В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза

Художественное своеобразие пьесы Гроза Островского

Драма «Гроза» автора А.Н. Островского относится к классике русской литературы. Своеобразие произведения подчеркивает её уникальность и особенность. Сюжетная линия построена естественно и стройно. На протяжении всей композиции, автор использует особые приемы, что заставляет читателя чувствовать остроту действия, а также ощущать напряжённую обстановку.

Двойственная роль пейзажа – одна из главных особенностей драмы. С одной стороны пейзаж усиливает несоответствие застоявшегося быта жителей города Калинов и их манерами поведения и нравами. С другой стороны, местная природа представлена во всей красе, но не все жители могут увидеть эти достоинства. Подчеркивают красоту пейзажа и слова Кулигина: «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна». Это единственный человек, восхищающийся местной красотой. На его фоне Дикие и семья Кабановых прямо противоположно жаждут растоптать, уничтожить все прекрасное, нежное и естественное проявление живого. Такая противоположность подчеркивает двойственность фона.

Параллельно картине грозы прослеживается фигура «барыни с двумя лакеями». Приступы страха и боязни греха Катерины сопровождаются словами старой барыни: «… Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут».

Для усиления изображения картины Островский использует контрасты. Примером противопоставления служат параллельно развивающиеся отношения героев Варвара Кудряш и Катерина Борис. Четко прослеживается данный прием в сцене свидания в овраге. Здесь простые и грубые чувства Кудряша затмевают оживленные, возвышенные чувства Бориса. Помимо этого характеры данных героев прямо противоположны. Кудряш человек смелый, ловкий, бойкий, он не позволяет дать себя в обиду даже Диким. Что нельзя сказать про Бориса. Варвара, в отличие от Катерины, не поддается матери, защищает свою свободу. Она не понимает душевных страданий главной героини.

Островский в пьесе «Гроза», для детального и полного раскрытия героев, использует художественный прием – так называемые говорящие фамилии (Кабаниха, Кудряш, Дикой). Стоит отметить, что не только в «Грозе», но и во многих других произведениях, автор употребляет такой способ. Внутренний мир героев подчеркивает и их манера говорить. Дикой разговаривает по-простому, грубо, речь его полна ненормативной лексикой. Речь Кабанихи наполнена пословицами и употреблением ласкательных слов, а также часто в разговорах персонаж прибегает к церковному языку. Кулигин человек утонченный, поэтический говорит метафорами, сравнениями, речь дополняет его чувства.

2 вариант

Драма характеризуется конфликтом отдельной личности и окружающего общества. В трагедии показано острое и непримиримое противоречие, конфликт, который приводит к гибели героя. Несмотря на то, что в пьесе “Гроза” Катерина в конце пятого действия погибает, произведение принято считать дорамой, а не трагедией. Основным сюжетным замыслом является противостоянии главной героини “темному царству” (что является характерной чертой драмы).

Новаторством Островского становится появление настоящей героини из народной среды. Центральное место в произведении уделено образу Катерины, описанию ее характера, в то время как сам городок Калинов и его жители уходят на второй план.

В пьесе отображены непреодолимые противоречия, острый конфликт. Автор не идеализирует купечество, напротив, в острой сатире он высмеивает старый уклад патриархального общества, в котором не находится места для всего нового. Город Калинов становится “темным царством”, не приемлющим просвещения.

Также читают:

Картинка к сочинению Художественное своеобразие пьесы Гроза

Популярные сегодня темы

На первый взгляд неприметная Соня Мармеладова, дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников впервые знакомится в распивочной, оказала на Родиона колоссальное влияние

Деревенскому мужику по имени Егор Иванович очень требовалась лошадь. В крестьянском хозяйстве без нее не обойтись. Егор Иванович по копейке собирал на важную покупку. Копить пришлось долго и тяжело

Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать

Рассказ «Студент», созданный А.П. Чеховым обладает определенной схемой, в которой можно отметить несколько удивительных черт.

Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире

Источник

Особенность композиции в пьесе «Гроза».

Конфликт.

Конфликт в «Грозе» двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между Катериной и Кабанихой, Борисом и Диким и т.д. Внутренний конфликт происходит в душе Катерины: между ее стремлением к свободе и самостоятельности и нравственным и религиозным долгом.

Пейзаж.

Важную роль в «Грозе» играет пейзаж, описанный в ремарках и диалогах действующих лиц. Он создает в пьесе особую роль эмоциональную атмосферу: трагические события в городе Калинове не случайно разворачиваются на живописном берегу Волги. Кроме того, отношения к природе (понимание ее красоты) служит критерием оценки героев.

Пейзаж — описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.

Символы.

Символическим образом в пьесе являются Феклуша (символ «темного царства») и сумасшедшая барыня (символ расплаты за грехи).

Символ — художественный образ, обладающий несколькими значениями, ассоциативно связанными между собой и зависящими от контекста.

Жанр.

Чаще всего исследователи определяют жанр «Грозы» как социально-бытовую драму (так считал А.Н.Островский). В то же время существует мнение, что по своим жанровым признакам «Гроза» больше напоминает трагедию. На это указывают: исключительный по своим нравственным качествам герои (Катерина); неразрешимый характер конфликта, обусловленный столкновением исторических эпох (патриархальный мир и Новое время); трагический конец (самоубийство).

Драма один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собой произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене;

один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных (в отличие от трагедии) отношениях с обществом или с самим собой.

Заключение.

Итоговый тест к уроку «Художественное своеобразие пьесы «Гроза».

1. Каким элементом композиции является публичное признание Катерины?

2. Как можно охарактеризовать конфликт в пьесе «Гроза»?

Б) внутренний В) двуплановый

3. Кому из героев принадлежат следующие реплики о грозе?

А) «Каждая теперь травинка. Каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!»А) Катерина
Б) «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться»Б) Кулигин
В) «Гроза! Побежим домой! Поскорее!»В) Дикой

4. Как определил жанр «Грозы» А.Н. Островский?

A) комедия в пяти действиях

Б) трагедия в пяти действиях

B) драма в пяти действиях

5. Что является символом грядущих перемен в г. Калинове?

Способы отслеживания развития общих компетенций

По окончании изучения темы «А.Н. Островский «Гроза» у студентов должен быть сформирован ряд элементов общих компетенций. Студент:

1. Удовлетворительно прошел все поурочные тесты – 1 балл;

2. Способен выделить ключевую информацию (конспект уроков 2,6) – 1 балл;

3. Владеет навыками структурировать и анализировать первичную информацию (цитатная характеристика «темного царства» урок 3,4) – 1 балл;

4. Умеет делать выводы на основе полученной инфрмации (уроки 2-6) – 1 балл.

В итоге после изучения данной темы студент должен получить 5 баллов.

Сформированность элементов общих компетенций

ФИО студентаЭлементы общих компетенцийВсего баллов
ТестыСпособность выделять ключевую информациюСтруктурирование и анализ первичной информацииКоммуникативная компетентностьУмение делать выводы

В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза. image062. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза фото. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза-image062. картинка В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза. картинка image062.

В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза. image021. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза фото. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза-image021. картинка В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза. картинка image021.

В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза. image052. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза фото. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза-image052. картинка В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза. картинка image052.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза. image066. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза фото. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза-image066. картинка В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза. картинка image066.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Жанровое своеобразие драмы «Гроза»

“Гроза” — народная социально-бытовая трагедия.

“Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл “волжских” пьес общим заглавием. “Гроза” вышла отдельной книгой в 1859 году. За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изменения — автор ввел ряд новых действующих лиц, но главное — Островский изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму. Однако сила социального конфликта в “Грозе” настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии. Существуют аргументы в защиту того и другого мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, — возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве — это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания — Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы “Гроза”.

Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, — наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, “ни об чем не тужила”, словно “птичка на воле”, проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное “развитие страсти” существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому “борьба страсти и долга” для нас обозначается “не вполне ясно и сильно”. Но этот факт не противоречит законам драмы.

Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди “с песьими головами”. После выхода “Грозы” А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что “действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех”.

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Мне кажется, что со стороны Островского назвать “Грозу” драмой было лишь данью традиции.

Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Трагедия “Грозы” раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь “живые завидуют. умершим” (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что “горе” Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, “в чем признает свое благо и спасение”. Трагично по своей безысходности положение Кули-гина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура — Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь “на хлеб насущный” “честным трудом”.

Особенностью трагедии является наличие героя, выдающегося по своим духовным качествам, по словам В. Г. Белинского, “человека высшей природы”, по мнению Н. Г. Чернышевского, человека “с великим,- а не мелочным характером”. Обратившись с этой позиции к “Грозе” А. Н. Островского, мы, безусловно, видим, что эта черта трагедии ярко проявляется в характере главной героини.

Катерина отличается от “темного царства” Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но “обманывать-то. не умеет, скрыть-то ничего не может”, честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх “перед судией” за грех самоубийства. Духовная сила Катерины “. и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию” (В. И. Немирович-Данченко).

Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, “настоящая трагическая героиня”. Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.

Еще одна характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородные, возвышенные стремления. Так, и в “Грозе”, как сказал Н. А. Добролюбов, “есть даже что-то освежающее и ободряющее”.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.

Итак, жанровое своеобразие “Грозы” заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Немировича-Данченко, который писал: “Если бы какая-то купеческая жена изменила своему мужу и отсюда все ее несчастья, — то это была бы драма. Но у Островского это только основа для высокой жизненной темы. Здесь все поднимается до трагедии”.

Источник

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» Островского

Все драмы Александра Николаевича показывают столкновение двух эпох и поднимают проблему конфликтов на бытовом и государственном уровне. Поэтому с творчеством этого писателя и драматурга учащиеся знакомятся в старших классах. В числе прочих в школьную программу включено произведение Островского «Гроза». Анализ текста и план краткого разбора помогут подготовиться к написанию сочинения и сдать ЕГЭ.

В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза. lazy placeholder. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза фото. В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза-lazy placeholder. картинка В чем вы видите своеобразие композиции драмы гроза. картинка lazy placeholder.

История создания пьесы

В июне 1859 года Николай Островский начал работу над пьесой, а через несколько месяцев произведение было готово. Писатель отправил рукопись в Петербург, чтобы критики ознакомились с его работой и оценили её.

Незадолго до написания пьесы «Гроза» Островский совершил экспедицию по Волге. Её организовало морское ведомство с целью изучения традиций жителей России. Известно, что нравы даже в двух соседних регионах могут кардинально различаться. Путешествие было организовано для того, чтобы посмотреть на коренное население малых городов в его естественной среде обитания.

Александр Николаевич внимательно наблюдал за множеством бытовых сцен, которые разворачивались у него на глазах. Словно губка, драматург впитывал яркие впечатления. Он слушал диалоги, подмечал детали, запоминал жесты и особенности костюмов. Во время экспедиции автор собрал довольно много материала, поэтому «Гроза» получилась такой колоритной, пронзительной и реалистичной. Основные черты этого произведения:

Калинов — выдуманный город, собирательный образ. Всё, что в нём происходит, характерно для большинства населённых пунктов, расположенных на берегах Волги. В этих провинциальных местечках течёт интересная жизнь, хотя и с жестокими нравами. Островского так восхищало всё увиденное и услышанное, что во время поездки он постоянно делал записи в дневнике, стараясь ничего не упустить.

Критики считали, что в основе сюжета — реальный случай. Незадолго до создания драмы в Волге утопилась девушка. Она решилась свести счёты с жизнью, потому что не выдержала гнетущей атмосферы, царившей в доме супруга. Девушку звали Александра Клыкова. Случай произошёл в Костроме. На сходство сюжета и реального случая указывают такие особенности;

Цензура не усмотрела в пьесе ничего крамольного, и вскоре в Москве и Петербурге по «Грозе» были поставлены спектакли.

Тема произведения

Николай Островский затрагивает несколько тем. Главная и самая острая — столкновение молодого поколения с патриархальным укладом. Молодёжь жаждет перемен, а старики видят в порывах юности баловство и неуважение.

Образ Катерины собирательный. В нём автор воплотил чувства сотен девушек, страдающих от гнёта домостроевских обычаев. Невестка Кабанихи не могла мириться с обывательскими взглядами, но не знала, как вырваться из оков. Религиозность и особенности воспитания сделали своё дело. Как многие девушки того времени, главная героиня «Грозы» считала себя обязанной до гроба жить с тем, кто стал её супругом. Но душа не могла с этим смириться, и единственным путём к свободе оказался уход из жизни.

Кризис общества — ещё одна важная тема, поднятая Островским. В стране давно назревал социальный перелом, и это подчёркивает название произведения. В природе после грозы всё оживает, обновляется, хотя во время стихии гибнут растения и животные. Фальшь, суеверия, предрассудки — всё, в чём погряз Калинов, после грозы должно было потерпеть крах. Но читатели этого уже не увидят. Для них сюжет закончился гибелью девушки, которая принесла себя в жертву переменам.

Автор подразумевает, что после ухода Катерины из жизни жители задумаются о своих пороках и захотят измениться. Некоторые перейдут от рассуждений к активным действиям, однако большинство так и останутся прозябать в невежестве и лицемерии.

Многие критики считают, что основная мысль заключается в следующем: нужно уметь отстаивать свои интересы. Прогибаясь под окружающих, как это делала Катерина, можно добиться только того, что все душевные порывы будут безжалостно растоптаны и уничтожены. Ханжи не упускают случая поглумиться над теми, кто отличается от них.

Катерина была не единственной жительницей Калинова, не желавшей мириться со старыми порядками, но только она и Тихон стали жертвами Кабанихи. Другие персонажи пьесы отстаивали свои границы и убеждения, как могли.

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох

— патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Основная мысль произведения

заключена в стойком отстаивании своих интересов — стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Главные герои

В пьесе 3 главных, несколько второстепенных и множество третьестепенных действующих лиц. К последней группе можно отнести всех жителей Калинова. Главные герои и их краткая характеристика:

Второстепенные персонажи

Герои, не относящиеся к главным, тоже играют важную роль. Они дополняют противостояние старых порядков и прогрессивных устремлений. Благодаря им повествование получается реалистичным и колоритным. Вот как можно кратко описать второстепенных персонажей:

Когда человек читает афишу к пьесе, он замечает, что имена и фамилии героев — «говорящие». Идея не новая: до Островского этот приём применяли и другие авторы. Благодаря ему уже в первом эпизоде зрители понимают, что представляют собой некоторые персонажи.

Композиционные особенности

Проводя анализ «Грозы», можно обратить внимание на своеобразие композиции. Драма состоит из 5 действий, и условно её можно разделить на такие части:

Художественное своеобразие драмы «Гроза»

Кризис патриархального сознания остается в центре внимания и в драме «Гроза». Но в этом произведении автор придает проблеме иное звучание. «Гроза – классическая трагедия – комментируют П. Вайль и А. Генис – Ее персонажи предстают с самого начала законченными типажами-носителями того или иного характера — и уже не меняются до конца. Классицистичость пьесы подчеркивается не только традиционным трагическим конфликтом между долгом и чувством, но более всего системой образов-типов».

«Окаменелость» персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Это его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление любому чужеродному элементу порабощает всех. Входящих в круг патриархального мира. Герои принадлежат к патриархальному миру и зависят от него. И эта зависимость делает их несамодостаточными, несамостоятельными, как марионетки.

Образная система драмы:

Повторяет структуру общественной и семейной модели патриархального общества. В ценре – доминанта – старшая в семье Марфа Игнатьевна. На различном отдалении от нее располагаются члены семейства- дочь, сын и бесправные домочадцы – Глаша и Феклуша. Такая же «расстановка сил» организует и жизнь города. В центре Дикой, дальше к периферии – лица все менее значительные.

От остального мира Калинов прочно огражден. Сюда не проникает ни одно веяние живой новой жизни. Так, например, даже «прогрессивный» Кулигин все пытается изобрести «перпетуум-мобиль». Он и не слышал, что в большом мире давно доказана принципиальная невозможность существования вечного двигателя. Кулигин декламирует стихи Ломоносова и Державина (и даже сам пишет стихи в их духе). Как будто не было ни Пушкина, ни Лермнотова… Кулигин – живое ископаемое. Его призывы, его идеи (давно общеизвестные) кажутся кулигинцам безумным новшеством, дерзостным потрясением основ.

Островский утверждает принципиальную несовместимость патриархального и современного миров как неизменного и постоянно меняющегося. Мир города Калинова угрюм и враждебен всему чуждому. Внутри его организовано особое «безопасное» пространство, а за границами Калинова, по убеждению жителей, разверзаются бездны: Литва падает с неба, живут люди с песьими головами, вершат неправедный суд «салтан Махмуд персидский и салтан Махнут турецкий»; там запрягают огненного змия и люди носятся «как в тумане». Так рассказывает Феклуша. И, слушая ее, обитатели К. чувствуют, то безопасность им может дать только их родной город, что прямиком за околицей начинается дорога в ад.

Так бесправная Феклуша оказывается весьма значимым персонажем. Она – идеолог патриархального мира. Именно ее рассказы дают жтелям К. необходимые подтверждения их правоты. Город, как следует из реплик странницы, — земля обетованная, прибежище праведников; купечество – народ благочестивый. И значит, они могут СУДИТЬ. Тема суда — главная в произведении: Калинов судит Катерину, убежденный феклушами в исключительной праведности своих законов. В глазах жителей К. праведность их законов – сущностная черта их общества. Как салтан Махмуд ни рассудит – все неправедно, а как ни рассудят калиновцы – все праведно.

Почему подсудимой оказывается именно она? Ведь она обыкновенная уездная мещаночка с обыкновенной судьбой. И за Тихона она шла не против воли… Вообще понятие воли или неволи для нее не существовало. А то, что без любви – так это и ее саму не смущало, ибо в патриархальном мире понятия брака и любви не соприкасаются и едва ли не исключают друг друга. Брак заключается как основа для продолжения жизни, любовь – стихия, нечто беззаконное, постыдное.

До своей неожиданной любви Катерина по сути ничем не отличалась от окружающих. Но живое чувство, никаким законам не подчиняющееся, пробуждает в Катерине личность. Но личность невозможна в париархальном мире, несовместима с ним. Катерина осознает, что с этим миром ее ничто не связывает, что ответ ей держать не перед мужем, свекровью, калиновцами, а перед Богом. И этот отказ быть судимой людским судом потрясает основы патриархального мира.

Никто, кроме нее, не пошел на это. Кулигин, Борис, Варвара, Тихон покоряются, но Катерина покориться не может. Пробудившаяся личность заставляет ее личностно переживать понятие греха, и это выводит ее из патриархального мира и противопоставляет ему. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем Борис или Кулигин и организовали судилище над Катериной.

Но проблема суда в «грозе» не однопланова. На уровне социальном город судит Катерину. На уровне психологическом Катерина судит саму себя. Оставаясь один на один со своей любовью, Катерна ее судить отказывается. Единственным грехом, с тяжестью которого она не может справиться, оказывается ложь. Жить во лжи для героини так же невозможно. Как отказаться от Бориса. Это значит отказаться от себя самой. И от этой лжи Катерина спасается в омуте.

Крах патриархального мира

Тоскует по старым временам Кабаниха, мечется в тоске Дикой… Патриархальный мир обречен на гибель изнутри, ибо умерли реальные ценности, составляющие его основу. Требование беспрекословного подчинения главе семьи как опытнейшему и мудрейшему, отвечающему перед Богом и людьми за счастье своего дома, переродилось в хамское подавление чужой воли, в ощущение бесконечной вседозволенности, томящее душу своей бессмыслицей. Вера выродилась в пустой обряд, воспитание детей — в их оболванивание. Патриархальный мир уже нежизнеспособен.

Жанровая принадлежность

Островский называл «Грозу» реалистичной драмой. На принадлежность произведения к этому литературному жанру указывают следующие признаки:

Чтобы лучше понять авторский замысел, стоит прочесть драму в оригинале или посмотреть качественную постановку. Автор создал пьесу в жанре реализма, потому что это направление помогает донести до читателей и зрителей главную мысль. Жить в темноте и невежестве нельзя, и однажды должны появиться проблески знания.

В драме лучом света стала Катерина, которая сверкнула и погасла. Островский оставляет читателя с надеждой, что за этим проблеском последуют другие и со временем обстановка в провинциальных городках начнёт меняться.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка

, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *