В чем вы видите основное различие даосизма и конфуцианства
В чем вы видите основное различие даосизма и конфуцианства
Конфуцианство и даосизм распространены почти исключительно на востоке Азии, прежде всего в Китае (где две эти религии сосуществуют с буддизмом). По очень приблизительной оценке, общая численность последователей конфуцианства — 276 млн. человек, даосизма — 31 млн.
Конфуцианство и даосизм возникли примерно одновременно в VI—V вв. до н. э. Основателем первого считается мыслитель Древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), второго — Лао-цзы. Следует, однако, помнить, что вначале и конфуцианство, и даосизм существовали не в качестве религий, а в качестве философско-этических систем, содержавших, правда, отдельные религиозные положения. Лишь в первых веках нашей эры эти учения трансформировались в религиозные системы.
Обе рассматриваемые религии, а также проникший в Китай буддизм развивались во взаимодействии друг с другом и тесно переплелись.
Примечательно, что даосизм (как философское учение) на первых порах содержал в себе элементы наивного материализма и стихийной диалектики. Так, Лао-цзы учил, что основой возникновения, изменения и конца всех вещей является «дао» (в переводе — путь). Хотя понятие «дао» и было несколько неясным, делались попытки трактовать его в материалистическом духе, как естественный ход жизни, природу. Лао-цзы утверждал также, что все явления и вещи находятся в непрерывном изменении и со временем переходят в свою противоположность.
Даосизм как религия впитал в себя различные народные верования. Появился обширный пантеон даосских богов и святых, наиболее почитаемыми из которых являются Паньгу, Юйхуан и сам Лао-цзы, возросла роль жречества.
В отличие от даосизма в конфуцианстве нет жречества, и религиозные ритуалы совершают в нем главы семей и старейшины родов. Особенностью этой религии является также преобладание в ее законоположениях этических элементов. Среди зарубежных религиоведов в связи с подобной спецификой конфуцианства существует даже точка зрения, что это не религия, а философско-этическое учение. Однако такой взгляд несостоятелен. Для конфуцианства характерна главная черта любой религии— вера в сверхъестественное.
Основополагающими конфуцианскими сочинениями являются Уцзин (Пятикнижие) и Сышу (Четверокни-жие).
Одной из важнейших норм конфуцианства является строгое требование послушания старшему, уважения всякой власти, признания различий в общественном положении людей, которые якобы предначертаны небом.
Конфуцианство сохраняет многочисленные пережитки древних верований. Наибольшую роль в нем играют культ предков и культ природы. Последователи этой религии верят в загробную жизнь, практикуют жертвоприношения. В конфуцианском политеистическом пантеоне почетное место заняли Конфуций, его ученики и наиболее ревностные последователи, верховным же божеством считается небо.
На протяжении всей своей истории конфуцианство играло консервативную роль, проповедуя повиновение властям и незыблемость несправедливого социального строя.
Главное отличие даосизма от конфуцианства состоит в отношении к природе человека.
Конфуцианцы полагали, что истинной природой человека является его доброе начало, гуманность. Поэтому совершенствование с их точки зрения должно быть направлено на воспитание в себе гуманного начала и подавление злого и животного. Целью последователя учения надлежало быть справедливым, почтительным к старшим, социально ответственным и сдержанным, а целью его жизни должно было стать общественное служение. В конфуцианстве личное благо стояло гораздо ниже общественного. Идеал последователей учения – идеальное умение контролировать свои эмоции, поступки и мысли. Достигалось это сначала путем усвоения норм поведения в обществе, а затем методом самонаблюдения и искоренения всех нежелательных проявлений.
Даосизм также осуждал дикость, подверженность страстям, но считал истинным космическое начало, которое говорило об общности всех природных закономерностей. Поэтому высшая цель в даосизме – полное слияние с потоком движения Вселенной. Поэтому даосов не очень сильно волновали вопросы морали и общественного служения, их ориентирами были абсолютно другие понятия о благе. По их мнению, самосовершенствование – процесс исключительно индивидуальный, а моральные принципы развиваются по мере приобщения адепта к Дао, насаждать их извне неправильно и бесполезно. В даосской традиции осуждалась борьба с собой, вместо этого следовало стремиться к достижению состояния покоя и отстраненности, предоставляя потоку сознания двигаться по собственной воле.
Различия есть и в восприятии мира приверженцами этих учений. Конфуцианцы – аналитики, познающие все явления через противоположности. Это помогает упорядочить картину мира, создав четкие рамки, а все, не укладывающееся в них, просто отметается или искажается под существующий в сознании миропорядок.
Обобщив, можно сказать, что различие между конфуцианством и даосизмом в способе совершенствования личности. В первом случае добродетели насаждались извне, давая ориентиры для дальнейшего развития, а во втором – все условности отбрасывались для раскрытия истинной сущности человека, которая совершенствовалась по мере познания общих вселенских законов.
Осуществите рефлексию рубаи Омара Хайяма «Мы источник веселья и скорби рудник. »
Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек — словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
Омар Хайям был истинным ученым, потому что он прекрасно понимал, что даже всех знаний мира не хватит, чтобы постичь человека и человеческую жизнь.Cтих о многогранности людей.
Природа человека очень многогранна, иногда противоречива, порой двулична. Не зря религия побуждает человека каждый день просить прощение у Всевышнего. Человек иногда неосознанно преступает границы дозволенного, нанося вред себе и другим, принося мучительные страдания окружающим. Если честно покопаться в самых нежелательных, пугающих мраком уголках сознания, можно найти у себя много прелюбопытных, противоречащих друг другу качеств, таких, как милосердие и злость, дружелюбность и мстительность, доброта и жадность, высокомерие.
«Ничье воображение не способно придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце» (Франсуа де Ларошфуко)
Человек может быть хорошим к другим, но совершить подлость по отношению близким людям.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 259 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Разница между конфуцианством и даосизмом
Основное различие между конфуцианством и даосизмом заключается в фокусе каждой философии, поскольку конфуцианство фокусируется на обществе, а даосизм сосредотачивается на природе. Хотя буддизм продолж
Содержание:
Конфуцианство против даосизма
Видно, что последователи одной из двух философий практикуют принципы другой философии. Ясно одно: обе остаются философиями, а не полноценными религиями. Обе философии возникли в один и тот же период, известный как Сотня школ мысли, который характеризовался внутренними раздорами и феодальными тенденциями. Эта дисгармония отражена как в конфуцианстве, так и в даосизме, поскольку оба стремятся обеспечить людям утешение и путеводный свет в их жизни. Одна вещь, которая объединяет обе философии, заключается в том, что, несмотря на то, что они происходят из Китая, обе имеют мировоззрение и универсальны по своей природе.
Что такое даосизм?
Даосизм рассматривается в Китае как другой образ жизни. Интересно отметить, что слово даосизм происходит от слова «дао», что означает «путь» или жизненная сила, которая направляет живые существа во вселенной. Следовательно, конечная цель даосизма состоит в достижении пути, ведущего к самой первой причине вселенной.
Что такое конфуцианство?
Конфуцианство делает упор на человеческое поведение, а не на веру в Бога. Конфуцианство также не призывает к каким-либо божествам, и когда люди пытались возвысить Конфуция до статуса бога, он вежливо упрекал их. Конфуцианство делает упор на этику.
Говоря о различиях, конфуцианство делает упор на ритуалах, а даосизм делает упор на природу. В противоположность этому конфуцианство предлагает ритуалы как образ жизни. Конфуций считал, что ритуалы вносят порядок в жизнь и что нравственные нормы могут поддерживаться только посредством соблюдения ритуалов. И если следовать им постоянно, они становятся внутренней природой человека, хотя выполнение их просто ради действия не приведет к желаемым результатам.
Конфуций
В чем разница между конфуцианством и даосизмом?
Даосизм и конфуцианство дополняют друг друга по своей природе. В некотором смысле их можно рассматривать как противоположные стороны одной медали. Это потому, что конфуцианство находится под влиянием даосизма. Считалось, что они оба были найдены около 550 г. до н. Э.
• Даосизм основан на природе и делает упор на естественные способы обращения с жизнью.
• Конфуцианство делает упор на человеческое поведение, а не на веру в Бога.
• Фокус:
• Даосизм сосредоточен на природе.
• Конфуцианство ориентировано на создание лучшего общества.
• Основатель:
• Основателем даосизма был Лао-цзы.
• Основоположником конфуцианства был Конг Цю (Конфуций).
• Цель философии:
• Целью даосизма было достижение баланса в жизни.
• Целью конфуцианства было создание социальной гармонии.
• Статус женщин:
• Как правило, женщины пользовались большим уважением в даосизме, но верования в разных школах менялись.
• В конфуцианстве женщины считались ниже мужчин.
• Каникулы:
Изображения любезно предоставлены:
Даосизм и его отличие от конфуцианства
22362 Время прочтения
Одновременно с конфуцианством в Китае появился и даосизм, родоначальником которого принято считать Лао-Цзы. Это течение было полной противоположностью конфуцианства. Основной идеей даосизма является самосовершенствование человека посредством связи со Вселенной. Китайское слово «Дао» имеет много значений: это и путь к бессмертию, солнцу, вселенной, звездам, способ добродетелей, закон человеческого поведения, космоса, мира.
Думают, что это основа всех предметов и природных явлений. Даосизм предполагал божественное происхождение человека, не помнящего своего далекого прошлого. Поэтому только в процессе развития и усовершенствования проявляются положительные черты людей. Основная цель Дао — открытие человечеству секретов мироздания, полное определение с вопросами касательно жизни и смерти.
Конфуцианство
Это религиозно-философское учение основано на высказываниях Конфуция, которые во главу угла ставят принцип гуманизма: необходимость в подавлении своего отрицательного начала для обретения добродетельности, как того требуют нормы морали.
Философия Конфуция включает в себя:
Данное течение имело цель содействовать общественному благополучию, созданию совершенного идеального государства. К высшим ценностям относилось государственные и патриархальные традиции, служение обществу, порядок. В связи с тем, что человек сам по себе несовершенен, он должен иметь правильные установки, чтобы прийти к положительному результату.
Главными принципами конфуцианства считают:
Конфуцианство также исповедовало принцип «золотой середины», посредством которого устраняли все противоречия, не вдавались в крайности, находили компромиссное решение по любым вопросам, в том числе и политическим.
Даосизм
Философия Лао-цзы исходит из единения человека и неба. Этот философ верил, что есть только единственный и всеобщий путь для всех людей (Дао), который не подлежит изменению. Человек живет для того, чтобы следовать Дао. Он не в состоянии изменить миропорядок, спокойно и смиренно плывет по течению жизни.
Учение Лао-цзы сводилось к самоуглублению, достижению очищения души, овладению телесностью. Теория даосизма заключалась в том, что человек не вмешивается в происходящие жизненные события, а также влияет на них. Опровергал конфуцианство, призывал быть смиренными, определял, что все зло и беды от отступления человека от законов природы. Только бездействие и молчаливое согласие – высшая добродетель.
Согласно даосизму, основой бытия является Ци, из которой исходят две противоположные силы: Инь и Янь. Именно они дают начало пяти стихиям: Огню, Земле, Воде, Металлу и Дереву.
Приверженцы Дао веровали в долголетие человека, в том числе и бессмертие. Предполагалось, что тот, кто познал Дао, на протяжении всей своей жизни будет иметь крепкое здоровье, поднимать на ноги своих пра-пра-пра-правнуков, стремиться к отношениям с молодыми особами. Знатные люди вкладывали свои деньги в поиски эликсира бессмертия. Само религиозное учение постоянно трансформировалось: теперь большое внимание стали уделять знахарям и магам, а божественная связь со Вселенной отошла на второй план.
Даосизм проповедовал божественное создание человека и имел в виду, что стать бессмертным довольно просто. Только прилагают усилия к тому, чтобы силы и духи не покинули тело. Это делают при помощи частичного отказа от пищи, постоянных медитаций, совершения исключительно добрых дел. Стать бессмертными могли только те люди, которые за свою жизнь совершили не менее 1200 добрых дел. Однако помнят, что одно плохое дело может перечеркнуть все хорошие.
Основные отличия двух течений
Эти течения появились одновременно, но они отличались различным отображением всех сторон человеческого существования:
Религии Китая: кратко об основных принципах конфуцианства и даосизма
Три главных философско-религиозных учения Дальнего Востока – конфуцианство, даосизм и буддизм – мирно сосуществуют, а иногда и соседствуют в одном храме.
Кратко о конфуцианстве
Конфуцианство в Китае называют Жу, или школа ученых. Имя Конфуция как создателя учения не указывается, ибо он желал «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».
Основоположник учения
Конфуций родился в 551 году до н. э. в семье знатного, но небогатого воина. С самого детства он удивлял всех своими способностями. Играл не в детские игры, а подражал старинным обрядам.
Юный Конфуций всегда тянулся к знаниям. Единственный из всех он сдал выпускные экзамены с наилучшим результатом. Уже в 17 лет Конфуций был на государственной службе, а в 25 открыл собственную школу. За свою мудрость в 52 года Конфуций был назначен на пост министра правосудия.
Своеобразие
Своеобразие учения состоит в том, что ничего нового Конфуций не внес. В поисках истины обратившись к древним ценностям, он преобразовал их в свод правил, вывел кодекс поведения, регламентирующий жизнь человека, расставляющий все на свои места.
Конфуцианство – это учение о правилах жизни человека в обществе, о порядке в семейных отношениях, о государственном управлении. В основу были положены традиционные древние китайские обряды и особо почитаемый культ предков.
Государство сравнивается у Конфуция с семьей, а отношения между отцом и сыном проецируются на общественные обязанности. Принцип сыновьей почтительности (Сяо) – основополагающая добродетель у Конфуция. Сяо определяет уважительное отношение к старшим по возрасту и по должности, почитание существующих порядков в государстве.
Основные принципы
Основные принципы конфуцианства:
Любовь к ближнему по Конфуцию – это умение быть справедливым и милосердным, проявлять уважение к людям, способность внушить доверие к себе, не обременять других своими проблемами, всегда «сохранять лицо».
Конфуций говорил, что к совершенству нужно стремиться в течение всей жизни. Второй принцип – гуманизм, говорит об отношениях между людьми, о почтении к старшим и покровительстве младших, об уважении мужем своей жены и почитании женой своего мужа, о справедливом и заботливом отношении правителей к своим подданным и преклонении перед правителем.
О благородстве Конфуций говорил: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде»:
Цель жизни по Конфуцию
Главная цель жизни по Конфуцию – достижение гармонии в обществе. Поэтому все устремления были направлены на благо семьи, общества и государства в целом. Интересы отдельной личности не принимались во внимание.
Кратко о даосизме
Даосизм – второе философско-религиозное течение. Главный постулат даосизма: существование первоисточника, Дао, что означает «путь, истина». Дао – это Абсолют, основа основ, начало всех начал, вечный путь и вечное движение.
Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао). Философские даосские сочинения появляются в пятом веке до н. э.
В качестве первоисточника в них упоминается имя легендарного Желтого императора, Хуань Ши. Более достоверным автором даосизма считается китайский мудрец Лао-цзы. Ему приписывают авторство основной книги даосизма «Трактата о пути и его проявлениях во Вселенной». В книге собраны постулаты и ритуалы учения Дао.
Легенда о Лао-цзы
О жизни Лао-цзы почти ничего неизвестно. Существует красивая легенда о великом старце. По этой легенде Лао-цзы родился стариком, но с каждым годом молодел. Имя его переводится как «старый ребенок».
Всю жизнь он служил хранителем книг. Видя вокруг несправедливость и горести, Лао-цзы решил покинуть Китай в поисках благословенной страны, но на границе начальник стражников отказался пропустить мудреца, пока он не опишет свое учение.
Лао-цзы начертал пять тысяч знаков, сел на своего вола и уехал в Индию. Там он стал Буддой. Изображения Лао-цзы на воле очень популярны в Китае.
Цель жизни по Лао-цзы
Главная цель жизни по Лао-цзы – познать свой Дао и жить в согласии с ним.
Принципы
Чтобы постичь Дао, нужно соблюдать определенные правила, касающиеся тела и духа, а также правило ничегонедеяния:
Последователи Дао в своем стремлении познать Дао отгораживались от всего, что мешало им размышлять и созерцать, строили монастыри и посвящали жизнь служению Небу и Дао. В даосизме большое значение придавалось поискам долголетия, а позже и бессмертия.
Инь и ян
В 4 веке до нашей эры даосские монахи изобразили круг, состоящий из двух частей, темной женской и светлой мужской. Как жизнь не могла быть только светлой или только темной, так и эти два начала не могли существовать отдельно.
Только гармония двух начал может привести человека в Дао. Даосы не имели пышных религиозных обрядов, поэтому нет даосских храмов, только монастыри. Ритуалы проводят исключительно посвященные. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцательность.
Энергия ци
Вся китайская медицина – иглоукалывание, дыхательные гимнастики, боевые искусства, вышли из даосской практики. Даосизм рассматривает человека как средоточие жизненной энергии ци. Управление этой энергией отражено в китайских дыхательных гимнастиках.
Выполняя упражнения, человек концентрировался, что позволяло соединить свою внутреннюю энергию с природной и отодвинуть предел возможностей. В монастырях создавались атласы, где на теле человека указывались меридианы – путы движения энергии ци.
Протекая по этим меридианам, энергия обеспечивала равновесие инь и ян. Эти документы сохранялись в тайне от непосвященных. Во втором веке н. э. образ Лао-цзы приобретает божественные черты.
Божества и демоны выстраиваются в сложную иерархическую систему. Для религиозного даосизма характерна вера в духов, культ предков и магические ритуалы. Культовые церемонии сопровождают все события в жизни. Соблюдение обрядов и ритуалов помогает уравновесить силы инь и ян в природе и в обществе.
Примером может служить празднование китайского Нового года, когда вывешенные символы с изображением инь и ян призваны защитить жилища от злых духов на весь следующий год.
Фэн шуй
С даосской практикой связано и фэн шуй – умение определять благоприятные места для человека, места, где свободно течет энергия ци.
Сравнительный анализ
Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, оба вероучения переняли традиции первобытной религии с ее культом природы:
Видео по теме
Кратко о конфуцианстве и даосизме в видео:
Конфуцианство и даосизм характеризуются уважительным отношением к народным традициям и культуре. Уже не одну тысячу лет существуют эти учения, но никогда они не вызывали религиозных распрей между своими приверженцами.