В чем выражается биосоциальная природа человека
Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ
Человек – существо биосоциальное, а значит подчинено законам двух миров: мира биологического и мира социального.
Человек, в отличие от животного, живет одновременно в этих двух мирах, а не в одном, природном.
Но чего же в нас больше? И в чем природа биосоциальности человека?
Биологического в человеке достаточно много — это:
Социального в человеке также не мало:
Таким образом, можно выделить основные отличия человека от животного: человеческая речь, сознание, способность производить орудия труда и творческая активность
Процесс индивидуального развития человека основан на накоплении биологической и социальной информации.
Биологическая информация отбиралась и сохранялась в процессе эволюции, она зафиксирована в виде генетической информации ДНК. Благодаря этой информации в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других живых существ. Второй вид информации представлен сумой знаний умений навыков (ЗУН), которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в процессе становления человеческого рода. Освоение этой информации происходит в ходе развития, воспитания и обучения индивида в течение всей его жизни.
Отметим очень важную вещь:
наследуются не речь, мышление, действия, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения и развития
Генетические возможности реализуются лишь при условии, что ребенок воспитывается в определенных условиях, с наглядным примером того или иного поведения, иначе говоря если с ним занимаются и общаются.
История о Маугли из одноименной сказки Р. Киплинга, о возвращении человеческого детеныша в свою стаю – это всего лишь миф, красивая сказка, не имеющая под собой ничего общего с реальной жизнью.
Ребенок лишенный человеческого общения в ранние (сензитивные) периоды своего развития навсегда утрачивает многие возможности и способности своего становления.
Если пропустить сензитивный период развития той или иной психической функции – потери будут практически невосполнимы.
Современный человек — это продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.
Очень наглядно сочетание и взаимодействие биологического и социального в человеке показывает пирамида потребностей А. Маслоу.
Мы видим, что базовые, биологические, животные потребности находятся в основании пирамиды, являясь ее базисом. Потребности социальные (любовь, общение, познание и самореализация) идут вверх по нарастающей, чем выше духовно и нравственнее развитее находится человек, тем более высокую ступень реализации своих потребностей он занимает. Но стоит учитывать, что без удовлетворения низших потребностей (сон, еда, движение) невозможно движение вверх.
Таким образом, без биологической составляющей не возможно появление Homo, но без общества, без социума, невозможно становление человека как Homo Sapiens.
В завершение хочется отметить, что и в животном мире встречается много социальных моментов. Изучение социального поведения среди животных – это прежде всего изучение сотрудничества между особями.
Не все виды животных умеют «сотрудничать». Так мотыльки, прилетевшие на свет и крутящиеся вокруг него скорее всего просто привлечены ярким источником, их поведение разрозненно, а не едино. Но например скворцы перед своей ночёвкой, совершают некие «полуобрядные» маневры в воздухе, следуя друг за другом в правильном порядке, что похоже на сверхъестественное общение.
Самым ярким типом социального сотрудничества между особями является привлечение одной особи другой, а также драки, брачные игры и «общение» в процессе всего этого представителей животного мира.
Так же отметим, что у животных существует и разделение труда: как правило, самец охотится, самка – охраняет потомство, но иногда бывает и наоборот, а иной раз партнеры сменяют друг друга.
Но самым ярким и любимым примером социальности среди животных представляют собой, конечно же, дельфины!
Учеными доказано, что звуки, которые издают эти млекопитающие, являются средством общения между ними!
Взаимодействие биологического и социального в человеке
Что такое биосоциальная природа людей
Говоря о биосоциальной природе человека, уместно употребить высказывание «Человек рождается как биологическое существо, а развивается – как социальное».
Сущность человека имеет двойственный характер. Человеческому организму свойственны определенные физиологические процессы и потребности, обусловленные природой и присутствующие с момента рождения. Жизнью в обществе объясняется становление личности и приобретение социально значимых качеств, реализация иных потребностей, не связанных с природной средой.
Биосоциальная природа – это неразрывное сочетание биологического и социального начал в человеке, отличающее его от всех живых существ.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Человек как биологическое и социальное существо
Человек, являясь частью природы, обладает рядом биологических свойств. Его организм состоит из органов и систем, постоянно взаимодействующих и функционирующих по определенным правилам. Кроме этих характеристик, человек обладает инстинктами: пищевой, инстинкт самосохранения, родительский. Отказаться от удовлетворения физиологических потребностей организма человек не в состоянии, но, в отличие от животных, он способен действовать вопреки инстинктам (совершить подвиг ради спасения других людей, отказаться от еды в пользу голодающего и т. п.).
Указанные примеры свидетельствуют о проявлении социального начала и подчинении разуму. Человек – единственное существо, наделенное разумом, а потому многие биологические процессы часто обусловлены требованиями социума. В сравнении с другими организмами, человек может преобразовывать окружающий мир и адаптироваться к различным условиям. Полноценное развитие личности происходит только среди других людей в процессе деятельности (учебной, трудовой). Жизнь в обществе способствует возникновению таких потребностей как общение, уважение и признание, труд, познание.
Основные факторы антропогенеза человека
Этап эволюционного развития, в ходе которого произошло выделение «человека разумного» из всех млекопитающих, процесс формирования его физического типа, первичное речевое и деятельностное развитие человека, называют антропогенезом.
Для данного процесса характерны факторы:
К первой группе относят:
Существование в условиях дикой природы на первоначальном этапе своего развития требовало от человека определенных качественных характеристик, которые позволяли бы успешно вести борьбу за выживание. Так, сформировавшееся прямохождение способствовало увеличению обзора и более быстрой реакции на появление опасности. Руки, не задействованные в передвижении, отныне могли выполнять иные функции: хватание, броски, труд. Человек научился изготавливать первые орудия труда, что стало ключевым его отличием от животных.
Развитие головного мозга, стоп, кистей рук – всем этим явлениям содействовали биологические факторы.
Труд стал уже социальным фактором развития человечества. К этой группе факторов относят:
Благодаря первым орудиям, изготовленным людьми, удалось совершенствовать трудовую деятельность. Копья и гарпуны облегчали охоту и рыболовство, делая эти занятия более результативными. Совместный труд и охота объединяли коллектив людей, а необходимость противостоять зверю способствовала формированию речевого аппарата. Свои действия охотники должны были согласовывать друг с другом, а также передавать знания более молодым людям. Поэтому постепенно в древнем сообществе складывается членораздельная речь, упрощающая взаимоотношение членов социума.
Очевидна связь биологических и социальных факторов. Возникновению речи способствовала также наследственная изменчивость, а речевой аппарат и труд обусловили дальнейшее развитие головного мозга.
Биологические особенности
Человек считается существом, занявшим высшую ступень в эволюции животного мира. Он обладает рядом биологических признаков, подтверждающих его природное происхождение:
Множество потребностей человека продиктованы природой: в еде, воде, воздухе, сне, отдыхе.
Социальные особенности
Процесс становления личности называется социализацией, так как тесно связан с социумом. Невозможно развитие человека вне коллектива людей. Благодаря погружению в общественную жизнь, человек приобретает разум и сознание, свободу и чувство ответственности, учится быть полезным окружающим и готовым к труду.
Можно выделить следующие социальные особенности человека:
Как развивается взаимосвязь, схема
По вопросу происхождения человека существует два типа абсолютно противоположных друг другу концепций. Первый подход – биологизаторский, второй – социологизаторский. У каждого варианта есть свои сторонники и множество интересных аргументов о соотношении биологического и социального.
Биологизаторские концепции делают акцент на эволюционных предпосылках природы человека. Представители этого подхода утверждают, что большая часть психических и социальных качеств индивида закладывается биологически. Эволюция человека, освоение им социальных ролей и функций обусловлена биологическими характеристиками, и ни в коей мере не подчиняется социальным факторам. Одним из ярких сторонников биологизаторских концепций был физиолог И.П. Павлов.
Представители социологизаторского подхода дают иную трактовку происхождению и развитию человека. Согласно их мнению, первичны в становлении личности именно социальные факторы, только общество создает человека. Биологические характеристики лишь сопровождают жизнедеятельность человека. Одним из сторонников такого подхода выступал Карл Маркс.
Большинство современных специалистов сходится во мнении, что человек – существо с двойственной природой. В нем одинаково присутствуют биологические и социальные признаки. Их взаимосвязь и взаимодействие можно изобразить в виде следующей схемы.
Биологическое начало выступает предпосылкой к существованию индивида, а сущность человека в полной мере выражают социально значимые качества.
Биосоциальная сущность человека
Биосоциальная сущность человека – это неразрывная взаимосвязь биологического начала, обусловленного процессами, проистекающими в природной среде и социальной составляющей в человеке. Люди отличаются от своих четвероногих «собратьев» необходимостью воспроизведения помимо собственной биологической сущности ещё и социального начала. Именно поэтому им приходится ублаготворять не только личные материальные потребности, но также и духовные. Удовлетворение последних обусловлено формированием внутреннего мира человека. Он вырабатывается под воздействием того социума, в котором существует субъект.
Что это такое
Биологическая популяция «гомо сапиенс» являет собой исключительную форму бытия, объединяющую биологическое начало и социальную сущность. Жизнедеятельность его организма базируется на основополагающих биологических процессах, таких как дыхание, питание, выделение, размножение, проистекающих в нём. Именно эти процессы предводительствуют в деле обеспечения жизнедеятельности и жизнеспособности в целом. Отсюда человек разумный представляет собой уникальную разновидность живых организмов. Поскольку он обладает разумом, речью, позволяющей транслировать знания, информацию, ведёт социальный образ бытия, имеет способности к созидательной деятельности.
Итак, в чём проявляется биосоциальная сущность человека? Состоит она в том, что человек разумный сотворён природой и характеризуется определёнными физиологическими потребностями, присущими иным биологическим организмам, при этом он также ведёт социальную жизнь, обладает речью, способен мыслить, и является «творением» социализации.
В противоположность иным видам, которые адаптируются к естественным условиям среды в ходе морфофизиологических трансформаций, люди модифицируют окружающую среду, используя орудия труда, производя одежду, сооружая жилища, культивируя растения, одомашнивая животных, налаживая производство, развивая науку.
Процесс индивидуального созревания человека зиждется на двух вариациях информации. Первая – биологическая информация, зафиксированная в качестве генетической в дезоксирибонуклеиновой кислоте (универсальный механизм хранения, имеющийся в любом организме, служащий для реализации и трансляции информации через поколения). В индивидуальном формировании индивидов благодаря биологической информации определяется специфическая совокупность анатомо-физиологических характеристик, качеств, свойств рознящих его от иных разновидностей живых организмов.
При этом, так как человек наделён речью и разумом, то у него имеется и вторая вариация информации, представленная сочетанием умений и знаний, которые создаются, сберегаются, используются и увеличиваются поколениями индивидов в ходе развития сообщества «гомо сапиенсов». Постижение их людьми происходит по мере их обучения, воспитания, взаимодействия в социуме. Описываемая особенность обусловлена социальной способностью организмов передавать собственные особенности формирования потомству, которая присуща исключительно человеческому социуму.
Сущность биосоциальной природы человека связана с тремя понятиями: личность, индивидуальность и индивид.
Последний термин подразумевает отдельно взятого представителя гомо сапиенс, то есть индивид – это определённый носитель всех биосоциальных черт человечества.
Индивидуальность является уникальным набором психофизиологических черт, а также социальных особенностей, обнаруживающихся в поведенческом паттерне, коммуникациях и деятельности.
Сочетание значимых социальных черт человека образуют личность. Таким образом, биосоциальная сущность человека проявляется: биологическими признаками и социальными навыками.
Биологически гомо сапиенс связан с остальными формами жизни, сходен с иными организмами, а именно:
– анатомо-физиологической структурой (есть костно-мышечный аппарат, нервная система);
– природными (физиологическими) потребностями (дыхание, питание);
– наличием различных инстинктов: самосохранения, поиска пропитания, продолжения рода.
В качестве социального продукта индивид неразрывно взаимосвязан с социумом, поскольку человек может стать человеком лишь через взаимодействие с обществом. Социальная сущность человека обнаруживается в таких чертах, как готовность к социально-полезному труду, сознание, разумность, ответственность. Подтверждением необходимости взаимоотношений человека с социумом является существование одичавших (феральных) людей.
Дикими людьми именуются дети, выросшие в условиях предельной социальной изоляции, то есть с раннего этапа росшие в отсутствии взаимодействия с людьми (либо жили в изоляции, либо воспитывались животными). Такие малыши не имели коммуникаций, опыта социального поведенческого паттерна, не знали любви других людей.
При этом, если до вынужденной социальной изоляции малыши обладали некоторыми навыками социального поведенческого паттерна, то реабилитационный процесс происходит намного проще. Дети, которые провели в «животном царстве» первые годы жизни, освоить человеческую речь, прямохождение, осмысленную коммуникацию практически не в состоянии, даже проведя множество последующих лет среди людей и получая ласку, заботу, любовь сородичей.
Таким образом, в человеке социальная доминанта и биологическое начало пребывают в непростом взаимодействии, обуславливая психическое формирование и уникальность человеческой личности. Именно поэтому сущность человека является биосоциальной.
Для социума человеческий субъект ценен именно наличием социально важных качеств, характеризующих своей совокупностью личность. Личностью нельзя родиться. Разум, самосознание, ответственность являются составляющими личности. Каждая ступень формирования человеческого сообщества выдвигает собственные требования к качествам индивида как личности.
Подводя итоги, можно выделить такие признаки биосоциальной сущности человека, как инстинкты, физиологические потребности, эмоции, строение организма, продолжение рода, адаптационные механизмы – биологические признаки; членораздельная речь, общение, духовные потребности, деятельность в качестве созидательного навыка, сознание, мышление, целеполагание, творчество – социальные признаки.
Примеры
Социальное и биологическое в человеческом естестве органически взаимосвязаны между собой и на современном этапе исторического развития человечества обнаруживаются, прежде всего, в инстинкте самосохранения, размножения, потребности в коммуникативном взаимодействии, любви, дружбе, эмоциональном выражении. В гомо сапиенсе все биологическое становится его наследием (биологическим генофондом), тогда как социальная составляющая не наследуется генетически, а фиксируется в течение нескольких поколений в качестве коллективного опыта (наука, искусство, право, культура). Развитие людей сегодня включает такие доминанты: биологическую доминанту (размножение, половой поведенческий паттерн) и социальную (формирование человеческого социума).
На нынешней стадии развития преобладающей является социальная доминанта, которая отвечает за формирование социального поведенческого паттерна и сказывается на вырабатывании правового мышления. При этом сохранение и воспроизведение гомо сапиенса как вида обусловлено биологической доминантой, определяющей в социуме течение естественного отбора, вынуждая индивидов вступать в «бои» за выживание в «содружестве» себе подобных, что приводит к приобретению «свежих» знаний и коллективного опыта. Социальная составляющая развития возникла только с появлением людей и возникновением первых общественных формирований (коммун).
Ниже приведено ряд примеров, способствующих лучшему пониманию того, что подразумевает понятие биосоциальной сущности человека.
Человеческое тело создано природой, и оно имеет определённые биологические потребности, такие как: сон, еда, тёплая среда, воздух. Четвероногие собратья гомо сапиенса также обладают аналогичными потребностями. Помимо того общим для живых существ, населяющих планету, является анатомическое строение – всё живое, включая и человека, обладает скелетом, мускульной, нервной и кровеносной системами.
При этом отсутствие жёсткого «сценария» биологических свойств предоставило человеку возможность приспосабливаться к разнообразным условиям бытия. Так, к примеру, с рождения детёныши животных управляются инстинктами и выживают исключительно за счёт «подсказок», дарованных природой (кого нужно бояться, что следует кушать).
Человеческие отпрыски после рождения, по сравнению с остальным животным миром, максимально неприспособленны к самостоятельному существованию и заботе о собственной особи.
И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания о мироздании, показывают, как трудиться.
Социум обуславливает наличие качеств, отличающих гомо сапиенс от представителей животного царства, поскольку именно в обществе проистекает процесс социализации, который начинается с семьи: узнавание родных голосов, постепенное взаимодействие со средой, ведущее к более осознанному восприятию и осознанию собственной личности.
Считать человека биосоциальным субъектом возможно лишь после того, как социальная составляющая станет ярко выраженной.
Так, например, индивид с рождения имеет слуховой и речевой аппараты, однако научиться коммуницировать и мыслить он может исключительно через взаимодействие с социумом. Таким образом, гомо сапиенс являет собой часть природы и одновременно прочно связан с социумом. Такая неразрывная зависимость свидетельствует о биосоциальной сущности человека.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Общее понятие
Концепция взаимных связей между отдельными особями в популяции носит наименование социальной структуры. Человек представляет собой редкий феномен природных организмов. Он отличается общественной манерой поведения, желанием к созиданию и творчеству. С помощью речи люди передают информацию, умения, навыки. Память хранит и накапливает знания из прошлого, разум приумножает их, соответственно опыту.
Индивид принадлежит к категории homo sapiens, представляет собой природный организм, особь. Идея личности выражает сочетание социальных особенностей, которые появляются у индивидуума в течение жизни и проявляются в поведении и действиях. Определение характеризует субъекта, с общественной точки зрения. Не все люди становятся личностью. Жизнь индивида в родовом строе подчинялась стремлениям первобытного коллектива, поэтому обособленность мышления не проявлялась.
Не относятся к личностям люди с отклонениями в психике и человеческие дети. Ребенок имеет некоторый комплект биологических характеристик и качеств, но до определенного времени у него нет признаков общественного порядка. Из-за этого его действия не ограничиваются социальной ответственностью.
Формирование человека
Личность складывается в условиях социализации, при этом индивид усваивает опыт, накопленный предыдущими поколениями. Субъект приобщается к установившейся структуре общественных отношений и связей. Личность является биосоциальной сущностью человека, заключает в себе сложную бинарную основу, представляет комплексное слияние разумного существа и организма природы. Люди одновременно удовлетворяют духовные и материальные потребности.
Метафизические нужды зависят от особенностей формирования внутреннего мира людей в обществе, где проживает индивидуум, и их коммуникации. Личность передает сознательные образы и мысли другим членам социума посредством речи и языка. Другой формой изложения служит живопись, музыка, иные образные формы.
Формирование Субъекта представляет сложную координационную систему получения обособленных личностных характеристик в некоторых условиях. Становление личности на определенном этапе являет собой придание законченной формы и демонстрирует приобретенный качественный параметр.
Точка совершенствования показывает готовность индивида к деятельности определенного рода:
Пример. Подросток сформировал личностные характеристики в процессе теории и имеет представление об исполнительности, ответственности. Но эти понятия не консолидировались в поведении юноши, парень не воспроизводит их в общественных отношениях. Другим уровнем готовности является случай, когда качества закрепляются не только в сознании, но и работают при контактах в социуме.
Социализация отношений
Обобществление состоит в общении, образовании и воспитании посредством программы социальной ревизии, использования средств информации. Становление происходит в детских учреждениях, семье, в школе преподается обществознание биосоциальной сущности человека. Люди являются природными сущностями и живут по законам естества, но адаптационное развитие они получают только в окружающем социуме.
Институты проводят исследования на тему выявления особенности биологической составляющей человека и влияния этого критерия на становление личности.
Для развития индивида в обществе имеют значение:
Социализация начинается с рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Индивид проходит собственную дорогу и наследственность в этом не имеет значения. Субъект не рождается личностью, а становится ею в процессе жизнедеятельности. Период обобществления считается законченным, когда особь достигает определенного уровня психического и социального становления.
Критерием социализации является разумное управление собственным поведением и возможность отчитываться по итогам своей деятельности. Личность проявляется в случае, когда индивид определяется как субъект действия и при этом у него развивается самосознание разной интенсивности.
Индивидуализация личности
Субъект имеет собственные признаки, которые в плане биологического проявления отличают его от других членов общества. Кратко говоря, в мире нет людей с одинаковыми характеристиками.
К отличительным признакам относятся:
Научное понятие индивидуума означает, что человек существует как обособленная сущность в мире других людей. Нестандартность определяет характеристики человека в качестве одного из многих, но берет во внимание его личные качества. Определение учитывает внешний вид, способ общения и поведения, характер и другие признаки индивида.
Человек в обществе воспринимается, благодаря социально значимым характеристикам, которые в комплексе с обособленными качествами показывают личность. Персона обладает разумом, способностью оценивать действия, себя и других, самосознанием. Каждая веха развития общества предъявляет определенные требования к человеческой личности.
Индивидуальность проявляется в отличии внешних физиологических качеств и систематики сочетаний психологических, нравственных и социальных характеристик общения и поведения. Феномен индивидуальности применяется для показа неповторимости и оригинальности человека. Но в каждом субъекте встречаются общие показатели, которые присутствуют у всех людей, но выражаются и сочетаются в разной степени.
Коммуникационные критерии
Люди приспосабливаются к природе в результате морфологических перемен, переделки окружающего пространства, изготовления и использования орудий труда и войны, одежды, строительства зданий, передачи собственного опыта и навыков предыдущих поколений.
Иные представители млекопитающих также могут передавать знания, но человек научился делать это наиболее эффективно. Начальный опыт накапливания знаний в ограниченном коллективе способствовал победе над холодом, голодом, нападением зверей. Направление отбора в природе планомерно изменялось и на место агрессивности и силы выходила коммуникабельность, способность к труду, внимательность и наблюдательность.
В итоге развивался мозг, улучшался голосовой аппарат, разрабатывалась кисть руки. Изменения вели к разделению труда по силе, возрасту, полу. Люди разделяются на группы, основой градации становятся умения, навыки, ответственность за некоторые обязанности, деление опытом и производство. Возникает социальная система, традиция, религия и законность.
Человек сочетает биологические и общественные факторы, чем отличатся от млекопитающих животных:
Возникновение и становление общественных формаций носит название социогенеза, а все развитие человечества именуется антропосоциогенезом. Бинарная природа людей заключается в том, что социальные навыки надстраиваются на биологический фундамент. Важные факторы жизненной деятельности формируются в обществе и личность проявляется в итоге социализации.
Мышление и речь
Мышлением называется способность осознания сторон мира, которые непосредственно человек не воспринимает. Примером служит оценка прошлого или построение планов. Благодаря этому умению, люди не приспосабливаются к естественному окружению, а переделывают его.
Способность к мышлению проявляется в виде форм:
Речь являет собой сложившийся вид общения индивидов с помощью языка. Элемент деятельности помогает человеку передавать информацию, познавать окружение, компоновать знания для будущих поколений. Первоначально речь призвана организовывать общение. Процесс представляет собой формулировку мыслей с помощью разговора и восприятие языковых конструкций другого индивидуума.
Жизненные потребности
Понятие раскрывает осознанное переживание индивидом объективной нужды в средствах для поддержания организма и развития собственной личности. Потребности бывают осознанными и неосознанными. Первый вид побуждает людей к действиям.
Деление надобностей:
Не всегда нужды человека находят удовлетворение, их возмещение часто зависит от имеющихся ресурсов природы. По своему направлению они не должны нарушать общественные нормативы и обязаны представлять реальное и разумное содержание.
Способности и возможности
Индивидуальные качества говорят о пригодности человека к выполнению полезной работы в обществе. Способности формируются путем обобщения психологических процессов, которые применяются в действиях с закреплением их в виде привычек и навыков.
Признаки, которые получены посредством опыта, наблюдения и других эмпирических восприятий:
Ловкость развивается в процессе сольватации человека с предметами, продуктами, вещами. Способности совершенствуются по спирали, при этом после формирования навыка одного уровня открываются возможности для получения умений другой высокой ступени.
Воля и характер
Понятия взаимосвязаны друг с другом, в воле проявляется мощность характера, его напор, твердость и целеустремленность. Действия бесхарактерного человека зависят от окружающих обстоятельств и не определяются собственными желаниями. Характер представляет собой остов личности, в котором закреплены наиболее стойкие и существенные качества индивида, проявляющиеся в определенном отношении к людям, делу, себе.
Межличностные связи возникают в больших группах, например, классы, сословия, нации. Деловые и личные отношения появляются в малых формациях, например, коллектив, семья, группа. Позиции делятся на официальные, личные, иногда в среде возникают конфликты.
В результате разногласий сталкиваются противоположные интересы, цели, поэтому для погашения ссоры требуется выявление первоначального мотива. Итог конфликта зависит от выбора стратегического поведения индивида, его характера и способности к коммуникативному консенсусу.