В чем вы видите социально политический смысл массовых репрессий

В чем вы видите социально политический смысл массовых репрессий

Подробное решение Параграф § 25 по истории для учащихся 9 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт 2013

Вопрос 01. Какую роль в советской политической системе играла ВКП(б)?

Ответ. ВКП (б) играла ключевую роль. Именно партия решала все кадровые Вопросы, то есть назначала всех должностных лиц от самых незначительных начальников до формального руководителя страны, именно поэтому действительным руководителем был генеральный секретарь партии. Потому все важнейшие Вопросы и новые законы обсуждались на Политбюро: политика партии была политикой страны в целом, потому что любой руководитель, не угодный партии, сразу лишался своего поста.

Вопрос 02. Какими способами устанавливалось в стране идеологическое единомыслие?

Ответ. Официальная идеология проникла во все сферы жизни: исходя из её требований готовились все материалы СМИ, подбирались книги в библиотеках, система образования должна была, прежде всего, построить мышление людей согласно нужному стандарту начиная с детства. Но главным инструментом установления идеологического единомыслия были репрессии – все инакомыслящие отправлялись в лагеря или на расстрел (суровым наказаниям подвергались даже за политические анекдоты, хотя официально людей наказывали, к примеру, за шпионскую деятельность или вредительство). Потому СМИ, система образования и т. п. неукоснительно придерживались генеральной линии партии, создавая соответствующее информационное пространство: всем хотелось остаться на свободе.

Вопрос 03. Как вы думаете, какова была цель всеобщего охвата населения общественными организациями?

Ответ. Во-первых, привлечение в общественные организации было дополнительным средством установить идеологическое единомыслие: члены организаций много времени проводили вместе в сопровождении нужных призывов руководителей, лозунгов. Во-вторых государство надеялось таким образом лучше организовать все виды производства в стране (включая производство духовных ценностей): каждое объединение получало своё задание от партии, что порой было эффективнее, чем дать задание определённому числу предприятий (например, писатели не работали на предприятиях, но были объединены в Союз писателей, через который партия давала им нужные установки).

Вопрос 04. Каковы причины установления культа личности Сталина?

1) К культу личности шла вся история страны и партии после победы в Гражданской войне. Партия была единственным учителем народа, культ партии стал распространяться с начала советской власти. В партии не допускался плюрализм мнений, соответственно, несколько лидеров, в авторитете мог быть только один лидер, который руководил продвижением генеральной линии партии.

2) Сталин сам активно работал для создания культа своей личности, потому что это гарантировало незыблемость его власти (не у кого не было и мысли об ином руководителе страны) и авторитета (решения Сталина выполнялись без обсуждений и сомнений).

Вопрос 05. В чём вы видите социально-политический смысл массовых репрессий?

Ответ. Предполагалось, что репрессии уничтожат ненужные в социалистическом обществе классы, остатки классово враждебных советской власти элементов. Но на самом деле репрессии затронули в большей или меньшей степени все слои и группы общества и саму партию. Социальную напряжённость по аналогии с другими историческими периодами репрессии должны были наоборот усилить, хотя этого, как ни странно, не происходило. Потому главный эффект – политический. Уничтожены были все политические враги Сталина, подавлено любое желание таковыми становиться (даже просто сомневаться в гениальности Сталина и правильности его действий) и взяты «заложники» (почти у всех чиновников высшего эшелона кто-либо из близких людей сидел, и было понятно, что в случае недовольства Сталина судьба его ухудшиться, и туда же могут попасть и другие близкие люди).

Вопрос 06. В чём состояла противоречивость Конституции СССР 1936 г.? Какую роль был призван сыграть этот документ в жизни страны?

Ответ. Конституция 1936 года обозначала переход от диктатуры пролетариата к социализму. Соответственно, она должна была определить основные принципы жизни общества при этом самом социализме. Конституция провозглашала высшим руководящим органом страны Верховный Совет СССР, однако партия продолжала производить все кадровые назначения, потому несмотря на конституцию, руководила страной по-прежнему одна коммунистическая партия.

Вопрос 07. Какие факты свидетельствовали о свёртывании курса 20-х гг. на развитие национальных культур?

1) в мусульманских республиках закрывались мечети (также, как в 1920-е годы в христианских – церкви);

2) в городах этих республик началась компания по искоренению мусульманских традиций;

3) во всех республиках был свёрнут курс на развитие национальных языков и культур;

4) в школах всех республик (кроме Грузии и Армении) русский язык стал изучаться как основной;

5) общесоюзные меры, включая коллективизацию, не учитывали национальных особенностей.

Источник

Социально-политический смысл массовых репрессий

Репрессии в СССР в 30-е годы

Партийный состав и органы управления в репрессиях

Новая волна политических репрессий в СССР началась в конце 1934 года. На тот момент времени произошло существенное изменение структуры аппарата управления внутри страны. В частности 10 июля 1934 года произошла реорганизация спецслужб. В этот день был создан народный комиссариат внутренних дел СССР. Этот отдел известен под аббревиатурой НКВД. В состав этого подразделения входили такие службы как:

· Главное управление государственной безопасности. Это был один из основных органов, который занимался практически всеми делами.

· Главное управление рабоче-крестьянской милиции. Это аналог современной милиции, со всеми функциями и обязанностями.

· Главное управление пограничной службы. Управление занималась пограничными и таможенными делами.

· Главное управление лагерей. Это управлением сегодня широко известно под аббревиатурой ГУЛАГ.

· Главное управление пожарной охраны.

Кроме того в ноябре 1934 года был создан специальный отдел, который получил название «Особое совещание». Этот отдел получал широкие полномочия по борьбе с врагами народа. Фактически этот отдел мог без присутствия обвиняемого, прокурора и адвоката отправлять людей в ссылку или в ГУЛАГ сроком до 5 лет. Разумеется, это относилось только к врагам народа, но проблема в том, что никто достоверно не знал, как этого врага определить. Именно поэтому Особое совещание имело уникальные функции, поскольку врагом народа можно было объявить фактические любого человека. Любого человека можно было по одному простому подозрению отправить в ссылку на 5 лет.

Массовые репрессии в СССР

Поводом для массовых репрессий стали события 1 декабря 1934 года. Тогда в Ленинграде был убит Сергей Миронович Киров. В результате этих событий в стране был утвержден особый порядок судебных разбирательств. Фактически речь идет об ускоренных судебных разбирательствах. Под упрощенную систему разбирательств переносились все дела, где людей обвиняли в терроризме и пособничестве терроризму. Опять же, проблема была в том, что под данную категорию относились практически все люди, которые попали под репрессии. Выше мы уже говорили о ряде громких дел, которые характеризуют репрессии в СССР, где отчетливо видно, что всех людей, так или иначе, обвиняли в пособничестве терроризму. Специфика же упрощенной системы разбирательства заключалась в том, что приговор должен был быть вынесен в срок до 10 дней. Обвиняемый получил повестку за сутки до разбирательства. Само разбирательство проходило без участия прокуроров и адвокатов. По завершении разбирательства любые просьбы о помиловании запрещались. Если в ходе разбирательств человека приговаривали к расстрелу, то это мера наказания исполнялась незамедлительно.

Политические репрессии, чистка партии

Сталин устроил активные репрессии внутри самой партии Большевиков. Одним из показательных примеров репрессий, которые коснулись большевиков, случился 14 января 1936 года. В этот день было объявлено о замене партийных документов. Этот шаг давно уже обсуждался и не был неожиданностью. Но при замене документов новые удостоверения вручались не всем участникам партии, а только тем, кто «заслужил доверие». Так началась чистка партии. Если верить официальным данным, то при выдаче новых партийных документов 18% большевиков были отчислены из партии. Это были те люди, к которым репрессии применялись, прежде всего. И это мы говорим только об одной из волн этих чисток. Всего же чистка партии проводилось в несколько этапов:

· В 1933 году. Из высшего руководства партии была исключена 250 человек.

Репрессии в армии

Начиная с июня 1937 года репрессии в СССР коснулись армии. В июне случился первый судебный процесс над высшим командованием рабоче-крестьянской красной армии (РККА), включая главнокомандующего маршала Тухачевского. Руководство армии обвинялось в попытке государственного переворота. По заявлению прокуроров переворот должен был состояться 15 мая 1937 года. Обвиняемые были признаны виновными и большую часть из них расстреляли. Расстрелян был и Тухачевский.

Усиление репрессий

Начиная с 1937 года, волна репрессий в СССР стала усиливаться. Причиной стал приказ №00447 НКВД СССР от 30 июля 1937 года. Этот документ заявлял и немедленном репрессировании всех антисоветских элементов, а именно:

· Бывшие кулаки. Всех тех, кого советская власть назвала кулаками, но которые избежали наказания, или находились в трудовых поселках или в ссылках, подлежало репрессировать.

· Все представители религии. Репрессировать подлежало всех, кто имеет хоть какое-то отношение к религии.

· Участники антисоветских действий. Под такими участниками занимались все, кто когда-либо выступал активно или пассивно против советской власти. Фактически к этой категории относились тех, кто новую власть не поддерживал.

· Антисоветские политические деятели. Внутри страны антисоветским политиками назывались всех, кто не входил в состав партии большевиков.

· Люди с судимостью. Люди имевшие судимость автоматически считались врагами советской власти.

Все эти категории необходимо было репрессировать. Согласно приказу НКВД всех людей, которые относились к этим категориям необходимо было разделить на два лагеря:

· Враждебные элементы. Любой человек, которого называли враждебным элементом, приговаривался к расстрелу.

· Неактивные элементы. Остальных, кого не приговорили к расстрелу, отправляли в лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет.

Все дела теперь рассматривались в еще более ускоренном режиме, где большинство дел рассматривалось массово. Согласно тем же распоряжением НКВД репрессии относились не только к осужденным, но и к их семьям. В частности, к семьям репрессированных применялись следующие меры наказания:

· Семьи репрессированных за активные антисоветские действия. Все члены таких семей отправлялись в лагерях и трудовые поселки.

· Семьи репрессированных, кто проживал в пограничной полосе, подлежали переселению вглубь страны. Часто для них образовались специальные поселки.

· Семья репрессированных, проживавших в крупных городах СССР. Таких людей также переселяли вглубь страны.

В дальнейшем репрессии продолжались, хотя их основные события уже прошли. Фактически репрессии в СССР продолжались до 1953 года.

Итоги репрессий

Всего с 1930 по 1953 года по обвинениям в контрреволюции было репрессировано 3 мил 800 тыс человек. Из них 749 421 человек были расстреляны… И это только по официальной информации… А сколько еще людей погибло без суда и следствия, чьи имена и фамилии не занесены в список?

1) Роль ополчение в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев К.Минин и Д.Пожарский

2) Великая отечественная война 1941-1945 г основные события итоги

· Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский

· Православная церковь (в лице патриарха Гермогена), патриотические силы выступили за то, чтобы Россия решала свою судьбу сама. Смута стала приобретать характер национальной борьбы против иноземного вмешательства. Социальное движение, получившее национальную окраску, консолидировалось и выдвинуло новую плеяду вождей, которые возглавили сначала первое (во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким), а потом и второе (во главе с Мининым и Пожарским) ополчения.

· Гермоген родился около 1530 года и предположительно был из донских казаков. Он стал монахом в зрелые годы и проявил себя рьяным служением вере. В 1606 году при Шуйском стал патриархом. Он занимал последовательно патриотическую позицию, был против размещения польских войск в Москве, поддерживал нижегородское ополчение и кандидатуру Михаила Романова на царство. Со второй половины 1610 году рассылал патриаршие грамота по городам, призывая к всенародному восстанию против интервентов. Поляки заточили Гермогена в Чудовом монастыре и за отказ призвать народ к роспуску ополчения уморили его голодом в глубоком подземелье. Твердость в убеждениях и непреклонность в действиях создала Гермогену высокий авторитет и стала патриотическим примером для участников народного ополчения.

· Основу патриотического движения составили местные земские миры. Против семибоярщины выступили Рязань, Коломна, Муром, Нижний Новгород, Ярославль, Владимир и другие города. Но земское освободительное движение, охватившее огромные территории, носило разобщенный характер. Земские воеводы, не доверявшие Ляпунову и Заруцкому, запятнавшим себя сотрудничеством с самозванцами, повели свои отряды на Москву каждый своим путем. Отсутствие единства привело к тому, что ополченцы опоздали к начавшему в Москве народному восстанию, вспыхнувшему на пасхальной неделе, 19 марта 1611 года.

· Восстание началось стихийно и преждевременно. Московские патриоты Дмитрий Пожарский, Иван Бутурлин, Иван Колтовский и др., рассылавшие воззвания и грамоты по городам и готовившие силы для выступления, были вынуждены возглавить сопротивление иноземцам. Между тем к Москве подошло первое ополчение, но оно не располагало ни достаточными силами, ни необходимыми для осады тяжелыми пушками. Предприняв штурм Кремля и Китай-города, земцы понесли огромные потери и не смогли овладеть укреплениями, где находилась лучшая часть русской артиллерии. Ополчение, представленное в основном казаками, управлялось Советом всей земли – Земским собором, который не включал ни официальную Боярскую думу, ни духовенство. Земское правительство фактически возглавили дворянин Прокопий Ляпунов, казачий предводитель Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой. Но им не удалось организовать снабжение отрядов провиантом, поддержать дисциплину в войсках, погасить рознь между казаками и дворянами, что привело к грабежам и пьянству в лагере подмосковного земского ополчения и полному его распаду.

· В сентябре 1611 года казаки по навету убили Ляпунова и реальную власть взяли в свои руки два казачьих атамана – Заруцкий и Просовецкий. Захватив руководство в полках, Заруцкий попытался вновь реализовать идею самозванного царька, чтобы утвердиться у престола. По словам летописца, атаман «хотяху на Московское государство посадити воренка калужсково, Маринкина сына…».[51] Слухи о казачьих планах встревожили население. Авторитет первого ополчения был подорван. Города перестали доверять его Земскому правительству. Но без свежих воинских сил выиграть битву за Москву было невозможно.

· Центром организации новой земской рати стал Нижний Новгород. Именно туда была адресована грамота патриарха Гермогена, в которой он заклинал местных святителей, воевод, дворян и весь посадский люд, не теряя времени, объединиться с земским ополчением других городов, чтобы воспрепятствовать казакам избрать на трон «воренка». Его обращения были услышаны. Так в русской истории появились имена нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

· Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) происходил из рода князей Стародубских. Находился на государственной службе, был серьезно ранен в боях с поляками в 1611 году в Москве. По просьбе Минина возглавил Нижегородское ополчение и на завершающем этапе борьбы с интервентами осуществлял верховную власть в стране. После освобождения Москвы от поляков получил чин боярина, руководил рядом приказов, был воеводой, участвовал в войнах. Похоронен в Суздале.

2 Великая отечественная война 1941-1945 г основные события итоги

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 706 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Репрессии: преступление или государственная необходимость?

В чем вы видите социально политический смысл массовых репрессий. 1490033492 1. В чем вы видите социально политический смысл массовых репрессий фото. В чем вы видите социально политический смысл массовых репрессий-1490033492 1. картинка В чем вы видите социально политический смысл массовых репрессий. картинка 1490033492 1.Один из наиболее негативно воспринимаемых в постсоветском сознании политических образов – образ «репрессии». Сложно сказать, есть ли это страх современного общества – скорее, нет: по данным «Левада-центра» последних лет, репрессий опасаются лишь 5% россиян.

Но негативный окрас слова «репрессии» сохраняется. Иногда – в неком когнитивном диссонансе с тем контекстом, в котором используется.

При этом 62% согласились, что он «жестокий, бесчеловечный тиран, виновный в уничтожении миллионов невинных людей», и среди этих 62% четверть (23%) указали, что испытывают к нему, как к «жестокому бесчеловечному тирану, погубившему миллионы невинных людей», «уважение, восхищение и симпатию». При этом из них же, из этих 62%, большинство считают, что он, как жестокий и бесчеловечный тиран и т.д.), сыграл в истории страны положительную роль.

В целом, в итоге, на март 2016 года, считали, что он сыграл в истории положительную роль, 54%, восхищение, уважение и симпатию он внушал 37% граждан. К январю 2017 эти же чувства он внушал уже 46%.

Но в данном случае вопрос не об отношении к Сталину и не о динамике этого отношения – вопрос об определенном диссонансе в ответах: присутствующем у значительной части общества ценностном сочетании «репрессии есть политическое преступление, их оправдать нельзя, Сталин в них виновен. – Он сыграл положительную роль в истории нашей страны и внушает нам чувства уважения, восхищения и симпатии».

Само понятие «репрессии» было сведено к моментам репрессивности внутренней политики СССР в известный период – и утверждено в некой мифологизировано-образной форме. Когда официальная послесталинская пропаганда стала внедрять его в общественное сознание, она использовала выражение «необоснованные репрессии», что уже было неясно в своем смысловом содержании: «необоснованного» ничего не бывает, все, что делается, делается в силу того или иного обоснования. Другой вопрос – какого.

Позже стали говорить о «политических репрессиях» – но в собственном смысле – либо необоснованные, либо политические: просто потому, что «политические» – это обоснованные политическими причинами.

И официальная пропаганда билась как об лед в этой смысловой ловушке: потому что часть групп, заинтересованных в осуждении репрессий, считала, что репрессии к политическим противникам – это как раз хорошо, а вот репрессии не по политическим причинам либо вообще без причин – это плохо. А другая часть как раз хотела утвердить принцип, согласно которому репрессии к политическим противникам – это плохо. То есть хотела обеспечить себе безопасность и вседозволенность в своей борьбе с властью и социально-экономическим устрйством.

Не менее бессмысленным стало словосочетание «массовые политические репрессии» – как потому, что открывало дорогу древнему спору о том, какое количество волос отличает лысого от лохматого, так и потому, что с одной стороны получалось, что если репрессии немассовые – то они уже не подлежат осуждению, а с другой получалось, что, например, массовая преступная деятельность не должна караться просто потому, что она – массовая.

Но любое прилагательное, добавляемое к слову «репрессии» при их осуждении, означает признание того, что осуждение одних репрессий есть оправдание других.

И тогда встает вопрос: что, собственно, такое есть репрессии как некая категория, некое политическое либо социальное действие?

Мифологизированное постсоветское сознание воспринимает слово «репрессии», особенно при придании ему зловещего змеиного шипящего звучания в сочетании «масссссовые репресссссиии…», как некий зловещий посвист злых духов, ночной кошмар неврастеника, незримое, непонятное, вползающее через замочные скважины и тянущееся к горлу.
И никто не говорит и не вспоминает о собственном значении термина «репрессии», который означает только одно: подавление. Причем не подавление вообще как «прессинг», а именно ре-подавление. То есть – ответное подавление. В более точном смысле – подавление сопротивления.

Подавление – есть не только неотъемлемая, но непременная функция государства. Строго говоря, у государства их всего три: подавления (принуждения), управления, посредничества.

Государство есть институциональное оформление власти – власть есть отношения по поводу подчинения и подавления. Государство, неспсобное принудить к соблюдению своей воли, просто перестает быть государством: и потому, что не способно принудить к соблюдению своей воли, и потому, что не способно обеспечить ни свою целостность, ни какой-либо правопорядок, потому что «право есть ничто без силы, способной принудить к соблюдению права».

Можно сказать, что умение принуждать и подавлять еще не обеспечивает разумность, справедливость и эффективность государственного устройства. И это – правда. Способность принуждать сама по себе еще не обеспечивает ни разумности, ни справедливости, ни правопорядка, ни эффективности. Но для того, чтобы их обеспечить, необходима способность к подавлению.

Не в смысле лозунга иных традиционалистов, сводящегося в основном к одному: «Пороть надо!», а в смысле неотъемлемой необходимости подавления государством тех групп, которые в той или иной форме осуществляют сопротивление действиям государства. Можно добавить «законным действиям» государства – если бы не было известно, что в определенных условиях государство и бывает вынужденно и обязано выходить за рамки закона – особенно когда последний был описан в иное время и для иных обстоятельств.

Как некогда сказал Авраам Линкольн, спасая целостность США: «Лучше нарушить один закон, чем допустить, чтобы рухнули все».

Таким образом, репрессии как подавление сопротивления есть необходимая функция государства. Создание условий, при которых общество сможет обойтись без репрессий, теоретически возможно, но они означают создание условий, при которых можно будет обойтись без государства. Это общество с однородными экономическими интересами, уровнем развития производства, обеспечивающим материальное изобилие, с отсутствием противоположности между умственным и физическим трудом – ну и так далее: все, что обозначается научной категорией «коммунизм». Пока такое общество никто не создал, даже СССР. Кто хочет – может попробовать. Возможно, еще и получится к концу 21 века, но это уже совсем иная тема.

Репрессии есть подавление сопротивления государственной политике. Они могут быть более жесткими – могут быть более мягкими. Но они не могут не быть, потому что без них нет государства. Потому что не может существовать государство, неспособное принуждать к исполнению его политики.

Физика, философия и репрессии

В древнеиндийской философии это было сформулировано так: «Данда и одна лишь Данда хранит этот мир и мир иной». Данда (то есть кара) хранила Дхарму (то есть порядок). В Индии это было названо Дандой. В Риме – Санкциями. Мы назвали (или нам предложили назвать) это Репрессиями.

Возможно, термин даже более точен. Поскольку подчеркивает, что Репрессии – это именно ответное подавление, подавление противодействия.

Если противодействие государству (стране) оказывается массовым – массовыми становятся и репрессии. Если сопротивление оказывается политическим – им отвечают политическими репрессиями. Необходимая мера репрессий – обеспечение подавления противодействия.

Если государство не осуществляет репрессии – оно уничтожается либо внешним конкурентом, либо хаосом.

Если нужно без излишнего труда и лишних затрат уничтожить то или иное государство, его нужно приучить к мысли, что репрессии – это нечто недопустимое. И заставить отказаться от репрессий, то есть отказаться от той своей функции, исполнение которой и обеспечивает существование государства.

Возможно, развернувшаяся во второй половине 1980-х гг. в СССР кампания по осуждению Сталина, сталинизма и «массовых политических репрессий», и имела своей целью одну единственную вещь. Уничтожить государство и страну. Дискредитировать исполнение функции репрессий как таковую – и тем самым уничтожить способнсоть государства осуществлять свою политику, осущестлять свою волю, защищать страну и общество.

Манипулятивная дискредитации категории и инструмента репрессий означала и означает уничтожение государственности.

Поэтому, если страна хочет восстановления полноценной государственности, она должна понять: необходима реабилитация самой категории, понятия и инструмента репрессий.

Дискредитация идеи репрессий может разрушить любую страну.

Восстановление государственности и страны требует реабилитации реперссий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *