В чем вина фортунато и беда
Ребят, срочно помогите! Прошу! В чем была вина и беда Фортунато из новеллы Маттео Фальконе?
Гневу отца нет утешения,он никогда не был предателем,такого позора отцу не перенести.Прочитав молитвы,мальчик умолял отца о пощаде и прощении.Маттео,сославшись на всепрощение Бога свершил правосудие,застрелил сына,как малолетнего предателя.
Одним из лучших произведений Михаила Юрьевича Лермонтова я считаю его поэму «Мцыри». В этом произведении наиболее сильно отображены писательские и жизненные искания автора, его нелёгкие мысли, философские вопросы, которые он сам затруднялся решить. Лирический герой поэмы ненавидит всякое проявление несправедливости, пытается найти правду.Кроме того в поэме Лермонтова «Мцыри» показаны великие чувства – дружба и любовь. Природа оживает в его строчках. Главный герой этого произведения скучает по идеалу, мечтает о своей далёкой и почти незримой родине. Молодой горец сбежал из монастыря, он тоскует по своему дому. И этот образ – малой родины очень напоминает образ бури в стихотворении Лермонтова «Парус». Во время пребывания на Кавказе поэт был впечатлён величием природы и бытом местных жителей. Всё это нашло своё отражение в поэме «Мцыри». Образ монастыря, из которого сбежал главный герой, выглядит довольно жутко, как будто бы это не монастырь, а тюрьма. Он ограничивает свободу, не дают человеку мыслить и поступать так, как он считает нужным. Именно этим и оправдан побег главного героя поэмы Лермонтова «Мцыри». Мцыри был смелым и сильным, как и все горцы. В его памяти чётко сохранились близкие и родные сердцу края. И хоть в душе он ещё совсем ребёнок, у главного героя хватает отваги совершить столь дерзкий и решительный поступок. Он очень давно решил убежать и очень долго готовился к этому побегу. Поэма Лермонтова «Мцыри» о жажде свободы, стремлении к ней.
В чем беда и в чем вина Фортунатто?
В чем беда и в чем вина Фортунатто.
Десятилетний Фортунато Фальконе, сын уважаемого корсиканского скотовладельца Маттео Фальконе, сначала за пятифранковую монету спрятал беглого преступника Санпьеро, а потом выдал его властям, прельстившись серебряными часами, которые ему за выдачу беглеца подарил сержант.
Вина мальчика в том, что он оказался корыстным предателем.
Сначала за деньги спрятал преступника, а потом за серебряные часы, выдал его.
А беда в том, что к десяти годам не научился чтить корсиканские обычаи, за что и поплатился жизнью.
Написать сочинение на одну из тем : 1?
Написать сочинение на одну из тем : 1.
Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
2. Друзья и враги Герасима.
3. В чем вина и беда барыни?
Помогите пожалуйста написать сочинение по произведению Грибоедова «горе от ума» на тему «в чем вина и беда софьи»?
Помогите пожалуйста написать сочинение по произведению Грибоедова «горе от ума» на тему «в чем вина и беда софьи».
Вспомните стихотворение С?
Вспомните стихотворение С.
В встреча упрямство ссора беда.
С беда упрямство встреча ссора.
D встреча ссора беда упрямство.
Помогите пожалуйста?
В чём вина и беда барыни из Муму?
Стишок про винни пуха?
Стишок про винни пуха.
Написать сочинение по рассказу И?
Написать сочинение по рассказу И.
С. Тургенева «Муму» » В чём вина и беда барыни?
Бунин «Цифры» 1?
В чем вина мальчика?
«Странно : почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?
«Странно : почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?
Зощенко, Беда, перессказ?
Зощенко, Беда, перессказ.
В чем вина и беда Фортунато?
2. Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе?
Жил военный и был у него меч и мог он им всех порешать и всё! И вот однажды случилось шёл он по бульвару ночью и напал напало на него чудище чудное глаза как у мухи руки как у таракана и туловище как у стрекозы! Испугался военный чудища достал свой..
Название нормативного или правового акта, обычно издаваемый главой государства.
Всмысле не понятно.
Бедный высокого сердца ходил он по свадьбам магуль мегери получить её руку.
Бедный выокосердечный развитый музыкант влюбчивый.
Анто́н Па́влович Че́хов—русскийписатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессииврач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности(1900—1902). Один из самых известныхдраматурговм..
Нравственный выбор героев. (Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца? ) (по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»)
Нравственный выбор героев. (Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца? )
(по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»)
1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме.
2.Дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе.
3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы.
4.Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
(1 слайд) Слово учителя:
Мне дорог тот общенья миг,
Который радостно расцвечен,
Когда мой каждый ученик
Спешит открыться мне навстречу.
-Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, и я очень надеюсь, что вы порадуете своей работой на уроке и меня, и моих коллег.
2. Проверка домашнего задания.
А)-К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать страницы учебника о Проспере Мериме, познакомиться с новеллой « Маттео Фальконе»,составить план и сделать необходимую словарную работу.
Б) Насколько внимательно вы читали текст, мы проверим, восстановив перепутанную логическую цепочку.
Серебряные часы в руках сержанта.
Джанетто в засаде корсиканских солдат.
Первый предатель в роду Фальконе.
На эту работу вам отводится 2 минуты. Можете пользоваться вашими домашними заготовками к уроку.+ ПРОВЕРКА У ДОСКИ. Сравните в группах, внесите необходимые поправки.
3.Работа по теме урока:
А)-Начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения Юрия Давидовича Левитанского слайд)
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
-Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения? Какое слово вы бы определили как ключевое в этом стихотворении?( слайд)
-Это слово будет и ключевым в теме нашего урока. Но вы должны были из словаря выписать ещё одно слово, которое в составе словосочетания с ключевым словом поможет нам сформулировать тему сегодняшнего урока. О каком слове я говорю? НРАВСТВЕННЫЙ-отличающийся высокой нравственностью; соответствующий нормам нравственности, требованиям морали. Н. человек. Н. поступок. Н-ое поведение. Н-ое отношение к женщине. Н-ое отношение к животным, к природе. Политика должна быть нравственной.
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
(слайд) Нравственный выбор героев. (Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца? )
(по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»)
( слайд) 1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме.
2.Дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе.
3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы.
4.Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
Б) В ходе сегодняшней работы мы будем пользоваться приёмом «фишбоуна».
1. Где и когда происходят события новеллы? (действие рассказа происходит в начале XIX века на острове Корсика. Непроходимые лесные заросли, полуцивилизованное население, примитивный быт, суровые и простые нравы – вот место развития событий.)
3.Мериме использует обращение к читателю: «Если вы убили человека, бегите в маки…»).
— Что это значит? (он не призывает читателя убивать. Эта ироничная форма нужна Мериме, чтобы читателю было понятно: другого варианта у корсиканца в подобных обстоятельствах нет, дело на Корсике обычное, так заведено в этой местности. Самое интересное, что Мериме, так подробно. Со знанием дела описывая Корсику, не был там. Из примечания мы узнаём, что впервые писатель оказался на Корсике лишь через 10 лет после написания новеллы.).
4.. Прочитайте по ролям отрывок со слов с.270«Прошло уже несколько часов…» до слов с 271 «…как ни в чём не бывало растянулся на солнцепёке». Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.
(«Это был бандит, который, отправившись ночью в город за порохом, попал в засаду корсиканских вольтижеров».
Вольтижеры — это стрелки, набираемые правительством для помощи полиции, это те же свободные корсиканцы, но выступавшие на стороне полиции, то есть официальной власти. Вольтижеры хорошо понимают тех людей, которые скрываются в маки: ведь они и сами могут оказаться или когда-то оказывались на их месте.
«— А что скажет отец, если я спрячу тебя без его разрешения?
— Он скажет, что ты хорошо сделал!»
Маттео Фальконе, человек, живущий рядом с маки, считал территорию вокруг своего дома неотъемлемой частью своих владений, только он мог распоряжаться здесь. Вторжение власти на свою территорию без разрешения он мог посчитать личным оскорблением. Но бандит был человеком маки, он подвергался преследованию, и Фальконе всегда бы спрятал того, кого преследуют.)
5.Заполните таблицу ПМИ.
1.Перескажите близко к тексту отрывок со слов С 271 «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до слов С 274«Искушение было слишком велико…».Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?
4.Заполните таблицу ПМИ.
Жил честно, то есть ничего не делая — эта фраза гротескно обрисовывает современную П. Мериме ситуацию во Франции времени развивающегося капитализма, когда многие состоятельные люди жили на доходы от вложения капитала и с полной уверенностью считали, что они живут честно. Так жили и в городах Франции — недаром французский капитализм того времени называется ростовщическим.
«Такое необыкновенно высокое искусство доставило Маттео Фальконе большую известность. Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом. »
В закрытых обществах часто существует культ силы. Понятие друг в таких обществах означает, что человек, называемый другом, выступает в бою на твоей стороне.
. «Его жена Джузеппа родила ему сначала трех дочерей (что приводило его в ярость) и наконец сына. »
Положение женщины в закрытом обществе, основанном на доминировании мужчины, всегда унизительно. Мужчина стремится к продолжению рода, к передаче своего имени, причем продолжателем рода считается только мужчина, женщина же уходит в семью мужа и принимает его фамилию, поэтому продолжательницей рода не считается.
«Дочери были удачно выданы замуж: в случае чего отец мог рассчитывать на кинжалы и карабины зятьев».
Удачно выданы замуж — значит выданы по желанию и воле отца за людей, которые придерживаются тех же взглядов, что и сам Маттео Фальконе. Соответственно, они всегда готовы в случае возникновения какого-либо конфликта с властью или другой силой принять сторону тестя
Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?
Положение женщины в те времена на Корсике было невыносимо, с нашей точки зрения. Но не будем забывать, что и в наше время есть общества и страны, где женщина находится в подобном, униженном положении.
Джузеппа отвечает как хозяйка, а Маттео — как человек, который понимает, в каком положении находился скрывающийся в маки бандит, у которого кончились патроны. Сержант чутко следит за реакциями мужа и жены и подыгрывает хозяевам.
Корсиканцы с презрением относятся к французам как к людям другой нации, иного общества, в котором царят совершенно другие, чуждые корсиканцам порядки — на взгляд корсиканца, более низкого уровня.
«— Проклятье! — чуть слышно произнес Маттео».
Упоминание фамилии Фальконе в донесении на имя прокурора воспринимается как позор, как обличение Фальконе в сделке с властью.)
2. Перескажите отрывок со слов С.277«Прошло около десяти минут…» до конца новеллы. Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?
(«Фортунато, увидев отца, ушел в дом. Вскоре он снова появился с миской молока в руках и, опустив глаза, протянул ее Джаннетто.
— Прочь от меня! — громовым голосом закричал арестованный.
Затем, обернувшись к одному из вольтижеров, он промолвил:
— Товарищ! Дай мне напиться.
Солдат подал ему флягу, и бандит отпил воду, поднесенную рукой человека, с которым он только что обменялся выстрелами».
Участники погони честно играли принятые на себя роли; Фортунато принял на себя роль спасителя, но ради денег изменил своему слову, и это сделало его изгоем.
«Запинаясь и плача, мальчик прочитал „Отче наш“ и „Верую“. Отец в конце каждой молитвы твердо произносил „аминь“».
Корсиканцы считали себя католиками, но их католицизм во многом был внешним, обрядовым, не затрагивающим основ понимания мира личности.
Молитвы, прочитанные сыном, и мысль о Христе, главная заповедь которого — милосердие, не помогли ему найти в сердце любви и простить проступок сына.
«— Что ты сделал? — воскликнула она.
— Свершил правосудие.
— Где он?
— В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу по нему панихиду».
Поразительное для нас отчуждение от собственного ребенка при полном непонимании того, что в 10 лет ребенок не может и не должен нести взрослую ответственность за совершенное, ибо он только учится правильно поступать. Маттео мечтал о сыне многие годы, был по-своему счастлив 10 лет. И теперь он без колебаний убивает сына, вместо того чтобы через свершившееся помочь ему никогда больше так не поступать.)
5.Заполните таблицу ПМИ.
В). Просмотр кинофильма(сцена убийства)
1. Сопоставление двух сцен: казнь Андрия (. «Тарас Бульба») и финал «Маттео Фальконе».
— С каким произведением можно сравнить эту сцену? (Иллюстрация – Тарас и Андрей).
— Почему герои этих произведений решаются на такой страшный поступок
—Продиктовано ли оно логикой раскрытия художественного характера? (В обоих произведениях отцы убивают своих сыновей. Тарас Бульба казнил сына, предавшего Отчизну, веру. Казаков. Сын Маттео Фортунатто также живёт не по человеческим, не по христианским законам: он выдал своего гостя представителю власти. Чтобы смыть позор с семьи, Маттео отводит Фортунатто в маки, но не сразу убивает его, а сначала приказывает ему молиться, чтобы Фортунатто умер христианином. У Тараса Бульбы были даже более веские причины для убийства сына. Фортунато выдал одного человека, бандита. К тому же угрожавшего ему. А андрий предал всех казаков, предал веру, предал родину. Но предательство есть предательство, и судят его герои по своим законам.)
5.Заполните таблицу ПМИ.
IV. Подведение итогов.
-Кто же виноват в смерти Фортунато?
(Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.
-Кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца? ( В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения он убийца, совершивший тяжкий грех. А сточки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)
Мы убедились, насколько сложен и неоднозначен характер героя новеллы, Маттео Фальконе.
Итак, мы убедились, что для понимания характера литературных героев надо учитывать время и те обстоятельства, в которые он поставлен.
Также мы должны учесть, что в дикие маки начинают проникать денежные отношения, меняются нравы. Это уже реализм.(подкупают Фортунато часами. Отец думает о новом наследнике, которым собирается сделать зятя, не успев схоронить сына.)
Но несмотря на смягчение законов, гуманизм, и сегодня важно сохранять чувство долга, чести, и сегодня относятся с презрением к предательству. Какое произведение, которое мы изучали, затрагивает эту же проблему? («Капитанская дочка», которая советует «Береги честь смолоду».) В нем заключается идея высокой нравственности, чести, верности, долгу, присяге, человеческого достоинства, которые человек должен принести через любые испытания. Эта пословица, дошедшая до нас из глубины веков, была и остается прекрасным напутствием для каждого молодого человека. Потому что есть понятия, которые являются во все века самыми важными, есть запреты, которые «нельзя нарушать».
—Вспомните пословицы на эту тему? (Вина ребенка – вина родителей. )
Вот мы сегодня убедились, как для понимания характера литературного героя важно учесть время и обстоятельства.
— Осуждает или оправдывает автор своего героя?
Ни то, и ни другое. Маттео совершает поступок, какой ему диктовали местные обычаи, его собственное понимание человеческого достоинства.
Один великий человек сказал,
что самое главное – не осуждать и не оправдать, а понять,
почему человек так поступил.
Наверное, мы должны понять поступок Маттео, перенестись в те далекие времена.
-Итак, каков же Маттео? Составьте синквейн(3 минуты)
-Слово учителя: чтение стихотворения Яшина.
IV. Рефлексия. Составление таблицы ПМИ.
V. Домашнее задание.
Письменно ответить на один из вопросов:
1.В чём вина и беда Фортунато?
2.Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе?
Конспект урока по новелле П. Мериме » Маттео Фальконе».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Нравственный выбор героев. (Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца? )
(по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»)
1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме.
2.Дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе.
3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы.
4.Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
(1 слайд) Слово учителя:
Мне дорог тот общенья миг,
Который радостно расцвечен,
Когда мой каждый ученик
Спешит открыться мне навстречу.
-Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, и я очень надеюсь, что вы порадуете своей работой на уроке и меня, и моих коллег.
2. Проверка домашнего задания.
А)-К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать страницы учебника о Проспере Мериме, познакомиться с новеллой « Маттео Фальконе»,составить план и сделать необходимую словарную работу.
-Что такое новелла? ( Новелла- небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.)
Б) Насколько внимательно вы читали текст, мы проверим , восстановив перепутанную логическую цепочку.
На эту работу вам отводится 2 минуты. Можете пользоваться вашими домашними заготовками к уроку.+ ПРОВЕРКА У ДОСКИ. Сравните в группах, внесите необходимые поправки.
3.Работа по теме урока:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
-Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения? Какое слово вы бы определили как ключевое в этом стихотворении?( слайд)
— Это слово будет и ключевым в теме нашего урока. Но вы должны были из словаря выписать ещё одно слово, которое в составе словосочетания с ключевым словом поможет нам сформулировать тему сегодняшнего урока. О каком слове я говорю? НР А ВСТВЕННЫЙ-отличающийся высокой нравственностью; соответствующий нормам нравственности, требованиям морали. Н. человек. Н. поступок. Н-ое поведение. Н-ое отношение к женщине.Н-ое отношение к животным, к природе. Политика должна быть нравственной.
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
(слайд ) Нравственный выбор героев . (Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца? )
(по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»)
( слайд) 1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме.
2.Дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе.
3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы.
4.Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
Б) В ходе сегодняшней работы мы будем пользоваться приёмом «фишбоуна».
1. Где и когда происходят события новеллы? (действие рассказа происходит в начале XIX века на острове Корсика. Непроходимые лесные заросли, полуцивилизованное население, примитивный быт, суровые и простые нравы – вот место развития событий.)
3.Мериме использует обращение к читателю: «Если вы убили человека, бегите в маки…»).
— Что это значит? (он не призывает читателя убивать. Эта ироничная форма нужна Мериме, чтобы читателю было понятно: другого варианта у корсиканца в подобных обстоятельствах нет, дело на Корсике обычное, так заведено в этой местности. Самое интересное, что Мериме, так подробно. Со знанием дела описывая Корсику, не был там. Из примечания мы узнаём, что впервые писатель оказался на Корсике лишь через 10 лет после написания новеллы.).
4. . Прочитайте по ролям отрывок со слов с.270«Прошло уже несколько часов…» до слов с 271 «…как ни в чём не бывало растянулся на солнцепёке». Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.
( «Это был бандит, который, отправившись ночью в город за порохом, попал в засаду корсиканских вольтижеров».
Вольтижеры — это стрелки, набираемые правительством для помощи полиции, это те же свободные корсиканцы, но выступавшие на стороне полиции, то есть официальной власти. Вольтижеры хорошо понимают тех людей, которые скрываются в маки: ведь они и сами могут оказаться или когда-то оказывались на их месте.
«— А что скажет отец, если я спрячу тебя без его разрешения?
— Он скажет, что ты хорошо сделал!»
Маттео Фальконе, человек, живущий рядом с маки, считал территорию вокруг своего дома неотъемлемой частью своих владений, только он мог распоряжаться здесь. Вторжение власти на свою территорию без разрешения он мог посчитать личным оскорблением. Но бандит был человеком маки, он подвергался преследованию, и Фальконе всегда бы спрятал того, кого преследуют.)
5.Заполните таблицу ПМИ.
1.Перескажите близко к тексту отрывок со слов С 271 «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до слов С 274«Искушение было слишком велико…». Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?
4.Заполните таблицу ПМИ.
1.Прочитайте по ролям отрывок со слов С.276 «Наконец он принял смелое решение…» до слов С.277 «…быстрым шагом двинулся к равнине». Чем отличаются жизненные принципы Маттео и сержанта?( .«Маттео Фальконе был довольно богатый человек по тамошним местам; он жил честно, то есть ничего не делая, на доходы от своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место».
Жил честно, то есть ничего не делая — эта фраза гротескно обрисовывает современную П. Мериме ситуацию во Франции времени развивающегося капитализма, когда многие состоятельные люди жили на доходы от вложения капитала и с полной уверенностью считали, что они живут честно. Так жили и в городах Франции — недаром французский капитализм того времени называется ростовщическим.
« Такое необыкновенно высокое искусство доставило Маттео Фальконе большую известность. Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом. »
В закрытых обществах часто существует культ силы. Понятие друг в таких обществах означает, что человек, называемый другом, выступает в бою на твоей стороне.
. «Его жена Джузеппа родила ему сначала трех дочерей (что приводило его в ярость) и наконец сына. »
Положение женщины в закрытом обществе, основанном на доминировании мужчины, всегда унизительно. Мужчина стремится к продолжению рода, к передаче своего имени, причем продолжателем рода считается только мужчина, женщина же уходит в семью мужа и принимает его фамилию, поэтому продолжательницей рода не считается.
«Дочери были удачно выданы замуж: в случае чего отец мог рассчитывать на кинжалы и карабины зятьев».
Удачно выданы замуж — значит выданы по желанию и воле отца за людей, которые придерживаются тех же взглядов, что и сам Маттео Фальконе. Соответственно, они всегда готовы в случае возникновения какого-либо конфликта с властью или другой силой принять сторону тестя
Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?
Положение женщины в те времена на Корсике было невыносимо, с нашей точки зрения. Но не будем забывать, что и в наше время есть общества и страны, где женщина находится в подобном, униженном положении.
Джузеппа отвечает как хозяйка, а Маттео — как человек, который понимает, в каком положении находился скрывающийся в маки бандит, у которого кончились патроны. Сержант чутко следит за реакциями мужа и жены и подыгрывает хозяевам.
Корсиканцы с презрением относятся к французам как к людям другой нации, иного общества, в котором царят совершенно другие, чуждые корсиканцам порядки — на взгляд корсиканца, более низкого уровня.
«— Проклятье! — чуть слышно произнес Маттео».
Упоминание фамилии Фальконе в донесении на имя прокурора воспринимается как позор, как обличение Фальконе в сделке с властью.)
2. Перескажите отрывок со слов С.277«Прошло около десяти минут…» до конца новеллы. Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?
( «Фортунато, увидев отца, ушел в дом. Вскоре он снова появился с миской молока в руках и, опустив глаза, протянул ее Джаннетто.
— Прочь от меня! — громовым голосом закричал арестованный.
Затем, обернувшись к одному из вольтижеров, он промолвил:
— Товарищ! Дай мне напиться.
Солдат подал ему флягу, и бандит отпил воду, поднесенную рукой человека, с которым он только что обменялся выстрелами».
Участники погони честно играли принятые на себя роли; Фортунато принял на себя роль спасителя, но ради денег изменил своему слову, и это сделало его изгоем.
«Запинаясь и плача, мальчик прочитал „Отче наш“ и „Верую“. Отец в конце каждой молитвы твердо произносил „аминь“».
Корсиканцы считали себя католиками, но их католицизм во многом был внешним, обрядовым, не затрагивающим основ понимания мира личности.
Молитвы, прочитанные сыном, и мысль о Христе, главная заповедь которого — милосердие, не помогли ему найти в сердце любви и простить проступок сына.
«— Что ты сделал? — воскликнула она.
— Свершил правосудие.
— Где он?
— В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу по нему панихиду».
Поразительное для нас отчуждение от собственного ребенка при полном непонимании того, что в 10 лет ребенок не может и не должен нести взрослую ответственность за совершенное, ибо он только учится правильно поступать. Маттео мечтал о сыне многие годы, был по-своему счастлив 10 лет. И теперь он без колебаний убивает сына, вместо того чтобы через свершившееся помочь ему никогда больше так не поступать.)
5.Заполните таблицу ПМИ.
В). Просмотр кинофильма(сцена убийства)
1. Сопоставление двух сцен: казнь Андрия (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба») и финал «Маттео Фальконе».
— С каким произведением можно сравнить эту сцену? (Иллюстрация – Тарас и Андрей).
— Почему герои этих произведений решаются на такой страшный поступок
Гоголь перевёл новеллу на русский язык.Мериме знал русский язык,русскую л-ру. Перевёл « Пиковую даму», «Цыганы» Пушкина, ряд произведений Гоголя.)
Одним из переводчиков новеллы Мериме в России был Н.В.Гоголь. (Он помогал сделать стихотворный вариант перевода В.А.Жуковскому.)
5.Заполните таблицу ПМИ.
-Кто же виноват в смерти Фортунато?
(Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.
-Кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца? ( В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения он убийца, совершивший тяжкий грех. А сточки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)
Мы убедились, насколько сложен и неоднозначен характер героя новеллы, Маттео Фальконе.
Итак, мы убедились, что для понимания характера литературных героев надо учитывать время и те обстоятельства , в которые он поставлен.
Но несмотря на смягчение законов, гуманизм, и сегодня важно сохранять чувство долга, чести, и сегодня относятся с презрением к предательству. Какое произведение, которое мы изучали, затрагивает эту же проблему? («Капитанская дочка», которая советует « Береги честь смолоду ».) В нем заключается идея высокой нравственности, чести, верности, долгу, присяге, человеческого достоинства, которые человек должен принести через любые испытания. Эта пословица, дошедшая до нас из глубины веков, была и остается прекрасным напутствием для каждого молодого человека. Потому что есть понятия, которые являются во все века самыми важными, есть запреты, которые «нельзя нарушать».
—Вспомните пословицы на эту тему? (Вина ребенка – вина родителей. )
Вот мы сегодня убедились, как для понимания характера литературного героя важно учесть время и обстоятельства.
— Осуждает или оправдывает автор своего героя?
Один великий человек сказал,
что самое главное – не осуждать и не оправдать, а понять,
почему человек так поступил.
Наверное, мы должны понять поступок Маттео, перенестись в те далекие времена.
-Итак, каков же Маттео? Составьте синквейн(3 минуты)
-Слово учителя: чтение стихотворения Яшина.
IV . Рефлексия. Составление таблицы ПМИ.
Письменно ответить на один из вопросов:
1.В чём вина и беда Фортунато?
2.Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе?