В чем вы видите значение былин ответ должен быть полным
Детский час
для детей и родителей
Значение былин в русской литературе
Во времена седой старины появились особые песни. Они рассказывали о том, что было. За ними закрепилось слово «былины», а ещё «старины» и «старинки». В допетровскую эпоху по Руси разгуливали толпы певцов и потешных людей, своих и заезжих, среди которых были ряженые музыканты и скоморохи в коротких туниках с разрезными полами. В их репертуаре чередовались весёлые песни с серьёзными былинами о важных событиях и исторических лицах. В былинах имели место подлинные исторические факты, отражались думы и чувства народа, черты древности, которые давно забылись.
Исполнялись былины особым образом. Сказитель, певец былин, вводил слушателей своим «зачином» в соответствующее настроение степенной и мирной беседы. Он пробегал по струнам, вызывал вдохновение в себе и в слушателях, создавал особое настроение перед исполнением былины. Во всех этих «зачинах» сказывался не столько словесно-поэтический, сколько музыкальный приём. Но вот «зачин» исполнен, и певец приступает к содержанию былины.
Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее.
Каково же значение былин для русской литературы?
Былины исторические, героические, богатырские, социально-бытовые обогатили русскую литературу. Это произведения, лишенные всего искусственного, ненастоящего донесли до нас черты древних эпох, особенности столь милой старины.
Былины, этот бесценный опыт народного творчества, помогли распутать сложнейшие узлы истории, бескомпромиссно изобразив жизнь во всех её острейших конфликтах, перипетиях, событиях.
Былины явились базой для появления в литературе произведений героической и исторической направленности.
Каково значение былин для нас?
Былины пришли к нам вместе с теми заповедями, традициями и обрядами, которые были на Руси тысячи лет назад. Они имеют документальную ценность. Мир и борьба, обычаи и быт повседневной жизни составили основу былинного творчества. Именно из былин мы узнаем о том, как жили наши предки, русичи, как крестьянствовали, что их заботило и волновало.
Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, её защищать, как готовить себя к ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость.
Именно из песенных рассказов-былин мы можем почерпнуть сведения о подвигах воинов, о верности воинскому долгу, о стремлении народа ко всему незаурядному, исключительному, красочному.
Из былин узнаём мы о старой Руси, об устройстве городов, о русском богатырстве.
О сказителях былин
Сказители былин – люди особенные. Было замечено, что некоторые поющие ими былины они не знают наизусть, то есть не могут повторить старую былину слово в слово. В каждое новое повторение уже спетой ими раз былины они вносят новые приемы исполнения: то вводя ту или иную подробность, то опуская её, то видоизменяя отдельные стихи, то растягивая, то сжимая. При этом былина не теряет своего общего характера, она не является только заученной, окаменевшей в памяти певца, напротив, его роль в былине – роль свободного импровизатора на подробно разработанную, но уже готовую тему. Наблюдения над составом былины ведут ещё дальше в тайны этой импровизации, где наши сказители являются до известной степени и творцами былин.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Каково значение былин?(Ответ обязан быть полным.)
Каково значение былин?(Ответ обязан быть полным.)
БЫЛИНА это фольклорная эпическая песня о смелом событии либо примечательном эпизоде старой российской истории. В начальном виде былины появились в Киевской Руси, сложившись на почве архаичной эпической традиции и унаследовав от нее многие мифологические черты; однако фантастика оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности. С точки зрения народа значение былины содержалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению. Былины недалеки магическим басням о силачах. Они художественно обобщили историческую действительность 11-16 веков и бытовали до середины 20 века,подходили эпическому творчеству многих народов Европы и Азии. В народе их именовали старинами, т.е. песнями о реальных событиях дальнего прошедшего. Термин былина (научный) был введен в 1840-х на основании упоминаемых в Слове о полку Игореве былях этого медли. В середине 18 века на Урале был создан рукописный сборник былин и исторических песен, позже получивший название Античные русские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. В 1830-40-х П.В.Киреевский возглавил собирание российских песен; позже в составе многотомного издания Песни, собранные П.В.Киреевским была размещена так именуемая старая серия, в которую вошли былины и исторические песни. В середине 19 века П.Н.Рыбников нашел в Олонецком крае интенсивно бытующую живую былинную традицию (Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. М., 1861-67). Исполнителей былин и других эпических песен называли сказителями. Во второй половине 19 и в 20 веке на Российском Севере была проведена громадная работа по выявлению и записи былин, вследствие которой появился ряд научных изданий: А.Ф.Гильфердинга, А.Маркова, А.Д.Григорьева, Н.Онучкова, А.М.Астаховой и др.
помогите надо срочно для школы
О былинах, об их научном значении, об их истоках много спорят. Одни исследователи видят в них главным образом мифы, произведения народной фантазии, отражения народного мировоззрения. Для других былины — сказы о действительных событиях нашей древней истории.
Что же, былина былине рознь. Некоторые былины, как известно, от начала до конца выдуманы сказителями совсем недавно — за последний век. (Правда, таких немного. ) Говоря об остальных, надо помнить, что первые отвечающие научным требованиям записи былин вообще были сделаны чуть больше ста лет назад, что до тех пор былины жили лишь как памятники устного народного творчества, переходя из уст в уста. При этом одни сказители старались только передать услышанное, ничего не меняя, не убавляя и не прибавляя. Другие обращались с неписаным «текстом» былины вольно, давая подчас свои домыслы, выбрасывая непонравившиеся или непонятные куски. Кроме того, некоторые изменяли, сокращали или комбинировали потому, что им попросту изменяла память.
К тому же, до записи былины дожили не на юге, не под Киевом — не в той части Руси, где происходили описываемые в них события, а главным образом на далеком севере, в Прионежье, в Карелии, в Сибири. Конечно, в совершенно иной природной и бытовой обстановке многое получило и иной, часто северный, таежный колорит.
При всем том несомненно, что начало свое былины ведут еще от XI—XIII веков, от времен Киевской Руси, что в них, кроме поздних наслоений и древнего сказочного элемента, немало чисто фактического, достоверного исторического материала. В основе содержания ряда былин лежат действительные события.
Бесспорно и то, что ряд излюбленных былинных персонажей — лица исторические, действительно жившие на Руси. В частности, кроме князя Владимира безусловно историчен Добрыня. Летопись неоднократно говорит о нем, как о родственнике и воеводе Владимира. Историки знают и Илью Муромца. О нем, как о богатыре Илье Русском, говорят и одна из норвежских саг XII века и древнегерманский эпос. Очевидно, популярность этого могучего крестьянского сына была очень велика на Руси. И во времена, когда христианство еще только с трудом вытесняло языческие представления из сознания народа, он казался многим существом необыкновенным, сверхъестественным. Не случайно православная церковь, своеобразно борясь с древнеязыческими традициями, перерядила богатыря в праведника и угодника божья и причислила его к лику святых. Где-то, кажется, до сих пор хранятся мощи святого Ильи Муромца.
Былины, эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом 11—16 вв. В процессе многовекового развития Былины изменялись, впитывали события позднейшего времени, а иногда и события более ранней эпохи. Былинные богатства были обнаружены в районах Заонежья, Пинеги, Мезени, Печоры, побережья Белого моря. С конца 18 в. Былины привлекали внимание писателей и учёных, как высокохудожественные памятники народного творчества.
Поэтика Былины богата и разнообразна. Для характеристики былинного персонажа народ часто пользуется гиперболой. “Троичность” повествования — один из главных приёмов изображения подвигов, подчёркивающий их значительность. Для поэтики Былины характерны постоянные эпитеты, сравнения, параллелизмы. Стих отличается чётким и богатым ритмом, одинаковым количеством ударений в строке. К середине 20 в. Былины почти исчезают из устного репертуара народа и продолжают свою литературную жизнь лишь в книге. См. Народное творчество, Былинный стих.
В 60—80-х гг. 18 в. был составлен первый сборник Былины, имеющий научное значение (Кирша Данилов, “Древние российские стихотворения”, опубликован 1804). Собирателями Былины в 19—20 вв. были П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. ф. Гильфердинг, А. В. Марков, А. Д. Григорьев, Н. Е. Ончуков и др. Изучение Былины начато В. Г. Белинским (в статьях 1841) и продолжено демократической критикой 60-х гг. Связи Былины с исторической действительностью легли в основу трудов так называемой исторической школы во главе с В. Ф. Миллером. Основы современного понимания Былины заложил в начале 20 в. М. Горький в статьях о литературе и фольклоре. Он рассматривал Былины как эпос трудового народа, подчёркивая его коллективное начало, его реалистическую основу и высокие художеств. достоинства.