В чем вы видите причину влияния поэмы на всю последующую татарскую литературу
Урок по татарской литературе
Разделы: Литература
Цель урока:
Четырем учащимся заранее дается задание – прочитать отрывки из поэм Мухаммедьяра и заучить наизусть понравившиеся стихи.
Ход урока.
I. Актуализация прежних знаний.
Путешествие по векам: компьютерная презентация.
3 слайд. Золотая Орда
Вспомните поэтов этого века?
— Котб
— Махмуд Болгарии
— Саиф Сараи.
Хорошо, спасибо.
4 слайд. Казань XV- XVI в. Поэты?
1-й ученик. Идея справедливости, верного служения народу и любовь к прстому человеку проходит через все произведение. Беседуя со своим сердцем, поэт пишет:
— Ты знаешь помыслы мои, всеправый,
Наставь меня на путь добра и славы,
Хочу достичь я в слове торжества,
Чтоб возлюбил народ мои слова.
Следуя своему жизненному кредо, Мухаммедьяр, как заступник интересов демократических слоев населения, выступает с гуманным требованием облегчить тяжелую участь простого народа, осуждает социальный гнет, несправедливость и беззаконие.
Учитель. Вторая поэма «Нур- и Содур» («Свет сердец») была закончена 15 мая 1542 года. То есть 460 лет тому назад в городе Булгаре, где Мухаммедъяр находился в изгнании за свои убеждения. Поэма была обнаружена в 1940 году в Казани писателем Наки Исанбетом.
2—й ученик. В поэме «Нур- и Содур» Махмуд Хаджи углы выражает беспокойство за судьбу народа, страны:
— Неверие не разрушит государства,
А от гнета развалится страна,
Неверие и неверующий лишь себе вредит,
А гнет делает невыносимым положение страны.
Учитель. Для того чтобы страна была сильной и цветущей, и не было в ней насилия, государство по Мухаммедъяру должно быть основано на принципах справедливости. Это созвучно идеям итальянского гуманиста Салютати, который считал, что никакое общество не может существовать без справедливости. Это созвучно идеям итальянского гуманиста Салютати, который считал, что никакое общество не может существовать без справедливости. Мухаммедъяр, так же как и итальянский гуманист, поднял в своих произведениях и раскрыл в художественных образах насущные вопросы и передовые идеи своей эпохи.
Утопические представления хорошо прослеживаются во взглядах современника Мухаммедъяра прогрессивного китайского мыслителя Хэ Синьиня (1517- 1579 гг.). Он был одним из представителей возникшей в XVI веке в Китае “еретической тайчңоуской школы”, в которой развивались идеи равенства, ликвидации социального гнета, уравнительного распределения, критического отношения к нормам конфуцианской морали.
Идеальное общество, созданное в фантастических картинах Мухаммедъяра, имеет себе аналог и в корейской утопической мысли. Исследователь А.М.Ушаков указывает на то, что она выдержана в духе европейских теоретических утопий, хотя нет никаких оснований предпологать какое- либо слияние или заимствование. Перед нами предстает подобно идеальному обществу (царству) во главе с правителем Ануширваном в картинах Мухаммедъяра «островная» утопия корейского автора Хо Гюна (1569-1618 гг.). Изображение утопического идейного королевства на острове Юльда вызвало настолько сильный резонанс в стране, что конфуцианское правительство поспешило казнить автора.
Как представляется важным, память о великом поэте- гуманисте Мухаммедъяре должна быть увековечена в памятнике и в названии одной из центральных улиц города Казани. Например, такой улицей могла бы стать улица Баумана, бывшая проломная.
— Смелей твори добро, придет пора
И ты узнаешь тоже вкус добра.
Ты совершай добро – в нем польза есть,
Кто зло творит, того настигнет месть,
Тому дай руку, кто устал в борьбе.
Когда- нибудь он руку даст тебе.
Учитель: Стоит уровнять имущественное положение сограждан, считает Мухаммедъяр, как мир и согласие воцарятся в государстве. В своих утопических мечтаниях поэт не одинок. Аналогичную идею о равенстве выдвигал в то время крупный представитель еретической школы России XVI века Феодосий Косой, произведения которого, к сожалению, до нас не дошли. О них можно судить по сохранившимся сочинениям его идейного противника Зиновия Отенского.
Мухаммедъяр жил и творил в сложное и тяжелое для народа время, когда произвол и тирания казанских ханов и феодалов были беспредельны, но, с другой стороны, также не было предела народному возмущению против жестокой эксплуатации. И Мухаммедъяр, критикуя пороки представителей господствующих слоев города и деревни, выступает с гуманными требованиями об облегчении тяжелой участи простого народа. Он славит простого человека, человека труда, воспевает его разум и благородство, его моральную чистоту и человечность.
4-й ученик. По представлению Мухаммедъяра, Человек- это высшее создание, наделенное разумом и способностью, который призван нести людям пользу, а не страдания:
— Мы знаем: трудно говорить стихами.
Труднее спрятать внутреннее пламя.
Как много тех, чья речь нам дорога,
Ушли, речей рассыпав жемчуга!
Ушли и те, чья ныла боль немая.
Ушли, бесценный слов не понимая.
Хотя Мухаммедъяру и Петрарке не удается избавиться от противоречий при показе взаимоотношений судьбы и добродетеля, поставленная ими тема борьбы добродетелей с судьбой была громадным шагом в период раскрепощения средневековой личности.
III. Итог урока.
Подведем итоги. 5 слайд. Вопросы:
— Каково ваше первое впечатление о поэте?
— Что вы можете сказать о Мухаммедъяре?>
— Каким он запомнился?
Ученик: Мухаммедьяр, как заступник интересов демократических слоев населения, выступает с гуманным требованием облегчить тяжелую участь простого народа.
Ученик: Для того чтобы страна была сильной и цветущей, и не было в ней насилия, государство по Мухаммедъяру должно быть основано на принципах справедливости.
Ученик: В своих утопических мечтаниях поэт не одинок. Аналогичную идею о равенстве выдвигал в то время крупный представитель еретической школы России XVI века Феодосий Косой, произведения которого, к сожалению, до нас не дошли. О них можно судить по сохранившимся сочинениям его идейного противника Зиновия Отенского.
Ученик: И Мухаммедъяр, критикуя пороки представителей господствующих слоев города и деревни, выступает с гуманными требованиями об облегчении тяжелой участи простого народа. Он славит простого человека, человека труда, воспевает его разум и благородство, его моральную чистоту и человечность.
Развивая передовые идеи средневекового гуманизма, Мухаммедъяр является новатором в том, что он широко использует богатые возможности общенародного языка, подняв его значение и авторитет. Он был горячим поборником поэзии, которая должна служить целям и интересам народа и приносить ему пользу.
Величие Мухаммедъяра в том, что он выступал с идеей, хотя и утопической, о переустройстве общества на принципах справедливости, призывая избавиться этим путем от нищеты, гнета и несправедливости и сделать всех счастливыми.
IV. Домашнее задание.
Прочитать поэмы Мухаммедъяра «Тухфа-и мардан» («Дар мужей») и «Нур-и Cодур» («Свет сердец») и заучить наизусть понравившиеся отрывки.
Трансформация коранического сюжета об Иосифе Прекрасном в поэме Кул Гали «Кысса-и Йусуф»: «Сказание об Йусуфе» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Шаряфетдинов, Рамиль Хайдярович
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шаряфетдинов, Рамиль Хайдярович
Глава 1. Историография обращения к сюжету об Иосифе Прекрасном
1.1. Историография обращения к сюжету в мировой литературе.
1.2. Сюжет об Иосифе Прекрасном в кораническом тексте в контексте мировых религиозных систем.
1.3. Проблема исследования сюжета в научной литературе.
Глава 2. Кул Гали и своеобразие его поэмы
2.1. Автор и время написания поэмы.
2.2. Жанрово-структурное своеобразие поэмы.
2.3. Детали фольклорно-доисламского характера.
2.4. Исламский мир в лексике поэмы.
2.5. Трансформация образа Иосифа Прекрасного в системе образов поэмы «Кысса-и Йусуф».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Труды Табари как древнейший источник средневековой татарской литературы, XIII-XIU вв.: Трактовка персонажей 2000 год, кандидат филологических наук Ахунов, Азат Марсович
Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья 2000 год, доктор педагогических наук Маликов, Рустам Шайдуллович
Башкирский фольклор в литературе XIII-XIX веков: творческое освоение его мотивов, сюжетов, образов, традиций в башкирской литературе и произведениях русских писателей XIX в. 2013 год, доктор филологических наук Хуббитдинова, Нэркэс Ахметовна
Гуманистическая народная педагогика как основа художественно-дидактических произведений тюрко-татарских мыслителей средневековья 2003 год, кандидат педагогических наук Иванова, Лилия Фатыховна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация коранического сюжета об Иосифе Прекрасном в поэме Кул Гали «Кысса-и Йусуф»: «Сказание об Йусуфе»»
История Иосифа Прекрасного известна не только в восточных литературах, что в большинстве случаев неразрывно связано с коранической культурой, но и в литературах, сформированных в ветхозаветной традиции.
Несмотря на то, что в литературах Востока насчитывается более ста пятидесяти известных произведений на тему об Йусуфе, «Кысса-и Йусуф» — произведение не только оригинальное, самобытное, но открывшее новую страницу в истории литератур тюркоязычных народов раннего Средневековья, что выражалось в появлении светских элементов, не характерных для средневековых тюркоязычных литератур (в отличие от проповедовавшегося в произведениях того периода аскетизма, в поэме Кул Гали отчетливо присутствует тема земной любви Йусуфа и Зулейхи).
Как отмечает Н.С. Хисамов: «Изучение средневековых литературных памятников никогда не будет полным и надежным, если вопрос источников останется вне поля зрения»2. В контексте нашей работы важно то, что сущность и содержание литературных источников, созданных мусульманскими авторами, сводились к изучению самих текстов на основе переводов, без
Актуальность исследования определяется отсутствием детального анализа поэмы, выделяющего доисламские и фольклорные, религиозные (ко-ранические) ее черты и новаторство Кул Гали; недостаточной изученностью трансформации коранического сюжета об Иосифе Прекрасном в поэме «Кысса-и Йусуф» в контексте культурных и гуманистических ценностей татарского народа; необходимостью современного научного компаративного подхода к изучению сюжета в фольклорных и авторских произведениях мировой литературы, основывающихся на сакральных текстах мировых религий; необходимостью глубокого исследования художественной культуры народов, исповедующих ислам, как уникального национального мира и неотъемлемой сферы культуры народов России.
Цель исследования: выявление новаторства поэмы Кул Гали в трансформации мифа об Иосифе Прекрасном в общем контексте литературных, фольклорных и религиозных источников.
В соответствии с данной целью в диссертации ставятся следующие задачи:
5 Миннегулов X. Ю. Болгар чоры язма мэдэнияте // Казан: Мирас.- 1993.- № 5-6.
6 Халиков А.Х. Беренче дэулэт. Болгар иле // Казан:Татаркитнэшр.,1992.
7 Хисамов Н.Ш. Поэма «Кысса-и Йусуф» Кул Али. Анализ источников сюжета и авторского творчества.-М.: Наука, 1979; Сюжет Йусуфа и Зулейхи в средневековой тюркско-татарской поэзии XIII- XV вв. (Проблема версий)- Казань: ГУП ПИК «Идел-Пресс», 2001.
8 Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали.-Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1988.
9 Татар эдэбияте тарихы: 6 т.- Казан: Таткитнэшр., 1984,- 1 т.: Уртагасырлар дэвере.
Игнатий, Исаак Сирский; Йусуф Али, Кутб, Дариабади, Осман Нури Топ-баш11 и другие.
Крупным пластом в изучении тюркской культуры, первоистоков татар явились труды таких представителей казанской исторической школы, как М.З. Закиев, И.Р. Тагиров, А.Х. Халиков, С.Х. Алишев, Р.Г. Фахрутдинов, А.Г. Мухаммадиев, М.А. Усманов, Д.М. Исхаков, Ф.Ш. Хузин, И.Л. Измайлов, Я.Ш. Шарапов, Д.К. Сабирова, С.М. Михайлова, О.Н. Коршунова, Г.М. Давлетшин12.
В определении древних корней татарского фольклора особенно важными являются работы Н.С. Исанбета, Ф.И. Урманчеева13, X. Махмутова14, М.Х. Бакирова. Другая область изучения — мифология, религии, мировоззрения древних племен и народов, основанная на трудах С.Г. Кляшторного15, JI.H. Гумилева16, И.В. Стеблевой17, Л.П. Потапова18, М.Х. Бакирова19 и других.
Особое место занимают исследования, посвященные исламу как фактору мощного социокультурного влияния, которые условно можно разделить на три группы. К первой группе относятся исследования, рассматривающие ислам в рамках определенного исторического периода (работы Г.А.
11 Топбаш Осман Нури. История пророков. М.: Издательская группа «САД», 2006.
13 Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа,- Казань: Таткнигоиздат, 1984.
14 Мэхмутов Х.Ш. Борынгылар эйткэн сузлэр (VIII-XVII йез теркитатар ядкэрлэрендэ афоризмнар).- Казан: Фикер, 2002.
16 Гумилев Л.Н. Древние тюрки,- М., 1993.
17 Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы// Тюркологический сборник- 1971.- М., 1972.
18 Потапов Л.П. Алтайский шаманизм,- Л.: Наука, 1991.
19 Бакиров М.Х. Шигърият бишеге: гомумтерки поэзиясенен ярылуы Ьэм ин борынгы формалары,- Казан: Мэгариф, 2001.
20 Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические памятники,-М., 1966.
В исследовании применялись текстологический, сравнительно-исторический, сопоставительный и типологический методы в сочетании с культурологическим и этнографическим подходами, что адекватно междисциплинарному характеру работы.
Научная новизна работы заключается в многоаспектном анализе поэмы Кул Гали «Кысса-и Иусуф» в сопоставлении интерпретаций сюжета об Иосифе Прекрасном в текстах Торы, Ветхого Завета, Корана, а также в контексте культурных и религиозных гуманистических ценностей татарского’ народа с выделением доисламских, фольклорных, религиозных (кораниче-ских) ее черт; в определении идейно-стилевого новаторства автора.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его целью, опытом разработки междисциплинарной методики анализа, адекватной целям и задачам диссертации. В ней наряду с традиционными филологически
22 Мухамедшина P.M. Татары.- М. Наука, 2001.
23 Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозная мысль в общемусульманском контексте.- Казань, 2002.
24 Татар эдэбияты тарихы: 6 т.- 1т.: Уртагасыр дэвере. Казан: Таткитнэшр., 1984.
25 ТаЬиржанов Г.Т. Тарихтан-эдэбиятка.- Казан: Таткитнэшр., 1986.
29 Янин В.Л. К проблеме интеграции в изучении вещественных письменных источников по истории русского Средневековья// История СССР. 1973.- №3. ми методами применяются культурологический, этнографический и аксиологический подходы.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения ее материалов, выводов и методики в дальнейшем изучении бытования сюжета об Иосифе Прекрасном в религиозных источниках, мировой литературе, творческом наследии Кул Гали, а также в использовании полученных результатов в вузовских и школьных курсах по истории литературы народов России, истории татарской литературы, в соответствующих спецкурсах и семинарах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сюжет об Иосифе Прекрасном является одним из уникальных трансрелигиозных мифов в произведениях мировой литературы, восходящих к религиозным источникам. Исходя из этого, считаем необходимым рассматривать бытование данного сюжета в произведениях мировой литературы как художественную реализацию культурного архетипа (Е.М. Мелетин-ский), а не только в контексте определенной религиозной системы.
3. По своему пафосу и художественному своеобразию поэма может быть рассмотрена не только как сказание, но и как произведение с отчетливо выраженной проповедческой и дидактической направленностью, характерной для литературы того периода.
4. В художественном воплощении сюжета об Иосифе Прекрасном особую роль играет символика, отражающая архаическое мировоззрение древних тюрков и их мифологическое сознание (символика чисел, солнца, луны, земли, мирового древа, могилы и т.д.).
5. Раскрытию исламского мира в поэме служит сакральная лексика поэмы (постулаты веры, ангелы и пророки, мусульманский лунный календарь, основы мусульманского права и идеологии, священные формулы речевого этикета и т.д.).
6. В соответствии с канонами тюркского Средневековья основными константами образа главного героя, являющегося носителем положительного начала в художественной системе Кул Гали, служат: внешние характеристики (красота, лучезарность); общечеловеческая культура героя (уважение к старшим, порядочность, честность); праведность (стойкость перед злом и предательством, смирение перед трудностями и лишениями жизни, боязнь греха и борьба с ним); чудесные способности праведника (пророка): ис
30 Данная проблематика достаточно подробно изложена в трудах исследователей (к примеру, в трудах Н.Ш. Хисамова, А.Т. Тагирджанова, A.M. Ахунова) и в конкретизации не нуждается. толкование снов, благодать жизни героя и его молитвы (в том числе и за других людей), благодать тела праведника после его смерти; природный ум и образованность героя.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Проверьте себя
В чём особенность первых впечатлений детства Лермонтова? Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в его жизни и творчестве?
Самые первые, а потому и самые прочные впечатления — это скромный прелестный пейзаж Пензенской губернии, первые воспоминания — русские песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Разине и Пугачёве.
Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью — виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Он рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи. Всё давалось ему легко. И всё же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом. Эти таланты помогли Лермонтову первому создать образ Ивана Грозного по народным песням..
2. Используя статью учебника и материалы биографических словарей, подготовьте сообщение о жизни поэта.
Жизнь поэта была, к сожалению, короткой, но полной впечатлений и событий. Детство его отличалось от других детей. Мать умерла, отец воспитанием не занимался. Всю жизнь с ним Лермонтовым была бабушка, которая и познакомила его с Кавказом.
Он поступает в пансион, затем в Московский университет. Там он знакомится с произведениями Рылеева и Пушкина. Несмотря на то, что эти авторы были “под запретом”.
Когда Лермонтов начал писать стихи, то многие не понимали их размеры и думали, что он заимствует их у Байрона.
Он погиб на дуэли, но есть мнение, что это было политическое убийство.
Размышляем о прочитанном
1. Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы, судьбы каких героев взволновали вас? Почему поэма названа Лермонтовым песней?
Мне стало грустно от гибели такого человека, как Калашников. Именно его судьба меня взволновала. Она названа Лермонтовской песней, потому что в ней есть элементы фольклора.
2. Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников?
Я представил картину пира так: сидит царь в золотом венце, все опричники вино пьют, царя славят. Кирибеевич в этом эпизоде был задумчив, сидел, опустив глаза. Лишь после того, как несколько раз глянул Грозный на любимого опричника, тот и поднял глаза.
В эпизоде кулачного боя царь был горделив, заносчивый, ждал тех, кто его повеселит, а он их наградит. Кирибеевич вышел и начал плохих бойцов задирать. А к нему вышел Калашников. По его внешнему виду и речи я сделал вывод, что купец не боится опричника, он готов умереть за правду.
3. В чём характер Алёны Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитревны, Калашникова, Кирибеевича характеризует каждого из них? Дайте устный ответ на эти вопросы, заранее выписав цитаты из текста «Песни. », которыми вы будете подтверждать свои мысли.
В данном произведении речь героев не характеризует героев, так как это лишь тип героев, за которыми стоят гусляры.
Творческое задание
По мнению учёных-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит
Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства — оскорбления жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому:
Я топор велю наточить-навострить.
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью.
Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?
Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
2. В. Г. Белинский так характеризовал трёх главных героев:
«Какая сильная, могучая натура! Её страсть — лава, её горесть тяжела и трудна. Вы видите, что любовь. — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!»
«. Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут. Есть души, лозунг которых — всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемнённой славы. »
К кому относится каждая характеристика? Совпадает ли она с авторским, народным и вашим отношением к героям? Подготовьте ответ-рассуждение на эту тему, обоснуйте свои выводы, подтвердите их цитатами из текста поэмы.
“Вот промолвил царь слово грозное, —
И очнулся тогда добрый молодец.”
Убийство Кирибеевича и есть подтверждение справедилвости поступка Калашникова. А вот что говорит сам купец про себя опричнику:
“И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного. ”
Слушаем актерское чтение
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
1. М. Ю. Лермонтов, подражая фольклорным произведениям, начинает «Песню. » с зачина. От чьего имени звучит зачин? К кому он обращён, к читателю или слушателю? Почему? Какое настроение создаёт у слушателя зачин песни, к чему готовит?
Зачин начинается с обращения к царю от народа. Но само произведение для слушателя, так как эта песня и ее должны напевать. Зачин создает приподнятое, веселое настроение и готовит к истории между царем, опричником и купцом.
2. Какие интонации преобладают в голосе народного артиста России Сергея Сазонтьева, читающего описание царского пира?
Артист читает эпизод пира с явным восхищением, ликованием.
3. Как актёру удаётся при чтении передать черты характера царя Ивана Грозного и молодого опричника Кирибеевича? Что в характерах этих персонажей подчёркивает актёр?
Черты героев артист передал с помощью интонации, напевности, ритмики. Он подчеркивает решительность и смелость.
4. Как Кирибеевич рассказывает о себе царю и как — красавице, которая на него смотрит? Как вы думаете, почему в этом разговоре актёр подчёркивает самовлюблённость Кирибеевича, его уязвлённое самолюбие?
Конечно, интонация различается. Кирибеевич разговаривает с царем уважительно, с некоторой боязнью, говорит о том, что ни одна девушка на него не глядит, вызывает чувство жалости. Красавице он рассказывает о себе дерзко и самовлюбленно. Актер подчеркивает эти качества, чтобы показать на что способен такой человек.
5. Как меняется характер чтения актёра, когда он переходит к описанию лавки и дома купца Степана Парамоновича Калашникова?
Актер снова читает ритмично, весело, задористо. Это передает решительный характер купца.
6. Какие качества характера Алёны Дмитревны удалось передать актёру при исполнении её рассказа мужу о том, что с нею произошло? Чем она была напугана, что терзало её душу?
То, что она любит своего мужа и ей было страшно и неприятно находится у Кирибеевича. Она не боялась ничего, кроме немилости мужа. Она была напугана тем, что платок и вода остались у нее. Алена Дмитревна переживала, что оскорбили ее честь и ее семьи. Она просила помощи у мужа, боялась остаться одна, так как кроме него у нее никого не осталось.
7. Какие чувства звучат в голосе актёра, читающего описание московского утра в день кулачного боя? В чём причина сложности, противоречивости этих чувств?
В голосе актера звучит серьезность и торжественность. Сложность в том, что эти чувства несопоставимы.
8. Какие черты характера Кирибеевича и Калашникова подчёркивает в своём чтении актёр, воспроизводя события, предшествующие началу боя?
Он показал Кирибеевича богатым, напыщенным, самолюбивым, хвастливым, а Калашникова верующим, уважающим окружающих.
9. Какие средства выразительного чтения делают столь эмоциональной сцену казни Степана Калашникова в исполнении актёра?
Повышенный тембр голоса, ударение.
10. Подготовьте выразительное чтение монолога одного из героев «Песни. »: царя Ивана Васильевича, Степана Парамоновича Калашникова, Алёны Дмитревны, опричника Кирибеевича. Постарайтесь в своём чтении выразить характер персонажа, его душевное состояние.
Слушаем актерское чтение
М. Ю. Лермонтов. «Молитва»
1. Как меняется настроение, эмоциональное состояние актрисы, читающей стихотворение?
Сначала настроение грустное, подавленное, а затем меняется чувство надежды на лучшее.
2. Помогает ли музыка Эдварда Грига глубже почувствовать содержание стихотворения? Какими эпитетами вы охарактеризовали бы музыку: грустная, скорбная, весёлая, светлая, нежная, радостная?
Музыка помогает почувствовать глубже это стихотворение. Я бы охарактеризовал ее как грустную, скорбную, нежную.
3. Как вы думаете, может ли грусть быть светлой? Переживали ли вы такое состояние? Когда?
Я считаю, что грусть может быть светлой. Я переживал такое состояние, когда мне было печально, но я верил в хороший исход.
4. Выучите стихотворение наизусть. Подготовьте его выразительное чтение, передавая движение чувств от грусти к тихой, светлой радости.
Слушаем актерское чтение
М. Ю. Лермонтов. «Ангел»
1. Как актриса средствами художественного чтения передаёт неземную возвышенность, одухотворенность видения летящего ангела, небесных звуков его песни?
Она передает эти чувства интонационно, то замедляясь, то ускоряясь, добавляя напевность и полушепот.
2. С грустными, печальными или просветлённо-радостными интонациями актриса читает строки о земной жизни души, слышавшей звуки ангельской песни? Согласны ли вы с актрисой? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на эти вопросы.
Актриса читает эти строки, используя просветленно-радостную интонацию. Я согласна с такой трактовкой, так как эти строки о мечтах ангела.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Слушаем актерское чтение
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива. »
1. В стихотворении «Ангел» юный поэт противопоставляет «скучные песни земли» «звукам небес». Услышали ли вы такое противопоставление в чтении стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. » народной артисткой России Алиной Покровской? Противопоставлены ли здесь звуки земли (шум леса, звуки ветерка, лепет родника) и видение Бога в небесах?
Да, я услышала такое противопоставление. Я считаю, что звуки земли противопоставлены видению Бога. Актриса подчеркивает это своей интонацией.
2. Первые три строфы стихотворения — однородные придаточные предложения, начинающиеся с союза «когда», актриса читает примерно с одной интонацией, со схожей эмоциональной окрашенностью. Права ли она, ведь, изображённые поэтом картины, так различны: «желтеющая нива» — осень, «ландыш серебристый» — весна? Обоснуйте свой ответ.
Актриса права, так как такое чтение держит читателя в напряжении. Он ожидает, что же будет после когда..
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Размышляем о прочитанном
1. Какие переживания, связанные с красотой природы, передаёт поэт в стихотворении «Ангел» (блаженство, полнота жизни)?
Это романтичное лирическое стихотворение рассказывает о печали душ на земле.
2. Какие чувства вызывает в поэте молитва («созвучье слов живых») в стихотворении «Молитва»?
Чувства светлой грусти и веры в силу молитвы.
3. Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива. » «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастливым?
Душа становится счастливей, когда видит Бога, т.е. оказывается на небесах.
Творческое задание
Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос, напишите сочинение-эссе «Мой Лермонтов».
Литература и другие виды искусства
Рассмотрите репродукцию портрета Лермонтова, фотографию памятника поэту, расскажите о своих впечатлениях. Какие ещё памятники Лермонтову вы видели? Расскажите о них.
Я был в Пятигорске и видел памятник у горы Машук. Лермонтов изображен в задумчивой позе, как будто мечтает о своем светлом будущем, о том, чему уже не суждено сбыться.
Обогащаем свою речь
1. Прочитайте начало «Песни. про купца Калашникова». На какие произведения фольклора похожи напевные интонации этого произведения? Характерны ли они для современной русской речи?
Напевные интонации характерны для былин. В современной речи такие обороты и фольклорные элементы не используются.
2. Как вы понимаете словосочетания: православный народ ею тешился; Опостыли мне кони лёгкие, / Опостыли наряды парчовые;Твоему горю пособить постараюся; Заря алая подымается; лепечет мне таинственную сагу; внимали той песне святой; есть сила благодатная?
«Православный народ ею тешился» — русский народ получал удовольствие, ему нравилось происходящее.
«Опостыли мне кони легкие, Опостыли наряды парчевые» — надоели, опротивели мне кони легкие (быстрые, лучшие), наряды парчовые (дорогие).
«Твоему горю пособить постараюся» — твоему горю помочь постараюсь.
«Заря алая подымается» — рассветает.
«Лепечет мне таинственную сагу» — тихо, неясно рассказывает мне таинственное сказание, легенду.
«Внимали той песне святой» — слушали с особым вниманием, проникновенно, заинтересованно ту песню святую.
«Есть сила благодатная» — есть живительная, благотворная сила.
Литература и изобразительное искусство
Среди иллюстраторов «Песни. про купца Калашникова» есть знаменитые художники (И. Билибин, В. Васнецов, Б. Кустодиев). Кто из них, по вашему мнению, вернее передал быт, одежду, характеры героев? Отличаются ли трактовки характеров героев «Песни. » в иллюстрациях художников?