В чем вы видите главные достижения человеческой цивилизации в 20 21 веке
Человеческая цивилизация на рубеже XXI века. Новая Концепция Развития. Духовное возрождение Человечества
1. Краткий анализ ситуации на Планете
на рубеже XX-XXI веков развития нашей Цивилизации
В XX веке наша Человеческая Цивилизация полностью оформилась в техногенную Цивилизацию, смыслом жизни и развития которой является производство материальных ценностей, материальных благ для потребления и использования их Человеком.
Экономические механизмы всех стран, интегрированные в мировую экономическую систему работают по принципам:
— «Больше производства, больше потребление»;
— «Сегодня больше, чем вчера, завтра больше, чем сегодня».
Замедление темпов роста производства продукции производящих сфер экономики, включая энергетику и отрасли по добыче сырьевых ресурсов, ведут к кризисным явлениям в экономике отдельных стран в мировой экономической системе в целом.
Материальное производство и экономические проблемы стали основными в деятельности Правительств стран и народов, подменив собой Главный базис Общества.
Главным базисом Человеческого сообщества являются концепции философского мировоззрения, моральные и нравственные критерии жизни Человека и их обобщенное влияние на формирование Личности Человека и на развитие Человеческой Цивилизации в целом.
Приоритет материальных ценностей в жизни определяет в настоящее время и главные устремления людей — получение и приумножение личных материальных благ, за которыми следует Богатство и Власть.
Деньги, Богатство и Власть стали главными Богами, главными Идолами поклонения людей.
Отдельные люди, семьи и целые общины, исповедующие в своей жизни высокие нравственные и моральные критерии и живущие по законам Совести не могут изменить картину общей деградации Человечества.
Во взаимоотношениях людей, стран и народов полностью утвердился в виде основного критерия — фактор Силы.
Системы образования, воспитания людей, вся система формирования Личности направлены на подготовку Человека к достижению им возможно высших результатов в борьбе за свое личное счастье, которое неразрывно связывается с достижением личного материального благополучия, в пределе мечтания — с материальным Богатством.
Культура стран и народов, нравственные и моральные ценности, духовный мир Человека поставлены в полную зависимость от его материального уровня жизни. Они потеряли свое истинное содержание и сами получили материальную окраску.
Духовный, интеллектуальный потенциал Человеческого сообщества, сосредоточенный в религиозных конфессиях, общественных организациях, в сфере науки, искусства, литературы, в культурных национальных традициях народов не имеет возможности достаточно весомо влиять на законы и приоритеты в жизни Общества.
2. Основные объективные противоречия Человеческого Общества
При следовании по принятому вектору развития в Человеческом сообществе неуклонно возрастают, принимая критический уровень, неразрешимые противоречия, основными из которых являются:
I. Противоречия между Человеческой цивилизацией и окружающей средой обитания. Природой Земли.
Вся сумма результатов человеческой деятельности привела нашу Цивилизацию к экологическим проблемам, катастрофическим изменениям окружающей Среды и климата Планеты, неразрешимых при настоящем устройстве Общества.
II. Утверждение и развитие в структуре Общества систем преступного характера.
Впервые за всю историю Человечества так явственно обозначился процесс слияния ценностей государственного строя и ценностей преступного мира — Деньги, Богатство и основанная на них — Свобода Действия.
В Обществе, где все покупается и продается за деньги, преступные системы имеют сегодня все виды силового и технического оснащения (оружие, системы связи, транспорта, слежения, обнаружения, защиты и т.п.) и, как правило, превосходящие по своему уровню оснащения государственные правоохранительные структуры.
В настоящее время во всем мире идет процесс, который представляет собой не борьбу с организованной преступностью, а, фактически, передел сфер влияния в областях экономики, общественной и политической жизни, которые контролируются или государственными органами, или преступными системами.
На общем фоне неуклонного роста сфер влияния преступных систем идет процесс увеличения их внутренней взаимосвязи с государственными системами.
В обществе, где утрачена духовность и внутренняя осознанная система ответственности Человека за все свои земные дела, где главными устремлениями Человека будут оставаться Деньги, проблему общей преступности и организованной преступности решить невозможно.
III. Применение и утверждение фактора Силы.
На ранних этапах развития Человечества и в настоящее время фактор Силы был и остается решающим фактором в проблемах взаимоотношения, как между отдельными людьми, общинами и кланами, так и между странами и народами.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемlearn.credcol.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Важнейшие тенденции развития человеческой цивилизации в XX-начале XXI вв. Урок 22.» — Транскрипт:
1 Важнейшие тенденции развития человеческой цивилизации в XX-начале XXI вв. Урок 22
2 План 1. Тенденции развития современной цивилизации. 2. Спектр современных глобальных проблем. 3. Сущность и пути преодоления глобальных проблем. 4. Возможные модели развития будущего земной цивилизации.
3 Вопрос о тенденциях развития цивилизации Это вопрос о том, как изменяется и куда движется цивилизация на данном историческом отрезке
4 Фундаментальные изменения в политической сфере Национально-освободительные движения. Революции Противостояние демократии и тоталитаризма. Интеграция и глобализация. Сепаратизм Демократия и правовое государство
5 Интеграция Интеграция – это сплочение, объединение, взаимопроникновение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира
6 Глобализация Глобализация – это процесс всемирной политической, экономической и культурной интеграции. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства в мировой рынок и тесной переплетение экономик различных стран
7 Сепаратизм Сепаратизм – это политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства.
8 Фундаментальные изменения в экономической сфере Доминирование многоукладной рыночной экономики Неравномерное экономическое развитие стран и регионов
10 Фундаментальные изменения в социальной сфере Кибернизация человека Появление новых заболеваний человека Попытки клонирования человека Увеличение активности скрытых (паранормальных) сил человека
11 Фундаментальные изменения в духовной сфере Развитие межкультурного диалога Сильное влияние науки и массовой культуры на общество Духовный кризис Появление новых духовных учений
12 Изменения в системе отношений общества-природы Углубление экологического кризиса Истощение природных ресурсов планеты Изменение климата и геофизических характеристик планеты Увеличение сейсмической активности планеты
13 Наиболее влиятельные силы развития общества в начале XXI века Наука Техника Технология Политическая и социально- экономическая интеграция Международный диалог
14 Философы о роли науки и техники Многие философы, учёные и писатели указывали на явную диспропорцию между технологическим и духовным развитием человека и общества
15 Известные русские мыслители полагали, что техника – это побочный продукт цивилизации, который не должен препятствовать духовной эволюции человека и развитию его неисчерпаемых внутренних сил Н.Ф.Фёдоров Н.А.Бердяев Н.К.Рерих Е.И.Рерих
16 Глобальные проблемы К середине XX века общество впервые осознало, что существование человечества и жизнь человека как биологического вида чрезвычайно хрупки и уязвимы. Человек оказался в уникальной, абсолютно новой для себя ситуации.
17 Римский клуб Римский клуб – это международная неправительственная организация, объединившая философов, экологов, экономистов, демографов и других учёных разных стран, созданная в 1968 г. Одна из главных задач Римского клуба – привлечь внимание мировой общественности к глобальным проблемам.
18 Аурелио Печчеи ( ) Аурелио Печчеи – итальянский экономист, основатель Римского клуба Аурелио Печчеи был убеждён, что планета переживает «особый, всеобъемлющий, эпохальный кризис, пронизывающий буквально все стороны жизни человечества».
19 Глобальные проблемы Угрожают самому существованию человека в будущем Затрагивают интересы всего человечества в целом Могут быть решены только коллективными действиями всех народов Требуют неотложных действий
21 Духовное несовершенство человека Противоречивость исторического развития культуры и цивилизации Объективные природные процессы, происходящие на Земле Объективные природные процессы, происходящие в Космосе Общие причины глобальных проблем
22 Главное средство преодоления глобальных проблем Духовное преображение человечества, развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоззрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, нравственные, экологические и культурные приоритеты
24 Меры по преодолению духовного кризиса Обращение к внутреннему миру человека и его духовным принципам Распространение духовных учений Образование и наука Высокое искусство
25 Массовые заболевания Кардиологические заболевания (болезни сердечнососудистой системы) Онкологические заболевания Инфекционные заболевания Психические заболевания
26 Причины роста заболеваний Неправильный образ жизни и питания Загрязнение окружающей среды Стрессы и неумение контролировать и управлять нервно- эмоциональными реакциями организма Половые отклонения
27 Пути решения проблемы роста заболеваний Популяризация здорового образа жизни, правильного питания, сбалансированной физической и умственной активности, систем естественной профилактики и оздоровления Разработка новых специальных методов медицинской терапии: вакцины против СПИДа, кардиостимуляторов и т.д.
29 Истощение природных ресурсов Земли В XX веке человечество впервые осознало угрозу истощения природных ресурсов Земли – нефти, угля, запасов чистой воды, лесных и плодородных массивов, рыбы и т.д. Если использование сырья будет возрастать, общество в XXI в. может столкнуться с полным истощением запасов ресурсов
30 Экологический кризис Экологический кризис есть негативное влияние деятельности человека на природу. Последствия проявляются в отравлении земли, воды и воздуха промышленными отходами, в разрушении озонового слоя планеты и устойчивых экологических систем.
31 Решение экологической проблемы Изменение отношения людей к окружающей среде Строительство очистных сооружений на производствах Замена тепловых электростанций и двигателя внутреннего сгорания на экологически безопасные аналоги Сокращение выбросов углекислого газа и фреона в атмосферу
32 Демографическая проблема Сущность демографической проблемы заключается в крайне высоких темпах прироста населения в некоторых странах и регионах планеты (Китай, индия, южная Америка). Общее количество населения земного шара стремительно возрастает.
34 Факторы превращения терроризма в глобальную проблему Факторы, способствующие превращению терроризма в глобальную проблему Рост уязвимости человека из-за усложнения технической среды его жизнедеятельности Создание глобальной информационной среды для превращения терактов в публичные акции Резкое увеличение пропасти между богатыми и бедными странами
35 Философы о причинах терроризма Самюэль Хантингтон американский социолог и политолог Самюэль Хантингтон полагает, что важнейшей причиной усиления терроризма является столкновение цивилизаций, т.е. культурные противоречия, выраженные в языке, истории, религии, обычаях, социальных институтах.
36 Философы о причинах терроризма Ноам Хомский Р г. – американский философ По мнению американского философа Ноама Хомского настоящим источником терроризма являются ведущие мировые державы, в результате военных и политических действий которых гибнут невиновные люди.
39 Модель 2. Углубление экологического кризиса Повсеместное отравление воды, воздуха и почвы сильно сократит возможности сельскохозяйственного производства, породит волну массовых заболеваний и смертности. В таких условиях способна выживать лишь очень небольшая группа людей. Постепенно поверхность планеты превратится в безжизненное пространство. Вымрут растения и животные.
40 Модель 3. Резкое увеличение численности населения планеты Демографическая диспропорция усиливается. Появляются перенаселённые страны, неспособные обеспечить достаточный экономический и культурный уровень жизни населения. Возрастают социальные проблемы. Появляются политическая нестабильность и попытки пересмотра границ государства. Усиливаются международная напряжённость и вероятность военных конфликтов.
41 Модель 4. Социальные и глобальные проблемы обостряются Демократические политические системы не справляются с решением социальных и глобальных проблем. Массы начинают требовать «новый порядок», «сильную власть», «жёсткого лидера». К власти приходит диктатор и устанавливает тоталитарный режим управления. Часть проблем получает разрешение, но личность теряет демократические права и свободы. Тоталитарная система сохраняет стабильность до социального взрыва, порождённого волной массового протеста против беззащитности человека перед Властью.
42 Модель 5. Высокоразвитые информационно-технические системы выходят из-под контроля человека Начинается борьба цивилизации людей против цивилизации машин. В зависимости от её исхода человечество либо выживает, но теряет достигнутый уровень технологического и культурного прогресса, либо погибает
43 Модель 6. Глобальные преобразования климата, землетрясения, вулканическая активность, динамика тектонических плит кардинально изменяют географический облик планеты Старые культурные и экономические центры оказываются либо полностью разрушенными, либо приходят в упадок. Уровень цивилизации и культуры резко падает. Население Земли сокращается. Однако в географически и климатически благоприятных регионах планеты жизнь стабилизируется и постепенно начинается развитие цивилизации и культуры.
44 Условия решения глобальных проблем Социально- политическая интеграция Международное сотрудничество Развитие науки Развитие экономики Развитие нового, этически, экологически и культурно ориентированного мировоззрения
45 Модель 7. Социальная интеграция и этико- культурное развитие человечества приводят к созданию планетарной конфедерации государств с единым политическим центром управления, основанной на идеях права, законности, гуманизма и культуры Объединённые ресурсы цивилизации направляются на решение глобальных проблем. В случае успеха резко возрастает культурный и экономический потенциал человечества. Начинаются широкомасштабные исследования и колонизация космоса. Объединённое одухотворённое человечество становится одной из разумных сил космической эволюции жизни и сознания.
Конспект по истории «Достижения человечества в области науки, культуры, техники конца XX начала XXIвв.»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект по дисциплине ___ История ___
Достижения человечества в области науки, культуры, техники конца XX начала XXI вв.
Разработала: Конради И.Ю.
учитель истории и обществознания
МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
Цивилизационные сдвиги, произошедшие в ХХ в., несравнимы с теми, что бывали в других эпохах, ни по масштабам, ни по темпам, ни по результатам, ни по значению. В ХХ в. совершались не просто отдельные великие научные открытия, а «взрывы» достижений науки, начавшей почти непосредственно воздействовать на жизнь людей, на их мировоззрение, на развитие техники и технологий, на бытовую сферу жизни, на языки, на характер общения между людьми. Технические новшества еще в XIX в. изменили многое. А далее техника, соединявшаяся в своем движении с наукой, пронизывала собой все и не только преобразовывала действительность (и самого человека), но и создавала принципиально новые возможности дальнейших изменений. Люди начали освоение океанских глубин, воздушной и космической среды, проникли в микромир. Медицинская техника совершенствовалась, создавались искусственные органы. Люди научились накапливать и передавать информацию, оперируя огромными ее массивами, оказывать информационное воздействие.
В начале ХХ I в. стали уверенно говорить и писать о новом информационном обществе, о движении к новой, информационной культуре. И дело не только в количестве информации, но и в том, что информационные процессы и технологии изменяют мировоззрение людей, качественно меняют мир, в котором они живут. Рядом с миром реальным возникают виртуальные миры. Изменяются характер и возможности обучения. Земля становится все более тесной. В то же время стало возможным обходиться (или почти обходиться) без живого общения с людьми, убегая в виртуальные пространства. Средства сохранения и трансляции культуры (впрочем, и псевдокультуры) меняются существенно. Наряду с письменной культурой, во многом вытесняя ее, развивается культура экранная. Поговаривают о том, что возможен возврат к культуре устной, но на новом уровне, когда компьютер будет легко понимать человеческую речь и «разговаривать». С одной стороны, пространство Интернета становится глобальным, обеспечивая небывалые возможности культурного обогащения, удовлетворения духовных потребностей. А с другой – компьютер может быть в еще большей мере, чем телевизор, «ящиком для идиотов» (так его называли французы).
Меняет свой характер и производство, которое вышло на рубежи приближения к «безлюдному». Были освоены новые источники энергии, в том числе ядерной, новые виды двигателей. Необычайно возросли возможности и скорости передвижения людей и грузов. Быстрыми темпами шло развитие транспорта (морской и речной, сухопутный, железнодорожный и автомобильный, воздушный), а также средств связи (телеграфа, радио, телефона, электронной связи).
В обществе возникли новые социальные слои и группы, а старые претерпели значительные изменения. Количественно выросли научная и инженерно–техническая интеллигенция, массы студентов, управленцы–профессионалы, рабочие высочайшей квалификации. В наиболее развитых странах давно исчезло крестьянство в прежнем его понимании, образовался так называемый «средний класс». Возросла и возрастает социальная роль молодежи и женщин.
В целом возможности огромного количества людей жить в сравнительно комфортных условиях увеличились. В конце века голод, массовая нищета и эпидемии грозили лишь наиболее отсталым странам.
Явно выросла образованность человечества. Во всяком случае, грамотность стала практически всеобщей нормой.
Возросли возможности общения разных людей разных континентов и стран, разных цивилизаций и культур. Взаимосвязи разного рода в мире становятся значительно более тесными. Цивилизация явно и ускоренно прогрессирует, затрагивая все регионы земли, все сферы жизни. И этот прогресс цивилизации обеспечивает условия для межкультурных контактов, порождает средства для сохранения и создания новых ценностей культуры, для сохранения и передачи духовного опыта, для развития и функционирования культуры в целом.
Вообще экономическое и социальное развитие цивилизовалось в плане его «онаучивания» и достигало значительных успехов в отдельные периоды в отдельных странах. И эти страны тоже временами попадали в ситуации кризисов, в том числе мировых. Наибольший прогресс в экономической и социальной сферах был достигнут там, где политическая и правовая системы создали для этого наилучший климат. В странах, отстававших по разным причинам в экономическом развитии и оказавшихся в состоянии общецивилизационной стагнации, пытались силой, давлением сверху добиться устойчивого развития экономической и социальной сфер жизни (в противовес хаосу), устанавливая жесточайшие тоталитарные режимы, ярчайшим примером которых служат фашистские и социалистические (коммунистические), в той или иной мере приближавшиеся к ним по жестокости.
Современная цивилизация породила не только развитый тоталитаризм, но и изощренные формы терроризма разного рода, создала возможности для технического обеспечения и массового распространения насилия, условия для процветания наркобизнеса. Речь идет и о насилии человека над человеком, и о насилии человека над природой. Стали острыми так называемые экологические проблемы, имеющие значение не только для отдельных регионов, но и для планеты в целом, для настоящего и будущего всего человечества. Конкурентная борьба за эффективное использование земли, полезных ископаемых, источников энергии, расширение воздействия экологически опасных производств и их продуктов – все это привело к тому, что человечество в ближайшем будущем может лишиться чистого воздуха, чистой воды (в том числе питьевой), пахотной земли, многих видов животных и растений. Человечеству грозят необратимые климатические и геоморфологические изменения, связанные с деятельностью человека, которая изменяет состояние атмосферы, литосферы, гидросферы и т. д. В общем, как выяснилось, цивилизация со всей ее прогрессирующей мощью сделала и делает слишком многое для того, чтобы уничтожить саму себя.
А. Печчеи в предисловии к книге «Человеческие качества» заметил, что, хотя все эти угрожающие опасности вроде бы осознаны человечеством, хотя что–то люди пытаются преобразовать в своей деятельности и социальной организации, опасностей избежать не удается, ибо «суть проблемы, которая встала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции» состоит, по его мнению, в другом: «… в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир». Цивилизационные изменения опережают развитие культуры.
Кажется, что пророчества мыслителей середины–конца XIX в., которые касались «смерти Бога», угасания веры, – сбылись. Мировые религии, укрепившие свое официальное положение в обществах и устоявшиеся в качестве достаточно могущественных церковных организаций, усилили моменты своей рационализованности. Приспосабливаясь к смыслу, характеру и формам происходивших цивилизованных сдвигов, эти организации отказались от конфронтации со светскими властями, с наукой и техническими нововведениями.
Они модернизировались и внутренне и внешне. Раньше и очевиднее других католицизм, но не только он. В середине 60–х гг. ХХ века монах или монашенка, едущие на мотороллере, воспринимались вполне обычно. К концу века не только электричество и телевидение, но и компьютерная техника вошли в жизнь церквей и монастырей. Самое современное авангардное искусство (архитектура, музыка, живопись, скульптура и т. д.) стало использоваться в церковных сооружениях, в религиозных ритуалах. Бога совсем перестали представлять в виде старика с бородой: его абстрактный лик искали на фотографиях звездного неба, которые делались астрономами с помощью самой совершенной техники. От прихожан в жизни не требовалось и не ожидалось страстно–эмоциональных выражений религиозного рвения, строгого соблюдения норм жизни, диктуемых религиозной верой. Никакой инквизиторской или особой надзирательной функции церкви не брали на себя, к атеистам относились спокойно. И в отношении к другим вероисповеданиям старались вести политику мирного сосуществования. Все крупные мировые церкви и религиозные объединения, по крайней мере, в конце ХХ столетия, подчеркивали, что Вера как высшая ценность воплощает в себе истинные ценности жизни и культуры, и поэтому не противостоит культуре светской в ее порой странных зигзагах развития.
Но при всей этой кажущейся умиротворенности религиозной жизни людей ХХ в. эта жизнь была «так бурна и яростна, что многие» пророчили «XXI веку бесконечные религиозные войны». На деле религиозность в ХХ столетии пошла как бы «вразнос» в напряженности противоречий и поисков. Прежде всего потому, что активна была оппозиция ранее отмеченной внешней рационализованности и формализованности веры. В противовес этому существовал и распространялся атеизм, а также появилась тенденция к увлечению самыми разнообразными формами мистицизма. Атеизм порой обретал государственный характер, как в бывшем СССР и других странах социализма.
Существующие традиционные религии не удовлетворяли очень многих. При видимом количественном доминировании мировых церквей возникло множество сект и течений внутри и вне каждой из них. Кроме того, чрезвычайно активными были и так называемые «новые религии», некоторые из них собирали и собирают миллионы последователей, будучи порой весьма агрессивными в своей противопоставленности традициям религиозным и светским.
Наряду с прогрессами модернизации верований, религий и церквей шли и процессы их архаизации. Основания современной веры искали в древних культах. Для Западной Европы и США особый интерес в этом плане приобрели культы восточные. Кроме того, в мире массового монотеизма стало теоретически и практически воспроизводиться язычество, а также «гремучие смеси» язычества с монотеизмом и новейшими идеологическими построениями
Помимо всего этого, в мировых религиях в ХХ и в начале ХХ I в. не только продолжали существовать, но и активизировались наиболее ортодоксальные их течения (исламский фундаментализм, ирландский католицизм и др.).
В связи с этим очень трудно говорить о реализации религии в качестве момента современной культуры. Бог, конечно, остается высшей ценностью для верующих. Но вера в Бога настолько проявляет себя как культура, насколько именно она действует в сторону облагораживания, одухотворения жизни. Пестрота и неоднозначность проявлений религиозности, которая в XX столетии, да и в этом, не помешала совершаться самым гнусным и бесчеловечным деяниям, а порой и оправдывала совершение зла, – все это не позволяет определенно связывать религиозность вообще с культурностью. Может быть, отчасти и поэтому каждое из вероучений в ХХ в. претендовало на роль истинной, единственно возможной нравственной основы жизни в мире, полном безнравственности, жестокости, лжи и насилия. Это касалось и христианства, и мусульманства, и буддизма (в том числе и дзен–буддизма), и большинства новых религиозных и псевдорелигиозных течений и сект. Это не удивительно, ибо проблемы нравственности, нравственной культуры были чрезвычайно обострены.