В чем выгода еаэс

В чем выгода еаэс

За годы существования ЕАЭС его участники смогли оценить выгоды от членства в союзе. Например, благодаря членству Кыргызстана в ЕАЭС его граждане получили возможность трудоустройства на территории России без патентов, квот, сдачи экзамена на знание русского языка и других разрешительных документов. В это же время Армения получает в рамках союза финансовую помощь, а у Белоруссии последовательно растёт товарооборот. О всех выгодах, которые смогли извлечь участники союза, — в материале СОНАР-2050.

Выгоды Киргизии

Одним из явных плюсов членства Киргизии в ЕАЭС является упрощение процедур и правил, регулирующих трудовую миграцию. В настоящий момент в России работает около 600 тыс. выходцев из Киргизии. Благодаря ЕАЭС кыргызстанцы получили ровно такие же права на трудоустройство, как и остальные члены союза. Граждане республики могут работать в России без патентов, квот, сдачи экзамена на знание русского языка и других разрешительных документов. Подобное позволяет экономить мигрантам не менее 60 тыс. руб. ежегодно.

«Это позволило переломить тенденцию роста возврата трудовых мигрантов в республику на фоне того, что количество мигрантов, приезжающих из Узбекистана и Таджикистана в Россию, последовательно снижается», — заявил ранее политолог, заместитель директора Фонда «Евразийцы — новая волна» в Кыргызстане Денис Бердаков.

В чем выгода еаэс. %D0%B2%D0%B0%D1%8B%D0%B2%D0%B0. В чем выгода еаэс фото. В чем выгода еаэс-%D0%B2%D0%B0%D1%8B%D0%B2%D0%B0. картинка В чем выгода еаэс. картинка %D0%B2%D0%B0%D1%8B%D0%B2%D0%B0.

«Трудовые мигранты из КР были освобождены от дополнительных сборов и получили равные права с местными рабочими. В случае России это означало освобождение от патентного сбора и необходимости сдавать экзамены, что позволяет каждому мигранту экономить несколько десятков тысяч рублей в год. В результате поток переводов трудовых мигрантов в КР наименее пострадал от инфляции и сокращения рынка труда в РФ. Для рабочих из Таджикистана и Узбекистана это стало серьёзным ударом, однако выходцы из КР даже несколько укрепили свои позиции в России», — заявил ранее глава Евразийского аналитического клуба (ЕАК) Никита Мендкович.

Ещё один плюс для Киргизии — система распределения ввозных таможенных пошлин внутри ЕАЭС — обязательный денежный сбор при импорте товаров.

У предпринимателей Киргизии появились новые финансовые составляющие для ведения бизнеса. Так, по словам президента Ассоциации рынков, предприятий и сферы услуг Сергея Пономарёва, ЕАЭС открыл большие возможности для малого и среднего бизнеса.

«Одним из плюсов стали для нас постоянно открытые границы с Казахстаном. Раньше чуть что, наши соседи сразу же закрывали въезд для всех наших грузов, сейчас эти запреты изредка касаются лишь определённых товаров. Также постепенно идёт оживление на основных рынках страны, что положительно сказывается и на большей части отечественного бизнеса», — отметил Сергей Пономарёв (сейчас из-за конфликта с Казахстаном есть риск потери этого преимущества, но мы надеемся, что ситуация нормализуется.Прим. ред.).

По данным ЕЭК, в 2016 году основными торговыми партнёрами Бишкека на рынке ЕАЭС являются Казахстан (66% в общем объёме экспорта КР на рынок ЕАЭС, 38% — в импорте) и Россия (33% в экспорте, 59% в импорте).

В чем выгода еаэс. %D1%81%D0%B2%D1%8B%D0%BC. В чем выгода еаэс фото. В чем выгода еаэс-%D1%81%D0%B2%D1%8B%D0%BC. картинка В чем выгода еаэс. картинка %D1%81%D0%B2%D1%8B%D0%BC.

«По сравнению с январёмдекабрём 2015 года объём экспорта Кыргызской Республики в государствачлены ЕАЭС увеличился на 4,4%. Объёмы поставок минеральных продуктов возросли в 2,7 раза (27,6% общего объёма экспорта Кыргызской Республики во взаимной торговле), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырьяна 3,1% (26%)», — говорится в документах ЕЭК.

По сравнению с 2015 годом пропорции развития взаимной торговли по Кыргызской Республике изменились следующим образом: с 0,9% до 1%.

Выгоды Киргизии от участия в ЕАЭС: упрощение трудовой миграции, рост торговли с Казахстаном, новые возможности для бизнеса, пополнение бюджета от импортного сбора.

Выгоды Армении

Что касается Еревана, то из очевидных плюсов для республики — увеличение экспорта в Россию на 87%, в том числе продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. При этом товарооборот между Москвой и Ереваном вырос на 10%. В то время как в 2015 году экспорт в Россию сократился почти на треть.

В чем выгода еаэс. %D0%B9%D0%B2%D0%B0. В чем выгода еаэс фото. В чем выгода еаэс-%D0%B9%D0%B2%D0%B0. картинка В чем выгода еаэс. картинка %D0%B9%D0%B2%D0%B0.

«По сравнению с 2015 годом пропорции развития взаимной торговли изменились следующим образом. Во взаимном экспорте вклад Республики Армения возрос с 0,6% до 0,9%, — говорится в отчете ЕЭК. Вклад Республики Армения в закупку товаров на общем рынке (импорт) увеличился с 2,2% до 2,6%».

Был также зафиксирован рост экспортных поставок Республики Армения на рынок ЕАЭС по всем товарным группам. Объём вырос в 1,5 раза.

«Увеличились продажи продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 39,2% (66,5% общего объёма экспорта Республики Армения во взаимной торговле), текстиля, текстильных изделий и обуви — в 1,7 раза (12,4%), машин, оборудования и транспортных средств в 1,7 раза (4,7%)», — говорится в отчёте.

В рамках ЕАЭС Армения также получает финансовую поддержку.

Так, в 2016 году Ереван получил около 52–53 млрд драмов.

«На 17 млрд драмов получили больше, чем направили в общий «котёл»», — заявил министр финансов Вардан Арамян.

Выгоды Армении от участия в ЕАЭС: рост экспорта в Россию и другие страны ЕАЭС, доступ к кредитам ЕАБР.

Выгоды Белоруссии

По мнению некоторых экспертов, больше всего от создания экономического союза на данный момент выигрывает именно Белоруссия, так как она активно пользуется возможностями интеграции.

Так, например, страна является лидером по доле взаимной торговли в рамках ЕАЭС. По официальным данным, доля взаимной торговли в общем объёме торговли союза для России и Казахстана составляет примерно 14,9%, то для Белоруссии этот показатель достиг 52−53%.

«Существенны поставки машин, оборудования и транспортных средств (17,5% объёма взаимной торговли, из которых 54,7% приходится на Российскую Федерацию и 41,9%на Республику Беларусь)», — говорится в документе ЕЭК.

В 2016 году экспорт товаров Республики Беларусь увеличился на 2,2%.

«По машинам, оборудованию и транспортным средствам зафиксировано увеличение показателя на 13,5% (27,8%), по продукции химической промышленностина 6,8% (12%), по текстилю, текстильным изделиям и обувина 24,3% (8,3%). Поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья уменьшились на 7% (31,9% общего объёма экспорта Республики Беларусь во взаимной торговле)», — отмечается в отчёте.

В чем выгода еаэс. %D0%B9%D0%B0%D0%B0. В чем выгода еаэс фото. В чем выгода еаэс-%D0%B9%D0%B0%D0%B0. картинка В чем выгода еаэс. картинка %D0%B9%D0%B0%D0%B0.

В то же время благодаря членству в ЕАЭС ВВП в Белоруссии последовательно растёт. Согласно прогнозам экономический рост республики не должен прекратиться. Так, по итогам 2017 года прогнозируется рост ВВП на 1,3%.

«Тенденция восстановления экономического роста в Беларуси сохраняется. По итогам января — мая прирост ВВП составил 0,9% к январю маю 2016 года. По нашим оценкам, ожидается сохранение положительной динамики и выход по итогам года на рост ВВП на уровне 1,3%», отмечается в документе.

Тем временем поступления в бюджет Белоруссии от ввозных пошлин ЕАЭС составили 5%. Показатель больше, чем в России, Казахстане и Армении.

Примечательно, что ранее президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил, что без учёта нефти, нефтепродуктов, калийных и азотных удобрений экспорт вырос ещё больше — почти на 30%. За первые пять месяцев 2017 года на Россию пришлась половина белорусского экспорта.

Выгоды Беларуси от участия в ЕАЭС: наибольший среди участников рост товарооборота и возобновление роста ВВП, поступления в бюджет от ввозных пошлин.

Выгоды Казахстана

Выгоды из членства в ЕАЭС извлекла и Астана. С января 2015 года было введено соглашение, согласно которому жители республики могут 30 дней находиться в России без обязательной регистрации.

Кроме того, по данным российского совета по международным делам (РСМД), был зафиксирован рост экспортных поставок Казахстана на рынок ЕАЭС в отдельных отраслях.

Помимо традиционных для Казахстана экспортных позиций, например, металлов и изделий из них (рост на 15,4%) и продукции машиностроения (6,2%), есть и достаточно непривычные для Казахстана отрасли — текстиль, одежда и обувь (28%) и древесина и целлюлозно-бумажные изделия (44,%).

«Впрочем, эти две позиции не оказывают хоть сколько-нибудь значимого эффекта на показатели товарооборота. В то же время можно предположить, что именно эти отрасли — потенциальные «точки роста» во взаимной торговле», — говорится в отчёте РСМД.

В торговле внутри союза ЕАЭС есть и другие позитивные моменты. Например, был зафиксирован рост доли обработанных товаров с 55% в 2015 г. до 61,8% в 2016 г.

В Казахстане стремительно растёт и автомобильный кластер. Дело в том, что объём выпуска подобной продукции в республике в 2017 году вырос в четыре раза по сравнению с 2016-м. Эксперты связывают подобные сдвиги с открытием новых рынков сбыта на территории стран ЕАЭС.

В чем выгода еаэс. %D1%82%D0%B8%D1%82. В чем выгода еаэс фото. В чем выгода еаэс-%D1%82%D0%B8%D1%82. картинка В чем выгода еаэс. картинка %D1%82%D0%B8%D1%82.

В частности, в 2016 году партнёры казахстанской стороны — Renault Nissan и «АвтоВАЗ», которые входят в состав франко-японского автомобильного концерна, предоставили некоторым казахстанским инвесторам в лице «Бипек Авто» и «Азия Авто» доступ на рынок азиатской части России и республик Центральной Азии.

Так, за прошлые годы группы этих компаний уже развернули сети сбыта и сервиса в 12 городах России — от Новосибирска до Уфы и Стерлитамака. Предполагается, что число автоцентров будет доведено до 21. К тому же будет запущен Усть-Каменогорский автомобильный кластер, где установят автомобили, произведённые в Восточном Казахстане.

«Достаточно привести простой пример: автомобильное производство в Казахстане может стать новым драйвером, если Россия отдаёт нам рынок Центральной Азии и огромную часть своего рынка от Урала до Дальнего Востока. Мы сможем в потенциале охватить 30 млн россиян и примерно 40 млн граждан Центральной Азии», — заявили ранее эксперты.

Для Казахстана появилась возможность использовать транзитный потенциал на пространстве ЕАЭС.

«Стране следует использовать свои географические особенностицентральное положение в евразийском регионе и близость к Китаю прежде всего в этом аспекте. В свою очередь, развитая транспортная инфраструктура будет способствовать расширению производств, увеличению их мощности и повышению товарооборота как внутри страны, так и за её пределами», — заявила ранее кандидат политических наук, заведующая сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина.

Президент РК поручил правительству к 2020-му обеспечить увеличение годового объёма транзитных перевозок: в 7 раз для грузов, перевозимых контейнерами — до 2 млн контейнеров, в 4 раза для пассажирских перевозок воздушным транспортом — до 1,6 млн транзитных пассажиров. Доходы от транзитных перевозок должны увеличиться в 5,5 раза — до 4 млрд долларов в год.

Выгоды Казахстана от участия в ЕАЭС: рост экспорта в отдельных отраслях, товарооборот с Киргизией, возобновление роста автопромышленности, транзитные перспективы.

Выгоды России

Россия, благодаря членству в ЕАЭС, получила доступ к новым рынкам сырья, а также рынкам сбыта своей продукции. После распада СССР Москва потеряла большинство месторождений хромовой и марганцевой руды, титана, свинца, урана, цинка, молибдена и некоторых других металлов.

По этой причине Россия была вынуждена закупать подобное сырьё на территории ближнего зарубежья. С появлением ЕАЭС задача облегчилась, и Россия может свободно закупать ресурсы у стран — участниц союза.

К тому же у России есть возможность поставлять свою продукцию в республики ЕАЭС.

«В товарной структуре взаимной торговли государств — членов ЕАЭС наибольший удельный вес занимают минеральные продукты (27,1% объёма взаимной торговли), из которых 85% на рынок ЕАЭС поставляет Российская Федерация. Существенны поставки машин, оборудования и транспортных средств (17,5% объёма взаимной торговли, из которых 54,7% приходится на Российскую Федерацию и 41,9% — на Республику Беларусь). Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила 16,1% объёма взаимной торговли, из которых 52,5% приходится на Республику Беларусь и 35,9% — на Российскую Федерацию», — говорится в документе.

В чем выгода еаэс. %D1%86%D1%83%D0%B0%D0%BC. В чем выгода еаэс фото. В чем выгода еаэс-%D1%86%D1%83%D0%B0%D0%BC. картинка В чем выгода еаэс. картинка %D1%86%D1%83%D0%B0%D0%BC.

Членство России в ЕАЭС также помогло упорядочить сферу трудовой миграции. Так, в 2015 году в России стало гораздо меньше трудовых мигрантов из большинства стран СНГ. Это касается всех государств за исключением Армении и Киргизии — участников ЕАЭС. По сути, в Москве остались трудовые мигранты, которые являются гражданами стран союза.

Например, число выходцев из Азербайджана сократилось на 7,2%, Грузии — на 3,2%, Таджикистана — на 10,6%, Узбекистана — на 16,3%, Туркмении — на 16,5%.

«Таким образом, членство в ЕАЭС оказало существенное влияние на динамику численности трудовых мигрантов. Не входящие в союз государства пережили «миграционный шок» наиболее остро, тогда как страны — участницы ЕАЭС избежали его или пережили в смягчённом виде», — говорится в докладе Евразийского аналитического клуба «Трудовая миграция в ЕАЭС на начало 2016 года», представленного общественности в конце февраля.

Выгоды России от участия в ЕАЭС: доступ к природным ресурсам союзников, выход на их товарные рынки, наведение порядка в сфере трудовой миграции.

Итоги 2017 года будут положительными

В целом успехи присутствуют не только в отдельных странах союза, но и в целом по самому ЕАЭС. По последним данным, объём внешней торговли продукцией внутри Евразийского экономического союза со странами вне ЕАЭС за январь — сентябрь 2017 года составил 450,8 млрд долларов США, в том числе экспорт — 274,3 млрд долларов, импорт — 176,5 млрд долларов.

«По сравнению с аналогичным периодом 2016 года объём внешней торговли возрос на 24,7%, или на 89,2 млрд долларов. Объём экспорта товаров увеличился на 25,6%, или на 55,9 млрд долларов, импортана 23,3%, или на 33,3 млрд долларов. Положительное сальдо внешней торговли товарами увеличилось с 75,2 млрд долларов в январесентябре 2016 года до 97,8 млрд долларов в январесентябре 2017 года», — говорится в документах ЕЭК.

Общий̆ рост объёмов взаимной̆ торговли в январе — сентябре 2017 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 8241,8 млн долларов, или 26,9%.

«По минеральным продуктам показатель увеличился на 2160,5 млн долларов (на 25,2%), машинам, оборудованию и транспортным средствамна 1773,5 млн долларов (на 34,3%), металлам и изделиям из нихна 1753,9 млн долларов (в 1,5 раза), продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырьюна 918,7 млн долларов (на 18,2%)».

С 2014 года на показатели стран ЕАЭС оказывали негативное влияние внешние факторы, что привело к снижению ряда показателей. Однако уже в 2017 году по многим из них возобновился рост. Итоги 2017 года пока не подведены, но уже очевидно, что они будут лучше 2016 и тем более 2015 года.

Источник

Плюсы и минусы Евразийского экономического союза

В чем выгода еаэс. eaes1. В чем выгода еаэс фото. В чем выгода еаэс-eaes1. картинка В чем выгода еаэс. картинка eaes1.

Крупные страны, бывшие союзными республиками СССР, сохраняли политические и торговые связи друг с другом. В начале 1990-х годов образовалось СНГ, призванное укрепить партнерство между ними. В течение 20 лет преобразовывались прежние соглашения и заключались новые.

На данном этапе сформирован Евразийский экономический союз – новое международное объединение со своими правилами и установками. Многообещающий проект призван дать новый толчок развитию республик. И хотя его члены черпают свою выгоду, они регулярно сталкиваются с недочетами обновленной системы.

Концепция ЕАЭС

В 1994 году лидер Казахстана предложил создать новое объединение на базе СНГ – систему экономической и оборонной взаимопомощи. При этом предполагалось сохранение принципов добровольности – минимум плановой экономики и ограничений для будущих партнеров.

Основа идеи – взаимная поддержка в развитии стран-членов объединения. Постсоветское пространство в сравнении с развитыми странами не отличается богатым опытом в конкуренции на рынке производства товаров и услуг. Стремясь сохранить достижения в экономике, часть республик СНГ оформили соглашения о выгодах и льготах друг для друга.

Товары и рабочая сила передвигаются по территории стран-участниц ЕАЭС по упрощенному и удобному порядку, обязательства и требования у них минимальны, действует совместная система контроля качества, признанная всей группой экономического партнерства.

Время от времени представители объединения предлагают создание проектов по созданию единой валюты и общего контрольно-руководящего органа, ведающего вопросами обороны и совместного управления. Такие идеи не находят общей поддержки: вмешательство в политику и систему безопасности в рамках экономической интеграции не допускается. Союз остается лишь инструментом для удобной взаимной торговли.

В чем выгода еаэс. eaes2. В чем выгода еаэс фото. В чем выгода еаэс-eaes2. картинка В чем выгода еаэс. картинка eaes2.

Новые возможности в развитии членов Союза

В чем выгода еаэс. eaes3. В чем выгода еаэс фото. В чем выгода еаэс-eaes3. картинка В чем выгода еаэс. картинка eaes3.

Недостатки экономического проекта

Выводы

Развитие такой крупной коалиции, как Евразийский экономический союз, неизбежно будет сопровождаться трудностями и недочетами. Превращение из простой партнерской программы в единую систему взаимопомощи породит массу противоречий – в добровольном объединении очень сложно налагать обязательства на других членов.

Проект имеет неплохие перспективы: его члены нуждаются друг в друге, ЕАЭС заключил неплохие соглашения с Китаем, Вьетнамом. Часть европейских, южноамериканских и азиатских стран заинтересована в сотрудничестве.

Когда положение дел усугубится, и участники будут по-прежнему отстаивать лишь собственные интересы – объединение распадется, ибо общая цель – помощь друг другу — благополучно забудется. Если же взаимодействие будет открытым и прозрачным – Союз имеет шансы на существование.

Источник

Чем выгоден странам ЕАЭС общий рынок энергоресурсов

Об этом в интервью «Российской газете» министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Темирбек Асанбеков.

В 2025 году в странах участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) планируется запустить общий рынок газа, нефти и нефтепродуктов. Уже утверждены концепции и программы формирования общих рынков.

— Снизятся ли тарифы на газ для населения в странах ЕАЭС в результате появления общего рынка?

Темирбек Асанбеков: Ценообразование на общем рынке газа ЕАЭС будет исходить из рыночных принципов, то есть на основе спроса и предложения. В качестве основного механизма планируется использовать биржевую торговлю с механизмом антимонопольного регулирования. Совокупность этих факторов дает определенные гарантии, что цена газа не будет подвержена таким же колебаниям, как те, которые мы сейчас наблюдаем в Европе.

Кроме того, на сегодня действуют долгосрочные двусторонние соглашения, заключенные Россией с Арменией, Беларусью и Кыргызстаном, которые сейчас определяют цены на газ.

В настоящее время работа над проектом договора о газе продолжается, и пока его содержание не определено окончательно.

— Предполагается ли единое ценообразование на нефть и нефтепродукты во взаимной торговле между странами ЕАЭС? И как будут формироваться цены?

Темирбек Асанбеков: При формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС будут применяться общие принципы и методы тарифообразования в отношении услуг по их транспортировке. Эти принципы будут заложены в основных актах, регулирующие рынки.

Безусловно, в конечном итоге, по мере развития интеграционных процессов, гармонизации налоговых систем государств-членов ЕАЭС цены на эти энергоресурсы до налогообложения будут едины.

— Возможны ли какие-то ограничительные меры среди стран ЕАЭС на торговлю топливом и энергосырьем, например, для доступа бензина из Казахстана на российский или белорусский рынок?

В рамках внутреннего рынка страны-участницы не применяют, в том числе, меры нетарифного регулирования. При этом правом Союза предусматриваются исключения. Например, страны во взаимной торговле вправе применять ограничения, если они необходимы для охраны жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, обеспечения обороны и безопасности страны. Но все это при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением.

— Каково будущее атомной энергетики на пространстве ЕАЭС?

Темирбек Асанбеков: Я думаю, что у атомной энергетики в ЕАЭС огромное будущее. Для этого имеются необходимые предпосылки. Так запасы урана в Казахстане и России составляют почти четверть мировых запасов. Доля производства топливного урана в этих странах, по данным Всемирной ядерной ассоциации, достигает почти половины мирового производства. А объем установленной мощности атомных электростанций в странах ЕАЭС занимает второе место в мире.

Росатом, одна из ведущих корпораций в мире в сфере атомной энергетики, владеет самыми передовыми ядерными технологиями и мощным научно-техническим потенциалом. Все это создает возможности для взаимовыгодного сотрудничества и развития атомной энергетики на территории ЕАЭС.

— За чем будущее в энергетике? Атомная или что-то другое? Есть ли прорывные технологии?

Темирбек Асанбеков: Если говорить об обозримом будущем энергетики ЕАЭС, то, я думаю, что будущее за сотрудничеством, кооперацией, формированием коллективной энергетической безопасности, совместным освоением имеющегося энергетического потенциала.

Если рассматривать вопрос шире и дальше, то однозначно могу сказать, что неприемлемо развивать только атомную энергетику или только возобновляемые источники энергии, или только водородную энергетику, то есть двигаться в одном направлении.

По моему мнению, будущее энергетики за диверсификацией источников энергии. Усилия ЕАЭС и мирового сообщества должны быть направлены на совершенствование ядерных технологий, развитие возобновляемых источников энергии и технологий накопления, создание умных сетей и цифровизацию энергосистем, преобразование отходов.

— Как отразился мировой кризис энергоносителей (в том числе в Китае) на странах ЕАЭС? Как повлиял на баланс обеспечения энергоресурсами и электроэнергией внутренних потребителей и взаимодействие с внешними партнерами?

Темирбек Асанбеков: Действительно, КНР испытывает определенные трудности в энергетической отрасли. Как известно, Китай принял решение о переходе на «зеленую энергетику», которая на сегодняшний день все еще остается весьма затратной. Однако развитие современных технологий безусловно приведут к удешевлению этого перспективного вида энергии, и «зеленая энергетика» станет важным фактором сохранения экологии.

Нынешняя экономическая ситуация в Китае позволяет странам производителям электроэнергии строить планы по расширению торговли этим ресурсом с КНР. В первую очередь, это касается России и других стран нашего союза, которые в состоянии в короткие сроки создать мощный энергетический потенциал для поставки электроэнергии в КНР.

Источник

ЕАЭС имеет реальные перспективы стать ядром формирования Большого Евразийского партнерства

Председатель Коллегии ЕЭК дал эксклюзивное интервью журналу «Вестник экономики Евразийского союза».

Евразийский экономический союз благополучно пережил пандемию и продолжает динамично развиваться. Сегодня ЕАЭС — это не только пять государств-членов и три государства-наблюдателя, но и десятки государств-партнеров на разных континентах, которые считают его мощным интеграционным объединением с отличными перспективами.

Подробнее об этом — в эксклюзивном интервью председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича, которое он дал межгосударственному информационно-аналитическому журналу «Вестник экономики Евразийского союза», издаваемому международным холдингом «ЕвроМедиа».

Михаил Владимирович, по вашей оценке, насколько экономика ЕАЭС оказалась стрессоустойчивой к пандемии? Какие решения, принятые при участии ЕЭК, помогли минимизировать потери, вызванные ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции?

М. В. Мясникович: Предпринятый Комиссией в пандемию и постпандемийный период комплекс мер позволил с уверенностью преодолеть кризис, а также заложить прочную основу для дальнейшего развития интеграции, что свидетельствует об эффективной деятельности ЕЭК, которая отметит свой десятилетний юбилей в следующем году.

Нам пришлось решать задачи, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Оперативно вырабатывались и принимались решения по эффективному управлению ресурсами, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, объединялись усилия специалистов государств-членов в области санитарно-эпидемиологической безопасности, обеспечивался импорт критически важных товаров.

Был установлен зеленый коридор для импорта критически важных товаров, в отношении отдельных готовых лекарств, товаров медицинского назначения (эндоскопы, бесконтактные термометры, передвижные дезинфекционные установки), сельхозтоваров и продовольствия, были оперативно обнулены таможенные пошлины.

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, Комиссии удалось сохранить темп и даже задать динамику для последующего развития интеграционных процессов за счет сосредоточения внимания на стратегических задачах. В результате этой работы осуществлен запуск первой Межгоспрограммы ЕАЭС (сотрудничество в космической сфере), вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении, утверждена Фармакопея Союза, приняты основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года, запущена карта индустриализации, содержащая более 180 проектов суммарной стоимостью 300 млрд долларов США, а также карта агроиндустрии с порядка 70 проектами на сумму около 7 млрд долларов.

В целом можно с уверенностью сказать, что Союз, преодолев кризис пандемии, продемонстрировал свою состоятельность, подтверждением чему служат позитивные показатели восстановления экономик стран ЕАЭС.

Как вы оцениваете темпы роста экономики ЕАЭС? В каких отраслях наблюдается динамика, а в каких отраслях результаты, возможно, скромнее, чем хотелось бы?

М. В. Мясникович: Слаженная и оперативная работа Комиссии вкупе с действиями и мерами национальных экономик стран Союза позволили достичь положительной динамики роста экономик ЕАЭС.

В результате ВВП ЕАЭС вырос на 4,5% в январе — июне 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 891,2 млрд долларов США. В частности, по итогам первого полугодия прирост ВВП в Армении составил 5,8%, в России — 4,8%, в Беларуси — 3,5%, в Казахстане — 2,4%. В Кыргызстане восстановление экономической активности займет больше времени и завершится в течение 2022 года с ожидаемым ростом ВВП на 3,8%.

Улучшается положение дел в социальной сфере. В январе — августе 2021 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года реальная заработная плата увеличилась в Казахстане — на 10,8%, в Беларуси — на 5,2%, в России — на 3,2%.

Высокими темпами идет восстановление внешних рынков Союза и взаимной торговли. В январе — августе 2021 года взаимная торговля выросла на 31,3% (45 млрд долларов США, доля от общей торговли — 14,6%), внешняя торговля со странами вне ЕАЭС выросла на 38,5% и составила 522 млрд долларов США.

Однако мы считаем, что этого недостаточно. Объем внешней торговли ЕАЭС составляет пока еще около 2% от мировой. В связи с этим Комиссия видит необходимость в создании условий для более активного совместного выхода евразийского бизнеса на зарубежные рынки. Большую роль в развитии экономики ЕАЭС должны сыграть масштабные проекты, в основе которых лежит коммерческий интерес.

В этом плане ЕЭК предлагает проработать новые инструменты мотивации для создания совместных предприятий — евразийских транснациональных компаний. Это участие Комиссии в финансировании кооперационных проектов Евразийским банком развития, использование ресурсов Евразийского фонда стабилизации и развития, а также механизма межгосударственных программ и проектов.

В целом положительная динамика отмечается по ряду направлений интеграционной деятельности. В качестве примера следует привести динамичный рост индустриального ядра ЕАЭС, где показатели промышленного производства за 8 месяцев 2021 года выросли на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, что составляет 853,9 млрд долларов США: в Беларуси — на 8,6%, в России — на 4,5%, в Казахстане — на 2,4% и в Армении — на 1,0%.

Должен сказать, что и по данному интеграционному треку Комиссия имеет четкую программу развития на ближайшие годы, который видится в развитии основных направлений промышленного сотрудничества. Нами разработан и принят новый стратегический документ в промышленности на очередной среднесрочный период до 2025 года — Основные направления промышленного сотрудничества, в котором предусмотрен ряд новых механизмов и инструментов, в реализации которых назрела потребность. Это формирование евразийских центров компетенций по актуальным направлениям технологического развития, мероприятия по снижению доли незаконного оборота промышленных товаров на рынке Союза, формирование системы технологического прогнозирования. Большинство положений документа синхронизировано с содержанием Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Одной из ключевых задач Основных направлений является развитие промышленной кооперации в ЕАЭС. Одним из действенных механизмов выступает создание сети кооперации, субконтрактации и трансфера технологий, где мы создаем условия для скорейшей цифровой трансформации промышленности ЕАЭС, что позволит наладить более тесное кооперационное сотрудничество между предприятиями.

В металлургии мы провели анализ текущей ситуации на общем рынке отходов и лома черных и цветных металлов Евразийского экономического союза. По итогам были сформированы балансы заготовки и потребления лома черных металлов. В настоящее время ЕЭК разрабатывается План мероприятий по развитию отрасли обращения с отходами и ломом металлов. Документ содержит предложения по снятию ограничений для металлургических предприятий, по введению государствами-членами временных ограничений на экспорт отходов и лома черных и цветных металлов, меры для увеличения объемов заготовки отходов и лома черных и цветных металлов.

В сельхозмашиностроении при поддержке Комиссии был подписан Меморандум между ведущими предприятиями отрасли России и Беларуси (Петербургский тракторный завод, Минский тракторный завод и ОАО «Гомсельмаш»). Это практический результат проводимой Комиссией работы по реализации кооперационных проектов в сфере производства машин и оборудования для сельского хозяйства. Ожидается, что такое сотрудничество позволит минимизировать себестоимость новых и проектируемых изделий, расширить инвестиционный потенциал и получить доступ к новейшим технологиям, что приведет к повышению уровня конкурентоспособности машиностроительной продукции стран ЕАЭС.

Комиссия и страны Союза продолжают работу по расширению сотрудничества в области авиастроения и учреждении в ЕАЭС комиссии по импортозамещению высокотехнологичной продукции, включая авиастроение.

Хочу отметить, что потенциал у предприятий ЕАЭС в сфере авиастроения очень большой, его необходимо реализовать в полной мере. Уверен, у авиапрома Союза есть технологические и кадровые возможности для дальнейшего роста, для укрепления своих позиций на внутреннем и на мировом рынке. И поэтому на площадке Комиссии планируется подготовка Плана мероприятий по углублению кооперационного сотрудничества в авиастроении, в том числе с учетом решения первостепенных задач импортозамещения зарубежной продукции. В частности, предприятия стран Союза предложили основной упор сделать на производство магистральных гражданских самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, самолетов для малой авиации.

С целью поддержки промышленных предприятий Комиссией проработаны возможности для льготного финансирования проектов. Это изменение формата работы Евразийского банка развития, финансирование через Евразийский фонд стабилизации и развития либо за счет бюджета Евразийской экономической комиссии (субсидирование процентной ставки Евразийскому банку развития). Совет Евразийской экономической комиссии в сентябре этого года поручил странам Союза совместно с ЕАБР подготовить реальные инструменты для льготного финансирования кооперации в Союзе.

Один из важнейших приоритетов ЕАЭС — формирование единых рынков Союза: энергетического, агропромышленного, фармацевтического, трудового… На какой стадии они находятся сегодня? Какие единые рынки можно смело назвать уже состоявшимися, а какие, возможно, пробуксовывают и нуждаются в стимулировании?
В рамках ЕАЭС функционирует общий рынок товаров с единой таможенной территорией и общим Таможенным кодексом. Благодаря кодексу время выпуска товаров в свободное обращение сократилось в 6 раз, а регистрации таможенной декларации — в 2 раза.

Почти 10 лет работает общий рынок труда — граждане наших пяти государств могут беспрепятственно работать на территориях друг друга и пользуются всеми теми правами, что и граждане страны, где они пребывают. Более того, в целях дальнейшего развития общего рынка труда Комиссией проведена работа по разработке и утверждению Соглашения о пенсионном обеспечении, которое вступило в силу 1 января 2021 года. Соглашением предоставляются равные права в части формирования пенсионных прав, а также реализации права на назначение и выплату пенсии.

Проводится серьезная работа по формированию общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС. Комиссией принято более 70 документов, благодаря которым созданы необходимые основы системы регулирования общего рынка лекарственных средств по всем стадиям их жизненного цикла: производство, регистрация, государственный контроль (фармаконадзор), мониторинг безопасности и эффективности применения.

Работа по запуску других общих рынков (общего финансового рынка, общего рынка транспортных услуг, а также общего рынка энергоресурсов) активно проводится Комиссией по плану в рамках Стратегии-2025. Уже утверждены Концепция и Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Такой же пакет документов принят по общему рынку газа. Следующим важным этапом станет принятие международных договоров по формированию в ЕАЭС общих рынков газа, а также нефти и нефтепродуктов.

В августе утверждена дорожная карта по формированию общего рынка органической сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС. Как будет развиваться данное направление?

М. В. Мясникович: Действительно, 20 августа на заседании Евразийского межправительственного совета главы правительств стран ЕАЭС утвердили дорожную карту по формированию общего рынка органической сельскохозяйственной продукции в рамках ЕАЭС. Согласно этому документу, проект соглашения о едином рынке органики в ЕАЭС должен быть разработан до конца 2022 года.

Создание общего рынка органики странами Союза сделает органическую продукцию более доступной для граждан ЕАЭС. Согласно исследованиям, если мировой рынок органики продолжит свой текущий рост со скоростью 10-12 % в год, то достигнет к 2030 году порядка 300 млрд долларов. В связи с этим нам следует стать самостоятельными игроками на международном рынке вместо того, чтобы служить территориями сбыта зарубежной продукции.

На сегодняшний день основным препятствием для функционирования в Союзе общего рынка органических товаров остается различие национальных законодательств государств ЕАЭС в части требований к производству, маркировке, процедуре сертификации такой продукции, а также к аккредитации органов по оценке соответствия.

Задача Комиссии — обеспечить безбарьерное обращение органической продукции между нашими странами ЕАЭС. Запланированная дорожной картой разработка проекта международного договора как раз и направлена на решение этих вопросов. Ключевым положением соглашения станет унификация требований к производству и маркировке такой продукции, что послужит основой для взаимного признания в Союзе систем сертификации ее производства.

Предусмотрена также проработка вопросов формирования и унификации статистического учета производства, импорта и обращения органической сельскохозяйственной продукции.

Завершающим этапом реализации дорожной карты станет подготовка рекомендаций Комиссии странам Союза по вопросам обеспечения доступа органической сельхозпродукции, произведенной в государствах-членах, на рынки третьих стран. В частности, мы планируем сотрудничать с Международной федерацией движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM).

Мы ожидаем, что после принятия и поэтапного исполнения дорожной карты темпы развития органического сектора в ЕАЭС заметно вырастут.

Уверен, что организации и фермеры стран Союза будут активно включаться в процесс органического сельхозпроизводства и смогут эффективно реализовать имеющийся потенциал для развития этого сектора, что позволит нам занять в перспективе до 10% мирового рынка — на такой объем мы ориентируемся.

Еще один важный приоритет — цифровая повестка ЕАЭС. Как она реализуется? Каковы первые успехи? Есть ли сложности и как они преодолеваются?

М. В. Мясникович: Современную экономику сложно представить без цифровой составляющей — трансформация затрагивает все сферы жизни человека, все виды экономической деятельности. Цифровая повестка — один из глобальных драйверов развития, и каждая из стран-членов ЕАЭС имеет собственные стратегические планы в этой сфере, учитывающие особенности и потребности национальных экономик.

Но одновременно цифровизация обладает огромным потенциалом для получения синергетического эффекта, построенного на реализации трансграничных процессов, объединении усилий государственных органов, науки, бизнеса, инициатив граждан наших пяти стран. Именно в этой сфере Комиссия видит свою основную роль. В итоге от наших общих успехов в этой сфере во многом будет зависеть конкурентоспособность нашего общего рынка на мировой арене.

Ряд задач, стоящих перед нашими странами, в принципе имеют решение только на наднациональном уровне. Но выстроить систему, которая бы эффективно решала имеющиеся проблемные вопросы и одновременно учитывала интересы каждой из национальных экономик, — очень большая и кропотливая работа.

Сегодня наша деятельность строится на стратегии, охватывающей период до 2025 года. За это время должны быть окончательно определены цифровые приоритеты Союза, полностью отлажены механизмы и инструменты реализации цифровой повестки ЕАЭС, сформированы центры компетенций и система проектного управления. Наша задача — мобилизовать передовые организации каждой страны-члена, учесть лучший национальный опыт для решения общих задач.

Стратегия предусматривает реализацию целого ряда практических проектов, касающихся важнейших сфер сотрудничества государств ЕАЭС.

Один из них — «Унифицированная система поиска «Работа без границ», стартовавшая 1 июля текущего года. Это международная поисковая система, которая предоставляет доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, содержащихся в информационных системах государств-членов в сфере трудоустройства и занятости. Ее использование идет достаточно активно. Уже зафиксировано более 100 тыс. обращений к системе, порядка 50 тыс. активных пользователей. «Работа без границ» открыла для граждан (соискателей) и работодателей Союза доступ к базам вакансий и резюме всех стран «пятерки», тем самым расширив возможности и среду для поиска работы и персонала.

Еще один проект — «Цифровое техническое регулирование», решение о реализации которого принято в июле 2021 года. Он нацелен на цифровую трансформацию системы технического регулирования, в том числе реинжиниринг и цифровизацию процессов в области технического регулирования для обеспечения взаимодействия всех участников рынка: изготовителей, экспортеров, импортеров, поставщиков, потребителей, органов, осуществляющих оценку соответствия, органов государственной власти государств — членов Союза (далее — государства-члены) по техническому регулированию, стандартизации, аккредитации и других.

Это масштабный проект, по итогам которого будут оцифрованы более 10 тысяч документов.

Совместно с государствами-членами ведется работа по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.

Благодаря цифровым транспортным коридорам представляется возможным удовлетворить потребности всей национальной экономики в перевозках и сопутствующих сервисах, интегрировать национальных производителей товаров и услуг в мировое экономическое пространство. Это позволит нарастить экспорт услуг национальных транспортно-логистических комплексов. Нам надо в полном объеме реализовать транзитный потенциал стран Союза.

Комиссия совместно с государствами-членами создает благоприятные условия для развития промкооперации и реализации совместных проектов в реальном секторе, одним из которых является проект «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Проект реализовывается в целях вовлечения малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей, стимулирование инновационных процессов путем трансфера технологий, а также создания возможности продвижения продукции хозяйствующих субъектов государств-членов с использованием международных цифровых экосистем государств-членов и третьих стран.

Подводя итог краткому обзору нашей цифровой повестки, могу сказать, что каждый проект — это плод большой работы экспертов пяти стран, важный шаг в построении нашей общей экономики будущего. И одновременно — фундамент для дальнейшего развития. Технологические изменения происходят сейчас с огромной скоростью, и чтобы соответствовать требованиям времени, мы не можем останавливаться на достигнутом. Постоянное отслеживание потребностей экономики и общества, совершенствование нормативной правовой базы, укрепление научно-технического сотрудничества, глубокая технологическая интеграция — вот что будет определять нашу работу в ближайшие годы.

ЕАЭС — это не только пять государств-членов, но и три государства-наблюдателя. Выигрыш от сотрудничества с Союзом первых очевиден, а в чем выигрыш вторых? Насколько велика вероятность того, что в обозримой перспективе количество стран-наблюдателей увеличится?

М. В. Мясникович: Взаимодействие Евразийского экономического союза с государствами-наблюдателями — это стратегическая задача и важное направление международной деятельности Союза. В настоящее время при ЕАЭС три такие страны — Молдова, Узбекистан и Куба, от которых при Комиссии работают полномочные представители. Благодаря такому формату работы бизнес наших партнеров получил возможность прямого диалога по вопросам взаимного доступа товаров.

Подобный диалог дает конкретные результаты, выражающиеся в росте объемов торгово-экономического сотрудничества.

С Узбекистаном торгово-экономические связи развиваются весьма динамично, о чем свидетельствуют показатели товарооборота между ЕАЭС и РУ, которые с января по июль 2021 года составили 5 780,1 млн долларов (экспорт ЕАЭС в РУ — 4 132,4 млн долларов, импорт в ЕАЭС — 1 647,7 млн долларов соответственно), что на 15,7% больше, чем за тот же период 2020 года.

Товарооборот ЕАЭС с Молдовой за январь — июль 2021 года составил 1 057,9 млн долларов (экспорт ЕАЭС в Молдову — 808,7 млн долларов, импорт в ЕАЭС — 249,2 млн долларов), что на 12,6% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

В свою очередь, товарооборот ЕАЭС с Кубой за январь — июль 2021 года достиг 52,5 млн долларов (в том числе экспорт ЕАЭС на Кубу — 43,0 млн долларов, а импорт в ЕАЭС — 9,4 млн долларов), что на 41,6 % больше, чем за тот же период 2020 года.

Хочу еще раз отметить, что взаимодействие Союза с государствами-наблюдателями является важным направлением для ЕАЭС.

Предоставление же статуса наблюдателя новым кандидатам и присоединение к Союзу других государств регулируются специальными процедурами. Соответственно, если поступят такие предложения, то они, конечно же, будут рассмотрены в установленном порядке.

У ЕАЭС — десятки экономических партнеров из других интеграционных объединений. С какими из них налажены наиболее тесные и плодотворные связи? Каковы практические результаты сотрудничества?

М. В. Мясникович: Действительно, у нас налажены связи со многими странами и региональными объединениями. Осуществляется сотрудничество с АСЕАН ШОС, СНГ и другими партнерами в регионе Большой Евразии, а также и с рядом государств континента, подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией, заключено временное соглашение с Ираном.

Существенная переговорная работа проделана с Израилем, а также неплохие перспективы по Индонезии и Монголии. Для расширения возможностей Союза в Африканском регионе необходимо активизировать переговоры по ЗСТ с Египтом.

Есть наработки по Индии, с которой мы надеемся в скором времени начать субстантивные переговоры о разнонаправленном экономическом сотрудничестве. Одним из наиболее перспективных векторов взаимодействия между ЕАЭС и Индией может стать потенциал транспортного коридора Север — Юг, задействование которого позволит повысить транспортную связанность региона, значительно сократить логистические издержки, увеличить объемы грузоперевозок и обеспечить расширенный доступ к рынкам сбыта.

Также между ЕАЭС и КНР действует соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Хочу отметить, что Китай для нас является важным партнером, на долю которого приходится более 20% во внешней торговле Союза. Товарооборот между ЕАЭС и КНР за первое полугодие 2021 года составил 73,5 млрд долларов, показав рост за год на 24,8%.

В числе приоритетов Комиссии также значится проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс — один путь».

Наряду с этим в рамках идеи Большого Евразийского партнерства 17 сентября этого года между ЕЭК и ШОС, на долю которой приходится более 30% мирового ВВП и более 16% мировой торговли, подписан меморандум о взаимопонимании. Документ предусматривает экономическое взаимодействие в таких сферах, как финансы, торговая и таможенная политика и вопросы упрощения торговых процедур, транспорт, цифровизация и информационно-коммуникационные технологии, санитарные, карантинные и фитосанитарные меры, энергетика, промышленное и агропромышленное сотрудничество и др.

В целом можно с уверенностью отметить, что Евразийский экономический союз имеет реальные перспективы стать ядром формирования Большого Евразийского партнерства, акцент на которое сделан в Стратегии-2025.

Приоритеты и цели определены. Будем работать.

С каждым годом мир сталкивается со все большим количеством экономических и политических вызовов. По вашему мнению, как в таких условиях должен развиваться ЕАЭС? Какие приоритеты для Союза вы обозначили бы на ближайшие три, пять, десять лет?

М. В. Мясникович: В будущем мы видим ЕАЭС как конкурентоспособное, проактивное, устойчивое к воздействию негативной внутренней и внешней конъюнктуры, динамичное интеграционное объединение. Для обеспечения дальнейшего развития интеграционного потенциала и создания условий для формирования такого Союза в среднесрочной перспективе в рамках Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года определены конкретные инструменты достижения целевых ориентиров экономического сотрудничества.

Среди новых направлений — экономические аспекты в сфере здравоохранения, спорта, туризма, образования и науки. Стратегические направления соответствуют национальным экономическим интересам, целям устойчивого и инклюзивного экономического развития каждого государства-члена ЕАЭС.

В современных экономических реалиях перспективным направлением представляется зеленая энергетика с развитием зеленых технологий и возобновляемых источников энергии. В связи с этим Комиссия совместно со странами ЕАЭС приступила к выработке единых подходов климатической повестки. В частности, Евразийский межправительственный совет принял решение сформировать рабочую группу высокого уровня, которая займется сближением позиций стран ЕАЭС по этому вопросу.

Также ЕЭК проработает вопрос создания в ЕАЭС банка климатических данных и цифровых инициатив, в том числе касающихся учета углеродного следа. Это необходимо для стимулирования природоохранной деятельности в ЕАЭС и повышения конкурентоспособности предприятий.

Отмечу, что все страны ЕАЭС ратифицировали Парижское соглашение по климату и утвердили национальные планы по снижению выбросов парниковых газов. Система торговли углеродными квотами пока функционирует только в Республике Казахстан.

Уверен, что последовательное согласованное в рамках ЕАЭС движение в направлении зеленой экономики откроет перед нашими странами новые перспективы развития во многих отраслях экономики и социальной сферы.

Особое значение Комиссия видит в продовольственной безопасности, где мы считаем целесообразным создать стабилизационный продовольственный фонд Союза с формированием необходимых запасов (резервов) различных видов сельхозпродукции для обеспечения внутреннего рынка ЕАЭС и товарных интервенций.

Для развития интеграции также актуальными представляются вопросы по формированию научного сообщества ЕАЭС. Уверен, что научно-техническое сотрудничество станет локомотивом экономического развития и повышения качества жизни граждан Союза. Полагаю, что перспективные научные разработки и проекты должны стать драйвером технического перевооружения наших экономик, повышения инновационной активности, базой для качественного перехода от торгового сотрудничества к инвестиционной деятельности в Евразийском экономическом союзе.

В завершение хочу подчеркнуть, что потенциал Евразийского экономического союза не исчерпан. Нам необходимо активнее работать над новыми проектами, расширением среды и институтов Союза, формируя его как один из наиболее значимых центров развития современного мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *