В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе

В чём заключается актуальность сказок Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по литературе)

Произведения М. Е. Салтыков-Щедрина не потеряли своей актуальности, так как автор в своих сказках высмеивал большое количество людских пороков. Его произведения имели как социально-политический подтекст, так и философский.

Рассмотрим сказку «Премудрый пискарь». Писатель в своей характерной манере создаёт гротескный образ рыбы, которая является собирательным образом трусливого, дрожащего, пассивного человека. Из-за постоянного страха Пискарь не мог вести нормальную жизнь: «Жил — дрожал и умирал — дрожал».

Автор специально допускает ошибку в названии произведения, заменяя в слове «пескарь» букву «е» на букву «и», чтобы подчеркнуть образ глупой пищащей рыбы.

Так же автор в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» осуждает не только крепостное право, но и качества людей, сформированные вследствие этого.

Лень и покорность — два человеческих порока, которые были актуальны в годы жизни Салтыкова-Щедрина и остаются такими сейчас. В наше время до сих пор существуют люди невежественный и беспомощные, неспособные справляться даже с обыденными вещами из-за постоянного безделья.

В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе. 71532 1 0. В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе фото. В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе-71532 1 0. картинка В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе. картинка 71532 1 0.

А главное, подобные люди пользуются забитостью и моральной подавленностью других людей, заставляя их обеспечивать себя. Крестьянин не гордый человек, очень деятельный, способный выйти из любой ситуации, но из-за своего заниженного самомнения и раболепия позволяет над собой издеваться. Он терпит оскорбления со стороны неблагодарных генералов, которые называют его «канальей», «тунеядцем».

Таким образом, Салтыков-Щедрин в своих сатирических произведениях раскрывал не только проблемы своего времени, но и архетипы, которые будут актуальны всегда.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне (3 из 3).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют (3 из 3).

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение (автор, подтекст, сказка, образ) и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, но допущена одна ошибка в использовании понятий (архетипы) (1 из 2).

Следует построить предложение, например, так: Салтыков-Щедрин в своих сатирических произведениях отражал проблемы, значимые не только в XIX веке, но и в нашем, XXI-м.

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов (3 из 3).

5. Соблюдение речевых норм

Допущено больше 5 речевых ошибок (0 из 3).

1-2. Две ошибки, связанные с употреблением слова «архетипы», указаны выше.

Произведения М. Е. Салтыков-Щедрина не потеряли своей актуальности, так как автор в своих сказках высмеивал большое количество людских пороков.

Писатель в своей характерной манере создаёт гротескный образ рыбы, которая является собирательным образом трусливого, дрожащего, пассивного человека.

Снова повтор слова «образ/образом». Можно вторую мысль выразить синонимичной конструкцией: Писатель в своей характерной манере создаёт гротескный образ рыбы, который является воплощением трусливого, дрожащего, пассивного человека.

Так же автор в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» осуждает не только крепостное право, но и качества людей, сформированные вследствие этого.

Причастие должно быть не страдательным, а действительным возвратным: сформировавшиеся.

Употребление местоимения «себя» создает двусмысленность: кого себя? «других людей» или «подобных людей»? При этом слово «людей» второй раз повторять не стоит (оставить: моральной подавленностью других). Следует построить предложение иначе: А главное, подобные люди пытаются обеспечивать себя чужими руками, пользуясь забитостью и моральной подавленностью других.

В наше время до сих пор существуют люди невежественный и беспомощные, неспособные справляться даже с обыденными вещами из-за постоянного безделья.

Грамматическая ошибка: неправильное окончание; нужно: невежественные.

Генералы настолько глупы и ограниченны, что не знают, откуда на их столах берутся булки и прочая еда «: — Кто бы мог думать.

Пунктуационная ошибка: не в том месте стоят кавычки; они должны быть после двоеточия.

Орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки не учитываются при выставлении баллов, но влияют на общее впечатление от работы.

Не оправдано выделение в новый абзац предложения:

Автор специально допускает ошибку в названии произведения, заменяя в слове «пескарь» букву «е» на букву «и», чтобы подчеркнуть образ глупой пищащей рыбы.

По смыслу оно относится к предыдущему абзацу.

Итог: с точки зрения содержания, сочинение написано хорошо; с точки зрения речевой грамотности и точности использования терминов, очень большая потеря баллов.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Разделы: Литература

Цель урока: кратко познакомить с творчеством писателя; показать особенности жанра сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, сатирический пафос сказок и их тематику.

Развитие речи: совершенствовать навыки анализа текста.

“ Каждую вещь надо называть её настоящим именем,
а если это опасно в действительной жизни, то надо
это сделать хотя бы в сказках”.
Г.Х.Андерсен.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина.Его можно назвать своеобразнейшим писателем русской литературы 19 века, чье творчество было направлено на обличение пороков общества.

Более подробно биографию писателя мы будем изучать в старших классах, но несколько слов о нем все-таки необходимо сказать, прежде чем перейти к его произведениям.

В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе. img1. В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе фото. В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе-img1. картинка В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе. картинка img1.

Родился Михаил Евграфович Салтыков 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в помещичьей семье.

Все его детство прошло в родовом имении отца Пошехонье. Что же оно из себя представляло? Огромный неуютный дом, похожий на серую коробку, стоял почти на голом месте. К нему лепились многочисленные строения для дворовых, для скота, погреба для многолетних хозяйственных припасов. За барским имением на многие версты тянулась болотистая равнина, покрытая хвойным лесом.

“ Я вырос на лоне крепостного права”.

— Как вы понимаете это высказывание?

С детства, наблюдая за крепостными крестьянами, он не мог не заметить, как крепостное право уродует людей, что вокруг царит жестокость и несправедливость.

“Очень трудно становилось жить, как живут все, дышать, как дышат все, идти по той же стезе, по какой идут все”

3. Жанр сатиры. Сказки.

М.Е.Салтыкова –Щедрина нельзя назвать писателем одного жанра. Он писал и романы, и повести, и критические статьи, и стихи в ранний период творчества, и сказки.

Вот как раз на сказках мы и остановимся поподробнее.

— Обратите внимание на эпиграф к уроку. Давайте прочитаем его и задумаемся над словами великого сказочника Г.Х.Андерсена. Какой смысл вложен в эти слова?

— Что же было опасно в действительной жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина?

— Почему же он решил обратиться именно к этому жанру в 80-х годах 19 века?

Именно в этот период политическая обстановка в России была очень сложной. Приходилось искать такую форму произведений, которую пропустила бы цензура и в то же время очень понятную для читателя.

Большинство своих сказок (29) он создает в период с 1882- 1886 годы, всего им написано 32 сказки. Это своеобразный итог 40-летней работы писателя.

— Давайте вспомним, а что называется сказкой? Можете пользоваться словарем в конце учебника, если позабыли определение сказки.

— Какие бывают сказки? ( народные и литературные)

— Народные сказки в свою очередь делятся на какие виды? ( волшебные, сказки о животных, социально-бытовые)

— Давайте попробуем найти сходные и отличительные черты сказок Салтыкова-Щедрина с народными( параллельно заполняется распечатка к уроку, т.е. записываются сходства и отличия сказок).

Так вот Салтыков-Щедрин сумел совместить в одной сказке все эти виды, здесь мы с вами найдем и волшебный сюжет, и действующих лиц в образе животных, и социальные проблемы, волнующие читателя и автора.

Эти сказки не совсем обычны, они предназначались для “детей изрядного возраста”, т. е. для людей уже способных думать и анализировать, которым нужно было открыть глаза на мир и на проблемы, существующие в нем.

Кроме этого, сказки Салтыкова-Щедрина отличаются своей сатирической направленностью.

— Что же такое сатира? Посмотрите в свои распечатки.

Сатира-это один из видов смеха, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.

Салтыков-Щедрин так говорил об ее предназначении: “ Для того, чтобы сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало”.

— Как вы понимаете высказывание Салтыкова-Щедрина?

Наряду с сатирой автор широко использует гиперболу ( преувеличение), с ее помощью он стремится заострить какой-либо недостатки, высветить пороки. Например, в “Повести о том. ”генералы настолько социально беспомощны, что совсем не знают реальной жизни. Они убеждены в том, “ что булки в том самом виде родятся, в каком их к кофею подают”. Щедрин явно преувеличивает покорность мужика, но делает это для того, чтобы показать ее страшные последствия.

— Какому еще жанру в литературе свойственно обличение человеческих пороков и пороков общества? (басне)

— Вспомните, что такое басня и что для нее характерно? ( литературоведческий словарь)

— Посмотрите в свои распечатки и подумайте над выражением “эзопов язык”.

Откуда оно пошло и что обозначает?

( по ходу работы заполняется распечатка, та ее часть, которая связана с басней)

— В чем заключалась актуальность басни?

— Какой художественный прием характерен для этого жанра? ( аллегория, иносказание)

— Кто является главными героями басни?

— Почему именно животные? Случаен ли выбор определенных животных в баснях?

— Теперь давайте попробуем найти отличительные черты сказок Салтыкова-Щедрина от басен?

Вывод: Салтыков-Щедрин создает совершенно новый жанр –это жанр политической сказки, где запечатлена жизнь общества второй половины 19 века. Здесь затрагиваются все жизненно важные вопросы, волнующие автора, представлена целая галерея образов разных социальных слоев общества: дворянство, буржуазия, интеллигенция, крестьяне.

— Каковы же основные темы, затрагиваемые в сказках? Обратимся к последнему пункту, обозначенному в наших распечатках.

— А теперь попробуйте сами сформулировать вывод о том, что же из себя представляют сказки Салтыкова-Щедрина? ( пользуясь распечаткой см. приложение 2)

“Безжалостный сатирик, наводящий такой ужас своим убийственным пером, имел и при жизни репутацию человека, чья могучая личность так же интересна, как и деятельность, а жизнь- одна из благороднейших”.

Аналитическая работа с текстом сказки “Премудрый пискарь”.

Сегодня мы начнем работу над сказкой “Премудрый пискарь” и попробуем разобраться, на что в ней направлена сатира Салтыкова- Щедрина.

Именно в этой сказке автор хотел разоблачить обывателей жизни, которые приспосабливаются к любым обстоятельствам и живут так тихо и незаметно, лишь бы их никто не трогал.

Обратимся к названию сказки.

— Как вы думаете, какой смысл вложил автор в слово “премудрый”?

Премудрый-давайте разобьем это слово на морфемы и вспомним, какие значения имеет приставка ПРЕ?

— Можно ли пискаря считать очень мудрым?

— А может, он все-таки перемудрил со своей жизнью?

— До каких крайностей он дошел?

Пискарь- давайте обратимся к этому слову. Что характерно, что Салтыков-Щедрин умышленно написал букву И в этом слове. Он руководствовался тем, что этимологически это название произошло от слова “писк”, т.к. эта рыба издает своеобразный писк, когда ее трогают. Тем самым как бы всем своим нутром протестуя против того, чтобы кто-то беспокоил ее.

— Почему именно рыба становится главным героем сказки? ( спрятался на самое дно, где его никто не побеспокоит)

— Попробуем нарисовать словесный портрет пискаря. А вот посмотрите, каким он представлялся разным художникам, которые иллюстрировали сказки Салтыкова-Щедрина.

— Обратите внимание и на ваши рисунки, давайте их проанализируем ( работа с классом по рисункам учащихся). (см. приложение 3)

— Как вы думаете, счастливо ли прожил свою столетнюю жизнь пискарь?

— Почему он решил себя “замуровать” в норе? Что за опасности его кругом подстерегали?

— Что осознает он на склоне своих лет?

— Как Салтыков-Щедрин описывает его полное одиночество?

— В чем трагизм его положения?

— Почему за сто лет его никто премудрым не называл? А какие слова он часто слышал в свой адрес?( остолоп, дурак, срамец, идол)

— Как Салтыков-Щедрин описывает кончину пискаря?

Что же получается, жил незаметно и исчез также незаметно. Жизнь прошла мимо, и ничего хорошего он так и не увидел.

-На что же направлена сатира Салтыкова-Щедрина в этой сказке? Кого он высмеивает и над чем призывает подумать своего читателя?

— Почему сказки Салтыкова –Щедрина актуальны и в наше время?

Сегодня на уроке мы познакомились с фактами биографии писателя, большое внимание уделили его сказкам, выявили их художественные особенности и определили их проблематику, а также начали анализировать одну из его сказок, чтобы подтвердить текстом то, о чем мы говорили.

6. Домашнее задание.

Продолжить работу с текстом “Премудрый пискарь”, найти фразеологизмы и подумать над их значением и уместностью употребления в тексте.

Перечитать сказку “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”

Источник

Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе. hello html m2ff598c4. В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе фото. В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе-hello html m2ff598c4. картинка В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе. картинка hello html m2ff598c4.

В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе. hello html 754a55c9. В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе фото. В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе-hello html 754a55c9. картинка В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе. картинка hello html 754a55c9.

В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе. hello html 21983f8c. В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе фото. В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе-hello html 21983f8c. картинка В чем вы видите злободневность сказок салтыкова щедрина изученных в 7 классе. картинка hello html 21983f8c.

Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.

Выявление художественной идеи сказки, отличий сказки Салтыкова-Щедрина от русской народной сказки.

Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, лексической работы, работы с иллюстрациями и таблицами.

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова дикий.

Работа над темой урока.

Какие чувства вызвала у вас сказка?

Лексическая работа- найти значение данных слов (даем задание заранее 2-м учащимся)
Мякина лучина-

без винной и соляной регалий-

Обращение к домашнему заданию. Чтение цитатного плана сказки-зачитывают 3-4 учащихся класса

В сказках Щедрина нашла правдивое отражение, борьба нарождающегося и умирающего, прогрессивного и реакционного. Острые непримиримые противоречия между крепостниками — «дикими помещиками» — и трудовым народом раскрыты Щедриным в этой сказке. В годы Великих реформ «освобожденные» крестьяне ограблены и обездолены. «И земля, и вода, и воздух» — все это собственность барина.

Впервые сказка была напечатана в журнале «Отечественные записки»
(1869, № 3) под заглавием «Дикий помещик. (Писано со слов помещика
Светлоокова)» Подпись: Н. Щедрин.

Учитель: Какова фамилия помещика — героя сказки?

Ученик : Князь Урус-Кучум-Кильдибаев.

Как автор характеризует помещика в начале сказки?(зачитываем цитату) ( Тело имел беле, рыхлое, рассыпчатое и читал газету «Весть»

Газета «Весть» являлась органом дворянских олигархических кругов и занимала крайне правую, даже реакционную, позицию, призывала помещиков не делать уступок крестьянам, стараться сохранить свои привилегии.

Учитель : Как помещик исполняет предписания газеты «Весть»?
Ученик
: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть, куда ни глянут – все нельзя да ни позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля».

Отмена крепостного права произошла лишь на бумаге. Крестьянин жил бедно, убого. А теперь стал жить и того хуже. Шло размежевание земель. Производилось оно, как правило, в интересах помещика: выделяемый надел уменьшался до минимума, предусмотренного Положением. Сохранялась и усиливалась чересполосица (расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками). Она предоставляла помещику широкие возможности экономической эксплуатации крестьян (аренда, штрафы).

Ученик ( « Господи, всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!»)

Учитель: Услышал эту просьбу помещика Господь Бог и как –то на нее отреагировал?

Ученик: « Но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял» )

Учитель: Скажите, как обращаются крестьяне к Господу Богу?

Ученик: (Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, чем всю жизнь маяться!)

Учитель : Какие же события явились завязкой действия?

Ученик (Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика )

Учитель Освободился помещик от мужика, «доволен остался, вышел на балкон и думает: теперь –то я понежу свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое»? Как пытается развлечься дикий помещик Приводим цитату

Ученик ( Заведу, думает, театр у себя, напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг, и актерок с собой привози)

Учитель: Ребята, актер Садовский-реальное лицо того времени. Послушаем наших искусствоведов

Учитель: Как же дальше разворачиваются события?

Ученик ( Садовский недоволен: « В доме у помещика пусто, и ставить театр, и поднимать занавес некому» Пристыдил Садовский помещика, назвав его глупым, и уехал.

Учитель: И тут вспомнил наш помещик, « что у него поблизости четыре генерала знакомых, думает, что это я все гранпасьянс да гранпасьянс раскладываю! Попробую я с генералами пульку-другую сыграть!- Как же погостевали генералы у помещика?

Ученик: ( Сыграли пульку-другую, захотели есть. Помещик угостил леденцами да печатными пряниками А на вопрос, чем же сам питается помещик, тот ответил: «Сырьем кой-каким питаюсь, да вот пряники еще покуда есть…»

Учитель: Соседи-генералы в третий раз назвали помещика глупым. Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения.

Что решил сделать помещик, для того чтобы убедиться в правильности своего решения? Как это его характеризует?

Ученик : (Он решил разложить «дамский каприз» (разновидность пасьянса) и убедиться в своей правоте. Салтыков иронизирует над необразованностью помещика.)

Учитель : О чем мечтает помещик?

Ученик : О машинах, которые выпишет из Англии, о плодовом саде, о коровах и т. д.(зачитать цитату)

Реакционная газета «Весть», убедившись в бессилии затормозить процесс реформ, выступила с идеей широкого введения в сельском хозяйстве машинной техники (иностранной ), чтобы восполнить даровую рабочую силу.

Учитель: Размечтался помещик, что стали ему сниться сны о том, что « за непреклонность его министром сделали»

Учитель: Как далее подчеркивает Салтыков-Щедрин упрямство помещика?
Ученик
: Даже во сне он пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!».

Учитель: Почему помещику снится, что он гуляет по берегам Тигра и Евфрата?

Ученик (Уверенность в том, что он, избавившись от мужиков, создаст рай на земле столь сильна, что во сне он видит себя в раю. Помимо этого, помещик полагает, что будет вознагражден за твердость духа.)

Учитель: Что выдает полную беспомощность помещика?

Учени к: Забывшись, он зовет мужика Сеньку, без которого обойтись не может.

Учитель : Что же на время возвращает его на грешную землю, заставляет задуматься о справедливости своего поступка?

Ученик : (Появление капитан-исправника на некоторое время поколебало его умеренность, заставило испугаться наказания за глупость.) Учитель: Ребята, введите нас в курс истории. Расскажите о роли капитан-исправника в ходе реформ)

Сообщение историков ( имеется ввиду высылка на поселение)

Учитель: Какая мысль утешает помещика, размышляющего о возможном наказании?

Учитель: Да, действительно, стал уже помещик вспоминать все чаще «милого мужика», но твердость духа не терял. Решил: пусть я совсем одичаю, но от принципов не отступлю.

Почему Салтыков-Щедрин показывает физическое одичание помещика?

Ученик: Физическое одичание подчеркивает одичание моральное.

Учител ь: Прочитайте описание помещика-зверя ( Зачитываем цитату ).

Ученик (Вот он с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав

Учитель : Что имеет ввиду писатель?

Исследователи :(один из библейских героев, родившийся косматым)

Учитель: Найдите в тексте примеры дикости.- и ответьте: «Смешно или грустно звучит такое описание?»

Ученик (Утратил способность произносить членораздельные звуки, Как кошка влезет на самую вершину дерева, Соскочит как стрела, вцепится в добычу.( в зайца), разорвет когтями и съест со всеми внутренностями. Даже со шкурой) Описание вызывает и смех и ужас, поскольку глупый помещик сделался силен и коварен.

Учитель: Обратимся к иллюстрации в учебнике. Художники Кукрыниксы (1939) проиллюстрировали нам произведение

Каково выражение лица дикого помещика на иллюстрации? Художникам удалось подчеркнуть упрямство помещика, дикую уверенность в справедливости собственных действий.

Почему фраза глупый ты помещик звучит из уст всех персонажей сказки?

Ученик : М.Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает, что необходимость перемен осознана большинством. Отсутствует здравый смысл лишь у помещиков, не желающих расстаться со старыми порядками. Автор указывает на крайнюю степень одичания: даже звери оказываются умнее помещика.

Учитель: Какова развязка сказки?

Выразительное чтение финала сказки от слов «Как нарочно, в это время чрез губернский город. » до конца сказки. (Быстрова А.)

Учитель : В чем заключается абсурдность ситуации?
Ни в чем не повинного мужика ловят как преступника, а с совершенно одичавшим помещиком возятся и терпят его дикие выходки, «наиделикатнейше внушая, дабы он фанфаронства свои прекратил».

Учитель : Какова судьба помещика и его крестьян?

Ученик : Помещик так и остался диким, но власть у него не отобрали. Сенька по-прежнему служит дикому барину.

Учитель : В чем отличия этой сказки от народной? С какой целью писатель-сатирик обращается к жанру сказки?

Учитель: Заполните вторую часть таблицы примерами из сказки «Дикий помещик».

Учитель: Что невероятно и вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?

Ученик : Реалистично бедственное положение крестьян и нравственная дикость помещика, невероятно чудесное исчезновение и возвращение крестьян, физическое одичание помещика.

Учитель: Назовите синонимы к слову дикий.

Почему сказка называется «Дикий помещик?» Какова художественная идея сказки?

Ученик : В контексте сказки «дикий» — значит упрямый в своем невежестве, противящийся всему новому, деспотичный.

Учитель : Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина обращена в будущее. В ней находит
отражение актуальная во все времена мысль о том, что благополучие народа — основа процветания государства.

Прочитать русскую народную сказку «Морока»

Составить цитатный план сказки.

Выписать из текста сказки обороты речи, свойственные русской сказке.

Инсценирование сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак»

Заполните вторую часть таблицы примерами из сказки «Дикий помещик».

Отдаленное сходство композиции, сюжета и персонажей с композицией, сюжетом
и персонажами русской народной сказки

Острая, всегда связанная с современностью, со злобой дня сатира

Неистощимая выдумка. Самые неожиданные ситуации и невероятные ассоциации и мотивы, необычайные видоизменения традиционных сказочных образов

Привычные персонажи русской народной сказки наполняются новым, необычным для фольклора содержанием

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *