В чем видите слабость веймарской республики
Веймарская республика: слишком либеральная, чтобы выжить
Краткая (с 1918 по 1933 годы) история первой немецкой республики считается одним из наиболее трагических моментов в развитии европейской государственности ХХ века и являет собой прекрасный пример стремительного развития и упадка демократии. Надо сказать, что нет ни одной современной демократической страны, перед которой бы за последнее десятилетие не вставал «призрак Веймара».
Говоря о причинах краха Веймарской республики, при том, что данный список не претендует на исключительно полное и всеобъемлющее их изложение, необходимо выделить следующие пять «блоков причин»:
1) недостатки Веймарской Конституции;
2) сохранение власти реакционных чиновничества и военных;
3) «национальный эгоизм» держав-победительниц в отношении Германии;
4) слабость демократических партий;
5) расцвет «Консервативной революции»;
6) успешная пропагандистская деятельность националистических (ННП,НННП и НСДАП) партий.
Все эти факторы, так или иначе, повлияли на осознанный выбор, результатом которого стало солидное представительство гитлеровской партии в рейхстаге, а затем и назначение ее лидера канцлером Германии 30 января 1933 г. То есть приход нацистов к власти был осуществлен с помощью демократических механизмов, основанных на свободном волеизъявлении немецкого народа. Если тому и способствовали закулисные политические интриги, то лишь на заключительном этапе, после того, как НСДАП неоднократно на парламентских выборах получала более 1/3 голосов избирателей.
К основным причинам краха первой немецкой демократии следует отнести те, которые вытекали из Конституции Веймарской республики. От того, насколько она продумана, зависит все дальнейшее развитие государства.
«Веймарская Конституция», принятая в 1919 году, вряд ли могла считаться таковой. Она не пользовалась уважением среди современников. Напротив, ее текст предоставлял много поводов для насмешек. Например, первая статья: «Немецкая Империя является республикой». Содержание Конституции также вызывало множество вопросов. Так, доминирующее положение в системе государственной власти занимал президент. Но в противовес сильному президенту Конституция создала и сильный парламент. Правительство зависело как от Президента, так и от парламента. Канцлер и, по его представлению, министры назначались Президентом, который был формально свободен при выборе кандидатур. Но эти назначения нуждались в одобрении Рейхстага. Канцлер определял основные направления политики и был подотчетен Рейхстагу, а не Президенту. Следствием подобных неупорядоченных отношений высших институтов власти стал крен в сторону личной диктатуры последних канцлеров Веймарской республики (Брюнинга, Папена, Шлейхера).
Однако, вместо противовеса, данные положения послужили источником слабости Веймарской республики, ибо в 1920-е годы в рейхстаге сформировалось два крупных оппозиционных блока, занявших деструктивную позицию по отношению к Веймарской республике. Отсутствие конституционного запрета на деятельность партий, сеющих рознь среди немецкого народа, разжигавших национальную вражду, антисемитизм, создавало условия не только для роста нацистских организаций, но и для легального вхождения НСДАП в веймарскую общественно-политическую и государственную систему.
Другую причину неудовлетворительной работы правительств последнего периода Веймарской республики современники видели в отсутствии верхней палаты рейхстага, которая бы сдерживала «импульсивность» нижней.
От Германской империи Веймарская республика получила кадры государственных служащих. Роковой ошибкой было то, что республика не лишила власти реакционную военщину (представители которой – такие, как генералы фон Сект и фон Шлейхер активно влияли на внутриполитическую жизнь страны), не реорганизовала бюрократический аппарат. Демократию не принял сохранившийся кадровый состав войск.
Армия, подчиняющаяся, по Конституции, только рейхспрезиденту, фактически была бесконтрольной. Она превратилась в самостоятельную активную политическую силу (вспомним, что свою политическую карьеру А. Гитлер начинал как один из политических осведомителей рейхсвера). Отсюда происходило еще одно опасное заблуждение немецких либералов: «Полным самообманом являлось, с одной стороны, представление о национал-социализме как о куче демагогической грязи, а с другой – как о благородном вине, которое еще бродит и которое может быть легко разлито и закупорено в бочках, причем трубку, через которое льется это вино, держит рейхсвер».
В условиях политической конфронтации и, как следствие этого, частой смены кабинетов, остававшееся на местах старое чиновничество также было бесконтрольным, и его самостоятельная политическая активность в условиях «несменяемости», гарантированной Конституцией (ст. 130), определялась отнюдь не демократическими, а консервативно-монархическими убеждениями.
Радикальные силы пользовались слабостью политической воли Веймарского государства. Последняя была связана также с отсутствием единства действий его высших и местных органов власти, с децентрализованным характером Веймарской федерации. – Таковым было наследие от Германской империи, где династия Гогенцоллернов (и Пруссия) была первой среди равных.
Успеху националистов (помимо гитлеровской НСДАП в Веймарской республике было еще 2 официальных националистических партии) способствовали «внешние» причины. Нельзя отвергать значение мирового экономического кризиса 1929 – 1933 годов. Его финансово-экономическая сторона уже достаточно исследована. Поэтому уместно упомянуть о проблеме взаимоотношений «великих держав» (Франции, Британской империи и США) с идеологически близкими либеральными партиями Германии (СДПГ и «Центром») и сформированными ими правительствами.
Из истории внешних сношений Веймарской республики можно сделать вполне определенный вывод, что страны-победительницы очень мало способствовали улучшению экономической и политической конъюнктуры лояльных им немецких социал-демократических правительств. Напротив, Великобритания и Франция как на дипломатических конференциях (обвинение исключительно Германской империи в развязывании Первой мировой войны, ее территориальные изменения и жесткие репарационные планы), так и ходе экономического кризиса (ультимативное введение «плана Юнга» и введение протекционистских таможенных пошлин на немецкие товары и срыв державами-победительницами брюнинговского плана таможенного союза Германии и Австрии) вызывали у немецкого населения возмущение, которым пользовались радикальные партии. Французские журналисты писали: «Германия от нас (Лиги Наций – Д.С) ускользает, и ответственность за это несет Франция! Это Франция противится предоставлению Германии равноправия. И именно Франция будет отвечать за перевооружение Германии».
С другой стороны, «монополия на власть», которой обладали партия «Центра» и СДПГ в течение более чем десяти лет, развратила их. За период с 13 февраля 1919 года по 2 июня 1932-го в сменявших друг друга девятнадцати правительствах рейха представители партии «Центра» занимали. восемьдесят три министерских поста. За восемь лет ее члены девять раз становились рейхсканцлерами. За длительное время пребывания у власти буржуазный центр потерял чувство реальности.
В ходе принципиальных мартовских выборов 1933 года центристы предпочли с удовольствием почивать на лаврах. А социал-демократы вследствие своей уступчивости в правительстве, мелочности в полемике, бездеятельности в пропаганде и неудачливости потеряли поддержку избирателей.
Но если «усталость от привычки к власти» была внешней чертой, то внутри немецких демократических партий можно говорить об идейном кризисе. Демократические идеи были, скорее «пасынками», чем «родными детьми» немецкой философии. Куда более глубокие корни имело консервативно-антидемократическое направление немецкой общественной мысли.
Отсутствие у демократии ярких профессиональных пропагандистов (в отличие от радикальных партий) ослабляло положение Веймарской республики среди правящего бюргерства и интеллигенции. Отрицательно к республике относилась, подавляющая часть профессуры, ученых, правоведов, историков и пр., задававших тон в немецких университетах, а также студентов, которые оставались приверженцами «Консервативной революции». Не случайно впоследствии среди студентов оказалось много сторонников Гитлера.
Демократический фасад Веймарской республики не опирался на прочный фундамент демократических государственных институтов не только в силу сохранения старого государственного аппарата, но и изъянов самого конституционного порядка, придуманного в Веймаре без глубокого учета обстановки в стране. Так, широкие демократические права и свободы, в частности свобода печати, при отсутствии цензурных ограничений способствовали беспрецедентному росту шовинистической, милитаристской пропаганды. Литература такого толка фактически захлестывала страну, и она имела весьма сильное влияние на умы.
На 1920-е годы приходится расцвет такого феномена немецкой общественно-политической мысли, как «Консервативная революция» или поиски «Третьего пути». Гитлеровская партия лишь использовала в своих целях труды многих философов и мыслителей, имена которых позднее, в силу поверхностного взгляда потомков, стали ассоциироваться с нацизмом (например, О. Шпенглер, А. Мёллер ван ден Брук и другие). Они подготовили общественное мнение, сформировали у немецкого народа «инстинктивное понимание того, что «что-то должно измениться. Дальше так продолжаться не может». И это «что-то» не будет иметь ничего общего с демократией. Данный своеобразный стереотип массового мышления играл на пользу нацистам, которые действовали вопреки традиционной для режима Веймарской республики практике.
Все эти факторы нашли благодатную почву в сознании немцев. Основная масса населения (что наглядно показали выборы 1929-32 годов) была привержена «великогерманским» ценностям, провозглашенным еще кайзером Вильгельмом II. Большинство немцев не приняло Веймарскую республику, которая считалась порождением «позорного» Версальского мирного договора.
Как пишут современные исследователи: «Общий комплекс идей, характерных для Германии 1920—1930-х годов, представляет собой антидемократизм, национализм, обращение к «славному прошлому”, критику существующего режима, имперские геополитические амбиции, идеократию, негативное отношение к гуманизму, либерализму, техницизму, цивилизации Запада, обращение к мифу, религии, архаике и эзотерической традиции, установку на «подлинную” экзистенцию, жизнь в риске, героизм, национальное чувство, вызов буржуазному миру, нонконформизм».
К описанным чувствам прибавились усталость и желание покоя после пертурбаций 1920-х годов. Желание стабильности подкреплялось чувством национального унижения. Оно стало благодатной почвой для широкого распространения мифа о «ноябрьских предателях», заключивших Версальский договор, когда победа была так близка.
Ответственность за приход и удержание власти Гитлером самими немецкими политиками возлагалась на свой народ. После разгрома коммунистов, сильной и организованной оппозиции нацизму не было вплоть до 9 мая 1945 г. Оппозиции не было, потому, что в народе не было оппозиционных настроений, хотя немцы знали о гитлеровском терроре. Гитлеровский «порядок любой ценой» был осознанным выбором.
Немцы в массе своей не были настроены против гитлеровской диктатуры. Основной массе населения, его консервативному массовому сознанию трудно было смириться и с тем, что Веймарская республика разрушила старый, привычный порядок кайзеровской империи, казавшийся таким прочным и надежным. По старым добрым временам тосковала не только бывшая правящая верхушка, но и широкие средние слои населения, которые потеряли в результате кризиса, безудержной инфляции свой достаток и имущество, не воспринимали новую, малопонятную, не имеющую ничего общего со старыми временами систему ценностей.
Между свободой и порядком немцы выбирали последний. Осознанность такого выбора подтверждали современники: «Демократия исчезла в некоторых великих странах не потому, что их народы разочаровались в ней, а потому, что они устали от безработицы и небезопасности, оттого, что их дети голодают».
Веймарская республика оказалась слишком либеральной, чтобы пережить экономический кризис. Последний, в свою очередь, обнажил застаревшие политические споры и идеологическое неприятие демократии немцами. В итоге консерваторы объединились с националистами, составлявшими значительную силу в парламенте, разгромили коммунистов и подчинили себе социал-демократов… Это важный урок для всех «новодемократических стран»: государству нельзя резко уходить из экономики и идеологии. И мы обязаны его помнить.
Причины кризиса веймарской республики
Веймарская республика оказалась недолговечной, слабой. Причины:
1) в Германии не было не было стабильного экономического фундамента.
2) хозяйственная разруха, развал экономики, гиперинфляция вели к сильнейшему обнищанию и разорению многих категорий населения – мелких и средних предпринимателей, ремесленников, торговцев, крестьян, лиц свободных профессий
3) За короткий срок – резкий скачок в плане политического развития: от весьма консервативной имперской формы правления к одной из самых демократичных республик. Но: в Германии не было глубоких демократических традиций. Недовольство против демократии и парламентского строя – идея сильной власти, которая будет заботиться об интересах простого народа
4) полностью сохранилось экономическое могущество юнкерства; сохранились консервативно-реакционные силы (чиновничество, верхушка армии). Многие из них не приняли республику с самого начала и мечтали о реставрации монархии
5) присутствовали антидемократические черты в политическом строе Германии, в частности, большие полномочия президента.
6) огромный психологический шок от поражения и унизительных условий Версальского договора
7) объективно на развал республики действовали и коммунисты, исходя из своей стратегии «чем хуже, тем лучше», т.е. тем быстрее произойдет социалистическая революция.
Разразившийся в 1929 г. мировой экономический кризис стал и кризисом Веймарской республики. Едва ставшая на ноги немецкая экономика, не имела серьезных резервов для сопротивления кризису. + в условиях начавшегося кризиса банки США, вместо того, чтобы выдавать Германии новые займы, стали изымать свои капиталы обратно. Как следствие – разорение немецких банков, банкротство мелких и средних предприятий, падение производства, инфляция, рост цен, безработица. Летом 1931 г., когда экономический кризис угрожал полным крахом. В ноябре 1932 г. германское правительство заявило о невозможности возобновить уплату репараций.
Прекращение выплат по репарациям, несколько облегчило состояние германской экономики, однако, не спасло от кризиса.
нарастает недовольство к республике, парламенту, соответственно, и к социал-демократам. обнаружилась слабость верховной власти. Межпартийная борьба сделала парламент недееспособным.
В этих условиях успех НСДАП стал неслучаен. Германия тогда ждала своего фюрера, под любым именем. нужна была сильная власть. Нацисты предлагали радикальную программу обновления страны.
1) Прежде всего, успех был во многом предопределен выдвижением требования «Долой Версаль!»
2) требование аграрной реформы, ликвидации безработицы, создания и поддержания процветающего среднего класса, контроля над трестами, экспроприации нетрудовых доходов, конфискации крупных универсальных магазинов и передачи их мелким торговцам.
3) в социальной сфере обещали поднять уровень здравоохранения, обеспечить престарелых, защитить права матери и ребенка, запретить детский труд, реформировать систему образования.
4) требование сильной центральной власти, обладающей абсолютными полномочиями. Только такая власть может навести в стране мир и порядок. Обещали вернуть былое величие германской нации, покончить с национальным унижением
5) требование «новых земель и территорий для обогащения народа и расселения избытка нашего населения». «Ни одно лицо негерманской крови не может быть членом нации» (иметь гражданские права).
8-9 ноября 1923 г. – первая попытка прорваться к власти («пивной путч») – попытка свергнуть правительство в Мюнхене и начать поход на Берлин. Но вооруженная демонстрация нацистских штурмовиков была разогнана полицией.
Огромная организационная и пропагандистская работа партии:
1) создание вспомогательных организаций для работы с различными слоями населения, Гитлерюгенд. СС – охранные отряды, СА – штурмовые отряды. Сеть территориальных и производственных ячеек.
2) создаются свои печатные издания. «Фёлькишер беобахтер».
3) устанавливаются контакты с промышленниками,
Правящая элита Германии 1) опасалась роста влияния коммунистов, повторения советской модели развития, 2) разочаровалась в способности традиционных политических партий обеспечить выход из кризиса, 3) желали сильного правительства, способного предотвратить революцию, экономический крах и обеспечить возрождение Германии. Такую силу видели в НСДАП и ее лидере.
30 января 1933 г. Гинденбург назначает Гитлера канцлером и поручает ему формирование кабинета.
Приход к власти Гитлера – законным, парламентским путем, а затем начинается, собственно, захват власти, узурпация власти.
Становление национал – социалистического режима в Германии
В течение 1,5-2 лет произошло становление нацистского режима. Был уничтожен государственный механизм Веймарской республики и создан новый, причем, происходило это под лозунгом защиты демократии.
Гитлер убедил Гинденбурга распустить рейхстаг, т.к. его состав не отражал, по его убеждению, реальное положение дел в стране. Хотел на новых выборах добиться абсолютной победы, но полной уверенности в успехе не было, поэтому была совершена провокация.
27 февраля 1933 г. поджог рейхстага, в этой акции обвинили коммунистов, якобы готовивших государственный переворот (аресты коммунистов, с 21 сентября по 23 декабря).
28 февраля 1933 г. Гинденбург – под давлением Гитлера – на основании ст.48 Конституции, вводит в стране чрезвычайное положение: действие конституции временно приостановлено, отменены основные демократические права (свобода слова и т.д.).
24 марта рейхстаг наделил Гитлера чрезвычайными полномочиями – право издавать указы и править единолично страной в течение 4-х лет.
Веймарская республика в Германии в 1919-1933 г.г. (история, кризис и причины падения)
В Германии в период с 1919 по 1933 гг. была установлена Веймарская республика, которая была попыткой перейти от имперского прошлого к демократической форме правления. Недолгое существование этого государства проходило под лозунгом борьбы с последствиями Первой мировой войны, в попытках восстановить экономику и политическое развитие, стабилизировать социальные отношения, снизить риск недовольства властью. Но правительства, которые по очереди меняли друг друга, часто не могли договориться по ключевым вопросам, что только усугубляло кризис, и сводило на нет большинство предпринятых реформ. Определённый период стабильности наблюдался в течение 1924-1929 гг., когда Германия стала постепенно восстанавливаться, но мировой кризис не дал преодолеть существующие внутренние и внешние проблемы.
Послевоенное положение страны
Поражение в Первой мировой войне стало национальной трагедией, немцы сложно перенесли проигрыш, потерю статуса великой державы и нации, что сказалось на моральном и состоянии общества. Спокойствия, как ожидало население, не наступило. Страны, которые одержали победу, требовали от Германии извинений, репараций, погашения долгов, возврат захваченных территорий. В результате чего, в обществе стали постепенно зарождаться и формироваться реваншистские настроения. Причинами утверждения Веймарской республики были:
В таких условиях в феврале 1919 года в Веймаре было открыто заседание Национального собрания. В это время по всей стране происходили забастовки, активизировались выступления левых независимых сил и коммунистической партии. В апреле того же года коммунисты сумели захватить власть в Мюнхене – столицы Баварии. Там они сразу же провозгласили создание Баварской советской республики. Их действия поддерживал Коминтерн, но попытка оказалась неудачной. Немцы не поддерживали коммунистов. После того, как туда вошли правительственные войска, Коммунистическая партия Германия была устранена от власти.
Республиканская форма правления
Одним из главных вопросов на Национальном собрании стало принятие нового конституционного закона Германии. Его проект создала специальная комиссия. Обсуждение по будущей Конституции длились с 28 февраля по 31 июля 1919 года, когда и состоялось ее утверждение. Подобное компромиссное решение позволило установить в стране республику. Интересно, что в Конституции сохранили официальное название страны – Германская империя. Вступил документ в действие в августе 1919 года. Среди ее основных положений стоит отметить такие, как:
Экономическое и социальное развитие
В течение длительного времени Германия не могла выйти из кризисного положения, в которое попала из-за огромных репарационных выплат. Основными чертами экономического развития в республике были:
С 1924 года стали предприниматься попытки стабилизировать экономику страны. Толчком к этому стало утверждение в Лондоне документа, который был направлен на проведение финансовой и экономической санации Германии. Теперь репарационные платежи Германия должна была осуществлять, учитывая собственную платежеспособность. Инвестиции позволили провести модернизацию и рационализацию промышленности, начать проводить экономические реформы. В частности, было значительно ограниченно вмешательство страны в экономику. Регулирование происходило через налоги, установление торговых тарифов, выплату кредитов, формирование бюджета.
Правительство провело политику уменьшения государственных расходов и повышения доходов, вследствие чего был значительно сокращен государственный аппарат чиновников, увеличены налоги с физлиц, поощрялся процесс инвестирования. Была введена рентная марка, что позволило снизить инфляцию.
Радикальные изменения коснулись внутреннего рынка, который стал привлекательным для отечественного производителя. Правительство стало защищать собственного производителя, установило льготы на экспорт, что позволило внешней торговле выйти на уровень мировой торговли с положительным сальдо.
Серьезным прорывом в экономической жизни Германии в конце 1920-х гг. стало обновление технической и производственной базы предприятий. На заводах, фабриках стали применяться новые технологии. Быстро стало развиваться производство чугуна и стали, добыча угля, химическая, газовая, машиностроение, электротехническая отрасль. Благодаря этому, возникли крупные промышленные корпорации.
Политическое развитие Веймарской республики
Уже первые массовые беспорядки начались в стране весной 1920 года, когда в армии появилась идея избавиться от условий Версальского соглашения, сбросить республиканский строй. Антигосударственный строй возглавил генерал В. фон Лютвиц, который выступил против власти 10 марта 1920 года. Путчисты вошли в Берлин, восстания и беспорядки начались в других регионах страны – Восточной Пруссии, центральных и северных областях.
Руководство Германии – президент и правительство бежали из Берлина, начав собирать силы для защиты республиканского строя. Ключевая роль в отстаивании принципов Конституции и законной власти сыграли рабочие и немецкие профсоюзы. В ответ на действия путчистов в Германии стали происходить массовые забастовки, которые вскоре перешли в тяжелые бои. Путч был подавлен 17 марта, через несколько месяцев в стране состоялись выборы в первый рейхстаг (6 июня 1920 г.).
До 1924 года коалиции в парламенте возникали постоянно, продолжительность их политической деятельности зависела от вопроса по выплате репараций. В течение 1923-1928 гг. кризис в государстве то обострялся, то приходил в состоянии стагнации. Можно отметить следующие ключевые моменты политической жизни государства в указанный период:
Кризис Веймарской республики в 1929-1933 гг.
Несмотря на то, что стабилизировать к 1929 году экономику, социальную сферу удалось в Германии, но мировой финансовый кризис положил всем успехам правительства конец.
Экономический кризис был в республике более тяжелым, чем в соседних странах Западной Европы. Пика кризис достиг в 1932 году, когда промышленное производство в Германии упало на 40%. Количество безработных достигло 7 миллионов человек, сократилась в два с половиной раза зарплата, снизился жизненный уровень немцев. В экономической сфере прекратился приток инвестиций из-за рубежа, пришло время возвращать иностранные кредиты, снова острой и актуальной стала проблема репараций, что парализовало финансовую систему.
Попытки правительства, в состав которого входили социал-демократы, в отношении кризиса оказались неэффективными, противоречивыми. На первый план было постановлено решение социальных вопросов, а не экономических проблем.
Невозможность коалиции и оппозиции договориться, спровоцировало правительственный кризис в 1930 г. В результате чего, пришел конец принципу политического компромисса, распалась большая коалиция, начался кризис государственной системы Веймарской республики.
Большинство населения поддерживало отказ от парламентской демократия, требуя установления сильной авторитарной власти с президентской формой правления. Несколько выборов и формирование президентских кабинетов вызвало только ухудшение ситуации, обострило кризис в экономике и обществе. На фоне этого и произошел крах республики.
Причины падения
На этих факторах удачно играл Гитлер и его партия, идеология которой рассматривалась населением, как альтернативный инструмент в восстановлении порядка. В республике к 1933 году НСДАП позиционировала себя как левая партия, которая выражала социальный протест против власти, ее неспособности бороться эффективно с проблемами. Партию поддерживали торговцы, предприниматели, ремесленники, которые выступали против влиятельных торгово-финансовых групп населения. Важным было и то, что Гитлер призывал провести национальное обновление общества, что поддержали консерваторы и представители среднего класса.
Веймарская республика распалась, у власти оказался в 1933 году Адольф Гитлер, партия которого победила на очередных выборах в июле 1932 г. Фактический конец республики, как считают историки, наступил 30 января 1933 года, когда Гитлер был назначен на пост рейхсканцлера.