В чем вы видите историческое значение создания ссср
Образование СССР и его историческое значение.
Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов. В соответствии с договором, все республики формально считались независимыми. Год образования СССР ознаменовался окончанием гражданской войны. Советские республики находились в тяжелейшей экономической ситуации.
Причинами образования СССР стали:
— пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений);
— участие в совместной защите от внешних врагов.
Важно отметить, что сама форма нового государственного образования, представлявшего именно Союз Советских Социалистических Республик, предполагала наднациональный характер и потенциальную возможность объединения множества равноправных республик. Первая конституция СССР была принята уже в январе 1924 г. Она во многом копировала, принятую еще в 1918 г., конституцию РСФСР.
Говоря об образовании СССР следует отметить, что высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком).
Значение: 1. Выравнивание уровня развития регионов. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика «подтягивания» отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.
2. Социально-культурное значение. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20—30-е годы здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917г.имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности).
Противоречия в советской национальной политике.
Советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть здесь концентрировалась в руках республиканских партийных комитетов, подотчетных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.
Одновременно советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем «коренизации» местного государственного аппарата с предоставлением местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти. От борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в не меньшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции государственной национальной политики создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.
Переход советского руководства к плановой экономики.
6. Значение образования СССР
6. Значение образования СССР
6.1. Выравнивание уровня развития регионов. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика «подтягивания» отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.
6.2. Социально-культурное значение. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20—30-е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народности впервые получили письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14 % являлись представителями коренной национальности).
6.3. Противоречия советской национальной политики.
• Несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть концентрировалась в республиканских партийных комитетах, подотчетных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения, принимаемые центральными партийными органами, были обязательны для республиканских.
• Практическая реализация интернационализма вылилась в право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был выдвинут тезис об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.
• Одновременно советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем « коренизации » местного государственного аппарата с предоставлением местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти. От борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в не меньшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции государственной национальной политики создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ СССР В ВОЙНУ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ СССР В ВОЙНУ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ К вопросу о решающем вкладеРассматривая этот вопрос, советская историография отдавала дань уважения деятельности союзников, но при этом, пытаясь доказать равенство усилий СССР и США, приложенных к
1 Стратегическое значение вступления СССР в войну на Дальнем Востоке
1 Стратегическое значение вступления СССР в войну на Дальнем Востоке К вопросу о решающем вкладеРассматривая этот вопрос, советская историография отдавала дань уважения деятельности союзников, но при этом, пытаясь доказать равенство усилий СССР и США, приложенных к
27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру
27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру 2 июня 1939 г. СекретноПравительства Великобритании, Франции
№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР
№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР №196, г. Москва6 сентября 1923 г.При сем объявляется постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 28 августа 1923 г. «о составе Революционного военного совета СССР».Заместитель
6. Экономика СССР и проблемы народного образования
6. Экономика СССР и проблемы народного образования Шестой раздел XVII главы посвящен экономическим вопросам СССР. Наряду с исчислением намеченного роста производства в тяжелой промышленности, в химической индустрии и в сельском хозяйстве, говорится о «неустанной заботе»
4. Значение опыта СССР
4. Значение опыта СССР СССР – первый масштабный эксперимент сознательного построения социалистического общества, о котором думали века мыслители разных стран. Еще в XVI веке иезуиты построили социализм в Парагвае, который был уничтожен Великобританией вместе с его
№ 3 ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ»»
№ 3 ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ»» 28 марта 1953 г. № 08/012/85сВо исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27
№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР 16 июля 1954 г.№ 127с/0391/078Во исполнение указаний директивных органов приказываем:1. Директиву МГБ СССР и Прокуратуры СССР № 66/241 сс от 26 октября 1948
1. Предпосылки образования СССР
1. Предпосылки образования СССР 1.1. Идеологические. Октябрьская революция 1917 г. привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и
ВЫПУСКИ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ДО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
ВЫПУСКИ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ДО ОБРАЗОВАНИЯ СССР Украинская Советская Социалистическая Республика Расположена на Ю.-З. европ. ч. СССР. Терр. 603, 7 тыс. кв. км. Нас. 50, 3 млн. (на 1 янв. 1982), Столица — Киев.Украинская Советская Социалистическая Республика провозглашена 25 дек. 1917.
Глава № 22 Значение выявления европеоидной археологической культуры Нижнего Амура для понимания этногенеза и образования цивилизационных центров Евразии в неолите
Глава № 22 Значение выявления европеоидной археологической культуры Нижнего Амура для понимания этногенеза и образования цивилизационных центров Евразии в неолите Судя по современным историческим материалам, затрагивающих неолит Евразии и освещающих его
Значение образования и эрудиции
Значение образования и эрудиции Отдавая должное важности и сложности дипломатической работы, государства традиционно, можно сказать, с древних времен определяли на нее людей, наиболее подготовленных для выполнения соответствующих обязанностей.Тут не приходится брать
ВЫПУСКИ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ДО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
ВЫПУСКИ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ДО ОБРАЗОВАНИЯ СССР Украинская Советская Социалистическая Республика Расположена на Ю.-З. европ. ч. СССР. Терр. 603, 7 тыс. кв. км. Нас. 50, 3 млн. (на 1 янв. 1982), Столица — Киев.Украинская Советская Социалистическая Республика провозглашена 25 дек. 1917.
№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР
№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР №196, г. Москва6 сентября 1923 г.При сем объявляется постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 28 августа 1923 г. «о составе Революционного военного совета СССР».Заместитель
Образование СССР: федерация на новой основе
Причины создания новой федерации
После революции в национальных окраинах бывшей Российской империи обострились национальные противоречия и набрали силу националистические движения. Они привели к созданию относительно независимых государств на национальной основе. Однако партия большевиков имела своих представителей во всех регионах. На основе таких региональных ячеек создавались национальные республиканские большевистские партии, действовавшие в теснейшем сотрудничестве с РКП(б) и в подчинении ее руководству.
Соответственно, необходимость объединения была ясна всем. Следовало только выбрать для него оптимальную форму.
Три проекта создания СССР
Идея создания единого государства обсуждалась в руководстве большевиков России, Белоруссии, Украины и Закавказской федерации (создана в марте 1922 года, в ее состав входили Грузия, Армения и Азербайджан). Обговаривались 3 основные концепции.
Три плана вызвали бурные дискуссии среди партийного руководства. Только последний проект был провален почти сразу. В конкуренции же проектов Ленина и Сталина изначально большей популярностью пользовался сталинский вариант. Для прохождения своего проекта Ленину пришлось прибегнуть к своему личному авторитету.
Заключение союзного договора
Представители договаривающихся сторон подписали Договор об образовании СССР 29 декабря 1922 года. Уже на следующий день он был ратифицирован I Союзным съездом Советов. Дата 30 декабря 1922 года считается официальной датой создания СССР.
В основу союзного договора лег план федерализации. Советская Россия вошла в состав Союза как равноправный член без дополнительных прав и полномочий. Предполагалось, что все республики имеют право свободно выхода из состава СССР. Дальнейшее расширение Союза тоже считалось делом решенным – это было сделано с расчетом на «мировую революцию», надежды на которую в тот момент еще не стали необоснованными.
31 января 1924 года II съезд Советов СССР утвердил конституцию СССР. В государстве применялся принцип единого гражданства (то есть гражданин любой республики автоматически был и гражданином СССР), права и обязанности граждан также не зависели от республики проживания. Вместе с тем каждая республика имела свои конституции, правительства, символику. Была утверждена и символика СССР.
В промежуток с 1924 по 1940 год количество республик все время росло. Закавказская федерация прекратила существование. Часть из них (Казахстан, республики Средней Азии) получили государственный статус, будучи выделенными из состава РСФСР. По международным договорам были присоединены республики Прибалтики. Молдавия сперва была автономией в составе УССР, а затем преобразована в союзную республику после территориальных приращений за счет Румынии.
Историческое значение создания СССР
Безотносительно коммунистической идеологии, создание СССР имело положительное значение. Регионы бывшей Российской империи получили возможность восстановить традиционные экономические и культурные связи. Республики оказывали друг другу помощь ресурсами и средствами. Благодаря совместным усилиям экономика СССР в 1926 году по основным показателям достигла довоенного уровня, преодолев последствия Первой мировой и гражданской войн.
Политически СССР представлял собой немалую силу на международной арене. Хотя международное сообщество относилось к коммунистическому государству крайне негативно, все же не нашлось желающих пытаться изменить ситуацию силой. Постепенно страна начала прорывать международную дипломатическую блокаду и включаться в систему международных экономических связей.
Еще долгое время в обществе будет существовать ностальгия по СССР, поскольку в этом государстве многие аспекты жизни граждан были продуманы и организованы объективно лучше, чем в других странах в тот период. Некоторые достижения советской государственности используются в постсоветских странах до сих пор.
В чем вы видите историческое значение создания ссср
Подробное решение параграф § 11 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Каковы были предпосылки создания и укрепления союзного советского государства?
Предпосылками создания и укрепления союзного советского государства стали: формирование советских социалистических республик во главе с коммунистическим партиями, подчинявшимся ВКП(Б), исторические, культурные и экономические связи между республиками, необходимость экономического восстановления и обороны.
Этот план И.В. Сталина получил название плана автономизации. Почему? Используйте определение понятий «федерация» и «автономия».
План получил такое название, потому что республики входили бы в состав РСФСР на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета.
Проанализируйте новый вариант резолюции. Какие изменения являются принципиальными?
Принципиальным изменением является предоставление союзным республикам права свободного выхода из союза.
1. Дайте определение понятий «федерация», «автономия».
Федерация – форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Автономия — особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом), предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющаяся единица.
2. Сравните сталинский и ленинский планы создания союзного государства. В чём их принципиальное различие?
3. Что означает политика «коренизации»? В чём её главная задача?
Политика «коренизации» — политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры
4. Назовите основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики.
Итогами проводимой в 1920-е гг. национальной политики стали – развитие национальных языков, образования и культуры, формирование национальных политических и культурных элит, но в то же время ущемление прав других национальностей, прежде всего русского населения. Также итогом стал определенный рост национализма и недовольства на территориях со смешанным населением.
1. Покажите на карте республики, первоначально вошедшие в СССР в 1922 г., в последующие годы.
В 1922 г. в состав СССР вошли РСФСР, Белорусская ССР, Украинская ССР, Закавсказская СФСР (Армянская СССР, Азербаджанская ССР, Грузинская ССР).
Позже в состав вошли: Туркменская ССР (1924), Узбекская ССР (1924), Таджикская ССР (1929), Казахстанская ССР (1936), Киргизская ССР (1936), Армянская ССР (1936), Азербаджанская ССР (1936), Грузинская ССР (1936), Эстонская ССР (1940), Латвийская ССР (1940), Литовская ССР (1940), Молдавская ССР (1940).
2. Сравните территории Российской империи и СССР. Сделайте выводы.
По сравнению с Российской империей СССР утратил территории Финляндии, Польши, страны Прибалтики (в 1940 г. вошли в состав СССР), Западных Украины и Белоруссии (вернулись в 1940 г.), Молдавии (вернулись в 1940 г.), Карской области на Кавказе. Таким образом, образовавшийся СССР включал меньше территорий, чем было в Российской империи, однако к 1940 г. ряд территорий были возвращены.
Каковы были принципы устройства союзного государства?
Принципами устройства союзного государства были добровольность и свобода выхода из Союза.
Какова была политическая цель образования СССР?
Политическая цель образования СССР заключалась в создании оплота против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику
1. Определите главные принципы построения союзного советского государства.
Главными принципами построения союзного государства были равноправие самостоятельность союзных республик, возможность свободного выхода.
2. Найдите в дополнительных источниках информации различные оценки образования СССР. В чём вы видите историческое значение создания СССР?
Историческое значение образование СССР – это восстановление целостности страны после Гражданской войны, когда возникла угроза распада единого государства на ряд суверенных и враждующих государств.
3. Составьте схему организации государственного управления в СССР. В чём особенности такой структуры власти.
Образование СССР: дата создания, исторический ход событий
Предпосылки
В результате завершения Гражданской войны политическая карта некогда существовавшей Российской империи значительно изменилась. Советская власть была утверждена в РСФСР, Беларуси, Грузии, Украине, Армении, в Дальневосточной, Хорезмской, Бухарской Республиках. Однако некоторые из них имели между собой договоренности, в результате которых отдельные республики были упразднены (влились в состав других).
Когда был образован СССР, в него вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР. Это было документально утверждено на I Всесоюзном съезде Советов СССР. Позже ЗСФСР была разделена на Азербайджанскую ССР, Грузинскую ССР и Армянскую ССР.
Позже в состав СССР вошли Туркестанская ССР, Хорезмская ССР и Бухарская ССР. Однако уже в 1924 году их территории были распределены между союзными республиками с образованием Киргизской ССР, Таджикской ССР и Казахской ССР.
Образование Советского Союза обусловило формирование отдельных аппаратов власти. Несмотря на эти обстоятельства, вся власть была сосредоточена в руках глав национальных партий коммунистов, являвшихся составляющими единицами главного объединения – РКП(б). Последователи коммунистического течения имели своей главной целью соединить воедино все народности и нации и сформировать цельный коммунистический социум.
Создание единого государства
Год образования СССР пришелся на время сложной политико-экономической ситуации как в России, так и в Европе.
Формирование такого государство имело и внешнеполитические причины. Идея принадлежности всех наций к одному государственному строю вынашивалась в умах передовых людей еще во время существования Российской империи.
Создание СССР было обусловлено еще и экономическими соображениями, так как все народы имели между собой хозяйственные взаимоотношения.
В 20-е годы 20-го столетия между рядом стран (Белоруссией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, РСФСР и Украиной) существовал договор, касающийся внешнеэкономической политики и военно-хозяйственного сектора.
Страны сплотились под началом государственных управляющих институтов РСФСР и сформировали единую систему управления военным и экономическим секторами, производством, связью и сообщением.
Основные постулаты создания объединенного государства
Когда был создан СССР, члены большевистской партии имели различные взгляды на то, как именно должно развиваться и формироваться союзное государство. Комиссией бюро ЦК РКП(б) был выдвинут «Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками».
Когда появился СССР, один из первых его пунктов гласил, что требуется считать целесообразным формирование договора между объединяемыми странами и их включение в РСФСР. Проект подвергся жесткой критики со стороны В. И. Ленина. Он полагал, что все государства должны иметь равные права с РСФСР и сохранить свою независимость. При этом каждая из стран могла добровольно покинуть Союз.
Конституция
На общем собрании представителей всех союзных государств, состоявшемся 29 декабря 1922 года, образование СССР было закреплено документально Декларацией и Договором.
Главным органом управления был утвержден Съезд Советов СССР, а в остальное время – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Последний включал в себя две законодательные палаты – Совет Национальностей и Союзный Совет. Руководящим институтом власти был Президиум ЦИК. Совет Народных Комиссаров (СНК) считался основным исполнительным органом власти. В каждой отдельной республике сформировали свои ЦИК и правительство.
На II Съезде Советов СССР, который состоялся 31 января 1924 г., была принята первая Конституция. Поэтому год создания СССР и год принятия его первого основного закона разные.
Национальная политика единого государства и отношения между республиками
Руководство страны проводило гибкую политику в отношении национальной специфики каждой республики. В первое время после образования СССР на территориях, где исповедовалось мусульманство, в 1922 году духовенству снова вернули земли, принадлежавшие ему до революции, а также возродили суды шариата. Органы государственной власти лояльно относились к мусульманским нормам поведения.
Лояльность наблюдалась и в отношении народностей, проживающих в северных регионах, которые занимались охотничьим и рыболовецким промыслом, разведением оленей. Им было обеспечено право на самоуправление, принимая во внимание их народные традиции и обычаи.
Одним из главных вопросов национальной политики 20-х годов был вопрос «коренизации». Он предусматривал вовлечение малых народностей в процесс государственного управления. Издавались многочисленные приказы, утверждавшие на руководящие должности представителей коренного населения. Несмотря на эти прогрессивные меры, коренизация стала ущемлять повсеместно права иных национальностей.
Борьба с дипломатической изоляцией
Внешняя политика СССР характеризовалась некоторой двойственностью. Несмотря на ее направленность на защиту интересов собственного государства, она поощряла идеи мировой революции и пропагандировала их.
Первые мирные соглашения были заключены в 1920 году со странами Прибалтики и с Финляндией. Многим государствам пришлось вступить во взаимодействие с СССР, несмотря на их несогласие с большевистской политикой. Экономические выгоды стояли выше вопросов идеологии.
1921 год ознаменовался подписанием договоров о торговом взаимодействии между Великобританией и СССР. В этом же году с Германией также был заключен подобный акт, который наделял дипломатическими привилегиями торговое представительство союзного государства. Документ неофициально означал, что Германия признает Союз Советских Социалистических Республик государством. К концу 1921 года было подписано больше десятка подобных документов с передовыми европейскими странами.
Конференция в Генуе и Раппальское соглашение
В итальянском городе Генуя в 1922 году состоялась конференция, призванная решить многочисленные проблемы экономического характера. СССР также получил приглашение принять в ней участие.
Руководству СССР было выдвинуто требование погасить все имеющиеся долги со времен царской России. Общая сумма накопившегося долга составляла 18,5 млрд золотых рублей. СССР также выставил ответные претензии Антанте. Он требовал возместить финансовые потери, возникшие в результате экономической блокады и интервенции. Сумма исчислялась десятками миллиардов рублей. Представители собравшихся стран так и не пришли к единому соглашению.
Ранним утром 16 апреля 1922 года представители стран-участниц конференции узнали о заключении между Германией и СССР соглашения о возрождении экономического взаимодействия и дипломатических отношений между ними. Встреча состоялась в Раппало, в окрестностях самой Генуи. Подписание Раппальского соглашения вызвало негативную реакцию остальных государств и было воспринято как попытка изменить послевоенное положения международных дел. Было принято решение об ограничении прав Германии (как поверженного в войне государства), а также об изоляции России, чтобы предотвратить распространение коммунистических идей.
Признание СССР
Постепенно власть большевиков все больше укреплялась внутри СССР. Это же наблюдалось и относительно положения государства на мировой арене. В середине 20-х годов СССР признали в области международных отношений. В 1924 году укрепились его связи с Великобританией. Дипломатические взаимоотношения между двумя странами наладились. В этот же период СССР получил признание со стороны Норвегии, Италии, Греции, Швеции и Австрии. Летом того же года установилось международное взаимодействие с Мексикой. Итогом череды признаний со стороны других государств стало заключение соглашения между СССР и Японией. В результате этого договора японские войска были выведены с Сахалина (с его северной части, где была объявлена власть большевиков). Только США позже всех признали СССР. Это произошло лишь в 1933 году.
После заключения Версальского договора Германия видела в союзе с СССР как политические, так и экономические выгоды. Последние имели особое значение. Немцы обеспечивали Советскому Союзу значительную техническую поддержку. Особое место занимало военно-техническое обеспечение.
Соглашения со странами Востока
В восточных государствах активно развивалось освободительное движение. В результате этих волнений у руля государственной власти становились национальные правительства. В это же время активно развивались отношения этих стран с СССР, который оказывал им значительную материальную поддержку. В начале 20-х годов были заключены соглашения с Ираном, Турцией, Монголией, Афганистаном. Впервые в истории эти страны выступали в международных договорах в качестве их равнозначной стороны.
В 1924 году было подписано соглашение с Китаем. Большевики признали недействительными все соглашения, заключенные до революции, которые каким-либо образом ущемляли Китай в его правах. Советы обязались убрать свои военные силы, которые находились в пределах Монголии. Железнодорожные пути, проходящие по территориях этой страны и СССР, перешли под управление обоих государств и должны были служить только торговым целям.
Взаимоотношения со странами Запада
Активная внешнеполитическая компания большевиков, развернутая на Востоке, вызывала определенные недовольства у стран, которые еще не так давно полноправно властвовали на этой территории.
Министерство иностранных дел Великобритании в мае 1923 года выставило СССР обвинения в проведении политики, направленной на ущемление своих прав. Руководству Советского Союза был выставлен ультиматум. В нем содержались такие пункты:
Отношения между странами еще более накалились после убийства в Швейцарии русского посла В. В. Воровского.
Руководство Советского Союза назвало угрозы Великобритании наглой попыткой повлиять на его международную политику. Была развернута активная антибританская пропаганда. Страну охватили многочисленные митинги и публичные выступления активистов. Чтобы не доводить ситуации до критической точки, ряд условий все же был выполнен.
Итоги создания СССР
Рождение нового государства благоприятствовало закреплению идей социализма на мировой арене. Но изначальная направленность Советов на унитаризм негативно повлияла на становление государственности.
Образование СССР дало толчок к развитию не только внешнеполитических отношений, но и экономического сектора, культуры во многих отстающих до этого странах.