В чем вы видите значение древности в становлении и развитии европейской цивилизации
Роль Древней Греции и Древнего Рима в формировании Европейской цивилизации
Древняя Греция и Древний Рим относятся к античности как составной части всей истории Древнего Мира. Античная цивилизация основывалась на качественно иных основаниях, если сравнивать с древневосточными цивилизациями. В политическом, экономическом, социальном отношениях развитие шло динамичнее, обладало своей спецификой. Античные цивилизации и их достижения стали основой для Европейской цивилизации.
Период формирования античной культуры в Др.Греции и Риме приходится на период с начала I тыс. до н.э. по V в н.э. Многим она обязана более ранней Эгейской культуре, которая отличалась высоким уровнем развития и самобытностью, но после нашествия ахейцев, а следом дарийцев, существенно повлияли на дальнейшее развитие.
По географическому положению Древняя Греция не представляла собой единого пространства. Можно сказать, что на Грецию в большей степени повлияли природные условия, как гористый рельеф, наличие полезных ископаемых, удобное морское побережье, незамерзающее море с множеством островов. Это благоприятствовало формированию мелких независимых государств. Для Др.ГР.характерна особая форма государства-полис,т.е город-гос-во который изначально представлял собой общину граждан-землевладельцев. В греческом полисе исчезла царская власть, была ущемлена роль аристократии и жречества, а средний собственник выходил на первый план общественной жизни. Членом общины мог стать каждый при условии, что он грек, свободный и владеет частн.собственностью. Все члены общины обладали полит.правами, могли заниматься гос. деят-тью, поэтому полис и называют гражданской общиной. Государство в Греции существовало не над общиной, а вырастало из общины. Внутри полиса формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов полиса. Для полиса были характерны два типа правления: олигархический(власть меньшинства) и демократическое(власть большинства). Двумя факторами развития греческой демократии были высокое значение народного собрания и выборность власти. Еще одной особенностью было активное развитие товарного производства, а также еще одна – классическое рабство, отличающаяся большой степенью эксплуатации, лишением рабов всех прав, установлением более четкой грани между рабом и свободным.
Древнеримская цивилизация формировалась под воздействием таких факторов, как выделение значительной роли этруссов, цивилизация которых достигла высокого уровня развития, и роли греков, которые основательно повлияли на становление государственности и культуры. У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему гос.устройства,алфавит(на основе, которой появилась латинская письменность). Древнеримская политико-правовая мысль находилась под воздействием древнегреческих концепций(пример, когда плебеи потребовали письм.закон-ва, именно в Грецию послали римлян для ознакомления).Полученные результаты были использованы при составлении важного источника древнеримского права- законов 12 таблиц. Но римляне не просто заимствовали, но и улучшали, развивали. Древнегреческая мысль об идее взаимосвязи политики и права получила следующее развитие государства как публично-правовой общности, а представления греков о свободном индивиде было использовано римлянами и стало понятием юридического лица. В Др.Риме образуется самостоятельная наука – юриспруденция. Римляне разработали целый комплекс политико-правовой проблематики в области общей теории гос-ва и права, а также гражданского права, госудасртвенного и административного,уголовного,международного права. В начале нашей эры появляется христианство, которое выступило с проповедью всеобщего равенства и свободы людей. Ранние христиане отвергали частную собственноть, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, не признавали порядки древнего Рима. Они проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду. Появление и утверждение христианства существенно повлияло на последующее развитие.
Древний Рим и Древней Греции сформировали античную цивилизации, самого европейского пути развития, породившего разделение Восток и Запад.
Европейская цивилизация сформировалась под воздействием античной цивилизации. Европейская цивилизация представляет собой целостность, сформированную под влиянием уникального наследия греческой философии. римского права и христианских традиций. Античность оставила в наследство опыт демократического государства, богатство философских идей, законы рационального мышления, правоваые нормы, мифотворчество, разнообразные произведения культуры.
«Вклад Древней Греции и Древнего Рима в формирование
РОЛЬ АНТИЧНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Эпоха древнегреческой и древнеримской Античности стала фундаментом будущей западной цивилизации.
Это были 2 стороны целого:
Ø Греки были скорее идеалистами-романтиками. Они – великие ученые, философы, художники теоретизировали и эстетизировали мир.
Ø Римляне – реалисты-практики. Они проявили себя как большие организаторы, администраторы, политики и юристы.
Все вместе это ляжет в основу будущей западной цивилизации. Если культура и искусство Греции были пронизаны пафосом Человека, то Рима – пафосом государства, Республики, Империи. Благодаря своему организационному гению, Рим разнес по свету зерна античной цивилизации, окультуривая молодые варварские народности.
С периодом античности связано возникновение основных ценностей будущего западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления. Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности.
Историческая значимость античной культуры в том, что:
· античные демократические системы впервые продемонстрировали верховенство закона для всех;
· впервые была осознана роль образования как основополагающей общественной силы и предложена уникальная система образования, формирующая человека как достойного гражданина и цельную, всесторонне развитую личность;
· античность была одержима знанием (эвристика); духом соперничества и полемики;
· древнегреческая культура на века заложила классические художественные каноны искусства (поэзия, театр, скульптура, архитектура) и принципы калокагатии (красота + добро) и катарсиса.
Т.о., в эпоху Античности были заложены фундаментальные основания европейской цивилизации. Греческий язык лег в основу – славянских, а римская латынь – романских языков. Именно к Античности восходят наиболее значимые этические и гражданско-правовые нормы, почти все ныне известные литературные жанры, философские системы с разработкой вечных проблем, основы научного знания, каноны художественные творчества.
История Древнего Рима стала и великим уроком для человечества, породив в пору своего заката первое в истории «общество массового потребления» и примитивную эрзац-культуру.
Глава 5. Становление европейской цивилизации
• Общая характеристика западноевропейского Средневековья
Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.
Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.
В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:
— раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;
— классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;
— позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.
5.1. Общая характеристика западноевропейского
Средневековь (V-XVII вв.)
Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.
Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.
Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.
Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.
Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.
На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.
На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.
Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.
Нравы, обычаи.Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.
Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».
Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».
Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.
Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинноубиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним.
Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.
Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам.
Европейская цивилизация: история зарождения и становления, периодизация
Европейская цивилизация зародилась на рубеже VII-VI веков до нашей эры. Произошло это в результате реформ Солона, а также последовавших следом политических процессов в Древней Греции, когда возник сам феномен античности, известный как генотип этой цивилизации. Ее основами стали правовое государство и гражданское общество, существование специально выработанных правил, юридических норм, гарантий и привилегий для защиты собственников и интересов граждан.
Особенности цивилизации
Основные элементы европейской цивилизации способствовали формированию рыночного хозяйства во времена Средневековья. При этом господствовавшая на континенте христианская культура принимала непосредственное участие в формировании принципиально новых смыслов человеческого бытия. В первую очередь, они стимулировали развитие свободы человека и творчества.
Вам будет интересно: Сердце кровью обливается: значение фразеологизма
В последовавшие за этим эпохи Возрождения и Просвещения античный генотип европейской цивилизации, наконец, проявился в полной мере. Он принял тип капитализма. Политическая, социально-экономическая, культурная жизнь европейского общества характеризовалась особенным динамизмом.
Примечательно, что даже при условии альтернативности социального генотипа античности, приблизительно до XIV-XVI веков было очень много общего в эволюционном развитии Запада и Востока. До того периода культурные достижения Востока были сопоставимы с западным Возрождением по своему значению и достигнутым успехам. Примечательно, что в мусульманскую эпоху Восток продолжил культурное развитие, прерванное в греко-римском мире, занимая ведущее место в культурном отношении на протяжении нескольких веков. Интересно, что Европа, будучи наследницей античной цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников. В частности, со многими древнегреческими трактатами европейцы впервые знакомились в переводе с арабского.
При этом отличия между Востоком и Западом со временем наметились весьма принципиальные. В первую очередь, они проявлялись в плане духовного освоения культурных достижений. Например, книгопечатание на местных языках, которое было чрезвычайно развито в Европе, открывало прямой доступ к знаниям для простых людей. На Востоке таких возможностей просто не существовало.
Важно и другое. Научная мысль западного общества была, в первую очередь, обращена вперед, проявляясь в повышенном внимании к фундаментальным исследованиям, естествознании, требуя высокого уровня теоретического мышления. В то же время на Востоке наука была, в первую очередь, практической, а не теоретической, она существовала неотделимо от эмоций, интуитивных решений и переживаний каждого конкретного ученого.
Вам будет интересно: Что нужно было сделать, чтобы стать рыцарем? Как становились рыцарями в средние века
В XVII веке всемирная история стала складываться по пути глобализации и модернизации. Такая ситуация складывалась вплоть до XIX века. При возникновении непосредственного столкновения двух типов цивилизации явным и очевидным стало превосходство европейской цивилизации над восточной. Во многом это было обусловлено тем, что сила государств определялась военно-политическими и технико-экономическими преимуществами.
Существовавший цивилизованный современный подход был изначально основан на признании неустранимости культурных различий и отказа от любой иерархии культур при необходимости отказа от ценностей всех типов цивилизаций.
Отличительные черты
Европейская цивилизация характеризуется рядом важных отличий, которые определяют ее суть. В первую очередь, важным является то, что это цивилизация интенсивного развития, для которой характерна идеология индивидуализма. В предпочтении находится приоритет самой личности и ее конкретных интересов. При этом общественное сознание воспринимается исключительно в реальности, свободно от религиозной догматики при решении практических вопросов.
Интересно, что, даже несмотря на рационализм, в развитии европейской цивилизации ее общественное сознание всегда было ориентировано на христианские ценности, считавшиеся нормативными и высшими. Идеалом, к которому необходимо стремиться. Общественной моралью являлась сфера безраздельного господства христианства.
В результате одним из определяющих и ключевых факторов формирования западного общества стало католическое христианство. На его идейной базе возникла наука в ее современном понимании, став сначала методологией познания божественного откровения, а затем изучением причинно-следственных связей материального мира.
Необходимо при этом подчеркнуть, что западный тип цивилизации всегда характеризовался европоцентризмом, так как Запад считал себя вершиной и центром мира.
Среди характерных черт западной цивилизации можно выделить семь основных, которые в результате стали главными ценностями, обеспечившими ее развитие.
Характеристика
Вам будет интересно: Молекулярные основы наследственности. Роль ДНК в наследственности
Давая характеристику европейской цивилизации, важно отметить новое, что она привнесла в современный мир. Примечательно, что страны Запада, в отличие от таких замкнутых государственных образований, как Индия и Китай, были чрезвычайно разнообразны. В результате народы и страны западной цивилизации имели свой разнообразный и своеобразный облик. Большое значение в становлении европейской цивилизации сыграла наука, которая положила начало глобальной истории человечества.
Если сравнивать страны Запада с Индией и Китаем, где понятия политической свободы не существовало, для Запада идея политической свободы была одним из главных условий существования. Когда на Западе познавалась рациональность, восточное мышление, в первую очередь, отличалось своей последовательностью, что позволяло развивать формальную логику, математику, а также правовые основы государственного устройства.
В истории европейской цивилизации западный человек сильно отличался от восточного, понимая, что именно он является началом и творцом всего. Исследователи отмечают, что западная динамика вырастает из «исключений». Она основывается на постоянном чувстве неудовлетворенности, беспокойства, стремлении к постоянному развитию и обновлению. На Западе всегда наблюдалось политическое и духовное напряжение, которое требовало растущей духовной энергии, когда на Востоке главным было отсутствие напряженности и состояние единения.
Изначально западный мир развивался в рамках собственной внутренней полярности. Основу европейской западной цивилизации заложили греки, которые сделали это так, чтобы мир находился в размежевании с Востоком, отстранялся на него, но постоянно направлял свой взор в ту сторону.
Древние цивилизации
Говорить о существовании первых цивилизаций на территории европейского континента можно еще со времен Железного века.
Около 400 года до нашей эры Латенская культура распространила свое влияние на обширные земли, вплоть до Пиренейского полуострова. Так возникла Кельтебрианская культура, о контактах с которой много записей оставили римляне. Кельты сумели оказать сопротивление распространению влияния римского государства, которое стремилось завоевать и колонизировать большую часть южной Европы.
Северная Европа и Британия
Первые попытки романизации территории Древней Германии изначально были предприняты еще Юлием Цезарем. Границы империи удалось расширить только при Нероне Клавдии, когда, наконец, были покорены практически все племена. Успешную колонизацию продолжил Тиберий.
Римская Британия развивалась после завоевания Галлии Юлием Цезарем. Тот предпринял два похода в британские земли. В результате систематические попытки завоеваний продолжались до 43 года нашей эры. Пока Британия не превратилась в одну из окраинных провинций Римской империи. При этом север был практически не затронут. Среди местного населения, которое было недовольно таким положением вещей, регулярно поднимались восстания.
Греция
Именно Грецию принято называть колыбелью европейской цивилизации. Это страна с великим наследием и многовековой историей.
Изначально Эллинистическая цивилизация началась как сообщество городов-государств, самыми влиятельными из которых были Спарта и Афины. У них существовали разнообразные варианты управления, философии, культуры, политики, науки, спорта, музыки и театра.
Ими были основаны многие колонии на берегах Средиземного и Черного морей, в Южной Италии и на Сицилии. Считается, что колыбель европейской цивилизации берет свое начало именно в Древней Греции.
Ситуация резко изменилась в IV веке до нашей эры, когда из-за междоусобных конфликтов эти колонии стали добычей македонского царя Филиппа II. Его сын Александр Македонский распространил греческую культуру на территорию Египта, Персии и Индии.
Римская цивилизация
Судьбу европейской цивилизации во многом предопределило Римское государство, которое начало активно расширяться с территории Италии. Из-за его военной мощи, а также неспособности большинства врагов оказывать достойное сопротивление, самый серьезный вызов смог бросить только Карфаген, но и он в результате потерпел поражение, что стало началом римской гегемонии.
Ее центр располагался на Средиземном море, северная граница была отмечена реками Дунай и Рейн. Максимальной экспансии империя достигла при Траяне, включив в свой состав Румынию, Римскую Британию и Месопотамию. Вместе с собой она привносила эффективное централизованное управление, мир, но в III веке ее социальный и экономический статус был подорван серией гражданских войн.
Константин I и Диоклетиан смогли замедлить процессы распада, разделив империю на Восточную и Западную. Пока Диоклетиан преследовал христиан, Константин официально объявил о прекращении преследования представителей этой веры в 313 году, подготовив почву для того, чтобы империя в будущем стала христианской.
Средневековье
Развитие средневековой европейской цивилизации разделяется на несколько этапов. Разделение Европы на две части усилилось после окончательного падения Западной Римской империи в V веке. Она была завоевана германскими племенами. А вот Восточная Римская империя просуществовала еще тысячелетия, позже она получила название Византийской.
В VII-VIII веках началась экспансия исламской культуры, которая усилила различия между средиземноморскими цивилизациями. Новый порядок в мире без городов создал феодализм, заменивший централизованную римскую администрацию, основанную на высокоорганизованной армии.
После раскола христианской церкви в середине XI века в лидирующую силу в Западной Европе превратилась католическая церковь. Тогда же стали появляться первые признаки второго рождения средневековой европейской цивилизации. Торговля, ставшая основой культурного и экономического роста независимых городов, привела к появлению таких мощных городов-государств, как Флоренция и Венеция.
В то же время в Англии, Франции, Португалии и Испании начинают формироваться национальные государства.
При этом Европе не раз приходилось сталкиваться с серьезными катастрофами, одной из которых стала бубонная чума. Самая серьезная вспышка возникла в середине XIV века, уничтожив до трети жителей.
Эпоха Возрождения
Культура европейской цивилизации во многом сформировалась в эпоху Возрождения. C XIV-XV веков происходила миграция образованного населения Византии, падение Константинополя в 1453 году привело к тому, что страны римско-католической церкви осознали, что Европа превратилась в единственный христианский континент, именно их достоянием стала языческая античная культура.
Важной отличительной чертой этого времени стал светский характер культуры, а также ее антропоцентризм. В первую очередь, существовал повышенный интерес к деятельности человека. Появился интерес и к античной культуре, когда началось фактически ее возрождение.
Великие географические открытия XV-XVII веков были непосредственно связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение торговых путей привело к ограблению новых открытых земель, началась масштабная колонизация, ставшая основой капитализма. Началось формирование мирового рынка.
Активное развитие машиностроения и судостроение привело к возникновению возможности преодолевать на кораблях значительные расстояния. После усовершенствования навигационных приборов стало возможным с высокой точностью определять место положения корабля в открытом море.
Эпоха Просвещения имела большое значение, став логическим продолжением гуманизма XIV-XV веков. Общеевропейское значение получает французская просветительная литература, общей чертой которой становится господство рационализма.
XIX век прошел под флагом Великой Французской революции, которая в корне изменила отношения власти и общества во многих странах. С этого времени в европейской цивилизации Россия начинает играть важную роль.
Новейшая история
Новейшая история континента началась с сокрушительной для многих народов Первой мировой войны. Она сформировала кризис самодержавия в России, который вылился в две революции в 1917 году. Оказавшееся у власти Временное правительство не сумело справиться с разрухой и хаосом в стране. В результате они были свергнуты правительством большевиков во главе с Лениным.
Следующим важным этапом в Новейшей истории Европы становится появление фашизма. Идеология итальянского диктатора Бенито Муссолини воплощает в жизнь идеи корпоративного государства в противовес парламентской демократии.
В 1933 году в Германии к власти приходит Национал-социалистическая рабочая партия с Адольфом Гитлером во главе, которая начинает игнорировать пункты Версальского договора, по которому Германия была значительно ограничена в военной сфере. Правительство Гитлера начинает проводить захватническую политику, которая выливается во Вторую мировую войну. Попытка изменить миропорядок в Европе терпит неудачу. Германия оказывается разгромленной, а Европа фактически поделена на капиталистический и социалистический лагери.
Вторая половина XX века проходит под знаменем Холодной войны, которая сопровождается гонкой ядерных вооружений. Между тем, сама Европа делает первый шаг к созданию Европейского союза. Первые шесть государств в 1951 году объявляют о формировании Европейского объединения угля и стали, которое и становится первым прототипом ЕС, союза, который сегодня определяет сущность европейской цивилизации.