В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры

Практическое значение данных демографической статистики

В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры фото. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры фото. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры фото. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры фото. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры фото. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры фото. В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем вы видите возможности практического применения демографических знаний приведите примеры. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Для перспективного развития общества, его планирования исключи­тельно важное значение приобретает не только изучение настоящего и про­шлого состояния населения, но и определение его будущего путем научного демографического прогноза.

Предусмотренные планы развития экономики, правовые нормы, зако­нодательные акты и вообще все государственные меры не пассивны в отно­шении населения; а оказывают прямое воздействие на его развитие, то есть государственная политика отражается на всех процессах, которые происхо­дят в населении.

Для достижения более высокого уровня благосостояния населения, улучшения его медицинского обслуживания и культурно-просветительского обслуживания, обеспечения жилым фондом, коммунальными предприятия­ми, транспортом, установление потребностей в специалистах определенного вида деятельности, а применительно к турбизнесу количества людей, кото­рые воспользуются туристическими и экскурсионными услугами, требуются подробные сведения о населении и его составе как в статике, так и в динами­ке.

Не все процессы, которые происходят в населении, поддаются прямому управлению и регулированию. На большинство из них можно воздействовать только косвенным путем. Можно планировать перемещение определенной части населения из одного района в другой, например, в зависимости от нового строительства. Но процессы естественного движения поддаются лишь косвенному воздейст­вию. Так, можно предвидеть, что развитие здравоохранения и улучшение ме­дицинского обслуживания и достижения этой отрасли будут способствовать:

— увеличению продолжительности жизни, но нельзя запланировать на сколько лет она увеличится в среднем для всего населения или для отдель­ных его групп;

— увеличению рождаемости и снижению детской смертности, но нельзя запланировать на сколько;

— росту числа желающих воспользоваться услугами туристического бизнеса, но невозможно указать точное их число.

Естественное движение населения является, таким образом, областью более или менее чистого прогноза, хотя и требующего учета влияния тех или иных мер политики в отношении населения.

Чтобы эта политика была эффективна, необходима выработка правиль­ной концепции, понимание того, какие демографические явления должны оцениваться положительно, а какие рассматриваться как отрицательные, не­обходимо хорошее знание фактов, определение методов их воздействия.

Как видим, нельзя назвать какое-либо направление практической дея­тельности в обществе, которое не требовало бы сведений о населении. Необ­ходимо прямо сказать, что без этих сведений управлять и планировать не­возможно. Следовательно, практическую значимость демографической ста­тистики трудно переоценить.

Источник

Роль демографии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль демографии в социально-экономическом развитии

Необходимым условием развития общества является народонаселение. Народонаселение – это совокупность индивидов, живущих в пределах определенных социальных общностей.

Демография как наука о народонаселении:

Демографическая система стремится к сохранению стабильности и внутреннего равновесия, что достигается благодаря ряду факторов: характеру социальных отношений; уровню развития производительных сил; развитию здравоохранения, науки; природе ценностных ориентаций, культурных норм, традиций; присутствующих религиозных верований.

Демографическая система оказывает значительное влияние на социальную жизнь общества. Она может способствовать социальному развитию или создавать определенные ситуации напряженности.

Социология демографических процессов изучает:

Роль демографических концепций в изучении населения

На определенном этапе своего развития демография, как и любая общественная наука, приближается к необходимости создания жизнеспособной генеральной теории, отвечающей определенным требованиям.

Эта теория должна отображать основные закономерности развития демографических процессов, отражающих сущность качественных скачков в развитии явления, его принципиальные характеристики, не зависящие от социально-исторических особенностей развития государства. Согласно демографическим концепциям, последовательность этапов развития населения должна быть логически связана (допускается совмещение некоторых этапов).

Готовые работы на аналогичную тему

Демографические теории должны позволить представить генеральные тенденции изменений в перспективе (на 1-2 поколения) демографических процессов.

Масштаб характеристики и изменений демографических процессов постоянно, от периода к периоду изменяется, что вызывает необходимость развития методического аппарата демографии, использования более тонких и точных методов анализа.

Роль демографии в обществе

В современном мире прикладная демография ориентирована на использование демографических знаний для решения различных практических задач.

Демографический менеджмент, составной элемент прикладной демографии, основан на использовании количественных данных о народонаселении для принятия управленческих решений.

Знание состава и численности населения имеет большое практическое значение во всех сферах жизнедеятельности: производство, распределение финансовых ресурсов и материальных благ, потребление благ и услуг.

Демографическая информация имеет особое значение для процессов управления в стране, что обусловлено рядом причин, а именно, вызовы и угрозы, связанные с развитием общества. Внешние угрозы социально-экономического роста согласуются с обстановкой, присутствующей на международном рынке, вне государства; оказывают активное влияние на состояние экономики, определяя параметры и направления ее развития. Внутренние угрозы характеризуются с позиций социально-экономического роста самого государства.

Существуют демографические факторы, которые могут значительно повлиять на параметры социально-экономического развития. Они способны затормозить общественное воспроизводство и снизить его эффективность, оказать значительное влияние на все государство.

Используемая для решения практических задач демографическая информация обладает рядом особенностей: сведения о численности народонаселения носят моментный характер (существуют различия между данными на конкретный момент времени и данными, доступными управленцам). Население – это динамичный объект, постоянно изменяющийся под воздействием рождаемости, миграций, смертности. Для оперативного управления используют предварительную информацию, несколько отстающую от фактического времени.

Актуальную роль играет демографический фактор в формировании внешней и внутренней политики государства, что связано с объективными причинами: территория проживания людей имеет строго определенные границы, поэтому возникает проблема исчерпаемости разных ресурсов.

В большинстве стран демографическая обстановка превратилась в фактор развития такой социально-экономической ситуации, которая оказывает негативное влияние на все стороны общественной жизни:

Демографические процессы и явления имеют исключительное практическое значение. Во-первых, это роль населения как базы для создания трудовых ресурсов, занятого в экономике контингента, являющегося основным и фактическим производителем материальных благ и услуг. Во-вторых, роль населения как основного потребителя материальных благ и услуг, характеристики которого предопределяют ключевые параметры рынка товаров, жилья и т.д.

Роль демографического компонента в создании облика и содержания основных общественных явлений, взаимосвязанных с процессами производства, распределения и потребления, трансформируют его в обязательный элемент исследований. Характер и тип воспроизводства населения определяются воздействием социально-экономических условий жизнедеятельности человека.

Изменения, протекающие в структурах населения, уровнях демографических процессов оказывают обратное воздействие на социально-экономическое развитие.

Источник

История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос в немалой степени зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде западных стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро развивается как отдельное направление демографической науки, которое даже получило особое наименование — демографика (demographics).

Содержание

1. История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи………………………………………………..5

Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века)…………8

Возникновение демографической науки (XIX век)………………………………8

Утверждение демографической науки (конец XIX —

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)………………..9

Работа содержит 1 файл

КР по дем-ии ГМУ 09305 Бондаренко ЕН.doc

Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская академия государственной службы»

Институт переподготовки специалистов

Государственное и муниципальное управление

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

Тема: «История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи»

1. История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи………………………………………………..5

Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века)…………8

Возникновение демографической науки (XIX век)………………………………8

Утверждение демографической науки (конец XIX —

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)………………..9

Демография — наука не новая. Ей уже более 300 лет. Но она все еще остается новой (в смысле — малоизвестной) наукой для большинства наших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова “демография”, “демографический” в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению. Расширяется преподавание демографии на социологических, юридических и других гуманитарных факультетах университетов (правда, по-прежнему в стране нет ни одного учебного заведения, готовящего специалистов-демографов).

Демографические проблемы теперь все чаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. Между тем сегодня назрела острая необходимость общественного управления демографическими процессами. Именно общественного, а не только государственного.

В первой половине 90-х годов наша страна вступила в стадию, без преувеличения можно сказать, демографической катастрофы. Эта катастрофа выражается прежде всего в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень которой сегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны), в очень высоком уровне разводов (по которому мы сегодня на втором месте в мире после США), в относительно низкой продолжительности жизни населения, особенно мужского и сельского. С 1992 г. население России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами. За прошедшие с 1992 г. шесть лет оно сократилось почти на 2 млн. человек, или на 1,3%, что может показаться небольшой цифрой. Однако при этом надо учесть, что убыль населения в некоторой мере компенсировалась миграционным притоком населения из-за рубежа.

В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих.

Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос в немалой степени зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде западных стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро развивается как отдельное направление демографической науки, которое даже получило особое наименование — демографика (demographics). Эта ветвь демографии изучает состав потенциальных потребителей и тенденции изменения этого состава, а также влияние демографических изменений на состояние потребительского рынка. Таким образом, некоторый уровень демографической образованности становится сегодня необходимым любому человеку, каким бы родом деятельности он ни занимался, в такой же степени, как и знакомство с другими гуманитарными предметами.

История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи.

История демографической науки долгое время была связана с развитием эмпирической формы познания, ограничиваясь сбором, обработкой и интерпретации данных о населении в соответствии с практическими потребностями. Выполнение этой функции сопровождалось постоянным совершенствованием методов исследования.

Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (A. Guillard, Eléments de statistique humaine ou Démographie comparée? — 1855). Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».

Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 г.

Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и её общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).

Конфуций (около 551—479 гг. до н. э.) осуществил попытку определения идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью заселения. Поскольку нарушение этой пропорции может привести:

А значит необходимо государственное регулирование роста населения и принятие такой меры, например, как переселение жителей густонаселенных районов в малонаселенные.

Платон (428—347 гг. до н. э.) в учении об идеальном государстве выдвигал в качестве обязательного условия ограниченное число граждан 5040 человек свободного населения. Предлагал установить определенные нормы брачных отношений, требуя, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет. Он писал: « определить число браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т. д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось».

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) при рассмотрении проблем народонаселения идеальным считал государство с малочисленным свободным населением. Малочисленность граждан способствует возникновению социальной гармонии, которая невозможна при избытке населения. Избыток населения способствует росту числа возмущений и преступлений вследствие того, что часть граждан, не будучи обеспечена землей, впадает в бедность. В отличие от Платона, Аристотель не был сторонником колонизаций как меры регулирования населения, а предлагал, например, узаконить умерщвление больных детей и части «излишних» новорождённых. Ежели, правила государства не позволяют этого, то обществу следует установить для каждой семьи число детей, которое она может иметь.

В эпоху феодализма (может быть, за вычетом позднего средневековья) в странах Европы государственная власть всеми мерами способствовала увеличению населения. Это обусловливалось стремлением власти поддержать и увеличить свою политическую финансовую и военную мощь, состоящую по тем временам в многолюдности страны, в количестве воинов, в размерах налогов, которые могли собрать с населения большей численности. Поэтому и основная идея выражалась в том, что богатство общества и сила государства определяется: численностью населения. Однако подлинное начало формирования демографии как науки со всеми соответствующими атрибутами ориентацией на объективность, нацеленностью на выявление закономерностей, средствами для формирования базы данных (эмпирических фактов), эмпирическими обобщениями, методами исследования и обработки данных, математическими средствами выражения, расчетов и моделирования демографических процессов, — относится ко второй половине 17 в., когда развитие капитализма породило устойчивую потребность в изучении народонаселения. Исторически первым объектом научного изучения в демографии была смертность. Знание порядка вымирания поколения позволяло определить длительность жизни (а при постоянстве чисел рождений — также и численность населения) и рассчитывать при страховании жизни суммы выплат в зависимости от дожития.

Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века)

Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, её зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся и численности населения в отдельных странах.

Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), включил в неё младенческую и детскую смертность.

В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий учет населения. В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа». К тому же периоду относятся и работы Д. Бернулли и Л. Эйлера, посвященные математическому анализу смертности.

Возникновение демографической науки (XIX век)

В XIX веке встал вопрос о роли и месте демографии в социально-экономическом развитии. Повышается описательный характер, рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учеными, как Г. Ф. Кнапп (Германия), Л. А. Бертильон (Франция).

Утверждение демографической науки (конец XIX —первая половина XX века)

Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство населения, в связи с чем в ряде стран принимаются различные законы, касающиеся народонаселения. Исследователи второй половины XIX века подходят к трактовке воспроизводства населения как единого взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р. Бек и Р. Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса.

В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)

Источник

Практическое использование знаний о населении в различные эпохи и в наше время

В современной демографии на базе глубоких исследований взаимосвязи социально-экономических и демографических процессов с учетом предшествующего опыта развивается теория демографического перехода, получившая большое распространение со второй половины XX века. В настоящее время она зачастую рассматривается как общая теория населения

4. Цели и задачи курса «демография», какие знания о населении должен получить будущий специалист

5. В чем значение демографических исследований с практической и научной точек зрения?

Хотя все процессы изменения населения складываются из событий в жизни отдельных людей, Д. исследует их как массовые процессы, охватывающие совокупности случаев рождения, смерти или перехода из одного состояния в другое.

Изучая взаимосвязи демографических процессов между собой, их зависимость от социально-экономических явлений, а также социально-экономические последствия развития населения, Д. раскрывает законы и закономерности движения населения. Воспроизводство населения, протекающее в конкретной общественной среде, определяется социально-экономическими условиями жизни общества. «Условия размножения человека, — писал В. И. Ленин, — непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов. » (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 476). Д. не упускает из вида биологическую природу самих людей и взаимодействие населения с естественной средой. Главное же для Д. состоит во взаимодействии населения с общественным развитием. Это вытекает, во-первых, из решающего значения социально-экономических факторов, тех событий в жизни людей, из которых складываются демографические процессы; во-вторых, из роли населения в развитии общества (особенно трудоспособного населения, его знаний и навыков как главной производительной силы). В то же время население — субъект всех экономических и др. общественных явлений; удовлетворение его потребностей является конечной целью производства. В силу этого закон, раскрывающий соотношение между развитием производительных сил в определённой общественной форме и населением в качестве их главного элемента, входит в систему экономических законов и является в то же время для Д. исходным законом, под его влиянием протекают исследуемые Д. явления и процессы. Экономический закон народонаселения и определяемые им демографические процессы должны рассматриваться в неразрывной связи со всей системой общесоциологических и экономических законов данной общественной формации. Марксистская Д., изучающая процесс воспроизводства населения, диалектически исходит из того, что на этот процесс влияют базис и надстройка, причём решающее влияние оказывает базис. Д. устанавливает ряд закономерностей, относящихся к взаимосвязи воспроизводства населения и его структуры, в частности изменения рождаемости и смертности в зависимости от возрастной структуры, а также изменения возрастно-половой структуры в зависимости от характера воспроизводства и др. демографических процессов. Особое значение имеет выяснение характера влияния на воспроизводство населения комплекса социально-экономических, политических, культурных, юридических, религиозных и бытовых факторов, а также их влияние на миграцию и социальную мобильность. Развивается также анализ социально-психологических факторов брачности и плодовитости.

Д. исследует не только влияние закона народонаселения и социально-экономических процессов вообще на воспроизводство населения, но и обратное влияние роста народонаселения на развитие общества. Особенно важное место занимает здесь глубокое исследование состава и движения трудовых ресурсов, а также изучение населения как массы потребителей. Это направление исследований иногда выделяют под названием «экономической Д.».

Поскольку демографические процессы оказывают влияние на социально-экономическое развитие, в частности на развитие экономики, правомерна задача определения наиболее выгодного (оптимального) течения этих процессов. Более узкое понятие демографического оптимума означает некоторую наилучшую численность или возрастно-половой состав населения, иногда наиболее выгодные темпы его роста. Выяснение оптимальных границ демографических процессов не следует отождествлять с буржуазной теорией «оптимума населения», пытающейся объяснить социальное неравенство и бедность излишком или недостатком людей.

6. Каковы практические задачи изучения народонаселения?

Общие задачи теории народонаселения
Задачи:
— в области теории: изучение тенденций и закономерностей географии воспроизводства населения, его взаимодействия с природой, размещения населения, позволяющие познать «механизм» действия общих законов развития общества;
— выполнение многих практических задач: учет населения; составление трудовых балансов; планирование строительства учреждений обслуживания, детских учреждений; прогнозирование миграций и т.д.
— культурного, мировоззренческого характера: распространение знаний по географии населения, различий в его размещении и численности, разнообразии поселений, проблем развития городов и т.д.

7. Каковы методы, используемые в демографических исследованиях?

8. Назовите основные источники информации о населении?

Система источников данных о населении
С демографической статистики начиналась вся статистика. Требования к современной демографической статистики: полнота, детальность и многоаспектность (т.е не просто рождаемость, а например сколько детей в браке, вне брака и т.п.), достоверность (не может искажаться умышленно или нет), всесторонность, разнообразие, постоянность и периодичность информации. Первоисточники информации 2 вида: текущий учет (ЗАГС, фмс, пограничный), и обследования (сплошные и выборочные). Ни один источник не в состоянии один описать все. Поэтому должна быть система. Она состоит из: перепись населения, текущий учет населения (естественное движение и миграция), социологические обследования, регистры населения (электронная карточка, у нас их нет, есть в Европе), списки населения (университет, списки избирателей), публикации (справочники Росстата, демографический ежегодник), Интернет.

9. Что из себя представляет система регистров и различных списков о населении?

Что из себя представляет система регистров и различных списков о населении?
Регистр населения представляет собой картотеку (как правило, в электронном виде), содержащую информацию о каждом лице или домохозяйстве, постоянно проживающих на данной территории. Регистр населения содержит сведения об основных социально-демографических характеристиках каждого человека, таких как пол, возраст, состояние в браке, место рождения и место жительства. Помимо этого в регистр могут вноситься сведения об образовании и месте работы, наличии детей и пр. Главный принцип, положенный в основу регистра – постоянное и своевременное обновление содержащейся в нем информации. Граждане тех стран, в которых существуют регистры, обязаны сообщать о перемене постоянного места жительства для адаптации регистра к новой ситуации.
Помимо собственно демографического регистра, могут существовать и специфические регистры, близкие к спискам населения: регистр жилья, регистр занятого населения, выплачивающего пенсионные взносы, регистр системы медицинского страхования и др. Все эти частичные (охватывающие только часть населения) регистры также постоянно обновляются и могут служить дополнительным источником демографической информации. В ряде стран Европы существуют также онкологические регистры и регистры больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В тех странах, где ведется регистр населения, его данные очень широко используются, поскольку существует возможность получения точной информации о численности и составе населения не только крупных территориальных единиц, но и отдельных коммун в любой момент времени. Таким образом, облегчается работа по определению перспектив развития населения той или иной территории, регистры могут служить базой для определения выборки различных обследований, основой для проведения переписей населения.
Списки населения можно считать вспомогательным источником данных о населении. Списки содержат информацию не о всем населении, а об отдельных возрастных или социальных группах. Так, существуют списки детей, посещающих детский сад или школу, списки студентов, списки работающих на различных предприятиях, списки пациентов лечебных учреждений. Каждый список может содержать более или менее подробные характеристики о людях, отобранные в соответствии с назначением конкретного списка.
Тем не менее, в отсутствие других источников данных о населении и с помощью списков населения можно осуществлять демографические исследования, оценить численность и состав населения по полу и возрасту.
Переписи и частично списки дают статичное представление о численности и составе населения в определенный момент времени; текущий учет позволяет проследить изменение численности и состава населения во времени, то есть динамику населения. Что касается регистров и выборочных обследований, то они могут в зависимости от поставленной задачи выполнять обе функции: данные регистра в любой момент времени предоставляют сведения о численности и составе населения, если же сопоставить данные регистра за ряд лет, то мы получим картину движения населения. Выборочные обследования также характеризуют часть населения на момент обследования, но вместе с тем предоставляют информацию о прошлом течении демографических процессов или об их современной динамике.

10. Каковы особенности текущего учета движения населения, какие показатели учитываются?

Дополнительные сведения о населении содержатся в списках и картотеках учета различных категорий населения, ведущихся теми или иными организациями. Например, списки избирателей, в которых имеются сведения о гражданах страны в возрасте 18 лет и старше. В сельской местности ведутся похозяйственные книги, в которых наряду со сведениями о хозяйстве содержится информация о численности и составе населения по полу, возрасту и другие характеристики

11. Кем и как собираются исходные данные в системе текущего учета населения?

Основными источниками данных о населении являются переписи населения, текущий статистический учет естественного и механического движения, выборочные социально-демографические и специальные обследования, списки (учеты) и регистры населения. Эти источники не заменяют, а взаимодополняют друг друга и образуют единую систему информации о населении. Обеспечивается единство на основе согласованности программы наблюдения и методов учета.

В настоящее время в нашей стране стоит задача формирования регистров населения. Регистр населения представляет собой поименный и регулярно актуализируемый перечень жителей, служащий целям административного учета населения. Создание регистров населения требует значительных материальных и трудовых затрат. Правила ведения регистров основываются на ряде принципов, среди которых принцип персонификации и конфиденциальности информации, что требует обеспечения высокой степени защиты информации, и законодательной защиты интересов граждан. Ведение регистров населения эффективно в странах с небольшой численностью населения, небольшой территорией и достаточно высокой культурой населения.

13. Когда в мире начали проводиться переписи населения в их современном понимании?

Когда в мире начали проводиться переписи населения в их современном понимании?
Началом проведения переписей населения в мире в их современном понимании принято считать переписи населения 1790 года в США, 1800 года – в Швеции и Финляндии и 1801 года – в Англии, Дании, Норвегии и Франции. Начиная со второй половины Х1Х века, переписи населения стали проводиться регулярно во всех странах Европы, а с начала ХХ века в странах Америки и в некоторых странах Азии и Африки. С середины ХХ века эта важнейшая работа проводится почти во всех странах мира. Большая работа по изучению и обобщению программ и способов проведения переписей населения в странах мира, а также по разработке новых принципов и рекомендаций для всемирных переписей населения проводится Статистической комиссией ООН.

К концу 19 века перепись населения приобретает научный характер. Первой действительно научной переписью стала перепись 1846г. в Бельгии. Она была однодневной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживающее, (а не юридическое – числящее по документам). Затем этот опыт распространился по Европе и всему Миру.

Особое значение переписи приобрели после второй Мировой войны в связи с распадом колониальной системы и развитием освободившихся стран. Сегодня в Мире нет государства, в котором ни разу не проводилась бы перепись населения.

14. Каковы принципы, положенные в основу современных переписей населения?

Каковы принципы, положенные в основу современных переписей населения?

Единая программа переписи: сбор сведений об одних и тех же признаках, характеристиках, указанных в переписном листе, у всех переписываемых.

Самоопределение: все сведения собираются только со слов опрашиваемых, запрещено требовать их документального подтверждения. Исключение составляет случай, когда опрашиваемый утверждает, что ему 100 или более лет.

Строгая централизация управления переписи: государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи.

Регулярность проведения переписи. ООН рекомендует проводить переписи населения раз в 10 лет, желательно в годы, оканчивающиеся на цифру 9 или 0. В России законодательно закреплено требование проводить перепись населения не реже раза в 10 лет. В некоторых странах переписи проводятся каждые 5 лет.

15. Какова практическая и научная потребность в проведении переписей населения, какова их периодичность?

Перепись — это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени. Во многих странах, как и в России, перепись проводится приблизительно один раз в десять лет. Иногда чаще, например, в Канаде — через каждые пять лет.

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории России в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.

Эти результаты могут быть сформированы в самые различные таблицы, по которым можно будет судить о качестве жизни населения не только всей страны, но отдельным регионам. Итоги переписи дают возможность оценить динамику изменений различных показателей за время, прошедшее с момента предыдущей переписи.

Полученная информация служит основой для перспективных расчетов характеристик социально-экономической ситуации страны. Так, субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета рассчитываются на основании численности и структуры населения, проживающего на территории городов, поселков, сел и деревень каждого субъекта РФ. Исходя из этого, формируются социальные стандарты, например, сколько школ и детских садов необходимо иметь на 1000 детей, сколько поликлиник и фельдшерских пунктов на 1000 населения.

Такие сведения также необходимы для определения политики в области занятости, миграционных процессов, создания социальных программ, а также для выполнения функций органов государственной власти, информационного обеспечения науки и всего общества.

Иначе говоря, перепись — это не только статистический итог, но и инструмент экономического и социального прогнозирования. Наконец, перепись населения — это летопись России, ее история. Ее результаты адресованы не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.

Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят выявить, когда и сколько людей будет выходить на пенсию, чтобы спрогнозировать необходимые суммы для выплаты пенсий. И так – во всех сферах жизни.

Потребность населения в информации, которую предоставит перепись, позволяет говорить о предстоящей кампании не только как о государственном мероприятии по учету населения, но и как о социальном заказе, сформированном самим обществом.

16. Как получить всеобъемлющие данные о населении для решения локальных и глобальных задач муниципального и государственного управления?

Основными источниками данных о населении являются переписи населения, текущий статистический учет естественного и механического движения, выборочные социально-демографические и специальные обследования, списки (учеты) и регистры населения. Эти источники не заменяют, а взаимодополняют друг друга и образуют единую систему информации о населении. Обеспечивается единство на основе согласованности программы наблюдения и методов учета.

17. Существует ли единый закон народонаселения для всех общественно-экономических формаций?

Крупным методологическим пороком мальтузианства является, далее, надисторическая трактовка закона народонаселения как универсального и вечного закона, одинакового для всех исторических периодов развития человеческого общества. На самом же деле не существует единого закона народонаселения для всех общественно-экономических формаций, но «. всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особенные, имеющие исторический характер законы народонаселения».
Например, капиталистический закон народонаселения утратил силу при социалистическом строе, где действует совершенно иной, социалистический закон народонаселения. Выдавая присущую капитализму безработицу за абсолютное перенаселение, якобы свойственное всем историческим эпохам, мальтузианцы следуют антиисторической буржуазной методологии: во имя увековечения капитализма они увековечивают его экономические законы.

18. В чем состоит экономическая сущность закона народонаселения?

В современной экономической, социологической и философской проблематике вопросы эволюции человека как господствующего в общепланетарном масштабе биологического вида приобретают всё более возрастающее значение. Это обусловлено прежде всего осознанием отчётливо проявляющихся противоречий между возможностями окружающей среды и теми антропогенными тенденциями, которые, будучи заложены в самой природе человека или приобретены им в процессе многовекового развития, начинают носить глобальный характер, существенно превышающий предел устойчивости регуляционных механизмов биосферы.

Мальтус указывает на ограничение рассматриваемого процесса размножения, отмечая следующее: “единственной границей воспроизводительной способности растений и животных является лишь то обстоятельство, что, размножаясь, они взаимно лишают себя средств к существованию”.

Таким образом Мальтус приходит к выводу о том, что жизнь человечества при сохранении наблюдаемых тенденций со временем может лишь ухудшаться. Действительно, производство средств существования расширяется медленнее, чем растет численность населения. Рано или поздно потребности населения превзойдут доступный уровень необходимых для его существования ресурсов, и начнется голод. В результате такой неуправляемой эволюции человечества по Мальтусу создаются «лишние» люди, каждому из которых уготована тяжёлая участь: «На великом пиршестве природы для него нет прибора. Природа приказывает ему удалиться, и если он не может прибегнуть к состраданию кого-либо из окружающих, она сама принимает меры к тому, чтобы ее приказание было приведено в исполнение».

Итак, рассмотрим некоторые аспекты влияния увеличения численности населения на экономику.

Во-первых, следует отметить, что рост численности ведет к увеличению внутреннего рынка. Данный фактор является особенно эффективным в развивающихся государствах или малозаселенных, где отношение природных ресурсов на одного жителя велики, так как это создает базу для укрепления национального производства.

Во-вторых, увеличение населения ведет к появлению экономии от расширения масштаба производства, что позволяет вкладывать лишь необходимый минимум инвестиций «в человека».

В-третьих, при увеличении массы населения автоматически происходит рост спроса, а также происходит экспансия капитала.

В-четвертых, рост воспроизводства населения (при условии его увеличения за счет повышения рождаемости) предполагает повышение доли молодых работников в общей сумме работающих. Последний фактор играет важную роль с точки зрения теории «человеческого капитала», получившей распространение в 60-х годах 20-го века в работах Г. Беккера, Т. Шульца, Э. Денисона.

В-пятых, увеличение численности населения за счет уменьшения смертности означает получение экономической выгоды, здесь имеется в виду то, что дожитие детей до работоспособного возраста и их дальнейшая трудовая деятельность компенсирует издержки, связанные с их взрослением, воспитанием, обучением и т.д.

В-шестых, можно отметить психологический аспект установления стабильности демографического состояния.

Вышеперечисленные значения демографического развития несли положительную характеристику, тем не менее, существуют и отрицательные аспекты. К примеру, нерешенность вопроса о соотношении неограниченного роста населения и редкости ресурсов, в том числе и экономических.

19. Каковы современные тенденции и факторы, влияющие на воспроизводство населения?

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью.

1.ХХ в. явился периодом резко ускоренного роста населения Земли — «демографический взрыв» произошел под воздействием ряда объективных факторов, важнейшими из которых являются:

• резкое снижение смертности (результат современных достижений в области медицины, повышение жизненного уровня и т.п.);

• рождаемость осталась на прежнем достаточно высоком уровне либо в целом незначительно снизилась.

2. Большинство промышленно развитых стран уже достигли фазы так называемой демографической зрелости (низкий уровень смертности и рождаемости, незначительный прирост населения). В большинстве же развивающихся стран рождаемость еще остается

Управление процессом воспроизводства населения осуществляется посредством государственной демографической политики.

Демографическая политика — это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего, на рождаемость) в желательном для себя направлении. Понятно, что направление этой политики зависит прежде всего от демографической ситуации в той или иной стране.

20. Как в различных общественных формациях оценивался рост народонаселения?

Сокращение числа доступных энергетических и природных ресурсов непосредственно связано с ростом численности народонаселения. На протяжении большей части человеческой истории рост народонаселения был незначительным. Резкое возрастание численности началось после Второй мировой войны. Понадобилось около 1 млн лет, чтобы число жителей планеты достигло 3 млрд (в 1960 г.), и около 40 лет, чтобы удвоить это значение, что дало повод говорить о демографическом взрыве.

В настоящее время население мира увеличивается ежедневно примерно на 250 тыс. человек. Ежегодный прирост населения на Земле составляет 90 млн человек, а общее число жителей достигло 7 млрд. Темпы роста существенно различаются в разных странах. Основной прирост населения планеты (около 80%) приходится на регионы и страны Латинской Америки, полуострова Индостан, Африки, Юго-Восточной Азии. Быстрый рост населения в развивающихся странах резко обостряет экологические и социальные проблемы. Демографы предполагают, что высокие темпы роста населения (около 2% в год) сохранятся до 2090 г. Затем темпы роста снизятся, и по достижении численности населения 12—13 млрд наступит стабилизация. Однако при таком увеличении численности населения может произойти деградация природных систем жизнеобеспечения, возникнет острая продовольственная проблема.

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 32 | Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Студент Бондаренко Е. Н.
Группа 09305
Дата 11.04.2011
Преподаватель Шевцова Е.В.