В чем вы видите назначение государства
Сущность и социальное назначение государства
Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.
Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение доказано мировой наукой и исторической практикой. Однако государство как историческое явление имеет двойственную
природу.
Качественные изменения, объективно происходившие в жизни общества, неизбежно вели к изменению сущности государства.Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором «общих дел», вытекающих из природы всякого общества. Реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение «классовых» и «общих» задач государства.
С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации классового господства, с другой – расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается «отрыв» государства от народа, происходит «приближение» его к коренным интересам и потребностям общества и личности. В результате из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.
Таким образом следует отметить, что в современной юридической литературе имеют место два основных подхода к определению сущности государства:
1) сущность государства рассматривается с классовых позиций, т.е. государство есть орудие диктатуры господствующего класса; именно представители господствующего класса в таком государстве определяют его основные цели, задачи и функции; следует отметить, что государство, выражающее интересы, прежде всего, господствующего класса порождает в итоге серьезные социальные противоречия;
2) государство как надклассовое образование, как инструмент примирения социальных противоречий, выражающий интересы всего общества; любое современное правовое демократическое государство с точки зрения его сущности представляет собой орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.
Марксистское учение основным предназначением государства считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.
Теория государства всеобщего благоденствия ( Д. Дьюи, Мунт).
Дьюи рассматривает государство как инструмент примирения противоречивых интересов в обществе. Государство, по его мнению, стало надклассовым, выражает интересы всех слоев общества, обеспечивает всеобщее благоденствие. В современный период не имеет место деление общества на классы, классовые противоречия отсутствуют. Дьюи говорит об общности интересов всех членов общества, государство и право существуют для блага
всех. Государство является инструментом регулирования и примирения интересов различный групп, слоев и кланов общества. Теоретической и экспериментальной базой для доктрины послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности.
1 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова.- М.: «Дабахов, Ткачев, Димов». 1995.- С. 65.
Мунт утверждает, что природа современного государства в корне изменилась. Государство превратилось в позитивную экономическую и социальную силу и призванному беспристрастно регулировать общественные отношения. В этом качестве современное государство выполняет функции защиты прав и свобод граждан и старается обеспечить каждому человеку гарантированный минимум благосостояния.
Теория плюралистической демократии (Ласки, Дюверже).
Смысл теории состоит в том, что в современном обществе классы перестали существовать, а власть утратила классовый характер. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность страт – значительных групп людей, объединенных по различным признакам (профессия, социальное положение, место жительства и т.д.). Страты создают различные общественные и политические организации, которые продвигают в жизнь интересы той или иной страты и пытаются оказать давление на государственную власть.
Теория правового государства.
Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:
а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
б) верховенство правового закона;
в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей (подробно теория рассмотрена в главе 10 учебного пособия).
Теория солидаризма ( Л. Дюги).
Теория получила своё распространение в первой половине XX века. Главный представитель Леон Дюги разработал концепцию социальной солидарности, согласно которой связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности, построенными на взаимозависимости. Каждый класс, социальный слой выполняет свою миссию, тем самым обеспечивается солидарность и гармония в обществе. Таким образом порождается норма социальной солидарности: не делать ничего, что нарушило бы эту социальную солидарность, а делать все возможное для её увеличения.
Технократическая теория (Веблен, Барнхейм, Сойман и др.).
Сторонники данной теории пытаются отграничить технократов от бюрократов. Если бюрократы обладают властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства, то технократ обладает властью в силу своей компетентности, знаний, умений, опыта. По мнению идеологов данной теории, лишь управленцы – мене способны определять действительные потребности общества, просчитать оптимальные пути его развития.
Что из себя представляет государство в современный период?
Значительно углубились демократизм общественной жизни, который
формируется на началах равенства и социальной справедливости, свободы личности. Общество, которое сформировалось в развитых странах на значительных территориях после Второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличилось от «капиталистического» общества времен К. Маркса и Ф. Энгельса и «империалистического», которое изучал В. Ленин.
Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.
Существенно изменяются роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.
Государственная власть –публично-политическое отношение руководства и подчинения между субъектами, обеспечивающее стабильность и правопорядок в обществе путем использования различных методов, в том числе и государственного принуждения.
Государственная власть – фундаментальная категория государствоведения и сложный феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятии «государственная власть» преломляются важнейшие стороны бы-
1 Лившиц, Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. 1990.№ 10. С. 16-17.
тия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений.
Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет свои качественные особенности. В частности, государственная власть имеет политический характер.
ния другого. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем верна. Подлинно народная власть, функционирующая на научной основе, выражающая интересы всего общества, есть великая созидательная сила. Она обладает реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные и групповые интересы, подчинять властной воле в основном методами убеждения.
Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства. Она действует через государственные органы и учреждения, обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов. Методами государственной власти являются:
– убеждение – метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти;
– принуждение – это психологическое, материальное и физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить её действовать по воле властвующего субъекта.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах.
3.Характерные черты государственной власти:
– носит публично-политический характер, т.е. государственная власть реальная, известная, официальная;
– осуществляется специальными лицами; субъект и объект государственной власти не совпадают; в демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, но полного совпадения нет (если это произойдет, то государственная власть утратит свой политический характер);
– сконцентрирована в государственном аппарате и осуществляется через систему государственных органов;
– создает и использует в своей деятельности юридические нормы;
– при необходимости опирается на государственное принуждение, но такой способ действий не является преобладающим;
– суверенность (независимость внутри государства и на международной арене), легитимность (в широком смысле означает принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться), легальность власти (нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности);
– осуществляется в соответствии с делением населения по территориальному признаку;
– государственная власть, как правило, обеспечивается идеологически и обладает авторитетом среди большей части граждан;
– существуют существенные различия между властью в первобытном и раннеклассовом обществах;
– бессилие и немощь государственной власти – это смертный грех государства; грех, не подлежащий отпущению; общество этого не прощает; наоборот, очень часто народы стойко переносят самые жестокие злоупотребления государственной власти и провозглашают своими героями деспотов;
– имеется два типа публичной государственной власти:
1) власть ограничена свободой подвластных;
2) неограниченная власть, когда нет свободы.
Значение и функции государства в жизни общества
История человечества насчитывает несколько десятков тысяч лет, но только пять последних тысячелетий оно прожило, объединившись в государства. Тем не менее, даже столь короткого исторического промежутка времени было достаточно, чтобы убедиться в преимуществах развития общества под управлением государства перед иными сообществами людей, живущими общинным или племенным строем.
Государство: определение, основные признаки
Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основное назначение государства на внешнеполитической арене – защита от внешней угрозы и обеспечение независимости страны, а внутри – обеспечение на своей территории стабильного развития экономики и социальной сферы.
Иногда понятие «государство» употребляют в качестве синонима понятию «страна». Однако это не всегда является правомерным: государство – это образование политическое, в то время как страна – это понятие прежде всего культурно-географическое. Поэтому его уместно употреблять, в случаях, когда речь заходит о климате какой-либо территории, населении и т. д.
Каждое государство обладает рядом основных признаков, среди которых наиболее значимыми являются:
Назначение государства и его роль в жизни общества
В Древнем мире и в Средние века роль государства в жизни общества сводились к нескольким аспектам, к которым можно отнести:
Однако с развитием общества растут запросы самого общества, усиливаются и переплетаются связи между людьми, а значит растёт и ширится количество задач, встающих перед государством.
В современном обществе уже ни один процесс не обходится без вмешательства государства. Оно по-прежнему защищает своих граждан и территорию страны, устанавливает правовые и нравственные законы, регулирует социальную сферу, объединяя людей с целью решения важных задач и придавая их деятельности смысл.
С целью поддержания обороноспособности страны и безопасности своих граждан государство создаёт, содержит и развивает армию и оборонную промышленность. В этой сфере роль государства является абсолютной. Однако в условиях цивилизованного общества при решении конфликтов между странами редко прибегают к аргументам силового воздействия: решающее битвы происходят на уровне государственных представителей – дипломатов. Развитие дипломатического корпуса (организация посольств, консульств, представительств на территориях других стран, подготовка грамотных специалистов и т. п.) также является абсолютной прерогативой государства.
Внутри страны для обеспечения стабильности, безопасности и порядка государство устанавливает систему правил и законов, нарушение которых карается мерами воздействия, различной силы: от штрафов, предупреждений и общественных порицаний за незначительные проступки, до лишения свободы на длительные сроки и конфискации имущества за тяжкие преступления.
В социальной сфере круг вопросов, решение которых стало исключительной прерогативой государства, расширился больше, чем в любой другой. Оно занимается:
При возникновении социальных споров, к которым относятся споры между отдельными гражданами или организациями, между представителями различных классовых прослоек, различных культурных, этнических или религиозных диаспор, государство выполняет роль арбитра в разрешении конфликтов. Для этого ещё в древности были созданы специальные органы: сначала это были советы старейшин или вождей, а затем их функции в разрешении конфликтов взяли на себя суды, ставшие третьей независимой силой государственной машины.
Функции государства
Рассуждая о роли государства в обществе более конкретно, следует обратиться к его функциям, которые разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции
Внутренние функции являются основными направлениями деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся функции:
Внешние функции
Ко внешним функциям относятся те, которыми государство занимается на международной арене. Это функции:
Примером организации мирового значения является Совет Безопасности ООН, регионального – Организация Африканского единства, Лига Арабских Государств.
Сущность государства
Понятие и назначение государства
Существование государства в качестве политической организации в обществе связано, прежде всего, с тем, что оно является особой организацией политической власти.
Политическая власть обладает концентрированной силой, превращающей ее в действенный фактор социального бытия.
Такой силой выступают различные институты государства, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер.
Этими институтами являются государственные органы власти с их материальными придатками в виде армии, карательных органов, тюрем, суда, а также правовые нормы. Другими словами, главное отличие политической власти от власти вообще коренится в ее нерасторжимой связи с той или иной формой и степенью развития государственности. Политическая власть, по сути дела, получает материальное воплощение в государственно-правовых институтах, политическая власть становится властью государственной. Вот почему эти два понятия, по существу, являются идентичными.
Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами политического государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие союзы и организации. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства.
Еще одной принципиальной характеристикой государства выступает его существование в качестве территориальной организации. Имеется в виду разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Если негосударственные организации в состоянии объединять людей по мировоззрению, политическим устремлениям, роду занятий и т.д., то специфическая черта государственной организации состоит в объединении населения определенной территории с последующим разделением последней на административно-территориальные единицы. Другими словами, эта черта заключается в строгом ограничении государством своей территории. На эту территорию распространяется власть, правовые нормы государства, т.е. его юрисдикция.
С характеристикой государства как особой организации политической власти, как структурной и территориальной организации тесно связан и целый ряд других принципиально важных специфических черт государства, которые отличают его от других элементов политической системы общества. Важнейшими среди них являются:
1. Монополия на принудительную власть в отношении населения. Никакая иная организация общества не имеет права на применение силы, во всяком случае, без санкции государства.
2. Суверенитет государственной власти, т.е. ее верховенство и независимость от какой-либо иной власти, право и возможность осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества внутри и вне страны.
3. Издание законов и правил, обязательных для всего населения, без изъятия, граждан данного государства.
4. Взимание налогов и сборов на содержание государственного аппарата, формирование общенационального бюджета. Таким образом, сущность государства состоит в том, что его надо рассматривать как определенную ассоциацию, члены которой интегрируются в единое целое публично-властными структурами и отношениями. В государстве как политической организации особого рода воля всех членов общества организуется в единую волю, выступает как единая государственная воля.
По мере развития общества преобладает подход, ориентированный на усиление социального назначения государства, которое выражается в сглаживании несправедливости, неравенства. Именно государство должно осуществлять свою деятельность в сфере защиты прав человека.
Социальное назначение государства состоит в перераспределении доходов между слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы. Необходимо государственное финансирование научных исследований и культурных программ.
В качестве перспективной цели государство должно стремиться к выравниванию положения людей.
Функции государства
Функции государства представляют собой направления деятельности государства, соответствующие главным задачам определенного исторического этапа, проявляющие его сущность и дающие ему тем самым определенную социально-политическую характеристику. Функциями государства являются только основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
По мнению А. Денисова, термин «функция государства» в теории государства применяется для характеристики:
Внешние и внутренние функции государства классифицируются исходя из характера и специфики тех отношений, на которые они воздействуют. Таким образом, функции государства можно классифицировать по основным сферам общественной жизни. Каждое государство, независимо от условий, в которых протекает его деятельность, осуществляет собственно-политические, экономические и идеологические функции.
Можно выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства:
3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти, методами.
Классификация функций государства
Существует множество оснований (критериев) классификаций функций государства. Их пытаются подразделять на следующие виды:
В зависимости от социальной значимости: 1) выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп, или 2) представляющие, конкретизирующие в себе интересы всего общества.
От сфер их «приложения» и осуществления: 1) политические, 2) идеологические, 3) социальные, 4) экономические.
В зависимости от форм их реализации: 1) правотворческие, 2) правоохранительные, 3) правоприменительные.
на территории единого, лишь в административно-территориальном плане разделенного на регионы государства.
Традиционным является деление функций на внутренние и внешние.
Внутренние функции представляют собой основные направления разнообразной деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач.
Внутренние функции. Свои задачи государство осуществляет в трех сферах общественной жизни: экономике, политике, духовной жизни (идеология, общественная психология, культура, мораль и т.п.). В соответствии с этим можно выделить следующие основные внутренние функции государства:
Государство осуществляет следующие мероприятия:
К числу внутренних функций относятся: охрана права собственности; установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав и свобод граждан; функция обеспечения народовластия; культурно-воспитательная функция; природоохранная (экологическая); функция финансового контроля и другие функции, определяющиеся природой данного государства, его формой.
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене задач и целей. Эти функции зависят от политического режима, типа государства, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире обстановки, от характера взаимоотношений между государствами.
Так, влияние идеологической и политической установки особенно ярко прослеживалось в целях, задачах и, соответственно, внешних функциях Советского государства. Среди них выделялись такие функции, как взаимопомощь и тесное сотрудничество с государствами мировой системы социализма, функция поддержки национально-освободительных движений и сотрудничества с развивающимися странами.
Современная политика России выдвигает и осуществляет следующие внешние функции: интеграция России в мировую экономику; поддержание мирового порядка; функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; функция совместного решения с другими государствами глобальных энергетических, экономических, демографических и иных проблем современности.
Остановимся более подробно на некоторых внутренних функциях.
Экономическая функция отражает роль государства в области хозяйствования:
Содержание данной функции многообразно:
Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких явлений, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы, она должна способствовать стабилизации уровня жизни населения и более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения.
В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но одновременно действует и механизм обновления функций. На появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайные процессы, а не только та или иная степень зависимости от изменения основных признаков, прежде всего формы государства.
Наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства то, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе геополитических, экономических и других задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества. Именно в этом смысле государственная организация общества приобретает большую социальную ценность.
Уже ранние города-государства берут на себя общезначимые социальные функции и, прежде всего, функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, керамика и т.п.).
Общесоциальное содержание функций, которое сохранялось на протяжении всей истории государственности, придавало большую национальную ценность государству, хотя порой приобретало и причудливые формы.
Например, к такому общесоциальному содержанию у некоторых народов относилось: поддержание мореплавания, морской торговли (островные государства), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные и тихоокеанские страны). А у иных народов именно сохранение своей языковой самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства, независимо от того, какой тип это государство являло собой или в каких формах устройства существовало и функционировало.
Основы существования некоторых народов в конкретных условиях проживания на определенной территории, с определенными географическими, климатическими и иными характеристиками перерастали в «вечные вопросы», в вечный предмет государственной деятельности.
Именно они наполняли общесоциальные функции конкретным содержанием, которое приходилось реализовывать на протяжении столетий, на любом этапе государственности, чтобы обеспечить жизнедеятельность и выживание того или иного общества, народа.
К общесоциальным функциям относятся обеспечение безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан.
Типология государств
Тип государства отражает исторически изменяющуюся сущность государства, позволяет охарактеризовать государства каждой данной исторической эпохи и выявить диалектику общего и особенного в различных и даже противоположных государствах. Тип государства варьируется в зависимости от того, в каких конкретно-исторических условиях и в рамках какой исторической эпохи он проявляется.
В истории общественно-политической и правовой мысли неоднократно предпринимались попытки выявить существенные черты государств с целью их типологизации.
В основу типологии государств могут быть положены различные основания: справедливость государственного устройства, цикличность его развития, особенности политического режима и ряд других оснований, основные классы и их отношение к средствам производства. Отметим некоторые из подходов к типологии государств: формационный и цивилизационный.
Формационный подход основан на понятии общественно-экономической формации, под которой понимается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Определение типа государства в данном подходе равнозначно установлению того, какой класс господствует в данном обществе или в данной стране. Кроме того, принципиальное значение имеет основное средство производства, право собственности на которое делало ту или иную социальную группу господствующей.
По формационному критерию выделяются следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Рассмотрим основные характеристики названных государств.
Основными функциями рабовладельческого государства являются охрана частной собственности, подавление сопротивления рабов и других угнетенных групп. Внешние функции: оборона, мирные связи, завоевание и порабощение других народов, управление завоеванными территориями.
Роль церкви в феодальном государстве очень велика, нередко светская и религиозная власти объединялись.
Внутренние функции данного государства были направлены на поддержание феодальной собственности на землю, эксплуатации крестьян, подавление их сопротивления. Внешние функции были направлены на установление и поддержание экономических связей, а также на захват новых территорий.
Буржуазное государство характеризуется следующими признаками: господство капиталистической собственности, наличие класса буржуазии, владеющего подавляющей частью средств производства и класса пролетариата, живущего наемным трудом. Современные подходы к делению общества капиталистического государства выделяют три класса: высший, средний и низший. Доминирующее положение занимает высший класс, он определяет внутреннюю и внешнюю политику, сущность государства.
Социалистическое государство, в отличие от всех других типов не возникает эволюционным путем. Оно всегда результат революции. Принципиальное значение имеет диктатура пролетариата, которая представляет собой классовый союз между пролетариатом и другими непролетарскими слоями трудящихся. Экономическую основу социалистического государства составляет государственная собственность на средства производства.
Цивилизационный подход представляет собой типологизацию, построенную с учетом многоукладности экономического базиса, сложности социального состава каждого периода, культурно-исторических особенностей. Основу этого подхода составляют взаимоотношения человека и государственной власти. В соответствии с цивилизационным подходом выделяют такие типы государств как демократические и антидемократические.
Возможны и другие подходы к типологии государств. Например, государства можно делить на эксплуататорские и неэксплуататорские, а также предлагать другие типы.