В чем вы видите основную проблематику стихотворения три пальмы
Проблематика стихотворения «Три пальмы»
Известное со школы стихотворение Лермонтова «Три пальмы» содержит глубоки размышления автора над проблемами бренности существования, причем смыл жизни им тщательно изучается не только в отношении человека, но и всего живого на земле. Отсутствие главного героя в стихотворении привычном понимании слова не уменьшает его ценности для читателя. А рассуждения о таких чертах личности, как гордыня, неумение ценить то, что имеешь.
Развитие сюжета
Любовь к русской природе и всему живому прослеживается в стихотворении «Три пальмы». Для произведений Лермонтова характерны такие черты, как нежное и трепетное отношение к природе в целом, желание научить читателя видеть ее изящество и пышность. Не менее важными темами в его творчестве являются мысли о неумении по достоинству оценивать то, чем мы обладаем.
На примере трех пальм, комфортно расположившихся в цветущем, солнечном оазисе, автор постарался передать свои мысли относительно способности каждого человека радоваться тому, что он имеет. Лермонтов передает свои рассуждения в форме, напоминающей восточную притчу с глубоким философским смыслом.
О чем идет речь в стихотворении
Автор представляет три пальмы, которые, как три сестры, живут на берегу прозрачного и прохладного ручья в живописном оазисе. Они болтают между собой, смеются и наслаждаются, однако ощущают себя несчастными: сестры-пальмы чувствуют свою ненужность, бесполезность в природе. Они каждый день умоляют Бога, чтобы он изменил их жизнь, дал им больше простора и возможностей.
Однажды Бог как будто услышал мольбу пальм, поскольку жизнь их резко изменилась. Мимо оазиса проходил груженый торговый караван. Купцы, утомленные жарой и длительным переходом, решили сделать привал в тени великолепных пальм, насладиться благодатным оазисом. Пальмам кажется, что настал тот момент долгожданных перемен, они радостно машут ветвями навстречу идущим к ним людям.
Однако итог прихода гостей оказался совсем не тот, на который рассчитывали пальмы. Неблагодарные купцы заночевали в тени приветливых деревьев, а затем устроили настоящий разгром в прекрасном оазисе и пустили пальмы на дрова. Плодоносящий и пышный оазис после пожара, устроенного путниками, превратился в настоящий кошмар и ужас, где нет ничего живого, лишь постепенно высыхающий ручеек пока указывает на то место, где росли три сестры-пальмы.
В чем смысл стихотворения
Показывая, что в итоге произошло с пальмами, автор обращает внимание читателя на то, что не всегда наши мечты оказываются благом для нс самих. И неумение ценить то, что мы имеем, в сочетании с невероятно негуманным отношением человек к окружающему миру можно назвать основным посылом стихотворения Лермонтова «Три пальмы».
Анализируя данное произведение, следует максимально внимательно обратить внимание на три следующие проблемы, которые рассматривает в нем автор:
Глубокий смысл придает произведению особое значение для каждого читателя.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» по плану
1. История создания
Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 году и опубликовано через год в журнале «Отечественные записки».
Лермонтов берёт за основу одну из тем, озвученных Пушкиным в «Подражании Корану», но переиначивает изначальный смысл пушкинской притчи.
2. Литературное направление
«Три пальмы» – романтическое произведение. На это указывают его тема и жанр, а также природа конфликта, заложенного в сюжете.
3. Род
Это стихотворение представляет собой образец философской лирики, построенной на символах.
4. Жанр
«Три пальмы» Лермонтова – это романтическая баллада.
5. Проблематика
Поэт касается проблемы человеческой гордыни и неблагодарности.
Воспользовавшись прохладной тенью оазиса, путники уничтожили деревья, навсегда лишив благословенное место его красоты.
6. Тематика
Основная тема произведения – жестокость в обращении с природой и миром.
7. Идея
Аравийская пустыня олицетворяет библейский рай, а караван – Адама и Еву, не сумевших насладиться его тишиной и покоем.
8. Пафос
Пафос стихотворения – горечь и разочарование, вызванные жестоким, немилосердным поведением людей.
9. Система образов
Центральный в произведении образ трёх пальм можно трактовать по-разному. Это и союз трёх категорий прекрасного (Истина, Добро, Красота) и христианская Троица, и триединство разума, души, тела. Они олицетворяют изначальный гармоничный союз, созданный Творцом.
10. Центральные персонажи
Основные персонажи стихотворения – пальмы и караван.
Пальмы росли, не зная горечи, но затосковали о своей ненужности, решив послужить земным практическим целям. Люди не оценили своего счастья и срубили их, чтобы разжечь костры.
Из этого непонимания одних другими вырастает конфликт высокого и низкого, благородного и неблагодарного.
11. Лирический герой
Лирический герой в стихотворении не появляется, но его присутствие «за кулисами» происходящего различимо. Ясно чувствуется авторская оценка происходящего: гнев, осуждение, разочарование.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает три пальмы, благоухающие в оазисе у родника посреди пустыни. Их благоденствие нарушается сомнением: правильно ли они живут, если никому не могут принести радости.
Волей Всевышнего в оазис входит караван. Арабы в белых одеждах жадно пьют хрустальную воду, отдыхают в тени пальм. С рассветом они срубают стволы деревьев, чтобы обогреть себя теплом костра. Они без благодарности принимают жертвенность пальм и навсегда уничтожают первозданный уголок земли.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная, трёхчастная.
В первой части описаны мирные дни жизни пальм. Это – завязка произведения.
Развитие действия начинается со строчки «И стали три пальмы на бога роптать». Здесь намечено начало конфликта. Если бы пальмы не возроптали, их не постигла бы кара.
Во второй части стихотворения описан приход каравана. Кульминация намечена в трёх первых строках 8-й строфы.
Далее следует развязка: гибель пальм и умирание оазиса.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения живописен, богат образными подробностями. В нём преобладают глаголы, задающие динамику действия.
Балладный ритм и композиция придают речи рассказчика плавность, размеренность.
Синтаксис богат сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями с придаточными определениями и обособленными обстоятельствами. Это говорит о богатстве сюжета, разнообразии мотивов, панорамности изображения.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано амфибрахием с мужскими рифмами.
В 10 строфах, представляющих собой шестистишия, рифмы располагаются следующим образом: ААББВВ. Такая рифмовка называется секстиной.
60 строк произведения вмещают в себе развёрнутый сюжет и вписываются в объём классической баллады.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
С помощью аллитераций на «с», «ш», «щ», «ч» поэт передаёт шёпот песка в пустыне, шорох листвы.
Ассонансы «о», «э», «у» передают эмоцию тоски, сожаления, горечи.
17. Значение произведения
Стихотворение «Три пальмы» — горький итог размышлений Лермонтова над неблагодарной беспечностью человеческого рода. Одиночество поэта во многом было обусловлено этой стороной поведения людей.
Конфликт божественного и человеческого в мире выразился в истории-притче о недальновидности путника и напрасной жертве.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова не теряет своей актуальности. Сегодня идею неблагодарности можно рассматривать в русле экологической проблемы, которая является глобальной. Мы своими руками убиваем природу, лишаем планету лесов и рек, не думая о том, в каком виде она достанется нашим детям и внукам.
Но речь не только об отношении к природе. Ещё страшнее то, как своей жестокостью люди убивают друг друга. Дети пользуются родителями до самой их смерти, начальники используют дешёвый труд подчинённых. Это неблагородно – все должны жить по законам любви и согласия.
19. Моё отношение
Я разделяю горечь Лермонтова и понимаю, что его плач о погубленных деревьях – плач о грехопадении человека. Если бы мы жили честно и справедливо, в мире стало бы меньше зла, и от наших дел не страдали бы те, кто не может сам за себя постоять.
20. Чему учит
Стихотворение «Три пальмы» учит бережному отношению ко всему, что создано природой: другим людям, животным, деревьям, родникам. Нужно относиться ко всем с любовью и доверием, тогда это будет взаимно.
Анализ стихотворения «Три пальмы» (М. Ю. Лермонтов)
Как поэт-романтик, Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении своего творческого пути часто задавался вопросами взаимодействия стихии и человека, природы и цивилизации. Другим важным ответвлением художественного мира поэта являлся мотив судьбы. Примечательно, что в стихотворении «Три пальмы» можно найти обе эти особенности лирики Михаила Юрьевича. Многомудрый Литрекон представляет анализ стихотворения «Три пальмы» по плану.
История создания
Стихотворение «Три пальмы» было написано в 1838 году, а опубликовано спустя год – в 1839 – в «Отечественных записках». Причиной этого промедления явилась нерадивость редакторов данного издания.
Хотя в стихотворении Лермонтова можно проследить некоторые образы из «Подражания Корану» А.С. Пушкина, смысловая направленность у «Трех пальм» всё же другая. Критика благосклонно отнеслась к произведению. Его высоко оценил известный критик В.Г. Белинский. Он даже спорил с теми, кто не находил ничего особенного в лирике Лермонтова:
Идя к Грановскому, нарочно захватываю новый № «Отечественных записок», чтобы поделиться с ним наслаждением – и что же? – он предупредил меня: «Какой чудак Лермонтов – стихи гладкие, а в стихах черт знает что – вот хоть его «Три пальмы» – что за дичь!» 2 Что на это было отвечать? Спорить – но я уже потерял охоту спорить, когда нет точек соприкосновения с человеком. Я не спорил, но, как майор Ковалев частному приставу, сказал Грановскому, расставив руки: «Признаюсь, после таких с вашей стороны поступков я ничего не нахожу», – и вышел вон. А между тем этот человек со слезами восторга на глазах слушал «О царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове».
Жанр, направление, размер
Жанр произведения «Три пальмы» – философская баллада. Здесь есть очевидное вмешательство роковых сил в обыденную жизнь трех пальм, также можно обнаружить мотивы таинственности: загадочным является внезапное появление каравана и то, как благие намерения людей с наступлением темноты сменяются жаждой наживы и эгоизмом. Мотив судьбы привносит в стихотворение философский подтекст.
Баллада в целом является романтическим жанром, а потому литературное направление стихотворения «Три пальмы» – романтизм.
Размер стихотворения «Три пальмы» – четырехстопный амфибрахий, рифмовка – парная, с использованием мужской и женской рифм.
Смысл названия
Название баллады «Три пальмы» несет важную смысловую нагрузку в первую очередь по причине указания на число пальм. Учитывая то, что баллада имеет религиозный подтекст, число «три» может отсылать читателей к библейским мотивам. Вполне возможно и то, что три пальмы – это три составляющие души человека: чувства, разум и воля.
Озаглавив свое стихотворение таким образом, автор определил, кто в произведении является главным героем и кому он сочувствует. Его симпатии принадлежат пальмам, даже несмотря на их ропот в сторону «неба», а все потому, что он видит в них отражение собственного внутреннего мира. Любой человек, так же, как и пальмы в данном стихотворении, может ошибаться и расплачиваться за свои ошибки.
Образы и символы
Центральные образы баллады – «три гордые пальмы». Внешний мир пустыни дан в полной гармонии: пальмы находятся в оазисе и между ними «волною холодной» пробивается родник. Однако герои не готовы смириться со скукой бытия, и эта внутренняя конфликтность выдает в них романтические черты.
Следующие по градации образы – арабы, пришедшие с караваном. Автор акцентирует внимание читателя на коварной природе человека, который днем усыпляет бдительность пальм, питаясь их дарами, а ночью губит их ради собственной выгоды. Указано, что после ухода каравана из оазиса, все становится «дико и пусто кругом» – так автор вводит мотив ответственности человека перед природой.
Тематика баллады Лермонтова «Три пальмы» разнообразна. С одной стороны, можно сказать о том, что ключевой является тема судьбы, ведь три пальмы испытывают рок, прибегая к ропоту против «неба», и оказываются наказаны.
С другой стороны, присутствует тема взаимодействия человека с природой. Если рассматривать случившееся с пальмами с подобной точки зрения, то причина их гибели вполне реалистична, а упрек автора направлен не к ним, а в сторону людей, которые безответственно отнеслись к потреблению природных благ.
Проблемы
Проблематика «Трех пальм» философская, а также религиозная. Выразить ее можно одним вопросом: следует ли роптать и проявлять недовольство тем, что имеешь?
Проблема бунтарства против судьбы заключается в том, что человек не может смириться с роком и его властью над ним. Если мы принимаем предопределение во всей полноте его смысла, выходит, что наш мятеж против него предопределен заранее. А значит, мы ничего не можем поделать, даже отказаться от бессмысленного ропота.
Смысл
Рассматриваемое нами произведение Лермонтова «Три пальмы» является чрезвычайно глубоким по смыслу. Его основная идея в том, что каждый человек должен быть благодарен за то, что имеет, потому что он может даже не подозревать легкости того положения, в котором находится.
Главная мысль стихотворения «Три пальмы» заключается в том, чтобы на примере трех пальм показать жизненную ситуацию многих людей и заставить читателей поразмышлять над тем, к каким последствиям может привести неблагодарность.
Чему учит?
Баллада «Три пальмы» учит нас быть благодарными по отношению к тому, что мы имеем. Может казаться, будто то, что нам дано, является чем-то незначительным, однако это не так. Стоит привычным удобствам покинуть нас, как мы понимаем, что ошибались.
Автор призывает нас к терпению и смирению, ведь то, что кажется нам благом со стороны, может принести вред и даже гибель. Истинной сущности этого мы не знаем.
Средства художественной выразительности
Перечислим основные тропы, которые можно встретить в лирическом произведении «Три пальмы»:
Стихотворение и анализ «Три пальмы»
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.
Не прав твой, о небо, святой приговор!”
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Краткое содержание
С. Литвинцева. Пейзаж с пальмами. 2012
Стихотворный сюжет рассказывает о трёх пальмах, счастливо растущих на территории райского оазиса, расположенного у самого родника, посреди пустынных песков. Их покой внезапно нарушает сомнение: правильно ли существуют эти «счастливые» пальмы, если они не могут никому принести пользу, так как растут в пустыне.
Неожиданно, на территорию райского оазиса, по воле небес, вторгается караван. Арабы, облачённые в белоснежную одежду, с жадностью поглощают холодную воду родника, расположившись в спасительной тени трёх пальм. Но с наступлением рассвета арабы срубают деревья с единственной целью: развести костёр, чтобы согреться возле него. Люди, без малейшей благодарности, принимают жертвенность трёх пальм, навечно уничтожив райский уголок пустынной земли.
История создания
Это произведение является образцом зрелого творчества поэта. Лермонтов написал его в 1838 году, через год оно увидело свет на страницах «Отечественных записок».
В этом произведении автор использует ряд образов из известного произведения А.С. Пушкина «Подражания Корану». Но, в отличие от Пушкина, Лермонтов делает акцент на мировоззренческих вопросах смысла жизни и человеческого предназначения.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности – это баллада, включающая десять четверостиший.
Стихотворные строки относятся к литературному направлению «романтизм». На черты романтизма указывают такие маркеры, как тематика и природа сюжетного конфликта. Баллада создана посредством двухсложного трёхстопного амфибрахия – трёхстопной стопой, с ударением на втором слоге. Рифмовка представляет собой секстину со смежной рифмой.
Композиция
Композиция произведения является трёхчастной, простой линейной. Выделяются следующие композиционные сегменты:
Образы и символы
Автор создал несколько смысловых образов, позволяющих донести до читателей ключевой смысл стихотворения:
Темы и настроение
Главная тема стихотворения – людская агрессивность и безответственность по отношению к красоте природы, окружающему миру. Также Лермонтов поднимает тему человеческой гордыни и неблагодарности. Воспользовавшись живительной прохладой пустынного оазиса, получив с него всё, что можно было взять, бесчувственные люди навсегда уничтожили это благословенное место. Настроенческий пафос – это эмоции грусти и горького разочарования, вызванные немилосердным, варварским поведением людей.
Основная идея
Основная идея Лермонтова заключается в следующем утверждении: никогда не следует роптать на судьбу, необходимо достойно нести свой жизненный крест, не призывая вмешательство Всевышнего в данный процесс. Всё в жизни происходит так, как предписано небесами, как предопределено Богом. Любой бунт, поднятый человеком против своей судьбы, изначально обречён на поражение. Ведь цель нашего бытия, его глубинный смысл неведомы нам: они являются загадкой, разгадать которую под силу лишь высшим силам.
Средства выразительности
В балладе речь идёт о трагической судьбе лирических героинь – трёх прекрасных пальм. Рассказывая их историю, Лермонтов использует различные выразительные средства, такие как:
Модульный урок литературы в 6-ом классе. Проблемный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».
Модульный урок литературы в 6-ом классе
Проблемный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Обучающая: расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о средствах изобразительности; формировать умения анализировать стихотворения; составлять план;
Развивающая: развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали; навыки самооценки;
Воспитывающая: побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Оборудование урока : портреты М. Ю.Лермонтова, репродукции картин Айвазовского «Караван в оазисе. Египет», Поленова «Три пальмы», фотография трех пальм в пустыне. Аудиозапись актерского прочтения стихотворения. Рабочие карты, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы, листы для обратной связи.
Методические приёмы: рассказ учителя, объяснение теоретических понятий, обсуждение стихотворений, игровые приемы, работа с клише.
Формы работы: работа в парах и группах, фронтальные виды работы .
Словарная работа (Записи на доске):
Роптать – негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду
расширить и углубить представления о балладе, о средствах изобразительности; формировать умения анализировать стихотворения
-О каком поэте говорили на прошлом уроке?
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?
Демонстрируют готовность к уроку.
Определяют цели и задачи урока.
1.Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворения «Тучи»
1 человек читает стихотворение «Тучи» наизусть, обсуждаем и оцениваем чтение.
Те, кто не готов или уже рассказал, берут карточки со словом «Разминка» и выполняют задания на них.
2.Разминка. Мотивационный этап. Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к получению новой информации. Проверка индивидуальной работы с литературоведческими терминами.
Карточки для разминки:
Закончите предложения, используя слова для справок:
Слова для справок: аллитерация, антитеза, лирика, строфа, идея
Закончите предложения, используя слова для справок:
Слова для справок: баллада, олицетворение, сюжет, эпитет, эпос
– К какому литературному роду – эпосу, лирике, драме – относится баллада?
– Какая баллада М.Ю. Лермонтова вам известна?
– Каков основной мотив творчества М.Ю. Лермонтова?
1-2 ученика отвечают по карточкам:
Кто ответил, ставят оценки в оценочные листы по схеме: 5 правильных ответов – «5». 4 ответа «4» и т.д.
Ответы учащихся:
— Баллада – лиро-эпический жанр.
-Нам известна баллада М.Ю.Лермонтова «Бородино».( в ней соединяется рассказ об историческом событии – бородинском сражении – авторскими чувствами любви к родине. Гордости за русских солдат, сожаления к павшим)
– Основной мотив творчества Лермонтова – это одиночество, трагическое восприятие действительности.
1. Постановка собственных целей обучения.
-Ребята, вопросы указали направление нашей деятельности.
-О чем будем говорить на уроке?
-Посмотрите на иллюстрации. О чем пойдет роль в балладе? Чем закончится встреча с людьми для пальм? (прием «Дерево предсказаний»)
-Проверим, верны ли наши предположения:
1.Мы будем разгадывать загадку еще одной баллады.
2.Будем читать балладу М.Ю.Лермонтова и анализировать ее.
3.Будем отмечать особенности баллады как лиро-эпического жанра.
4.Может быть, определять, есть ли мотив одиночества и в этой балладе. Такая ли она грустная, как и другие его произведения.
2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
3. Проверка восприятия:
Понравилось ли стихотворение?
Работа с иллюстрациями:
Какая из них, на ваш взгляд, больше соответствует стихотворению ?
Цель: Проанализируем стихотворение
Организация деятельности по рабочим картам.
1. Почему Лермонтов даёт подзаголовок «Восточное сказание»?
В чем еще связь с фольклором? (число три)
2. К какому жанру мы отнесём данное стихотворение?
3. Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?
4. Каков сюжет этой баллады?
5. Почему стали роптать на Бога три пальмы?
6.Обратите внимание на значение слова РОПТАТЬ. Почему не использует слово «ворчать», «кричать», например?
7.Почему пальмы были погублены?
8.Что значит выражение «питомцы столетий»?
9.«Пали»… Когда уместно употребление этого слова?
10.Какие чувства скрывает это слово? А восклицательный знак?
11.Почему так печален конец стихотворения? Ведь их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников.
12.К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? Зачитайте.
Дававшим ответы назвать отметки.
Физкультминутка: игра в воображаемый мяч с эпитетами к словам РУЧЕЙ, ПАЛЬМА, ПУСТЫНЯ
Знакомятся с текстом баллады
Отвечают на вопросы в рабочих картах:
2.баллада, т.к. это стихотворение, написанное на легендарную тему, соединяющее фантастическое и реальное
4.Пересказ сюжета (коротко)
6. Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворенность жизнью. Это чувство знакомо любому человеку. Но чтобы быть услышанным богом, не надо громко кричать
7. Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором сиюминутного
8. пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, взрастили их. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм: под ударом топора диких людей мгновенно погибает то, что воспитывалось, выращивалось столетиями
9.Так говорят о погибших на поле боя воинах).
10. Скорбь, печаль, боль…
Выставляют в оценочные листы
Поймать воображаемый мяч, назвать эпитет и бросить мяч кому-нибудь другому. Назвавший эпитет садится. Кто не может назвать, бросает мяч дальше, но продолжает стоять, пока не назовет.