В чем вы видите особенности пушкинского романтизма в каких произведениях они особенно
Романтизм и реализм в творчестве Пушкина: периоды и произведения
Содержание:
Романтизм – распространенный жанр литературы, искусства. Для него характерно утверждение ценностных ориентиров в сфере творческого, духовного развития человека. Произведение романтического характера построено на отображении бунтарского нрава, сильного характера персонажа, страсти, всеобъемлющей любви. Пушкин в период романтизма воспевал одухотворяющую, целительную силу природы, светлые взаимоотношения между влюбленными.
Реализм – это литературное направление, основанное на правдивом воссоздании реальных картин из типичной жизни. Романтический стиль был популярен в период восемнадцатого века. Позже поэт проникся реалистической направленностью. Манера его творчества немного изменилась.
Романтизм в творчестве Пушкина
С 1820 до 1824 года, в период раннего творчества Александра Сергеевича, его произведения были наполнены романтическим настроением. Среди известных работ этого времени следует выделить:
У Пушкина главной отличительной чертой романтизма было отсутствие высокопарных взглядов, близость к реальности. Произведения любовного цикла имели особенное содержание, смысл. Они кардинально отличались от работ других писателей в жанре романтизма. Особенности романтических произведений Александра Сергеевича:
Для Пушкина жанр романтизма – это исключение рамок, ограничений классики. Его эстетическая теория гласила: романтик отказывается от общепринятых шаблонов, традиционных норм.
Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
Для сравнения поэзии Александра Сергеевича в ранний период его творчества и во время реалистических настроений, рассмотрим особенности произведений с примерами. Характерные черты реализма:
Отличительные черты пушкинского романтизма
Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма.
“Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, – писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения Онегина”, написанной в 1826 году, Пушкин, “цитируя” унылые предсмертные стихи Ленского, замечал:
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
Разъяснение этому ироническому замечанию поэт дал немного позднее, в 30-е годы, заявив, что романтическая
Более того, он утверждал, что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин с презрением и осуждением относился ко всем литературным канонам. Отсюда и его слова, высказанные в послании
И, наоборот, причислял к романтикам Данте, Шекспира, Сервантеса, Гете.
Что касается романтического героя Пушкина, то он отнюдь не уныл и не разочарован. Скорее наоборот: романтическому герою поэта чужды эти чувства, ему свойственны бурные страсти и необыкновенные приключения.
Необыкновенное в человеке, в природе, в форме произведения – вот главные темы, проблемы и принципы пушкинского романтизма. Отсюда и необыкновенные картины природы в его произведениях: молдавские степи, морские пейзажи Крыма. Пушкину было свойственно описание жизни и быта “необыкновенных” народов: крымских татар, цыган.
В романтических произведениях Пушкин противопоставлял унылой, однообразной действительности яркие разнообразные образы. Этим самым он, по всей видимости, хотел удалиться от повседневности.
От того, что больше всего Пушкина занимало необыкновенное в человеке, он обратился к проблеме человеческих страстей.
Именно изображение необыкновенных страстей определяло собой все элементы идейно-художественной структуры романтических произведений Пушкина, отделяя его романтизм от других видов романтизма первой четверти XIX века.
Related posts:
Взгляды Пушкина на романтизм.
Романтизм в творчестве А.С. Пушкина
2.Взгляды А.С. Пушкина на романтизм.
а) Обращение А.С. Пушкина к классической мифологии.
б) “Человеческая свобода” и “мелкость общественных верхов”.
в) “Бесстрастие” и “огненная страсть”.
г) “ Образ нации” в лирике Пушкина.
д) “ Морские пейзажи”.
2. Романтическая поэма А.С. Пушкина
а) Пленник- психологический портрет
в) Душевная охладелость героя.
г) Тема “огня” и “холода”.
д) Ревность и душевный героизм Черкешенки.
е) Общее значение поэмы.
Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу.
а) Содержательный романтический мир страстей.
б) “Солнце нашей поэзии закатилось!”
Что такое романтизм.
Когда нечаянно пройдет передо мной
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять ее на радость и на счастье,
И сердцем ей желать все блага жизни сей,
Взгляды Пушкина на романтизм.
Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: “Сколько я ни читал о романтизме, все не то.”[5]
Так он писал темно и вяло
Хоть романтизма тут нимало
Романтическая лирика
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
На утренней заре я видел нереиду.
Над ясной влагою полубогиня грудь
Он не хранил в своём запасе
Глубоких замыслов и дум ;
Душой не слишком был отважен ;
Постыли мне все девы мира ;
Меж ними никогда мой взор
Не выбирал себе подруги,
( Рассказ старого цыгана).
В “Сожженном письме” Пушкин пишет :
Свершилось! Тёмные свернулися листы ;
На лёгком пепле их заветные черты
Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною
Во тьме твои глаза блистают предо мною.
Такое же, только смягчённое видение-воспоминание есть в знаменитом стихотворении “К ***”. Поэт тоже видит лицо любимой женщины и слышит её голос :
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
. по горе теперь идёт она
К берегам, потопленным шумящими волнами;
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
Никто её колен в забвенье не целует;
Одна. ничьим устам она не предаёт
Никто её любви небесной не достоин.
Всё это необыкновенно сильно.
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесного дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Земли полуденной волшебные края ;
С волненьем и тоской туда стремлюся я ;
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает ;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.
Покинул он родной предел
И в край далёкий полетел
С весёлым призраком свободы.
Ещё искал в пустынном мире.
Затмилась перед ним природа.
Бесценных дней не трать со мною;
Другого юношу зови.
Его любовь тебе заменит
Моей души печальный хлад.
Как тяжко мёртвыми устами
Живым лобзаньям отвечать
Улыбкой хладною встречать!
Охолодев к мечтам и мире
Твой гордый идол обнимал.
Где бурной жизнью погубил
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.
Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием “огненных” душевных переживаний героини:
Развесели свой взгляд унылый,
Склонись главой ко мне на грудь,
Скрываться рада я в пустыне
Надежды призрак улетел ;
Для нежных чувств окаменел.
Казалось, будто дева шла
С тобою буду каждый час.
Дай руку мне. в последний раз.
Общее значение “Кавказского пленника” было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.
Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи:
Мой прах переживёт и тленья убежит.
И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение.
1. Письма Н.М. Языкова к родным. С.П.б, 1913г.
2. Сборник ответов на вопросы по литературоведению (IV Международный съезд славистов. Сов. комитет славистов). М., 1958г.
3. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-ая половина). 3-е изд. М., 1970г.
4. Ребякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. М., 1977г.
5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 245.
6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XII, с. 179.
7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 57.
8. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 102.
9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 225.
10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. III, с. 52.
1. Волков Генрих. Мир Пушкина. М. “Молодая Гвардия”, 1989г.
2. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М. “Просвещение”, 1980г.
3. А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. М. “Художественная литература”, 1985г.
В чем вы видите особенности пушкинского романтизма в каких произведениях они особенно
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПУШКИНСКОГО РОМАНТИЗМА
Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма.
«Сколько я ни читал о романтизме, все не то», — писал он своим друзьям. В шестой главе «Евгения Онегина», написанной в 1826 году, Пушкин, «цитируя» унылые предсмертные стихи Ленского, замечал:
Взгляды Пушкина на романтизм можно назвать антиклассическими, Те, что писали «по всем правилам парнасского православия», заслужили порицание поэта. Строгая система правил классицизма, считал Пушкин, слишком сковывает, не позволяет развить в достаточной мере воображение. Более того, он утверждал, что романтическая школа «есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства». Пушкин с презрением и осуждением относился ко всем литературным канонам. Отсюда и его слова, высказанные в послании «К Родзянке»:
Ты обещал о романтизме, О сем парнасском афеизме, Потолковать еще со мной. Пушкин рассматривал романтизм как отмену классических правил. И часто называл романтиками тех писателей, которые отказались от «классических» форм. С точки зрения его эстетических теорий отличительной
чертой поэта-романтика является разрыв с общепринятыми нормами и образцами. По этой причине Пушкин отказался назвать романтиком французского поэта Андре Шенье. И, наоборот, причислял к романтикам Данте, Шекспира, Сервантеса, Гете.
Что касается романтического героя Пушкина, то он отнюдь не уныл и не разочарован. Скорее наоборот: романтическому герою поэта чужды эти чувства, ему свойственны бурные страсти и необыкновенные приключения.
Необыкновенное в человеке, в природе, в форме произведения — вот главные темы, проблемы и принципы пушкинского романтизма. Отсюда и необыкновенные картины природы в его произведениях: молдавские степи, морские пейзажи Крыма. Пушкину было свойственно описание жизни и быта «необыкновенных» народов: крымских татар, цыган.
В романтических произведениях Пушкин противопоставлял унылой, однообразной действительности яркие разнообразные образы. Этим самым он, по всей видимости, хотел удалиться от повседневности.
От того, что больше всего Пушкина занимало необыкновенное в человеке, он обратился к проблеме человеческих страстей.
Именно изображение необыкновенных страстей определяло собой все элементы идейно-художественной структуры романтических произведений Пушкина, отделяя его романтизм от других видов романтизма первой четверти XIX века.
Южные поэмы А.С. Пушкина: черты романтизма.
Романтизм – литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала, окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразилась в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазии, экзотических стран.
Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в тоже время бунтарство и мятежность духа.
Ведущим романтиком XIX века был А. С. Пушкин, сосланный в 20-е годы за вольнолюбивые стихи на юг, что ещё больше всколыхнуло романтическую натуру поэта.
Южными принято называть произведения, написанные Пушкиным во время его пребывания в Южной ссылке. На Кавказе, в Крыму и в Молдавии поэт столкнулся с иной культурой, бытом, и конечно легендами, которые взволновали страстную душу Пушкина. Он не мог пройти мимо столь изумительных сюжетов. Все поэмы написаны в романтическом духе. Они, прежде всего, рассказывают о сильной и страстной любви.
В лирических стихотворениях Пушкина-романтика, изображающих жизнь разных народов, нет соответствующих пейзажей или же они не имеют почти ничего национально характерного. Дать описание жизни разных народов на фоне соответствующих национальных пейзажей Пушкину удалось лишь в «южных» поэмах.
1) «Кавказский пленник» (1820),
2) «Бахчисарайский фонтан», (1823)
3) «Цыганы», (1824, начата на юге, закончена в Михайловском)
Пушкин, прожив почти три года в Бессарабии, среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь.
Большой круг произведений, написанных на Юге, не представлял собой разнорозненных текстов, а отличался единством. Связующим стержнем служил образ автора. Образ этот, возникая из произведений поэта, сложно переплетался с фактами его жизни, стилизованной в романтическом духе и, с одной стороны, делаясь достоянием читателей, влиял на то, как они воспринимали новые пушкинские тексты, а с другой – оказывал обратное воздействие на поведение самого автора.
Пушкин назвал поэму «Кавказскийпленник» повестью. Но с таким жанровым определением трудно согласиться. Это поэма. А точнее – песнь, посвященная Кавказу и людям, живущим в этом изумительном горном крае. Если взять во внимание, что композиционно произведение состоит из одной сюжетной линии и построено на отношениях русского пленника и молодой девушки-черкешенки, то можно причислить это произведение к стихотворной повести.
Сюжет произведения необычайно прост. Юная черкешенка влюбилась в русского пленника, который был прикован цепью, и стала приходить к нему по ночам. Она приносила ему еду, пела песни, разговаривала с ним. Но в один прекрасный день он признался, что безнадежно любит другую и не хочет обманывать ее чувств.
Через некоторое время, когда все мужчины аула уехали, чтобы совершить набег на казачье селение за Кубанью, черкешенка пришла к пленнику и предложила ему бежать. Она принесла пилу, чтобы распилить ею тяжелую стальную цепь и кинжал. Цепь была перепилена, и казак из благодарности предложил ей бежать вместе с ним. Но девушка отказалась. Он бросился в реку, чтобы вплавь перебраться на другой берег. По всплеску воды и кругам на поверхности он понял, что девушка утопилась.
Сюжет «Бахчисарайского фонтана» был навеян посещением Пушкиным Бахчисарайского дворца. Здесь он услышал удивительную легенду о грузинке Зареме и полячке Марии.
«Бахчисарайский фонтан» отличается от остальных южных поэм. Внимание поэта переключено в ней с характера современного разочарованного героя (его здесь нет вовсе) на первобытно-патриархальный мир («естественную среду»), контрастный европейскому цивилизованному обществу. Читателей и современников особенно поразили «роскошные, сладостные» картины южной (крымской) природы, описания ханского дворца и гаремных нравов. В предисловии Вяземского к первому изданию поэмы отмечалась: «Цвет местности сохранён в повествовании с всею возможною свежестью и яркостью. Весь отпечаток восточный в картинах, в самых чувствах, в слоге».
И хотя отношения природы и цивилизации в «Бахчисарайском фонтане» перевёрнуты, идеал поэта всё тот же: сближение «естественности» и «просвещения», взаимодействие несхожих культур как предпосылка духовно-нравственного совершенствования личности. Недаром любовь к Марии пробуждает в душе дикого восточного деспота хана Гирея высокие человеческие чувства и даёт почувствовать ему вкус разочарования. О возможности усмирить страсти и вновь обрести способность свежо, поэтически воспринимать мир свидетельствует лирический эпилог поэмы, где господствует чувство гармонии и душевной полноты. В дальнейшем, однако, Пушкин вернётся к образу современного разочарованного героя.
Пушкин задумывал создать независимый от автора характер, но этот замысел вступил в противоречие с формой байронической поэмы, предполагавшей единство героя и автора. Поэма «Цыганы» явилась завершением спора с Байроном. Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона о возврате человека в «естественное состояние», по существу, является игрой «на понижение».
Замысел поэмы «Цыганы» родился во время пребывания Пушкина в Молдавии, где он общался с таборными цыганами, был их гостем. Поэма написана красочным языком, дающим яркое представление о быте кочующего народа.
Однажды цыганка Земфира привела в табор молодого человека, который решил бежать от цивилизации и городской жизни. Что его толкнуло на это бегство, он не рассказывает. Два года он прожил в таборе, став мужем Земфиры. За эти годы юная цыганка повзрослела и… по-настоящему влюбилась в молодого цыгана. Заподозрив неладное, Алеко – так звали пришельца – стал следить за своей женой и однажды застал ее на старом кладбище с молодым любовником. Он сначала зарезал любовника, а потом ударил ножом девушку. Цыгане похоронили влюбленных и изгнали Алеко из табора.
Поэма «Братья-разбойники» была уничтожена Пушкиным. До читателя дошла только одна глава – рассказ одного из братьев о своей жизни. Рано осиротевшие юноши были вынуждены добывать себе хлеб насущный и занимались разбоем. Но недолго братья разбойничали на большой дороге, обирая всякого проходящего – будь то поп, или купец. Их поймали и посадили в острог. Младший брат начал болеть, бредить, его мучила совесть за убитого старика. Но молодой организм победил болезнь, и брат выздоровел.
Однажды братья в цепях собирали подаяние для острога на городских улицах. И они решили бежать. Несмотря на цепи, они бросились в реку и, усердно работая ногами, поплыли. Им удалось оторваться от погони, они переплыли на другой берег и скрылись в лесу. Но, возможно, от пребывания в холодной воде к брату вернулась болезнь, и вскоре он умер. Старший выкопал могилу и похоронил его. А сам прибился к лесным разбойникам.
Что объединяет эти поэмы? В юные годы Пушкин и его товарищи по лицею увлекались творчеством английского писателя Джорджа Байрона, а книга «Паломничество Чальд-Гарольда» стала для них настольной. Молодые поэты того времени подражали Байрону. Не избежал этого подражания и Пушкин.
Образ поэта-беглеца после «Путешествия Чайльд-Гарольда» Байрона сделался одной из ведущих тем европейского романтизма. Он был удобен, поскольку вписывался в антитезу «неволи душных городов», замкнутого мира рабства и цивилизации и вольного простора диких степей, безграничной «пустыни мира», по которой странствует романтический герой. Трактовка его как изгнанника и узника влекла за собой прикрепление к определённому месту заточения, превращения из «героя движения» в «героя неподвижности», что противоречило поэтике романтизма. Не случайно, если тема тюрьмы входит в биографию романтического героя, то всегда в связи с мотивом побега или жаждой его.
Как уже было сказано, все поэмы – о сильной и страстной любви. Но любви нет места в неволе. Все поэмы объединяет вольнолюбие и стремление главных героев к свободе. К свободе стремится кавказский пленник из черкесского аула, свободу и родной дом оплакивает полячка Мария в ханском гареме. Также свободной от семейных уз хочет быть цыганка Земфира. Цыганский табор являет собой воплощение свободы. Старик сказал Алеко, прогоняя его из табора:
Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим…
Идея свободы присутствует не только в южных поэмах. Она стала основной канвой творчества Пушкина, как самый главный критерий оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.
Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.
Поэмы «Кавказский пленник» и «Цыганы» были созданы под влиянием южной ссылки, они написаны в одном жанре с использованием образов экзотической природы. Главным героем обоих произведений является гордая, сильная личность. Своеобразна композиция поэмы «Цыганы», конец которой гармонирует с началом.
1. Начало: «Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют»
Конец: «Сказал – и шумною толпой подняли ветер кочевой»
2. Начало: «За курганом его в пустыне я нашла»
Конец: «Чуть по росе примятый след ведёт за дальние курганы».
Очень явно видна в произведении антитеза – фигура старого цыгана и Алеко; реакция на измену старого цыгана и Алеко. В поэме «Кавказский пленник» также видна антитеза: любящая девушка и не сумевший полюбить пленник.
«Призрак свободы» так и остался призраком. Он вечно будет преследовать романтического героя. Но существует ли свобода вообще? Наверное, для каждого человека существует её особый идеал. Причины несвободы героя в его душе, в этом его противоречивость.
В поисках свободы находятся и герои поэмы «Бахчисарайский фонтан». Мария страдает вдали от родины в гареме хана. Зарема и Гирей оказываются несвободными от своей страсти. Для них свойственно двоемирие: героини вспоминают о своей прошлой жизни. Гирей оказывается в несвойственном ему мире и несвободен от любви.
Братья-разбойники также стремятся к свободе. Для них это способ показать свою состоятельность, но способ ужасный: за это заплачено ценой крови. Один из братьев, понимая это, раскаивается. Он осознает, какая цена свободы может быть, если вовремя не остановиться.
Теме внутренней несвободы человека посвящена в большей степени поэма «Цыганы». Алеко приходит в табор, чтобы познать истинную свободу, наслаждение. Ради нее он бросил все, что раньше его окружало. Стал ли он счастлив и свободен? Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему приходят лишь несчастье и презрение. Алеко, который так жаждал свободы, не смог признать ее в другом человеке.
В южных поэмах далеко немаловажную роль играет тема любви. К этой теме Пушкин обращался неоднократно в своих произведениях и создал свой определенный стиль, образ этого чувства. После него многие поэты брали за идеал его понимание любви.
Сравниваются две цивилизации: Черкешенки и Пленника. Пушкин показывает, что цивилизация меняет человека не в лучшую сторону. Пленник показан молодым человеком с «дряхлостью» души (Белинский). Находясь в постоянных размышлениях о свободе, о смысле жизни, он забывает настоящие чувства или не хочет вновь их испытать.
В «Бахчисарайском фонтане» опять причиною всему является любовь. Именно любовь заставляет Гирея смягчить для Марии «гарема строгие законы». По мнению Белинского, с помощью любви происходит перерождение дикой, суровой души Гирея. Он оказывается в несвойственном ему мире (идея двоемирия). Гирей помнит Марию всю свою жизнь.
Достойны восхищения такие характерные для поэмы лучшие черты романтизма, как стремление к безграничной свободе, благородство истинных героев, жажда совершенства. Однако в целом романтизм, по-моему, наивен: попытки упростить жизнь, уйти от действительности в вымышленный мир несостоятельны. Все мы живём в реальном мире, страшном и прекрасном одновременно. С преодолением романтических иллюзий творчество А. С. Пушкина, сохраняя лучшие черты романтизма, становится глубже, содержательнее, богаче, полнее отражая всё многообразие жизни.
Романтический герой Пушкина вышел в своей художественной глубине далеко за рамки байронизма и открыл целую галерею образов русских скитальцев, описанных Лермонтовым, Тургеневым, Достоевским, Толстым.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.