В чем выгода инвестора
Инвестиции
Вложение денег с целью получения прибыли в будущем или привлечение денег для развития бизнеса
Инвестиции — это вложение денег с целью получения прибыли в будущем. Их главная задача — приумножить капитал.
Для бизнеса инвестиции — это способ закрыть финансовые потребности. Инвесторы могут помогать не только деньгами, но и знаниями, связями и опытом. Они даже могут направить на производство собственных специалистов.
Рассказываем, как инвесторы находят проекты для финансирования, как инвестировать самостоятельно и куда еще можно вкладывать деньги.
Зачем нужны инвестиции
Инвестиции приносят выгоду обеим сторонам сделки: бизнесу — финансовую поддержку, а инвестору — прибыль.
Бизнесу. Цель привлечения инвесторов зависит от стадии развития бизнеса. Например, стартапам нужны деньги, чтобы разработать новый продукт, найти потенциальных клиентов и запустить производство. Зрелому бизнесу поддержка партнера позволит расширить границы влияния и выйти на новый рынок.
Найти инвестора можно разными способами: изучить рейтинги частных инвесторов в интернете и связаться с ними лично, участвовать в программах по развитию стартапов и заодно приобрести связи среди инвесторов. Эти варианты подойдут стартапам, а для финансирования на поздних стадиях проекта обращаются, например, в инвестиционные фонды.
Иногда инвесторы сами находят проекты. Как правило, их интересуют заметные компании со стабильным доходом, наработанной базой клиентов и перспективными идеями. О них инвестор может узнать из СМИ или в результате анализа рынка.
Инвестору. Деньги можно хранить дома или на счете в банке, но инфляция будет снижать их покупательскую способность: с каждым годом купить на них можно меньше, чем сегодня. Чтобы избежать этого, можно вложить их и получать дополнительную прибыль.
У инвесторов могут быть разные цели:
От цели инвестирования зависит выбор инструмента для инвестиций, стратегии и стиля инвестирования.
Во что можно инвестировать
Любое распределение денег с целью их приумножить можно считать инвестицией. Деньги можно внести на счет в банке, чтобы получать небольшой процент, — это самый безопасный способ инвестировать, но доход от него ниже, чем от других. Вклад работает так: когда клиент вносит на счет деньги, одну их часть банк отдает на хранение в Центробанк, а другую использует для получения прибыли. Например, выдает кредит другому клиенту. Частью этой прибыли он делится с вкладчиком.
Еще можно вложить деньги в недвижимость — например, купить квартиру и сдавать ее в аренду — это тоже считается инвестицией. Но чаще всего, когда говорят про инвестиции, имеют в виду вложение в финансовые активы — это акции, облигации, паи инвестиционных фондов, валюта и драгоценные металлы. О таких инвестициях мы расскажем подробнее.
Акции. Это долевые ценные бумаги, которые позволяют владеть частью бизнеса, а иногда и управлять им. Если компания закроется, владелец акций получит часть имущества организации, то есть выплаты, пропорциональные доле его участия в компании. Размер выплат также зависит от типа акций и условий, прописанных в уставе организации.
Прибыль от акций можно получать двумя способами: покупать и продавать их или получать дивиденды — часть прибыли компании за определенный период.
У акции нет срока действия. Ее можно продать в любой момент, если понадобятся деньги или если покажется, что она достаточно выросла в цене и может случиться обвал.
Облигации. Это долговые ценные бумаги. При покупке облигации инвестор дает часть своих денег в долг компании на время. Пока компания пользуется деньгами, инвестор получает купоны — так называют процентные выплаты держателям облигаций.
У облигаций есть срок. Когда он закончится, инвестор получит назад всю вложенную сумму.
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). ПИФ можно сравнить с коллективной копилкой или сейфом, куда частные инвесторы складывают свои деньги. Взамен они получают пай — именную ценную бумагу, в которой указан размер их доли в общем фонде.
Сам по себе пай не приносит прибыли — ни процентов, ни купонов, ни дивидендов. Заработать можно, если выросла стоимость активов фонда. Тогда погасить или продать пай можно по более высокой цене. При погашении из фонда возвращается сумма, которая равна стоимости пая. При продаже пай переходит другому инвестору на бирже.
За владение паем есть комиссии, они обычно указаны в описании фонда.
Если владеть паем хотя бы три года, налог платить не нужно.
Валюта. Можно покупать любую валюту, держать на вкладе и получать проценты. Если курс станет выше, чем при покупке, валюту можно продать и заработать на разнице.
Курс трудно предсказать: он может стремительно вырасти и принести много денег, а может резко упасть — тогда прибыли не будет.
Драгоценные металлы. Можно купить слитки, монеты или вложить деньги в обезличенный металлический счет — он нужен для хранения «виртуальных» металлов. С помощью этого счета можно купить или продать металл, не получая его на руки. Стоимость золота, серебра и платины разная, поэтому и динамика изменения цены у них тоже разная. Банки сами устанавливают цену покупки и продажи металла, исходя из цены Центробанка.
Центробанк опирается на цену металла на Лондонской бирже: там выставляют цену в долларах за унцию. Но банки и ювелиры используют измерение в тройских унциях: 1 унция = 31,1 г. Поэтому Центробанк делит цену на бирже на 31,1 и переводит сумму в рубли — получается цена за 1 г металла. Пользуясь этим, можно заработать дополнительные деньги на продаже металла: при падении рубля драгоценный металл в рублях дорожает.
Кто может стать инвестором
Инвестировать может любой человек, но торговать на бирже самостоятельно не получится. Для этого нужен посредник, у которого есть лицензия Банка России на биржевую торговлю. Им может быть брокер, доверительный управляющий или управляющая компания, если деньги будут вкладываться в паевые инвестиционные фонды.
Проверить лицензию посредника можно на сайте Центрального Банка.
Если обратиться к управляющему или управляющей компании, все решения о покупке и продаже активов будут выполнять доверительные лица — самому ничего делать не придется.
Брокер также будет выполнять поручения клиента на рынке — покупать и продавать, но изучать биржевые сводки, графики и статистику придется самостоятельно. Если этого не делать, можно вложить деньги в низколиквидные инвестиции и все потерять.
Чтобы начать работать с брокером, нужно:
Юридическое лицо тоже может стать инвестором. Например, инвестициями занимаются банки и инвесткомпании. Они используют деньги вкладчиков и торгуют на рынке ценных бумаг, зарабатывая на марже — разнице между суммой покупки и продажи акций, облигаций или векселей.
Какие инвестиции бывают
Инвестиции отличаются по форме собственности, ликвидности и сроку, на который вкладывают деньги.
По форме собственности. Форма собственности определяет, кто вкладывает деньги. Инвестиции бывают:
Иногда инвестиции могут быть смешанными: например, часть принадлежит государству, часть — частному лицу, а часть — иностранной компании
По ликвидности. Ликвидность указывает, как быстро актив может быть продан по рыночной цене. Инвестиции бывают трех видов:
По сроку вложений. Есть три вида инвестиций в зависимости от периода, на который вносят деньги:
Краткосрочные инвестиции позволяют быстро получить небольшую прибыль, долгосрочные — нескоро, но в большем размере.
Перед инвестированием оценивают, подходит ли актив по финансовым возможностям и сроку получения прибыли. Например, если цель — накопить и инвестор не спешит получить деньги за короткий срок, он вкладывает деньги в активы с фиксированным и невысоким доходом.
Как собрать инвестиционный портфель
Часто в портфель включают разные активы, чтобы снизить риски: например, если акции упадут в цене, рост валюты компенсирует потерю. Расширение портфеля разными активами называется диверсификацией. Диверсификация бывает двух видов: по секторам экономики и классам активов.
Диверсификация по классам активов. Драгоценные металлы, акции, облигации — все это разные классы активов. Чтобы найти баланс между доходами от активов и расходами на них, можно складывать в портфель разные классы. Например, при покупке акций всегда больше рисков, поэтому можно добавить к ним облигации — они стабильнее.
Если только начинаете инвестировать, советуем обратиться к финансовым консультантам. Они помогут подобрать активы для портфеля и дадут советы, как ими управлять.
Если хотите все делать своими руками, можно воспользоваться сервисами для инвестиций, чтобы оценить, какие активы нравятся: посмотреть описания компаний и фондов, графики роста доходности.
Как снизить риски
При инвестировании есть риск потерять капитал. Чем выше доходность у инструмента, тем выше риски. Поэтому при высоких процентах избежать рисков не получится.
Риски могут быть разными. Например, некоторые возникают, когда невозможно продать актив низкого спроса или высокой разницы между курсом покупки и продажи. Другие относятся к возможному банкротству компании, которая выпускает ценные бумаги. А еще есть внешние риски — это инфляция, риски падения валюты или процентных ставок. Есть несколько способов снизить риски.
Следовать стратегии. При длительных инвестициях ситуация на рынке может меняться. Важно не поддаваться панике, а следовать стратегии и помнить, что в долгосрочной перспективе фондовые рынки растут.
Учитывать риски, которые известны заранее. Некоторые активы имеют заранее определенный уровень риска. Можно сравнить разные инструменты по риску и выбрать те, что имеют наиболее выгодное соотношение риска и доходности.
Не инвестировать в то, что непонятно. Если не знаете, как устроен финансовый инструмент, лучше не вкладывать в него деньги.
Проверять портфель. Со временем некоторые активы в портфеле могут стать более рискованными. Чтобы риски не росли, советуем время от времени выполнять ребалансировку портфеля и приводить процентное содержание активов к первоначальным значениям.
Если вы торгуете через брокера, он должен отчитываться о состоянии вашего портфеля согласно условиям договора или по вашему письменному запросу в течение 10 дней со дня получения запроса. Если у брокера есть личный кабинет, вы можете проверять состояние портфеля там.
Какой налог платят инвесторы
Доход от инвестиций может быть в виде прибыли от продажи или покупки акций или в виде дивидендов, купонов, а также прибыли от продажи валюты.
Доходы от инвестиций облагаются НДФЛ. Если инвестор — резидент России, то он должен заплатить 13% от дохода, если он не превышает 5 млн рублей в год.
Доход от продажи ценных бумаг и валюты на бирже облагается налогом, только если их продали дороже, чем купили.
Когда не надо платить налоги
Если продажа или покупка ценных бумаг или валюты приводят к убыткам, то налог не начисляется. Налог не зачислится и на тот доход, который еще не поступил на инвестиционный счет.
Физлицам в некоторых случаях можно не платить НДФЛ, если доход получен от купли или продажи зарубежных акций и налог был уплачен другой стране. Чтобы узнать, нужно ли платить НДФЛ, надо проверить, есть ли у России с этой страной соглашение об избежании двойного налогообложения. Если есть, можно зачесть уплаченный за рубежом налог в счет уплаты НДФЛ в России.
Как привлечь инвестиции в бизнес
И не потратить на это годы жизни
Многие предприниматели встают перед выбором: развивать бизнес за счет личных ресурсов или привлечь сторонний капитал — чтобы быстрее масштабироваться.
Зачастую инвестиции необходимы на начальных этапах развития проекта — когда они направляются на разработку прототипа или запуск первых продаж. Из-за повышенной неопределенности и рисков банки отказываются кредитовать подобные стартапы либо делают это под залог личного имущества. Тогда перед бизнесменом встает вопрос о привлечении капитала от частных инвесторов и инвестиционных фондов.
Мой опыт в сфере корпоративных финансов — более 15 лет. Я помогаю стартапам и растущему бизнесу привлечь инвестиции, а также навести порядок в финансах.
В этой статье я расскажу, где искать инвесторов и как не прогадать с условиями финансирования.
Что вы узнаете
Что такое инвестиции и для чего они нужны
Инвестиции — это внешнее финансирование, которое поддерживает бизнес, пока тот не встанет на ноги и не начнет приносить устойчивую прибыль. Или пока у инвестора не закончится терпение — ведь многие проекты так и не реализуют свой потенциал.
Особенно это актуально, когда речь заходит об инновационных стартапах. По статистике, 75% таких проектов не выживает, а в 30—40% случаев инвестор полностью теряет вложенные средства. Это один из самых рисковых видов вложений — его еще называют венчурным.
Внешнее финансирование зачастую необходимо для развития бизнеса. Согласно опросам, 49% начинающих предпринимателей считают инвестиции ключевым ресурсом для развития компании.
Наиболее важные для развития бизнеса ресурсы, по мнению предпринимателей
Инвестиции | 49% |
Нужные связи и знакомства (networking) | 23% |
Партнерство | 13% |
Сотрудники | 10% |
Дополнительные знания (тренинги, эксперты, менторы) | 2% |
Другое | 3% |
Источник: Startup Barometer 2020PDF, 1,1 МБ
Как победить выгорание
Стадии развития проекта
Любая компания на начальном этапе жизни проходит следующие стадии.
Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020PDF, 1,1 МБ
Посевная и стадия стартапа — когда продукт только разрабатывается и выводится на рынок. Этот период называют еще долиной смерти, ведь по статистике здесь терпят неудачу 8—9 проектов из 10. Они так и не доходят до точки безубыточности, а инвесторы частично или полностью теряют вложенное.
Cтадия расширения наступает, когда компания нащупывает успешную бизнес-модель и эффективную стратегию продвижения, продажи растут, а денежный поток становится положительным.
Рост и зрелый рост — когда компания стабильно укрепляет свои позиции на рынке и становится устойчиво прибыльной.
Каждая стадия подразумевает разный уровень риска: чем моложе проект, тем выше неопределенность и шанс провала. Соответственно, размер привлекаемого капитала и цели его привлечения также различаются. Это показано в таблице ниже.
Если на ранних стадиях главная задача — вывести продукт на рынок, чтобы проверить спрос, то на поздних — наращивать долю рынка и увеличивать прибыль.
Цели привлечения финансирования на разных стадиях развития бизнеса
Этап | Цели стадии | Основные признакистадии | Цели привлечения финансирования | |
---|---|---|---|---|
Посевная (seed stage) | Ранняя стадия | Разработка и тестирование идеи | Продукта нет, денежный поток отсутствует или отрицательный | Создание прототипа, научные разработки, тестирование бизнес-модели, команда |
Стартап (startup stage) | Ранняя стадия | Выпуск продукта на рынок | Тест продукта, первые продажи, денежный поток отрицательный | Создание коммерческого продукта, выпуск пробной партии, поиск клиентов |
Расширение (expansion stage) | Ранняя стадия | Формирование и укрепление позиции на рынке | Доля продукта на рынке начинает расти, денежный поток может стать положительным | Запуск производства, маркетинг и продвижение, расширение команды |
Рост (growth stage) | Стадия роста | Активный рост доли на рынке | Выручка от продаж растет высокими темпами, денежный поток положительный | Маркетинг, выход на зарубежные рынки, модификация продукта |
Зрелый рост (mature growth stage) | Зрелая стадия | Удержание доли на рынке | Выручка от продаж стабильна, рост незначителен, денежный поток стабилен | Слияния и поглощения, поиск новых точек роста |
Типичные ошибки начинающих предпринимателей
Предприниматели должны помнить, что вложение средств для любого инвестора — это размещение свободного капитала, чтобы извлечь прибыль.
В своей практике примерно в половине случаев я сталкиваюсь с несерьезным подходом стартапов к денежному вопросу: зачастую они относятся к потенциальному инвестору как к банкомату, из которого можно взять деньги под обещание туманных перспектив. То есть предприниматель не имеет четкой бизнес-модели, а рассчитывает, что привлеченные инвестиции как-нибудь запустят продажи.
Или другой вариант: инвестиции ищет владелец умирающей компании. Чаще всего речь идет о небольшом предприятии, которое какое-то время кормило владельца, но потом что-то пошло не так — изменился рынок или ушел ключевой заказчик.
Часто дело осложняется крупным долгом перед банками и поставщиками. Поддерживать здесь обычно уже нечего: оборудование устаревшее, клиентская база маленькая, на складе неликвидный товар. У владельца даже нет продуманного антикризисного плана, но при этом он рассчитывает, что деньги инвестора помогут спасти ситуацию.
Всем предпринимателям я рекомендую поставить себя на место инвестора и мыслить как он. Профессиональным инвесторам интересны прежде всего:
В других случаях я обычно советую искать инвестора в своем ближайшем окружении — среди друзей, знакомых или родственников.
Виды инвестирования
Итак, вы предприниматель и планируете привлечение инвестиций. Чтобы поиск финансирования был эффективным, важно помнить, что каждый инвестор, как правило, специализируется на отдельных отраслях и стадиях развития компании. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на тех инвесторах, в чью сферу интереса попадает ваш проект.
Кроме того, следует определиться, какой тип финансирования вам подходит:
Плюс долгового финансирования в том, что не нужно делиться прибылью и контролем над компанией. Однако если бизнес только-только запускается, начинающий предприниматель вряд ли получит кредит от банка или частного инвестора — разве что под залог дорогостоящего имущества, машины или квартиры. Поэтому поделиться с инвестором долей в бизнесе — неплохой вариант. Идеально, если, помимо денег, инвестор принесет в проект также свои опыт и связи.
Венчурным инвесторам долевое финансирование также выгодно: в случае успеха они смогут заработать сверхприбыль, которая может измеряться тысячами процентов от вложенных средств.
Существуют и гибридные формы финансирования, такие как конвертируемый заем. Он дает право кредитору по прошествии какого-то срока или при наступлении определенных событий получить заранее оговоренную долю в компании. Такая форма инвестиций распространена в Кремниевой долине, а в России пока только начинает приживаться.
Способы поиска инвесторов
Набор доступных источников финансирования зависит от стадии развития стартапа и его финансового состояния. Чем компания старше, крупнее по объему продаж и прибыли, тем больше вариантов ей доступно, а стоимость привлечения капитала будет ниже.
И наоборот — чем моложе компания, тем выше риски: инвесторы захотят получить более высокую доходность.
Особенности финансирования компаний на разных стадиях развития
Доступность финансирования | Потребность во внешнем финансировании | Источники финансирования | Риск потери капитала | |
---|---|---|---|---|
Посевная | Низкая | Высокая | Собственные средства, родственники, друзья, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, акселераторы | Высокий |
Стартап | Низкая | Высокая | Венчурные фонды, родственники, друзья, стратегические инвесторы, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, акселераторы | Высокий |
Расширение | Средняя | Высокая | Венчурные фонды, стратегические инвесторы, фонды прямых инвестиций | Средний |
Рост | Средняя | Средняя | Стратегические инвесторы, фонды прямых инвестиций, банки | Средний |
Зрелый рост | Высокая | Низкая | Фонды прямых инвестиций, банки, фондовый рынок | Низкий |
Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020PDF, 1,1 МБ
Что нужно для привлечения инвестора. Вот краткий чек-лист готовности стартапа к привлечению инвестиций:
Варианты поиска для стартапов
Рассмотрим самые популярные источники финансирования для бизнеса на ранних стадиях — посевной, стадии стартапа и расширения.
Друзья и знакомые. Такой способ привлечения инвестиций шутливо называют 3F — family, friends, fools, что переводится как «семья, друзья, дураки». Действительно, близкий круг знакомых — первые люди, к которым можно обратиться, чтобы занять денег. Но важно понимать риск испортить с ними отношения в случае, если проект провалится, а вернуть долги быстро не получится.
Бизнес-ангелы. Бизнес-ангел — это частный инвестор, который финансирует проекты на ранней стадии. В обмен он получает долю в компании.
Как правило, его цель — заработать на перепродаже этой доли, когда компания вырастет. Например, он может продать свой пакет акций инвестфонду или стратегическому инвестору на более поздних стадиях развития компании.
Встречается и дивидендная модель заработка, когда инвестор рассчитывает не на рост цены своей доли, а на часть будущей прибыли компании. Тогда он будет получать свою выгоду в виде дивидендов.
Идеальный для стартапа вариант — когда удается привлечь так называемые smart money, то есть умные деньги. Это инвестиции от бизнес-ангела с опытом и связями в той же отрасли, в которой развивается проект. Тогда шансы на успех проекта существенно возрастают.
Информацию о свежих сделках, а также рейтинги венчурных инвесторов публикуют специализированные агентства и СМИ, такие как IncRussia, Firrma, Rusbase и другие. Один из самых известных рейтингов активности бизнес-ангелов ежегодно публикует «Российская венчурная компания».
Лучше всего обращаться к тем инвесторам, в чей круг интересов попадает ваш стартап, — понять это можно по их последним сделкам. После того как составите шорт-лист подходящих инвесторов, связаться с ними можно через персональные сайты и соцсети. Идеально, если есть общие знакомые, которые смогут вас представить и порекомендовать.
Бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубаторы еще называют акселераторами. Они предлагают программы экспресс-обучения для начинающих проектов. В рамках обучения эксперты помогают стартаперам изучить рынок, отточить концепцию продукта, бизнес-модель и даже найти первых клиентов.
Это также возможность обзавестись полезными связями среди инвесторов. Многие акселераторы после завершения программы проводят для своих проектов демодни, на которые приглашают потенциальных инвесторов — бизнес-ангелов и инвестфонды.
Вот примеры стартап-акселераторов:
Чтобы стать частью программы акселератора, необходимо подать заявку на его сайте и пройти собеседование. Обычно акселераторы проводят один-два набора в год, поэтому регулярно отслеживайте новости на сайтах и в соцсетях, чтобы не пропустить набор участников.
Корпоративные акселераторы. Отличаются тем, что ищут интересные продукты и сервисы для внедрения в рамках конкретной компании, как правило очень крупной.
Итог такой программы — запуск пилотного продукта. От его успешности будет зависеть дальнейшая судьба вашего проекта. Как минимум сотрудничество с крупной компанией станет яркой строчкой в вашем портфолио. А может, корпорация выкупит проект или предложит перейти под свое крыло.
Примеры корпоративных акселераторов:
Набор в корпоративные акселераторы стандартный: нужно подать заявку на сайте, пройти предварительное интервью с аналитиком, а затем очный отбор.
Гранты и конкурсы. Грант — это безвозмездное финансирование, которое стартап может получить от государственных или коммерческих фондов, таких как Фонд содействия инновациям или «Сколково». Чтобы получить грант, проект должен соответствовать требованиям фонда и пройти конкурс.
После выдачи гранта фонд будет отслеживать использование денег по назначению — стартап должен регулярно отчитываться о своих тратах. Грант можно потратить только на заранее согласованные и строго определенные расходы: аренду и ремонт помещения, закупку оборудования и материалов и т. п.
Как получить: подготовить пакет документов и подать заявку на конкурс. Перечень документов у каждого фонда свой, но точно придется представить бизнес-план и учредительные документы своей компании.
Клубы инвесторов. Клуб инвесторов — это сообщество частных инвесторов или бизнес-ангелов. Организаторы таких клубов ищут интересные стартапы и представляют их сообществу на тематических встречах.
Инвестиции от клуба — это, как правило, синдицированные сделки, то есть совместное финансирование сразу несколькими соинвесторами.
Примеры клубов инвесторов:
Как попасть: отправить заявку на сайте клуба или написать основателям через соцсети.
Краудфандинговые площадки. Краудфандинг, дословно «финансирование толпой», — это способ привлечения денег в проект от множества частных лиц через онлайн-площадки.
Примеры таких площадок:
Ни о какой покупке доли в компании здесь речи не идет, как и о крупных суммах. Зачастую краудфандинг — это лишь способ проверить свою идею на жизнеспособность на этапе запуска проекта. Если продукт ориентирован на рядовых потребителей, а его концепция нравится пользователям площадки — они голосуют рублем.
Венчурные фонды. Венчурный фонд — это компания, профессионально управляющая деньгами пула инвесторов. Такие фонды, как правило, ориентируются на международный рынок и вкладывают в стартапы с многократным потенциалом роста.
Если бизнес-ангелы финансируют проект на ранних стадиях его развития, то фонды обычно подключаются на более поздних этапах — когда компании требуется большой объем средств для увеличения присутствия на рынке.
Цель венчурных фондов: совершить через несколько лет успешный «выход», то есть перепродать с выгодой свою долю другому фонду, корпорации или на первичном размещении на бирже — IPO.
Как правило, фонды специализируются на определенных отраслях и географических рынках, поэтому эффективнее всего будет общаться именно с теми фондами, в чей фокус интересов попадает ваш проект.
Чтобы привлечь деньги венчурного фонда, нужно отправить презентацию проекта и сопроводительное письмо по контакту, указанному на сайте фонда. Другой вариант — найти управляющего или аналитика фонда в социальных сетях и написать ему напрямую. Скорее всего, это сработает эффективнее, но только в том случае, если ваше сообщение будет четким, кратким и максимально информативным.
Рейтинг 104 активных венчурных фондов России можно посмотреть здесь.
Пятерка лидеров среди венчурных фондов РФ
Участник | Сделки, шт. | Объем, млн долларов | Чек, млн долларов | Выходы, шт. | Объем фонда, млн долларов |
---|---|---|---|---|---|
ФРИИ | 45 | 1,3 | 0,22 | 12 | 120 |
AltaIR Seed Fund | 38 | 15,0 | 0,40 | 4 | 100 |
Day One Ventures | 27 | 7,0 | 0,30 | 1 | 20 |
Starta Ventures | 26 | 4,0 | 0,15 | 3 | 70 |
Runa Capital: I & II & III | 20 | 33,9 | 1,70 | 4 | 420 |
Привлечение инвестиций на поздних стадиях
Мы рассмотрели самые популярные варианты привлечения инвестиций для стартапов на стадии тестирования прототипа и запуска продаж. Теперь перейдем к вариантам для более зрелых проектов — на стадиях масштабирования и роста, когда спрос на продукт подтвержден, база пользователей велика и выручка стабильно увеличивается.
Инвестиционные фонды / фонды прямых инвестиций. Фонды прямых инвестиций, в отличие от венчурных, инвестируют в более зрелые проекты. Зарабатывает фонд на продаже своей доли по более высокой оценке стратегическому инвестору или во время IPO — размещения акций компании на бирже.
До продажи эти фонды стараются встроить компанию в экосистему остальных своих вложений, чтобы получить синергетический эффект.
Стратегические инвесторы. Стратегический инвестор — это крупная корпорация, которая приобретает компанию, чтобы получить синергетический эффект. Примеры стратегического инвестора — Сбербанк, который в последние пару лет покупал Okko, DocDoc, «Ситимобил», Rabota.ru и другие активы. Или «Яндекс», купивший «КиноПоиск», «Едадил» и Auto.ru.
Чаще всего стратегический инвестор сам находит интересные ему компании и выходит на основателей с предложением о переговорах. Для этого нужно быть на слуху — регулярно публиковаться в СМИ, посещать отраслевые мероприятия и расширять свою сеть контактов. Можно обратиться за помощью к инвестиционным консультантам, которые знакомы с людьми, отвечающими за слияния и поглощения в крупных компаниях.
Если в стартапе уже «сидит» инвестфонд, он будет заинтересован в сделке со стратегическим инвестором, ведь это позволит ему зафиксировать прибыль по инвестиции. Поэтому он сам инициирует переговоры, когда придет время.
Банки. Банковское финансирование — это деньги в долг под конкретные проценты и с заранее определенным графиком погашения. В отличие от инвесторов, банки гораздо более консервативны и соглашаются финансировать только проекты, в платежеспособности которых они уверены. Именно поэтому банки зачастую отказываются кредитовать стартапы на ранних стадиях.
Стандартные требования любого банка: «возраст» компании минимум 6 месяцев, безубыточность, стабильный денежный поток, наличие имущества. Кроме этого, банки почти всегда просят владельцев лично поручиться по кредиту их компании, а отказ воспринимают как неуверенность в будущем своего бизнеса.
Развивайте отношения с банком постепенно, начинайте с более простых продуктов — расчетного счета, выплаты зарплат сотрудникам на счета этого банка (так называемый зарплатный проект) и так далее. У вас будет гораздо больше шансов, что банк одобрит кредит, если у вас уже имеется успешный опыт совместной работы.
Способы поиска инвесторов в интернете
Помимо прямых обращений за финансированием в инвестфонды, банки и клубы инвесторов, полезно быть «на виду» у потенциальных инвесторов с помощью различных пиар-активностей. Публичность повышает шансы быть замеченными, причем не только инвесторами, но и возможными клиентами.
Какие инструменты могут быть полезны:
Разработка условий для инвесторов
Выбор варианта — заем или доля. Стратегически долевое финансирование обходится дороже долгового. Ведь кредит или заем вы берете на время и под фиксированный процент, а в случае с продажей доли прибылью компании придется всегда делиться.
Принимая решение о привлечении инвестора в долю, старайтесь искать не просто деньги, но также экспертный взгляд, управленческие навыки и связи. Опытный инвестор поможет наладить бизнес-процессы.
В случае если вы решили привлечь заемный капитал, условия обычно определяет кредитор. Дальше предприниматель принимает решение, соглашаться на предложенные условия или нет. При этом он должен понимать запас прочности бизнеса — иначе, взяв слишком дорогой кредит, можно загнать проект в долговую яму.
Определение приемлемой процентной ставки для займа. Для этого используется показатель ROA, который показывает рентабельность активов бизнеса. Другими словами, этот показатель служит мерой эффективности компании и показывает, сколько прибыли получает бизнес с каждого рубля, потраченного на формирование его активов.
Чтобы посчитать ROA, мы берем среднее значение баланса компании за год: сумма стоимости активов на начало и на конец года, деленная на 2. Затем делим годовую прибыль предприятия на получившееся число.
Рентабельность активов (ROA) = Прибыль за год / ((Активы на нач. года + Активы на конец года) / 2) × 100%