие.
Всякий поэт, рано или поздно приходит к потребности высказаться о назначении поэтического творчества, правда, не все делают это так рано как Пушкин. Осознав как следует своё поэтическое предназначение, яснее поняв для чего он это делает, поэт лучше творит в дальнейшем.
Пушкин понимал поэзию как главный стимул духовного совершенствования человека. Сам поэт, по мнению Пушкина, несет всю полноту ответственности за духовное состояние общества, за людей и их поступки.
В своём поэтическом даре Пушкин видит весь смысл своей жизни, свое предназначение. Поэзия же должна заниматься только своим поэтическим делом и ничем иным. Но это вовсе не пропаганда теории чистого искусства, не пропаганда поэзии – ради самой поэзии. Просто поэтическим творчеством, как считает Пушкин, нужно заниматься серьезно, отдавая этому делу всего себя, без остатка. Как, впрочем, и в любом другом деле. Только в этом случае, конечно, при наличии поэтического дара, начинающего стихотворца ожидает удача.
Пушкин вовсе не запугивает начинающих поэтов трудностями поэтического творчества, а, как уже было сказано выше, уравнивает его со всяким другим человеческим трудом. Если и проскальзывает в его стихах мысль об особенной сложности поэтического труда, так только в связи с тем, что человеку, родившемуся поэтом, нужно неотступно следовать своему призванию, забыв обо всем остальном, полагаясь только на собственное усердие.
Однако, в первом своем опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» пятнадцатилетний Пушкин обращается к юноше, условно названному Аристом, решившему примкнуть к «толпе служителей Парнаса» и стать поэтом, наставляя его, чтобы тот не спешил «оседлать упрямого Пегаса», не гнался за лаврами «опасною стезёй», воспевая «ручьи, леса, унылые могилы». Пушкин дает понять, что Арист, не будучи твердо уверен в наличии у себя поэтического таланта, рискует лишь пополнить когорту серых бесславных пиитов.
«Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают – целый свет забудет», –
с горечью говорит Пушкин, предостерегал Ариста. Но даже в случае, если Арист – действительно настоящий поэт и справедливо займёт своё место на Парнасе, Пушкин предупреждает его, что писательский труд не приносит поэту большого богатства. «Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы. » Вот и вся перспектива «счастливого» стихотворца, обреченного на вечные поиски средств к существованию.
Самому Пушкину, несмотря на столь юный возраст, уже известно, что путь поэта усеян не розами, а шипами. Но здесь просматривается явное противоречие. Ведь поэт, уговаривая Ариста не писать стихов, сам пишет их, о чем свидетельствует хотя бы данное послание. Причем стихотворение это является одним из первых, сочиненных юным поэтом. Но Пушкин тут же объясняет это несоответствие на клерикальном примере. Поп, проповедующий в церкви воздержание от спиртного, после службы может позволить себе выпить. Однако, своей пастве он внушает, чтобы они не обращали на это внимания и поступали согласно его церковным проповедям. Точно так и поэт, меряя людей в своей поэзии самой высокой меркой, как человек оставляет за собой право не сверять с этой поэтической идиллией образ своей повседневной жизни. В противном случае, его человеческое поведение было бы сковано и превратилось бы в сущую муку, если он не прирожденный монах или аскет, отрешившийся от всех жизненных благ и удовольствий. Все остальные люди также, преклоняясь перед гением поэта, далеко не всегда поступают соответственно духу его поэтического творчества. Иначе грешники давно бы превратились в святых, а земля стала бы раем.
Поэтому и вырывается из уст юного Пушкина такое признание:
«Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы,
Своими одами журналы не тягчит
И над экспромтами недели не сидит!»
В этом стихотворении, по-моему, сказались собственные сомнения и опасения Пушкина, впервые столкнувшегося с мыслью о своей дальнейшей поэтической судьбе. И пылкое послание к воображаемому коллеге Аристу, скорее всего, обращено к самому себе.
Дух сомнения постоянно сопровождает Пушкина на протяжении всего его творческого пути. В стихотворении «К Овидию», написанном в период южной ссылки, поэт ощущает себя изгнанником, принявшим «Овидиев венец». Ему кажется, что творчество его, да и он сам будут неизвестны для «новых поколений». Утешается он только тем, что, может быть, какой-нибудь его поздний потомок, как и он сейчас, придет в эти места, где он был в изгнании, и вспомнит о нем, как Пушкин вспоминает сейчас об Овидии. Он как бы принял от римского опального поэта своеобразную эстафету и верит, что после него придет в эти пустынные места такой же изгнанник. Примечательно здесь такое Пушкинское высказывание об Овидии: «Не славой – участью я равен был тебе». Молодой Пушкин вполне отдает себе отчет в оценке своих собственных, пока еще скромных поэтических успехов и не помышляет тягаться с Овидием, исключая всякие кривотолки в будущем о своей нескромности.
Между тем, Пушкин твердо знал о том, что требует от него поэзия, когда в четырнадцать лет написал стихотворение «К другу стихотворцу». Точно также знал и – создавая «Евгения Онегина». Пушкин желает только одного – оставаться всегда верным своему искусству. Ему достаточно быть только поэтом, делать свое поэтическое дело, как положено поэту, всё остальное приложится само собой. Пушкин не искал себя как поэта, не мучился размышлениями над тем, по какому пути идти. Его беспокоила только одна мысль: правильно ли он обращается со своим поэтическим даром.
После стихотворения «К другу стихотворцу», в том же 1814 году, в печати появляется первое послание «К Батюшкову». Если начинающего поэта Ариста Пушкин отговаривает от занятия поэзией, то Батюшкова, наоборот, уговаривает продолжать поэтическую деятельность, укоряет его за пренебрежение к своему дарованию. Здесь Пушкин проявляет истинную заботу о состоянии отечественной литературы. В стихотворении много афористических высказываний. Главное из них: «Поэт! в твоей предметы воле. »
Из сказанного ясно видно, что Пушкин признает за поэтом исключительное право строить свой особый поэтический мир. Творить его заново, как Бог сотворил землю и небо. Причем, мир этот может не соответствовать окружающей поэта реальности. Пушкин считал, что высшей целью поэта является изображение мира таким, каким он предстает только перед его собственным поэтическим видением. Вот как Пушкин говорит о судьбе поэта в вышеупомянутом стихотворении «К Батюшкову»:
«. Мирские забывай печали,
Играй; тебя младой Назон,
Эрот и грации венчали,
А лиру строил Аполлон».
В представлении юного Пушкина, однажды вступив на поэтическую стезю по призванию, поэт должен следовать по ней до конца. Таков его удел и никуда от него не денешься.
Но, в связи с тем, что «Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы. », в Пушкинском понимании о высоком предназначений поэзии появляется некий низкий мотив – деньги. Ведь поэту нужно на что-то жить, а одним поэтическим вдохновением, питающим душу, но никак не бренное тело, увы, сыт не будешь. В связи с этим, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» излагается спор о назначении поэзии, об ее месте в духовной жизни общества. В споре, как и следовало ожидать, побеждает не поэт, а книгопродавец. Когда поэт, уже прижатый к стене доводами книгопродавца, говорит, что суть его творчества в свободе творить, тот возражает на это:
«. Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать».
«Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы. «
Быть одному, исполняя свое призвание, значит идти на подвиг, отдавать себя в жертву высшим идеалам. Но подвиг этот непонятен простому народу, привыкшему подходить ко всему с точки зрения голого рационализма и отрицающему всё, что не приносит материальной выгоды. Потому так горько звучат в устах Пушкина строки из стихотворения «Поэт и толпа», осуждающие «чернь тупую»:
Кое-кто, возможно, пожелает усмотреть в этом показательном стихотворении не конкретного поэта и не конкретную толпу, а всего лишь абстракцию, вещи отвлеченные. Увы, по-моему, именно в этом стихотворении Пушкин, пропустив всё через себя, на основе собственного опыта, подошел к ясному пониманию глубинной сущности народа и, вообще, устройства человеческого общества. Тема эта, тема поэта и толпы, героя и толпы, пророка, – на протяжении многих веков будоражит умы многих писателей и поэтов. И начинается она едва ли не с распятого в древней Иудее Иисуса Христа, не понятого и не принятого современниками. Толпа, она обладает удивительной способностью забрасывать камнями своих поэтов и пророков и превозносить до небес тиранов. Кто из великих творцов древности и современности не вступал в конфликт с толпой, наткнувшись на острие ее непонимания? И не в одной черни здесь дело. Чернь, это, скорее всего, обобщение. Чернь, это серая масса посредственностей, отвергающая всё исключительное и неординарное. Не отсюда ли целая плеяда, так называемых «лишних» людей, начиная с Пушкинского Онегина и продолжая Печориным, Обломовым, Базаровым, Раскольниковым и так далее.
Потому и отстаивает Пушкин независимость поэта от толпы и призывает его вершить над своим творчеством только свой собственный суд. Поэт – избранник Бога и его устами говорит сам создатель. Поэту, как и Богу, нет равных, а посему, удел богов царей (земных богов) и поэтов – одиночество. Обо всем этом достаточно ярко говорится в сонете «Поэту»:
«Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник».
Этот же мотив смирения, равнодушия к хуле глупцов и невежд повторяется в заключительных строках известного пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » Но основная мысль стихотворения, которая является определяющей и для всего Пушкинского творчества, изложена в предпоследней строфе. Поэт здесь говорит:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».
В этом четверостишии – ключ для понимания назначения поэта и поэзии. Пушкин видел назначение поэзии в этом и следовал ему всю свою жизнь, завещав подобное понимание будущим поколениям поэтов.