В чем вы видите специфику советов рабочих депутатов
В чем вы видите специфику советов рабочих депутатов
Подробное решение параграф 13-14 по истории для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Базовый уровень 2013
Вспомните, какие общероссийские партии были созданы в период первой революции. Каковы были программы либеральных и традиционалистских партий? (с. 81)
Ответ: Русская монархическая партия (РМП) – воссоздание Великой, Единой и Неделимой Российской империи; исторической, культурное и религиозное просвещение русских; сохранение и отстаивание исторической достоверности Российской и Русской Истории
Союз русского народа (СРН) – Программа и деятельность СРН базировались на монархических, шовинистических и антисемитских идеях, а также православном радикализме. СРН выступал против революции и парламентаризма, поддерживал единство и нераздельность России, а также единение властей с народом в форме совещательного органа. Основной уставной целью СРН было развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо Российской империи по традиционной формуле «Православие, самодержавие, народность».
Союз 17 октября (октябристы) — ограничение власти монарха; сохранение монархической формы правления; свобода слова, собраний, союзов, передвижения и совести; неприкосновенность личности и жилища; сохранение «единой и неделимой» России; содействия покупке крестьянами земель у частных владельцев; нормирование рабочего дня; отрицание возможности предоставления автономии отдельным частям империи, кроме Финляндии; уравнивание крестьян в правах с другими сословиями.
Конституционно — демократическая партия (кадеты) – идеалом политического устройства для них была конституционная парламентская монархия английского типа. Основные пункты программы: равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности; свобода совести, слова, печати, собраний, союзов; неприкосновенность личности и жилищ; свобода культурного самоопределения национальностей; конституция с ответственным перед народными представителями, министерством (парламентский строй); всеобщее избирательное право по семичленной формуле (1.всеобщее, 2.прямое, 3. равное 4. тайное избирательное право без различия 5.пола, 6. национальности и 7. вероисповедания); местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права, распространяющееся на всю область местного самоуправления; независимый суд; реформа податей для облегчения беднейших классов населения; бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских; принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих «по справедливой оценке»; право стачек; законодательная охрана труда; 8 — часовой рабочий день, «где его введение возможно»; всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование; культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции); конституционная автономия Финляндии и Польши; унитарное устройство России, недопущение её федерализации (за исключением Польши и Финляндии), провозглашение принципа «единой и неделимой Росcии».
Трудовая народно — социалистическая партия (энесы) – сторонники эволюционного перехода к социализму и отдавали предпочтение легальным формам организации и борьбы.
Партия социалистов — революционеров (эсеры) – социализация земли; установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение. Эсеры раньше, чем социал — демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство.
1. Каковы причины первой революции в России? В чем заключалось значение Кровавого воскресенья с точки зрения борьбы патриархальных и модернизационных установок в российском обществе?
Ответ: В начале XX в. Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических, политических, социальных и национальных противоречий, которые во многом были порождены особенностями российской модернизации. Логика модернизации требовала доведения до конца начатых реформ, и прежде всего в социальной и политической сферах. Но российская власть, инициатор модернизационных преобразований, оказалась в начале XX в. неспособной решить эти проблемы по собственному почину, т. е. в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание недовольства, вылившееся в противостояние власти и общества.
Таким образом, можно выделить следующее причины революции:
1. нерешенность аграрного вопроса
2. тяжелое положение рабочих
3. усугубление проблемы национального вопроса (принудительная русификация; стремление окраин получить независимость или стать автономией)
4. поражение в Русско — японской войне
5. бесправное положение значительной части населения страны.
Идея шествия к царю с жалобами, обидами и просьбами фактически воспроизводила древнюю традицию сословного челобитья. Однако текст петиции был составлен таким образом, что жалобы — просьбы звучали в ней как требования и, что самое главное, охватывали не только экономические, но и политические проблемы: немедленное объявление свободы слова, печати, собраний, равенства всех перед законом; ответственность министров перед народом; отделение церкви от государства; прекращение войны с Японией и др.
Расстрел мирной демонстрации ошеломил все слои общества. Образ справедливого и милосердного царя, заботящегося о своем народе, составляющий основу патерналистских установок, был существенно поколеблен. Это произвело коренной переворот в мировосприятии рабочих и крестьян.
2. Максиму Горькому приписывают следующие слова, сказанные после событий 9 января 1905 г.: «Если бы я был русским царем, я сумел бы сделать так, чтобы навечно закрепить абсолютную монархию. Народ защитит меня лучше всякой охраны». Согласны ли вы с тем, что революцию в России можно было бы предотвратить?
Ответ: Да. Но для этого императору необходимо было решиться на изменения не тогда, когда обстановка в стране накалилась до предела, а раньше, чтобы предупредить революции.
3. Как изменилась политическая система Российской империи после октября 1905 г.? Сравните ее с политическими системами, существовавшими в то время в ведущих западноевропейских державах.
Ответ: Сначала царский Манифест от 6 августа 1905 г. объявил о создании в России законосовещательной Думы, а затем Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» возвестил о введении законодательного парламента и гражданских свобод. 11 декабря 1905 г. был опубликован избирательный закон, а 20 февраля 1906 г. — Положения об учреждении Государственной думы и Государственного совета.
23 апреля 1906 г. царь утвердил новую редакцию Основных законов Российской империи, которые определяли структуру и принципы взаимодействия высших государственных органов. И хотя монарх сохранил титул «самодержец», но при определении прерогатив императорской власти понятие «неограниченная» было заменено на «верховная». Здесь же определялось, что Россия — «единая и неделимая страна», «а русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами».
Кроме того, законодательно было закреплено положение о несменяемости судей, что на правовом уровне определило разделение властей — исполнительной, законодательной, судебной — основополагающего принципа любого конституционного строя.
Существенные изменения в сторону буржуазной монархии произошли и в высших органах исполнительной власти. Указом императора от 19 октября 1905 г. было создано объединенное коллегиальное правительство — Совет министров. Председатель Совета министров (премьер — министр) получил право контролировать деятельность министров, представлять правительство перед императором и законодательными учреждениями. За министрами оставалось право «всеподданнейших докладов» царю, но они должны были согласовывать их с премьер — министром. В соответствии с Основными законами Совет министров наделялся правом законодательной инициативы, разработки законопроектов и внесения их в Думу.
Основные законы содержали статьи о правах и обязанностях населения Российской империи: о гарантиях личности в случае ареста и суда, о неприкосновенности жилища, о неприкосновенности собственности, право на свободное избрание местожительства и профессии, право свободного выезда за границу, право на свободу вероисповедания, право «в пределах, установленных законом» выражать и распространять свои мысли. 27 августа 1905 г. была восстановлена университетская автономия.
Конечно, новая политическая система была далека от образцового варианта правового государства и гражданского общества. Законотворческая деятельность Государственной думы была ограничена невозможностью внесения изменений в Основные законы империи; граждане России не получили права на прямые, равные, тайные и всеобщие выборы; император обладал еще огромной властью, в том числе правом досрочного роспуска Думы и издания законов в обход ее; правительство не назначалось парламентом и не отчитывалось перед ним. Тем не менее в 1906 г. Россия сделала существенный шаг на пути к конституционной монархии, а ее население получило основные политические права, россияне из подданных императора превратились в граждан страны.
В этот период в Великобритании и США, где действовали двухпартийные системы, друг друга сменял у власти консерваторы и либералы, демократы и республиканцы. В отличие от европейских политических партий, которые чаще всего создавались и действовали как представители интересов определенных слоев или групп, и демократы и республиканцы США объединяли под своими знаменами людей разного социального положения. США – демократическое государство во главе с президентом. Изменения в политической системе США в начале 20 века в целом были направленные на расширение функций центральных органов власти. Большей частью они носили фактический характер и были инкорпорированы не в юридическую, а в фактическую конституцию (американцы говорят: «живая конституция»). На этот период приходятся только две поправки к конституции — XVI и XVII, ратифицированные в 1913 г. XVI поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса. С тех пор устанавливаемые им подоходные налоги составляют основную часть бюджетных поступлений. XVII поправка отменила старый порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы. Эта мера не только демократизировала процедуру формирования сената, но и существенно повысила его престиж и влияние. Важное значение для конгресса имела «парламентская революция» 1910 г., в результате которой до этого всемогущий спикер палаты представителей был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов палаты и членства в весьма важном комитете, определяющем порядок процедуры прохождений биллей и резолюций. Эта мера способствовала установлению более гибких отношений постоянных комитетов с влиятельными группами давления, так как в комитетах устанавливалось то же соотношение представителей партий, что и в палатах конгресса. Одновременно были приняты меры к ликвидации намеренной затяжки законодательной процедуры (непрестанно повторяющееся по требованию меньшинства проведение поименного голосования с целью определения кворума). Все это способствовало повышению эффективности работы конгресса.
Великобритания – конституционная монархия, в которой монарх играет номинальную роль, а руководит страной премьер министр. В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.
В последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года. В стране были введены демократические свободы — избирательное право, свобода объединений в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания и т.п. Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие — либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования. Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата — Палата депутатов — избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя — Сенат — специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. На конгрессе — совместном заседании обеих палат — избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции. Обе палаты занимались рассмотрением и принятием законов и утверждением бюджета. Сенат имел право «задерживающего вето», т.е. мог вернуть на повторное рассмотрение законы, принятые Палатой депутатов. Однако центром политической жизни страны была нижняя палата парламента. Партии и объединения, располагавшие большинством мест в Палате депутатов, формировали правительство, которое несло, перед парламентом ответственность. Кабинет обязан был уходить в отставку, если того требовало более половины депутатов. Во французском парламенте конца XIX в. заседали представители различных политических направлений: монархисты, республиканцы, клерикалы, радикалы, социалисты и др. Во Франции сложилась многопартийная система. Здесь преобладала практика правительственных коалиций. В этих случаях ведущую роль в формировании и последующей деятельности правительства играли личности – лидеры победившей партии или независимые политики.
В начале XX века Германская империя представляла собой союз князей под главенством прусской династии Гогенцоллернов. Политический строй был полуабсолютистским: император являлся верховным главнокомандующим армии, имел право назначать и смещать главу правительства (канцлера). Парламент (Рейхстаг) лишь обсуждал проекты новых законов и бюджет, так как утверждал их император. Прусское чиновничество составляло верхушку госаппарата и армии.
4. Каковы особенности первой российской многопартийности? Сравните ее с английской партийной системой.
Ответ: Политические партии возникли в России значительно позже, чем в Западной Европе и США. Иным был и порядок возникновения партий: вначале оформились партии социалистической ориентации, затем — либеральной и, наконец, консервативной. В России многопартийность появилась раньше, чем парламент. Она была создана усилиями интеллигенции в кратчайшие сроки и поэтому не могла адекватно отражать интересы определенных классов и социальных групп. Не было в России и правительственной (в западном понимании этого слова) партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева (таких было абсолютное большинство), либо справа. Не существовало также и разделения партий на правящие и оппозиционные с последовательной сменой этих ролей, как это было на Западе. Более того, абсолютное большинство политических партий действовало нелегально или полулегально, в том числе и некоторые либеральные партии (кадеты). В целом же вся партийно — политическая система объективно оказалась нацелена на разрушение самодержавия (даже монархисты своей погромной тактикой невольно способствовали этому). И наконец, несмотря на значительное число политических партий, количество их членов было невелико: в 1906—1907 гг. они составляли примерно 0,5% от общей численности населения России, а российская глубинка вообще была очень слабо охвачена процессом партийно — политического строительства.
В Великобритании действовала система двух правящих партий, которые сменяли друг друга. Однако, среди членов партий возникали разногласия по поводу политического курса, что приводило к формированию блоков внутри самих партий.
5. В чем вы видите специфику Советов рабочих депутатов?
Ответ: Советы рабочих депутатов создавались рабочими, что было неожиданностью для правительства, либералов и социалистов. Это был орган самоуправления со своими принципами управления. Советы избирались от всех крупных фабрик и заводов. Делегаты собирались в каком — нибудь здании или даже на берегу реки, причем на собрании разрешалось присутствовать (но не голосовать) и не членам Совета. В принципе депутат в любое время мог быть отозван теми, кто его избирал, и заменен другим. Каждый Совет для ведения повседневной работы формировал исполнительный комитет.
Советы являли собой воплощение прямой демократии, где народ, его представители и исполнительные органы не разделены формальностями и бюрократией. В этом отношении они более, чем какая — либо другая рабочая организация, напоминали сельский сход, и, может быть, именно этим объясняется быстрота их распространения по стране и высокая репутация, которой пользовались Советы.
6. Каковы особенности крестьянского движения в революции 1905 г.? Как вы думаете, почему провалилась затея с созданием Всероссийского крестьянского союза?
Ответ: Особенностью крестьянского движения можно назвать то, что они действовали в основном через петиции. Последовавшие приговоры (петиции) хлынули тремя волнами: первая — после февральского обращения царя, вторая — после октябрьского манифеста, третья — во время выборов в Думу.
Наиболее популярным требованием, выраженным в приговорах, являлось требование передачи земли тем, кто ее обрабатывает. Буквально каждое деревенское и волостное собрание выступало за отмену частной собственности на землю, за то, что земля не должна быть предметом коммерческих сделок, за перераспределение в той или иной форме помещичьей земли в пользу крестьян на уравнительной основе. Еще одно широко распространенное требование — требование всеобщего бесплатного начального образования.
Крестьян в меньшей степени, чем рабочих, волновали проблемы гражданских прав и политической структуры империи в целом, но в случаях, когда речь заходила об этом, крестьяне высказывались в пользу какого — нибудь собрания, избираемого всем народом, перед которым правительство было бы в ответе.
Сельские сходы составляли свои приговоры в том случае, если существовала хоть малейшая надежда, что их услышат. Когда подобные перспективы отсутствовали, крестьяне прибегали к другим методам, которые зависели от местных экономических условий и отношений с властями. В одних местах крестьяне брали топоры и рубили помещичий лес, в других выгоняли свой скот на помещичьи луга, в третьих распахивали помещичьи пастбища для собственных нужд и засевали зерном; наемные работники часто бастовали. Во многих случаях, особенно когда для восстановления порядка вызывалась полиция, крестьяне захватывали помещичью усадьбу и хозяйственные постройки, забирали все, что могли унести, а потом поджигали, изгоняли помещика.
Причиной крушения Крестьянского союза явились не только репрессии. После объявления первых выборов в Думу крестьяне увидели возможность изложить свои проблемы там, где их услышат. Не имея единой и четко поставленной цели, Крестьянский союз был обречен, хотя эсеры пытались поддержать его и склонить крестьян к бойкоту выборов. Здесь снова сыграл свою роль раскол между массами и интеллигентами, когда крестьяне, отметая все советы со стороны, воспользовались любой возможностью, чтобы достичь своей главной цели.
7. Как вы думаете, почему армия оказалась верной режиму?
Ответ: Во — первых, армия приносила присягу царю. Во — вторых, существовавшие на тот момент партии не выдвигали никаких требований, которые могли бы заинтересовать солдат.
8. Чем можно объяснить скромность социальных уступок по сравнению с политическими?
Ответ: Попытки правительства дать рабочим некоторые социальные гарантии встретили сопротивление промышленников. Сопротивление предпринимателей привело к тому, что разработка рабочих законов в России затянулась на долгие годы. И только в 1912 г. в связи с новым подъемом рабочего стачечного движения были утверждены законы «О страховании на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев» и о создании страховых присутствий и Совета по страхованию. А по поводу помещичьего землевладения правительство было непреклонно.
В чем вы видите специфику Советов рабочих депутатов?
В чем вы видите специфику Советов рабочих депутатов?
На этапе революционной обстановки, когда прежние властные структуры были распущены, Советы рабочих депутатов являлись органами самоуправления.
Они создавались по инициативе народных масс, были подконтрольными им и проводили политику удовлетворения насущных требований трудовогонарода.
Сам процесс выборности был не идеален, от участия были отстранены другие классы (но интеллигенты и офицеры могли входить в состав Советов), ноэто были зачатки формирования структур управленияобществом.
Какое из перечисленных действий связанно с Советами рабочих и солдатских депутатов?
Какое из перечисленных действий связанно с Советами рабочих и солдатских депутатов?
А) приказ об избрании солдатских комитетов в войска Б) решёние продовольственной проблемы В) решёние рабочего вопроса Г) заключение мира с Германией.
Помогите, пожалуйста : ) Какое событие произошло позднее других?
Помогите, пожалуйста : ) Какое событие произошло позднее других?
1) отречение Николая II 2) образование Временного комитета Государственной думы 3) возвращение В.
И. Ленина из эмиграции в Петроград 4) открытие I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов Срочно, пожалуйстаааа))).
В чем специфика либерализма?
В чем специфика либерализма?
Помогиите♥♥♥ Какой революционный орган возник впервые в 1905 г?
Помогиите♥♥♥ Какой революционный орган возник впервые в 1905 г.
: а) земство ; б) Совет рабочих депутатов ; в) Государственный Совет ; г) Государственная Дума.
Гучков писал 9 марта 1917 г.
Начальнику штаба Ставки генералу Алексееву : «Временное правительство существует лишь пока это допускается Советом рабочих и солдатских депутатов».
О каких особенностях двоевластия свидетельствуют слова Гучкова?
Почему рабочие советы венгрии выступили против правительства кадара?
Почему рабочие советы венгрии выступили против правительства кадара.
Определить роль В?
И. Козлова в налаживании деятельности Советов депутатов трудящихся.
Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов приня?
Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов приня?
Как назывался орган управления городом, избираемый горожанами?
Как назывался орган управления городом, избираемый горожанами?
А) совет народных депутатов, Б) городской совет, В) ратуша, Г) совет ремесленников.