В чем возят воду в деревне
Почему в старину так уважали водовозов, и Где можно встретить памятники этой исчезнувшей профессии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О востребованности этой профессии в городах в прошлые века говорит то, что до революции в Москве было несколько тысяч водовозов. Увы, с появлением в столице центрального водоснабжения число водовозов и водоносов стало уменьшаться пропорционально росту количества домов с водопроводом.
Чтобы стать водовозом, достаточно было купить бочку да телегу (повозку) с лошадью. Кстати, были в старые времена ещё и водоносы – от водовоза такой человек отличался лишь тем, что возил емкость сам, без помощи лошади – в тележке или санях.
Иногда человек, продававший воду, водил с собой собаку. Четвероногий помощник оповещал местных жителей о том, что привези воду, звонким лаем.
Водовозы в городе были очень востребованы, ведь обычно вода в городских прудах или реках даже в старые времена не была достаточно пригодной для питья, так что они брали и привозили её из уже проверенных мест – колодцев, водокачек, бассейнов или чистых рек.
Интересно, что в Петербурге, например, по цвету бочки водовоза можно было определить, какого качества воду он продает. В белых возили питьевую, а в зеленых — не такую чистую – из каналов.
Работать водовозом было выгодно. Пользуясь тем, что как поется в советской песенке, «без воды и не туды, и не сюды», продавали её в городе порой по завышенной цене. У горожан, понятное дело, не было выхода, и они были вынуждены платить ту сумму, которую им называли.
Более того, водовоз вообще чувствовал себя в городе персоной уважаемой и даже неприкосновенной. Такой человек всегда держался с достоинством и, как писал Антон Чехов, никого не боялся – ни клиента, ни полицейского, и пожаловаться на него было невозможно.
Об этой профессии современному поколению напоминают памятники водовозам, которых в мире существует немало. Так, например, в Питере в начале этого века такую скульптурную композицию установили возле первой в городе водонапорной башни, которая расположена на улице Шпалерная. Это символично, ведь именно здесь, в далеком 1863 году, началась эра централизованного водоснабжения Санкт-Петербурга.
Водовоз с бочкой выполнен из бронзы в натуральную величину и, конечно, перед фигурой человека изображена бегущая собачка – верный помощник.
А в Коломне скульптурную композицию, представляющую также человека с бочкой и собаку, можно увидеть в конце переулка, который так и называется – Водовозный. Памятник установили относительно недавно, в 2012 году.
По изображенной скульптором богатой одежде водовоза можно судить о том, насколько обеспеченными были представители этой профессии. Кстати, в кружку-копилку горожане и гости города кидают монетки. Деньги потом передают в благотворительный фонд.
Кронштадский водовоз выполнен в оригинальном стиле, персонаж изображен переливающим воду в бочку.
Надо сказать, что эта профессия для Кронштадта была особенно важна, ведь водопровод запустили в городе лишь спустя сто лет после его основания, в 1804 году (трубы были, кстати, деревянными). Да и то, поначалу местный водопровод обслуживал только городские казармы и госпиталь. Лишь ближе к середине XX века такое удобство в Кронштадте массово пришло в жилые дома.
А в Ульяновске есть памятник «симбирскому водовозу» (напомним, что родной город Ленина раньше именовался Симбирском). Он представляет собой фонтан со скульптурной композицией. Памятник появился здесь около девяти лет назад, его установили в честь 150-летия Симбирского водопровода.
Возле фигуры человека с повозкой, запряженной лошадью, нет собаки. Зато рядом, в бассейне фонтана, изображены «водные» персонажи – рыба и лягушка. Местные жители уверены, что квакушка исполняет желания – достаточно только ее погладить и загадать то, о чем мечтаешь.
Скульптура, увековечившая профессию водовоза, есть и в Казани – городе, богатом на интересные памятники. Сюжет композиции интересен: водовоз наливает горожанке воду с помощью большого черпака с длинной ручкой.
Кстати, с историей создания памятника связан забавный факт. Как вспоминала автор композиции, руководитель городского «Водоканала» (организации-заказчика памятника) лично внес в проект пару важных с его точки зрения изменений. Скульптуре водовоза он попросил добавить сумку-кошелек для сбора платы за воду, в лошадке на дугу – колокольчики. Кстати, они на памятнике настоящие и даже звенят.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Бизнес на воде: доставка воды водовозом. Очистка и доставка воды для кулера
Нет, конечно же, получить глоток воздуха и стакан воды можно совершенно бесплатно, однако с учетом современной экологической обстановки не только в нашей стране, но и во всем мире, платить приходится за их качество.
Так, чтобы подышать по-настоящему чистым воздухом, понадобится отправиться куда-нибудь к морю или хотя бы в ближайший санаторий, поближе к природе.
Как делать бизнес на воде: добывать или поставлять
Самым сложным, но при этом наиболее важным процессом является грамотная организация доставки продукции потребителям. Здесь нужно учесть интересы двух сторон: клиента и компании. В пункте о логистике мы подробно остановимся на том, в чем они заключаются и как их соблюсти.
Становимся дилерами
Стоит заранее определиться с тем, какую воду вы хотите распространять, проанализировать наличие тех или иных производителей. Продукцией заводов может быть как обычная питьевая, так и минеральная вода. Бизнес-план должен включать расчеты по закупке и реализации той и другой для последующего выбора более предпочтительного и прибыльного варианта.
Далее, после удачного подписания соглашения, закупается первая партия воды для реализации. При этом можно получить неплохие скидки от компании-производителя за оптовую закупку. Составлять они могут от 30% до 50-70% (если приобретается сразу тысяча бутылей).
Где и в чем? Подбираем помещение и закупаем тару
Закупив определенное количество канистр, необходимо где-то их разместить. Для хранения «стратегического запаса» понадобится склад. Выбирая помещение, руководствуйтесь удобством его расположения. Откуда вам будет проще и быстрее доставлять воду вашим клиентам? Вероятно, придется посещать разные концы города. Учитывайте это в процессе поиска и заключения договора аренды.
Особенности тары для доставки воды
Рассчитать необходимое число канистр несложно. Подсчитайте количество своих клиентов (можно в среднем) и умножьте на три с расчетом на то, что:
С расширением клиентской базы и износом старой тары канистры придется постоянно докупать.
Доставка воды для кулеров
Если же речь идет о временном использовании, то плата за месяц составит около 15 долларов, не считая залога. Что касается частных лиц/семей, то они нередко предпочитают использование обычных помп, которые гораздо дешевле и требуют меньше места в доме. Количество кулеров и помп для закупки следует также определять, исходя из числа клиентов (по одному на каждого) и ожидаемых темпов развития бизнеса.
На чем развозить: транспорт
Этот пункт является наиболее затратным, но и самым важным, когда строится дилерский бизнес на воде. Кто возить будет? Данный вопрос следует обдумать заранее. Доставка воды водовозом будет эффективной, если выбрать для этих целей правильную машину:
Логистика: сводим интересы клиента и компании воедино
Желательно составить план развоза таким образом, чтобы в одном районе доставка осуществлялась приблизительно в одно время (например, с 10 до 12 часов). Согласитесь, ездить туда-сюда с утра до вечера совершенно неудобно, а ведь это еще и огромные затраты времени и денег.
При этом крайне важно учитывать пожелания клиентов, ведь на них держится весь ваш бизнес. Лучшим решением в данном случае будет предварительная (за пару дней) договоренность о доставке. Тогда вы сможете обзвонить всех своих заказчиков и составить маршрутный лист на несколько дней вперед. Конечно, могут возникнуть какие-то экстренные ситуации, когда придется вносить коррективы, но в целом организация будет на порядок выше, чем бездумный развоз воды по разным точкам города.
Особенности рынка доставки воды
Однако для компаний-водовозов время года не имеет никакого значения. Ведь пить дома чистую воду (либо сваренный кофе, чай) и готовить на ней не перестанут, независимо от погоды за окном. Это существенный плюс, который обеспечивает постоянную величину спроса и стабильную прибыль.
Как удержать клиентов?
Самые важные правила, которые нужно соблюдать компаниям, решившим делать бизнес на воде:
Заключение
Хлеб с колес
Собкоры «РГ» выяснили, выгодно ли автолавкам ездить в отдаленные поселки, где нет стационарных магазинов? Люди в них остаются без продуктов. Где-то эксперимент с автолавками оказался неудачным, а где-то, несмотря на финансовые потери, продолжают возить продукты в дальние деревни.
Председатель правления Красноуфимского райпо Свердловской области Алексея Борисовских после выхода публикации «За хлебом единым», где рассказывалось о вологодской деревне, где закрылся единственный магазин, так прокомментировал ситуацию.
А Светлане Петуховой из деревни Красносоколье приходится через день ездить за 12 километров в Нижнеиргинское, чтобы снимать данные с кассы.
Действительно, пока мы разговаривали, связь то и дело терялась. В Красносоколье живет полсотни человек, в основном старики лет по 80-90. Без магазина им не обойтись.
Еще безнадежнее выглядит история с автолавками. Красноуфимское райпо доставляет продукты таким способом в четыре населенных пункта. За прошлый год автолавки принесли организации 98 тысяч убытков.
Власти собираются увеличить количество мобильных пунктов торговли. По словам директора департамента потребительского рынка Ростовской области Ирины Теларовой, скоро будут приняты поправки в региональное законодательство, которые закрепят размещение нестационарных объектов в селе, создадут правовую основу и таким образом будут способствовать развитию мобильной торговли в целом.
Особенности процесса организации перевозки воды
Люди пребывают в постоянном движении: гости, работа, отдых и т.д. Аналогичное касается и вещей. Старые изделия перемещают на дачи, новые с магазинов домой, кто-то строится и производит доставку материалов и так до бесконечности. Грузы бывают самыми разнообразными, и вода в их числе. Ее транспортирование имеет ряд особенностей, при этом процесс регламентируется рядом правил и требований.
Азы, которые необходимо знать при организации перевозки воды
Считая, что вода — не груз, человек заблуждается. Сегодня у многочисленных жителей отдаленных районов до сих пор отмечается ее недостаток. Решают подобные проблемы, налаживая снабжение с мест, где она находится в избыточном объеме. Нередко ситуации бывают напряженными, когда требуется срочная перевозка воды.
Минеральные воды перевозят к месту разлива, а после по точкам, где она складируется или реализуется, так как строительство заводов прямо у источников возможно в единичных случаях.
Человеку, не знакомому с особенностями организации перевозки воды, осуществить успешно транспортирование будет весьма сложным делом. Чтобы нормально организовать процесс по доставке не обойтись без подготовленных кадров, специальной техники и некоторого набора знаний. Таким образом, можно заключить, что доставка воды — компетенция исключительно профессиональных транспортных компаний.
Услуги, оказываемые транспортными предприятиями
Для быстрой и качественной доставки профессиональными транспортными организациями предоставляется целый комплекс услуг, заключающийся в:
Особые нюансы
При транспортировании воды, важно учитывать погоду. Каждый знает, что жидкостям свойственно замерзать, если отметка градусника ноль или ниже. Во избежание подобного, следует предпринимать целесообразные меры.
Если допустить, что жидкости изменят свое агрегатное состояние, то произойдёт утрата начальных свойств и по завершению доставки такую воду придется утилизировать. Это скажется на бесполезных финансовых затратах.
Помимо того, что вода утрачивает качество при замерзании, ее объем увеличивается в несколько раз, что способно привести к разрушениям даже очень крепких емкостей. Допуская подобное, итог — существенные материальные затраты.
Важным моментом выступает и насколько удобна используемая тара. При использовании качественных цистерн и иных ёмкостей потребитель может рассчитывать на оснащение насосом и промывочной системой.
Как выбрать транспорт?
Быстрая и надежная упаковка — это только часть успешной организации. Чтобы повысить рентабельность, требуется грамотно обозначить транспортное средство. При условии обращения к профессионалам данный вопрос будет решен оперативно компетентными специалистами.
Сотрудниками опытных транспортных организаций сложные задачи решаются без каких-либо раздумий и обозначение целесообразного средства передвижения тому не исключение. Как правило, при необходимости транспортирования воды задействуют грузовой автотранспорт различных марок и моделей, однако в некоторых случаях подключают и транспорт, относящийся к морскому, воздушному и железнодорожному.
К самому востребованному способу транспортирования относят автоперевозки. В этом случае машину оснащают цистерной или прицепом. Реже пользуются железнодорожными составами. Они целесообразны, если нужно переместить большую партию на существенную дистанцию В случае использования ж/д транспорта отправителю предоставляется возможность сократить расходы на доставку.
Для транспортирования по воде, пользуются танкерами. Посредством воздушных суден доставку, как правило, совершают в экстренном случае при отсутствии иных возможностей.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
В чем смысл поговорки «На обиженных воду возят»?
Не надо долго изучать многочисленные страницы в интернете, посвященные этой поговорке, чтобы убедиться в поразительном многообразии ее толкований, иногда очень противоречивых. Многие люди, сбитые с толку, задаются вопросом, вступают в спор, добиваясь объяснения поговорки «На обиженных воду возят».
Почему именно «обиженный»
Неужели смысл поговорки «На обиженных воду возят» выражает намек на то, что «обиженным», то есть обделенным в чем-то людям, всегда достается самая тяжелая и неблагодарная работа? Кстати, в случае такого понимания, поговорка воспринимается как нечто само собою разумеющееся, как банальность. Или же она является неким предупреждением для этих самых «обиженных»? И почему же их удел именно воду возить, а не, скажем, дрова рубить или лес валить?
И как это соответствует утверждению классического Толкового словаря С. И. Ожегова, что выражение «возить на ком-то воду» означает злоупотреблять его покладистым, добрым характером, нагружая утомительной и не престижной работой?
Пословица или поговорка
Но прежде чем начать уяснять смысл поговорки «На обиженных воду возят», не мешает уточнить, о чем идет речь: о пословице или о поговорке?
Даже в этом вопросе не так-то просто добиться ясности. А ведь это разные понятия.
Если быть точным, то пословица – это сжатое, ритмически организованное народное изречение с поучительным смыслом. А поговорка – усеченная или недоразвитая пословица, которая, как правило, не составляет законченного предложения. Пример: «У черта на куличках».
Надо представить себе, что любое ходячее выражение, будь то пословица или поговорка, бытует (ходит между людьми) как некое живое образование. То есть оно изменяется вместе с ними и вместе со временем, оттого может приобрести новый смысл, отличный от первоначального.
Изменение лексикона за 150 лет
«На обиженных воду возят» — смысл поговорки, да и ее лексический состав изменился с тех пор как она была зафиксирована в 1867 году в «Толковом словаре» В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». «На сердитых воду возят на упрямой лошади» — вот так она звучала 150 лет назад.
Как же «сердитые» превратились в «обиженных» и чем они от них отличаются? Оказалось, что многие наши современники не чувствуют здесь различия и воспринимают эти слова как синонимы.
Сердитый, рассерженный, даже злой – это человек, выведенный из душевного равновесия. (Сравните: «Сердитый с горшками не ездит» или даже «Гневливый с горшками не ездит»). Эксперты-языковеды сближают слово «сердитый» со словом «сердце» – рассерчать, сделать что-то в сердцах, то есть сгоряча, необдуманно. И по христианским представлениям, сердце – это место сосредоточения гнева, одного из семи смертных грехов.
Сердитый или гневный
Смысл пословицы «На обиженных воду возят» имеет еще одно значение. Если покопать глубже корневую основу «сердитых» и гневливых, то выясняется, что «гнев» по своему происхождению родствен слову «огонь». Как же потушить огонь? Его заливают водой. Вот так раскрывается древнее и очень глубокое объяснение поговорки «На обиженных воду возят». А в житейском понимании она выражала предупреждение, добрый совет человеку, скорому на гнев, – изменить свое поведение, притушить свою горячность. При этом не отменялось и понимание того, что быть водовозом – занятие тяжелое и не из самых почетных.
И уж совсем не выдерживает никакой критики объяснение пословицы «На обиженных воду возят» в экспозиции Музея воды в Санкт-Петербурге. Оно сводится к простой иллюстрации бытовых обстоятельств: грубых, невежливых водовозов, обижающих людей, наказывают тем, что принуждают их работать бесплатно. Можно подумать, что именно водовозы среди всех городских рабочих почему-то отличались особой нетерпимостью (а где письменные тому свидетельства?) и полиция вынуждена была специально за ними следить и наказывать.
Таким же скороспелым сочинительством отдает и «легенда» о том, что недобросовестные развозчики воды подменяли воду качественную, почерпнутую из полноводной и чистой Невы, на мутную водицу из Фонтанки или Мойки в целях наживы, за то и бывали наказаны. Не мешало бы авторам подобных легенд взять в голову то соображение, что воду развозили не только в Петербурге.
Но как произошла трансформация сердитых в обиженных? Дело в том, что слово «сердитый» стоит в одном синонимическом ряду со словом «обидчивый». И логически это понятно: ведь безосновательно сердитый, гневливый, вспыльчивый исключительно по причине плохого характера человек легко становится обидчивым без всяких видимых причин.
И здесь опять приходится говорить о лингвистической тугоухости наших современников, о невнимательности к смысловым нюансам формы слова. «Обидчивый» – черта характера человека, склонного обижаться, независимо от того, есть ли для этого повод.
«Обиженный» – это тот, кого заведомо обидели, унизили. И зачем же этого человека, уже пострадавшего, еще раз обижать – воду на нем возить?
Не человек, а лошадь
Смысл поговорки «На обиженных воду возят» иногда переносят не на человека, а на лошадь. Действительно, воду на горячей лошадке не довезешь до места, расплещешь по дороге. Для этой работы годятся смирные, по большей части старые лошади или мерины, то есть «обиженные». В русской литературе часто употреблялось словосочетание «водовозная кляча» в значении: загнанная, изнуренная непосильным трудом.
Но ближе к истине те исследователи современной речи, которые указывают на произошедшее в последние десятилетия широкое внедрение в разговорный язык словаря уголовного мира. На жаргоне уголовников «обиженным» (или «опущенным») называют заключенного-гомосексуалиста самой низкой репутации.
Значение «На обиженных воду возят» тут уже сближается с поговоркой «На дураках воду возят» или «На обиженных черти воду возят».
Значит, когда мы говорим «На сердитых воду возят» (а такой вариант пока еще не вышел окончательно из употребления), мы хотим кому-то дать понять о его излишней «сердитости» – неуместной гордыне, амбициозности. Мы как бы призываем человека быть скромнее в его же интересах.
Но смысл поговорки «На обиженных воду возят» будет другим. Он просто констатирует, что тому, кто обойден судьбой и вниманием людей и кто смирился с этим, достается несладкая судьба. Ближние не замедлят этим воспользоваться. То есть это ближе к трактовке, данной в словаре С. И. Ожегова, хотя словарь приводит только поговорку «возить воду».
Попробуйте сравнить два этих варианта. Последний выглядит более плоским, менее интересным в литературном отношении.
Современные смысловые оттенки и историческое наследие
Можно привести немало других вариантов пословицы, не столь распространенных: «воду возят» на «дураках», на «упрямых», на «добрых», на «доверчивых». В отличие от оригинала, нет отрицательных значений, присутствуют и положительные персонажи – «добрые», «доверчивые».
Любопытно, что выражение «воду возить» как часть пословицы превратилось в самостоятельный фразеологизм, и он приобретает различные смысловые оттенки. Так, работящего, трудолюбивого, физически крепкого человека характеризует его способность «воду возить». А иногда это словосочетание звучит иронически: «Да на нем воду возить можно!»
Пословица (или поговорка), будучи устойчивым словосочетанием, не является чем-то однозначным, данным раз и навсегда. Она связывает нас с историческими истоками нашей культуры, но остается живой и в чем-то изменчивой.