В чем вы видите общественное значение исторических трудов карамзина и соловьева
в чем вы видите общественное значение исторических трудов карамзина и соловьева
Современная оценка творчества Карамзина как историка куда более положительна, чем та, которую дали представители московской исторической школы начала XXв. Время показало непреходящее значение «Истории Государства Российского» как для отечественной исторической науки, так и для российского исторического самосознания. Именно появление этой книги привело к тому, что широкие слои населения познакомились с русской историей, а профессиональные историки интенсифицировали исследовательскую деятельность.
Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего. В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. Многочисленные работы, изданные в различные годы как в нашей стране, так и за рубежом, отражают разнообразный спектр и концепции исторического развития в нашей стране, ее взаимосвязь с мировым историческим процессом. За последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных дореволюционных отечественных историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и др.
Николай Михайлович Карамзин и Сергей Михайлович Соловьев – одни из центральных фигур отечественной историографии, чье творчество вобрало в себя основное ее содержание. Поэтому нет ничего удивительного, что проблема общего и особенного в их научном и общественно-политическом мировоззрении неоднократно обращала на себя внимание исследователей.
Сопоставление их концепций русского исторического процесса дает возможность проследить определяющие тенденции в развитии науки этого периода, выявить элементы преемственности и принципиальные различия во взглядах последовательно сменивших друг друга этапов отечественной либеральной мысли.
Концепции отечественной истории Н. Карамзина, В. Ключевского и С. Соловьева
Представления Карамзина о ходе развития общества. Преподавательская деятельность Ключевского, анализ социальных и экономических факторов исторического процесса. Научное творчество С. Соловьева, его взгляды на роль политических структур в истории России.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.05.2015 |
Размер файла | 18,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Концепции отечественной истории Карамзина, Ключевского и Соловьева
К Великой французской революции Карамзин отнёсся с пристальным вниманием. Период якобинской диктатуры (1793-94) вызвал у него настроение разочарованности.
Позже Карамзин в целом положительно относился к буржуазному правопорядку, который был сохранён и упрочен Наполеоном I. После вынужденного почти полного молчания в царствование Павла I К. вновь выступил как публицист, обосновывая в своём журнале «Вестник Европы» программу умеренного консерватизма.
С середины 1790-х гг. определился интерес Карамзина к проблемам истории. Он оставляет художественную литературу и работает главным образом над «Историей государства Российского» (т. 1-8, 1816-17; т. 9, 1821; т. 10-11, 1824; т. 12, 1829; переизданы неоднократно), которая стала не только значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной прозы, послужила основным источником для пушкинского «Бориса Годунова» и русской исторической драматургии 1830-х гг.
Однако Карамзин внёс много нового как в понимание общего хода русской истории, так и в оценки отдельных исторических событий. В отличие от Татищева и Щербатова, видевших в удельной системе только движение назад и результат неразумной политики великих князей, деливших государство между сыновьями, Карамзин считал, что удельная система была феодальной и «сообразна с обстоятельствами и духом времени» и что она была свойственна всем странам Западной Европы.
Образование единого государства при Иване III он рассматривал как процесс, аналогичный (и единовременный) процессу образования крупных централизованных государств в Западной Европе.
Карамзин не удовлетворялся чисто рационалистическим объяснением исторических событий и в ряде случаев использовал так называемый прагматический взгляд на историю и историко-сравнительный метод, что ставило К. на уровень передовой исторической науки того времени. Он впервые использовал большое число исторических документов, в том числе Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую летописи, Двинские грамоты, Судебники, свидетельства иностранцев и прочие.
Извлечения из документов Карамзин поместил в пространных примечаниях к своей «Истории», которые долгое время играли роль своеобразного архива. Однако в тексте «Истории» Карамзин нередко отходил от источника или отдавал предпочтение менее достоверному источнику в угоду своим политическим целям и монархической исторической концепции или из желания «оживить» и «расцветить» события.
«История» Карамзина содействовала повышению интереса к отечественной истории в различных слоях русского общества. Она знаменовала новый этап в развитии дворянского направления в русской исторической науке.
Историческая концепция Карамзина стала официальной концепцией, поддерживаемой государственной властью. Своим духовным отцом считали Карамзина славянофилы. Отрицательно отнеслись к «Истории» Карамзина представители прогрессивного лагеря (декабристы, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский). Критическое отношение встретила «История» Карамзина со стороны представителей складывавшейся русской буржуазной историографии (М. Т. Каченовский, Н. А. Полевой, С. М. Соловьев).
Василий Осипович родился 28.01.1841, в с. Вознесенское Пензенской в семье сельского священника. В 1865 окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.).
С 1880-х гг. был членом Московского археологического общества, общества любителей российской словесности, Московского общества истории и древностей российских (председатель в 1893-1905).
Политические взгляды Ключевского развивались в буржуазно-либеральном направлении, постепенно приближаясь к позициям правого крыла партии кадетов.
Решительно отвергая революцию, видел свой политический идеал в буржуазном государстве с представительным правлением и сотрудничеством всех классов. К. едко критиковал в лекциях и печатных работах царское самодержавие, его представителей и окружение, но никогда не выступал против основ буржуазно-помещичьего строя, а с конца 19 в. начал поддерживать монархию.
В 1860-х гг. на формирование исторических взглядов Ключевского определённое влияние оказали революционно-демократические идеи, условия пореформенной действительности. Он начал интересоваться историей народа, его хозяйством и бытом, под влиянием С. М. Соловьева придавал решающее значение географическому фактору и колонизации в истории России.
В отличие от Соловьева и представителей т. н. государственной школы, Ключевский, особенно в период своего творческого расцвета в 1880-х гг., концентрировал внимание на анализе социальных и экономических факторов истории общества, что было новым явлением в русской буржуазной историографии.
Уже в «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» (1866) Ключевский отвёл много места описанию занятий населения.
В работе «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867-68) и в монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871) Ключевский, в противовес государственной школе, рассматривал колонизацию русским населением новых земель как процесс, обусловленный не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народонаселения.
В монографии «Боярская дума Древней Руси» (1882) К. пытался проследить общественно-политическое развитие страны 10-18 вв., в ней он заложил основы своей концепции русского исторического процесса в целом. Ключевский стремился проанализировать процесс развития общественных классов, их взаимоотношения и роль в экономической и политической жизни страны.
Развитие классов Ключевский связывал с материальной основой общества, подчеркивал различие прав и обязанностей отдельных классов. Однако он не признавал классовых противоречий и классовой борьбы основой исторического процесса и считал государство примиряющим общенациональным началом.
Ключевский считал, что крепостная зависимость в России была порождена экономической задолженностью крестьян землевладельцам и развивалась на основе частноправовых отношений, а государство лишь законодательно их оформляло. К. не видел классовой сущности процесса закрепощения и недооценивал роль феодального государства в развитии системы феодальных социально-экономических отношений. Тем не менее, его мысль о развитии законодательных норм под воздействием социально-экономических явлений была новой, имевшей положительное значение.
история карамзин ключевский россия
Сергей Михайлович родился 17 мая 1820 в семье протоиерея, законоучителя (преподавателя закона Божия) и настоятеля Московского коммерческого училища.
Учился в духовном училище, затем в 1-й Московской гимназии, где благодаря успехам в науках (любимыми предметами были история, русский язык и словесность) числился первым учеником.
В этом качестве Соловьев был представлен и понравился попечителю Московского учебного округа графу С.Г.Строганову, взявшему его под свое покровительство.
Осенью 1838 по результатам выпускных экзаменов в гимназии Соловьев был зачислен на первое (историко-филологическое) отделение философского факультета Московского университета. По окончании университета Соловьев по предложению графа С.Г.Строганова выехал за границу в качестве домашнего учителя детей его брата.
Известие о том, что Погодин подал в отставку, ускорило возвращение Соловьева в Москву. В январе 1845 он сдал магистерские (кандидатские) экзамены, а в октябре защитил магистерскую диссертацию «Об отношениях Новгорода к великим князьям: историческое исследование».
Своеобразие отечественной истории Соловьев видел в том, что, в отличие от Западной Европы, переход от родового быта к государству на Руси происходил с опозданием. Эти идеи Соловьев через два года развил в своей докторской диссертации «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома»(1847).
В начале 1851 Соловьев закончил первый том обобщающего труда, названного им История России с древнейших времен. С тех пор с беспримерной пунктуальностью ученый ежегодно выпускал очередной том.
Только последний, 29-й том Соловьев не успел подготовить к изданию, и он вышел в свет в 1879, уже после его кончины.
Ученый многое не одобрял ни в методах осуществления буржуазных реформ, ни в пореформенной действительности 1860-1870-х годов, которая далеко не во всем оправдала его ожидания.
В этих трудах Соловьев осудил польское восстание 1863, оправдал внешнеполитическую линию России, и ее венценосцев, все более отчетливо стал выступать за просвещенную (не конституционную) монархию и имперское величие
1 Всемирная история Г.Б. Поляков, А.Н. Маркова, Москва 1997 г. 496 стр.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
реферат [45,7 K], добавлен 28.01.2013
Рационалистические взгляды Карамзина на ход общественного развития. Теории прогрессивного продвижения России от родового строя к «правовому государству» в трудах Соловьева. Основные направления внешней политики России в первой половине XVIII века.
контрольная работа [44,1 K], добавлен 08.11.2010
Исследование биографии, карьеры и деятельности профессора истории В.О. Ключевского, тематики литературных трудов В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина и Л.Н. Гумилева. Характеристика преподавательской деятельности С.М. Соловьёва и его вклада в историю России.
реферат [76,8 K], добавлен 12.10.2011
Детство Василия Осиповича Ключевского. Научные интересы будущего историка. Кандидатская диссертация на тему «Сказания иностранцев о Московском государстве». Преподавательская деятельность на Высших женских курсах Александровского военного училища.
реферат [18,1 K], добавлен 16.06.2011
Отношение Карамзина к Французской революции. Тема допетровских политических преобразований в России в сочинениях Карамзина. Отношение историка к политическим преобразованиям Петра I и Екатерины II. Консервативная критика реформ эпохи Александра I.
дипломная работа [108,2 K], добавлен 04.06.2011
Детство, юность и образование известного русского историка Ключевского. Научная и преподавательская деятельность, изучение житийной литературы древнерусских святых. Боярская дума как «маховое колесо» древней администрации. Издание «Курса русской истории».
реферат [26,5 K], добавлен 13.01.2011
Творческое наследие крупнейшего русского историка В.О. Ключевского. Исторические портреты Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного, написанные О.В. Ключевским. Самодержцы Петр I и Екатерина II в произведениях Ключевского.
курсовая работа [56,2 K], добавлен 15.07.2010
В чем вы видите общественное значение исторических трудов карамзина и соловьева
Подробное решение параграф § 50 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013
1. Почему в России литература в гораздо большей степени, чем на Западе, влияла на общественную жизнь? Приведите примеры такого влияния, используя знания не только по истории, но и по литературе.
«Золотой век» русской классической литературы открывает творчество А.С. Пушкина. Его гениальное творчество оказало огромное влияние на умы многих поколений русских людей. Пушкинские юбилеи, проходившие в 1880 (состоялся с запозданием) и 1899 гг., явились крупнейшим событием общественной жизни. На открытии памятника Пушкину в Москве с проникновенными речами выступили Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев.
В русской литературе XIX в. всегда была сильна обличительная, сатирическая направленность начиная от эпиграмм Пушкина, комедий Грибоедова и Гоголя и заканчивая творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ярчайшая сатира на самодержавную Россию — его «История одного города», где «градоначальники секут, а обыватели трепещут».
Во второй половине XIX в. писателей привлекала актуальная для России революционная тема. В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» созданы образы «новых людей», стремящихся к социалистическому переустройству жизни. Если Чернышевский идеализирует своих персонажей, то Достоевский развенчивает революционеров и социалистическую идею. Символично название его романа «Бесы». В основу положен взятый из реальной жизни сюжет: убийство студента, наказанного членами революционной организации за «отступничество».
Несмотря на резко отрицательное отношение к самодержавным порядкам, русская литература была пронизана патриотическими мотивами.
Литература в то время воспринималась как зеркальное «воспроизведение действительности». И с этой точки зрения художественные произведения анализировались выдающимися критиками B.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым, Н.К. Михайловским, которые оценивали литературу и искусство в первую очередь исходя из того, насколько они способствуют познанию действительности и общественному прогрессу.
2. В чем вы видите общественное значение исторических трудов Карамзина и Соловьева?
Общественное значение исторических трудов Карамзина Н.М. и Соловьева С.М. в том, что они пробудили интерес общества к прошлому, которое до этого было мало известно широким кругам. Появление трудов Карамзина Н.М., Соловьева С.М. привело к тому, что широкие слои населения познакомились с русской историей, а профессиональные историки интенсифицировали исследовательскую деятельность.
3. Что вы знаете о ведущих театрах России в XIX в., их репертуаре и знаменитых актерах?
В Петербурге ведущим театром был Александрийский (ныне имени А.С. Пушкина), в Москве – основанный в 1824 г. Малый театр. Каждый сезон Малого театра открывался или комедией «Горе от ума», или комедией «Ревизор», что свидетельствовало об идейно-художественной направленности театрального репертуара. Самым прославленным актером Малого театра был М.С. Щепкин. Мастер искусства сценического перевоплощения, он отстаивал просветительскую, общественно значимую роль театра.
С созданием национальной русской драматургии в духе реализма во второй половине XIX в. связано имя А.Н. Островского. Он был не только автором многочисленных пьес, но и творческим вдохновителем труппы Малого театра. Замечательной исполнительницей женских ролей в пьесах Островского являлась М.Н. Ермолова (Катерина в «Грозе»).
В 1898 г. режиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Московский художественный (общедоступный) театр. Он открылся спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого. На сцене МХТ шли пьесы А.П. Чехова. Не случайно эмблемой театра стало изображение чайки (чеховская «Чайка» была поставлена в год открытия театра). Актер, режиссер и теоретик театра Станиславский явился создателем новой школы театрального искусства, получившей мировое признание.
4. Какие направления и течения художественной культуры были общими для России и Запада?
Общими в художественной культуре для России и Запады были такие стили как сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм.
— сентиментальная идеализация действительности;
— внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям.
— противопоставление романтического, идеального реальной жизни;
— интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории;
— интерес к утверждению сильной, раскрепощенной личности.
-идея слежения государю и Отечества;
— обращение к образам античной литературы и искусства;
— интереса к русской летописной истории.
— правдивое отражение реальной жизни различных социальных слоев;
— истинная, а не показная народность;
— широкая постановка социальных и нравственных проблем.
1. Перечислите главные достижения в развитии образования.
— переход от узкосословного дворянского и духовного образования к бессословному и массовому;
— развитие земских и церковноприходских школ, в которых могли получить образование крестьяне;
— создание централизованной государственной системы учебных заведений;
— развитие реального образования, с более основательным изучением естественных наук.
— появление женских гимназий;
— складывание сети высших учебных заведений.
2. Сравните развитие русской и западноевропейской живописи в XIX в.
Развитие русской и западноевропейской живописи в 19 в. имело общие тенденции.
В начале 19 века и в Европе, и в России официально признанным методом был классицизм, который превратился в академизм. Для этого стиля было характерно обращение к античным или героическим сюжетам
Своеобразным вызовом классицизму стал стиль романтизма и реализма, которые зародились в первой половине и середине 19 в. В основе романтического восприятия жизни лежит конфликт между идеалом и действительностью, возвышенными чувствами и повседневностью.
Художники-реалисты не приукрашивали мир и людей в соответствии с заданными критериями истины и красоты, что было присуще классицизму. Они не стремились идеализировать своих героев, как это делали романтики. Их подход к творчеству заключался в анализе и обобщении наблюдений за жизнью и в «перенесении» этой жизни в ткань литературного произведения или на живописное полотно.
3. В Москве говорили: у нас два университета, один — на Моховой улице, другой — на Театральной площади. Как вы думаете, что при этом имелось в виду?
Речь шла о Московском государственной университет на Моховой улице, где шла подготовка научных кадров, о Малом театре на Театральной площади, где подготавливались актерские кадры.
4. Назовите самые значительные явления русской музыкальной культуры XIX в.
Одним из ярчайших явлений в русской музыкальной культуры было творчество М.И. Глинка. Творчеству Глинки присуща опора на народные музыкальные мелодии, сочетавшаяся с овладением всеми достижениями западноевропейской музыкальной культуры. Патриотическим содержанием наполнена его опера «Жизнь за царя», которая завершается хоровым исполнением торжественного гимна «Славься».
Начиная с 60-х гг. XIX столетия достижения русской музыки были связаны прежде всего с именами великих композиторов А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского. Они оставили обширное музыкальное наследие, представленное операми, балетами, симфониями, камерной музыкой. Как и у Глинки, в их творчестве широко использовался музыкальный фольклор. В операх на исторические сюжеты яркое выражение получили народный дух и драматургическое начало («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина). Русскими композиторами было создано несколько опер-сказок («Русалка» Даргомыжского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова).
Крупнейшим симфонистом в мировом музыкальном искусстве был Чайковский (гениальные Пятая и Шестая симфонии). Ему же принадлежат не сходящие со сцен музыкальных театров мира оперы («Евгений Онегин» и «Пиковая дама») и балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Музыкальными средствами Чайковский сумел передать богатство внутреннего мира человека.
История России
§ 50. КУЛЬТУРА РОССИИ В XIX в.
Просвещение. В течение XIX в. в России происходил постепенный переход от узкосословного дворянского и духовного образования к внесословному и массовому. В начале царствования Александра I сложилась централизованная государственная система учебных заведений. Каждый из губернских городов обязан был иметь гимназию, а в каждом уездном городе создавались уездные училища. Директор гимназии одновременно отвечал за деятельность уездных училищ, а их смотрители являлись начальниками приходских школ. В приходских школах обучали чтению, письму и арифметике. Хотя формально образование было доступно для всех сословий, однако в первой половине века лишь дворянские дети учились в гимназиях, открывавших дорогу в университет. Даже в начале 1850-х гг. дворянские дети составляли, например, 80% учащихся гимназий петербургского учебного округа. Медленно росла сеть приходских училищ, поскольку ее расширение требовало вложения государственных средств и подготовки учительских кадров. При Николае I наряду с классическим гимназическим образованием начало развиваться и так называемое реальное, с более основательным изучением естественных наук. Тогда же гимназии, уездные и приходские училища стали непосредственно подчиняться начальникам учебных округов.
Существенные изменения в системе образования произошли при Александре II. Согласно положениям реформы, проведение которой началось с 1864 г., образование стало бессословным, а право открытия начальных школ было предоставлено местным органам самоуправления (земствам и городским думам), общественным организациям и частным лицам. Согласно гимназическому уставу в рамках классического и реального направлений открывались широкие возможности в выборе учебных программ, учебников, методики преподавания. Появились и женские гимназии.
При Александре III вновь усилился государственный контроль над учебными заведениями, были введены должности классных наставников и классных надзирателей, на которых возлагались воспитательные обязанности. Произошло возвращение к классической гимназии, в которой 40% учебного времени отводилось на изучение древних языков и предельно сокращались предметы естественно-научного цикла.
Приготовление к экзамену. Художник И. Репин
Кабинет А. С. Пушкина в квартире на Мойке в Петербурге
Несмотря на то что демократические изменения в системе образования всегда наталкивались на попытки ограничить их, в целом она развивалась в общеевропейском направлении. Если на исходе первого десятилетия века в гимназиях обучалось чуть более 5,5 тыс. учащихся, то к концу последнего десятилетия в средних учебных заведениях их числилось более 82 тыс. При этом количественно дети дворян уже не намного превышали выходцев из других сословий. В 1897 г. грамотность в Европейской части России составляла среди мужчин 32,6%, а среди женщин — 13,6%.
К концу века в России сложилась сеть высших учебных заведений. Она включала университеты (кроме Москвы, университеты были открыты в Петербурге, Казани, Киеве, Харькове, Одессе, Вильнюсе, Тарту, Томске), близкие к университетам по содержанию образования лицеи, высшие технические учебные заведения (пять в Петербурге и Высшее техническое училище в Москве).
Литература в жизни общества. В распространении идей и нравственных установок, в создании образов России и мира, в формировании представлений о жизни и отношения к существующему строю русская литература XIX в. играла не меньшую, а даже большую роль, чем литература века Просвещения в Западной Европе.
«Золотой век» русской классической литературы открывает творчество А. С. Пушкина. Он был не только величайшим поэтом, драматургом и прозаиком России, но и выдающимся мыслителем, любившим свою страну и ее историю. Его гениальное творчество оказало огромное влияние на умы многих поколений русских людей. Пушкинские юбилеи, проходившие в 1880 (состоялся с запозданием) и 1899 гг., явились крупнейшим событием общественной жизни. На открытии памятника Пушкину в Москве с проникновенными речами выступили Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев.
В русской литературе XIX в. всегда была сильна обличительная, сатирическая направленность начиная от эпиграмм Пушкина, комедий Грибоедова и Гоголя и заканчивая творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ярчайшая сатира на самодержавную Россию — его «История одного города», где «градоначальники секут, а обыватели трепещут».
Во второй половине XIX в. писателей привлекала актуальная для России революционная тема. В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» созданы образы «новых людей», стремящихся к социалистическому переустройству жизни. Если Чернышевский идеализирует своих персонажей, то Достоевский развенчивает революционеров и социалистическую идею. Символично название его романа «Бесы». В основу положен взятый из реальной жизни сюжет: убийство студента, наказанного членами революционной организации за «отступничество».
Несмотря на резко отрицательное отношение к самодержавным порядкам, русская литература была пронизана патриотическими мотивами. Это неизбывное чувство патриотизма выражено в хрестоматийном стихотворении Лермонтова «Родина»:
Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
С. М. Соловьев
Литература в то время воспринималась как зеркальное «воспроизведение действительности». И с этой точки зрения художественные произведения анализировались выдающимися критиками B. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, Н. К. Михайловским, которые оценивали литературу и искусство в первую очередь исходя из того, насколько они способствуют познанию действительности и общественному прогрессу.
Ответ на жгучие вопросы о судьбе России искали, обращаясь не только к ее современному состоянию, но и к ее прошлому. Многотомные труды по российской истории Н. М. Карамзина, C. М. Соловьева, В. О. Ключевского читали так же, как и романы властителей дум — писателей. После выхода «Истории государства Российского» Карамзина автор колких стихотворных эпиграмм на первые тома этого сочинения Пушкин так оценил долголетний труд исследователя: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили».
А в наше время поэт Я. Смеляков посвятил «Истории России» Соловьева такие пронзительные стихи:
История не терпит славословья.
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, политые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Театр. Главными центрами театральной жизни России были Петербург и Москва. В северной столице ведущим театром был Александринский (ныне имени А. С. Пушкина), в Москве — основанный в 1824 г. Малый театр. Каждый сезон Малого театра открывался или комедией «Горе от ума», или комедией «Ревизор», что свидетельствовало об идейно-художественной направленности театрального репертуара. Самым прославленным актером Малого театра был М. С. Щепкин. Мастер искусства сценического перевоплощения, он отстаивал просветительскую, общественно значимую роль театра.
С созданием национальной русской драматургии в духе реализма во второй половине XIX в. связано имя А. Н. Островского. Он был не только автором многочисленных пьес, но и творческим вдохновителем труппы Малого театра. Замечательной исполнительницей женских ролей в пьесах Островского являлась М. Н. Ермолова (Катерина в «Грозе»).
В 1898 г. режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Московский художественный (общедоступный) театр. Он открылся спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. На сцене МХТ шли пьесы А. П. Чехова. Не случайно эмблемой театра стало изображение чайки (чеховская «Чайка» была поставлена в год открытия театра). Актер, режиссер и теоретик театра Станиславский явился создателем новой школы театрального искусства, получившей мировое признание.
Изобразительное искусство. Крупнейшими художниками первой половины XIX в. были К. П. Брюллов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Федотов. В картинах Брюллова («Последний день Помпеи» и др.) и Иванова («Явление Христа народу» и др.) ощущалось сильное влияние классицизма с его античными и библейскими сюжетами, сложными композициями и несколько театрализованными сценами и позами. Творчество основоположника бытового крестьянского жанра Венецианова развивалось в русле сентиментализма. Идиллически изображая крестьянскую жизнь, художник в то же время живописал крестьянок как красивых и сознающих собственное достоинство людей. Картины Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора» и др.) утверждали в русской живописи бытовой жанр.
В 1860-х гг. группа молодых художников порвала с традициями академизма, насаждавшимися Императорской Академией художеств, и создала реалистическую школу в русском искусстве. Позднее этими живописцами было основано Товарищество передвижных художественных выставок, которое ставило своей целью организацию временных экспозиций в разных городах России. Творчество художников-передвижников И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Н. Репина, В. М. Васнецова, В. И. Сурикова, Н. Н. Ге, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и других отразило многообразную жизнь России. Созданные передвижниками городские и сельские бытовые сцены («Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Перова), зарисовки людей всех сословий и профессий («Бурлаки на Волге» и «Крестный ход в Курской губернии» Репина), портреты выдающихся деятелей страны (образы Достоевского и Толстого, созданные Крамским), трогающие душу родные пейзажи (картины Левитана и Шишкина) стали выдающимся явлением художественной жизни России.
В историческом жанре работал Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). Былинные и сказочные сюжеты вдохновляли В. М. Васнецова («Богатыри», «Аленушка»). Философскими раздумьями проникнуты картины «Христос в пустыне» Крамского, «Тайная вечеря» Ге.
Архитектура первой половины XIX в. продолжала традиции классицизма. Его поздний вариант — ампир (стиль империи) получил воплощение в зданиях, построенных в Петербурге по проектам К. И. Росси. В их числе — Главный штаб, Александринский театр, Михайловский дворец (ныне — Русский музей). В Москве зодчим О. И. Бове было возведено здание Большого театра. В середине столетия архитекторы обратились к византийским корням: они прослеживаются в храме Христа Спасителя, сооруженного в Москве по проекту К. А. Тона. В конце XIX в. множество зданий было построено в неорусском, или псевдорусском, стиле (например, В. О. Шервудом — Исторический музей на Красной площади).
Музыка, опера, балет. Первый русский музыкальный классик М. И. Глинка сыграл в развитии отечественной музыки роль, сравнимую с ролью Пушкина в русской литературе. Творчеству Глинки присуща опора на народные музыкальные мелодии, сочетавшаяся с овладением всеми достижениями западноевропейской музыкальной культуры. Патриотическим содержанием наполнена его опера «Жизнь за царя», которая завершается хоровым исполнением торжественного гимна « Славься ».
Грачи прилетели. Художник А. Саврасов
Христос в пустыне. Художник И. Крамской
Начиная с 60-х гг. XIX столетия достижения русской музыки были связаны прежде всего с именами великих композиторов А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Они оставили обширное музыкальное наследие, представленное операми, балетами, симфониями, камерной музыкой. Как и у Глинки, в их творчестве широко использовался музыкальный фольклор. В операх на исторические сюжеты яркое выражение получили народный дух и драматургическое начало («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина). Русскими композиторами было создано несколько опер-сказок («Русалка» Даргомыжского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова).
Крупнейшим симфонистом в мировом музыкальном искусстве был Чайковский (гениальные Пятая и Шестая симфонии). Ему же принадлежат не сходящие со сцен музыкальных театров мира оперы («Евгений Онегин» и «Пиковая дама») и балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Музыкальными средствами Чайковский сумел передать богатство внутреннего мира человека.
Оперы русских композиторов ставились на сценах петербургского Мариинского театра и московского Большого, а также в провинциальных театрах России (Киев, Одесса, Харьков, Казань, Саратов, Тифлис, Рига). Певцы русской вокальной школы исполняли романсы, написанные Глинкой, Мусоргским, Чайковским.
Подведем итоги
XIX в. — время расцвета русской культуры, не случайно его называют «золотым веком». Русские писатели, художники, композиторы создали шедевры мирового значения. Теперь не только Россия знакомилась с западноевропейской литературой и искусством, но и Запад приобщался к достижениям русской культуры. Отечественная художественная культура развивалась в тех же направлениях, что и западноевропейская, сохраняя всю свою самобытность и оригинальность.
ВОПРОСЫ
1. Почему в России литература в гораздо большей степени, чем на Западе, влияла на общественную жизнь? Приведите примеры такого влияния, используя знания не только по истории, но и по литературе.
2. В чем вы видите общественное значение исторических трудов Карамзина и Соловьева?
3. Что вы знаете о ведущих театрах России в XIX в., их репертуаре и знаменитых актерах?
4. Какие направления и течения художественной культуры были общими для России и Запада?
ЗАДАНИЯ
1. Перечислите главные достижения в развитии образования.
2. Сравните развитие русской и западноевропейской живописи в XIX в.
3. В Москве говорили: у нас два университета, один — на Моховой улице, другой — на Театральной площади. Как вы думаете, что при этом имелось в виду?
4. Назовите самые значительные явления русской музыкальной культуры XIX в.
ПОДВЕДЕМ ОБЩИЙ ИТОГ
Итак, что же вы узнали о цивилизационном развитии как России, так и всего человечества с древнейших времен до конца XIX в.?
Древняя Русь формировалась на перекрестке периферии европейского языческого мира, христианской Византии, мусульманского Востока с его прорывом в Поволжье (Волжская Булгария) и степной Хазарии. Начало превращения восточнославянской культурно-этнической общности в локальную цивилизацию было связано с крещением Руси в 988 г. Эта религиозная акция вполне вписывалась в процесс христианизации Европы, охватившей также южно- и западнославянские земли, Венгрию, Скандинавию.
Принятие христианства ввело восточных славян в лоно христианского культурного и цивилизационного пространства, его последствием в дальнейшем явилось тесное взаимодействие православной церкви с Российским государством. Разделение церквей в 1054 г. привело к постепенному цивилизационному размежеванию православной Руси с западноевропейскими католическими соседями, вошедшими в орбиту латиноязычной культуры.
Границы западнохристианской (католической), восточнохристианской (православной) и мусульманской цивилизаций не оставались неизменными. Ислам, возникший в VII в. на Аравийском полуострове, вместе с арабскими завоеваниями быстро распространился на территориях Ближнего Востока, Месопотамии, Северной Африки, Пиренейского полуострова, Ирана, Средней Азии и части Кавказа. В дальнейшем турецкие завоевания привели к гибели Византийской империи, исламизации Малой Азии, потере независимости православными странами Балканского полуострова. К середине XV в. восточнохристианская цивилизация практически перестала существовать как нечто целостное, но ее закат стал стимулом для становления российской цивилизации как особой части христианского мира.
После распада Киевской Руси и длительного владычества Золотой Орды в Восточной Европе, на рубеже XV—XVI вв. сложилось единое Российское государство. Здесь формировалась великорусская народность со своим языком и культурой. Примерно в то же время на основе прежней восточнославянской этнической общности на территориях, захваченных Литвой и Польшей, складывались украинская и белорусская народности. Близость языков и культур, общая историческая память о Древнерусском государстве, религиозное единство трех славянских народов позволяли сохранить единое цивилизационное пространство вопреки государственным границам.
Объединение русских земель вокруг Москвы происходило в первую очередь под влиянием внешнеполитического фактора — необходимости обретения национальной независимости от Орды. Но образование единого государства в результате установления политической гегемонии Москвы в Северо-Восточной Руси не было в достаточной мере подготовлено социально-экономически, как это происходило при создании централизованных государств в Западной Европе. Процветающие города и торговые связи не являлись, в отличие от Запада, той цементирующей основой, на которой ведется строительство единого национального государства. И чем меньше проявляли себя в объединительном процессе стихийные экономические факторы, тем большую роль играла в нем военно-политическая сила и возвысившееся на ней самовластие государя.
Западноевропейская цивилизация сохранила свое единство, несмотря на крупные общественные конфликты, порожденные Реформацией и кризисом феодальных отношений. После религиозных войн, потрясших Западную Европу, в ней постепенно утверждалась веротерпимость. Расширялись и географические границы западноеврпейской цивилизации: в ее орбиту были включены новые земли благодаря колонизации Америки, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки.
Отметим, что ваше внимание было сосредоточено на развитии стран и народов христианского цивилизационного круга по двум основным причинам. Во-первых, в этот круг входила Россия, а во-вторых, Западная Европа в период Нового времени, вырвавшись вперед в технологическом и культурном развитии, стала доминирующим политическим и цивилизационным фактором в глобальном масштабе. С XVII в. старые колониальные державы Испания и Португалия шаг за шагом уступали господство в Мировом океане новым лидерам — капиталистическим Голландии и Англии. В этих странах существовали представительные органы власти и раньше, чем в остальной Европе, шло становление правовых государств и формирование гражданского общества.
В XVIII в., после «бунташного» XVII столетия, Россия, которая отставала в социально-экономическом развитии от передовых европейских стран, вступила на путь реформ. Однако «европеизация» самодержавной России протекала медленно и трудно. Преобразования Петра I и эпохи просвещенного абсолютизма Екатерины II не затронули фундаментальных устоев российского общества — сословности, крепостничества и самодержавия. «Европеизация» страны имела лишь административно-бюрократическую направленность.
Одной из особенностей России являлось то, что на протяжении веков она складывалась как многоэтническая и многоконфессиональная страна. В России жили православные, католики, протестанты, мусульмане, иудаисты, буддисты, а также люди, придерживавшиеся языческих верований. Для Российской империи было характерно различение граждан по религиозной принадлежности, а не по национальности. Религиозные и этнические ограничения существовали в России, как и в других странах того времени. Однако представление о Российской империи как о «тюрьме народов» является не более чем историческим мифом.
Весьма значительный контраст представляли Западная Европа и Россия в XIX в. На середину этого века приходятся важнейшие революционные преобразования в ряде стран (в ходе и после революций 1848—1849 гг. в Европе, Гражданской войны и отмены рабства в США, преобразований в 1860—1870-х гг. в Японии). В 1860-е гг. в России было отменено крепостное право и начали проводиться реформы. Однако, несмотря на быстрое экономическое развитие пореформенной России, в ней сохранялись сословное общество и самодержавие, производство различной продукции на душу населения значительно уступало западноевропейским показателям, была низка урожайность, периодически отдельные губернии поражал голод.
Несмотря на развитие капитализма в России, в политическом и экономическом развитии она продолжала отставать от передовых стран Запада. В конце XIX в. Россия была единственной страной в Европе, не имевшей конституции (если не считать Турции). В то же время российская цивилизация, имевшая восточнохристианские византийские истоки, сочетаясь с западнической образованностью интеллектуальной элиты, породила художественную культуру, ставшую полноценной частью культуры общемировой.
Одной из стержневых проблем изученного вами исторического курса являлись взаимоотношения государства и общества как в западноевропейских странах, так и в России. Если в России начиная с Московского царства государство всегда подавляло общество, то в Западной Европе постепенно сложилось гражданское общество, способное отстаивать свои интересы перед государственной властью. Господствующей идеологией в Западной Европе и США стал либерализм, хотя в западноевропейских странах образовались и сильные, соперничающие с либеральными, социалистические (социал-демократические) партии. К концу XIX в. в Западной Европе и Северной Америке утвердилось индустриальное (капиталистическое) общество с высокой производительностью труда, существенно улучшилась жизнь рабочих, которые теперь составляли большинство самодеятельного населения. Права рабочих защищало трудовое законодательство и мощные профсоюзы.
Вместе с тем к концу XIX в. как внутри стран, так и в отношениях между странами нарастали противоречия. Это были противоречия, связанные с борьбой за передел уже разделенного между великими державами мира, с конкурентной борьбой за рынки сбыта и источники сырья. Это были противоречия между прежними экономическими и политическими странами-лидерами (Англия, Франция) и новыми (Германия). Это были противоречия между европейскими державами и народами их колоний и полуколоний. В XX в. так называемый цивилизованный мир вступал, не только гордясь своими достижениями в развитии техники и улучшении качества жизни, но и идя навстречу новым масштабным войнам и социальным потрясениям. О том, чем войны и революции XX в. отличались от предшествующих, вы узнаете в одиннадцатом классе из второй части учебника.