В чем вы видите смысл введения в практику снс
ВАЖНОСТЬ СНС В СТАТИСТИКЕ
Переход от централизованно планируемой к рыночной экономике обусловил необходимость перестройки статистического учёта. Инструментом упорядочения информации о процессах, происходящих в рыночной экономике, стала система национальных счётов (СНС).
СНС представляет собой систему расчётов макроэкономических показателей, построенную в виде набора взаимосвязанных счетов и балансовых таблиц, показатели которых основаны на единых международно-признанных определениях, классификациях и правилах оценки и составляют в совокупности развёрнутую макроэкономическую статистическую модель. Эта модель позволяет представить важнейшие макроэкономические показатели в форме, наиболее удобной для целей экономического анализа и принятия решений в области экономики и экономической политики.
Основная задача СНС состоит в том, чтобы дать упрощённое по форме, но вместе с тем полное по содержанию описание явлений и процессов, характеризующих экономическую жизнь страны (производства, образования и распределения доходов, потребления, накопления национального богатства), и проследить взаимосвязь между ними.
Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений, как органами государственного управления, так и представителей бизнеса является:
определение темпов экономического роста, выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооружённость, энерговооружённость);
установление отраслевой структуры экономики и её изменений во времени, факторов этой динамики;
установление пропорции на первой стадии распределения доходов между наёмными работниками, предприятием и государством;
выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением факторов, влияющих на динамику инвестиций;
определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;
выявление размеров заимствования как по экономике в целом, так и по отдельным её секторам;
изучение уровней динамики реальных доходов и потребления населения;
установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;
анализ влияния на экономику и различные макроэкономические переменные инфляционных процессов.
Потребителями данных СНС являются также аналитики, занимающиеся изучением и прогнозированием процессов воспроизводства, предприниматели, участие которых в инвестиционном процессе зависит от складывающейся экономической конъюнктуры, различные партии, движения, общественные организации, заинтересованные в получении комплексного представления о социально-экономическом развитии страны.
Важное место в структуре СНС занимает межотраслевой баланс (МОБ), показывающий взаимосвязи между отраслями экономики. МОБ выполняет функцию детализации счетов производства, образования доходов, использования доходов и операций с капиталом на уровне отраслевых групп товаров и услуг. С его помощью проводится анализ важнейших экономических пропорций, изучаются структурные сдвиги в экономике, идентифицируются ключевые отрасли, дающие значительные импульсы для экономического роста, исследуется зависимость экономики страны от экспорта и импорта, моделируется влияние тех или иных программ на цены, производство, занятость и т.д. Для прогнозных расчётов развития экономики используются коэффициенты прямых и полных затрат на производство товаров и услуг, исчисляемые на основе МОБ.
СНС включает в себя также сателлитные счета и системы показателей, разрабатываемые для анализа специальных проблем, связанных с окружающей средой, влиянием экологии на экономический рост, образованием, рынком труда, измерением благосостояния и т.п. В сателлитных системах могут использоваться отличные от основной структуры СНС концепции и определения некоторых категорий, а также показатели в натуральных измерителях.
С учётом того, что некоторые счета подразделяются на субсчета, в СНС полная система счетов для секторов и экономики в целом включает более 80 счетов. Однако на практике ни в одной стране мира не составляется весь набор счетов и таблиц, предусмотренных международным методологическим стандартом. Система национальных счётов России в настоящее время включает в себя следующие элементы:
счёт товаров и услуг;
счета производства и образования доходов по отраслям;
счета производства, образования доходов, распределения первичных доходов, вторичного распределения доходов, использования располагаемого дохода, операций с капиталом для секторов «Домашние хозяйства», «Государственные учреждения» и экономики в целом в текущих ценах;
показатели счетов производства, использования располагаемого дохода и операций с капиталом в сопоставимых ценах;
показатели, характеризующие участие субъектов РФ в формировании ВВП России;
показатели фактического конечного потребления в регионах РФ.
СНС представляет собой систему упорядочения информации о макроэкономических процессах, в этом смысле она является национальным учетом в рамках страны в целом (в указанном аспекте термин «национальное счетоводство» более адекватен). Теоретической основой рассматриваемой системы показателей, или системы учета, являются современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики, поэтому СНС называют также макростатистической моделью рыночной экономики.
В странах с рыночной экономикой СНС широко используется правительством и территориальными органами власти в анализе и при принятии политических и хозяйственных решений. Все основные аспекты экономической и социальной политики государства находят отражение в показателях СНС (экономический рост, институциональная и отраслевая структуры экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, повышения внешнеэкономических связей и др.).
Данные СНС полезны компаниям, особенно крупному бизнесу, для оценки конъюнктуры и выработки стратегии и тактики в собственной хозяйственной политике.
СНС как метод исследования и информационная база расчетов необходима научно-исследовательским организациям, центрам и высшей школе в их аналитической и методологической работе, для выработки рекомендаций правительственным органам, обучения молодежи конкретным приемам анализа в условиях рыночной экономики. Наконец, в данных СНС заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество, чтобы определить взносы (квоты) страны на финансирование деятельности указанных структур и для координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Значение СНС в измерении социально-экономических процессов
Система первоначально возникла на базе статистики национального дохода, а после Второй мировой войны в развитых странах мира (Англия, США, Нидерланды, Швеция и др.) в ответ на потребность органов государственного управления в информации, необходимой для принятия решений по вопросам регулирования рыночной экономики и разработке стратегии развития, принятия мер по обеспечению экономического роста, преодолению инфляции, бедности, безработицы и других явлений.
СНСвключила в себя самые прогрессивные научные знания и практический опыт последних веков, поэтому полное освоение ее принципов позволит обеспечить достоверность данных для повышения уровня жизни населения России.
В основу СНСположены концепции, постулаты и определения, разработанные в научных трудах выдающихся ученых-экономистов: Дж. М. Кейнса, С. Кузнеца, Дж. Хикса и ряда других экономистов с международной репутацией. Большой вклад в разработку СНС внесли лауреаты Нобелевской премии Р. Стоун, Я. Тинберген, Р. Фриш и В.В. Леонтьев.
Развитие и совершенствование Системы шло по линии интеграции и гармонизации показателей, характеризующих важнейшие аспекты экономического процесса с центральными агрегатами: валовым внутренним продуктом (ВВП) и национальным доходом (НД).
Использовать СНС в качестве международного стандарта для сбора, обработки ианализа данных рекомендовал всем государствам мираЭкономический и Социальный Совет ООН (резолюция 1993/5 от 12 июля 1993 г.), дополнена Система Статистической комиссией ООН в 2008 году в целях содействия интеграции и сопоставления экономических показателей по национальным счетам. Данные Системы широко используются как на национальном уровне, так и международными экономическими организациями (ООН, Мировым банком, Международным валютным фондом, Европейским Сообществом и др.) для отражения данных, общественного познания, понимания и измерения массовых экономических явлений и процессов.
СНС-93 гармонизирована с международными нормами и стандартами, многими разделами финансовой статистики и основными методологическими положениями платежного баланса.
В современной жизни СНС можно использовать в научных исследованиях, для разработки концепций развития, фундаментальных и прикладных программ, анализа проблем воспроизводства, сбережения, инвестиций и инноваций, построения экономических моделей, что позволит более объективно (по сравнению с другими системами учета) отражать реальную рыночную действительность.
Принятие и согласование методологии СНС со статистиками разных стран мира является одним из важнейших событий в области официального статистического учета за последние 60 лет. СНС как инструмент отражения процессов экономического развития в любой стране будет в ХХI веке главным документом для руководителей всех уровней и статистиков-экономистов всех государств нашей планеты.
Важная особенность СНС –её всеохватывающий характер. Это обеспечивает взаимосвязанное описание всех аспектов экономического процесса(производство, распределение доходов, потребление и сбережение, финансирование инвестиций, использование и накопление, внешнеэкономические связи, формирование национального богатства).
В обобщенном видеСНС содержит информацию обо всех хозяйствующих субъектах (институциональных единицах) и экономических операциях (с товарами и услугами, доходами и расходами, финансовыми инструментами); обо всех активах и обязательствах, в том числе об их изменениях в результате событий чрезвычайного характера (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, истощение запасов природных ресурсов и т.д.).
Показателями СНС можно отразить экономический оборот и производственный цикл любого субъекта хозяйствования, а такжепоказатьи измеритьколичественную и качественную сторону развития экономики; деятельность предприятий и домашних хозяйств, их взаимоотношения с государством. Система позволяет выявить и измерить основные взаимосвязи и закономерности в поведении людей, распределении благ между ними и хозяйствующими субъектами.
СНС-93 представляет собой результат интеграции принципов построения национального учета с другими международными статистическими стандартами: системой платежного баланса, национального богатства и финансовой статистикой, а также общероссийской системой классификаций (видов экономической деятельности, продукции и т.д.), использования одних и тех же понятий и определений, объектов и единиц статистического учета. Более широко СНС интерпретируется как система учета в национальном масштабе или способ упорядочения экономической информации.
В области демографической и трудовой статистики СНС согласуется с документами Международной организации труда (МОТ). В ней применяется одинаковое разграничение производственных операций, используются одни ключевые определения. Например, такие определения в статистике занятости, как различие между неорганизованным и организованным секторами экономики, экономически активным и пассивным населением.
Все это позволяет обеспечить международные сопоставления данных и говорить с любыми специалистами на едином экономическом языке, общаться с экономистами различных школ и направлений, понимать и быть понятыми в любой стране мира, что позволит развивать международное разделение труда и внешнеэкономические связи.
Значение СНС в организации статистических наблюдений можно представить в виде следующей схемы.
Рис. 1.1. Взаимосвязь СНС с экономической статистикой
Приведенная схема показывает взаимосвязи между отраслевыми статистическими наблюдениями и макроэкономическими оценками. Центральное место СНС в общей системе статистических наблюдений объясняется тем, что применяемые классификации должны быть жестко связанными с принципами национального учета и не противоречить им.
Особая значимость СНС для социально-экономической статистики Российской Федерации состоит в том, что эта система обеспечивает согласованность всех видов учета, классификаций, определений и понятий, позволяет отразить взаимосвязь между различными секторами, отраслями и частями экономики. Она может быть в качестве одного из наиболее перспективных направлений совершенствования статистики и разработки подходов к разграничению организованной и неорганизованной экономической деятельности (теневой бизнес).
СНСкак система национального учета дает возможность представлять экономические данные в форме, позволяющей осуществлять статистический и экономический анализ, обосновывать стратегию развития и принятие оптимальных государственных решений. Счета содержат большой объем информации о функционировании экономики страны в целом, о взаимодействии между различными субъектами хозяйственной деятельности.
Применяемые в Системе инструменты и правила основаны на традиционных элементах социально-экономической статистики (балансы, классификаторы, агрегаты, индексы и показатели), а также на процедурах, реализуемых в бухгалтерском учете (счета, принцип двойной записи операций); элементы эконометрики (например, система уровней межотраслевого баланса).
В то же время в случаях, когда практика бухгалтерского учета противоречит СНС, составители счетов согласуют свои действия с экономической теорией, так как результаты расчетов нацелены на удовлетворение потребностей аналитиков и разработчиков политики.
СНС представляет собой логически последовательную, гармоничную и целостную совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц с согласованными понятиями, определениями, классификациями и правилами учета.
Именно совокупность принципов, методов и приемов сбора и обработки данных позволяет судить о том, что эта Система и методологическая основа современной статистики, которая позволяет:
— значительно расширить информационное поле научного исследования за счет включения всех секторов, видов экономической деятельности;
— оптимизировать секторальную и отраслевую структуру, пропорции экономики, колебания экономической конъюнктуры и общественного прогресса;
— фиксировать рыночное функционирование каждого сектора, отрасли и вида экономической деятельности, раскрыть характер товарно-денежных отношений в рыночном пространстве субъектов Российской Федерации и страны в целом;
— включить в информационное поле не только домашние хозяйства, но и мировой рынок в целом, что ранее исключалось;
— обеспечить непрерывный поток информации, необходимой для учета, измерения, контроля, оценки и анализа динамики функционирования экономики;
— отразить уровень потенциала страны (человеческий, нефинансовый и финансовый капитал) и благосостояния ее жителей на определенный момент времени;
— дать возможность пользователям составлять данные в форме, пригодной для целей экономического анализа, принятия решений и выработки эффективной государственной политики;
— проводить моделирование и прогнозирование экономических процессов и явлений.
Система позволяет получать различные уровни агрегирования данных: отдельных субъектов хозяйственной деятельности; секторов и отраслей; экономики региона и страны в целом.
Статистическая комиссия ООН пришла к выводу о том, что внедрение методологии СНСв конкретной стране следует оценивать исходя из полноты представления соответствующих данных в наднациональные организации и наличия практических методик и руководств для проведения статистических наблюдений и расчетов,по трем основным показателям: количеству используемых счетов; применяемым концепциям и классификациям; качеству базовых данных.
Под количеством используемых счетов понимается степень разработки предлагаемых в СНС таблиц и счетов, концепций и классификаций, а качество базовых данных оценивается с точки зрения соответствия принципам СНС. Внедрение СНС в практику работы национальных статистических служб рассматривается Статистической комиссией ООН в качестве главного направления развития официальной статистики в странах мира, которое способствует международной сопоставимости результатов статистических наблюдений и расчетов.
Внедрение СНС в России началось в начале 1990-х годов в связи трансформацией административно-плановой экономики в рыночную, а также в связи с обязательствами России перед международными организациями представлять им макроэкономическую информацию в соответствии с международными нормами и стандартами.
Для чего были приняты: «Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.10.1992), «Федеральная программа реформирования статистики в 1997-2000 гг.» (постановление Правительства России от 23.11.1996 № 1410), «Программа развития государственной статистической системы до 2005 года» (распоряжение Правительства России от 10.07.2001 № 910-р) и Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» (постановление Правительства России от 02.11.2006 № 595).
Эти документы акцентировали внимание руководителей и специалистов в области учета и статистики на важнейших задачах модернизации национального счетоводства и перевода его на общепринятые в мировой практике принципы СНС, что важно для стимулирования внешнеэкономических связей, привлечения иностранных инвестиций, развития экономической интеграции и кооперации.
Следует отметить, что в экономической практике нашей страны СНС раньше не применялась, в образовательные стандарты учебных заведений не включалась. Общественность с СНС знакома слабо. Поэтому многие руководители, специалисты экономических, финансовых и производственных служб по объективным причинам еще только осваивают цель и задачи, основные принципы, правила, содержание СНС и её возможности.
В СССР и России весь национальный учет основывался на принципах баланса народного хозяйства (БНХ) и государственных планах. Изменение государственного строя и формирование рыночных отношений побудили в корне изменить национальную систему учета и перевести её на принципы и правила СНС.
Поэтому статистические органы проводят «ликбез» и ознакомление с основными понятиями СНСне только для работников экономических служб предприятий, но и органов власти и управления, профсоюзов, политических и других общественных организаций. Доводятся до них также международные статистические нормы и стандарты, методы наблюдений и расчета показателей. Разъясняются также правила установления границ производства, включения компонентов для производства товаров и услуг, а также отражения собственного потребления и «теневой экономики».
Реформирование организации официальной статистической деятельности, с одной стороны, проводилось с учетом потребностей органов государственной власти и обязательств России перед ООН через развитие и внедрение четких методологических подходов к изучению и объективному отражению состояния рыночной экономики страны.
С другой– с целью повышения качества учета, уровня развития статистической науки, инструментария, организации государственного аппарата, изменения социально-экономической политики власти, повышения уровня квалификации работников государственной статистической службы.
Модернизация теоретических и методологических основ официального учета проводится максимально реалистично и прагматично с точки зрения обеспечения принятия эффективных решений правительственными и деловыми кругами.
Введение данных СНС позволяет дать более всестороннее представление об экономике, отразить экономическое поведение участников хозяйственной деятельности, их взаимоотношения и результаты работы. Интеграция активов и пассивов послужит полному представлению о ресурсах страны, а консолидация данных по ряду важных элементов экономики улучшит отражение таких показателей, как численность население и рабочей силы, изменения цен, курсов и паритетов покупательной способности валют.
СНС подкрепляет центральную роль национальных счетов в экономической статистике. Большой массив экономической информации, разрабатываемый Росстатом и его территориальными органами в рамках СНС, всё в большей мере используется органами государственного управления для принятия решений по вопросам разработки стратегии и экономической политики, касающихся мер стимулирования экономического роста, совершенствования налоговой системы, привлечения иностранных инвестиций для повышения уровня жизни населения.
Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) осуществляет руководство всей государственной статистической деятельностью в стране в соответствии с Конституцией РФ (ст.71) и законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ФЗ № 282 от 29.11.2007). Всю деятельность ФСГС ведет по плану статистических работ, утверждаемому Правительством РФ.
Новая система национального учета способна объективно измерить массовые социально-экономические явления и процессы в неразрывной связи с их качественным содержанием. Наблюдения и сбор данных, регистрация и измерение явлений, обработка, обобщение и анализ информации осуществляется по научно обоснованным методикам, характеризующим жизнь населения и финансово-хозяйственную деятельность предприятий, создаются официальные базы данных и хранилища объективной информации для прогнозирования ситуации.
В настоящее время проводится интенсивное обучение пользователей статистики новым международным стандартам учета и создаётся единое информационное пространство. Эта трудная и длительная работа позволит получать объективную экономическую информацию для проведения эффективной государственной политики в новых условиях хозяйствования. Анализ национальных счетов обеспечит основу для разработки экономической и денежно-кредитной политики государства, оценку конъюнктуры рынка коммерческими структурами, сопоставление уровней развития стран международными организациями.
Важно отметить то, что ускоренное внедрение СНС способствует формированию оптимального национального учета, направленного на интернационализацию официальной статистики через обеспечение сопоставимости данных и разработку международных стандартов и руководящих принципов, рекомендованных к применению.
Для пользователей важно то, что национальные счета углубляют статистический и экономический анализ, способствуют принятию взвешенных государственных решений. Национальные и региональные статистические службы должны использовать этот фактор для усиления своих позиций и авторитета.
Важнейшей задачей современного этапа является развитие информационной базы СНС, продолжение адаптации сложившейся системы информации к реальным потребностям органов власти и управления.
Методология СНС постоянно совершенствуется и развивается, только за последние 60 лет ООН принято три версии Системы. Международными организациями (ООН, МВФ и др.) инициированы работы по систематизации предложений по пересмотру некоторых положений СНС-93 в части уточнения в 2008 году содержания услуг финансового посредничества в расчетах ВРП; расходов домашними хозяйствами на приобретение потребительских товаров длительного пользования; отражения расходов государства на приобретение вооружения; определения затрат капитала в связи с расчетами производительности труда; отражением расходов на научно-исследовательские цели.
Обсуждение и внедрение этих вопросов позволит в обозримом будущем повысить качество статистики и расширить аналитические возможности СНС, более полно использовать её данные для проведения эффективной социально-экономической политики государством.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит изменение в методологии учета России от системы баланса народного хозяйства к СНС?
2. В чем заключается всеохватывающий характер СНС?
3. Кто является основателем СНС?
4. Назовите наиболее важные показатели СНС, используемые правительством для проведения экономической политики.
5. В чем состоит значение международных стандартов по статистике национальных счетов?