В чем воплощается теологичность античного олимпизма
Олимпизм как метафизика спорта и философия культуры
ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЗМА
Современный олимпизм характеризуется плюралистичностью и мультипарадигмальностью своих форм, он являет собой сложное полифоническое течение духовной жизни, поэтому вряд ли возможен сколь-нибудь цельный метаолимпийский ракурс; целесообразнее акцентировать отдельные, ситуативно значимые стороны олимпизма: философию, антропологию, образование.
Олимпизм как метафизика спорта и философия культуры
Термин «олимпизм», широко применяемый в современном языке, достаточно многозначен: стоит лишь представить, какое количество предикаций с ним связано (олимпийскими являются движения и спортсмены, города и годы, идеалы и принципы, идеи и девизы, комитеты и музеи, академии и виды спорта и т.д.), чтобы оценить спектр его возможных смыслов и денотатов. Ограничимся поэтому концептуальным аспектом содержания понятия «олимпизм», тем более что в современной культурной традиции оно используется именно для обозначения доктрины, положившей начало олимпийско му движению.
Основоположником олимпизма является Пьер де Кубертен, инициировавший создание и развитие институций олимпийского движения. В аккумулированном виде принципы олимпизма зафиксированы в Олимпийской хартии, в соответствии с которой олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Декларируемой целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничному развитию человека, с тем чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.
Кубертеновская артикуляция олимпизма в качестве специфического мировоззренческого и культурантро пологического дискурса явилась концептуальным оформлением и духовной кульминацией исторически длительной социокультурной эволюции олимпийских представлений. В античном олимпизме древних греков сакральная агонистика репрезентирует глубинную онтологию превосходства сил добра над злом, а в лице победителя персонифицируются воля богов и судьба. Теологичность античного олимпизма воплощается в культовой природе Олимпийских игр (являющихся своего рода инсценировкой обряда) и в сакральной норме священного перемирия (экехейрии). Несовместимость политеистического античного олимпийского сознания с утвердившейся парадигмой христианского монотеизма обусловила более чем полуторатысячелетний разрыв европейской культуры с древнегреческой олимпийской традицией.
Интенциональное поле олимпийского сознания широко, его содержание включает в себя различные типы и варианты рефлексивных структур дискурса. В олимпизме можно выделить следующие типы рефлексии.
1. Историческая рефлексия, предполагающая метаисторический анализ истоков современного спорта и генезиса неоолимпизма, выявление его предшественни ков, разработку истории становления концепций спортивного знания, эволюции ценностей, норм, смыслов (Г.С. Деметер, Н.Ю. Мельникова, С.Н. Мягкова, Н.И. Пономарев, Н.В. Рекутина, В.В. Столбов, А.Б. Суник, Ю.М. Чернецкий и др.)1.
2. Мировоззренческая рефлексия как философское осмысление оснований спортивной деятельности. Мировоззренческая рефлексия достаточно вариативна и включает в себя как минимум четыре варианта рефлексирования:
Выделенные шесть типов рефлексирования, которое, разумеется, не исчерпывается предложенной типологией, позволяют сделать некоторые предварительные выводы и осторожные прогнозы.
В чем воплощается теологичность античного олимпизма
Библиографическая ссылка на статью:
Круглик И.И., Круглик И.П., Курамшин Ю.Ф. Изменение идеалов и ценностей олимпизма, от античности к современности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/04/4898 (дата обращения: 16.12.2021).
В последнее время феномен олимпизма становится все более актуальным. Это обусловлено происходящими в мире спорта и в частности во всем мире многими событиями (допинговые скандалы, анти «фейр-плей, военные конфликты, терроризм). Однако, тема олимпизма, как отмечает известный молдавский ученый Н.Н. Визитей достаточна трудна, «большая наука» вообще фактически не интересуется ей. Спортивную науку больше всего интересует вопрос поиска новых технологий подготовки спортсменов, для того чтобы он быстрее пробежал дистанцию, больше поднял вес и т.д. Однако, ее менее всего интересует тот мировоззренческий смысл, которые носят данные результаты для спортсмена [2]. И в этих суждениях, трудно не согласится с Н.Н. Визитеем. Рассматривая олимпизм в историческом аспекте, можно выделить три этапа: античный, кубертеновский и посткубертеновский олимпизм. Все вышесказанное, натолкнуло нас на мысли проанализировать феномен олимпизма в различные исторические эпохи, охарактеризовать основные его особенности на каждом из этапов.
АНТИЧНЫЙ ОЛИМПИЗМ
Если рассматривать зарождение олимпизма, то его починки следует искать в Древней Греции. Первые особенности этого феномена отражены в особенностях: культуры Древней Греции, религии, эллинской системы воспитания, античного спорта.
Культура Древней Греции это очень масштабное явление. Однако, одним из ее главных принципов является агонистика (состязательность). Под агонистикой понимается характерная черта древнегреческой культуры, принцип состязательности который пронизывал все сферы жизни древних греков. Человек эпохи античности должен быть художником и мудрецом, атлетом и поэтом, врачом и оратором. Выдающиеся ораторы боролись друг с другом за признание народом, авторы трагедий и комедий, а также их исполнители – за успех у зрителей. Из всего этого можно сделать вывод, о том, что в особенностях древнегреческого общества были заложены элементы физического, духовного и интеллектуального развития, основанные на принципе агонистики. Не случайно спорт принял свою классическую форму соревнований в Греции, начавшись с Олимпийских игр. Зарождение игр в Древней Греции совпало по времени, когда историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита. Тренировка древних атлетов имела характер религиозной аскезы, и как всякая тренировка, ставила своей целью предельное развитие способностей обеспечивающих успех в состязании. У Древних Греков было особое мировоззрение, для них остается незыблемым, то понимание мира, что в целом он не подвластен человеку. Он глубоко безразличен и даже враждебен, так что человек отдан судьбе, и по сути обречен. Греки считали, что без покровительства богов не возможно стать Олимпиоником. Олимпийским чемпионам был особый почет и уважение. Так же греки, считали, что присутствие среди граждан полиса олимпионика давало основание полису надеяться на благословение богов. Когда атлет возвращался с наградами домой в свой полис, откуда он родом соотечественники разбирали крепостную стену, и через этот проход атлет торжественно вступал в родной город. Этим поступком давали понять, что городу, где живет герой, не нужны каменные стены, он сможет защитить свой город от любого врага [1, 2, 5].
Античные Олимпийские игры являлись одной из важнейших частей эллинский цивилизации. Они проводились на протяжении с 776 г. до н.э. до 393 г. н.э., (394 г.н.э., 392 г.н.э.) тоесть более тысячи лет формировались идеи античного олимпизма. Следует отметить основные особенности античных Олимпийских игр:
– к участию допускались свободорожденные греки (первоначально в Олимпийских играх принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств – Коринфа, Спарты и др. В период с VI до II в. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки);
– в преддверии античных Олимпийских игр прекращались все войны и заключались перемирия (экехерия);
– рабам и женщинам запрещалось участвовать и присутствовать на состязаниях (женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им и запрещалось их смотреть. Только одна женщина – жрица богини Деметры имела право наблюдать за ними из ложи. В случае нарушения этого запрета, виновную сбрасывали со скалы. За всю многовековую историю древних Олимпиад только одна женщина нарушила запрет и появилась в Олимпии во время Игр. Это была Ференика – дочь знаменитого кулачного бойца, которая руководила подготовкой своего сына к Играм. Когда юноша отправился в Олимпию, Ференика, переодевшись в костюм учителя гимнастики, последовала за ним. Ее сын одержал победу в кулачном поединке, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась его поздравлять. Все поняли, что перед ними переодетая женщина, Ференике грозила смертная казнь. Только просьбы зрителей спасли ее. Судьи помиловали женщину, но тут же постановили, что впредь тренеры, сопровождающих атлетов, должны во время Игр, сидеть обнаженными за особой оградой );
– каждый атлет в течении 10 месяцев готовился дома и еще месяц тренировался в Олимпии;
– эллинские судьи внимательно и строго следили за соблюдением традиционных ритуалов и правил состязаний;
– ради соблюдения нравственного принципа Олимпийских игр – состязаться честно, храбро, бескорыстно наказывали атлетов за подкуп, трусость, измену своему городу – вплоть до изгнания из Олимпии[5].
КУБЕРТЕНОВСКИЙ ОЛИМПИЗМ
Как написано в преамбуле Олимпийской хартии Пьер де Кубертен, является основоположником разработки концепции олимпизма. Он внес неоценимый вклад в мировоззренческое понимание спорта с точки зрения гуманистического олимпизма.
Основные положения концепции Кубертеновского олимпизма отражены в следующих принципах: содействие гармоничному и всестороннему развитию личности; возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным результатам; принцип любительства как проявления самодисциплины и отказа от материальной выгоды, развитие спорта для удовольствия, а не для выгоды; этический кодекс спорта;
– укрепление мира между народами, установление международного взаимопонимания [3, 4, 5, 6].
Содействие гармоничному и всестороннему развитию личности. Пьер де Кубертен рассматривал спорт как многогранный фактор, оказывающий влияние на личность. Кубертен, считал, что занятия спортом должны быть объединены с культурой и образованием. Особенно важное значение Кубертен придавал обоснованию ценности спорта не только для физической подготовленности и здоровья, но также для совершенствования интеллектуальных, нравственных, эстетических и других способностей личности, для человека во всех его аспектах и отношениях. Он доказывал, что спорт способен формировать «характер и укреплять нравственные силы», а так же инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям», а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но и «гармоничному развитию взрослого человека» [3, 5, 6].
Возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным результатам. Кубертен отдавал большое значение благородному соревнованию, в котором не главное победа, а велика победа над собой, борьба с самим собой для совершенствования. Соревнование с сильным соперником – сильнейший стимул для мобилизации способностей и наиболее полного их проявления. Он говорил, стремления соперников проявить свои способности в благородном соревновании друг с другом, взаимно стимулирует их на продвижение к совершенству. Великое мастерство защиты одного спортсмена (команды), стимулирует проявление великого мастерства атаки его соперником [5, 6].
Принцип любительства как проявления самодисциплины и отказа от материальной выгоды, развитие спорта для удовольствия, а не для выгоды. Кубертен отмечал, что занятия спортом должны быть доступны для всех, а не только для тех, кто способен показывать высокие результаты (любительство в спорте как главный принцип Кубертена). Пьер де Кубертен был, против каких либо поощрений занятий спортом. Эти положения подтверждают принцип бескорыстности. Использование занятий спортом для достижения любых неспортивных целей несовместимо с идеей олимпизма. При разработке концепции и философии олимпизма Кубертен учитывал возможные негативные явления, которые могут быть связаны со спортивными соревнованиями.
Этический кодекс спорта. Пьер де Кубертен отмечал, что спортсмен не должен стремиться к установлению рекорда, к победе любым способом. Он должен соревноваться честно, проявлять благородное поведение в соперничестве в духе честного соревнования. Существует определенная грань, которую нельзя переступать атлетам, как ни была бы ценна и желанна победа. Такой границей он считал этические нормы. Только тогда спорт будет выполнять воспитательную функцию. Если же нарушать нравственные и этические нормы спортивной борьбы, то это не позволяет соревнующимся полностью раскрыть свои способности. Победить соперника можно, говорил Пьер де Кубертен, но при этом исключается продвижение к совершенству, что лишает спорт его изначального смысла. Кубертен к участникам соревнований относил и спортивных судей создающих оптимальные и равные условия для реализации целей спорта. Он говорил о двояком влиянии спорта. Кубертен одновременно подчеркивал: «Сегодня, как и в прошлом, влияние спортивных соревнований может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне» [1,6].
Укрепление мира между народами, установление международного взаимопонимания. Спортсмена не может никто принуждать к выступлению, в том числе и государство. На Олимпийских играх спортсмен представляет себя, а не свое государство. До сих пор Олимпийские игры исходя из Олимпийской хартии это соревнования среди спортсменов, но не среди стран. Медальный командный зачет, носит статус неофициального. Пьер де Кубертен был, против каких либо поощрений занятий спортом. Эти положения подтверждают принцип бескорыстности. Использование занятий спортом для достижения любых неспортивных целей несовместимо с идеей олимпизма. При разработке концепции и философии олимпизма Кубертен учитывал возможные негативные явления, которые могут быть связаны со спортивными соревнованиями [3, 4, 5, 6].
ПОСТКУБЕРТЕНОВСКИЙ ОЛИМПИЗМ
Под влиянием времени, постепенно происходила трансформация идеалов и ценностей античного олимпизма, идей Пьера де Кубертена. Современный спорт уже никак не может быть любительским, под влиянием времени произошла коммерциализация и профессионализация спорта, спорт для теперешних Олимпийских чемпионов, стал основным видом деятельности и возможностью зарабатывания денег. Современное спортивное зрелище стало товаром, за который болельщики, стали платить деньги. Коммерциализация спорта привела к изменению идеалов и ценностей концепции олимпизма сформированной Пьера де Кубертена [1, 2].
Выводы: Под влиянием времени и многих факторов, произошла трансформация мировоззренческого понимания олимпизма. С учетом произошедших изменений, требуется уточнение основных положение посткубертеновского олимпизма с учетом влияния факторов современной культуры общества.
Реферат: Философское значение современного олимпизма
Название: Философское значение современного олимпизма Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: реферат Добавлен 19:00:14 27 февраля 2003 Похожие работы Просмотров: 4024 Комментариев: 23 Оценило: 8 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать |