В чем видит заслуги ломоносов петра 1
Образ Петра I в творчестве М.В. Ломоносова
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Авторы:
ученики 10 кл.
Неженцев Валерий
Марченко Виолетта
Перескокова Наталия
Руководитель:
учитель истории
Ильницкий
Анатолий
Дмитриевич
История История
Ломоносов
Михаил Васильевич
(1711-1765)
Петр I Великий
(Романов
Петр Алексеевич)
(1672-1725)
Описание слайда:
Задачи –
изучить исторические исследования, литературные труды и мозаичные картины М.В. Ломоносова;
рассмотреть средства и методы изображения главного героя;
систематизировать взгляды ученого и представить их в виде презентации.
История История
Авторы доказывают –
Петр I – главный герой в творчестве ученого.
Петр Великий –
Творец и Отец;
Герой на троне;
Царь просветитель;
Защитник Отечества.
Исторические труды стали основой для будущих исследователей. Литературные произведения признаны современниками.
Мысли академика о России актуальны сегодня.
Описание слайда:
Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
План
Введение
Исторические условия деятельности М.В. Ломоносова
Факторы, повлиявшие на формирование в сознании М.В. Ломоносова героического образа Петра I
М.В. Ломоносов – историк-исследователь Государства Российского и деяний Петра Великого
Литература как средство прославления Петра I
Художник-мозаичист М.В. Ломоносов Петру I
Заключение
Актуальность темы – в систематизации знаний о взглядах М.В. Ломоносова на Петра I,
значимости темы исследования для истории страны в целом, и для нас молодых петербуржцев, в частности.
Оригинальность –
в рассмотрении темы:
через исторические исследования,
литературное творчество,
мозаичное искусство.
История История
Описание слайда:
Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Завершая описание деятельности Петра I в «Кратком летописце» М.В. Ломоносов дает ему такую характеристику: «…непамятозлобивый, слабостям человеческим терпеливый и больше подданных приятель, нежели повелитель, в предприятиях и трудах твердый и непоколебимый, бережливый домостроитель и наградитель щедрый, в сражениях неустрашимый воин и предосторожный военачальник, в союзах надежный друг и остроумный политик, во всем Петр Великий, отец отечества»
Описание слайда:
Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Литература как средство прославления Петра I
Творец и Отец
«Он бог, он бог твой был, Россия…» «Ода на день тезоменитства Великого князя Петра Федоровича 1743 года».
«Но в жизнь его уже за бога почитали…» «Надписи «К статуе Петра Великого»
«…ежели человека, Богу подобнаго по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю» «Слово похвальное Петру Великому»
«За великие к отечеству заслуги назван он Отцем Отечества. Однако мал ему титул»
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства Он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну
С собой возвысил до небес
Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
Таков был Петр врагам ужасен,
Своим отец, везде велик …
Ода на день восшествия на престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны самодержицы Всероссийския 1746 года.
Описание слайда:
Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Литература как средство прославления Петра I
Герой на троне
Описание слайда:
Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Литература как средство прославления Петра I
Герой на троне (Продолжение)
Красуйтесь многие народы;
Господь умножил дом Петров.
Поля, леса, брега и воды!
Он жив, надежда и покров;
Он жив, во все страны взирает,
Свою Россию обновляет,
Полки, законы, корабли
Сам строит, правит и предводит,
Натуру духом превосходит
Герой в морях и на земли Ода императрице Елисавете Петровне (1757)
Безгласна видя на одре
Защитника, Отца, Героя,
Рыдали Россы о Петре… Ода императрице Елизавете Петровне (1761)
Описание слайда:
Описание слайда:
Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Портрет Петра I (1755) подарен Сенату. В настоящее время экспонируется в Государственном Эрмитаже.
Предложенный М.В. Ломоносовым проект уникального монумента Петру Великому в Петропавловском соборе не был реализован.
Панно «Полтавская баталия» (1765) украшает верхнюю площадку парадной лестницы главного здания Академии наук в Петербурге.
Описание слайда:
Описание слайда:
Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Нам открылся многогранный талант М.В. Ломоносова – ученого, поэта, патриота России.
Расширили свои знания по истории, литературе. мозаичному искусству.
Обогатили свои знания о современниках
М.В. Ломоносова как живущих в России, так и в Европе.
Оказалось неожиданным:
непонимание современниками ученого важности идей, им выдвигаемых;
нереализованные проекты памятника
Петру I;
но высочайшие оценки писателей и поэтов XIXв. литературному творчеству академика.
История История
Описание слайда:
Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Работая над проектом мы исследовали и изучили труды М.В. Ломоносова опубликованные в электронных публикациях Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, Русской виртуальной библиотеки, Фундаментальной электронной библиотеки.
Выдвинули идею (тему) и вместе работали над ней
Опыт работы над проектом нас обогатил, сплотил, заинтересовал. И мы, конечно, будем продолжать вместе работать над проектом в рамках исследовательской работы, например по теме «Война и мир в творчестве
М.В. Ломоносова»
История История
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Петр I как герой русской истории в изображении М.В. Ломоносова
Ломоносов постоянно стремился обратить науку в практику. Основные темы его од, как говорит Татаринова: Россия, Отечество, Петр, мир, возлюбленная тишина, науки, просвещение, вера в талантливость молодых людей. Его оды не то, что есть, а то, что должно быть (но в то же время это не утопии). Оды выходили тиражом 200-200 000 экз. Порой одам свойственно повторение одних и тех же образов.
«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана высоким штилем и прославляет дочь Петра 1. отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», «доброму и прекрасному лику», стремлению расширять науки, поэт заводит речь о ее отце, которого называет «человеком каков не слыхан был от века». Петр 1 – это идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей – ведущая во всем творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэты.
Ломоносов возвеличивал Петра I, раскрывал его заслуги в развитии промышленности России, торговли, в разработке недр земли, в создании регулярной армии и флота, распространении просвещения, преодолении отсталости страны.
Се образ изваян премудрого Героя.
Хотя вослед иду Виргилию, Гомеру,
Не нахожу и в них довольного примеру.
Не вымышленных петь намерен я богов,
Но истинны дела, великий труд Петров.
Ещё раз вспомним прямое обращение к «Энеиде», вошедшее в первую надпись «К статуе…» и отметим эволюцию героического образа Петра у Ломоносова. Державин в своем «Памятнике» как заслугу упомянет свой приоритет в воспевании Екатерины, Ломоносов утверждает собственный приоритет в воспевании Петра и пишет Шувалову:
Что тем я заслужу парнасские венцы:
Что первый пел дела такого Человека,
Каков во всех странах не слыхан был от века.
Пою премудрого российского Героя…
Познают, что монарх и что отец прямой,
Строитель, плаватель, в полях, в морях Герой.
В подобном духе позже писали о Петре позднейшие поэты. Культ Петра необходим Ломоносову для утверждения славы России, для утверждения права России на великих, бессмертных героев.
О войско славное, потомки тех героев,
Что, следуя Петру по жатве многих боев,
Торжественные ввек приобрели венцы,
Отечество в земны прославили концы,
Я вашим мужеством в труде сем ободряюсь
И сердцем и умом меж вами обращаюсь:
Воюйте счастливо, сравните честь свою
Со предков похвалой, которую пою.
Смысл этого обращения прозрачен. Величие петровского героизма, по Ломоносову, и состоит в том, что он заложил традиции, продолженные героями елизаветинского времени, поразившие Европу на полях сражений. Ломоносова интересует герой, создавший новую Россию, с величественной имперской идеей и преемственностью героизма. Героизму новой России, олицетворенному Петром, и посвящен эпос Ломоносова.
Просветитель и естествоиспытатель, Ломоносов не мог придать своему герою черты победителя природы, подчинившего себе ее силы в апофеозе науки. Ломоносов любуется тем, как Петр, не боявшийся смелых замыслов, подчинил себе природу, ждущую человеческих трудов, готовую обогатить труженика, неутомимого работника:
И в сердце положил великий труд. Канал,
Дабы российскою могущею рукою
Потоки Волхова соединить с Невою.
Сказал: «Ты можешь мне произвести, Россия,
Целебны влажности и жилы золотые.
Но ныне для твоей бессмертной похвалы
Спешу против врагов чрез горы и валы;
Железо мне пролей, разжженной токи меди…
Здесь Петр пророчествует, как вергилиевский Эней (все-таки Эней остается ключевой мифологической фигурой для понимания образа Петра у Ломоносова), проникая в славное будущее создаваемой им империи (Ломоносов ставит именно такую идеологическую задачу). Пророчество Петра содержит и характерный для Ломоносова апофеоз науки и географических исследований, героизация которых входит в программу поэта:
Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава…
Эти строки перекликаются с прославлением героизма Витуса Беринга, которое встречается в елизаветинской оде Ломоносова 1742 года:
К тебе от встречных стран спешат
Уже Американски волны
В Камчатской порт, веселья полны…
Сей бодрый государь в Россию первый ввел
На бранях новый страх земных громовых стрел.
Неслыханны пред тем и сильные удары
Почувствовав от нас против себя татары,
Вовек отчаялись над россами побед:
Скончался с гордостью ордынскою Ахмет.
В чем видит заслуги ломоносов петра 1
Помощь
Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.
В начале своего творческого пути М. В. Ломоносов был сторонником петровского пути развития. После его смерти, поэт желал продолжения распространения реформ Петра.
Ломоносов идеализировал личность Петра: он ни разу не сказал о том, какими тяготами пали петровские реформы на плечи народа.
Не вымышленных петь намерен я богов,
Но истинны дела, великий труд Петров!
Достойную хвалу воздать сему герою
Труднее, нежели как в десять лет взять Трою.
Эти «истинные дела» он всегда искал и находил в деятельности Петра I. О ком бы Ломоносов ни писал, по какому бы поводу он ни сочинял оду, он всегда вводил в произведение петровскую тему. От этого частично менялся самый характер произведения. Исчезали имена греческих и римских богов и героев, исчезала часто риторическая патетика. Слова становились осмысленными, простыми и ясными, появлялись меткие и лаконические характеристики. Можно сказать, что Петр I —собственно единственный настоящий герой в творчестве Ломоносова. Ломоносов не просто преклонялся перед гением Петра I, но, раскрывая смысл и значение деятельности Петра, он сам себе уяснял сущность исторического процесса вообще и исторические судьбы России, в частности. Проникновение в смысл Петровской эпохи позволяло ему одновременно строить прогнозы относительно будущего России.
Почти во всех без исключения одах Ломоносова, не говоря уже о поэме «Петр Великий», выступает Петр как подлинный герой русской истории.
Петровская тема неизменно обогащает содержание ломоносовских од и вносит в средства поэтического выражения большую конкретность.
В тесной связи с торжественными одами Ломоносова находится его поэма «Петр Великий» (1760—1761). В ней важна не сюжетная сторона, а самое понимание личности и деятельности Петра. Это произведение суммирует в себе разбросанные по разным одам и надписям лаконичные характеристики и замечания, относящиеся к Петру. В этой поэме Ломоносов старается увековечить образ Петра, но и тут, как и в одах, он ставит перед собой не столько познавательные цели, сколько назидательные.
Ломоносова интересуют в этом произведении две темы: ему важно показать, какие огромные препятствия пришлось преодолеть Петру в борьбе за достижение своих целей и какие перспективы открылись перед Россией в результате его деятельности. Обе эти темы поворачивают произведение к современности. Подробно останавливаясь на стрелецком бунте, на расколе, т. е. на показе тех сил, которые противостояли Петру, противостояли прогрессу, он указывает тем самым на необходимость и в современной ему действительности бороться с подобными же реакционными силами. Все реакционное, мешающее прогрессу, должно быть устранено. В поэме «Петр Великий» Ломоносов показывает, как боролся Петр с оплотом невежества, с расколом. Он так говорит о расколе и об отношении к нему Петра, что не оставляет никакого сомнения в том, что он подразумевает здесь свою собственную борьбу с духовенством. Сам Ломоносов не скрывал того обстоятельства, что в своей поэме он будет говорить не только о прошлом, но и о современности. Недаром, прежде чем перейти к повествованию о стрелецком бунте и расколе, Ломоносов останавливается и выражает сомнение, может ли он продолжать свой рассказ, не вызвав нареканий. Интересно отметить, что Ломоносов, который говорит в начале поэмы о том, что Петр смирил «злодеев внутрь и вне попрал противных», больше внимания уделяет все же борьбе его со «злодеями» внутри страны. Очевидно, именно в них он видел основную опасность для страны, и не только в прошлом, но и в настоящем. Правда, Ломоносов пишет и о победе Петра над врагами внешними, потому что понимает, что победа над врагом является необходимым условием для процветания в стране наук и искусств.
Как истинный патриот, Ломоносов гордится той армией, которую создал Петр и которой он обеспечил возможность процветания страны. Ломоносов в этой поэме пишет лишь о тех явлениях, которые могут служить примером для современности. Каждое слово этой поэмы учит. Петр выступает в ней как царь, укрепивший страну, победивший врагов, а главное, как просветитель. «Петр Великий» состоит из двух песен и посвящения И. И. Шувалову. Хотя она Ломоносовым не закончена, однако эта незаконченность чисто формальная: сюжет ее, по-видимому, должен был охватить все важнейшие эпизоды из жизни Петра, а на самом деле, даны только два эпизода, из первых лет его царствования. Но в идейном отношении, в смысле выявления самого замысла произведения поэма безусловно имеет вполне законченный характер. Каждая из песен развивает тему борьбы с врагами: первая — с врагами внутренними, вторая — с врагами внешними. Посвящение же Шувалову раскрывает тот угол зрения, под которым Ломоносов рассматривал воспроизводимые им события, и вносит в поэму лирическую струю. В поэме мы не находим плавного повествования о событиях. События даются лишь вскользь, описания почти отсутствуют; она представляет собой рассуждение или размышление по поводу событий, происходящих в стране, очень важных для нее или для человечества в целом. И в «торжественных одах» и в поэме «Петр Великий» Ломоносов выступает как поэт гражданственных мотивов, социально-значимых тем. Но в этих произведениях поэт принужден все же обходить «теневые» стороны жизни. Только иногда, как мы видели, сквозь панегирическую оболочку произведения можно уловить выражение неудовлетворенности, недовольства и даже протеста. Но все же подобные мотивы хоронились глубоко, и обнаружить их в произведении подчас бывает трудно. Очень редко в «торжественной» оде автор говорит о себе. И оды и поэма «Петр Великий» Ломоносова — это лиро-эпические произведения, в которых субъективизм выражается лишь в изъявлении «восторга». Это не значит, что ломоносовский «восторг» всегда является лишь данью внешней необходимости. Ломоносов, прославляя Петра, Россию, ее будущее, человеческий разум, русскую науку, прогресс, вполне искренен в своем восторге и обнаруживает большой запас оптимизма и веры в свою страну.
Петр I в мировоззрении и творчестве Ломоносова Образ Петра в одах, надписях и др Поэма «Петр Великий»: замысел и его воплощение
Экзамен: Русская литература 18 века
В начале своего творческого пути М. В. Ломоносов был сторонником петровского пути развития. После его смерти, поэт желал продолжения распространения реформ Петра.
Ломоносов идеализировал личность Петра: он ни разу не сказал о том, какими тяготами пали петровские реформы на плечи народа.
Не вымышленных петь намерен я богов,
Но истинны дела, великий труд Петров! «
Достойную хвалу воздать сему герою
Труднее, нежели как в десять лет взять Трою.
Почти во всех без исключения одах Ломоносова, не говоря уже о поэме «Петр Великий», выступает Петр как подлинный герой русской истории.
Петровская тема неизменно обогащает содержание ломоносовских од и вносит в средства поэтического выражения большую конкретность.
В тесной связи с торжественными одами Ломоносова находится его поэма «Петр Великий» (1760- 1761). В ней важна не сюжетная сторона, а самое понимание личности и деятельности Петра. Это произведение суммирует в себе разбросанные по разным одам и надписям лаконичные характеристики и замечания, относящиеся к Петру. В этой поэме Ломоносов старается увековечить образ Петра, но и тут, как и в одах, он ставит перед собой не столько познавательные цели, сколько назидательные.
Ломоносова интересуют в этом произведении две темы: ему важно показать, какие огромные препятствия пришлось преодолеть Петру в борьбе за достижение своих целей и какие перспективы открылись перед Россией в результате его деятельности. Обе эти темы поворачивают произведение к современности. Подробно останавливаясь на стрелецком бунте, на расколе, т. е. на показе тех сил, которые противостояли Петру, противостояли прогрессу, он указывает тем самым на необходимость и в современной ему действительности бороться с подобными же реакционными силами. Все реакционное, мешающее прогрессу, должно быть устранено. В поэме «Петр Великий» Ломоносов показывает, как боролся Петр с оплотом невежества, с расколом. Он так говорит о расколе и об отношении к нему Петра, что не оставляет никакого сомнения в том, что он подразумевает здесь свою собственную борьбу с духовенством. Сам Ломоносов не скрывал того обстоятельства, что в своей поэме он будет говорить не только о прошлом, но и о современности. Недаром, прежде чем перейти к повествованию о стрелецком бунте и расколе, Ломоносов останавливается и выражает сомнение, может ли он продолжать свой рассказ, не вызвав нареканий. Интересно отметить, что Ломоносов, который говорит в начале поэмы о том, что Петр смирил «злодеев внутрь и вне попрал противных», больше внимания уделяет все же борьбе его со «злодеями» внутри страны. Очевидно, именно в них он видел основную опасность для страны, и не только в прошлом, но и в настоящем. Правда, Ломоносов пишет и о победе Петра над врагами внешними, потому что понимает, что победа над врагом является необходимым условием для процветания в стране наук и искусств.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711/1765) — русский ученый-энциклопедист, поэт, общественный деятель, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Получив всестороннее образование (в том числе и в зарубежных учебных заведениях), Ломоносов вел разнообразную исследовательскую деятельность в Российской академии наук. Именно благодаря Ломоносову была создана химическая лаборатория, введены в систему образования новые дисциплины, открыты новые отрасли наук. Основоположник материалистической философии в России. Литературная деятельность Ломоносова тесно соприкасалась с научной.
Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 г. в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора. Поступив в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (1731), был затем направлен в Академию наук в Петербург (1736), а потом за границу, в Марбургский университет. Женится на Елизавете Цильх в Марбурге по реформатскому обряду 26 мая 1740 года. В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В России он никому не рассказывал о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о своей жене и дочери, пока Елизавета не нашла его через российское посольство. Узнав о запросе от жены, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал её переезду в Петербург. 25 ноября 1741 года вступила на престол императрица Елизавета и он решается подать прошение на высочайшее имя о произведении его в академики. С 1742 он адъюнкт академии с жалованьем аж в 360 рублей и почетными государевыми премиями
В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) был заключён под стражу на 8 месяцев. Только 12 января 1744 года Сенат, заслушав доклад Следственной комиссии, постановил: «Оного адъюнкта Ломоносова для его довольного обучения от наказания освободить, а во объявленных им продерзостях у профессоров просить прощения» и жалованье ему в течение года выдавать «половинное». Несмотря на это Ломоносов с 1745 года профессор и академик Петербургской АН. Спустя еще несколько лет Елизавета присвоит ему дворянское звание «с выдачей 9 тысяч десятин земли и более 200 душ крепостных».
Ломоносов сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создаёт ему массу завистников, во главе которых стоит И. Д. Шумахер. Но пользуясь поддержкой своего покровителя и друга он успешно осуществляет массу своих проектов. С 1745 года Ломоносов выступает как общественный деятель: он затрагивает вопросы образования и распространения просвещения в России, хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. На вопрос: «куда с учеными людьми?» Ломоносов отвечает, что они нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».
Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. В 1756 году Ломоносов отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. 13 февраля 1757 года 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. По табели о рангах он становился чиновником VI класса. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами.
С восшествием на престол Екатерины II (1762) положение Ломоносова поколебалось. Новая государыня смотрела на Шувалова и Воронцова как на лиц, причинивших ей много неприятностей. Ломоносов был в числе их сторонников и пользовался их благорасположением. В мае 1763 года, Екатерина II подписала указ об отставке академика, но затем отменила его. Все-таки деятельность Ломоносова понравилась государыне; 20 декабря 1763 года она произвела его в статские советники с жалованьем в 1875 рублей в год.
Творчество М.В. Ломоносова исключительно разносторонне, его труды охватывали широкий круг наук. Свои открытия он отстаивал, непрерывно борясь со спекулятивными воззрениями, господствовавшими в науке того времени. Особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Положив в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц — «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы), Ломоносов не мыслил материю в отрыве от движения. Эта идея выражена им в законе сохранения вещества и движения, который он сформулировал в письме к Эйлеру в 1748 (Сохранения энергии закон).
Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки — физической химии; ввел в химию способ количественного анализа в качестве систематического приема исследования и т. д. Ломоносов развил атомистические идеи, распространив их на круг химических явлений, заложил основы химической атомистики. Исключил флогистон из числа химических агентов. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. В работе «Размышления о причине теплоты и холода» (1749) он отвергает понятие теплорода как особого вида теплотворной материи и показывает, что причину тепловых процессов следует искать в движении частиц материи. Это приводит Ломоносова к догадке о том, что многообразие явлений природы обусловлено разными формами движения материи. Основными свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение.
Ломоносов, первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Он исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Современники Ломоносова, за исключением немногих отдельных личностей, не понимали и не ценили его трудов по физике и химии. Граф М.Л. Воронцов, например, смотрел на электрическую машину как на «дерзкое испытание тайн природы»; В.А. Нащокин с иронией указывал, что Рихман машиной старался спасти людей от грома и молнии – и сам же был убит.
Велики заслуги Ломоносова в развитии геологического изучения России, в постановке горно-металлургического и фарфорового дела. Он описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, опубликовал руководство по металлургии. Значительное внимание уделял развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. В июле-ноябре 1741 занимался составлением раздела в «Каталоге камней и окаменелостей Минералогического кабинета Кунсткамеры АН». Ломоносов также работал над доказательством органического происхождения почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. Представил доказательства существования материка на Южном полюсе Земли. Работая в химической лаборатории, Ломоносов достиг значительных успехов в изготовлении прозрачных стекол и добился разрешения на постройку в окрестностях Ораниенбаума (совр. Ломоносов) в деревне Усть-Рудица специальной фабрики цветного стекла (1752).
Художества мастера лицезрела сама Фелица. 7 июня 1764 года Екатерина II, узнав о болезни Ломоносова, посетила его на дому вместе с княгиней Дашковой и некоторыми из придворных. Не велев докладывать о своем приезде, императрица прямо прошла в его кабинет, где и застала Ломоносова сидящим у своего письменного стола в глубокой задумчивости. Дашкова оставила записки, в которых посвятила в подробности этого редчайшего визита, чем будущая императрица не будет удостаивать даже европейских монархов.
Большой вклад внес и географию, связанную с практическим освоением русских земель. В марте 1758 приступив к «смотрению» за Географическим департаментом АН, занимался организацией составления «Атласа Российского». Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Исследуя морские льды, дал их первую классификацию («Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», 1760). Ломоносов неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1763 закончил «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию», в котором высказал уверенность, что «России могущество будет прирастать Сибирью».
От Ломоносова идет материалистическая традиция русской философии. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы. В гносеологии стоял на материалистических позициях. Считая источником познания воздействие внешнего мира на органы чувств, он выступал против теории врожденных идей, утверждал объективность существования как первичных, так и вторичных качеств.
Он внес также вклад в руссскую филологию, заложив основы современного русского литературного языка. Создатель фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка, один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир.
По инициативе Михаила Васильевича Ломоносова основан Московский университет (1755). А.С. Пушкин так сказал о нем: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Являясь основателем Московского университета, великий русский подвижник подготовил плеяду ученых, способствовавших развитию естествознания и философии в России. Член Академии художеств (1763). Предпринятая Ломоносовым попытка организации Санкт-Петербургского университета при его жизни не увенчалась успехом.
Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе на кладбище Александро-Невской Лавры. Погребение его было великолепное: на нем присутствовали петербургский архиерей с высшим столичным духовенством, сенаторы, вельможи, не говоря уже об учениках и почитателях умершего. На могиле его канцлер граф Воронцов поставил чудный памятник из белаго каррарскаго мрамора. Надпись на памятнике, указывающую заслуги, составил его друг Штелин на русском и латинском языках.
Первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт. Многие его открытия по химии, физике и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, о многих его трудах и опытах стало известно только через сто лет после его смерти. К сожалению, до 1830-х годов Ломоносова ценили исключительно как поэта. И гениальный один из немногих дал настоящую и достойную оценку российскому титану. По словам А. С. Пушкина, Ломоносов, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». гений Ломоносова опередил свой век!
Фото(из интернета):Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику собственного изготовления.
Репродукция полотна А.Д. Кившенко. 1895 г.