В чем видит свое предназначение поэт пушкин
Пушкин о назначении поэзии и миссии поэта
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык.
. угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал.
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Нет и не может быть практической пользы от искусства: таково кредо поэта. Тот, кто требует пользы, пусть удовлетворяется «печным горшком»: для приготовления пищи Аполлон Бельведерский абсолютно не пригоден. И, кажется, чернь соглашается с поэтом. Но требует, чтобы он, «небес избранник», употребил высокий дар на благо людям! Смотрите, как лукав Пушкин: во втором призыве черни нет уже соображений «низкой прозы». Напротив, толпа как будто жаждет духовного совершенства:
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Отчего же гонит их поэт:
Поэту мирному до вас!
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Во градах ваших с улиц шумных
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Однако было время, когда «жрецы» брали в руки метлу:
Поэт вылизывал чахоткины плевки
Шершавым языком плаката,
— сказал Маяковский и точно определил, что это для него значило:
Я себя смирял, становясь
на горло собственной песне.
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
Свой отклик в воздухе пустом
Тебе ж нет отзыва. Таков
Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Не менее разительно отличаются друг от друга позиции Пушкина и Державина в 4-ой и 5-ой строфах. Размышляя о прожитом и совершенном, что считает Державин своим главным достижением, обещающем ему бессмертие?
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В душевной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Предназначение поэта в поэзии, анализ стихотворения «Поэт» (Пушкин А. С.)
А.С.Пушкин гениальный русский писатель. Вся русская поэзия основана на творчестве Пушкина, именно от того времени начал формироваться литературный стиль. Поэт послужил примером многим русским писателям, его идеалы, воспеваемые в стихах стали источником для всей последующей русской литературы.
Пушкин много писал о поэте, о его предназначении, читая такие стихи, как «Поэт», «Пророк», сразу чувствуешь, что эта тема волнует писателя, автор размышляет над вопросами о том, кто же поэт, и откуда такой дар дан ему? Поэт конечно человек, но человек не простой, человек способный видеть не глазами, а душой.
Поэт как музыкант, у которого обнажена кожа на пальцах, каждое касание струн или клавиш приносит боль, но рождается музыка. Когда Пушкин пишет о поэте, он говорит, что несправедливость в мире для поэта приносит страдание, выступая категорически против ограничений свободы слова для писателей, А.С. Пушкин при этом нравственное лицо общества, нельзя воспевать порок. В своих стихах о поэтах писатель гордится тем, что никогда не был неискренен, никогда не льстил сильным мира «кадилом лести не кадил», «неподкупный голос». Свобода для Пушкина, это возможность говорить правду, возможность следовать своему чувству.
В 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Поэт». Небольшое, но исполненное глубоким смыслом, размышлениями стихотворение показывает отношение автора к собратьям по перу.
В стихотворении «Поэт» Пушкин проводит параллель между состоянием поэта до того, как его посетило вдохновение и после. Поэт вначале серый и неинтересный, он словно спит, но после того как его лира запела, поэт ожил, зазвучали слова, он проснулся, ему уже не по нраву забавы мира.
Поэт рождается заново вместе со своей поэзией, он по-другому видит мир, он по-другому чувствует, он пересматривает все приоритеты.
«К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы»
В стихотворении Пушкин использует сравнения, метафоры. Этим усиливается смысл, сказанного. Стихотворение мелодично. Если в первой строфе звучит грусть, слышится скука, то в последней, поэт передает волнение героя, его желание убежать от суеты, позволить петь его сердцу.
К сожалению, такая поэзия в настоящее время не пользуется успехом у населения, те стихи, что окружают нас скорее рифмованные (а чаще даже не рифмованные) стишки ни о чем. Это и современные песни, и рэп, и слоганы. Красота слова, фразы не интересна большинству молодых людей. Так называемые современные поэты не мучаются над одной строчкой, не стремятся ее превратить в алмаз. Поэтому так важно, чтобы мы знали настоящую поэзию, чтобы мы ее понимали.
Именно тогда мы будем понимать, почему наш великий А.С.Пушкин считал, что поэт не может быть равнодушным, замкнутым, он любит жизнь, любит людей, красоту. Поэт должен служить людям, жить для людей, творить для людей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Урок по русской литературе в 9 классе на тему «А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературы в 9 классе
Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
Цели : проследить развитие сквозной темы европейской поэзии в творчестве
А.С.Пушкина, отметить философский аспект в её реализации;
развивать навыки чтения и анализа поэтического текста;
воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование : презентация к уроку, тексты стихотворений, карточки с заданиями для групп А, Б, В, Г, Д, учебник.
Такова тема нашего урока сегодня. Мы не только проследим её развитие, но и продолжим формировать навыки литературного анализа, выразительного чтения, будем учиться понимать образный язык Пушкина. (Запись в тетрадях темы и эпиграфов)
( Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения книгопродавца и поэта на вопросы искусства. Мы встречаемся с образом поэта – романтика, который предъявляет высокие требования к искусству, говорит о бескорыстности своего творчества., а книгопродавец привык всё обращать в пучок «наличных ассигнаций».)
— Какие три аспекта творчества отвергает поэт, почему?
— Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения?
( Три аспекта творчества отвергает поэт:
1) ради денег;
2) ради славы;
3) ради женщины.
Разочаровавшись в своем творчестве (ни толпа, ни возлюбленная не в состоянии его постичь), поэт выбирает свободу.)
Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Так оказались связаны свобода и зависимость от публики.
— Какие требования предъявляет время?
Наш век – торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
Что слава? – Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
— Но если поэт согласится с требованиями жестокого времени?
(Поэт перестанет быть собой. )
— Что становится воплощением этого?
(Вторжение прозы в финальную реплику стихотворения:
“ Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”.)
Учитель: Только человеческими силами невозможно защитить поэзию от наступления жестокой людской пошлости, и потому поиск высшей защиты для творческой свободы искусства и приводит к появлению философских мотивов в стихотворениях Пушкина о поэте и поэзии.
Б) Стихотворение «Поэт» (1827) (чтение наизусть подготовленным учеником).
— Как построено стихотворение? (2 части)
— Как сказывается различие двух частей, их контраст при чтении? (Поэт в 1 части ничем не выделяется из толпы людей: те же «суетные заботы», «малодушие», «хладный сон» сердца в 1 части, НО во 2 части «божественный глагол» пробуждает в поэте и гордый дух, и понимание своего предназначения. Поэт бежит от «забав мира» в мир вдохновения, чтобы поэзией поднимать и человеческие души на «божественную» высоту)
— Сравните рифму в 1 и 2 частях (Перекрёстная сменилась опоясывающей).
— Какова роль союзов в начале каждой части? ( ПОКА – это временное состояние поэта; НО — любимый союз А.Пушкина, после него начинается настоящее преображение поэта).
— На что обречён поэт даром Божьим? («Дикий и суровый», он бежит «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы», чтобы творить в уединении, превратить «звуки и смятение» сердца в понятные человеку стихи).
— Это дар или испытание? (И то, и другое, но поэт не выбирает, это его избрал Бог будить и возвышать словом души людей).
В) Стихотворение «Пророк»(1826) (чтение наизусть подготовленным учеником).
— Почему именно на этого человека пал выбор? ( Он был “духовной жаждою томим”, не удовлетворялся лишь благами материального мира. “Перепутье”, где его встретил Серафим, тоже знак духовных исканий будущего пророка.)
— В чем особенность построения стихотворения? (Линейная композиция, сюжетность, использование анафоры как этапов превращения поэта в пророка).
— Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения? Как это, по-вашему, обусловлено идейным смыслом стихотворения? (В результате действий Серафима преображаются органы чувств и тело человека: пророк должен иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый слух, иные, чем у обычного человека, язык и сердце. И миссия ангела – преобразовать тело будущего пророка. Операция эта к концу становится все более мучительной и кровавой: если к глазам он прикасается “перстами легкими как сон”, то для того, чтобы вынуть сердце, он мечом рассекает грудь.)
— Что происходит с органами чувств и телом человека в момент преображения? ( Глаза будущего пророка стали “вещими” и стали похожи на глаза “испуганной орлицы”: слишком многое они увидели. И слышать он стал то, что недоступно для человеческого слуха: из высот, глубин, далей приходят к нему звуки:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Грешный язык (и “празднословный и лукавый”) заменен жалом мудрой змеи – беспощадная истина отныне будет вещаться этим языком. Человеческое сердце тоже, оказывается, не годится для выполнения новой миссии: слишком нежное, “трепетное”. Вместо него в грудь водвинут “угль, пылающий огнем”. Жар и свет этого сердца необходимы новому преображенному существу для смелого провозглашения своих пророчеств, высоту и силу которым придает воля Бога:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
— Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар? (стихотворение называется не “Поэт”, а “Пророк”.) ( Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Пророк “поправляет” мир – поэт отражает мир. Пророк несет людям слово Божье – поэт создает свои слова (может быть тогда, когда он становится боговдохновенным?) Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе.)
Г) Стихотворение «Поэту» (1830) (чтение наизусть подготовленным учеником). В сонете “Поэту” (1830г.) Пушкин, называя поэта “царем” (именно как царь, поэт должен жить один и ни от кого не зависеть), не только провозглашает свободу поэта (“дорогою свободной”), но и вводит существенное ограничение этой свободы:
… Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
— В чем видит поэт истинное призвание поэзии?
— Автор снова рисует романтическое двоемирие. Сравните лексику, изображающую мир толпы и мир поэта («Минутный шум», «суд глупца», «толпа холодная» И «свободный ум», «плоды любимых дум», «подвиг благородный»).
— Так кто или что является мерилом художественной ценности творения? (Сам поэт – ведь он избранник Божий. Так стихотворение «Поэту» идейно продолжает мысли «Пророка».
Д) Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (чтение наизусть подготовленным учеником). В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 г. написано его знаменитое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое принято называть просто “Памятником”.
— Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы? ( У Пушкина в трактовке своей поэзии как памятника были блестящие предшественники: это древнеримский поэт Гораций, эпиграфом из которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.)
— Что имеется в виду? ( Независимость и свобода свойственны пушкинской поэзии.)
— Какая мысль является духовно-философским центром стихотворения?
Величественная мысль о преодолении смерти. Вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию – “заветная лира”. В этом имени – задушевность и любовь.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
— В чем видит Пушкин главную причину своей долгой жизни в народе, источник его любви? 1) В добре (“чувствах добрых”), которое пробуждает его поэзия. Добро – это абсолютное качество великой поэзии. В процессе работы над стихотворением Пушкин отверг строку “Звуки новые для песен я обрел”, более близкую первоисточнику. Высокое этическое значение поэзии кажется ему исключительно важным, и именно мысль о нравственной силе стихов позволяет Пушкину определить и другой источник своей посмертной славы.
— Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете его смысл? ( В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмыслие, надо быть послушным “веленью Божию” и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.)
5. Домашнее задание: 1) прочитать стихотворения А.Пушкина «На холмах Грузии…», «К***», «Я вас любил…», 2) выучить наизусть «На холмах Грузии…», подготовить историю его создания; 4) проследить развитие чувства любви в поэзии Пушкина.
1 группа Приложение
“ Разговор книгопродавца с поэтом”(1824)
1. Стихотворение написано в форме диалога. Чем объясняется этот выбор?
2. Какие три аспекта творчества отвергает поэт, почему?
3. Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения?
4. Какие требования предъявляет время?
5. Но что случится, если поэт согласиться с требованиями жестокого времени?
1. Как построено стихотворение?
2. Как сказывается различие двух частей, их контраст при чтении?
3. Сравните рифму в 1 и 2 частях .
4. Какова роль союзов в начале каждой части?
5. На что обречён поэт даром Божьим? Это дар или испытание?
1. Почему именно на этого человека пал выбор?
2. В чем особенность построения стихотворения?
3. Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения? Как это, по-вашему, обусловлено идейным смыслом стихотворения?
4. Что происходит с органами чувств и телом человека в момент преображения?
5. Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар?
1. Определите жанр стихотворения.
2. Почему автор называет поэта царём?
3. В чем видит поэт истинное призвание поэзии?
4. Сравните лексику, изображающую мир толпы и мир поэта.
5. Так кто или что является мерилом художественной ценности творения?
5 группа Стихотворение
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
1. Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы?
2. С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник?
3. Какая мысль является духовно-философским центром стихотворения?
4. В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии?
Предназначение поэта в поэзии, анализ стихотворения “Поэт” (Пушкин А. С.)
А. С. Пушкин гениальный русский писатель. Вся русская поэзия основана на творчестве Пушкина, именно от того времени начал формироваться литературный стиль. Поэт послужил примером многим русским писателям, его идеалы, воспеваемые в стихах стали источником для всей последующей русской литературы.
Пушкин много писал о поэте, о его предназначении, читая такие стихи, как “Поэт”, “Пророк”, сразу чувствуешь, что эта тема волнует писателя, автор размышляет над вопросами о том, кто же поэт, и откуда такой дар дан ему? Поэт конечно человек,
Поэт как музыкант, у которого обнажена кожа на пальцах, каждое касание струн или клавиш приносит боль, но рождается музыка. Когда Пушкин пишет о поэте, он говорит, что несправедливость в мире для поэта приносит страдание, выступая категорически против ограничений свободы слова для писателей, А. С. Пушкин при этом нравственное лицо общества, нельзя воспевать порок.
В своих стихах о поэтах писатель гордится тем, что никогда не был неискренен, никогда не льстил сильным мира “кадилом лести не кадил”, “неподкупный голос”. Свобода
В 1827 году Пушкин пишет стихотворение “Поэт”. Небольшое, но исполненное глубоким смыслом, размышлениями стихотворение показывает отношение автора к собратьям по перу.
В стихотворении “Поэт” Пушкин проводит параллель между состоянием поэта до того, как его посетило вдохновение и после. Поэт вначале серый и неинтересный, он словно спит, но после того как его лира запела, поэт ожил, зазвучали слова, он проснулся, ему уже не по нраву забавы мира.
Поэт рождается заново вместе со своей поэзией, он по-другому видит мир, он по-другому чувствует, он пересматривает все приоритеты.
“К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы”
В стихотворении Пушкин использует сравнения, метафоры. Этим усиливается смысл, сказанного. Стихотворение мелодично.
Если в первой строфе звучит грусть, слышится скука, то в последней, поэт передает волнение героя, его желание убежать от суеты, позволить петь его сердцу.
К сожалению, такая поэзия в настоящее время не пользуется успехом у населения, те стихи, что окружают нас скорее рифмованные (а чаще даже не рифмованные) стишки ни о чем. Это и современные песни, и рэп, и слоганы. Красота слова, фразы не интересна большинству молодых людей. Так называемые современные поэты не мучаются над одной строчкой, не стремятся ее превратить в алмаз.
Поэтому так важно, чтобы мы знали настоящую поэзию, чтобы мы ее понимали.
Именно тогда мы будем понимать, почему наш великий А. С. Пушкин считал, что поэт не может быть равнодушным, замкнутым, он любит жизнь, любит людей, красоту. Поэт должен служить людям, жить для людей, творить для людей.
Related posts:
Как Пушкин представлял себе назначение поэта
Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии
Пушкин-необычное явление в русской литературе. Вот как оценивает творчество Пушкина Белинский: “Это был… не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная. ” Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергеевич много говорил о русских поэтах, творчество которых вдохновляло его, а сами они одобрили Пушкина “приветливым вниманием “Современники Пушкина Дельвиг, Языков отмечали,
Вот так и Пушкин рано начал задумываться о своем назначении.
Положение поэта в современной ему действительности было очень сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а царских превозносили, потому что они восхваляли и всю его родовитую знать. В стихотворении “Эхо” Пушкин пишет, обращаясь к поэту:
Свой отклик в воздухе пустом
Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается на все случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет:
Нотки горести и грусти
Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении “Порок”.
О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего пророка. Вот так Пушкин описывает превращение:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он…
Моих ушей коснулся он.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословый, и лукавый.
И жало мудрыя змеи…
И он мне грудь рассек мечем
И сердце трепетное вынул.
Что произошло после “прикосновения шестикрылого серафима” к поэту? У поэта появилась острота зрения: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.
Появилось умение видеть жизнь во всем ее многообразии:
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь “угль, пылающий огнем”. Сначала поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чем писать, для кого писать, с какой целью писать:
Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился…
“Шестикрылый серафим” изменил в нем все: зрение, слух, сердце, но он не сделал еще из него поэта:
Как труп в пустыне я лежал…
Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком. Теперь он все видит, все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живет для народа. Его слово будет жечь сердца людей:
И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань пророк и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей. “
Таким образом, в стихотворении “ПРОРОК” поэт выразил свои мысли о назначении поэта и поэзии.
Пропасть между поэзией и жизнью растет в представлении Пушкина. В его стихах мы видим противопоставление света общества поэту, Который является носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу недоступны. Об этом Пушкин говорит в стихотворении “ПОЭТ”:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы.
В стихотворении “ПОЭТ”, откуда взяты эти строки, содержится изображение конкретной действительности. Пушкина насильно тянули в “забавы мира”. Сытый, надушенный, этот мир был сборищем злодеев и сплетников.
А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или бездарное дворянство. Они были слишком утомлены трудами и слишком осторожны, чтобы изливать свои мысли о поэзии.
Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика выступает в роли ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел ее:
Несносен мне твой ропот дерзкий
Ты червь земли, не сын небес…
Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении “ПОЭТ И ТОЛПА”!
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы
Гнездятся клубом в нас пороки…
Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина. Пушкин создавал бессмертные вещи, а о нем писали – “совершенное падение”. Ничего другого не оставалось Александру Сергеевичу, как провозгласить в стихотворении “ПОЭТУ”:
Поэт, не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный шум:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для денег: Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не понимает:
Иди, куда влечет тебя свободный ум…
И только перед самой смертью, в “Памятнике” Пушкин с гордостью и удовлетворением предвидит, что к поэзии его “не зарастет народная тропа”. Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на бессмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, которыми он обладал.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал…
Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и любой другой человек. Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей памяти, о чем искренне пишет в стихотворении. Дальше Пушкин говорит о более серьезной заслуге: “… чувства добрые я лирой пробуждал… “. “Чувства добрые” – это уважение к человеку.
В стихотворении очень важна мысль о свободе: “В мой жестокий век восславил я свободу”. Народ задавлен и порабощен. Стихотворение “Памятник” оканчивается четверостишием, отражающим взгляд поэта на искусство. Искусство, по мнению поэта, – нечто независимое от земных интересов:
Веленью божию, о муза будь послушна,
Обиды не страшись, не требуя венца:
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
Пушкин создал стихи, обращенные к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Между всеми рассмотренными стихотворениями есть тесная связь. Их объединяет одна тема – тема поэта и поэзии.
Поэзия – очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт – это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.