В чем видит цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков

В чем видит цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков

Вопрос:

В чём видит Цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков? Что говорит о характере Марины её выбор?

Подробный ответ:

«По правде сказать, я не очень люблю скульптуру. Вот если бы отец предложил мне вместо двух слепков на выбор две книги, я бы тотчас назвала с десяток самых вожделенных».

«Постараемся хотя бы напасть на что-нибудь не слишком статуйное. Расходимся в разные стороны, чтобы, упаси господи, не выбрать одно и то же».

«И правда – ничего. Потому, что хочу чего-то очень своего, не выбранного, а полюбленного с первого взгляда, предначертанного. Что не менее трудно, чем найти жениха. Ах, если бы здесь была голова Бонапарта!»

«И – вот она! Вот – отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови, не рот, а – крик. Живое лицо меж всех этих бездушных красот! Кто она? – Не знаю. Знаю одно – моя! И так как столь же моего мне больше не найти, и так как мне ничего (никого!), кроме неё, не нужно – не раздумывая, присоединяю к ней некую благонравную и туповатую девицу с чем-то вроде шарфика на волосах – первую попавшуюся!»

Из этих фраз рождается перед нами образ героини с её любовью к книгам, с желанием найти во всём что-то своё, никогда не повторять чьего-то пути, чьего-то выбора, пусть даже выбора любимой сестры, со страстью к живому, оригинальному, наделённому тем же внутренним пылом, тем же трагизмом, что ощущала и сама Марина. Пусть лучше не будет ничего, чем не будет «своего», близкого только ей и никому другому. Так должно быть и на пути к личному счастью, и на пути к искусству, и в жизни вообще. Не повторяйся! Не подражай! Ищи своё! Таковы принципы Цветаевой в жизни и творчестве. И образ Амазонки, как будто собственный облик поэтессы, спустя много лет: «…отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови, не рот, а – крик».

Даже «первая попавшаяся» оказывается Аспазией – случайный ли это выбор?

Источник

ГДЗ Литература 7 класс Бунеев часть 1 страница 62

1. Какие детали в тексте говорят о том, что Марина Цветаева помнит своё детство через цвета и поэтические образы?

2. В чём видит Цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков? Что говорит о характере Марины её выбор?

«По правде сказать, я не очень люблю скульптуру. Вот если бы отец предложил мне вместо двух слепков на выбор две книги, я бы тотчас назвала с десяток самых вожделенных».

«Постараемся хотя бы напасть на что-нибудь не слишком статуйное. Расходимся в разные стороны, чтобы, упаси господи, не выбрать одно и то же».

«И правда – ничего. Потому, что хочу чего-то очень своего, не выбранного, а полюбленного с первого взгляда, предначертанного. Что не менее трудно, чем найти жениха. Ах, если бы здесь была голова Бонапарта!»

«И – вот она! Вот – отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови, не рот, а – крик. Живое лицо меж всех этих бездушных красот! Кто она? – Не знаю. Знаю одно – моя! И так как столь же моего мне больше не найти, и так как мне ничего (никого!), кроме неё, не нужно – не раздумывая, присоединяю к ней некую благонравную и туповатую девицу с чем-то вроде шарфика на волосах – первую попавшуюся!»

Из этих фраз рождается перед нами образ героини с её любовью к книгам, с желанием найти во всём что-то своё, никогда не повторять чьего-то пути, чьего-то выбора, пусть даже выбора любимой сестры, со страстью к живому, оригинальному, наделённому тем же внутренним пылом, тем же трагизмом, что ощущала и сама Марина. Пусть лучше не будет ничего, чем не будет «своего», близкого только ей и никому другому. Так должно быть и на пути к личному счастью, и на пути к искусству, и в жизни вообще. Не повторяйся! Не подражай! Ищи своё! Таковы принципы Цветаевой в жизни и творчестве. И образ Амазонки, как будто собственный облик поэтессы, спустя много лет: «…отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови, не рот, а – крик».

Даже «первая попавшаяся» оказывается Аспазией – случайный ли это выбор?

3. Как ты думаешь, почему так ярко врезался в память М. Цветаевой эпизод детства – шитьё нового мундира для отца?

Потому что скупость отца, была направлена на самого себя, а не на окружающих: он предпочтёт отправить студента на учёбу в Рим, чем сошьёт на эти деньги себе новый мундир.

4. Принято считать, что скупость – отрицательная черта человеческого характера. Почему же Марина Цветаева с благоговением вспоминает это свойство характера своего отца?

Потому что скупость отца, была направлена на самого себя, а не на окружающих: он предпочтёт отправить студента на учёбу в Рим, чем сошьёт на эти деньги себе новый мундир.

5. Каким человеком тебе представляется Иван Владимирович Цветаев по воспоминаниям дочери?

Российский учёный-историк, археолог, филолог искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук

6. Кто такой созидатель? Почему Лидия Александровна так назвала отца Марины и Аси?

Созидать тоже что и создатель. Она назвала его созидателем за все подвиги, за подвиги его труда.

(П) 7. Каким человеком тебе представляется Марина Цветаева по её воспоминаниям? Перечитай знакомое тебе стихотворение «В субботу», биографию поэта. Что они добавляют к образу, который сложился у тебя? Что нового для себя ты открыл в стихотворении?

(П) 8. Какие мысли объединяют стихотворение А. Тарковского «Белый день» и прочитанные тобой главы из «Воспоминаний» М. Цветаевой? Какие близкие символы детства встречаются у обоих авторов?

(П) 9. Может ли стихотворение А. Тарковского послужить эпиграфом к «Воспоминаниям» М. Цветаевой?

Все «Воспоминания» Цветаевой пронизаны тихой грустью по уже ушедшим временам, любимым людям. То безмятежное счастье, которого дети не замечают, будучи маленькими, когда они окружены заботой и любовью, проходит. Это «клад под жасмином» у Тарковского. Пережив многие потери и повзрослев, замечаешь, что ни клада, ни людей, сбирающих его, уже не вернуть. И нет возврата в тот безмерный, беззаботный покой. Поэтому стих А.Тарковского «Белый день» может послужить эпиграфом к «Воспоминаниям» Цветаевой.

Источник

Тема: «Воспоминания» Отец и его музей

В чем видит цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков. 15096091591glu5w. В чем видит цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков фото. В чем видит цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков-15096091591glu5w. картинка В чем видит цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков. картинка 15096091591glu5w.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 42»

Тема: «Воспоминания» Отец и его музей

I квалификационной категории

Тема: М.И. Цветаева «Воспоминания». Отец и его музей

«Я всё помню эмоционально…»

· продолжить знакомство с автобиографическими произведениями;

· познакомить с краткой историей жизни ;

· формировать навыки анализа художественного текста, работы с художественной деталью;

· научить видеть проявление характера героя через его поступки;

корректировать и развивать

· познавательные способности и логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);

· умение связно и грамотно излагать свои мысли;

· развивать внимание, память эмоциональную сферу учащихся

· формировать положительную учебную мотивацию и интерес к изучению литературы;

· воспитывать культуру труда.

· воспитывать доброе, позитивное отношение к людям, окружающему миру.

Методы обучения: проблемный (изучающая беседа, структурно-логические схемы)

Оснащение: раздаточный материал (СЛС – таблицы для заполнения)

1. Организационный момент.

Изучение нового материала.

1). Вступительное слово учителя.

Продолжаем знакомство с автобиографической прозой. Продолжаем размышлять о том, что детство, отрочество определяет во многом жизненный путь человека. Сегодня увидим это на примере творчества яркого и значительного поэта первой половины 20 века Марины Цветаевой.

Цветаева в 1892 году. Жизнь её пришлась на череду тяжелейших событий, выпавших на долю России: первая мировая война, революция, гражданская война, эмиграция, возращение на Родину и годы репрессий, Великая отечественная война. Много испытаний выпало на долю того поколения.

2). Прослушивание сообщения учащегося о Марине Ивановне Цветаевой (краткая биография

Много потерь, испытаний пережила М. Цветаева.

· Какой главный жизненный принцип выбрала для себя поэтесса и следовала ему всю жизнь? (быть только самой собой, ни в чём не зависеть ни от времени, ни от среды).

· Читая главы из воспоминаний М. Цветаевой мы вновь увидим, как и под влиянием чего формируется характер человека в детском и отроческом возрасте.

– поэтесса, поэтому её воспоминания о детстве отличаются от тех, с которыми мы познакомились. (Учащиеся вспоминают стихотворения И. Бунина «Детство» и А. Тарковского «Белый день»: приходят к выводу: поэт мыслит образами, эмоциями (эпиграф); приводят примеры из текстов стихотворений).

Готовясь к работе над очерками, 26 августа 1933 года Цветаева писала приятельнице:

«Большая просьба: у кого и где бы можно было узнать ТОЧНУЮ ДАТУ открытия музея… Я, как дочь, не вправе не знать, а я НЕ ЗНАЮ, только помню чудную погоду, лето и слово (и чувство) МАЙ… Я всё помню эмоционально, и почти ничего не помню достоверного: ни числа, ни часа…»

Наш урок будет посвящен именно этой особенности творческой манеры Цветаевой – умению создать эмоциональный образ на основе жизненного факта. В этом её индивидуальность, её неповторимость, тот принцип «быть самим собой», который провозглашён ею ещё в юности.

3) Изучающее чтение глав из «Воспоминания» с использованием приёма составления структурной логической схемы.

Переходим к знакомству с фрагментами из произведения поэтессы. Мы выделим четыре основных образа-картины.

В про­цессе изучающего чтения (глава «Шарлоттенбург») учащиеся заполняют таблицу № 1.

Источник

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 11. «Я всё помню эмоционально» (М.И. Цветаева «Воспоминания»)

Технологическая карта Литература, 7 класс.

Урок 11. «Я всё помню эмоционально» (М.И. Цветаева «Воспоминания»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 11. «Я всё помню эмоционально» (М.И. Цветаева «Воспоминания»)»

Литература, 7 класс

Урок 11. «Я всё помню эмоционально» (М.И. Цветаева «Воспоминания»)

Раздел 1. Вспоминаю детство

Рабочее название урока: Что считать важным в воспоминаниях?

Формирование УУД и технология оценивания

Цель урока: понять, что является самым важным для автора в воспоминаниях, дневниках, мемуарах – факты или эмоции?

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.

3. Работа с текстом после чтения.

– Дневник, мемуары – это способы оживить прошлое, найти в нём что-то, особенно для нас важное. Но что считать важным? Имена, даты, события? Или нет?

Формулируем тему урока:

Что считать важным в воспоминаниях?

Сегодня мы поговорим о Марине Ивановне Цветаевой. Прежде чем мы ознакомимся с её воспоминаниями, давайте найдём основные даты жизни и творчества поэтессы (выписываем в тетрадь, индивидуальная работа, с. 52–54).

Информация для учителя

«Отец и его музей» (Mon pere et son Musee) – так называла свои воспоминания сама писательница во французском варианте (воспоминания о своём отце, Иване Владимировиче Цветаеве (1847–1913), Цветаева писала дважды: в 1933 году – три очерка на русском языке, в связи с двадцатилетием со дня его кончины, и семь – по-французски, в 1936 году, откуда и взято заглавие).

Готовясь к работе над очерками, 26 августа 1933 года Цветаева писала В.Н. Буниной: «Большая просьба: у кого и где бы можно было узнать точную дату открытия музея… Я, как дочь, не вправе не знать, а я не знаю, только помню чудную погоду, лето и слово (и чувство) МАЙ… Я всё помню эмоционально, и почти ничего не помню достоверного: ни числа, ни часа…» Подобные «не помню», видимо, были свойственны Цветаевой. Так, в очерке «Шарлоттенбург» она пишет: «Три года назад умерла наша мать». Это неточно: И.В. Цветаев ездил в Германию летом 1910 года, четыре года спустя после смерти Марии Александровны Мейн, своей второй жены, матери Марины и Анастасии. Следовательно, самим девушкам в это время было неполных восемнадцать и шестнадцать лет. Казалось бы, непростительная неточность для автора мемуарной прозы. Но важно ли это для самой Цветаевой, для её читателей? Может быть, в какой-то незначительной степени – да. Но гораздо важнее тот эмоциональный образ, который выходит из-под её пера и воссоздаёт всё, что действительно важно: лица, характеры, переживания, раздумья. Особое внимание можно посвятить именно этой особенности творческой манеры Цветаевой – умению создать эмоциональный образ на основе жизненного факта, пусть даже сама Цветаева не помнит «ни числа, ни часа», когда этот факт произошёл. В этом, в частности, её индивидуальность, неповторимость, тот принцип «быть самой собой», который провозглашён ею ещё в юности.

– Человек мыслит образами. Текст – это тоже образ, картина, созданная талантом автора. Давайте попробуем воссоздать его с помощью ключевых слов. Начнём с главы «Шарлоттенбург» (с. 54).

Итак, две дочери в жаркий день идут со своим отцом в скульптурную мастерскую немецкого города Шарлоттенбурга.

– Какой же эмоциональный образ создаёт здесь Цветаева?

Выделяем опорные слова и выражения.

Информация для учителя

Предположительно, они могут быть следующими:

«Водопады, потоки, обвалы солнца», «тиски. капканы. », «не платья – тюрьмы», «Ноги чёрные!», «естественный ходок», «Шарлоттенбург вымер начисто», «…иду, не поднимая головы, загипнотизированная движением собственных чёрных ног по белой мостовой», «…из гордости врождённого пешехода – и прочих своих гордостей – молчу», «Всё это – только сон», «Стоило лишь убедиться – усталости как не бывало».

– Итак, каков же образ?

Информация для учителя

Страшная жара, два цвета: чёрный и белый, другие как будто исчезают, мир для Цветаевой становится чёрно-белым, а не цветным, теряет всю живую прелесть (поэтому в следующей сцене два леденца, зелёный и красный, будут выглядеть такими яркими и сверкающими «в развёрстых пастях» раскалённых гипсовых статуй). Отец, не замечающий или не желающий замечать жары, самим своим видом отвергающий возможность нытья и жалоб.

Гордое молчание самой Марины (младшая, Ася, время от времени задаёт вопрос: «Папа, скоро?»). Уже тогда Марина – характер: не хочет жаловаться, находит возможность убедить себя, что вовсе не устала. Она, как и отец, не желает подчиняться обстоятельствам, не позволяет им себя сломить, уничтожить свою волю.

Вторая картина – девочки выбирают для себя слепки в мастерской.

– Каково содержание картины? Какие эмоциональные образы рождает она? В чём видит Цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков? Что говорит о характере Марины её выбор?

Возможные ключевые фразы

«По правде сказать, я не очень люблю скульптуру. Вот если бы отец предложил мне вместо двух слепков на выбор две книги, я бы тотчас назвала с десяток самых вожделенных».

«Постараемся хотя бы напасть на что-нибудь не слишком статуйное. Расходимся в разные стороны, чтобы, упаси господи, не выбрать одно и то же».

«И правда – ничего. Потому, что хочу чего-то очень своего, не выбранного, а полюбленного с первого взгляда, предначертанного. Что не менее трудно, чем найти жениха. Ах, если бы здесь была голова Бонапарта!»

«И – вот она! Вот – отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови, не рот, а – крик. Живое лицо меж всех этих бездушных красот! Кто она? – Не знаю. Знаю одно – моя! И так как столь же моего мне больше не найти, и так как мне ничего (никого!), кроме неё, не нужно – не раздумывая, присоединяю к ней некую благонравную и туповатую девицу с чем-то вроде шарфика на волосах – первую попавшуюся!»

Из этих фраз рождается перед нами образ героини с её любовью к книгам, с желанием найти во всём что-то своё, никогда не повторять чьего-то пути, чьего-то выбора, пусть даже выбора любимой сестры, со страстью к живому, оригинальному, наделённому тем же внутренним пылом, тем же трагизмом, что ощущала и сама Марина. Пусть лучше не будет ничего, чем не будет «своего», близкого только ей и никому другому. Так должно быть и на пути к личному счастью, и на пути к искусству, и в жизни вообще. Не повторяйся! Не подражай! Ищи своё! Таковы принципы Цветаевой в жизни и творчестве. И образ Амазонки, как будто собственный облик поэтессы, спустя много лет: «…отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови,

Даже «первая попавшаяся» оказывается Аспазией – случайный ли это выбор?

Информация для учителя

Аспазия, знаменитая гречанка родом из Милета, отличавшаяся удивительным умом и образованностью, а также красотой и грацией, была возлюбленной Перикла, возглавлявшего афинскую рабовладельческую республику в V веке до н.э. При Перикле Афины достигли небывалого расцвета, и этот период вошёл в историю как «золотой век Перикла». Перикл развёлся с женой и до самой своей смерти (он умер в 429 году до н.э.) прожил с горячо любимой им Аспазией. Дом Перикла и Аспазии стал умственным культурным центром Афин.

Тема третьей картины – шитьё отцу нового мундира, соответствующего званию «Почётного опекуна» (см. иллюстрацию на с. 57). Это бытовое событие рождает ещё один эмоциональный образ – образ отца, «скупого в превосходной степени».

– Давайте попробуем выделить перечисленные Цветаевой виды (причины) отцовской скупости.

Цветаева выделяет несколько видов (вернее, причин) отцовской скупости: скупость, являющая собой сыновнее уважение; скупость – верность своей юности; скупость – верность земле; скупость аскета, сделавшего выбор между вещью и сутью; скупость – экономия времени, скупость – духовность; скупость дающего: быть скупым, чтобы мочь раздаривать.

– Распределяем по группам данные качества. Докажите, что «скупость» отца героини носит положительный (отрицательный) характер.

Дело в том, что скупость И.В. Цветаева была направлена на себя, а не на окружающих. Это была скупость учёного, предпочитавшего послать какого-нибудь студента в Рим, чем шить себе новый костюм или мундир. Скупость интеллигента, своим трудом пробившегося в жизни, учёного, для которого главным было духовное, а не материальное. Какая изумительная, характерная для такого человека черта – черта истинного мужчины: «…На моей памяти отец ни разу не бросил сознательного взгляда на зеркало». Абсолютное отсутствие самолюбования, рисовки, взгляд, устремлённый внутрь себя, а не на себя. «Скупость в превосходной степени» у Цветаевой не означает: «в степени, во много раз увеличенной», а означает: «великолепная, прекрасная, превосходная скупость, которой можно гордиться». Сама Цветаева гордится тем, что унаследовала от отца эту черту.

Четвёртая картина, нарисованная в главе «Лавровый венок»… Какова её тема?

Друг семьи Цветаевых, Лидия Александровна Гаврино, привозит Ивану Владимировичу подарок ко дню открытия музея – лавровый венок, сплетённый ею лично из веток римского лавра.

– Каким человеком представляется здесь И.В. Цветаев?

– Кто такой созидатель?

– Почему Лидия Александровна так назвала отца Марины и Аси?

– Что символизировал для близких И.В. Цветаева этот венок, положенный в гроб выдающегося учёного?

– Почему М.И. Цветаева именно таким образом заканчивает главу?

Информация для учителя

Венок символизирует победу этого человека в борьбе за создание одного из величайших музеев мира (см. иллюстрацию на с. 60). Это и символ той благодарности, которую испытывали и испытывают к нему современники и потомки. Он заслужил эту награду своими знаниями, энтузиазмом, своим подвижническим трудом. Столь эмоционально обрисованная сцена, когда красавица Лидия Александровна со всем пылом южанки возлагает лавровый венок на голову смущённого пожилого учёного, стоящего в халате в зале собственного дома, разрастается в нашем сознании в сцену общего признания заслуг И.В. Цветаева, может быть, благодаря последней фразе главы. Но эта же фраза придаёт воспоминаниям свойственный Цветаевой трагизм: дело завершено, но отца не стало.

Делаем вывод по теме урока. Что же важнее всего в воспоминаниях – факты, события или эмоции?

Создание дневника, мемуаров, описание воспоминаний – всё это, в первую очередь, попытка воскресить в памяти не только и не столько события и факты, но те эмоции, которые когда-то переполняли человека; нащупать ответ на главные вопросы бытия, поставленные перед героем. Чувство счастья, горя, ощущение преодоления, любовь и влюблённость – всё это вспоминается сразу, когда пробегаешь глазами листочки календаря или вспоминаешь давно прошедшие дни. Чувства остаются яркими и непосредственными, несмотря на ушедшее время, и человек перечитывает дневник для того, чтобы воскресить их или ощутить эмоции, сходные с эмоциями автора. Чтобы ещё раз остановиться и оглянуться на прожитое. И сравнить себя прошлого с собой настоящим.

Дома прочитать и проанализировать стихотворение М.И. Цветаевой «В субботу», ответить на вопросы в учебнике (с. 62).

Источник

ГДЗ Литература 7 класс Бунеев часть 1 страница 62

1. Какие детали в тексте говорят о том, что Марина Цветаева помнит своё детство через цвета и поэтические образы?

2. В чём видит Цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков? Что говорит о характере Марины её выбор?

«По правде сказать, я не очень люблю скульптуру. Вот если бы отец предложил мне вместо двух слепков на выбор две книги, я бы тотчас назвала с десяток самых вожделенных».

«Постараемся хотя бы напасть на что-нибудь не слишком статуйное. Расходимся в разные стороны, чтобы, упаси господи, не выбрать одно и то же».

«И правда – ничего. Потому, что хочу чего-то очень своего, не выбранного, а полюбленного с первого взгляда, предначертанного. Что не менее трудно, чем найти жениха. Ах, если бы здесь была голова Бонапарта!»

«И – вот она! Вот – отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови, не рот, а – крик. Живое лицо меж всех этих бездушных красот! Кто она? – Не знаю. Знаю одно – моя! И так как столь же моего мне больше не найти, и так как мне ничего (никого!), кроме неё, не нужно – не раздумывая, присоединяю к ней некую благонравную и туповатую девицу с чем-то вроде шарфика на волосах – первую попавшуюся!»

Из этих фраз рождается перед нами образ героини с её любовью к книгам, с желанием найти во всём что-то своё, никогда не повторять чьего-то пути, чьего-то выбора, пусть даже выбора любимой сестры, со страстью к живому, оригинальному, наделённому тем же внутренним пылом, тем же трагизмом, что ощущала и сама Марина. Пусть лучше не будет ничего, чем не будет «своего», близкого только ей и никому другому. Так должно быть и на пути к личному счастью, и на пути к искусству, и в жизни вообще. Не повторяйся! Не подражай! Ищи своё! Таковы принципы Цветаевой в жизни и творчестве. И образ Амазонки, как будто собственный облик поэтессы, спустя много лет: «…отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови, не рот, а – крик».

Даже «первая попавшаяся» оказывается Аспазией – случайный ли это выбор?

3. Как ты думаешь, почему так ярко врезался в память М. Цветаевой эпизод детства – шитьё нового мундира для отца?

Потому что скупость отца, была направлена на самого себя, а не на окружающих: он предпочтёт отправить студента на учёбу в Рим, чем сошьёт на эти деньги себе новый мундир.

4. Принято считать, что скупость – отрицательная черта человеческого характера. Почему же Марина Цветаева с благоговением вспоминает это свойство характера своего отца?

Потому что скупость отца, была направлена на самого себя, а не на окружающих: он предпочтёт отправить студента на учёбу в Рим, чем сошьёт на эти деньги себе новый мундир.

5. Каким человеком тебе представляется Иван Владимирович Цветаев по воспоминаниям дочери?

Российский учёный-историк, археолог, филолог искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук

6. Кто такой созидатель? Почему Лидия Александровна так назвала отца Марины и Аси?

Созидать тоже что и создатель. Она назвала его созидателем за все подвиги, за подвиги его труда.

(П) 7. Каким человеком тебе представляется Марина Цветаева по её воспоминаниям? Перечитай знакомое тебе стихотворение «В субботу», биографию поэта. Что они добавляют к образу, который сложился у тебя? Что нового для себя ты открыл в стихотворении?

(П) 8. Какие мысли объединяют стихотворение А. Тарковского «Белый день» и прочитанные тобой главы из «Воспоминаний» М. Цветаевой? Какие близкие символы детства встречаются у обоих авторов?

(П) 9. Может ли стихотворение А. Тарковского послужить эпиграфом к «Воспоминаниям» М. Цветаевой?

Все «Воспоминания» Цветаевой пронизаны тихой грустью по уже ушедшим временам, любимым людям. То безмятежное счастье, которого дети не замечают, будучи маленькими, когда они окружены заботой и любовью, проходит. Это «клад под жасмином» у Тарковского. Пережив многие потери и повзрослев, замечаешь, что ни клада, ни людей, сбирающих его, уже не вернуть. И нет возврата в тот безмерный, беззаботный покой. Поэтому стих А.Тарковского «Белый день» может послужить эпиграфом к «Воспоминаниям» Цветаевой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *