В чем вы видите причины вынужденной миграции
Причины и проблемы миграции беженцев и вынужденных переселенцев
Миграция населения – одна из важнейших проблем современного мирового развития, это не просто передвижение людей с одной территории на другую, а сложный процесс, который затрагивает многие стороны экономической, политической, общественной, социальной, медицинской, нравственной, психологической, этнической, религиозной жизни целых стран и народов.
Вынужденная миграция –это недобровольное перемещение людей за пределы территориального образования. Как любая миграция, она может быть: внешней (эмиграция граждан России в другие государства, иммиграция подданных других стран в РФ); внутренней (перемещение населения по территории РФ).[10]
Российское законодательство выделяет две категории вынужденных мигрантов: беженцы и вынужденные переселенцы.Основное отличие заключается в гражданском статусе: беженцы – это выходцы из других стран, а вынужденные переселенцы – граждане Российской Федерации.
Непосредственными причинами вынужденной миграции можно считать:
1) политику, проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье, целью которой являетсяудержание власти;
2) межнациональные,межэтнические и религиозные конфликты;
3) военные действия;
4) экологические итехногенные катастрофы;
5) отсутствие стабильности в личных правах и свободах.
6) политические и другие преследования;
7) стихийные бедствия.[11]
Если миграцию вызывают военные события или экологические бедствия, перемещаются большие массы людей. Это имеет положительные аспекты:
1) рост новых городов;
2) увеличение численности городского населения;
3) большое количество рабочих рук;
4) обогащение местных традиций новыми культурными ценностями.
Изменение структуры населения не всегда сказывается положительно на регионе-доноре, ведь выезжают чаще всего трудоспособные граждане в эффективном возрасте. В этих районах увеличивается процент пожилых людей.
Проблемы вынужденных миграций состоят в сложностях, связанных с расселением, трудоустройством, обеспечением социальной защиты и медицинского обслуживания мигрантов. Непросто осуществлять учет и контролировать большие человеческие потоки.
Перенаселенность принимающих районов может вызвать и другие социальные последствия вынужденной миграции:
1) снижение уровня жизни,
2) рост безработицы,
3) возникновение конфликтов между приезжими и местными жителями.[12]
Таким образом большое количество беженцев и вынужденных переселенцев может отрицательно влиять на обстановку в стране, в которую они вынуждены мигрировать.
РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ В РОССИИ
Правовые аспекты условий принятия беженцев и вынужденных переселенцев на работу
Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой стороны беженцы – мигранты с особым статусом и они по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации.[13]
Статус беженца дает полное право работнику устраиваться на рабочем месте, на уровне любого гражданина РФ. Однако беженцы не могут получить работу на стратегических военных предприятиях, устроиться на военную, государственную или муниципальную службу, а также получить должности в организациях, которые связаны с безопасностью и гостайной.
Мигранты с временным или политическим убежищем обладают теми же правами на трудоустройство, что и со статусом беженца. Для такой категории людей также не нужно разрешение на оформление трудового контракта с частным или юридическим лицом. Работодатель при этом, не должен уведомлять миграционную службу и центр занятости населения о поступлении на предприятие работника подобного уровня.
Все эти обоснования и права предоставляются переселенцу с официальным статусом беженца. Для того чтобы как можно скорее получить этот статус, достаточно при пересечении границы в миграционной карте поставить отметку в графу «цель визита» – беженец. А по прибытии обратиться в органы миграционной службы в отдел по гражданству с оформлением статуса.
При себе важно иметь полный перечень документов, который состоит из паспорта, свидетельства о рождении детей, дополнительных документов, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно чтобы документация была переведена на русский язык. Для ходатайства также необходимы фотографии и сдача отпечатков пальцев. Миграционные службы переполнены переселенцами, но если учитывать, что человек получит множество преимуществ, эту процедуру важно пройти.
Получение статуса беженца открывает огромные возможности:
1) предоставляется временное жилье,
2) каждый имеет право на получение медицинской помощи в пределах медицинского страхования.
3) каждый получает возможность работать по найму или самозанятости,
4) полное содействие в трудоустройстве и даже переобучении,
5) социальная защищенность как у граждан РФ.
В дальнейшем у мигрантов появляется право в упрощенном порядке получить вид на жительство и российское гражданство.[14]
Таким образом, официальное устройство на работу является огромной проблемой, которую сам беженец и вынужденный переселенец не может решить без помощи миграционных служб, центров занятости, социальных организаций.
Порядок трудоустройства
Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть без дела на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, важно знать, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.
Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?
В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:
1. Организации, предприятия не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:
2) проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;
3) данные мигрантов-соискателей в письменной форме;
4) копии регистрационных и учредительных документов организации.
Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.
Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.
Обязательно проверяется правомерность нахождения потенциального сотрудника на территории РФ. У него должны быть:
1) миграционная карта;
2) виза, если он приехал из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме (Украина, а также Беларусь, Молдавия, Армения и ряд других стран бывшего СССР относятся к безвизовым);
3) разрешение на временное жительство, ВНЖ, справка о ходатайстве на получение статуса беженца или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца в России.
При оформлении документов стоит обратить внимание на важный нюанс: разрешение на работу действует 1 год, а его окончание, согласно трудовому законодательству, не является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. Во избежание недоразумений, трудоустраивать беженцев, не получивших официального статуса, необходимо по срочному трудовому договору: дата прекращения контракта должна соответствовать сроку имеющегося разрешения.[15]
В России есть возможность трудоустройства несовершеннолетних беженцев и вынужденных переселенцев.
Приоритетным правом при временном трудоустройстве пользуются несовершеннолетние граждане:
1) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц, их заменяющих;
2) из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей;
3) семей беженцев и вынужденных переселенцев;
4) состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.
Трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с нормами законодательства, предусмотренными для данной категории граждан, на работу, не наносящую ущерба их здоровью, моральному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения.
Запрещается направление подростков на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, а также связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, наносящие ущерб нравственности подростка и работы, выполняемые вахтовым методом.
Продолжительность рабочего времени в период каникул не может превышать: для учащихся в возрасте от 16 до17 лет (36 часов в неделю и 6 часов в день); для учащихся от 14 до 16 лет (24 часа в неделю и 4 часа в день).
Период работы несовершеннолетнего гражданина подтверждается справкой с указанием выполненной работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой предприятием-организатором работ.
Организация трудоустройства подростков на временную работу проводится при непосредственном участии органов службы занятости, органов государственной исполнительной власти, образования с привлечением органов по труду, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам молодежи и осуществляется во взаимодействии с работодателями, а также профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными организациями и объединениями. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».[16]
Можно сделать вывод о том, что трудоустроиться могут и взрослые, и несовершеннолетние беженцы, вынужденные переселенцы.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 4441 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Вынужденная миграция: причины и основные проблемы
Историческая справка
Миграция — естественный процесс, регулирующий экономическую, социальную и демографическую системы общества. Однако возникают ситуации, когда человеку приходится покидать родные места из-за стихийных бедствий или военных событий. Чтобы эффективно управлять процессом, нужно учитывать причины, обусловливающие движение миграционных потоков.
Истории известны примеры вынужденных миграций, когда перемещение носило принудительный характер в результате насилия, репрессий, депортаций.
Например, вывоз в XVI-XIX веках миллионов коренных жителей Африки в Америку.
По некоторым данным, в 1918–1922 годы около 3 млн россиян разбрелись по миру, ища пристанища. После Второй мировой войны власти Германии принудительно перевезли почти 10 млн человек из захваченных ею стран. Когда в 1970-х годах Чили возглавил генерал Пиночет, страну покинуло более 1 млн человек. Большого размаха достигла политическая эмиграция в СССР, во Вьетнаме, на Кубе, в Камбодже.
Россия тоже пережила период насильственных миграций:
Российское законодательство выделяет две категории вынужденных мигрантов: беженцы и вынужденные переселенцы (перемещенные лица). Основное отличие заключается в гражданском статусе: беженцы — это выходцы из других стран, а вынужденные переселенцы — граждане РФ.
Основные понятия
Вынужденная миграция — это недобровольное перемещение людей за пределы территориального образования. Как любая миграция, она может быть:
На поиск нового дома людей толкают главные причины вынужденной миграции:
Согласно Федеральной миграционной программе, принятой Правительством РФ в 1996 году (№ 935), к субъектам вынужденной миграции относятся граждане СССР и постсоветских государств, других стран, лица без гражданской принадлежности и апатриды.
Они могут находиться в РФ как на законных основаниях, так и нелегально.
Масштабы ситуации в России
Время, когда власти репрессировали кулаков и врагов народа или депортировали нацменьшинства, прошло. Из-за обострения межнациональных отношений и этнических конфликтов появилось немало жертв нерепрессивных миграций — людей, покинувших места проживания не по своей воле.
Согласно данным Росстата, к 2021 году поток беженцев, хлынувших в страну в 90-е годы, существенно снизился.
Вынужденная миграция в России — сложная задача для миграционной службы, ведь несколько лет назад ситуация на Украине вновь “активировала режим вынужденной миграции”.
Не прекращается и процесс миграции из России, хотя уже и не теми темпами, что в 80-90-е годы. Те, кто не смог адаптироваться к экономической и политической ситуации в стране, двинулись в более благополучные государства: Германию, Израиль, США, Канаду.
Право выбора человеком места жительства оговаривает ряд международных документов. Правовое регулирование вынужденной миграции в РФ осуществляется на базе Конституции РФ и федеральных законов:
Эти законы определяют правовой статус вынужденных мигрантов, порядок признания статуса, формулируют правовые, экономические и социальные гарантии защиты их прав.
Проблемы и последствия процесса
Если миграцию вызывают военные события или экологические бедствия, перемещаются большие массы людей. Тем не менее, это имеет положительные аспекты:
Но изменение структуры населения не всегда сказывается положительно на регионе-доноре, ведь выезжают чаще всего трудоспособные граждане в эффективном возрасте. В этих районах увеличивается процент пожилых людей.
Проблемы вынужденных миграций состоят в сложностях, связанных с расселением, трудоустройством, обеспечением социальной защиты и медицинского обслуживания мигрантов.
Непросто осуществлять учет и контролировать большие человеческие потоки.
Перенаселенность принимающих районов может вызвать и другие социальные последствия вынужденной миграции – снижение уровня жизни, рост безработицы, возникновение конфликтов между приезжими и местными жителями. Нередко рост числа мигрантов вызывает ухудшение криминогенной обстановки в регионе.
Незаконное пребывание
Некоторые считают так: вынужденная миграция — нелегальная миграция. Действительно, эти процессы взаимосвязаны. Не каждый мигрант стремится узаконить свое положение в принимающей стране. Основной процент прибывает в Россию по безвизовому режиму и становится на учет. Но вот с получением разрешений на работу возникают трудности. Чем сложнее это мероприятие, тем больше нелегалов.
Правила и процедуры, введенные Правительством России, помогут легализовать положение мигрантов. Однако координирование процесса требует содействия всех государственных институтов и создания двусторонних соглашений с другими странами.
Узнайте также информацию о миграционной политике в России.
Изменения и дополнения в законы по вопросам вынужденной миграции: видео
Вынужденная миграция в России. Причины и последствия
Понятие миграции, ее характеристика и причины. Историко-правовой обзор международного регулирования проблемы вынужденной миграции. Оптимизация современной вынужденной миграции населения в Российской Федерации. Международные документы в отношении беженцев.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.01.2017 |
Размер файла | 162,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра социальных технологий
ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
1. История и теоретические аспекты вынужденной миграции
1.1 Понятие миграции, ее характеристика и причины
1.2 Историко-правовой обзор международного регулирования проблемы вынужденной миграции
1.3 Отечественный опыт вынужденной миграции
2. Современные проблемы вынужденной миграции в России
2.1 Современные проблемы незаконной миграции
2.2 Пути оптимизации современной вынужденной миграции населения в РФ
Список использованных источников
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день России необходимо более четкое понимание вынужденных мигрантов, а также выработка единого подхода к определению разных категорий вынужденной миграции.
В современных условиях в РФ имеет место смешение вынужденной миграции с другими ее видами, несоответствие международным стандартам, особенно в свете феномена «ближнего зарубежья» и сведение ее к политической миграции. миграция международный документ беженец
В соответствии с принятыми ООН и ратифицированными более 100 странами Конвенцией 1951 г. и Протоколом 1967 г., представляющими собой основные международные документы в отношении беженцев, беженцами признаются лица, которые «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне государства своей гражданской принадлежности», вынуждены были покинуть ее, не желают или не могут вернуться обратно.
В мировом сообществе сегодня уже разработаны определенные концепции и правовые нормы в отношении как беженцев, так и других категорий «вынужденных» мигрантов, действует понятийный аппарат, который, на мой взгляд, нуждается в дальнейшем переосмыслении и уточнении с учетом современных реалий.
Особенного внимания заслуживает категория «лиц, ищущих убежища», часть из которых, попадая в другую страну легально (туризм, соответствующие приглашения, служебная линия и т.п.) в случае отказа, действительно может оказаться в нелегальном положении. Однако, и в этой ситуации полностью отождествлять данные группы мигрантов не является правомерным.
В Российской Федерации существуют две законодательно закрепленные категории вынужденных мигрантов: вынужденные переселенцы и беженцы.
К вынужденным мигрантам следует относить также и так называемых «внутриперемещенных лиц», т.е. лиц, которые были вынуждены покинуть места своего постоянного проживания вследствие систематических нарушений прав человека, вооруженных конфликтов, техногенных или природных катастроф, не пересекая при этом установленных границ государства в международном порядке.
Основным отличием данной категории вынужденных мигрантов от вынужденных переселенцев выступает временный характер их миграции с возможностью возвращения на места прежнего места жительства по мере стабилизации обстановки.
Целью исследования в данной курсовой работе является изучение причин и последствий вынужденной миграции в России. В соответствии с поставленной целью был выделен ряд задач, а именно:
— осветить понятие миграции, ее характеристику и причины;
— провести историко-правовой обзор международного регулирования проблемы вынужденной миграции;
— рассмотреть зарубежный и отечественный опыт вынужденной миграции;
— проанализировать современные проблемы незаконной миграции;
— разработать пути оптимизации вынужденной миграции населения в РФ.
Методологической основой для написания данной курсовой работы послужили описательный, сравнительный методы, анализ и приведение статистических данных.
Нормативно-правовой базой для написания курсовой работы послужили Федеральный закон РФ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Федеральный закон РФ № 4528-1 «О беженцах».
Теоретической базой для написания курсовой работы выступили труды таких зарубежных и отечественных авторов, как Васильев Э.К., Вишневский А.Г., Глушкова В.Г., Симагин Ю.А., Клупт М., Мальтус Т.Р., Рассел Дж., Рыбаковский Л.Л., Старченков Г. И., Сухов А. Н., Чижова Л.С., Юдина Т. Н. и другие.
Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ИСТОРИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ
1.1 Понятие миграции, ее характеристика и причины
Миграция представляет собой перемещение или переселение людей, связанное с изменением их места жительства на срок не менее 6 месяцев. Данное переселение может быть осуществлено как в пределах одного государства (внутренняя миграция), так и из одного государства в другое (международная миграция).
В основе миграционных процессов лежат причины социального, экономического, религиозного и другого порядка.
На сегодняшний день можно выделить, как минимум, три возможных подхода к включению в миграцию разнообразных видов территориального движения населения.
Во-первых, под миграцией понимают многообразие пространственного движения населения, вне зависимости от его целей и характера. В данное понятие относятся ежедневные поездки на учебу или работу за пределы населенных мест, переезды из одного населенного пункта в другой, прибытие в определенный район на временные, а также сезонные работы, поездки в отпуск, командировки и иные перемещения. [11, с.72]
Большинство современных исследователей исключают пространственные перемещения из миграции, совершаемые в пределах одного населенного пункта.
Во-вторых, в миграцию включают также пространственные перемещения, осуществляемые между населенными пунктами, которые приводят к временной или постоянной смене места жительства и представляют собой двустороннее регулярное движение между сферой учебы или труда и местом жительства. Однако, при этом не учитывают эпизодические возвратные рекреационные и деловые поездки из одного населенного пункта в другой.
В-третьих, к миграции относится процесс пространственного движения населения, в конечном счете ведущий его к территориальному перераспределению. Отнесение к миграции пространственного перемещения в данном случае определяется реальным переселением из одной местности в другую. Также при этом происходит совмещение сферы приложения учебы, труда или другой деятельности с местом жительства в одном населенном пункте.
Регулирование процессов миграции на территории России, включая выезд и въезд, позволяет выделить следующие основные миграционные потоки:
— внешняя трудовая миграция;
— внутренняя социально-экономическая миграция.
Субъектами вынужденной миграции выступают лица, которые ищут убежища на территории России. [9, с.150]
Ключевыми принципами реализации мер по приему и дальнейшему обустройству беженцев выступает, в первую очередь, финансовая поддержка беженцев и выделение необходимых средств для адаптации вынужденных переселенцев.
Внешняя миграция в России представлена двумя потоками:
В основном, социальную структуру эмиграции образуют высококвалифицированные специалисты, представители интеллигенции м студенчество. В свою очередь, национальную структуру представляют армяне, евреи, греки и другие национальности.
К субъектам незаконной миграции относят нелегальных, неконтролируемых и незаконных эмигрантов. Так, актуальная проблема неконтролируемого въезда иностранцев отрицательно влияет на текущее состояние криминогенной обстановки в крупных промышленных и административных центрах РФ, а также вызывает в ряде регионов страны осложнения социально-экономической обстановки и наносит ущерб государственной безопасности.
Реформы в экономической и политической сфере сформировали условия для вхождения на международный рынок труда РФ, чего, в первую очередь, требуют государственные интересы России.
На сегодняшний день процесс внешней трудовой миграции граждан РФ связан с рядом отрицательных последствий, связанных с нерешенностью целого комплекса правовых, организационных, экономических и других вопросов. В них включают увеличение оттока носителей дефицитных профессий за рубеж и, следовательно, крайний дисбаланс национального рынка труда, социальная незащищенность работающих за рубежом россиян, рост масштабов нелегальной трудовой иммиграции, потеря валютных поступлений от работающих за границей граждан РФ, неполное использование возможностей трудовой внешней миграции с целью формирования эффективной профессионально-квалификационной структуры работников народного хозяйства, а также приобретения в условиях рыночной экономики опыта работы. [18, с. 120]
В рамках государственного регулирования трудовой внешней миграции необходимо:
— обеспечить защиту прав трудящихся-мигрантов России;
— обеспечивать поступление валютных средств с помощью переводов трудящихся-мигрантов, а также дальнейшее эффективное использование данных средств;
— надежно защитить рынок труда РФ от неконтролируемого потока рабочей иностранной силы.
Значительная часть предприятий, осуществляющих направление за рубеж рабочей силы, не имеет соответствующего разрешения на данный вид деятельности, что является причиной ущемления прав российских мигрантов.
Осложнение социально-экономической и общественно-политической ситуации в РФ будет вынуждать российских граждан на поиск рабочих мест за границей. На сегодняшний день в области трудовой миграции необходимо обеспечить эффективное содействие повышению социального статуса как мигрирующих работников, так и членов их семей с условием удовлетворения основных национальных интересов стран-импортеров и экспортеров рабочей силы.
Таким образом, миграция населения является общественным явлением. В свою очередь, население выступает не только совокупностью людей, но и специфической системой социальных отношений и связей, представляя собой подсистему «общество».
Следует отметить, что миграция населения воздействует на развитие общества посредством реализации своих функций, т.е. конкретных ролей, которые миграции населения играют в жизни общества. Функции миграции обусловливают свойства данного явления и выражают его сущность.
1.2 Историко-правовой обзор международного регулирования проблемы вынужденной миграции
Проблема поиска убежища и беженцев имела место на протяжении всей истории человечества. Однако, начало первым поискам ее международно-правового решения было положено благодаря деятельности Лиги Наций, созданной в 1919 г.
В 1918-1922 гг., согласно различным источникам, по всему миру разошлись в поисках пристанища и крова около трех миллионов только одних выходцев из России.
Уже к 1923 г. общее число людей, ищущих в Европе убежище (русские, армяне, сербы, болгары, албанцы) достигало двух с половиной миллионов человек. 26.02.1921 г. Совет Лиги Наций принял первую резолюцию по вопросу русских беженцев. [4, с.102]
По инициативе Международного комитета Красного Креста в июне 1926 г. был учрежден специальный пост верховного комиссара по беженцам, первым их которых был избран знаменитый благотворитель исследователь Арктики Ф. Нансен, а также Бюро по делам беженцев.
Положение о получении русскими беженцами удостоверений личности было подписано 53 странами и в последствии получило название Положения о «нансеновских паспортах». Сходное Положение об удостоверении личности армянских беженцев было подписано 31.05.1924 г.
Понятие «беженец» впервые было применено к конкретной группе лиц и сформулировано в мае 1926 г. в качестве дополнения к Положениям о получении русскими и армянскими беженцами удостоверений личности.
В соответствии с данным дополнением, русским беженцем было признано «всякое лицо русского происхождения, которое не обладает или более не обладает защитой правительства СССР и не приобрело другого гражданства».
30.06.1928 г. на собранной верховным комиссаром по беженцам международной конференции было принято Соглашение о распространении на другие категории беженцев мер, определенных для армянских и русских беженцев. Данное Соглашение включало в себя рекомендации странам по формированию самостоятельных и независимых служб помощи беженцам после соглашений с национальными правительствами. [12, с.93]
С 1922 по 1928 гг. правительство Франции разрешило создание «русских бюро» в Марселе, Париже и Ницце Лигой Наций. Данные организации реализовывали функции посредников между властями государства пребывания и беженцами.
Все перечисленные международные документы в целом носили рекомендательный характер. Иначе говоря, они не предусматривали официальной процедуры признания беженцем конкретного лица.
После смерти Ф. Нансена в 1930 г. Бюро по делам беженцев получило название Нансеновской международной организации по беженцам. Ее основными функциями выступали:
— выдача людям проездных временных документов;
— присоединение как можно большего числа правительств стран Европы к действующим соглашениям по вопросу беженцев.
Установление нацистского режима и приход А. Гитлера к власти в 1933 г. дали толчок для ответной международной реакции, а также предопределили разработку международного обязательного соглашения.
28.10.1933 г. Лига Наций приняла Конвенцию относительно международного статуса беженцев, которую ратифицировали восемь государств.
Впервые в истории положения данной Конвенции были нацелены на официальное закрепление принципов невысылки и невыдачи беженцев («Non-Refoulement»), а также формирование и развитие национальных комитетов по вопросам беженцев. [14, с.38]
Верховный комиссариат Лиги Наций по германским беженцам существовал в 1933-1938 гг., а 4.07.1936 г. было принято Соглашение о статусе беженцев из Германии. Конвенция о статусе беженцев из Германии была принята 10.02.1938 г., однако, ее ратифицировали только три государства.
Соглашение о статусе беженцев из Германии 1936 г. и Конвенция о статусе беженцев из Германии 1938 г. были направлены на предоставление беженцам права временного пребывания на территории страны в том случае, если нет объективной возможности их принять на постоянной основе.
Таким образом, был продолжен процесс внедрения принципа «Non-Refoulement», а беженцам гарантировалось право резиденции и передвижения на территории принимающей страны.
Дополнительный протокол 1939 г. к Конвенции о статусе беженцев из Германии 1938 г. выступил последним международно-правовым соглашением, заключенным в предвоенный период. Данный протокол был призван защитить и охранять жертв нацистского преследования и австрийских беженцев, которые хлынули в страны Европы после оккупации Германией Австрии в марте 1938 г.
Развернувшаяся Вторая мировая война способствовала завершению деятельности Лиги Наций, уничтожив при этом систему международной защиты беженцев.
9.11.1943 г. в самый разгар военных действий, 44 страны организовали Агентство Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления («UNRRA»), важнейшими задачами которого явились содействие и поддержка репатриации лиц, перемещенных в течение войны, а также пребывающих на освобожденных территориях и привлечение к данной острой проблеме военных властей, заинтересованных правительств и других органов.
Агентство Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления настаивало на добровольном характере любой репатриации. Так, по оценкам современных ученых, Агентство за рекордно короткий срок удалось помочь в Европе двум миллионам беженцев, а также перемещенных лиц.
В январе 1946 г. на первой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) на повестку дня был предложен актуальный вопрос о беженцах, который требовал оперативного и эффективного решения.
Государства Западного и Восточного блока, сформировавшихся после капитуляции Германии, подошли к проблеме послевоенных беженцев неоднозначно.
Так, страны Восточного блока склонялись к скорейшему возвращению людей в государства, гражданами которых они являлись прежде, а также заключению на данный счет специальных двусторонних соглашений.
В свою очередь, страны Западного блока настаивали на необходимости соблюдения принципа полной свободы выбора человеком места пребывания, который подразумевал добровольную репатриацию.
Международная организация по беженцам (МОБ) была создана15.12.1946 г. на основании Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62/1. В данной организации приняли участие 18 государств, среди которых были Китай, Англия, Новая Зеландия, Франция, Канада, Швейцария, Австралия и др.
МОБ приняла на себя одновременно обязательства в отношении как предвоенных беженцев, так и перемещенных лиц, которые были насильственно депортированы в годы войны с территорий своих стран по политическим причинам или в целях отбывания трудовой повинности.
С 1947 по 1951 гг. МОБ способствовало переселению на родину более миллиона перемещенных лиц.
Понятие «внутреннее перемещенное лицо» с течением времени получал более широкое толкование, в то время как его послевоенное значение включало только лиц, депортированных насильственно на протяжении войны с оккупированных территорий.
На сегодняшний день термин «внутреннее перемещенное лицо» в основном применяется по отношению к лицам, подвергшимся принудительному переселению или массовому изгнанию в результате различных вооруженных конфликтов, внутренних беспорядков и нарушений прав человека. При этом зачастую данный термин при употреблении получает дополнительную смысловую нагрузку, определяя локальность перемещений лиц, которые они совершают в пределах своей страны.
Данным способом пересечение государственной границы выделено как отличительный признак внутренне перемещенных лиц от беженцев.
В 1986 г. Независимая комиссия по международным гуманитарным вопросам поставила злободневный вопрос в своем докладе об инициативах международного сообщества по отношению к внутренне перемещенным лицам. [18, с.119]
В 90-е гг. XX в. к проблеме внутренне перемещенных лиц подключилось активно УВКБ ООН, установившее соответствующими директивами критерии для работы с внутренне перемещенными лицами.
Данные критерии полностью совпадали со сходными в отношении беженцев в части, касающейся непосредственно оценки факторов и ситуации, который обусловили исход людей, обеспечения к указанным лицам свободного доступа, а также согласия соответствующей страны на оказание помощи.
Силами ООН в 1996 г. были разработаны и приняты Руководящие принципы внутреннего перемещения, которые представляли собой международную декларацию, включающую в себя гарантии прав внутренне перемещенных лиц, а в частности, права на безопасное пребывание, права на правовое признание, права не подвергаться произвольному выселению.
Таким образом, признание лица беженцем осуществлялось при содействии национальных комитетов и делегаций МОБ. Также был создан Совет по обжалованию отрицательных решений о предоставлении лицам статуса беженца.
За 1947-1948 гг. был заключен ряд специальных соглашений между рядом стран (Бельгия, Англия, Австрия) и МОБ об использовании перемещенных лиц и беженцев в качестве рабочей силы.
Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) было учреждено Генеральной Ассамблеей ООН 3.12.1949 г. на основании принятой на IV сессии Резолюцией № 319.
Начало деятельности УВКБ ООН было официально датировано 1.01.1951 г. Международная организация труда (МОТ), обладающая особым мандатом в отношении трудящихся-мигрантов была образована в 1946 г. специализированным учреждением ООН. [9, с.133]
Таким образом, необходимость научного осмысления вынужденной формы миграционного движения обусловлена не только резким увеличением ее масштабов, но и актуальностью разработки наиболее эффективных мер в целях эффективного решения проблем вынужденных мигрантов, основывающихся на научных разработках в данной области.
1.3 Отечественный опыт вынужденной миграции
Политический и экономический кризис конца 80-х гг. XX в. охватил все сферы общественной жизни в стране, существенно повлияв на интенсивность и масштабность миграционного движения, а также на структуру и направленность потоков.
Вынужденное переселение население достигло высокого уровня, образовалась самостоятельная социальная категория беженцев, т.е. лиц, вынужденно перемещенных внутри государства.
Согласно официальным данным Госкомстата РФ, миграционные потоки в РФ в период 1991-1999 гг. так или иначе затронули свыше 30 млн. чел. выбывших и прибывших, а сальдо миграции в данный период составило свыше 3,5 млн. чел. [6, с.110]
На сегодняшний день вынужденная массовая миграция представляет собой серьезный фактор, выступающий как ограничителем, так и ресурсом, который подлежит обязательному учету. Вынужденная миграция значительно усиливает актуальность и остроту принятия наиболее эффективных решений в сфере социальной политики, взаимоотношений центра, регионов, государства, общества, а также грамотного выбора оптимальных управленческих технологий.
Сегодня в РФ миграционные процессы являются последствиями абсолютно новых обстоятельств или нового характера их проявления, чем это было ранее. В первую очередь, одной из самых конфликтных стала проблема межнациональных отношений. Национальная напряженность охватывает практически всю территорию страны, вовлекая разнообразные социальные слои и этнические группы в открытую конфронтацию, стимулируя увеличение числа беженцев.
Одну из наиболее сложных государственных проблем в РФ сегодня создают стихийные миграционные процессы, как следствие которых тысячам вынужденных мигрантов требуется финансовая и материальная помощь, объемы которой значительно превышают современные экономические и социальные возможности страны и ее отдельных регионов.
Получение статуса вынужденного переселенца связано с определенными сложностями.
Рассмотрим численность вынужденных беженцев и переселенцев в РФ, получивших статус в соответствующем году в виде графика, представленного на рисунке 1.1 [9, с.215]:
Вынужденные миграции вновь стали активно развиваться в связи с последними событиями в Украине. Так, около 6 тыс. человек обратились с соответствующим ходатайством о предоставлении статуса беженца, предоставление временного убежища запросили 332 тыс. человек (на 8.04.2015 г.)
В современных условиях центральную роль в организации помощи вынужденным переселенцам и беженцам играет Федеральная миграционная служба России (ФМС), основанная еще в 1992 г., в задачи которой входит:
— защита прав и интересов мигрантов;
— регулирование миграционных потоков.
В рамках работы данной службы мигрантам оказывается индивидуальная и групповая психологическая помощь, осуществляемая в рамках консультаций. Эта мера, в первую очередь, необходима безработным, пребывающим в состоянии депрессии, с плохим самочувствием, пессимистическим настроем сниженной активностью.
Как правило, подобные люди часто испытывают сложности в коммуникациях как со своими знакомыми и родными, так и с возможными будущими работодателями. Для работы с ними применяются специальные психологические методы и приемы.
Следует отметить, что беженцы и иммигранты обладают значительным экономическим потенциалом, который может быть эффективно использован в сфере общественного производства, а также, что немаловажно, для возрождения российских безлюдных территорий, которое требует на сегодняшний день дополнительных капиталовложений
Таким образом, на сегодняшний день в РФ в целом наблюдается обострение миграционной ситуации. При этом необходимо учитывать, что Конституция РФ закрепляет за каждым человеком абсолютное право свободного перемещения, т.е. человек самостоятельно, основываясь на личной мотивации, принимает соответствующие решения о собственной миграции, что значительно усложняет действие механизма регулирования миграционных процессов.
Вынужденная миграция может трансформироваться в насильственную миграцию, если существуют прямые распоряжения властей о перемещении населения (ссылка, депортация, лагерный режим, организованная эвакуация и т.д.)
Количество въехавших граждан СНГ на территорию РФ в 2015 г. снизилось на 8,6%, что продолжает тенденцию, наметившуюся в конце 2014 г. Наблюдается уменьшение числа въехавших граждан Узбекистана (на 18,8%), Молдовы (на 23,4%) и Таджикистана (на 16,1%). Однако, при этом увеличился въезд граждан Казахстана (на 16,9%).
Лидирующее положение занимают граждане Украины при снижении их въезда на территорию РФ (на 12,9%).
Вынужденная миграция в РФ сегодня представляет собой территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования либо реальной возможности подвергнуться насилию и преследованию, а также вследствие экстраординарных обстоятельств экономического, природного, техногенного или другого характера. Значительную часть вынужденных мигрантов составляют беженцы, лица, ищущие убежище и некоторые другие категории мигрантов, которые нуждаются в международной защите их прав и свобод.
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ
2.1 Современные проблемы незаконной миграции
Сегодня на государственной границе РФ наблюдается устойчивая тенденция увеличения транспортного и пассажирского потоков на пунктах пропуска через государственную границу. К числу вызовов безопасности, порождаемых незаконной вынужденной миграцией относятся:
1) Увеличение потока незаконной миграции граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства в РФ и страны ЕС транзитом через территорию РФ. Основную массу данных лиц представляют выходцы из Центрально-Азиатского региона, выходцы из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Увеличение миграционных потоков способствует возникновению новых каналов для незаконной миграции, которые могут быть использованы для осуществления экстремистской деятельности.
2) Обострение в РФ социально-политической обстановки в итоге роста безработицы, незаконной коммерческой деятельности, усиления социальных противоречий.
Так, этнические структуры незаконных мигрантов образуют неконтролируемый рынок, ведут противоправную коммерческую деятельность и занимаются другими видами уголовно наказуемых деяний.
3) Осложнение в РФ и приграничных регионах криминогенной ситуации в целом. Большинство незаконных мигрантов, не имея возможности легализоваться в РФ, являются резервом для пополнения криминальной среды, объединяясь в преступные группы, поддерживающие связь со своей этнической родиной.
4) Наличие негативных демографических сдвигов в некоторых регионах РФ на фоне снижения численности коренного населения.
Следует отметить, что заселение мировых столиц беженцами из других стран приводит к перерождению внутренней тектоники демографических центров, которые провоцируют дезинтеграционные и сепаратистские процессы, разрушающие национальные государства. [16, с.85]
5) Ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации по причине распространения острых инфекций, а также заболеваний, не являющихся традиционными для РФ.
Управление ООН по делам беженцев официально заявило, что только за октябрь 2015 г. в страны Европы прибыло 218 тыс. человек, в отличие от 173 тыс. человек, прибывших в сентябре данного года.
Данная тенденция выступает неотъемлемой чертой развития современных европейских государств, несмотря на принятие соответствующих законов, которые запрещают незаконную занятность и пребывание в целом иностранцев.
Наибольшее число незаконных мигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки сконцентрировано в ФРГ, Франции, Бельгии, Нидерландах, Северной Ирландии и Великобритании. Активный рост нелегальной миграции объясняется разными факторами как экономического, так и политического характера.
Значительное усиление миграционного контроля в странах Европы, затронувшее практически все категории мигрантов, существенно ограничило возможности для их легального въезда и послужило причиной поиска новых нелегальных каналов проникновения на территории Европы. Зачастую мигранты пересекают Средиземное море. Также отмечаются попытки использования территории РФ жителями Ближнего и Среднего Востока, Африки как транзитного пункта для проникновения в европейские страны.
Следует отметить, что данные мигранты предпринимают попытки нелегального проникновения в страны ЕС в основном на западном и северо-западном участках границы РФ, считая эти направления наиболее короткими и безопасными. Кроме того, территорию РФ для незаконной транзитной миграции в страны Европы активно используют граждане Сирийской Арабской Республики, Алжирской Народной Демократической Республики и Ирака.
Сегодня отмечаются попытки использования недостатков в осуществлении миграционного контроля иностранными гражданами при пересечении границы в целях легализации своего пребывания на территории РФ. Например, к особенностью миграционного законодательства относится определение срока временного пребывания в РФ, который в не требующем получения визы порядке, не должен превышать суммарно 90 суток на протяжении каждого периода в 180 суток.
Иностранные граждане используют данное положение для обнуления срока пребывания в РФ при получении новой миграционной карты (к примеру, прибывая без миграционной карты в пункт пропуска), а фактически сроки их временного пребывания могут превышать установленные законодательно нормы в разы.
Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. одной из главных задач определяет противодействие незаконной миграции. В свою очередь, одними из ключевых направлений государственной миграционной политики РФ выступают разработка и дальнейшее принятие программ противодействия незаконной миграции, а также проведение совместных международных оперативных и профилактических мероприятий.
На сегодняшний день для повышения эффективности оперативно-служебной деятельности пограничных ведомств и уровня надежности охраны границ стран СНГ, Координационная служба Совета командующих Пограничными войсками (СКПВ) предприняла комплекс мер по практическому выполнению мер, ориентированных на создание эффективной системы пограничной инфраструктуры и охраны государственной границы. [17, с.92]
Таким образом, к основным современным проблемам, порождаемым незаконной миграцией можно отнести:
— увеличение потока незаконной миграции граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства в РФ и страны ЕС транзитом через территорию РФ;
— обострение социально-политической обстановки;
— Осложнение в РФ и приграничных регионах криминогенной ситуации;
— наличие негативных демографических сдвигов в некоторых регионах РФ на фоне снижения численности коренного населения;
— ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации по причине распространения острых инфекций, а также заболеваний, не являющихся традиционными для РФ.
2.2 Пути оптимизации современной вынужденной миграции населения в РФ
Усилия мирового сообщества за последние годы были направлены на формирование нормативно-правовой базы защиты прав беженцев и мигрантов. Защита прав человека выступает одним из основных направлений деятельности большинства как российских, так и международных организаций.
По причине обострения на Ближнем Востоке вооруженного конфликта в Европу хлынул огромный поток вынужденных мигрантов. За прошедший 2015 г. в странах Европы соответствующие прошения о предоставлении статуса беженца подали свыше 800 тыс. человек.
Основная масса желающих получить статус беженца в государствах Евросоюза являются гражданами Афганистана, Сирии и Ирака. Огромное количество прошений поступает в том числе и от трудовых мигрантов.
На сегодняшний день государства-члены Евросоюза всерьез обеспокоены острыми проблемами слабо контролируемого потока мигрантов с Ближнего Востока, и стремятся найти наиболее эффективные методы и способы решения миграционного кризиса.
В Российской Федерации обострилась проблема вынужденной миграции в связи с нарастанием потока беженцев с восточных областей Украины, а также других категорий мигрантов.
Российская Федерация, основываясь на принципах братских отношений с народом Украины и гуманизма, проводит последовательную политику «открытых дверей», несмотря на связанное с их приемом серьезное бремя.
Гражданам Украины, пребывающим на территорию РФ, были предоставлены возможности легализации правового положения в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (ред. от 30.12.2015) или обратиться за убежищем на основании Федеральным законом от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах».
Ситуация с гражданами Украины, Афганистана и Сирии, прибывающими на территории РФ, на сегодняшний день полностью контролируется и находится в рамках правового поля.
Вместе с тем, возникшая в ряде регионах мира нестабильность, вызывает острую необходимость актуализации нормативно-правовых документов по вопросам работы с лицами, которые ищут убежища, а также другими категориями граждан.
В 1992 г. РФ присоединилась к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и касающемуся статуса беженцев Протоколу 1967 г, тем самым приняв на себя все международные соответствующие обязательства о предоставлении убежища лицам без гражданства и иностранным гражданам в соответствии с действующими нормами международного права. [15, с.39]
В целом, действующий в настоящее время ФЗ № 4528-1 «О беженцах» полностью соответствует перечисленным документам, а также международным договорам, которые были разработаны под эгидой Совета Европы.
Однако, сравнительный анализ европейской практики, правоприменительной практики предоставления убежища в РФ и применения действующей редакции ФЗ № 4528-1 «О беженцах» выявил ряд недостатков данного нормативно-правового акта.
Так, в нем содержится ряд пробелов, в основной массе, процессуального характера, которые не позволяют грамотно исследовать ходатайство о признании беженцем. Кроме того, некоторые нормы затруднительны для понимания и нелогичны, что является причиной возникновения проблем при реализации Закона в настоящее время.
Следует отметить, что процедура признания беженцем лица крайне затянута. Предусмотренные действующим законодательством промежуточные стадии (принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу, принятие решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, предварительное рассмотрение ходатайства) значительно усложняют процедуру, что приводит к длительному сроку рассмотрению ходатайства.
Таким образом, целесообразным представляется исключить стадию предварительного рассмотрения ходатайства из ФЗ № 4528-1 «О беженцах», превратив ее в одноступенчатую. Также следует ввести такие понятия, как:
— «третья безопасная страна» на законодательном уровне, а также детализировать понятие «член семьи», при этом предусмотрев возможное совмещение процедуры предоставления временного убежища и процедуры признания беженцем, что позволит существенно сократить срок для определения правового положения лица на три месяца в среднем. [21, с.103]
Кроме того, целесообразно разработать механизм перераспределения по территории РФ лиц, которые заявили о предоставлении убежища, при помощи ежегодного установления ФМС РФ специальных распределительных квот заявлений о предоставлении временного убежища и о признании беженцем в РФ для соответствующих территориальных органов.
В целях безопасности как ищущих убежище лиц, так и признанных беженцами лиц, которым предоставлена временная защита или временное убежище территории РФ, необходимо запретить без их письменного согласия предоставление любой информации о данных лицах государственным органам, организациям, гражданам страны их гражданской принадлежности, СМИ, за исключением органов исполнительной власти РФ и других организаций, уставная деятельность которых содержит оказание помощи этим категориям граждан на территории РФ и Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
Целесообразно предусмотреть полное исключение принципа невысылки лиц, пребывание которых на территории РФ каким-либо образом угрожает национальной безопасности РФ, а также осужденных приговором суда, вступившим в силу, за совершение особо тяжкого преступления на территории РФ, представляющих угрозу общественной безопасности в соответствии с п. 1 ст. 32 Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев. [19, с.52]
На сегодняшний день нет острой необходимости в приеме заявлений о
предоставлении убежища за пределами территории РФ на территории третьих государств, так как в данной ситуации, если заявители не признаются под юрисдикцией РФ, становится невозможным предоставить им международную надежную защиту и проверить обоснованность их заявлений.
В данной ситуации необходимо предусмотреть особый порядок рассмотрения заявлений о предоставлении убежища лиц, которые находятся в транзитной зоне международного морского или речного порта, а также международного аэропорта РФ. Важнейшим нововведением в законопроекте должно послужить установление определенных критериев для предоставления временного убежища на территории РФ иностранным гражданам.
Кроме того, необходимо исключить в ФМС РФ процедуру досудебного обжалования решений территориальных органов и уточнить порядок рассмотрения в судах жалоб.
Также особо следует отметить актуальность детализации порядка и правил приема групп мигрантов в ситуации их экстренного прибытия на территорию РФ в поисках временной защиты, установив при этом правовое положение лиц, которые получили временную защиту. Следовательно, на сегодняшний день вопросы предоставления международной защиты ищущих убежище в РФ лиц, рекомендуется решать путем внесения соответствующих поправок, изменений и дополнений в действующее правовое поле.
Таким образом, совершенствование законодательства в сфере оптимизации вынужденного миграции должно решать следующие задачи:
— повышение качественного уровня федерального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции, а также поддержание его в соответствии с наиболее актуальными задачами обеспечения национальной безопасности;
— создание правовых условий для защиты и реализации национальных интересов РФ, обеспечение безопасности общества, личности, государства в области противодействия незаконной миграции;
— повышение эффективности действия как существующих, так и создаваемых нормативно-правовых норм в данной сфере;
— обеспечение тесной взаимосвязи российского законодательства и международного права, а также установление соответствия принимаемых новых нормативно-правовых актов и международных стандартов.
Миграция населения является общественным явлением. В свою очередь, население выступает не только совокупностью людей, но и специфической системой социальных отношений и связей, представляя собой подсистему «общество».
Следует отметить, что миграция населения воздействует на развитие общества посредством реализации своих функций, т.е. конкретных ролей, которые миграции населения играют в жизни общества. Функции миграции обусловливают свойства данного явления и выражают его сущность.
Необходимость научного осмысления вынужденной формы миграционного движения обусловлена не только резким увеличением ее масштабов, но и актуальностью разработки наиболее эффективных мер в целях эффективного решения проблем вынужденных мигрантов, основывающихся на научных разработках в данной области.
На сегодняшний день в РФ в целом наблюдается обострение миграционной ситуации. При этом необходимо учитывать, что Конституция РФ закрепляет за каждым человеком абсолютное право свободного перемещения, т.е. человек самостоятельно, основываясь на личной мотивации, принимает соответствующие решения о собственной миграции, что значительно усложняет действие механизма регулирования миграционных процессов.
Количество въехавших граждан СНГ на территорию РФ в 2015 г. снизилось на 8,6%, что продолжает тенденцию, наметившуюся в конце 2014 г. Наблюдается уменьшение числа въехавших граждан Узбекистана (на 18,8%), Молдовы (на 23,4%) и Таджикистана (на 16,1%). Однако, при этом увеличился въезд граждан Казахстана (на 16,9%).
Лидирующее положение занимают граждане Украины при снижении их въезда на территорию РФ (на 12,9%).
К основным современным проблемам, порождаемым незаконной миграцией можно отнести:
— увеличение потока незаконной миграции граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства в РФ и страны ЕС транзитом через территорию РФ;
— обострение социально-политической обстановки;
— осложнение в РФ и приграничных регионах криминогенной ситуации;
— наличие негативных демографических сдвигов в некоторых регионах РФ на фоне снижения численности коренного населения;
— ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации по причине распространения острых инфекций, а также заболеваний, не являющихся традиционными для РФ.
Совершенствование законодательства в сфере оптимизации вынужденного миграции должно решать следующие задачи:
— повышение качественного уровня федерального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции, а также поддержание его в соответствии с наиболее актуальными задачами обеспечения национальной безопасности;
— создание правовых условий для защиты и реализации национальных интересов РФ, обеспечение безопасности общества, личности, государства в области противодействия незаконной миграции;
— повышение эффективности действия как существующих, так и создаваемых нормативно-правовых норм в данной сфере;
— обеспечение тесной взаимосвязи российского законодательства и международного права, а также установление соответствия принимаемых новых нормативно-правовых актов и международных стандартов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон РФ № 4528-1 «О беженцах» от 19.02.1993 г.
2. Федеральный закон РФ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблема беженцев в Российской Федерации и СНГ, правовая защита их интересов. Причины вынужденной миграции, типы мигрантов. Сущность и основные направления развития миграционной социально-медицинской работы. Задачи Российской миграционной политики.
реферат [26,2 K], добавлен 07.06.2011
Классификация видов и причины миграции населения. Понятие сальдо миграции. Источники данных о размерах, структуре и направлении миграционных потоков. Динамика международной миграции в Российской Федерации в 1997-2011 гг. Природа незаконной миграции.
презентация [5,0 M], добавлен 17.03.2014
Основные понятия и виды миграции населения, причины и предпосылки данных процессов, классификация, направления и методы государственного регулирования в Российской Федерации. Факторы и показатели интенсивности миграции населения и трудовой мобильности.
курсовая работа [28,0 K], добавлен 02.01.2011
Понятие миграции населения: эмиграция, иммиграция, внешняя, внутренняя, постоянная, безвозвратная. Этапы развития и типы миграции, приживаемость. Абсолютные и относительные показатели миграции. Анализ и прогнозирование миграции в Санкт-Петербурге.
курсовая работа [55,4 K], добавлен 21.08.2008
Миграция населения как объект изучения статистики. Направления разработки и анализа данных о миграции населения. Статистическая оценка миграции населения Российской Федерации. Статистическое прогнозирование динамики миграционного прироста населения.
курсовая работа [812,0 K], добавлен 14.01.2014