В чем вы видите связь между проблемами поднятыми чеховым
Какую проблему поднимает в своих рассказах А.П.Чехов? (Школьные сочинения)
Рассказы А. П. Чехова показывают типичные бытовые сюжеты и судьбы героев с иронией, они дают возможность почувствовать их скрытую глубину и истину. Писатель раскрывает серьезные вопросы в небольшой форме. Чехов вводит в литературу понятие «футлярность». Указывает на неспособность человека выйти за рамки обычного образа жизни, отступить от стереотипного мышления, которое диктуют окружающие, попробовать что-то новое. Эту проблему поднимает автор, потому как многие его герои не способны пожертвовать собственным душевным спокойствием, испытывают постоянное раздражение, ощущение разрушенной жизни. Проблема «футлярности» объединяет три произведения: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Эти произведения показывают читателю, насколько человек, боящийся нового, способен обмануть себя.
Рассказы этой серии посвящены проблеме власти, собственности и семьи. Персонажи, заключенные в свои собственные футляры, одержимы идеями, которые полностью подчиняют их своей воле. Беликов испытывает страх тревожной, раздражающей и пугающей своей непредсказуемостью жизни. Стремление достичь своей цели всеми возможными средствами уродует Николая Ивановича из рассказа «Крыжовник». Сомнения в том, что любовь принесет благополучие Анне Алексеевне и никоим образом не нарушит ее семейного покоя, подавляет Алехина. Беликов из произведения «Человек в футляре» стереотипно мыслит, боится отказаться от правил и осуждает все новаторское. «Футлярность» этого персонажа можно увидеть и во внешнем облике. Реальность раздражает и пугает его. В рассказе» Крыжовник » Чехов поднимает тему духовного опустошения и бессмысленного следования своей одержимости. Тема семьи и взаимоотношений раскрывается писателем в рассказе «О любви», в котором герои притупляют свои чувства к другим. Анна Алексеевна боится разрушить несуществующее семейное благополучие, а ее возлюбленный Алехин не уверен, что способен предложить ей достойную жизнь, и только тогда, когда приходит пора расставаться они понимают, как ничтожно все, что мешает им любить. Герои «Малой трилогии» слишком поздно осознают безнадежность «футлярной жизни». Чехов предлагает читателям отбросить все стереотипы, рискнуть и следовать своему собственному счастью.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Многие чеховские произведения о смысле жизни.
Почему рассказы Человек в футляре, О любви, Крыжовник объединили в цикл маленькие трилогии?
Почему рассказы Человек в футляре, О любви, Крыжовник объединили в цикл маленькие трилогии?
Напишите чем мне понравился рассказ человек в футляре Чехова?
Напишите чем мне понравился рассказ человек в футляре Чехова.
Чему нас учит рассказ Чехова «Человек в футляре»?
Чему нас учит рассказ Чехова «Человек в футляре»?
Нужно небольшое сочинение на тему «Сомневающиеся герои А?
Нужно небольшое сочинение на тему «Сомневающиеся герои А.
П. Чехова» (напримере рассказов «крыжовник» и » О любви».
Что объединяет рассказы Чехова «Ионыч», «О любви», «Крыжовник»?
Что объединяет рассказы Чехова «Ионыч», «О любви», «Крыжовник»?
Помогите пожалуйста, очень нужно.
Что объединяет рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» в трилогию?
Что объединяет рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» в трилогию?
Какие проблемы поднимает Чехов в рассказах «Человек в футляре»»Крыжовник»»О любви»»Ионыч»?
Какие проблемы поднимает Чехов в рассказах «Человек в футляре»»Крыжовник»»О любви»»Ионыч».
Анализ рассказа А?
П. Чехова «Человек в футляре».
Какое произведение можно привести по Чехову, чтобы соответствовала цитате : «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»?
Какое произведение можно привести по Чехову, чтобы соответствовала цитате : «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей».
Может быть эти : Крыжовник, О любви, Человек в футляре, Вишнёвый сад?
Иван Царевич смелый, доброжелательный, умный, проворчивый. Василиса Премудрая, которой свойственны величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в себе луч..
Проблема рассказа в трилогии Чехова
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 31.01.2020 2020-01-31
Статья просмотрена: 3040 раз
Библиографическое описание:
Касиева, Х. М. Проблема рассказа в трилогии Чехова / Х. М. Касиева, Л. М. Марзаганова, А. М. Булгучева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66818/ (дата обращения: 28.12.2021).
В данной статье описываются рассказы А. П. Чехова, которые вошли в его известную трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Выявляется общая проблематика этих произведений. Она в неприязни духовной ограниченности человека и так называемой «футлярной жизни».
Ключевые слова: проблема, рассказ, футлярная жизнь, трилогия.
Произведения А. П. Чехова актуальны во все времена. Уже на протяжении века их с интересом изучают в школах, в сузах и вузах, а также просто перечитывают. А. П. Чехова по праву называют мастером слова. В его творчестве до сих пор сложно бывает рассмотреть самую основную проблему.
Если сравнить содержание рассказов так называемой «Маленькой трилогии», то несомненно создается ощущение что автор свои произведения посвятил изображению «футлярной жизни». Данный образ жизни ведут все главные герои, которых он описывает в своих рассказах.
«Маленькая трилогия», о которой мы говорим, была создана в в конце 90-х годов 19 века. В нее входят рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Можно сказать, что они объединены общей темой — темой неприятия духовных рамок. Трилогия не должна была оканчиваться на рассказе «О любви», но к сожалению творческий дух автора спал, а в дальнейшем Чехова отвлекла болезнь туберкулезом.
Беликов понимает что надо поддерживать дружеские отношения в своем коллективе. Он приходит в гости к ним на квартиру, садится где нибудь в углу и молчит. Так, он считал, что выполнил свой долг перед коллегами. И в гимназии где он работал был назначен новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко. Приехал он вместе с сестрой Варенькой. На удивление всех, Варенька проявляет интерес к Беликову. Все начинают говорить о том, чтобы поженить их. Варенька была не против, но Беликов выражал сомнение. Он и тут страшился. Он опасался всего, к чему мог привести этот брак. К тому же его страшили перемены в его жизни. Он постоянно повторял что «брак это серьезный шаг» [4. C. 123]
Брат Вареньки с самой первой встречи возненавидел его. И как то раз, Беликов видит что Коваленко вместе с Варенькой катаются на велосипедах. Ему кажется неприличным это поведение. На следующий день он приходит к ним и начинает читать морали как неприлично кататься на велосипедах. Разговор приводит к ссоре. Брат Вареньки спускает Беликова с лестницы. В этот момент заходит Варенька и, подумав что он упал сам, громко хохочет. Беликов возвращается в свою квартиру и уже больше не выходит. Через месяц он умирает. На похороны пришле все. И, на удивление, погода была пасмурная как раз по такому случаю. Все были в калошах и с зонтами. А когда опускали гроб то только Варенька немного всплакнула. И заканчивая свое произведение рассказчик восклицает «Ах свобода, свобода!». Этими словами можно описать состояние всех кто присутствовал на этих похоранах. Они испытывали некое облегчение, но выдавать этого чувства никто не решался. Все шли с какими то деревяными лицами. Автор выдвигает проблему неприязни ограниченности духовной личности и трусливого существования. Футляр это некие границы в которых строго держит себя человек. Для него не может существовать спантанных решений, изменений в его обыденной и скучной жизни. И данная проблема, я думаю, актуальна а сегодня.
Следующим примером описанного существования служит жизнь Николая Ивановича Чилимша — Гималайского из рассказа «Крыжовник». Он всю жизнь мечтает обрести свое имение. Строит планы своей будущей усадьбы, в каждом из таких планов обязательно красовались барский дом, людская, огород, крыжовник. Его мечта это взрастить собственный крыжовник. И он ради достижения своей цели жертвовал всем. Жил скупо, одевался бедно, как нищий и даже когда его брат Иван Иванович, пожалев его, ему давал кое какие деньги, он и их откладывал. Женился он тоже на некрасивой вдове ради достижения своей цели. Деньги ее он положил на свой счет в банке, а ее кормил ржаным хлебом. Она с прежним мужем привыкла есть все вкусное, сдобные выпечки, а тут и хлеба этого досыта не поешь. И стала она увядать день ото дня и не смогла, бедняжка, долго жить в таком состоянии. Так и скончалась через три года. «Ему даже в голову не пришло что он, возможно,обходился с ней несправедливо, что он ее довел до этого», — говорит Иван Иванович [2. C. 234].
После ее смерти он купил себе имение, правда все не получилось так, как ему бы хотелось. Там не было сада, ни крыжовника, ни прудов там не оказалось. Пришлось ему садить крыжовник. Сейчас он барин, помещик. Ему не нравится когда люди не называют его «ваше высокоблагородие».
Автор описывает каким он стал. Когда Иван Иванович его увидел он предстает ожиревшим, ленивым человеком. Он много питается мало двигается, обрюзг и стал похож на свинью.
Нужно отметить один момент, когда Николаю Ивановичу подносят крыжовник — первый урожай с его собственных кустов. Он берет одну ягоду и ложит ее в рот, при этом описывается его волнение. Восторг одолевает его. Было кисло и жестко, но тем не менее Николай Иванович радовался как ребенок и все повторял «как вкусно, как вкусно».
Оканчивая свой рассказ, автор повествует о том что, несомненно, он или любой другой человек может быть счастлив только если все несчастные молчат о своем несчастье. Он счастлив благодаря тому, что все кругом тихо скрывают свое несчастье. Иван Иванович чуть ли не просит своего слушателя, чтобы он творил добрые дела
Таким образом, перед нами предстает образ главного героя, который живет в своем мире, который сам создал для себя. Он не развивается духовно, его не волнует окружающий мир. Его счастье в крыжовнике, который вырастил он сам на своей земле.
Подобную ограниченную жизнь ведет и Павел Константинович Лехин в рассказе «О любви». Он влюблен в Анну Алексеевну [3. С. 45]. Возлюбленная его является женой его друга Лугановича. Некое трепетное чувство овладевает им при первой же их встрече. И на протяжении долгого времени он тайно любит ее, но даже признаться не может. Когда он встретил ее у нее была одна дочь, впоследствии появляется еще один ребенок. Он ходил к ним часто и когда он задерживался, то они начинали волноваться не случилось ли чего с ним. Настолько сильно завязалась их дружба с Павлом Константиновичем. Дети уже выросли и радостно встречали его когда он приезжал, а он все тайно любил ее. Они ходили вместе в театр, сидели плечом к плечу, когда он забывал бинокль она передавала ему свой. Но они держали себя в рамках. И, было ясно, что она тоже любит его.
В последнее время она стала относиться к нему немного пренебрежительно. Раздражалась без всякого повода. Если он забывал бинокль говорила «я так и знала что вы забудете». А если завязывался спор, то она непременно занимала сторону его противника.
Павел Константинович думал насчет того чтобы сказать ей о своей любви, однако, он думал как же он может нарушить счастливое течение жизни ее мужа и детей, как же он сможет разрушить эту семью где его так любят и принимают. А если она уйдет к нему, сможет ли он сделать ее счасливой, что он сможет ей дать. И эти условности постоянно мучали его.
Таким образом, герои рассказов Чехова не искренны даже с самими собой. Все они отчуждаются от мира, бегут от реальности. Во всех трех рассказах прослеживается своеобразная футлярная жизнь.
Чехов и наше время
Сочинение, представленное на региональный конкурс, посвященный 150-летию со дня рождения
МОУ Великооктябрьская СОШ
Чехов и наше время.
, 1993 года рождения,
обучающаяся 10а класса,
В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, актуальные и в наши дни, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства; Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса, демократии. В творчестве Чехова есть и юмор, и сатира, но отличает рассказы грустное раздумье о том, как нескладно живут люди, как подчас беднеет их духовная жизнь. Чехов при этом противопоставляет внешнее развитие сюжета внутреннему, протекающему скрытно процессу оскудения личности («Ионыч», «Анна на шее»). В чем же особенность чеховского мира, что позволяет ему оставаться в числе одних из самых читаемых писателей в мире? Думаю, дело тут в удивительной естественности и глубине его произведений, в тонком юморе, в стремлении автора к правдивости, его чуткость к красоте. Но основное, на мой взгляд, достоинство произведений Чехова – это правдивость изображения героев, в которых мы нередко узнаем себя.
Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.
Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья посвящена «маленькая трилогия», включающая рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герои этих рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.
На примере Беликова («Человек в футляре») Чехов показывает, что из среды интеллигенции, равнодушной и пассивной, нередко выходили и убежденные защитники мракобесия. По мнению писателя, это закономерно: кто не борется за новое, за справедливость, тот рано или поздно оказывается ревнителем отжившего, косного. В образе Беликова Чехов дал символический тип человека, который сам всего боится и держит в страхе всех окружающих.
Духовным братом Беликова мы воспринимаем героя рассказа «Крыжовник» Николая Ивановича, все жизненные помыслы которого свелись к приобретению усадьбы с крыжовником. Эта усадьба, собственнические интересы стали для него своеобразным футляром, которым он отгородился от окружающего мира. На пути к воплощению своей «глубокой мечты» Николай Иванович растерял все человеческое, «оскотинился», даже внешность его изменилась.
Еще одному аспекту темы духовного оскудения русской интеллигенции посвящен рассказ «О любви». В нем Чехов повествует о разбитом счастье, о том, как погибла тихая, грустная любовь, да и вся жизнь милого, интеллигентного человека, погрязшего а мелких хозяйственных заботах. Алехин духовно гибнет сам и невольно губит жизнь любимой женщины.
Чехов – великий русский мыслитель – реалист, обличитель мира пошлости и мещанства, несравненный художник. Проблемы, поставленные в его произведениях, актуальны и в наши дни. Понять человеческие рассказы легко, но простота эта обманчива. Чеховское мастерство не только опирается на его доверие к читателю, но и предполагает ответный труд человека. Писатель утверждал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Чехов дорог нам тем, что в своем творчестве отразил русскую жизнь конца XIX века – начала XX века. Он дорог нам своей удивительной верой в будущее, своим глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом. назвал Чехова «несравненным художником жизни». И это действительно так. И в наши дни Антон Павлович – наиболее читаемый писатель, а пьесы его идут и сегодня на сценах театров мира.
В человеке должно быть все прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли.
И пусть сбудутся эти очень мудрые слова великого писателя!
В чем вы видите связь между проблемами поднятыми чеховым
Мы живем в 21-м веке, в веке цифровых и нанотехнологий, в веке скоростей и нехватки времени, в веке развития электроники и ранее недоступных возможностей. Но как бы стремительно в жизнь человека ни врывались им же созданные открытия, вечными всегда останутся простые человеческие чувства, проблемы, эмоции, переживания, все то, что так давно было передано в классической литературе всеми известными и любимыми писателями.
Одним из таких стал для меня Антон Павлович Чехов. (прилож. 1) Я переживал за судьбу Каштанки, сочувствовал Ваньке Жукову, волновался за Белолобого и радовался его счастливому возвращению домой. С моим взрослением расширилось знакомство с творчеством Чехова, читая его рассказы, я стал замечать, что то, что так иронично отражал в своих произведениях писатель, то, от чего он мечтал избавить нас еще более ста лет назад, продолжает существовать в том или ином виде и сегодня. Связь времен через рассказы Чехова — это и стало темой моего проекта.
Перед началом исследования творчества любимого писателя я поставил перед собой цели и задачи, чтобы раскрыть выбранную тему.
— доказать актуальность рассказов А.П.Чехова сегодня;
— объяснить необходимость изучения его творческого наследия для морально-нравственного воспитания молодёжи;
— дать импульс к популяризации творчества А.П.Чехова, юбилей которого будет отмечаться в 2020 году (160 лет со дня рождения)
— определить круг изучаемых рассказов А.П.Чехова по теме исследования;
— проанализировать отобранные рассказы А.П Чехова и выявить, какие жизненно важные проблемы автор поднимает;
— определить своё отношение к утверждаемым автором нравственным ценностям;
— получить позитивный эмоциональный опыт в отношении жизни и общества;
Работая над темой исследовательской работы обращался к различныи интернет-ресурсам, а так же искал подтверждение к своим выводам в высказываниях современников Чехова в книге Н.И.Гитович «А.П.Чехов в воспоминаниях современников».
2. Основные особенности рассказов А.П.Чехова.
— Заглавие простое и краткое.
— Вступление короткое, дающее полную информацию о месте, времени и героях.
— В основе сюжета — случай из жизни.
— Небольшое количество персонажей.
— Отсутствие подробного описания пейзажа и портрета.
— Наличие ключевой детали. (например, вицмундир в рассказе «Смерть чиновника», «говорящие» фамилии — Очумелов из «Хамелеона»).
3. Современники о рассказах Чехова.
Стиль написания, незамысловатый жизненный сюжет, небольшой объем, ирония делают прочтение рассказов Чехова легким. Но стоит только начать анализировать прочитанное, как понимаешь глубочайший смысл, переживания автора и его желание достучаться до своего читателя, чтобы жизненная картинка изменилась в лучшую сторону. Вот как об этом говорили современники и коллеги самого писателя.
«Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». (И.Бунин) (прилож. 3)
«Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…». (Л.Толстой) (прилож. 4)
Сам же Антон Павлович в 1888 году писал: «Все, мною написанное, забудется через пять-десять лет, но пути, мною положенные, будут целы и невредимы — в этом моя единственная заслуга. »
4. Актуальные проблемы нашего времени, обличенные в рассказах писателя.
Так почему же и сегодня актуальны рассказы этого писателя? Что продолжает притягивать читателя к его произведениям? Дело в том, что Чехов своими рассказами не только обличал пороки современного себе общества, но и намекал на пути избавления от этих недугов. К сожалению, «лечение» затянулось, жадность, казнокрадство, раболепие, страх, пьянство и другие отрицательные черты продолжают существовать и в наше время, поэтому рассказы Чехова не потеряли своей актуальности.
Рассмотрим некоторые примеры и увидим общие черты конца 19-го и начала 21-го веков.
Коррупция, взяточничество. Как часто мы слышим об этих явлениях в наши дни. Как их описывает Антон Павлович? (прилож. 5)
В рассказе «Совет» через диалог своих героев Чехов дает нам понять, что три сотенки, чтоб сдвинулось дело, которое длит ся три года, Порфирий Семёныч не возьмет, «не таковский чтоб. ». И надеемся, что за простой дверью работает честный человек. А в конце небольшого повествования узнаем:
«- Мерси-с. Он уважит. Только вы не триста рублей. С этими паршивыми деньгами и не суйтесь. Для него это нуль, ничтожество. газ. Вы ему тысячу.
Рассказ «Справка»: Помещик Волдырев «вытер шелковым платком лоб и несмело вошел в присутствие…» « Где здесь я могу навести справку. мне нужно тут справиться и взять копию с журнального постановления… Могу ли я здесь… у вас навести справку о своем деле. » Несмело, прося помощи обращается помещик к чиновнику, понимая, что такой вопрос, как получение
справки, процесс долгий. Но сидящий перед ним за столом чиновник делает вид, что не слышит и не видит просящего. Ничего не происходит и после того, как помещик кладет в книгу чиновника рубль, потом еще один и только после третьего «чиновник… как бы нечаянно поднял глаза на Волдырева. Нос его залоснился, покраснел и поморщился улыбкой. – Ах, … что вам угодно?» И вопрос получения справки улажен.
Не так ли в наши дни? Быт казнокрадов и взяточников мы узнаем по телесюжетам криминальной хроники: роскошь, невозможная на честные деньги, пренебрежительное, а иногда и брезгливое отношение к людям не их статуса и возможностей. Все это наблюдал и Чехов, а потом описывал в своих произведениях. Читая рассказ «Ушла», будто просматриваешь один из знакомых сюжетов современной хроники. (прилож.6)
Разрушительной силе денег Чехов уделяет большое внимание в своих рассказах. «Страшно жить на свете, у которого денег много», – говорит персонаж рассказа «Происшествие». Деньги сами по себе не дают человеку ни покоя, ни счастья, они морально разлагают. В рассказе «У знакомых» мы читаем откровенное признание одного из персонажей: «Теперь царит рубль, и если хочешь, чтобы не спихнули с дороги, то распластайся перед рублем и благоговей».
Деньги, чин превращают в «толстых» и важных, глядящих свысока и приводящих в трепет подхалимов, доводящих иногда до смерти от страха перед вышестоящим, как в «Смерти чиновника». Все это встречается, к сожалению, и в наши дни. (прилож. 7)
Чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к миру недосягаемых и сейчас некоторые персонажи стараются изобразить из себя не тех, кем являются на самом деле, размещая на страницах в соцсетях недостоверную о себе информацию. Похожее происходило и во времена Чехова. (прилож. 8)
В рассказе «Орден» коллежский регистратор Лев Пустяков просит одолжить у приятеля орден святого Станислава, чтобы достойно смотреться на званом обеде у купца. С орденом он чувствовал себя уверенно, гордо, как будто он его по правде заслужил. Но только до того момента, пока за столом не увидел своего коллегу. Всячески теперь старался Пустяков прикрыть Стаса, чтобы не быть разоблаченным. И вдруг «о, счастье! Пустяков увидал на его груди орден. И то был не Станислав, а целая Анна! Значит, и француз сжульничал! Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился. » «После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.» И только одна мысль не давала ему теперь покоя, что надо было взять орден получше».
А.П. Чехов считает такое поведение недостойным, низким.
Притворность, фальшивость человека – это показатель его глупости и испорченности. Врать людям, казаться совершенно другим человеком ради хорошего отношения к своей персоне, гордиться этим – подло, и именно поэтому Чехов высмеивает таких людей.
Но не только порицает и обличает такое отношение к людям писатель, но и дает рецепт всеобщего счастья: «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…», – читаем мы в «Записных книжках» Чехова.
Пьянство, невежество, жадность, воровство, ложь и многие другие пороки, продолжающие присутствовать в нашей жизни, осуждаются в рассказах Чехова. Но мне хотелось бы сказать о тех моментах, которые «процветают» в молодежной среде. (прилож. 9)
Рассказ «Кривое зеркало», в котором страшненькая жена героя находит кривое зеркало и видит отражение красавицы, не может теперь существовать без любования собой каждую минуту и даже спать ложиться с зеркалом, напомнил мне нынешних красавиц Инстаграмма. Сколько их, выкладывающих бесконечное количество своих фото на обозрение всему миру, приукрашая себя разными программами, лишь бы получить одобрение толпы.
А рассказ «Радость»? (прилож. 10) Разве не о наших современных героях хайпа? За лайк и минуту славы готовы идти они на глупые, безрассудные, а порой и опасные поступки. Так же радуется Митя Кулдаров, что теперь вся Россия узнала из газеты о том, как он пьяный попал под лошадь и просит родителей сохранить газету для потомков, бежит по друзьям и знакомым поделиться своей славой!
5. Ценность рассказов А.П. Чехова в наши дни.
Рассказов у Чехова множество, каждый из них можно обсуждать долго. И несмотря на простоту изложения повествования, кажущуюся легкость, смысл настолько в них глубок, что понимание приходит к читателю по мере взросления. Писатель утверждал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Вот именно этим и ценен второе столетие труд Чехова! Он дает нам возможность увидеть быт и нравы века 19-го, поразмышлять о вечном, найти знакомые черты современности в своих произведениях. И даже уже известные рассказы через некоторый промежуток времени воспринимаются по-новому с учетом нашего жизненного опыта. Каждое поколение прочитывает Чехова по-своему и каждое поколение будто смотрится в зеркало, находя знакомые черты людей и облик России.
6. «Рецепт счастья» от писателя в его афоризмах.
Произведения Чехова, его слова, его фразы, написанные почти полтора века назад, актуальны и сейчас. Яркие, ёмкие по смыслу выражения Антона Павловича призывают менять нашу жизнь.
— В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли.
— Нужно по капле выдавливать из себя раба.
— Мы были молодые и глупые. Мы верили в магическое слово «потом». Никогда, никогда это «потом» не наступает.
— Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
— Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.
— Если вы будете работать для настоящего, то Ваша работа выйдет ничтожной; надо работать имея в виду только будущее.
— Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.
— Самое главное в жизни — один раз ее изменить.
— Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.
— Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
— Надо только по мере сил выполнить свой долг – и больше ничего.
— В жизни ничего нет дороже людей!
— Сделаем жизнь лучше! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.
— Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?
— Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
— Берегите в себе человека.
Насколько просты и жизненно важны эти высказывания писателя в наши дни. Своим примером работы врачом и «лекарем» человеческих душ Чехов показал ни одному поколению, что начинать менять мир нужно с себя! А пока это понимание не придет к каждому, рассказы Чехова не потеряют своей актуальности.
Исследовательская работа «Связь времён через рассказы А.П.Чехова» помогла мне
— лучше понять Российскую действительность 80-90-х годов прошлого столетия и как своим творчество Чехов А.П. беззаветно служил своему народу;
— осознать светлую мечту Чехова А.П о новой жизни и надежду на прекрасное будущее, когда в человеке всё будет «прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. «
— сделать вывод о необходимости расширения своего сознания и постоянного самосовершенствования, научиться говорить так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно».
Всё это я буду использовать в своей жизни, на уроках литературы и внеклассном мероприятии, посвященном творчеству Антона Павловича.
2. А.П.Чехов. Собрание сочинений под редакцией М.Еремина. – М.: Правда, 1970.
4. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. – М.: Советский писатель, 1976.