В чем выражается биологическая сущность человека
Взаимодействие биологического и социального в человеке
Что такое биосоциальная природа людей
Говоря о биосоциальной природе человека, уместно употребить высказывание «Человек рождается как биологическое существо, а развивается – как социальное».
Сущность человека имеет двойственный характер. Человеческому организму свойственны определенные физиологические процессы и потребности, обусловленные природой и присутствующие с момента рождения. Жизнью в обществе объясняется становление личности и приобретение социально значимых качеств, реализация иных потребностей, не связанных с природной средой.
Биосоциальная природа – это неразрывное сочетание биологического и социального начал в человеке, отличающее его от всех живых существ.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Человек как биологическое и социальное существо
Человек, являясь частью природы, обладает рядом биологических свойств. Его организм состоит из органов и систем, постоянно взаимодействующих и функционирующих по определенным правилам. Кроме этих характеристик, человек обладает инстинктами: пищевой, инстинкт самосохранения, родительский. Отказаться от удовлетворения физиологических потребностей организма человек не в состоянии, но, в отличие от животных, он способен действовать вопреки инстинктам (совершить подвиг ради спасения других людей, отказаться от еды в пользу голодающего и т. п.).
Указанные примеры свидетельствуют о проявлении социального начала и подчинении разуму. Человек – единственное существо, наделенное разумом, а потому многие биологические процессы часто обусловлены требованиями социума. В сравнении с другими организмами, человек может преобразовывать окружающий мир и адаптироваться к различным условиям. Полноценное развитие личности происходит только среди других людей в процессе деятельности (учебной, трудовой). Жизнь в обществе способствует возникновению таких потребностей как общение, уважение и признание, труд, познание.
Основные факторы антропогенеза человека
Этап эволюционного развития, в ходе которого произошло выделение «человека разумного» из всех млекопитающих, процесс формирования его физического типа, первичное речевое и деятельностное развитие человека, называют антропогенезом.
Для данного процесса характерны факторы:
К первой группе относят:
Существование в условиях дикой природы на первоначальном этапе своего развития требовало от человека определенных качественных характеристик, которые позволяли бы успешно вести борьбу за выживание. Так, сформировавшееся прямохождение способствовало увеличению обзора и более быстрой реакции на появление опасности. Руки, не задействованные в передвижении, отныне могли выполнять иные функции: хватание, броски, труд. Человек научился изготавливать первые орудия труда, что стало ключевым его отличием от животных.
Развитие головного мозга, стоп, кистей рук – всем этим явлениям содействовали биологические факторы.
Труд стал уже социальным фактором развития человечества. К этой группе факторов относят:
Благодаря первым орудиям, изготовленным людьми, удалось совершенствовать трудовую деятельность. Копья и гарпуны облегчали охоту и рыболовство, делая эти занятия более результативными. Совместный труд и охота объединяли коллектив людей, а необходимость противостоять зверю способствовала формированию речевого аппарата. Свои действия охотники должны были согласовывать друг с другом, а также передавать знания более молодым людям. Поэтому постепенно в древнем сообществе складывается членораздельная речь, упрощающая взаимоотношение членов социума.
Очевидна связь биологических и социальных факторов. Возникновению речи способствовала также наследственная изменчивость, а речевой аппарат и труд обусловили дальнейшее развитие головного мозга.
Биологические особенности
Человек считается существом, занявшим высшую ступень в эволюции животного мира. Он обладает рядом биологических признаков, подтверждающих его природное происхождение:
Множество потребностей человека продиктованы природой: в еде, воде, воздухе, сне, отдыхе.
Социальные особенности
Процесс становления личности называется социализацией, так как тесно связан с социумом. Невозможно развитие человека вне коллектива людей. Благодаря погружению в общественную жизнь, человек приобретает разум и сознание, свободу и чувство ответственности, учится быть полезным окружающим и готовым к труду.
Можно выделить следующие социальные особенности человека:
Как развивается взаимосвязь, схема
По вопросу происхождения человека существует два типа абсолютно противоположных друг другу концепций. Первый подход – биологизаторский, второй – социологизаторский. У каждого варианта есть свои сторонники и множество интересных аргументов о соотношении биологического и социального.
Биологизаторские концепции делают акцент на эволюционных предпосылках природы человека. Представители этого подхода утверждают, что большая часть психических и социальных качеств индивида закладывается биологически. Эволюция человека, освоение им социальных ролей и функций обусловлена биологическими характеристиками, и ни в коей мере не подчиняется социальным факторам. Одним из ярких сторонников биологизаторских концепций был физиолог И.П. Павлов.
Представители социологизаторского подхода дают иную трактовку происхождению и развитию человека. Согласно их мнению, первичны в становлении личности именно социальные факторы, только общество создает человека. Биологические характеристики лишь сопровождают жизнедеятельность человека. Одним из сторонников такого подхода выступал Карл Маркс.
Большинство современных специалистов сходится во мнении, что человек – существо с двойственной природой. В нем одинаково присутствуют биологические и социальные признаки. Их взаимосвязь и взаимодействие можно изобразить в виде следующей схемы.
Биологическое начало выступает предпосылкой к существованию индивида, а сущность человека в полной мере выражают социально значимые качества.
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 2. Человек – биосоциальное существо
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Потребности и мотивы.
3. Способности человека.
4. Человек в системе общественных отношений
Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.
Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.
Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.
Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.
Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческому роду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.
Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.
Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.
Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.
В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.
Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Каждый человек — личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» — неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.
Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.
Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.
Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.
Разбор типового тренировочного задания
_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Правильный вариант/варианты: 1) Человек.
Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Человек, индивид, личность
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Человек как биологический вид
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.
С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.
Животное
Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.
1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.
2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.
3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.
4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Биологическая сущность человека
Социальная сущность человека
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.
Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Вопросы для самопроверки
Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:
Человека от животных отличает:
а) взаимодействие с другими представителями вида,
б) способность преодолевать инстинкты,
в) способность использовать подручные средства как орудия труда.
На формирование личности влияет:
а) воспитание в семье,
б) культурная среда,
в) исторические условия,
г) все перечисленное.
Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:
а) необычный цвет волос,
б) высокий интеллект,
в) творческие способности,
г) все перечисленное.
Что характеризует человека как личность?
а) характер и темперамент,
б) принадлежность к Homo Sapiens,
в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.
Биосоциальная сущность человека
Биосоциальная сущность человека – это неразрывная взаимосвязь биологического начала, обусловленного процессами, проистекающими в природной среде и социальной составляющей в человеке. Люди отличаются от своих четвероногих «собратьев» необходимостью воспроизведения помимо собственной биологической сущности ещё и социального начала. Именно поэтому им приходится ублаготворять не только личные материальные потребности, но также и духовные. Удовлетворение последних обусловлено формированием внутреннего мира человека. Он вырабатывается под воздействием того социума, в котором существует субъект.
Что это такое
Биологическая популяция «гомо сапиенс» являет собой исключительную форму бытия, объединяющую биологическое начало и социальную сущность. Жизнедеятельность его организма базируется на основополагающих биологических процессах, таких как дыхание, питание, выделение, размножение, проистекающих в нём. Именно эти процессы предводительствуют в деле обеспечения жизнедеятельности и жизнеспособности в целом. Отсюда человек разумный представляет собой уникальную разновидность живых организмов. Поскольку он обладает разумом, речью, позволяющей транслировать знания, информацию, ведёт социальный образ бытия, имеет способности к созидательной деятельности.
Итак, в чём проявляется биосоциальная сущность человека? Состоит она в том, что человек разумный сотворён природой и характеризуется определёнными физиологическими потребностями, присущими иным биологическим организмам, при этом он также ведёт социальную жизнь, обладает речью, способен мыслить, и является «творением» социализации.
В противоположность иным видам, которые адаптируются к естественным условиям среды в ходе морфофизиологических трансформаций, люди модифицируют окружающую среду, используя орудия труда, производя одежду, сооружая жилища, культивируя растения, одомашнивая животных, налаживая производство, развивая науку.
Процесс индивидуального созревания человека зиждется на двух вариациях информации. Первая – биологическая информация, зафиксированная в качестве генетической в дезоксирибонуклеиновой кислоте (универсальный механизм хранения, имеющийся в любом организме, служащий для реализации и трансляции информации через поколения). В индивидуальном формировании индивидов благодаря биологической информации определяется специфическая совокупность анатомо-физиологических характеристик, качеств, свойств рознящих его от иных разновидностей живых организмов.
При этом, так как человек наделён речью и разумом, то у него имеется и вторая вариация информации, представленная сочетанием умений и знаний, которые создаются, сберегаются, используются и увеличиваются поколениями индивидов в ходе развития сообщества «гомо сапиенсов». Постижение их людьми происходит по мере их обучения, воспитания, взаимодействия в социуме. Описываемая особенность обусловлена социальной способностью организмов передавать собственные особенности формирования потомству, которая присуща исключительно человеческому социуму.
Сущность биосоциальной природы человека связана с тремя понятиями: личность, индивидуальность и индивид.
Последний термин подразумевает отдельно взятого представителя гомо сапиенс, то есть индивид – это определённый носитель всех биосоциальных черт человечества.
Индивидуальность является уникальным набором психофизиологических черт, а также социальных особенностей, обнаруживающихся в поведенческом паттерне, коммуникациях и деятельности.
Сочетание значимых социальных черт человека образуют личность. Таким образом, биосоциальная сущность человека проявляется: биологическими признаками и социальными навыками.
Биологически гомо сапиенс связан с остальными формами жизни, сходен с иными организмами, а именно:
– анатомо-физиологической структурой (есть костно-мышечный аппарат, нервная система);
– природными (физиологическими) потребностями (дыхание, питание);
– наличием различных инстинктов: самосохранения, поиска пропитания, продолжения рода.
В качестве социального продукта индивид неразрывно взаимосвязан с социумом, поскольку человек может стать человеком лишь через взаимодействие с обществом. Социальная сущность человека обнаруживается в таких чертах, как готовность к социально-полезному труду, сознание, разумность, ответственность. Подтверждением необходимости взаимоотношений человека с социумом является существование одичавших (феральных) людей.
Дикими людьми именуются дети, выросшие в условиях предельной социальной изоляции, то есть с раннего этапа росшие в отсутствии взаимодействия с людьми (либо жили в изоляции, либо воспитывались животными). Такие малыши не имели коммуникаций, опыта социального поведенческого паттерна, не знали любви других людей.
При этом, если до вынужденной социальной изоляции малыши обладали некоторыми навыками социального поведенческого паттерна, то реабилитационный процесс происходит намного проще. Дети, которые провели в «животном царстве» первые годы жизни, освоить человеческую речь, прямохождение, осмысленную коммуникацию практически не в состоянии, даже проведя множество последующих лет среди людей и получая ласку, заботу, любовь сородичей.
Таким образом, в человеке социальная доминанта и биологическое начало пребывают в непростом взаимодействии, обуславливая психическое формирование и уникальность человеческой личности. Именно поэтому сущность человека является биосоциальной.
Для социума человеческий субъект ценен именно наличием социально важных качеств, характеризующих своей совокупностью личность. Личностью нельзя родиться. Разум, самосознание, ответственность являются составляющими личности. Каждая ступень формирования человеческого сообщества выдвигает собственные требования к качествам индивида как личности.
Подводя итоги, можно выделить такие признаки биосоциальной сущности человека, как инстинкты, физиологические потребности, эмоции, строение организма, продолжение рода, адаптационные механизмы – биологические признаки; членораздельная речь, общение, духовные потребности, деятельность в качестве созидательного навыка, сознание, мышление, целеполагание, творчество – социальные признаки.
Примеры
Социальное и биологическое в человеческом естестве органически взаимосвязаны между собой и на современном этапе исторического развития человечества обнаруживаются, прежде всего, в инстинкте самосохранения, размножения, потребности в коммуникативном взаимодействии, любви, дружбе, эмоциональном выражении. В гомо сапиенсе все биологическое становится его наследием (биологическим генофондом), тогда как социальная составляющая не наследуется генетически, а фиксируется в течение нескольких поколений в качестве коллективного опыта (наука, искусство, право, культура). Развитие людей сегодня включает такие доминанты: биологическую доминанту (размножение, половой поведенческий паттерн) и социальную (формирование человеческого социума).
На нынешней стадии развития преобладающей является социальная доминанта, которая отвечает за формирование социального поведенческого паттерна и сказывается на вырабатывании правового мышления. При этом сохранение и воспроизведение гомо сапиенса как вида обусловлено биологической доминантой, определяющей в социуме течение естественного отбора, вынуждая индивидов вступать в «бои» за выживание в «содружестве» себе подобных, что приводит к приобретению «свежих» знаний и коллективного опыта. Социальная составляющая развития возникла только с появлением людей и возникновением первых общественных формирований (коммун).
Ниже приведено ряд примеров, способствующих лучшему пониманию того, что подразумевает понятие биосоциальной сущности человека.
Человеческое тело создано природой, и оно имеет определённые биологические потребности, такие как: сон, еда, тёплая среда, воздух. Четвероногие собратья гомо сапиенса также обладают аналогичными потребностями. Помимо того общим для живых существ, населяющих планету, является анатомическое строение – всё живое, включая и человека, обладает скелетом, мускульной, нервной и кровеносной системами.
При этом отсутствие жёсткого «сценария» биологических свойств предоставило человеку возможность приспосабливаться к разнообразным условиям бытия. Так, к примеру, с рождения детёныши животных управляются инстинктами и выживают исключительно за счёт «подсказок», дарованных природой (кого нужно бояться, что следует кушать).
Человеческие отпрыски после рождения, по сравнению с остальным животным миром, максимально неприспособленны к самостоятельному существованию и заботе о собственной особи.
И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания о мироздании, показывают, как трудиться.
Социум обуславливает наличие качеств, отличающих гомо сапиенс от представителей животного царства, поскольку именно в обществе проистекает процесс социализации, который начинается с семьи: узнавание родных голосов, постепенное взаимодействие со средой, ведущее к более осознанному восприятию и осознанию собственной личности.
Считать человека биосоциальным субъектом возможно лишь после того, как социальная составляющая станет ярко выраженной.
Так, например, индивид с рождения имеет слуховой и речевой аппараты, однако научиться коммуницировать и мыслить он может исключительно через взаимодействие с социумом. Таким образом, гомо сапиенс являет собой часть природы и одновременно прочно связан с социумом. Такая неразрывная зависимость свидетельствует о биосоциальной сущности человека.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»