В чем вы видите художественное мастерство и новаторство достоевского психолога

Психологическое мастерство Ф.М. Достоевского в изображении этапов душевной борьбы героя.

Но ещё на этапе формирования своей теории у него было множество сомнений. Лично я считаю, что на убийство Родиона толкнула всё-таки нужда, а теория лишь попытка оправдать себя перед самим собой, найти другую причину своего поступка кроме денег, хотя может всё было как раз и наоборот.
Так или иначе Раскольников крайне долго готовился к своему преступлению, и долгое время считал всё это шуткой, так нелепой выдумкой, но вскоре он всё больше узнаёт об неприятностях простых людей, об проблемах семьи Мармеладовых, о своей никчёмной жизни и о всём прочем. Он видит прекрасные дворцы и храмы Петербурга, которые всегда восхищали, восхищают и будут восхищать людей, особенно приезжих, но Родион видит, что рядом с этим великолепием умирают от голода и холода люди, то сколько людей погрязли в непробудном пьянстве и т.д. Это убеждает его в его теории, он не хочет быть как все эти люди, как серая, нет чёрная масса его времени и он решается на убийство окончательно и бесповоротно если бы не Сонечка. Это луч света для Родиона и бич его теории, даже антипод в то время как Раскольников считает, что для достижения блага нужно перешагнуть через других людей, то Соня наоборот считает, что необходимо для блага родных и близких перешагнуть через себя, но не в коем случаи не через других. Но как не странно именно из-за Сони Раскольников снова решает осуществить свою идею, доказать свою пагубную теорию практикой.

Тот момент, когда Раскольников идёт сдаваться с поличным он не раскаивается и всё ещё верит в свою теорию, он как загнанная в угол собака до последнего момента не выпустит кость из зубов. Лишь только на каторге он сбит со своего престола, его теории была для него палкой, на которую он опирался, но она была ему так же нужна как нужен мешок кирпичей за спиной поднимаясь на гору. Но он уже не мог остановится он цеплялся за уже порванные нити. Крахом теории было то что на каторге, он не с кем не мог сойтись, он был чужой и здесь, в то время как к навешавшей его Соне все всегда были крайне добры и ласковы. Любовь в итоге взяла своё, Родион раскаялся, он осознал весть тот ужас, который пережил и сотворил, он осознал сколько страданий он причинил людям близким ему. Он валится к Соне в ноги и плачет он, не молит прощения всё сказано слезами, для них эти слёзы и они сами теперь свет, свет, который укажет путь в новую, лучшую, обновлённую жизнь.

Достоевский был великим писателем его диалоги персонажей, столкновение мнений, столкновение людей как двух противоборствующих разумных стихий очень важно. А также он активно использует метод названный в западной Европе «полёт сознания». Родион летает в своих мыслях его мнения крайне субъективны и мечутся, и перескакивают на противоположные. В Раскольникове происходит борьба разума и чувства, его живого, но холодного и жёсткого ума и его чувственного, доброго человеческого сердца. Это не постоянство можно видеть в сцене когда он видит, на улице заплаканную девушку и человека который активно за ней следит, он решает сказать об этом стражу порядка и говорит, но в итоге кричит тому вслед чтобы то бросил это какое ему дело да других.
«Преступление и наказание» крайне психологический роман как по смыслу так и по написанию, его герои как и люди в жизни то эволюционируют то резко деградирую, но постоянно меняются как и всё в мире. Достоевский смог описать куда человека приведёт слепой разум, и жажда власти если мы забудем про мораль, культуру и простое человеческое отношение к другим людям.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладимир Вакулин

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.

2 Человек есть тайна. Ее надо разгадать, И ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, То не говори, что потерял время; Я занимаюсь этой тайной, Ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский.

3 Одна из главных притягательных черт художественной литературы – способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.

4 Итак, с самого начала сталкиваемся с понятием психологизм, но он бывает широким и узким. В широком смысле подразумевается всеобщее свойство искусства, в котором изображаются человеческие характеры. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную жизнь людей, искусство, и в частности литература, создает не только общественные, но и прежде всего психологические типы.

5 Психология и характер – синонимы. А между тем, за термином психологизм, в литературе прочно закрепилось понятие, которое принимает более узкое значение: согласно которому, психологизм является свойством не для всего искусства и не для всей литературы, а лишь для определенной их части.

6 Писатели-психологи изображают внутренний мир человека особенно ярко, живо и подробно, достигают особой глубины в его художественном освоении. Таким специфическим свойством обладал и Ф. М. Достоевский. Федор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень Отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, композиционное и словесное выражение.

8 Мир в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, объективом. Раскольников имеет дело с миром, предшествующим его сознанию и воле, с которым он вынужден считаться. Достоевский нигде не сосредотачивается на Раскольникове как на автономной личности, истиной которой является только ее внутреннее бытие.

9 Достоевский не считал психологический анализ окончательным ключом для вскрытия сущности персонажа, для утверждения истины в искусстве, хотя и был убежден, что без дара видения души человека – искусство становится просто невозможным. Герои Достоевского всегда на грани нервного срыва, истерики, внезапной исповеди, бреда. Достоевский показывает нам внутреннюю жизнь человека в те моменты, когда переживание предельно интенсивно, когда страдание почти невыносимо, когда обострены эмоциональные реакции.

10 Раскрывая внутренний мир своих героев, Достоевский стремится показать столкновение противоборствующих сил: непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Раскольников не просто переживает, он мучительно страдает, постоянно анализируя свои поступки. Внутренние монологи – вот один из способов психологического анализа Достоевского.

11 Порфирий Петрович – пристав следственных дел, логичен, умен, хитер и осторожен. Поединок между следователем и убийцей становится основным конфликтом романа. Порфирий действует так, как должен действовать следователь, у него нет улик, но он психологически поймал Раскольникова, он играл на его нервах, на его желчи. Следователь сломил и сокрушил Раскольникова не как судья, а как совесть старого мира.

12 Внутренними монологами Достоевский показал постоянные психологические колебания, «маятниковые движения» сознания и подсознания между двумя безднами. Противоречивость человеческого сознания и подсознания осваивается Достоевским, пожалуй, глубже, чем любым другим писателем XIX века.

13 Психологический поединок Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова можно разделить на три части (или встречи). Первая встреча намечает характер, тему борьбы. Вторая – интрига достигает высшего пункта и напряжения. И третья встреча – завершается неожиданной катастрофой: Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния. Порфирий Петрович очень точно расставляет ловушки Раскольникову.

15 4. Соотнесение образа лошади с «кроткими», «смиренными» ( Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны; 5. Раскольников после пробуждения. На чаше добра и зла ; Итак, сны у Достоевского занимают 1 место в раскрытии внутреннего мира человека, так же как внутренними монологами. Еще одной своеобразной формой психологического изображения стало у Достоевского использование портретных деталей, что как всегда, оригинально.

16 Петербург – фантастический город, который играет не мало важную роль в «Преступлении» и «Наказании». На протяжении всего романа лишь некоторые ремарки описывают Петербург, но нам этого достаточно, чтобы понять духовный мир этого города по Достоевскому. Из описания портретов, выше приведенных, мы можем сказать, что Петербург также двойственен, как и Раскольников. Другой пример одухотворения материи – жилища.

17 Мир окружающего человека, всегда дается как часть души человека, становится внутреннем пейзажем, определяя человеческие поступки. Время – функция человеческого сознания, оно может растягиваться, сжиматься, исчезать. С помощью времени, Достоевский показывает насколько велики переживания Раскольникова. В начале романа, все разворачивается медленно, затем ускоряется, а перед катастрофой превращается в ураган.

18 Герой несколько раз выпадает из времени. И это выпадение лишний раз показывает психическое состояние, в котором находился Раскольников. Наконец, отметим еще одну оригинальную форму психологического анализа, которая получила широкое распространение у Достоевского. Несколько обычных для Достоевского фраз, неопределенных местоимений, сконцентрированных в нескольких строках дают содержание психологического анализа.

19 Прием умалчивания применяется Достоевским, именно в такие моменты, когда выявляются самые глубокие пласты психики и внутреннее состояние становится настолько противоречивым, сложным и смутным, что не поддается иным формам изображения. Умолчание намекает на неисчерпаемую душевную глубину, тем самым еще более усиливая психологическое напряжение.

20 Задача Достоевского состояла в том, чтобы показать какую власть над человеком может иметь идея, и какой страшной она может быть. Но жизнь победила теорию. Человеческая душа, по убеждению Достоевского, во многом необъяснима и загадочна, особенно в самых последних ее пластах, и здесь самый проницательный психолог должен отступить. Непредсказуемость внутреннего мира постоянно подчеркиваются писателем при изображении психологических состояний.

21 Внутренний мир часто представляет собой хаос Душевных движений, что в них не только самому герою, но и нейтральному повествователю разобраться сложно. Словом, в психологическом повествовании Достоевского, внутренний мир предстает как объясненный и истолкованный не до конца; писатель намекает на существование темных глубин в душе человека, куда не достает луч даже самого изощренного психологического изображения.

22 При этом у Достоевского, анализ стремится к исчерпывающе ясному знанию о душе человека и все же достигает его. Главные черты уникального психологического стиля Достоевского – предельная сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах захватить читателя изображением напряжений их душевных состояний, художественное освоение «двух бездн» в душе человека.

23 Психологический анализ определяется у Достоевского поисками той свободной духовности, которая станет залогом его «восстановления». По мысли писателя, покаяние выступает совершенно бесспорным и самоочевидным. Каков же вывод? Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского прост: уверовать в бога. Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех – помоги самому себе, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви.

Источник

Итоговый тест по литературе 10 класс за 2 полугодие

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Итоговый тест по литературе. 10 класс. 2 полугодие

1.Какова была социально-политическая позиция Салтыкова-Щедрина?

а/ он был революционером-демократом,

б/ он был народником,

в/ он был либералом.

2. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть эпизод, где мужик сам вьет веревку, чтобы генералы привязали его к дереву. Как называется такой прием?

3. В какой из сказок объектом сатиры является самодержавие?

б/ «Медведь на воеводстве»,

4. В чем отличие фантастики Шедрина от фантастики народных сказок о животных?

а/ отличия практически нет,

б/ в народных сказках животные олицетворяют человеческие характеры вообще, а у Щедрина – социальные типы,

в/ фантастика народных сказок – это целый игровой мир, а фантастика Щедрина – это тот же реальный мир, только прикрытый аллегорическими масками.

5. Можно ли назвать метод сказок Щедрина реалистическим?

а/ нет, потому что Щедрин использовал фантастику,

б/ да, потому что за фантастической образностью у Щедрина стояли типические характеры в типических обстоятельствах,

в/ метод сказок можно определить как сочетание реализма и романтизма.

1. Почему мы называем «Войну и мир» романом-эпопеей?

а/ из-за большого временного и пространственного охвата событий,

б/ Толстого в этом произведении интересовала в равной степени и судьба нации (признак эпопеи), и идейно-нравственные искания личности (признак романа),

в/ потому что в произведении участвуют в качестве персонажей исторические личности.

2. Какая проблема увлекала Толстого в романе «Война и мир» прежде всего?

в/ индивидуальные искания личности.

в/ одной из самых главных идей.

4. Каковы критерии нравственной оценки человека Толстым?

а/ простота и естественность,

б/ постоянное самоусовершенствование,

в/ уверенность в себе.

5. Какая черта была особенно характерна для Пьера?

а/ боязнь задеть или огорчить других людей,

б/ постоянное желание быть лучше,

в/ желание служить человечеству.

6. Что понял Пьер во время своего нахождения в колонне пленных?

а/ в нем произошла переоценка ценностей, он понял, что истинная жизнь – естественная, природная и простая,

б/ Пьер понял, что такое подлинная свобода,

в/ Пьер поверил в Бога.

7. Каким предстает Пьер в эпилоге?

а/ он практически не изменился,

б/ он обрел в жизни высокую цель,

в/ в его характере появилась твердая воля.

8. Что было главным в жизни князя Андрея?

а/ благополучие окружающих,

9. Что открывается князю Андрею после ранения на поле Аустерлица?

а/ важность и нетленность вечного, воплощенного в высоком небе, и мелочность происходящего,

в/ бесконечность Божьего милосердия.

10. Что дало князю Андрею общение с простыми солдатами?

а/ понимание истинного патриотизма,

б/ понимание истинного героизма,

в/ чувство собственного превосходства.

11. Как вел себя князь Андрей во время романа с Наташей?

а/ как честный и благородный человек,

в/ нельзя сказать однозначно.

12. Что открывается князю Андрею перед смертью?

б/ понятие об истинной любви,

в/ нечто высокое и прекрасное, но что именно – Толстой не говорит.

13. Какова главная черта в характере Наташи?

а/ искренность и ответственность,

в/ недовольство самой собой.

14. Почему Наташа воскресла после своей болезни из-за неудачного побега с Анатолем?

а/ потому что ее любовь и силы потребовались больной матери,

б/ потому что сущность ее жизни была любовь; проснулась любовь – проснулась жизнь,

в/ со временем острота переживаний просто притупилась.

15. Что такое «диалектика души» как принцип психологизма?

а/ умение раскрыть противоречивость и динамику внутренней жизни героя,

б/ способность показать характер героя с разных сторон,

в/ умение раскрыть внутреннюю сущность, скрытую под внешней маской.

16. В чем смысл композиционного противопоставления Кутузова и Наполеона?

а/ в сравнении русского и французского полководцев,

б/ в противопоставлении верящего в свою гениальность Наполеона и верящего в мощь народа Кутузова,

в/ в противопоставлении истинного и ложного величия.

17. С точки зрения толстовской философии – кто делает историю?

б/ выдающиеся личности,

в/ миллионы отдельных воль, действующих в одном направлении.

1.Какие проблемы интересуют Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

2. Какой христианский образ является лейтмотивом романа?

в/ образ воскрешения Лазаря.

3. С какой точки зрения Раскольников делил людей на два разряда?

а/ богатых и бедных,

б/ могущих при необходимости совершить преступление или нет,

в/ православных и иноверцев.

4. Как Достоевский развенчивает теорию Раскольникова?

а/ прямо говорит, что она неверна,

б/ заставляет кого-либо из героев победить Раскольникова в теоретическом споре,

в/ нравственно-психологическим развитием героя заставляет его убедиться в ложности теории.

5. Зачем в романе нужен эпилог?

а/ чтобы показать возможность возрождения героя,

б/ чтобы показать, что итогом н6равственного развития героя стал не отказ от себя самого (как в конце 6-ой главы), а отказ от ложной теории,

в/ чтобы показать дальнейшие судьбы героев.

6. В чем вы видите особенности мастерства Достоевского-психолога?

а/ в умении создать интересные и запоминающиеся человеческие характеры,

б/ в умении ярко передать психологическое состояние героев,

в/ в особой психологической «насыщенности» его романов.

1. Почему Чехов обратился к жанрам короткого рассказа и повести?

а/ потому что к его времени романная традиция уже исчерпала себя,

б/ потому что его задачей было проникнуть во все «щелочки» и углы русской жизни, для чего рассказ удобнее, чем роман,

в/ потому что Чехов ориентировался на традиции западноевропейской литературы.

2. Что входит в круг истинно чеховских ценностей?

а/ христианские добродетели,

б/ ум, талант, любовь, свобода,

в/ ценности общественно-политического характера.

3. В чем вы видите особенности чеховского психологизма?

а/ в умении дать развернутую картину внутреннего мира,

б/ в использовании «диалектики души»,

в/ в умении подбором немногих деталей воссоздать настроение героев, их эмоциональный мир.

Данный тест позволяет проверить и объективно оценить знания учащихся по русской литературе и самостоятельно проверить их с помощью ключей к тесту. Вопросы теста сгруппированы по отдельным писателям. Вопросы теста рассчитаны на проверку знания текстов и на проверку понимания художественного мира писателя или поэта, проблематики произведения и его художественного своеобразия.

М.Е.Салтыков-Щедрин. 1: а-5,б-0, в-0/. 2: а-0, б-0, в-5/. 3: а-0, б-5, в-0/. 4: а-0, б-4, в-5/.

Источник

Особенности творчества Достоевского: психологизм, полифоничность, детективные сюжеты

В чем вы видите художественное мастерство и новаторство достоевского психолога. 2. В чем вы видите художественное мастерство и новаторство достоевского психолога фото. В чем вы видите художественное мастерство и новаторство достоевского психолога-2. картинка В чем вы видите художественное мастерство и новаторство достоевского психолога. картинка 2.
Соня и Раскольников

Ф. М. Достоевский является всемирно известным писателем, мастером психологического романа.

Особенности творчества Достоевского: психологизм, полифоничность, детективные сюжеты и пр.

1. Глубокий психологический анализ

Пожалуй, главной особенностью романов Достоевского является глубокий психологический анализ персонажей и ситуаций. Эту особенность отмечали еще современники писателя. Действительно, Достоевский словно «рентген» проникает в души своих героев и с удивительной тонкостью прослеживает их переживания. От его зоркого глаза не ускользает ничего: он подмечает и сообщает читателю все тонкости и нюансы внутренней жизни своих героев.

Из-за этого многие читатели считают романы Достоевского слишком «тяжелыми» для восприятия именно из-за столь глубокого психологического анализа.

2. Насыщенный сюжет

Одной из особенностей произведений Достоевского являются занимательные и увлекательные сюжеты, неожиданные повороты событий и часто непредсказуемая, волнующая развязка.
Достоевский очень заботился о том, чтобы его произведения были занимательными и увлекательными, а концовки – эффектными. Без ложной скромности сам Достоевский считал, что у него неплохо получается писать увлекательные тексты.

3. Детективные сюжеты

Еще одна особенность творчества Достоевского – это детективные, криминальные сюжеты. Не все, но многие его произведения, особенно романы, так или иначе рассказывают о каких-то преступлениях. Все самые известные романы Достоевского – «Преступление и наказание», «Идиот». «Братья Карамазовы» – по сути принадлежат к жанру романа-детектива или романа-триллера. Писатель часто черпал сюжеты для своих книг из криминальной хроники в местных газетах.

4. «Многолюдные», полифонические романы

Еще одной особенностью произведений Достоевского, в частности романов, является их «полифоничность», их «многолюдность». Романы Достоевского называют полифоническими из-за большого количества персонажей, чьи жизни и судьбы пересекаются в тех или иных обстоятельствах.

В самых известных романах Достоевского участвуют в среднем по 10-20 героев – главных и второстепенных. Это касается романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».

При этом Достоевскому удавалось наделить каждого из героев своей особенной судьбой, историей и характером. Любопытно, что друзья писателя предупреждали его о том, что изобилие персонажей якобы мешает его произведениям. Однако писатель оставался верен своему стилю и не уменьшал количество персонажей в угоду критикам. В результате «полифоничность» и «многолюдность» стали его визитной карточкой. Миллионы читателей любят произведения Достоевского в том числе и за это.

Это были материалы об особенностях творчества Достоевского: о психологизме, полифоничности, криминальных сюжетах в его произведениях.

Источник

МАСТЕРСТВО Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО-ПСИХОЛОГА (По роману «Преступление и наказание)

Роман «Преступление и наказание» в большой степени является полемикой Ф. M Достоевского с идеей социалистов. Носителями различных аспектов их учения в произведении становятся Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, однако главным образом оно завладело разумом Родиона Романовича Раскольникова. В процессе повествования автор детально исследует теорию о «праве на кровь», принадлежащем людям «высшего разряда», противопоставляя ей догмы христианской морали. М. Бахтин назвал «Преступление и наказание» романом «полифоническим», то есть «голоса» всех героев звучат равноправно, «нет довлеющей авторской позиции. Достоевский путем тончайшего психологического анализа показывает читателю всю подноготную своих персонажей, затрагивает самые потаенные струны их душ, исследует глубинные пласты, человеческой натуры.

Говоря о психологизме Достоевского, прежде всего следует отметить одно его свойство, во многом определяющее своеобразие стиля писателя: пожалуй, впервые в русской классической литературе психологизм стал всеобъемлющей стихией повествования. Во всей структуре произведения практически невозможно найти ни одной детали, которая не служила бы более полному и глубокому раскрытию внутреннего мира героев. Объективная реальность в романе как бы не существует: все события пропущены через призму восприятия персонажей.

В отличие от Л. Н. Толстого, который всегда стремился отобразить эволюцию, путь исканий своих героев, Достоевский объектом художественного внимания выбирает моменты высочайшего душевного напряжения, психологические срывы, сломы, болезненное воображение, состояние, близкое к истерике, считая, что именно в таких случаях человеческая натура раскрывается в наибольшей степени. Однако (опять же в отличие от Толстого) писатель никогда не дает читателю понять, что какой-либо из персонажей познан и исследован до конца. Человеческая душа была и останется, по мнению Достоевского, непостижимой загадкой. Непредсказуемость, сложность внутреннего мира постоянно подчеркивается Достоевским при изображении психологических состояний и процессов. Для их характеристики типичными являются выражения «странно», «странное чувство», «неожиданно для» себя», «как бы невольно» и т. п. Передаче внезапных изменений состояния сопутствует слово «вдруг». Причем загадочность внутреннего мира, в отличие, например, от романтиков, происходит не от намеренной недосказанности, а наоборот: анализ стремится к исчерпывающему ответу и не достигает его.

Своеобразие психологического стиля Достоевского также заключается и в особом характере героев. Как и у Толстого, персонажи его произведений разрешают проблемы, волнующие самого автора, им свойственна исключительная философичность мышления, острота восприятия, неординарность. Однако если персонажи, например, «Войны и мира» во многом погружены в бытовую жизнь, то герои «Преступления и наказания» целиком поглощены разрешением «проклятых вопросов», это герои-идеологи. И вся система художественных средств подчинена раскрытию концепции мировосприятия героев, ее динамике. Так, идейной сущностью главного героя становится его теория о делении человечества на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет», о проблеме сильной личности в обществе. И вся жизнь Раскольникова (насколько она показана в романе)

Другие герои романа также «идеологи», причем их идеи так или иначе соотносятся с теорией Раскольникова. Порфирий Петрович, Сонечка, отчасти Разумихин противостоят ей; Свидригайлов доводит до логического конца мысль об отсутствии нравственной ответственности, Лужин оборачивает все в философию практического хищничества, выхолащивая весь гуманистический смысл.

Характерной особенностью является и то, что, несмотря на всеобъемлющую власть идеи над внутренним миром героя, она все равно остается для него проблемой, гипотезой, требующей проверки. «Проба» Раскольникова — ярчайший тому пример. В этом герое постоянно борются разум, зараженный «трихнинами» теории, и душа, подсознание, «натура», остающаяся чистой, невинной, даже детской (первый сон Раскольникова).

Отсюда вытекает еще одна особенность поведения героя — мотив «действия вопреки». Персонаж прекрасно знает собственный внутренний мир, с точностью предвидит, какие переживания в нем вызовут те или иные поступки, однако, подчиняясь чему-то неизведанному в своей душе, все равно совершает их. «Я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью!»

Интересной особенностью метода Достоевского также является прием сна. В «Преступлении и наказании» сны приходят только Раскольникову и его психологическому двойнику — Свидригайло-ву. Лейтмотив видений главного героя — раскол его личности, больное воображение и внутренние противоречия. Сны же Свидри-гайлова введены писателем для того, чтобы показать, насколько испорчена душа героя, гнила его суть.

Помимо снов для передачи внутреннего состояния героев Достоевский использует монологи (в основном внутренние) и диалоги. В самом тоне, стилистической окраске прямой речи запечатлены душевные процессы происходящие с персонажем в данный момент. Для внутренних монологов характерен плавный переход от слов автора к размышлениям героя.

Также интересен метод портретирования в романе: Достоевский практически не обращает внимания на глаза (указывает только цвет). Основополагающей чертой является улыбка, усмешка, каждый раз соответствующая психологическому состоянию. Характерен для писателя также прием двоекратного портретирования.

Однако помимо отображения различных психологических процессов и явлений в задачу Достоевского также входило воссоздать особую напряженную атмосферу, пронизывающую весь роман. На протяжении произведения постоянно присутствует определенная гамма цветов и запахов: раздражающий желтый цвет, вонь из подвалов и распивочных; жара, духота.

Также созданию соответствующей обстановки способствуют различные предметно-бытовые детали. Яркий пример — описание комнаты Раскольникова: «Крошечная клетушка. с своими желтенькими, пыльными и всюду отлетевшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко».

Стоит отметить и весьма необычные взаимоотношения психологизма с сюжетом. Острейшая эмоциональная напряженность ничуть не ослабляет читательского интереса к событиям романа. Они очень органично дополняют и обусловливают друг друга. Неожиданные повороты в сюжете только усиливают внимание к психологической стороне дела.

Таким образом, мы видим, что главные черты уникального психологического метода Достоевского — предельная сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах внутреннего мира человека, умение захватить читателя изображением напряженнейших душевных состояний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *