В чем вы видите особенности пушкинского романтизма
Романтизм и реализм в творчестве Пушкина: периоды и произведения
Содержание:
Романтизм – распространенный жанр литературы, искусства. Для него характерно утверждение ценностных ориентиров в сфере творческого, духовного развития человека. Произведение романтического характера построено на отображении бунтарского нрава, сильного характера персонажа, страсти, всеобъемлющей любви. Пушкин в период романтизма воспевал одухотворяющую, целительную силу природы, светлые взаимоотношения между влюбленными.
Реализм – это литературное направление, основанное на правдивом воссоздании реальных картин из типичной жизни. Романтический стиль был популярен в период восемнадцатого века. Позже поэт проникся реалистической направленностью. Манера его творчества немного изменилась.
Романтизм в творчестве Пушкина
С 1820 до 1824 года, в период раннего творчества Александра Сергеевича, его произведения были наполнены романтическим настроением. Среди известных работ этого времени следует выделить:
У Пушкина главной отличительной чертой романтизма было отсутствие высокопарных взглядов, близость к реальности. Произведения любовного цикла имели особенное содержание, смысл. Они кардинально отличались от работ других писателей в жанре романтизма. Особенности романтических произведений Александра Сергеевича:
Для Пушкина жанр романтизма – это исключение рамок, ограничений классики. Его эстетическая теория гласила: романтик отказывается от общепринятых шаблонов, традиционных норм.
Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
Для сравнения поэзии Александра Сергеевича в ранний период его творчества и во время реалистических настроений, рассмотрим особенности произведений с примерами. Характерные черты реализма:
Романтическая лирика Пушкина А. С.
Период пушкинского романтизма
Однако стоит отметить, что формально никакой ссылки не было. Пушкина официально просто перевели на новое место службы. Он был назначен служить в канцелярии генерал-лейтенанта Инзова, который находился в Екатеринославе. Сегодня это Днепропетровск. Заметим, что тогда это был небольшой городок, расположенный в значительном удалении от столицы. В сопроводительном письме подробно описывались все факты, в которых Пушкина считали виновным.
Неожиданно это письмо возымело обратный эффект. Дело в том, что Инзов отличался человеколюбием. У него был даже орден Почетного легиона за гуманное обращение с военнопленными во время Отечественной войны 1812 года. К тому же он имел продвинутые взгляды, например, увлекался масонством. Так что опальный поэт пришелся ко двору. Инзов взял над ним опеку.
Пушкин меняется
В дороге до Екатеринослава у Пушкина было достаточно времени, чтобы обдумать свое положение, а также то, каким должно быть его творчество. Стоит отметить, что на юг России прибыл сильно изменившийся поэт, настроение и его психологический облик серьезно переменились. Самое главное, он стал намного сдержаннее и ответственнее.
Отныне Пушкин для себя определил, что его жизнь неразрывно связана с поэзией. Его стихи непосредственно влияют на его судьбу, а он должен нести полную ответственность за каждое написанное слово.
Как раз это мироощущение и было романтическим, так и формировалась романтическая лирика Пушкина.
Романтический тип
Проходят романтическую лирику Пушкина на уроках в 10 классе. Чтобы с ней разобраться, определимся с самой сутью романтического типа. Она заключается в возвышенной культуре чувств и сердечных переживаний автора и его лирического героя, а если быть точнее, в способности осознавать и улавливать тончайшие, практически неуловимые оттенки чувств и использовать разные типы поведения, ориентируясь на классических романтических героев. Для современников Пушкина ими были страдающий юный Вертер Гете, неистовый любовник Дон-Жуан, мрачный и суровый Демон.
Такие роли романтик не только выбирает для себя, но и раздает всем окружающим. Также для романтиков присуще ощущение второй реальности. Например, в обычный день человек может ходить на самую банальную и скучную работу, решать прагматичные вопросы пропитания и своего благосостояния, а параллельно жить в мире, в котором он будет особым избранником, которого не понимают окружающие, в строгом уединении посвящать себя сложным вопросам смысла жизни.
Формы романтического поведения
В жизни и творчестве романтическое поведение может принимать различные формы и виды. К примеру, от ощущения одиночества и разочарованности в себе может возникнуть желание странствовать, либо грустить о потерянной Родине, утраченной любви или старой дружбе.
Во времена Пушкина такое состояние души было в моде. Поэтому романтическая лирика Пушкина во многом на ней и основывается.
На Кавказе
Интересно, что в свой первый приезд Пушкин провел совсем немного времени в Екатеринославе. Даже не успев приступить к своим обязанностям, он искупался в Днепре и сильно простудился. Инзов разрешил ему уехать на два месяца лечиться на Кавказ.
Обратно Пушкин ехал на лошадях, посетив заодно Крым. Причем приезжать ему предстояло уже не в Екатеринослав, а в Кишинев, куда переехала канцелярия Инзова. Именно в этом городе поэт провел большую часть своей ссылки, которая стала заметным этапом в его творческой карьере.
Крымский период
Большую роль в творчестве поэта имело и то время, которое он провел в Крыму. Хоть это и были всего несколько недель, но именно здесь родились и развились поэтические замыслы Пушкина. Большое впечатление на него произвели крымские и кавказские пейзажи. Они дали наглядный материал для романтической лирики Пушкина. В 10 классе ее подробно изучают.
В сочинении о романтической лирике Пушкина стоит отметить, что особым романтическим миром для него стал Кавказ. Чужая речь и нравы горцев сильно его заинтересовали. Романтическому мироощущению поэта способствовало то, что он поселился на отшибе, жил в полуразрушенном доме, вокруг были только пустыри и заросли виноградника.
Все это соответствовало его образу беглеца и добровольного изгнанника, которым он себя в то время ощущал. Примерами романтической лирики Пушкина являются поэмы «Братья-разбойники», «Кавказский пленник», «Гавриилиада», а также стихотворения «К Чаадаеву», » К Овидию», «Кинжал», «Черная шаль», «Наполеон». Они объединены единой темой автора-беглеца.
Поэтическая биография
Особенностями романтической лирики Пушкина является то, что поэт создал себе за это время новую, поэтическую биографию.
Здесь важную роль сыграл его образ романтического героя. В него входило и понятие потаенной любви. Например, поэт в письме к Бестужеву пишет о стихотворении «Редеет облаков летучая гряда. «. По этому поводу поэт будто бы расстраивается, что стихотворение может прочитать его тайная возлюбленная, которая может обидеться из-за этого. При этом исследователи установили, что в то время никакой тайной женщины у Пушкина не было.
В то время, помимо роли романтического героя, Пушкину приходилось переносить еще одну тяжелую житейскую реальность. Он остро нуждался в деньгах. Поэтому ему постоянно приходилось искать взаимовыгодные отношения с издателями. Когда он был в Модавии, там начали бурлить политические события, Пушкину удалось их увидеть в реальности, а не в придуманном мире.
Пушкин в центре восстания
В самом начале 1821 года восстание вспыхнуло в турецкой части Молдавии. Им руководил Тудор Владимиреску. На помощь активно стали призывать греков Оттоманской империи.
Пушкин оказался в самой гуще событий. Он видел революционный энтузиазм, раскол среди восставших, стал свидетелем жестких взаимоотношений между предводителями восстания, а также между русской армией и тайными политическими обществами.
Особое внимание на уроках в 10 классе о романтической лирике Пушкина уделяют тому, как он строит свою личность, примеряя всевозможные романтические роли. Но полностью не отдается он ни одной из них.
Стоит отметить, что сохранить свою жизненную позицию поэту оказывается совсем непросто. Ведь он занимал совсем невысокий пост, имея только чин коллежского секретаря. А жить в достатке в такой ситуации в обществе, где все определяется чинами, человеку без средств было очень непросто. Поэтому Пушкин был постоянно погружен в финансовые заботы, его достоинство подвергалось практически ежедневным искушениям. Ему предстояло всего самому добиваться в этой жизни, не имея протекции, связей, чинов и большого состояния.
В тяжелые минуты Пушкин часто вспоминал слова Чаадаева. Именно этот его товарищ сумел внушить поэту глубокую веру в собственное достоинство. В этом, по мнению большинства исследователей, причина такого большого количества дуэлей, которые Пушкин регулярно назначал в Кишиневе. Он тщательно охранял от окружающих собственное «самостояние». Оно, как отметил поэт в одном из своих стихотворений, было залогом величия человека.
Обращение к декабристам
Одесский период
Даже говоря кратко о романтической лирике Пушкина, нужно обязательно упомянуть одесский период. Это был один из самых сложных этапов в его жизни и творчестве. Здесь он столкнулся с большим количеством противоречий.
С одной стороны, вольный портовый город, наполненный большим количеством соблазнов. С другой стороны, недавний разгром кишиневского кружка сулил вероятными доносами. Во время пребывания в Одессе поэт часто писал мрачные стихотворения. Романтическая лирика Пушкина этого периода основывалась на произведениях «Демон», «Свободы сеятель пустынный. «, «Зачем ты послан был и кто тебя послал. «, «Недвижмый страж на царственном пороге. «.
Пожалуй, самым известным увлечением Пушкина была Анна Керн. Ее портрет представлен выше. Эта женщина была для него Музой, благодаря которой родилось много чудесных стихотворений. Одно из них «Я помню чудное мгновенье».
В своем романтическом мироощущении Пушкин идеализировал всех женщин, которые его окружали. Была у него еще одна любовь. Ее звали Амалия Ризнич. В 20 лет он вышла замуж на крупного одесского коммерсанта. Была красива, экстравагантна, но ее ждала трагическая судьба. В 1825 году она умерла в Италии в полной нищете.
На 7 лет старше Пушкина была жена его непосредственного начальника Елизавета Воронцова. С ней у него тоже были романтические отношения. Эти отношения стали причиной для ревности со стороны Воронцова. Для Пушкина это обернулось сложностями на службе. Он даже просит об отставке, что по нравам того времени для опального чиновника было равносильно наглой дерзости и даже мятежу.
Только в 1824 году Пушкина увольняют со службы по приказу самого императора. Его направляют на новое место ссылки. На этот раз в псковское село Михайловское, в котором поэт проводит следующие несколько лет.
1 августа 1824 года Пушкин покидает Одессу. На этом заканчивается его Южная ссылка.
Исследователи относят к романтической лирике Пушкина стихи, написанные поэтом за этот период. Это крымский цикл элегий, в который, помимо уже известного нам «Погасло дневное светило. «, вошли «Редеет облаков летучая гряда. «, «Мой друг, забыты мной следы минувших лет. «, «Кто видел край, где роскошью природы. «, «Простишь ли мне ревнивые мечты. «, «К морю», «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла. «.
Кстати, элегия является одним из самых удачных жанров для выражения всей полноты романтического мироощущения лирического героя. Здесь часто используется образ тоскующего и страдающего беглеца, который навсегда покинул родные места. В этих произведениях Пушкин проявляет свое блестящее владение стилем романтической поэзии. В этих элегиях проявляются и его индивидуальные особенности. К ним относятся романтическим мотивы и образы, которые не являются у поэта литературной условностью. Они в точности соответствуют окружающего миру автора, обладают документальной достоверностью, соотносятся с реальными событиями, происходившими в жизни поэта.
У Пушкина лирический герой часто оказывается в классических романтических местах, в которых человек всегда находится практически на краю гибели. Это скалы, неспокойное море, шквальный ветер. У поэта все эти образы обладают удивительной реалистичностью, читатель как будто начинает их ощущать.
Отличительные черты пушкинского романтизма
Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма.
“Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, – писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения Онегина”, написанной в 1826 году, Пушкин, “цитируя” унылые предсмертные стихи Ленского, замечал:
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
Разъяснение этому ироническому замечанию поэт дал немного позднее, в 30-е годы, заявив, что романтическая
Более того, он утверждал, что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин с презрением и осуждением относился ко всем литературным канонам. Отсюда и его слова, высказанные в послании
И, наоборот, причислял к романтикам Данте, Шекспира, Сервантеса, Гете.
Что касается романтического героя Пушкина, то он отнюдь не уныл и не разочарован. Скорее наоборот: романтическому герою поэта чужды эти чувства, ему свойственны бурные страсти и необыкновенные приключения.
Необыкновенное в человеке, в природе, в форме произведения – вот главные темы, проблемы и принципы пушкинского романтизма. Отсюда и необыкновенные картины природы в его произведениях: молдавские степи, морские пейзажи Крыма. Пушкину было свойственно описание жизни и быта “необыкновенных” народов: крымских татар, цыган.
В романтических произведениях Пушкин противопоставлял унылой, однообразной действительности яркие разнообразные образы. Этим самым он, по всей видимости, хотел удалиться от повседневности.
От того, что больше всего Пушкина занимало необыкновенное в человеке, он обратился к проблеме человеческих страстей.
Именно изображение необыкновенных страстей определяло собой все элементы идейно-художественной структуры романтических произведений Пушкина, отделяя его романтизм от других видов романтизма первой четверти XIX века.
Related posts:
Взгляды Пушкина на романтизм.
Романтизм в творчестве А.С. Пушкина
2.Взгляды А.С. Пушкина на романтизм.
а) Обращение А.С. Пушкина к классической мифологии.
б) “Человеческая свобода” и “мелкость общественных верхов”.
в) “Бесстрастие” и “огненная страсть”.
г) “ Образ нации” в лирике Пушкина.
д) “ Морские пейзажи”.
2. Романтическая поэма А.С. Пушкина
а) Пленник- психологический портрет
в) Душевная охладелость героя.
г) Тема “огня” и “холода”.
д) Ревность и душевный героизм Черкешенки.
е) Общее значение поэмы.
Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу.
а) Содержательный романтический мир страстей.
б) “Солнце нашей поэзии закатилось!”
Что такое романтизм.
Когда нечаянно пройдет передо мной
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять ее на радость и на счастье,
И сердцем ей желать все блага жизни сей,
Взгляды Пушкина на романтизм.
Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: “Сколько я ни читал о романтизме, все не то.”[5]
Так он писал темно и вяло
Хоть романтизма тут нимало
Романтическая лирика
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
На утренней заре я видел нереиду.
Над ясной влагою полубогиня грудь
Он не хранил в своём запасе
Глубоких замыслов и дум ;
Душой не слишком был отважен ;
Постыли мне все девы мира ;
Меж ними никогда мой взор
Не выбирал себе подруги,
( Рассказ старого цыгана).
В “Сожженном письме” Пушкин пишет :
Свершилось! Тёмные свернулися листы ;
На лёгком пепле их заветные черты
Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною
Во тьме твои глаза блистают предо мною.
Такое же, только смягчённое видение-воспоминание есть в знаменитом стихотворении “К ***”. Поэт тоже видит лицо любимой женщины и слышит её голос :
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
. по горе теперь идёт она
К берегам, потопленным шумящими волнами;
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
Никто её колен в забвенье не целует;
Одна. ничьим устам она не предаёт
Никто её любви небесной не достоин.
Всё это необыкновенно сильно.
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесного дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Земли полуденной волшебные края ;
С волненьем и тоской туда стремлюся я ;
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает ;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.
Покинул он родной предел
И в край далёкий полетел
С весёлым призраком свободы.
Ещё искал в пустынном мире.
Затмилась перед ним природа.
Бесценных дней не трать со мною;
Другого юношу зови.
Его любовь тебе заменит
Моей души печальный хлад.
Как тяжко мёртвыми устами
Живым лобзаньям отвечать
Улыбкой хладною встречать!
Охолодев к мечтам и мире
Твой гордый идол обнимал.
Где бурной жизнью погубил
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.
Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием “огненных” душевных переживаний героини:
Развесели свой взгляд унылый,
Склонись главой ко мне на грудь,
Скрываться рада я в пустыне
Надежды призрак улетел ;
Для нежных чувств окаменел.
Казалось, будто дева шла
С тобою буду каждый час.
Дай руку мне. в последний раз.
Общее значение “Кавказского пленника” было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.
Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи:
Мой прах переживёт и тленья убежит.
И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение.
1. Письма Н.М. Языкова к родным. С.П.б, 1913г.
2. Сборник ответов на вопросы по литературоведению (IV Международный съезд славистов. Сов. комитет славистов). М., 1958г.
3. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-ая половина). 3-е изд. М., 1970г.
4. Ребякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. М., 1977г.
5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 245.
6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XII, с. 179.
7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 57.
8. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 102.
9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 225.
10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. III, с. 52.
1. Волков Генрих. Мир Пушкина. М. “Молодая Гвардия”, 1989г.
2. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М. “Просвещение”, 1980г.
3. А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. М. “Художественная литература”, 1985г.
Пушкин и романтизм
Творчество Пушкина-романтика необходимо рассматривать в тесной связи с особенностями русского романтизма как литературного направления.Такой подход представляется актуальным прежде всего потому, что за последнее время резко возрос интерес к специфике национальных литератур, их исторических путей судеб. Во-вторых, даже в лучших литературоведческих трудах посвященных романтическому творчеству Пушкина, вопрос о его национально-исторической характерности остается в тени, оказывается отодвинутым на второй план.
Между тем именно изучение пушкинского романтизма в типологическом аспекте позволяет полнее выявить его индивидуальные свойства, его внутреннее единство, уяснить его культурно-историческую специфику.
Конечно глубина и сила разочарования в жизни, которые обнаруживает русская поэзия 1810-1820-х годов, несравнимы с байроновским мироотрицанием. Белинский был совершенно прав, когда утверждал, что «добрый и невинный романтизм русский» столь же « похож на Байрона, сколько тень, отбрасываемая на солнце человеком, похожа на человека». По словам критика, русские романтики попросту не поняли великого английского поэта, «ни его идеала, ни его пафоса ни его гения, ни его кровавых слез, ни его безотрадного и гордого, на самом себе опершегося отчаяния, ни его души столько же нежной, кроткой и любящей, сколько мояучей непреклонной и великой. Он проклял настоящее и объявил ему войну непримиримую и вечную…».
Чисто просветительский взгляд на мир сохранялся у Пушкина не так уж долго, хотя влияние Просвещения ощущается на протяжении всей его жизни.
Бурное увлечение романтизмом (и прежде всего — Байроном), совпадающее с началом южной ссылки, существенно изменило и осложнило его эстетическое и философско-историческое представление о мире. Это было именно увлечение, так как в глубине своего творческого существа Пушкин никогда не был романтиком, а скорее лишь «отдал дань» романтическому направлению.
Романтизм был не только литературным явлением. Он стал знамением и символом, душой и психологией, модой и костюмом времени: новое направление в литературе дало имя целой эпохе в духовной жизни Европы, в искусстве и в философии, в социологии и в истории, в филологии и в политической экономии; смена литературных направлений в глазах современников и потомков приобрела значение всемирно-исторического перелома. Это был новый этап все того же кризиса, открывшийся в процесс Французской революции и подготовленный до того в книгах Руссо и других утопистов. Современники ошушали себя выражаясь словами Мюссе) в «промежутке между ночью и днем». Время сознавало себя больным. «Болезнь нашего века происходит от двух причин: народ, прошедший через 1793 и 1814 годы, носит в сердце две раны. Все то, что было, уже прошло. Все то что будет, ете не наступило» : Романтизм и был болезнью века. Недаром обращение Пушкина к романтизму было отмечено внезапным появлением в его творчестве мотивов разочарования в жизни, бегства от друзей и возлюбленных. Так первой «морской элегией» открылся романтгический период в творчестве Пушкина. Спустя немногим более четырех лет вторая «морская элегия» ознаменует его конец. Но в поэтическом творчестве ссылка, изгнание трансформированы Пушкиным в добровольный акт поэта, порывающего со своими друзьями, покидающего свой привычный и родной мир в силу каких-то внутренних побуждений:
Таким образом, не так-то просто объяснить ссылкой и поездкой по Кавказу и Крыму с Раевскими сдвиг в его творчестве в середине 1820 годов. Романтизм настиг Пушкина на юге, и южные впечатления и темы очень удачно «вписались» в его новую творческую программу, но можно с полной уверенностью сказать, что переход к романтизму произошел бы и на севере, если бы никакой ссылки и не было. «Морская элегия» была манифестом пушкинского романтизма, и влияние на нее Байрона, в частности знаменитой «Песни Чайльд-Гарольда», было куда значительнее влияния морской прогулки в обществе Раевских. В первых публикациях элегия сопровождалась подзаголовком: «Подражание Байрону».
Романтизм был болезнью, и муза Пушкина на какой-то срок оказалась больна «мировой скорбью». Глубинным смыслом романтического богоборчества было отрицание разумности и благости всего Божьего творения, в том числе и человека как создания несовершенного, хотя бы уж по причине его смертности, а также очевидной нравственной дисгармонии (бьггь может, смертностью предопределенной). «Творенье не годится никуда» —эти слова Мефистофеля можно было бы поставит эпиграфом к главе о романтизме в духовной истории Европы.
В самом общем виде две основные проблемы романтизма можно определить двумя словами: лицо и народ. Проблема лица предстала в романтизме как проблема личности в ее трагической противопоставленности обществу, вне которого личность не может существовать и в котором личность не может или не хочет по тем или иным причинам ужиться. Эта неустроенность лица в новом мире становится инвариантной коллизией большинства не только романтических, но и реалистических поэм и романов XIХ века от «Паломничества Чайльд-Гарольда» до мопасановской «Жизни». В русской литературе эта коллизия первые была найдена и выражена в специфически русском варианте Пушкиным в теме «героя времени», составляющей главный предмет его эпического творчества 20-х годов, — в «Кавказском пленнике», «Цыганах», «Евгении Онегине». Содержание понятия «народ» тоже чрезвычайно изменилось ко времени романтизма в Европе по сравнению с предшествующим периодом. Если «лицо» стало «личностью», то «народ» стал теперь нацией, и впервые возникшая в европейской литературе проблема «народности» была романтиками поставлена как проблема «национальности» в ее неповторимом метафизическом и историческом своеобразии, которое, по убеждению романтиков, непременно должно выражаться и выражается в неповторимом эстетическом национальном своеобразии.
Отсюда можно было сделать выводы самые различные: можно было замкнуться в гордом и исполнен-ном отчаяния романтическом одиночестве, можно — отречься от вольнолюбивых идеалов; можно «переориентироваться» на народное представление о «воле», надеяться на разбойничьи традиции в русской истории, на смуту; можно было надеяться «поднять» народ до своего политического сознания и т. д. и т.п. В русской общественной мысли и в русском общественном движении последующих лет мы найдем все перечисленные разновидности решения проблемы, возникшей перед «сеятелем свободы». У Пушкина на его дальнейшем пути в сущности не оказалось попутчиков и единомышленников. Отсюда и до конца дней своих он в каком-то смысле был обречен на одиночество—идти своим путем, никем не разделяемым, никем не понимаемым. Кризис политического сознания немедленно отозвался на всех других уровнях творческого мышления Пушкина — в пессимизме философском («Демон», «Телега жизни»), в элегической интерпретации любовной темы («Все кончено, меж нами связи нет»), в разочаровании даже в дружбе («Коварство», «Дружба»), что для Пушкина можно считать признаком самого глубокого отчаяния.
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны.
Так в Михайловском, «в глуши забытого селения», вдали от друзей-единомышленников, от европейской Одессы, постепенно проходит кризис; скрытая духовная работа: «сердечный жар, так долго усыпленный», прорывается вовне, обнаруживается в новом поэтическом подъеме. «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить», — пишет Пушкин летом 1825 года, в разгар работы над «Борисом Годуновым».
© Макс Гончаров, 2004—2009
Литература :
1. Г. Лесскис «Пушкинский путь в русской литературе». М., 1993
2. А. М. Гуревич «Романтизм Пушкина». М., 1993
3. А. И. Горшков «Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С. Пушкин в истории русского языка». М., 1993