В чем вы видите причины возрождения многопартийности в ссср
Возрождение российской многопартийности: предпосылки, исторические условия, последствия (1987–1999 гг.)
Особенности начального этапа возрождения многопартийности в России в условиях перестройки и раннего постсоветского общества. Организационно-правовое оформление партий и общественных объединений, их влияние на социально-экономическую политику государства.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.11.2018 |
Размер файла | 15,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.Allbest.ru/
Кафедра истории
Возрождение российской многопартийности: предпосылки, исторические условия, последствия (1987-1999 гг.)
Д.А. Ступаков, к.и.н. , доцент
В статье исследуются особенности начального этапа возрождения российской многопартийности в условиях «перестройки» и раннего постсоветского общества.
Ключевые слова: многопартийность, политическая система, избирательный процесс.
Stupakov D.A. The revival of Russian multi-party system: assumptions, historical conditions, consequences (1987-1999)
The article examines features of the initial phase of the revival of Russian multi-party system in the conditions of «perestroika» and early post-Soviet society.
Keywords: multi-party system, political system, electoral process.
Историческая эпоха конца 1980-1990 гг. выдалась насыщенной на политические события для России. Процесс формирования нового политического строя совпал с распадом Советского Союза и образованием на его месте целого ряда государственных образований. В обстановке сложного переходного периода, обострения системного кризиса, повлекшего за собой качественные изменения социальной структуры общества, закономерным стал факт возникновения многочисленных партий и общественных движений, отражавших интересы различных социальных слоев и групп общества.
Россия имеет не очень богатую историю многопартийности. Прошло около двадцати лет с момента создания в стране политических партий (небольшие неформальные политические организации существовали и раньше, но их нельзя называть политическими партиями в полном смысле слова). Ряд организаций объявили себя наследниками дореволюционных партий, однако ни одной из них не удалось приобрести значительный политический вес. Другие создавались как изначально новые.
Важным этапом процесса формирования многопартийной политической системы можно считать решение Третьего внеочередного Съезда народных депутатов СССР, прошедшего в марте 1990 г., который отменил статью 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе и принял Закон СССР «Об общественных объединениях». В Законе был закреплен принцип многопартийности в политической системе общества, партии, как и другие политические общественные объединения, через своих представителей, избранных в представительные органы власти, получали возможность участвовать в выработке политики государства. После съезда началась регистрация партий, общественных движений, клубов различной, нередко полярной социально-политической ориентации, численность которых быстро росла.
По результатам выборов декабря 1993 г. в Государственную Думу ФС РФ по партийным спискам смогли провести своих кандидатов лишь 8 партий и блоков из 13 допущенных Центральной избирательной комиссией к выборам [2]. К моменту выборов в Государственную Думу второго созыва (17 декабря 1995 г.) для большинства избирателей стало ясно, что властвующая элита и пропрезидентские партии оказались не в состоянии осуществлять эволюционный переход экономики к свободному рынку. Вместо обещанного прорыва к постиндустриальной экономике произошел откат к доиндустриальному, а по сути к полуколониальному типу развития России. Обнищание населения, рост безработицы, разгул преступности привели к резкому падению рейтинга реформаторов. В то же время в обществе усилилось влияние левых сил, особенно КПРФ и ее союзников. Симпатии избирателей фактически распределились между «партией власти» и оппозицией, состоящей в свою очередь из коммуно-патриотической и демократической частей (КПРФ и «Яблоко»). В итоге на выборах 1995 года 5-ти процентный барьер преодолели всего 4 партии из 43-х избирательных объединений и избирательных блоков, допущенных ЦИК РФ к выборам, причем среди депутатов новой Государственной Думы более чем в 3 раза возросло число депутатов от КПРФ, почти в 2 раза увеличилось число депутатов от «Яблока» [3].
Организационно-правовое оформление многопартийности в Российской Федерации обусловило участие партий и общественных объединений в парламентских выборах, расширило их возможности влиять на политику государства в ракурсе обострившихся социально-экономических проблем. Выборы Президента Российской Федерации 1996 г. окончательно закрепили в политической системе российского общества партии как один из основополагающих элементов. Из 11-ти зарегистрированных ЦИК РФ кандидатов на должность Президента РФ, 2 были выдвинуты непосредственно партиями (Жириновский и Явлинский), остальные, несмотря на свое выдвижение инициативными группами избирателей, или возглавляли партии, или пользовались активно их поддержкой [4].
Существенную роль российские политические партии сыграли и в прошедших в 2000 г. выборах Президента Российской Федерации. Каждый из 12 кандидатов на должность Президента РФ использовал в своей избирательной кампании действующие в стране политические партии, а двое даже были ими выдвинуты (Жириновский и Памфилова) [6].
постсоветский россия организационный правовой многопартийность
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Власть и общественно-политические движения на рубеже 80-90-х гг. Образование российских политических партий: особенности процесса. Этапы развития провинциальной партийности. Партийная система современной России: процесс трансформации многопартийности.
дипломная работа [285,8 K], добавлен 12.08.2015
Общее понятие про перестройку. Характеристика начального этапа перестройки. Реформирование социализма в демократическом духе в период второго этапа. Основные причины ликвидации власти КПСС и распада Советского Союза. Главные последствия перестройки.
презентация [5,6 M], добавлен 01.03.2012
Необходимость коренных преобразований в обществе: предпосылки реформ. Шаги на пути демократизации общественной жизни, особенности развития в условиях перестройки. Формирование многопартийности, политические партии и общественные организации в Беларуси.
контрольная работа [47,6 K], добавлен 21.03.2012
Особенности первой многопартийности России, их многообразие. Революционные и оппозиционные движения и организации, их расколы, размежевания, дробления. Российская социал-демократическая рабочая партия. Различие большевистской и меньшевистской идеологий.
реферат [25,4 K], добавлен 18.11.2014
Исследование процесса формирования многопартийной политической системы в России начала ХХ века: Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), Партии социалистов-революционеров (эсеров), Трудовой народно-социалистической, кадетов и анархистов.
контрольная работа [37,5 K], добавлен 20.06.2012
Внешняя политика М.С. Горбачева, заслуга в окончании войны в Афганистане и деле воссоединения Германии. Внутренняя политика перестройки и гласности, образование многопартийности в СССР. Провал перестройки как комплексной политико-экономической реформы.
реферат [70,6 K], добавлен 17.11.2009
Исторические предпосылки возникновения и особенности образования политических партий в России. Многопартийность в дореволюционной России, ее трансформация в однопартийную систему. Программы партий социалистической ориентации и либерально-буржуазной.
реферат [27,4 K], добавлен 06.12.2010
Введение многопартийности в СССР
Попытки создания многопартийности в России
В России были две попытки создания многопартийной системы. Как и в других странах, многопартийность формировалась в качестве оппозиционной к действующему правительству силы. Первый вариант такой системы в России зародился в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. После революции с приходом к власти партии большевиков (по своей сути партии рабочих), в стране еще некоторое время существовали еще несколько партий, в том числе эсеры, меньшевики.
С переходом на концепцию диктатуры пролетариата устанавливается запрет на деятельность любых партий, оппозиционных правительству. На 70 лет альтернативы коммунистической партии нет. Вся политическая и хозяйственная деятельность в стране осуществлялась под ее руководством. Этот постулат был закреплен Конституцией страны. В результате произошло сращивание партийного и хозяйственного аппарата, что не способствовало улучшению руководства экономикой.
Зарождение многопартийности в СССР
В 1989 году в результате начала реформ, получивших название перестройка, появилась возможность для объединения членов общества по защите своих интересов на сновании объединения в партии. Одной из первых объявила о создании социал-демократическая ассоциация, затем возникла социал—демократическая партия и Народная партия России. Очень быстро растет количество разнообразие партий. Появляются партии, основанные на религиозных, националистических платформах (что характерно для союзных республик). Возникает два направления в деятельности образовавшихся партий: либеральное и консервативное направление и направление, озвученное как борьба за увеличение свобод национальных меньшинств, с требованием полной автономии. Либеральное направление настаивает на суверенитете наций, консерваторы, представленные КПСС, отстаивали плановую экономику, возрождение социализма.
Новые либеральные силы в стремлении разрушить монополию КПСС на власть объединяют свои блоки в межпартийный союз «Демократическая Россия». Но в КПСС назревает кризис. Болезненное стремление к реформам Горбачева М.С., который, не закончив одну реформу, объявлял о другой, при отсутствии четкой программы, и не способности решить экономические проблемы, приводят к расколу внутри партии коммунистов. Возникают новые «Демократическая» и «Марксистско-Ленинская» программы. В связи с внутренними проблемами партии, под давлением либеральных сил, КПСС, испытывая разброд внутри организации, теряет позиции в руководстве страны. Отменена ст. Конституции, создается коммунистическая партия РСФСР, что становится разрушительным знаком для КПСС. На фоне этих событий к власти антикоммунистические силы в лице блока Демократическая Россия приводят Ельцина Б.Н. Попытка ГКЧП повернуть события в обратную сторону, сохранить власть, приводит к запрету КПСС и ее ликвидации.
Однако ликвидация КПСС не остановила дальнейшего процесса формирования многопартийности в пока еще СССР. Возникают новые партии, новые платформы. Преобразования, начатые либералами, не вызывают доверия у населения, как и партийные группировки. Немногочисленные сами по себе партии начинают дробиться, создаются новые партии, новые платформы. В такой обстановке появляется объединение «Выбор России», на основе которого Гайдар Е.Т. создает партию «Демократический выбор России», появляются новые группы: «Вперед Россия», «Общее дело», движение «Яблоко», Демократическая партия, Объединенная промышленная партия и другие мелкие партии. По регистрации Минюста в конце 90-х годов только в России числилось 90 партий и 94 партийно-политических объединения. Но эти партии не представляли собой серьезной политической силы. Большинство из них на выборах не смогло преодолеть 5% препятствие для получения мандата.
Многопартийность должна выявлять общественное мнение и оказывать влияние на властные структуры, чего не произошло в данной конкретной ситуации. Понимание ошибок в построении партийных взаимодействий приводит к объединению многих группировок.
Объединение мелких партий
К моменту распада СССР в 1991 году эта проблема партийного строительства сохранялась, дальнейшие действия по объединению партий выражены только в условиях России. Уже к 1999 году небольшие партии создают объединение «Союз правых сил», в него входят либералы «Правое дело», «Новая сила», «Россия молодая», «Общее дело», «Голос России», «Демократический выбор России», в последующем это объединение становится партией.
Тем не менее, формирование многопартийности не завершилось. Создаются новые партии, возникают и распадаются коалиции. Влияние маленьких партий в политической борьбе несущественно, поэтому происходит постоянная ротация игроков на политической арене, идет борьба за влияние на политику, за выбор пути развития с учетом планирования или нерегулируемый капитализм, проблемы правящей элиты также влияет на многопартийность общества.
Еще одним параметром, характеризующим существующее состояние многопартийности, является то, что все партии не имеют всецелой поддержки населения. Каждая платформа зиждется на собственных интересах, вопреки существующему мнению. Нет сильной идеологической идеи, способной объединить разрозненное общество. Политические партии – это структуры сложившегося общества, они создаются в целях выражения интересов социальных слоев государства, путем представления их во власти. Расстановка политических сил во власти – следствие предпочтений избирателей, но реформы избирательной системы, местного самоуправления, укрепление статуса политических партий должны привести к некоторому изменению многопартийности с учетом региональной направленности.
В чем вы видите причины возрождения многопартийности в ссср
Идеология перестройки. КПСС о “революционной сути перестройки”. Задача укрепления общественной собственности и ее эффективного использования, социалистического всенародного государства и социалистической демократии, развития социалистического самоуправления. Лозунг “Больше социализма!”
Программное заявление «К гуманному, демократическому социализму» (июль 1990, ХХVIII съезд КПСС). Борьба за отмену 6-й статьи Конституции СССР, отказ от идеологических догм и переход к концепции демократического социализма (приоритет общечеловеческих ценностей, разнообразие форм собственности и рыночная экономика; введение прямых, альтернативных выборов секретарей партийных комитетов; свобода платформ и группировок, федеративный принцип построения КПСС). Предложения поэтапного реформирования КПСС: 1) передача властных полномочий от партийных структур Советам народных депутатов; 2) преобразование КПСС в парламентскую партию, действующую в условиях многопартийной системы, правового государства.
Межнациональные отношения. Перестройка и раскрепощение национального самосознания народов СССР. Формирование национальных элит. Начало дезинтеграционного процесса на территории СССР. Обострение межнациональных конфликтов: в 1986 г. в Казахстане (митинги и демонстрации), территориальные конфликты между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха (1988 г.), вооруженные столкновения в Фергане (между узбеками и турками-месхитинцами), между Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией. Возникновение проблемы беженцев. Попытки силового решения межнациональных проблем со стороны союзных властей. Применение силы в Баку (январь 1990 г), в Тбилиси (апрель 1990 г.), в Вильнюсе и Риге (январь 1991 г.). Борьба за власть между несколькими всесоюзными органами: Президентский Совет и Совет Федераций, Совет Министров СССР, Съезд народных депутатов и Верховный Совет, Секретариат ЦК КПСС и Политбюро. Противостояние им националистических групп в республиках (после выборов весной 1990 г.). Потеря эффективного координирующего органа и сплачивающей идеологии.
Выработка основ взаимоотношений республик и центра: резолюция ХIХ Всесоюзной партийной конференции “О межнациональных отношениях”, “Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик” и “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР” (апрель 1990 г.). Референдум о судьбе СССР от 17 марта 1991 г. и его итоги (76,4% проголосовало за сохранение обновленного Союза). Союзный договор суверенных государств в Ново-Огарево (соглашение “9+1”) (апрель 1991 г.). Проект соглашения о создании Союза Суверенных Государств как демократической федерации равноправных советских суверенных республик.
Движение за выход из состава СССР. Рост оппозиции союзным структурам власти со стороны национальных элит. Деятельность Народных фронтов (НФ) союзных республик – Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии, Казахстана и т.д. Преобладание в НФ коренного населения. Принятие Деклараций о национальном суверенитете в республиках Прибалтики, РСФСР и других союзных республиках (весна-лето 1990 г.). Выход из КПСС компартий прибалтийских республик. Выдвижение приоритета республиканского законодательства над федеральным, “война законов” с республиками в 1989 – 1991 гг. Августовский (1991) политический кризис. Приостановка деятельности КПСС.
Источники и литература
Новейшие политические партии и течения в СССР (документы и материалы).- М., 1991.
Зиновьев А. Русская трагедия. – М., 2005.
Рыжков Н. Перестройка: история предательства.- М., 1994.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Из истории партий и общественно-политических движений в России и СССР. М., 1992.
1.В чем проявился кризис идеологии КПСС к середине 80-х гг.?
2.Назовите предпосылки появления в СССР неформальных общественно-политических групп и объединений в период перестройки.
3. Какое значение имела борьба радикальных сил в СССР за отмену 6-й статьи Конституции СССР?
Возрождение многопартийности в России
Историко-политологический анализ возникновения и развития многопартийности в РФ и странах Восточной Европы начала 90-х годов ХХ века. Мировоззренческие основы политических партий и объединений в рамках протопартийной структуры современной России.
Рубрика | Политология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.06.2009 |
Размер файла | 31,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. краткая характеристика партий
2. ФЕНОМЕН МНОГОПАРТИЙНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Цель работы: изучить возрождение многопартийности в России в 90-х годах.
— рассмотреть краткая характеристика партий;
— рассмотреть феномен многопартийности в современной России.
1. краткая характеристика партий
2. ФЕНОМЕН МНОГОПАРТИЙНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Феномен многопартийности современной России напоминает эффект прорвавшейся плотины: много грохота и шума, поднявшиеся вверх брызги переливаются всеми цветами политического и эмоционального спектра. Но падает ли этот бурлящий поток на колесо общественного прогресса, заставляет ли его вращаться? Этот вопрос остается во многом неясным для самих политиков, политологов, а также для обыкновенных людей, нынешних и потенциальных сторонников тех или иных партий.
Общее число регистрируемых и так или иначе проявляющих себя партий и движений в стране постоянно растет. Из зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ политических организаций насчитывается 95 партий общероссийского уровня и 155 общественно-политических объединений. Ограничимся тем, что будем обращаться к программным документам и предвыборным платформам 1993 и 1995 гг. лишь самых крупных из них.
Если руководствоваться предложенным выше критерием, то в непосредственной близости к такой оси и параллельно ей располагается политическая линия общественного объединения “Яблоко” с его умеренно-либеральной ориентацией (сочетание рыночных механизмов с регулирующей ролью государства и обширными социальными программами) и с провозглашаемым статусом “демократической оппозиции” по отношению к президенту и федеральному правительству.
Чем можно объяснить такую асимметрию?
Во-первых, не исчерпавшей себя тенденцией к сдвигу общественных настроений “влево” с постепенной их радикализацией, что заставляет партию Г.Явлинского не одновекторно, зигзагообразно, но дрейфовать “вправо”, ибо изначально и перманентно Б.Ельцин для нее ближе Г.Зюганова.
Во-вторых, интересы завоевания электората по обе стороны разделительной линии наталкиваются на то, что сегодня у “Яблока” больше шансов привлечь на свою сторону тех потенциальных избирателей, которые раньше голосовали за партии проправительственного толка, чем отобрать электорат антиправительственного, прокоммунистического и патриотического крыла. Отсюда осторожность, а порой и размытость некоторых оценок и формулировок программных документов умеренных либералов в плане прояснения их позиций и оценок прошлого и настоящего в развитии страны, а также прогнозов на будущее.
Стремлением не углубляться в обсуждение вопроса о том, в каком обществе мы живем, как видим, пронизаны программные документы блока проправительственных и околоправительственных партий. Из этого проистекает недостаточная конкретность и уязвимость многих из формулируемых ими целей и задач.
Безальтернативная конфронтационность в истолковании нынешнего состояния общества, пронизывающая программы правительственных партий, с одной стороны, и большей части оппозиционных партий, с другой, во многом заслоняет в глазах противоборствующих сил трезвое видение реальных основ и перспектив выхода страны из постигшего ее глубокого трансформационного кризиса, мешает им конструировать на базе соотнесенных с реальностью представлений и конкретных расчетов рабочие модели будущего России.
КПРФ же продолжает видеть в качестве будущего России социализм “в его обновленных формах” и коммунизм “как историческое будущее человечества”. Цели, вроде бы, ясные. Но стремление как бы повторно обосновать их и убедить большинство нации в предпочтительности такой альтернативы наталкивается сегодня на болезненный синдром уже состоявшегося эксперимента “построения социализма” в нашей стране, от которого не в силах избавиться даже многие из убежденных сторонников социалистической идеи. Несколько политических групп лишь пробуют свои силы в плане внедрения в российское общественное сознание социалистической идеи в ее социал-демократическом варианте.
Итак, анализ содержащихся в программных документах современных политических партий России оценок прошлого, настоящего и будущего страны может служить в определенных пределах показателем степени зрелости отечественной многопартийности, ее способности (или неспособности) адекватно реагировать на уроки исторического опыта и вызовы времени.
На что все-таки рассчитывают партии, дезориентирующие себя и окружающих? Прежде всего, на низкую политическую культуру общества. В том числе на ту черту нашей протопартийности, в соответствии с которой успех или неуспех партии решает не программа (детали которой слабо представляют даже члены тех или иных партий), а личность лидера, его имидж, реальный авторитет или просто шумный, в том числе скандального свойства, успех. Практика создания партий “под лидера” изначально деформирует все стороны партийного строительства, превращая цель в средства и наоборот, а также облекая подчас даже самые неблаговидные из этих средств в одежды возвышенной целесообразности по типу “иного не дано”.
Доминирование бюрократии и возросшая манипулятивность парламента, тем не менее, не ускорили процесс складывания реальной многопартийной системы. Оставалось искусственно «подтолкнуть» этот процесс «сверху», что и сделала Администрация Президента, инициировав изменения в законодательстве о политических партиях.
Подобные документы
Партия как общественное объединение. История развития многопартийности в России. Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического плюрализма в международных правовых актах. Порядок регистрации политических партий, их классификация.
курсовая работа [59,9 K], добавлен 10.11.2013
Сущность и классификации политических партий и партийных систем. История отечественной многопартийности. Основные виды партийных систем. Формирование «народных фронтов». Партии современной России. Доминирование «Единой России» в партийной системе.
реферат [39,1 K], добавлен 06.06.2011
Понятие, структура и функции политических партий. Политическая система общества: понятие, структурные элементы, функции. Анализ формирования и развития политических партий в России. Этапы формирования многопартийности в посткоммунистический период.
дипломная работа [95,3 K], добавлен 26.09.2011
Понятие, структура и функции политической системы Республики Беларусь. Основные признаки политических партий, тенденции их развития, роль в институтах власти и общества в странах Западной Европы и США. Этапы правового развития российской многопартийности.
дипломная работа [105,0 K], добавлен 11.03.2011
Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и механизма функционирования института многопартийности. Требования, предъявляемые к классификации политических партий. Историко-правовой анализ многопартийной системы в РФ и за рубежом.
курсовая работа [47,0 K], добавлен 11.02.2012
Правовое регулирование деятельности политических партий в российском и международном законодательстве. Основные принципы взаимоотношений государства и политических партий в Российской Федерации. Процесс становления многопартийности в государстве.
контрольная работа [30,7 K], добавлен 22.01.2016
Правовое положение партий на основе Федерального закона, принципы и основы их функционирования в российских реалиях. Состояние партийных структур по итогам реформ. Политологический анализ роли и места партий в условиях современной действительности.
курсовая работа [68,2 K], добавлен 03.03.2015